Княгиня ольга. загадки биографии первой русской святой

Княгиня Ольга и Владимир – креститель Руси

Поделиться


Равноапостольная княгиня Ольга. Художник Юлия Горяная.

Бабушка. Когда мы произносим это слово и закрываем глаза, то видим добрую улыбчивую старушку, которая печёт пирожки и возится на природе со своими внуками, пока их родители работают. И всё же угощение сладостями и маленькие послабления в дисциплине, пока мама с папой не видят, не могут восприниматься как главная роль бабушек

Самое важное, чего мы от них ждём, – это помощь в воспитании наших детей. Бабушки и дедушки вместе с матерью неотступно находятся рядом с ребёнком в первые годы его жизни

И в немалой степени именно от них человеку передаются первые представления о мире, о добре и зле.

Княгиня Ольга вряд ли была доброй бабушкой, которая прощала внукам все шалости. После трагической гибели мужа, князя Игоря, от руки древлян, она не только отомстила убийцам, но одна, крепкой рукой управляла большой страной, дожидаясь, пока вырастет её младенец-сын Святослав. Однако и когда он стал мужчиной, забот у Ольги не убавилось. Святослав почти всё время проводил в военных походах, оставив правление Русью на мать.

Она была мудрой и властной женщиной, страна процветала благодаря её решениям. Ольга стала первой из правителей Руси, кто принял христианскую веру. Правила княгиня соответствующе – никто из подданных не мог пожаловаться на её несправедливость, жестокость или неразумность.

Такими же Ольга хотела видеть наследников, среди которых был и Владимир, будущий креститель Руси. Пока отец Владимира, князь Святослав, завоевывал новые земли, Ольга воспитывала в своих внуках уверенность, твёрдую волю и, главное, прививала представления о справедливости и честности. Больше всего она хотела, чтобы её дети и внуки придерживались христианской веры. Ведь Ольга на собственных ошибках узнала, каковы различия между разрушительным язычеством с его человеческими жертвоприношениями и созидающим, стойким христианством.

Владимир почти всё детство провёл в Киеве, рядом с бабушкой. В Ольге он, несомненно, видел не только заботливую и добрую старушку, но уверенную и мудрую правительницу. Он наблюдал за последствиями решений, которые принимала княгиня, и за радостью её подчинённых. Посещал маленький Владимир и храмы, возведённые греками по просьбе Ольги. Детские впечатления не могли не отложиться в душе будущего великого князя. Он с благодарностью впитывал всё, что рассказывала внукам бабушка.


Равноапостольный князь Владимир — креститель Руси. Художник Юлия Горяная.

Воспитание Ольги действительно не прошло даром для Владимира. Правда, сначала он не был идеальным правителем. Воцарившись в Киеве, он возгордился и пошёл по стопам отца и стал приносить жертвы Перуну. Однако князь быстро понял, что это гибельный путь и что Ольга не зря отринула ложную языческую веру. Только спустя годы Владимир смог по достоинству оценить проницательность своей бабушки. И когда он выбирал, в какую веру креститься самому и крестить свой народ, её пример сыграл не последнюю роль.

По легенде, Владимир выслушал послов разных вероисповеданий – иудеев, мусульман, католиков… Больше всего ему приглянулись православные греки. Однако князь спросил совета у бояр, кто им по душе. «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей», — сказали бояре. Тогда у Владимира не осталось сомнений.

Все слышали истории о Крещении Руси в 988 году и Владимире Красно Солнышко. Но мало кто задумывается о том, какую роль в этом сыграла его бабушка – княгиня Ольга. Сегодня и внук князь Владимир и бабушка княгиня Ольга почитаются Православной церковью как святые. А ведь у каждого из нас есть бабушки и дедушки, и они занимают не последнее место в нашей жизни. Они нянчатся с нами, наставляют и внушают доброе отношение к жизни – совсем как когда-то княгиня Ольга своему внуку Владимиру. И в каждом великом человеке — в каждом из нас — обязательно есть частичка того, что с любовью заложили бабушки и дедушки.

Факты о характере княгини

Веяния, культура и традиции того времени не позволяли правителям быть бескостными и мягкотелыми. Суровые языческие правила и образ жизни рождали стойких и жестоких людей, не считающихся с жизнью и интересами своих противников. Но княгиня априори не была слабовольной и беспомощной, ведь жизнь закалила и многому научила её ещё до наделения браздами правления государством.

Опасаясь за жизнь своего ребёнка, которого могли убить либо претенденты на трон, либо древляне, желавшие обезглавить своего закоренелого и более сильного врага — Киевскую Русь, княгиня действовала быстро и хладнокровно, проявив всю твёрдость своего характера, а порой даже жестокость. Но кровожадностью в те времена никого нельзя было удивить. Руководствуясь правом кровной мести, которая поддерживалась традициями этой эпохи, Ольга привела в исполнение свой хитроумный план.

Древляне, воспользовавшись смертью князя Игоря, послали к Ольге гонцов с предложением свадьбы. Это должно было прекратить извечную вражду между двумя землями, однако новая правительница и убитая горем вдова задумала отомстить за своего мужа. Она с почестями приняла сватов у себя, не дав им ничего заподозрить. Усыпив бдительность гостей, она приказала схватить и заживо закопать их вместе с ладьёй, на которой прибыли. Княгиня хотела показать древлянам, что месть за убитого мужа будет намного страшнее и мучительнее.

Но это была лишь малая часть задуманного. Расправившись с первыми посланниками, Ольга отправила гонца в стан врага с требованием прислать ей подобающих сватов. В ответ древляне снарядили в столицу Руси своих лучших мужей, дабы выразить этим признание царице. Гостей приняли в городе с почестями. Прибывших отправили в баню перед приёмом у княгини, где те были заперты и сожжены заживо. Так новоиспечённая правительница лишила своего врага лучших его представителей и сильнейших воинов.

Княгиня Ольга (3)

Во всех этих сложных отношениях внутри и вне Руси, в объективном саморазвитии государства как насущнейший встает вопрос идейного обоснования новых форм общественной жизни. Для Европы такой идеологией становилось христианство. Ощущая потребности крепнущего строя, внутренние, сплачивающие его силы, Ольга всерьез задумывается о христианстве как государственной всеобщей религии.

Это, может быть, важнейшая причина ее заморского посольства, бесед с императором Византии и патриархом. Вторая причина, о которой говорят наши источники,- установление для Руси торговых отношений с Византией, более благоприятных, чем существовали по прежним договорам. В Константинополе Ольга, как сообщает «Повесть временных лет», приняла крещение. Все это ясно из летописного рассказа.

Но была и еще причина посольства, о которой Летописец прямо не говорит, причина, тесно связанная с крещением Руси. Существенный пробел в источниках Лакуна. В нашем повествовании много темных мест. И это — поездка княгини в Царьград, при всей яркой полноте рассказа о ней в летописи,- одно из самых темных мест. Полнота рассказа — кажущаяся.

Автор конечно же может неслышно, не скрипнув дверью, войти в келью Нестора и заглянуть через плечо Летописца, заглянуть, когда он выводит: «Въ лъто 6463 иде Ольга въ греки…» Попробовать увидеть, что за материалы, какие рукописи, какие и чьи свидетельства лежали около него, почему он, «честный Нестор», отвергал одни свидетельства, принимал иные. Может быть, и это наиболее вероятно, еще до Нестора сложился рассказ о поездке Ольги и не было уже возможности у Летописца отойти от сложившейся версии, проверить факты.

Но как бы ни хотелось, не дано заглянуть в келью Нестора. Даже в воображении. При недостаточности и противоречивости (особенно противоречивости) сведений наших автору все равно пришлось бы в этом воображаемом свидании опираться не на то, что знал Нестор, а на то лишь, что знает сам автор. Поэтому следует снова обратиться к тому, чем располагает сегодняшнее знание, историческая наука.

Относительно времени поездки Ольги в Царьград и ее тамошнем личном крещении в науке существуют разные точки зрения. Летописная дата поездки отвергается — не 957 год, а 954 — 955 годы. Говорится и о двух возможных поездках княгини. Дата первой — 946 год (в это время, по «Повести временных лет», Ольга совершает поход на древлян, стоит «все лето» под Искоростенем, осаждая город). Одни известия говорят, что Ольга была крещена в Киеве, в канун своей второй поездки, другие,- что крещение состоялось в Константинополе, как это написано в летописи. Все эти гипотезы аргументированы. Однако византийские источники, подробно рассказывающие о посольстве княгини, прежде всего сам Константин Багрянородный, вовсе не упоминают о ее крещении в Царьграде. Яхья Антиохийский (византийский хронист, современник, далекий от столицы) знает, что Ольга обращалась к императору с просьбой прислать священников на Русь.

Из Царьграда был послан епископ, который в Киеве крестил и саму княгиню, и каких-то еще людей. Яхья дает справку: «Нашел я эти сведения в книгах русов». В одной из работ Г. Г. Литаврина интересно и остроумно, анализом деталей приема Ольги императором, доказывается факт посещения Ольгой Царьграда именно в 946 году. Исследователь полагает, что крещение самой Ольги состоялось все же в Константинополе, но во время ее второго посольства, то есть в 954-955 годах.

Все это весьма любопытно и во всяком случае свидетельствует о том, что наука со времен Нестора на месте отнюдь не стоит. Что же касается нашей темы, то достаточно безразличны и точная дата посещения империи, и даже возможность двух приездов в Царьград

Важно, что поездка (поездки) была связана с крещением Руси и с относящимся к нему таким деликатным сюжетом, как предполагаемый брак Святослава с одной из византийских царевен. Сюжет этот Летописцем окутан в такие легендарные наряды, что лишь с трудом просматривается в пересказе дипломатических переговоров Ольги, которые Летописцу в свою очередь вовсе не хочется раскрывать в их реальных подробностях

Ранняя дата визита — 946 год (Святослав еще ребенок) — дела не меняет: браки, помолвки, во всяком случае, и в таком возрасте были нормой. Ведь речь шла о браке династическом, следовательно, переговоры могли вестись в любом из названных городов.

Крещение Руси

Значение в православии

Святая княгиня Ольга проповедовала веру в Христа и хотела основать епархию на Руси. Вместо языческих святилищ строились храмы. День воздвижения храма Софии Премудрости был церковным праздником. Его центральной реликвией стал деревянный Крест из Животворящего Древа Господня, подаренный в Константинополе после крещения. Храм построили на могиле одного из первых исповедников христианской веры — Дира. Могилу Аскольда Ольга украсила Никольским собором.

Княгиня Ольга преодолевала бунты язычников, среди которых нашлось много приближенных к ней бояр. Чтобы одолеть идолопоклонство, она торопилась создать митрополию. Но Византия отказалась помочь, и княгиня обратилась к Германскому правителю. Епископом Русским был назначен Адальберт Трирский. Но он не смог склонить язычников к христианству. Находиться в Киеве стало опасно для его жизни, и епископ уехал. По дороге несколько его помощников были убиты.

Святая княгиня заложила фундамент русского православия. Ее дело завершил князь Владимир. Ольге не удалось крестить Русь, но суждено было воспитать ее крестителя. Ныне она — покровительница новообращенных в христианскую веру и вдов.

Значение в русской истории

Великая княгиня Ольга вошла в историю как одна из создательниц русской государственности. Она объезжала русские земли, подавляла бунты мелких поместных князей, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов».

Погосты – финансово-административные и судебные центры – стали крепкой опорой княжеской власти в удаленных от Киева землях.

Благодаря великой княгине значительно выросла оборонная мощь Руси. При ней вокруг городов вырастали крепкие стены. Ко времени ее правления историки относят установление первых государственных границ России – на западе, с Польшей.

Киев времен великой княгини был центром притяжения для иноземных купцов; рос за счет каменных строений, порой очень искусных, как, например, городской дворец Ольги. Его фундамент и остатки стен археологи нашли в 70-е годы XX века.

Приняв христианство, Ольга всеми средствами поддерживала немногочисленных христиан Киева: уничтожала языческих идолов, строила храмы, поощряла проповедь Евангелия.

Иконография святой княгини Ольги – традиционная для всех равноапостольных святых. Равноапостольные – те святые, которые служили Господу, просвещая людей светом Христовым. Святую Ольгу традиционно изображают на иконах стоящей. В правой руке у нее – крест, символ проповеди Христовой, которую вели все равноапостольные святые. В левой руке – символическое изображение храма. Еще один традиционный образ княгини – вместе с равноапостольным князем Владимиром.

Памятников святой княгине Ольге существует несколько. Один из самых известных – в Киеве, на старинной Михайловской площади. Это целая скульптурная композиция. В центре – княгиня Ольга, по правую сторону от нее – апостол Андрей Первозванный, по левую – святые Кирилл и Мефодий. Открыли памятник больше ста лет назад – в 1911 году. Скульптурная композиция была элементом большого проекта «Исторический путь» – по всей Украине возводили монументы в честь первых русских князей. По задумке авторов, памятники должны были сформировать своеобразную аллею от Софийской до Михайловской площади. Николай II дал добро на создание этой аллеи и выделил на строительство 10 000 рублей.

В советские годы памятник святой Ольге постигла печальная участь. В 1919-ом статую сбросили с пьедестала и разломали на две части. Боковые скульптуры заколотили досками. Вместо княгини Ольги установили бюст писателя Тараса Шевченко. В 1920-х годах скульптурную композиция и вовсе демонтировали, а на ее месте разбили сквер.

В 1996 году в сквере провели раскопки – археологи нашли некоторые части разбитой фигуры великой княгини Ольги. Куски старого монумента скрепили и поставили в парке скульптур Ивана Кавалеридзе на Андреевском спуске. А композицию на Михайловской площади бережно воссоздали. Работали над воссозданием ученики первого автора памятника – Ивана Кавалеридзе.

В Русской Церкви есть женский орден святой равноапостольной княгини Ольги. В 1988 году его учредил патриарх Пимен и Священный Синод – в честь 1000-летия крещения Руси. По времени учреждения, этот орден – третий в Русской Церкви. Орденом святой равноапостольной княгини Ольги награждают игумений монастырей и светских женщин, которые, так или иначе, служат Церкви и делу христианского просвещения.

Крещение в Киеве в 957-958 гг.

«Хроника продолжателя Регинона» и более поздние византийские источники говорят о крещении Ольги именно в Константинополе при Константине VII. Вероятно, установилась некая традиция, в соответствии с которой было выгодно считать, что русская княгиня приняла христианство именно там и тогда.

Понятно, почему немецкий хронист (предполагают, что им был сам Адальберт) предпочитал утверждать, что Ольга крестилась в Константинополе у императора. Вырвать у православной церкви на сторону католической правителя огромной страны казалось почётно. Не менее понятно, что в 11 веке, уже после крещения князя Владимира, византийским историкам также хотелось считать, будто Ольга приняла христианство из рук басилевса. Ведь таким образом насаждалась идея о давней ориентации Руси на Византию и изначальной зависимости Русской церкви от Константинопольской.

Но, учитывая свидетельства современных событию источников, Ольга, скорее всего, была крещена в промежутке между октябрём 957 года, когда она покинула Константинополь, ещё будучи язычницей, и 959 годом, когда она уже как христианка Елена обратилась к германскому императору.

Вероятнее всего, крещение произошло в Киеве, где и прежде имелись общины христиан. К крещению мог быть причастен клирик Григорий, который был с Ольгой в Константинополе. Учитывая просьбу Ольги-Елены к Оттону I, русская княгиня считала себя связанной с православной церковью не сильнее, чем с католической. Вернее, она ещё не выбрала тогда, на какой церковно-политический центр тогдашнего мира ей лучше ориентироваться.

Предпосылки крещения Руси

Княжна Ольга, будучи мудрой правительницей, понимала, что ее забот о жизни государства недостаточно для того, чтобы окончательно объединить страну. Она все еще состояла из разрозненных частей как территориально, так и духовно — народ поклонялся разнообразным языческим богам.

В второй половине 10-го века Русь оставалась государством, где княжеская власть не была прочной, она удерживалась только с использованием военной силы. Чтобы ее укрепить, было необходимо создавать централизованное государство. Пестрота верований, в числе других причин, мешала этому процессу. Нужна была общегосударственная идеология.

Говоря об Ольге и крещении Руси, нельзя забывать, что многие из соседей, окружавших Древнюю Русь, уже определились с общей религией. Чтобы выделиться среди прочих «варварских» народов, нужно было повышать авторитет Киевского государства. А также следовало налаживать более прочные связи с христианским миром. Ольга понимала это и так же, как и позднее ее внук Владимир Святославович, присматривалась к различным религиям. Она стала подумывать о византийской вере. С чем это было связано? Выбор этот нельзя назвать случайным.

Источники и современники о путешествии и крещении

Едва ли Константин Багрянородный стал бы предлагать Ольге замужество: он уже был женат. Более того, его супруга, Елена Лакапина, была его политической советницей и фактической со-правительницей. Едва ли византийский император стал бы разрушать свой выгодный брак (Елена была дочерью императора Романа I) ради политического союза с «варварской» Киевской Русью.

Давайте подробнее разберем, что пишут разные источники о пребывании Ольги в Константинополе.

Византийские источники

Главным историческим источником о крещении княгини Ольги можно считать записки основного участника событий – императора Константина.

Благодаря его запискам, мы знаем, что супруга императора, Елена, принимала Ольгу отдельно от супруга, на своей половине дворца. Причем первая аудиенция прошла именно между правительницами: с Константином Ольга общалась после того, как отдохнула.

Впрочем, историки предполагают, что вопросы политического брака все-таки поднимались. Правда, не Константином, а самой Ольгой: она хотела устроить династический брак между своим сыном Святославом и одной из византийских царевен. Константин же ответил отказом: отдавать царевну за язычника в его планы не входило. А Святослав, в отличие от матери, к христианству был настроен весьма скептически.

Но, не смотря на отсутствие династического брака, Ольга сумела заключить с Константином мирный договор. Это было выгодно и самим византийцам: императору нужна была мощная военная поддержка для борьбы со своим политическим противником Никифором Фокой.

В честь пребывания русской княгини в Константинополе, Елена Лакапина дала роскошный обед, после которого посольству были вручены богатые дары. Правда, в отличие от русской летописи с перечислением несметных сокровищ, византийские источники указывают более скромное подношение: золотую чашу, изукрашенную драгоценными камнями, наполненную серебряными монетами. Дар по тем временам действительно очень щедрый.

На второй прием к византийскому императору Ольга прибыла уже христианкой. Причем русская летопись, записавшая императора в крестные Ольги, явно приукрашает события. Константин указал, что таинство совершил константинопольский патриарх, а сам басилевс никакого участия в этом не принимал.

Самую достоверную информацию о посольстве Ольги в Константинополь мы можем найти в трактате Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора», а также в немецкой «Хронике».

Так что мы можем сделать вывод, что, русские источники X и последующих веков сильно приукрашают действительность.

Немецкие источники

В отличие от русских источников, где визит Ольги в Константинополь представлен как легендарное действо, немецкие источники были более конкретны в описании.

Известно, что в Царьград княгиня отправилась летом 975 года, на корабле. Она привезла с собой богатые дары, а в дороге ее сопровождала свита, общим числом около тысячи человек. Путь в Византию занял около сорока дней и окончился в бухте Золотой Рог.

Причем императорский двор не сразу принял высокую гостью: приглашения ко двору Ольге пришлось до 9 сентября.

Император принял княгиню в Золотой палате, а церемония была очень пышной. Однако разговора тет-а-тет не состоялось. Более того, император вовсе не проронил ни слова, от его имени говорил специальный придворный.

Правление княгини

Разбираясь в вопросе об отношении княгини Ольги к крещению Руси, нужно отметить, что в летописях много рассказывается о том, что она неустанно находилась в «хождениях» по русским землям. Она занималась построением политической и хозяйственной жизни в государстве. Среди ее достижений отмечаются:

  1. Укрепление власти Киевского князя.
  2. Усовершенствование системы взимания налогов.
  3. Централизация управления при помощи системы погостов.

Погосты в то время являлись на Руси административно-территориальными единицами, они ассоциировались с местом, где останавливался князь с дружиной во время сбора дани. Оно называлось погостьем, своего рода постоялым двором, образовавшись от слов «гость», «гостить». Позднее в эти единицы стали входить несколько населенных пунктов, а еще так называли центры этих поселений. С распространением христианства в них стали строиться церкви.

Память о святой княгине Ольге

  • В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня, а также два памятника княгине.
  • Со времен Ольги и до 1944 г. на реке Нарве существовал погост и деревня Ольгин Крест.
  • В Киеве, Пскове и в городе Коростень поставлены памятники княгине Ольге. Фигура княгини Ольги присутствует на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.
  • 3 января — День памяти святой княгини Ольги.
  • В честь княгини Ольги назван залив Ольги Японского моря.
  • В честь княгини Ольги назван посёлок городского типа Ольга Приморского края.
  • Ольгинская улица в Киеве.
  • Улица Княгини Ольги во Львове.
  • В Витебске в центре города при Свято-Духовом женском монастыре находится Свято-Ольгинская церковь.
  • В Соборе Святого Петра в Ватикане, справа от алтаря в северном (русском) трансепте, помещено портретное изображение княгини Ольги.
  • Свято-Ольгинский собор в Киеве.
  • Ольгинский храм в городе Коростень.
  • Ордена:
    • Знак отличия Святой равноапостольной княгини Ольги — учреждён императором Николаем II в 1915.
    • «Орден княгини Ольги» — государственная награда Украины с 1997.
    • Орден святой равноапостольной княгини Ольги (РПЦ) — награда Русской Православной Церкви.

Памятник княгине Ольге и Владимиру в Пскове, автор Вячеслав КлыковПамятник княгине Ольге, Св. Апостолу Андрею Первозванному и равноапостольным Кириллу и Мефодию в КиевеСобор Святой Ольги в КиевеХрам Святой Ольги в ПриморьеОльгинская часовня в ПсковеЗалив ОльгиНа почтовой марке Украины, 1997 годКнягиня Ольга на украинской памятной монетеОльжины купальни, Коростень

В художественной литературе

  • Антонов А. И. Княгиня Ольга : . — М. : ТЕРРА — Кн. клуб, 1999. — 350 с. — (Избранницы судьбы). (переизд. 2006, 2007, 2011)
  • Борис Васильев. Ольга, королева русов. — М.: Вагриус, 2002. — 304 с. X.
  • Виктор Грецков. «Княгиня Ольга — болгарская принцесса».
  • Михаил Казовский. «Дочка императрицы».
  • Алексей Карпов. «Княгиня Ольга» (серия ЖЗЛ) — М.: Молодая гвардия, 2009.
  • Светлана Кайдаш-Лакшина. (роман).»Княгиня Ольга»
  • Алексеев С. Т. Аз Бога ведаю! : Роман. — М.: ОЛМА-Пресс, 2000. — 557 с. — 5000 экз. (переизд. 2003, 2004, 2007, 2008, 2010)
  • Николай Гумилёв. «Ольга» (стихотворение).
  • Симона Вилар. «Светорада» (трилогия).
  • Симона Вилар. «Ведьма» (4 книги).
  • Елизавета Дворецкая «Ольга, лесная княгиня», «Ольга, княгиня русской дружины» (ЭКСМО, 2015 г.)
  • Олег Панус «Щиты на вратах» (Спутник, М. 2013 г.)
  • Олег Панус «Властью единые» (Спутник, М. 2016 г.)
  • Миладин Апостолов «Великата княгиня Елена-Олга» (Български писател, София, 2009)

Кинематограф

  • Легенда о княгине Ольге (1983; СССР) режиссёр Юрий Ильенко, в роли Ольги Людмила Ефименко
  • Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой (2005; Россия) режиссёр Булат Мансуров, в роли Ольги Элина Быстрицкая.
  • «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко», Россия, 2005. В роли Ольги Элина Быстрицкая

В мультфильмах

  • Страницы Российской истории. Земля предков (1994; Россия) режиссёр Александр Гурьев, Ольгу озвучивает Наталья Ченчик.
  • Князь Владимир (2006; Россия) режиссёр Юрий Кулаков, Ольгу озвучивает Анна Каменкова.

Балет

«Ольга», музыка Евгения Станковича, 1981 год. Шёл в Киевском театре оперы и балета с 1981 по 1988 год, а в 2010 году поставлен в Днепропетровском академическом театре оперы и балета.

Принятие христианства

Великая княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру. Однако после ее крещения княжеская дружина и весь народ оставались еще язычниками. Даже сын будущей святой, великий князь Киевский Святослав Игоревич, не был христианином.

Согласно «Повести временных лет», Ольга крестилась в 957 году в столице Византии — Константинополе. Она отправилась туда, поручив Киев сыну Святославу, который к тому времени подрос и мог управлять государством. В Царьграде император Константин VII Багрянородный и патриарх Константинопольский Феофилакт крестили русскую княгиню лично: «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I».

На христианском Востоке было принято крестить в честь какого-либо святого, а имя Ольга было в то время еще языческим, поэтому ее крестили в честь матери императора Константина Великого Елены. Правда, теперь, имея святую с именем Ольга, христиане могут называть в честь нее своих детей.

Патриарх напутствовал Ольгу словами: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих».

***

Как известно, княгиня Ольга славилась разумом и красотой. К моменту крещения она была вдовой. Согласно летописной легенде, византийскому императору Константину русская княгиня так понравилась, что он захотел взять ее в жены. Но Ольге это пришлось не по сердцу, она отвергла притязания императора, сославшись на то, что она язычница, а он христианин, и такому браку совершаться не подобает. Когда же Ольгу окрестили (император Константин стал ее крестным отцом), он у нее спросил: «Ну, теперь ты христианка, теперь ты пойдешь за меня?» На что она ответила: «Нет, теперь я твоя крестная дочь, и в брак мы с тобой вступить не можем». Константин похвалил ее за разумность, богато одарил и отпустил домой.

Правление

В момент, когда древляне убили мужа Ольги, Игоря, их сыну Святославу было всего три года. Женщина была вынуждена взять власть в свои руки, пока сын не вырастет. Первое, что сделала княгиня – отомстила древлянам.

Они сразу после убийства Игоря прислали к Ольге сватов, которые уговаривали ее выйти замуж за их князя – Мала. Так древляне хотели объединить земли и стать самым большим и могущественным государством того времени.

Первых сватов Ольга закопала живьем вместе с ладьей, убедившись, что они понимают, что их смерть страшнее смерти Игоря. Малу же княгиня отправила сообщение, что достойна лучших сватов из сильнейших мужей страны. Князь согласился, и этих сватов женщина закрыла в бане и сожгла живьем, пока они мылись для встречи с ней.

Позже княгиня приехала с малочисленной дружиной к древлянам, чтобы по традиции справить тризну на могиле супруга. Во время тризны Ольга опоила древлян и велела солдатам рубить их. В летописях указывается, что древляне тогда потеряли пять тысяч бойцов.

В 946 году княгиня Ольга пошла в открытый бой на землю древлян. Она захватила их столицу и после долгой осады, применив хитрость (с помощью птиц, к лапам которых были привязаны зажигательные смеси), сожгла весь город. Часть древлян погибла в сражении, остальные покорились и согласились платить дань Руси.

Так как выросший сын Ольги большинство времени проводил в военных походах, власть над страной была в руках княгини. Она провела много реформ, включая создание центров торговли и обмена, которые позволили проще собирать подать.

Благодаря княгине на Руси зародилось каменное строительство. Посмотрев на то, как легко горят деревянные крепости древлян, свои дома она решила построить из камня. Первыми каменными зданиями в стране стали городской дворец и загородный дом правительницы.

Ольга установила точный размер налогов с каждого княжества, дату их выплаты и периодичность. Назывались они тогда «полюдья». Все подвластные Киеву земли были обязаны его платить, и в каждой административной единице государства был назначен княжеский администратор — тиун.

В 955 году княгиня решила принять христианство и крестилась. Согласно одним источникам, она крестилась в Константинополе, где ее лично крестил император Константин VII. Во время крещения женщина приняла имя Елена, но в истории по-прежнему больше известна как княгиня Ольга.

Она вернулась в Киев с иконами и церковными книгами. Первым делом мать захотела крестить своего единственного сына Святослава, но тот лишь насмехался над теми, кто принимал христианство, но никому не запрещал.

За время правления Ольга построила десятки храмов, включая монастырь в родном Пскове. Княгиня лично отправилась на север страны, чтобы крестить всех желающих. Там она уничтожала все языческие символы и ставила христианские.

Дружинники с опаской и неприязнью отнеслись к новой религии. Они всячески подчеркивали свою языческую веру, старались убедить князя Святослава в том, что христианство ослабит государство и его необходимо запретить, но он не хотел перечить матери.

Ольга так и не смогла сделать христианство основной религией. Дружинники победили, и княгине пришлось прекратить свои походы, закрывшись в Киеве. Она воспитывала сыновей Святослава в христианской вере, но не решилась крестить, опасаясь гнева сына и возможного убийства внуков. Она тайно держала при себе священника, чтобы не давать повода для новых гонений людей христианской веры.

В истории нет точной даты, когда княгиня передала бразды правления государством своему сыну Святославу. Он часто был в военных походах, поэтому, несмотря на официальный титул, страной правила Ольга. Позже княгиня отдала сыну власть на севере страны. А, предположительно, к 960 году он стал правящим князем всей Руси.

Влияние Ольги будет ощущаться во время правления ее внуков Ярополка Святославича и Владимира Святославича. Они оба были воспитаны бабушкой, с младенчества привыкли к христианской вере и продолжили становление Руси на путь христианства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector