Памятка для первой исповеди

Впервые Таинство Причастия принял сам Иисус Христос накануне крестных страданий

Перед тем как выяснить, как подготовиться к причастию, нужно знать, что это за таинство вообще. Впервые его принял сам Иисус Христос. А произошло это накануне крестных страданий Спасителя, прямо перед предательством Иуды и предания Иисуса на мучения.

Спаситель и его ученики собрались в комнате, чтобы совершить пасхальную трапезу. Это был традиционный ужин, который устраивался в каждой еврейской семье, как воспоминание об исходе израильтян из Египта под предводительством Моисея. Эта пасха была праздником избавления от египетского рабства.

Икона, на которой изображен тот самый пасхальный ужин Иисуса Христа вместе с его апостолами, под названием «Тайная вечеря», где Иисус Христос впервые установил таинство святого причащения

Но именно в этот день Господь вложил весь смысл в эту пасхальную трапезу. Это самое событие было описано сразу тремя евангелистами, и получилось такое название как «Тайная вечеря».

Именно на этом пасхальном ужине, Господь устанавливал таинство святого причащения. После Христос идет на страдания и крест, отдает Свое пречистое тело и честную Кровь за грехи всех людей на земле. И теперь это служит вечным напоминанием всем людям, как Господь понес страдания за весь людской род, эта жертва служит причащением Его Тела и Крови в таинстве евхаристии.

Иисус Христом взял хлеб, благословил его и сказа, раздавая его своим апостолам:

Мф. 26: 26–28

Именно так Иисус претворил хлеб и вино в Тело и Кровь Свою, заповедав ее апостолам своим. А уже они заповедовали это епископам и пресвитерам совершать это великое таинство.

Почему необходима исповедь перед причастием

Исповедью называют христианское таинство, которое подразумевает покаяние в совершенных грехах перед Господом. Происходит это чаще всего в церкви перед лицом священника, который прощает исповедующегося именем Спасителя. Священник при этом выступает лишь свидетелем искреннего раскаяния прихожанина. При необходимости обряд исповеди может происходить не только в храме. Такие случаи бывают, когда священник отправляется к тяжелобольным или умирающим прихожанам

Важно помнить, что исповедь не ставит целью судилище над согрешившим. Не является она и простой беседой о человеческом несовершенстве или недостатках

Абсолютно неправильно воспринимать ее как обязательную часть обычая, исполняемую бездумно, «на автоматизме».

Исповедь перед причастием необходима кающемуся для очищения души от греха – грязи духовной. Это искреннее покаяние, идущее из глубин сердца, вызванное потребностью сохранения своей души в чистоте. Человек несовершенен, нет никого среди людей, кто сумел бы прожить без единого греха

Поэтому как ни важно отмывать тело от грязи, еще важнее очищать нетленную душу от греха. Такое «омовение» души от накопившейся духовной грязи возможно только в момент исповеди и покаяния перед причастием

Это важно оттого, что грехи, подобно пыли и саже, наслаиваются на душу и отягощают ее. Человек при этом чувствует себя опустошенным, теряет покой и внутреннюю уверенность. Бремя греха порождает состояние беспокойства и раздражительности, несущий его начинает беспричинно наносить обиды своим окружающим. И лишь покаяние способно возвратить чистоту очерненной неблаговидными поступками душе.

В виде исповеди перед причастием и оставления грехов проявляется любовь и милость Божья к слабому, нетвердому в вере человеку, ищущему спасения от прегрешений. Только искреннее покаяние приносит прихожанам ощущение легкости, благодати, обновления мироощущения, избавления от неприемлемых страстей. Суть таинства исповеди – возвращение в ту чистоту, которая была обретена при крещении.

В последнее время все чаще, особенно через разные сайты интернета, звучит совет непременно заранее составить список своих грехов, обязательно отнести его священнику и после того, как он его разорвет, сжечь

На самом деле чрезмерное внимание к деталям, соблюдение внешней «правильности» без духовной прочувствованности происходящего приводят все эти деяния в большей мере к суеверию, чем к покаянию. Святые отцы говорят, что писать такие списки нет необходимости

Исповедь и покаяние должны литься из души, быть по-настоящему искренними, а не превращаться в заранее написанный по образцу и выученный для отчета доклад

Говорить важно о том, что разъедает душу, своими словами, без запутанных туманных фраз и невнятных намеков. Впрочем, и отказываться от написания списка нет причин

Лист, на котором он написан, называют хартией. Его можно взять с собой на исповедь, чтобы справиться со смущением, которое неизбежно наступает, когда человек оказывается перед священником, рядом с Евангелием и распятием. При этом кающийся, находящийся в большом волнении, может забыть о том, что собирался говорить. В таких случаях можно прочитать грехи, записанные в подготовленной хартии.

Листок для подготовки к исповеди

Такая практика популярна в Православной Церкви, но не является обязательной. Обычно берется обычный листок, который можно всегда носить с собой. Когда замечает человек за собой какой-то грех, но берет и записывает его на листок.

Полезно во время записывания того или иного прегрешения мысленно читать Иисусову молитву: «Господи, милостив буди ми грешном», чтобы помнить о цели этого процесса.

Не нужно один грех писать несколько раз. Просто отметьте для себя, что это согрешение встречается чаще. Подумайте, что можно сделать, чтобы побороть его?

Очень важно не забывать о том, зачем это делается. Ведь часто люди начинают автоматически писать грехи, не думая о раскаянии

Так теряется Благодать Божья и трепет к Таинствам.

О добродетелях

1. Воздержание

Воздержание от излишнего употребления пищи и пития, в особенности от употребления в излишестве вина. Хранение постов, установленных Церковью. Обуздание плоти умеренным употреблением однообразной пищи, от чего начинают ослабевать вообще все страсти, а в особенности себялюбие, которое состоит в угождении плоти.

2. Целомудрие

Уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед, чтения развратных книг и рассматривания постыдных изображений, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и еще более осязания. Скромность. Отвержение помышлений и мечтаний блудных. Молчание. Безмолвие. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия – ум, неколеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия – чистота, зрящая Бога.

3. Нестяжание

Ограничение себя в жизни самым необходимым. Ненависть к роскоши и неге. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на Промысл Божий, что все нужное для жизни будет подано Богом. Спокойствие, свобода духа и беспопечительность.

4. Кротость

Уклонение от гневливых помыслов и от возмущения сердца яростию. Терпение. Последование Христу, призывающему ученика Своего на Кр ест. Мир сердечный. Тишина ума. Твердость и мужество христианские. Неощущение оскорблений. Незлобие.

5. Блаженный плач

Ощущение падения, общего всем человекам, и собственной нищеты душевной. Сетование о них. Плач ума. Болезненное сокрушение сердца. Прозябающая от них легкость совести, благодатное утешение и радование. Надежда на милосердие Божие. Благодарение Бога в скорбях, покорное их переношение от зрения множества грехов своих. Готовность терпеть. Очищение ума. Облегчение от страстей. Умерщвление миру. Желание молитвы, уединения, послушания, смирения, исповедания грехов своих.

6. Трезвение

Усердие ко всякому доброму делу. Неленостное исправление церковного и домашнего правила

Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами, помышлениями и чувствами своими

Недоверие к собственному разуму. Предоставление своих мнений на суд духовного отца. Непрестанное пребывание в молитве и размышлении о Священном Писании. Благоговение. Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Любление нощных бдений, поклонов и прочих подвигов, доставляющих бодрость душе. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.

7. Смирение

Страх Божий. Ощущение его при молитве. Крайнее смирение, видение себя недостойным, повинным праведному осуждению за грехи. Потеря всякой надежды на все и всех, кроме Бога. Глубокое познание себя. Изменение воззрения на ближних, причем они, без всякого принуждения, кажутся смирившемуся превосходнее его во всех отношениях. Явление мудрого простодушия от живой веры. Ненависть к похвале человеческой. Постоянное обвинение и укорение себя. Правдивость и прямота. Беспристрастие. Мертвость ко всему удаляющему от Бога. Умиление. Познание спасительного Таинства, сокровенного в Кресте Христовом. Желание распять себя миру и страстям, стремление к этому распятию. Отвержение и забвение лживых обычаев и слов, лукавства и лицемерия. Восприятие евангельского смирения. Отвержение премудрости земной, как непотребной перед Богом. Презрение всего, что в человеках высоко, то мерзость перед Богом (см.: Лк. 16, 15). Оставление словооправдания. Молчание перед обижающими. Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского.

Учеба на примерах

В книге «Детская исповедь. Как помочь Вашему ребенку» есть много примеров детского Покаяния. Некоторые из них хочу рассказать здесь.
Рассказ иерея Георгия Романенко. Как-то приходит к нему на Исповедь девочка семи-восьми лет. Стоит и молчит. Ну, священник спрашивает о том, в каких согрешениях она кается. Девочка твердо отвечает три раза, что нет у нее грехов и она не раскаивается.
Наверное, тут нужно было сказать о том, какая девочка гордая. Но иерей Георгий, наоборот, с восторгом отозвался, какой чистый ребенок. Это можно было понять, потому что в конце Таинства малышка спросила: «А что это такое?» (о грехе).

«Какая радость – слышать, видеть, чувствовать чистую, правдивую от глубины сердца исповедь этого маленького человека» — пишет священник.

Ещё одна история этого батюшки. Исповедовался у него мальчик. Достает аккуратненько сложенный листок, где детским почерком написано: «Гордость, тщеславие, нелюбовь к Богу…» Понял отец Георгий, что не сам ребенок такие грехи в себе нашел. Посмотрел на маму, а она с довольным лицом смотрит, как сын читает записку. Спрашивает священник у отрока, сам ли он написал все, отрок подтвердил.

Когда спросил, не диктовал ли кто ему эти согрешения, мальчик сознался, что мама. Тогда батюшка попросил искренне покаяться в том, за что действительно стыдно. И тогда были названы самые обычные грехи: не помогал маме, разбил что-то…

После исповеди его мама пришла и начала жаловаться на то, что ребенок ежемесячно ходит каяться, но совсем не исправляется. Заявила, что ее дитя неискренне раскаивается. «Как будто есть у нее прибор для измерения искренности исповеди.»

Очень жаль таких родителей. Им нужно больше объяснять и дольше находить подход, чем к их детям. Поэтому хочу привести в пример слова отца Георгия: «Мы можем подготовить ребенка к исповеди, рассказать ему, что есть плохо, что есть хорошо, что мучит совесть, что не мучит совесть, за что сердце болит, за что не болит, но поучать ребенка тому, как надо каяться, мы не имеем права».

Ещё знаю ситуацию, когда отроковица одна выросла в православной семье. Ей с детства читали Библию, водили в храм, рассказывали о добре и зле. Но, приходя на исповедь, она просто каждый раз говорила на память заученную скороговорку. Никто не делал ей замечания, родители совершенно не интересовались её исповедью. Божье благословение, что когда она подросла, то начала задумываться обо всем этом и не отошла от веры, а начала серьезней относится ко всему этому.

Поэтому и важно знать меру, думать о том, где спросить ребенка, а где смиренно промолчать и дать ему самому идти к Богу своими маленькими, но твердыми шажками. Ведь детские извинения самые искренние и чистые

Последние материалы

  • Протоиерей Павел Островский «Таинство Покаяния. Все об исповеди»
    15.07.2021
  • Архимандрит Василий (Бакояннис) «Что такое исповедь и как к ней приготовиться?»
    22.06.2021
  • Святитель Феофан Затворник «Кающемуся изрекается всепрощение в Таинстве покаяния»
    01.04.2021
  • Святитель Феофан Затворник «Кающийся приступает к Таинству святого причащения»
    01.04.2021
  • О связи войны со страстями с таинством исповеди
    08.12.2020
  • Митрополит Иларион (Алфеев). «Что каждый православный должен знать о причастии. 10 правил» (ВИДЕО)
    25.11.2020
  • Иеромонах Агапий (Голуб). «Об исповеди и причащении детей».
    18.08.2020
  • Преп. Никодим Святогорец, Свт. Макарий Коринфский. О том, что если кто медлит причащаться, то доставляет себе этим большой вред.
    18.07.2020
  • Протоиерей Алексей Уминский. От грехов освобождаемся через покаяние.
    06.05.2020
  • Священномученик Сергий Мечёв. О Причастии.
    09.11.2019

К вопросу о признании в преступлении

Исповедь предполагает признание во всех грехах. Даже включая поступки, которые имеют правовые последствия для кающегося.

Согласно тайне исповеди, основные положения которой даже зафиксированы в законе, показания священника в суде не будут иметь силы. Поэтому, если у человека хватит моральных сил, он может признаться даже в самых страшных поступках.

Тем не менее, это не значит, что священник отнесется к признанию в преступлении нормально и сразу отпустит грех. Батюшка может предложить человеку пойти с повинной в полицию.

Если серьезный проступок имел место, то рассказывать о нем нужно не вскользь и не ограничиваясь общими словами. Священник должен понять, насколько тяжел грех человека.

Примером могут служить следующие варианты исповеди:

  1. Батюшка, в свое время я совершила серьезный грех. Я работала на предприятии в бухгалтерии, и директор уговорил меня пойти на крупное хищение денег. Возможно, из-за моих действий многие люди получили некачественные услуги или товары. Мне стыдно, что тогда согласилась сделать подобное. Я раскаиваюсь в преступлении, и мне искренне жаль, если мой поступок причинил кому-то серьезные проблемы;
  2. В молодости мне несколько раз приходилось торговать наркотиками. Я не делал это на постоянной основе, только когда хотел купить себе новую вещь, так как рос в достаточно бедной семье. Знаю, это никак не оправдывает моего участия в наркобизнесе. Полностью раскаиваюсь и понимаю всю тяжесть совершенного греха;
  3. Друг попросил меня дать ложные показания. Я не смог отказать и из-за этого пострадал другой человек. Теперь все больше мучает совесть, прошу у Бога прощение за это.

Последние материалы

  • Протоиерей Павел Островский «Таинство Покаяния. Все об исповеди»
    15.07.2021
  • Архимандрит Василий (Бакояннис) «Что такое исповедь и как к ней приготовиться?»
    22.06.2021
  • Святитель Феофан Затворник «Кающемуся изрекается всепрощение в Таинстве покаяния»
    01.04.2021
  • Святитель Феофан Затворник «Кающийся приступает к Таинству святого причащения»
    01.04.2021
  • О связи войны со страстями с таинством исповеди
    08.12.2020
  • Митрополит Иларион (Алфеев). «Что каждый православный должен знать о причастии. 10 правил» (ВИДЕО)
    25.11.2020
  • Иеромонах Агапий (Голуб). «Об исповеди и причащении детей».
    18.08.2020
  • Преп. Никодим Святогорец, Свт. Макарий Коринфский. О том, что если кто медлит причащаться, то доставляет себе этим большой вред.
    18.07.2020
  • Протоиерей Алексей Уминский. От грехов освобождаемся через покаяние.
    06.05.2020
  • Священномученик Сергий Мечёв. О Причастии.
    09.11.2019

После исповеди

«Вот, ты выздоровел; не греши больше», – сказал Христос расслабленному (Ин.5:14). То же самое Он сказал и женщине, пойманной в прелюбодеянии: «иди и впредь не греши» (Ин.8:11). Это справедливо и в отношении исповедающего свои грехи священнику. С момента выхода с исповеди ты начинаешь подвиг длиною в целую жизнь – не грешить снова. «Я согрешил так впервые, отче», – сказал один юноша на исповеди. «Не собираешься ли ты опять это делать? Не говори больше так, чадо», – ответил священник.

Если до этого ты грешил, то теперь ты должен исправлять свои дурные поступки хорошими. «Уклонися от зла и сотвори благо» (Пс.33:15). «Господи, Ты видишь, что мои руки чисты от греховных дел», – сказала одна душа Господу. «Чисты, да пусты», – ответил ей Господь.

«Пост – начало покаяния», – говорит свт. Василий Великий. «Мы повреждены грехом: уврачуемся покаянием; а покаяние без поста не полно». Вкушением греховного удовольствия ты огорчаешь Господа, и теперь должен усладить Его трудом поста и напряжённой молитвы. «Виждь же, яко молитвою и постом подобает ти умолити Бога», – говорится в чине монашеского пострига. Поэтому и епитимьи грешникам заключаются в молитве и посте (6-е и 7-е правила прп. Иоанна Постника).

Как проходит таинство исповеди в церкви – что надо делать и с каких слов начать

В православной церкви обычно проводится исповедь на вечернем Богослужении или утром перед Литургией. Хотя в некоторых храмах бывает и во время Литургии, перед причастием (для немощных и детей).

Перед началом исповеди священник кладет на аналой Крест и Евангелие и читает общую молитву. Затем исповедник подходит к аналою и кается в своих грехах перед Господом Иисусом Христом в присутствии священника, как свидетеля, который внимательно слушает. Священник может дать совет исповеднику, чтобы скорректировать его духовную жизнь, особенно если человек пришел в первый раз.

Исповедь можно начать, например, так: «Господи, я согрешил(а)…», а закончить так: «согрешил(а) и множеством других грехов, которых и не упомнишь. Господи, прости меня, каюсь». Это только пример формы исповеди, у всех может быть по разному.

В конце исповеди священник спрашивает имя исповедника и, видя его искреннее раскаяние, возлагает на его наклоненную голову конец епитрахили, осеняет крестным знамением и произносит разрешительную молитву. Грехи прощает сам Иисус Христос. Затем исповедник целует Крест и Евангелие. Если после исповеди человек собирается причащаться Святых Христовых Таин, то он берет у батюшки благословение на причастие.

Но в некоторых храмах благословляется проведение общих исповедей. Здесь батюшка читает список самых распространенных грехов, а затем читает разрешительную молитву или над всеми сразу (исповедники называют свои имена), или над каждым в отдельности, или небольшими группами.

В первый раз лучше исповедаться лично, а не в общей исповеди. Хорошо, если человек сам говорит о своих грехах. Но в некоторых случаях, когда исповедник смущается, боится или забывает, священник может ему помочь. Если нужно исповедать много грехов, то можно их записать на листе бумаги и на исповеди прочитать.

Как происходит исповедь

Данное Таинство возможно после завершения вечернего богослужения  или перед началом утренней литургии. Опаздывать на службу нельзя. Для начала происходит чтение чинопоследования, во время которого священник обращается к тем, кто решил покаяться в своих грехах. Поэтому, если вы опоздали, то в этот день не можете быть допущенными к Таинству. Женщинам нельзя исповедоваться в период критических дней.

Это Таинство проводится непосредственно в храме, поэтому каждый, кто там находиться обязан уважать тайну исповеди, поэтому не надо подходить, мешая исповедующемуся, который рассказывает священнику о своих грехах

Так же важно помнить, что нельзя в один раз рассказывать об одних грехах, а другие беречь до следующего раза. Если вы ранее уже исповедовались, то не нужно в следующий раз повторно говорить о грехах, которые уже были вам отпущены

Для Исповеди нужно выбрать одного духовника. Ходить каждый раз к новым не следует, так как считается, что таким образом вы неосознанно пытаетесь обмануть Бога.

В крупных храмах, куда всегда приходит огромное количество людей, может практиковаться «общая исповедь». При этом священник, читая молитвы, называет самые распространенные виды грехов, а все кто находится рядом, каются в них. После этого, совершается разрешающая молитва, во время которой люди по одному подходят к священнику. От такой исповеди нужно отказаться тем, кто кается впервые или проходил Таинство более года назад. Таким людям лучше выбирать будний день или же найти маленький приход, где возможна индивидуальная исповедь. Когда это невозможно, то просто подойдите во время разрешительной молитвы к священнослужителю и, пояснив это, расскажите о грехе. То же самое должны сделать те, кого тяготит тяжкий грех.

Если во время всеобщей исповеди, вы промолчали о чем-то, то такой грех остается не прощенным. В завершении, все кающиеся должны поцеловать Евангелие и Крест, которые будут здесь находиться.

В помощь кающимся. Из творений святителя Игнатия (Брянчанинова)

Восемь главных страстей с их подразделениями

Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов своих Самим Иисусом Христом.

Православный катехизис

Знай, пишет святой Ефрем Сирин (Слово 55), что есть восемь помыслов, которыми производится все худое: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, безвременная печаль, уныние, тщеславие, гордость. Они-то и ведут брань со всяким человеком.

1. Чревообъядение

Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности Богу, Церкви, добродетели и людям.

2. Любодеяние

Блудное разжение, блудные ощущения и положения души и сердца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные.

3. Сребролюбие

Любление денег, вообще любление имущества движимого и недвижимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах к обогащению. Мечтание богатства. Опасение старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на Его Промысл. Пристрастие или болезненная излишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Любление подарков. Присвоение чужого. Лихва. Жесткосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.

4. Гнев

Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума; непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

5. Печаль

Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

6. Уныние

Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения

Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение

Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехождение с места на место. Частые выходы из кельи, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение ума. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.

7. Тщеславие

Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей

Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы

Стыд исповедовать грехи свои. Скрытие их перед отцом духовным. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

8. Гордость

Конец ознакомительного фрагмента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector