Святитель васи́лий великий, архиепископ кесарийский (каппадокийский)

Чудеса и добрые дела

Жизнь Василия Великого обросла легендами. Православные верят, что мужчина был свидетелем и исполнителем нескольких чудес. Однажды к святому обратилась женщина, которую притеснял начальник. Но на письмо, написанное Василием, обидчик ответил грубо. Тогда великий угодник напророчил ему, что вскоре сам будет спасаться от гнева вышестоящих лиц. И действительно, спустя время начальник попал в опалу к царю.

Добрые дела Василия Великого

Во время Персидской войны Василий самозабвенно молился перед иконой Пресвятой Богородицы, у ног которой изображался великомученик Меркурий – воин с копьем. Мужчина просил, чтобы святые не допустили возвращения живым с войны Юлиана Отступника. Вдруг Меркурий исчез, а когда появился, с копья его капала кровь. Позже гонцы принесли весть, что Юлиана на войне серьезно ранили.

Василий обладал необычным даром: во время литургии золотой голубь, висевший над святым престолом, три раза сотрясался, свидетельствуя о появлении Святого Духа. Но как-то раз птица не подала знака, а Василий задумался и понял, что причина в диаконе, который посмел на службе смотреть в строну красивой женщины.

Золотой голубь Василия Великого

Священник посадил диакона на жесткую епитимию, а перед алтарем повелел соорудить перегородку, чтобы женщины не могли смотреть на него во время богослужения. С тех пор голубь не переставал возвещать о сошествии Святого Духа.

Еще одно предание гласит, что Василию удалось избежать изгнания по божественному провидению. В день Богоявления Господня в церковь, где он служил, явился царь Валент. Увидев красоту убранства и порядок в храме, настолько восхитился, что проникся расположением к святому угоднику.

Однако, уехав домой, враги Василия склонили правителя изгнать борца с арианами. Во время подписания соответствующего указа под Валентом закачался стул и сломалась трость, которой ставят подпись. После того как треснула третья трость, император испугался и уничтожил приговор.

Василий Великий и голубь

Василий снискал славу доброго человека, готового прийти на помощь нуждающимся, даже если его самого ждет при этом наказание. Известна история о спасении юной и богатой вдовы Вестианы, которую епарх Евсевий пытался насильно выдать замуж за одного сановника. Девушка не желала терять вдовью чистоту и бросилась с мольбами о помощи к Василию.

Архиерей успел отправить беднягу в девичий монастырь, как тут же прилетели гонцы Евсевия с требованиям выдать непокорную беглянку. Тогда Василия уличили в прелюбодеянии и обыскали опочивальню. Рассерженный епарх обещал святителя отправить на великие мучения. Прознав о том, что Василия хотят наказать, народ с оружием кинулся к дворцу Евсевия. В итоге святой вернулся в собственную обитель живым и невредимым.

Житие святого Василия Острожского

28 декабря 1610 года православная семья Петра и Анастасии Йованович пополнилась еще одним ребенком – мальчиком, названным Стояном. С раннего детства будущий митрополит изучал Божье слово, посещал церковные богослужения, придерживался поста.

Когда Стояну исполнилось 11 лет, родители отправили его учиться под крыло родного дяди мальчика – игумена Серафима, возглавляющего Завальский монастырь. Здесь можно было обучаться ремесленному делу, изучать Священное Писание и другие богословские книги. Чтение божественной литературы еще больше укрепило в юноше любовь к Богу, вызвав желание стать монахом.

Прожив в Завальской обители до 1625 года, Стоян перебрался в монастырь Пресвятой Богородицы Тврдоша, где принял постриг под именем Василий. Позже он получил диаконский, а затем и священнический чин.

Через время преподобный отправился к Черногорскому митрополиту Мардарию в Цетинський монастырь. Но между ними возникли разногласия из-за усиления латинского влияния и распространения униатской ереси, на которую не обращал внимания митрополит.

Настойчивость святого Василия привела к тому, что его пытались оклеветать, обвинив в сожительстве со служанкой. Тогда и сотворил первое чудо святитель, повелев новорожденному малышу служанки произнести имя истинного отца, которым оказался Мардарий. Оправданный Василий вернулся в Тврдош, где вскоре принял архимандритский сан.

Во время управления Тврдошской обителью преподобный Василий пытался как мог облегчить бедственное положение церкви. Для этого он отправился в русские земли для получения помощи от братского народа. Из своего путешествия святитель привез многочисленные дары: церковную утварь, крупные денежные средства. Все это было отдано обнищавшим православным храмам Герцеговины и нуждающимся людям. Через время святой Василий решил совершить паломничество на Святую Афонскую гору, где прожил около года.

После возвращения святого Василия с Афона состоялось собрание сербских архиереев под руководством патриарха Паисия, которое приняло решение рукоположить преподобного Василия в епископский сан, назначив Требинським митрополитом.

Это было время сильнейшего угнетения сербского народа турками. Деятельность святителя вызывала недовольство турецких властей. Кроме того, против святого строили козни собратья по вере. Все это вынудило епископа переехать в Острожскую пустынь. Здесь митрополит возвел новые храмы, управляя своей епархией из Острога на протяжении 15 лет.

Смерть настигла преподобного 29 апреля (по старому календарю) 1671 года. Перед кончиной святого келья, где находился отец Василий, озарилась чудесным сиянием. Останки святого были погребены под храмом Введения Пресвятой Богородицы.

Народные традиции в день святителя Василия Великого

Канун Васильева дня в народе назывался Васильевым вечером. У северо-западных славян он получил название «щедрого», «щедрухи», «богатого», потому что в этот вечер доставали из кладовых самое лучшее; в центральной и южной России — «Авсень», «Овсень», «Усень», «Таусень». Любимым святочным развлечением для молодежи были гадания, самыми верными и действительными они считались как раз под Новый год, в Васильев вечер. К этому дню были приурочены все виды гаданий, несмотря на то, что благочестивыми людьми это почитается за великий  грех. Почти все способы гадания имеют одну цель — узнать, скоро ли, куда и за кого выдадут замуж (или на ком женят) и как сложится жизнь в чужой семье.

Святителя Василия Великого почитали за покровителя свиней, поэтому в народе этот праздник называли еще свиным. На праздник резали скот, кололи так называемых «кесаретских» поросят (по имени Василия Великого, архиепископа Кесарийского), чтобы стол был сытным, мясным и поговаривали: «Свинку да боровка для Васильева вечерка». Одним из главных блюд являлась фаршированная свиная голова: «В Васильев день — свиную голову на стол!». «Не чиста животина свинья, — можно услышать в народе, — да нет у бога ничего нечистого: свинку-щетинку огонь палит, а Василий зимний освятит!». Зажаренный кесаретский поросенок считается как бы общим достоянием: все желающие односельцы могут приходить и есть его, причем каждый из приходящих должен принести хоть немного денег, которые вручаются хозяину, а на другой день передаются в приходскую церковь и поступают в пользу причта. Обычай требует, чтобы кесаретский поросенок непременно был жареный и подавался на стол в целом виде (неразрезанным), хотя бы по величине он походил на большую свинью. Перед едой старший в семье поднимает чашку с поросенком вверх до трех раз, приговаривая: «Чтобы свиночки поросились, овечки ягнились, коровушки телились».

По народному обычаю богатый стол в Васильев день обеспечит хозяину достаток на весь год

Также на стол обязательно подавали кутью. В отличие от кутьи на Рождественский сочельник («постной») и Крещенский («голодной») она была «богатой», в нее добавляли сливки, масло, миндаль, грецкие орехи. Стол не уступал по своему ассортименту яств рождественскому застолью. Множество обычаев было связано в народном воображении с Васильевыми вечерами. И теперь местами соблюдаются такие обычаи, как варка «Васильевой каши», засевание зерна или хождение по домам.

Картина Александра Мицника

После праздничного обеда бытовала традиция ходить к соседям и знакомым и просить друг у друга прощения. Особенно популярен Васильев день был у молодых людей. Они могли вновь посвататься, если ранее получили отказ. Детям в этот день нравилось рассыпать по избам зерна ярового хлеба: «засев» был своего рода обрядом. Хозяйки потом собирали зерна и хранили их для посева. Садоводы также особо молились святителю Василию Великому, прося сохранить плодовые деревья от вредителей. В некоторых местах бытовал обычай отряхивать в этот вечер деревья с присказкой: «Как отряхиваю я белпушист снег, так отряхнет червя-гада всякого по весне святой Василий!»

Как изображают святителя на иконах

Святые благоверные князья Константин, Феодор и Михаил Муромские, с житием. Казанцев А.И. 1714 г. Дерево, темпера. Муромский историко-художественный музей, Муром, Россия

Иконография святого так же, как и летописные повествования, объединяет его образ со святыми Муромской земли. Связующее звено здесь — всё та же чтимая икона Божьей Матери. Священный образ избавил от расправы язычниками благоверного князя Константина, икона стала оплотом и для Василия Рязанского.

Интересный факт

Отражением летописных источников, объединяющих Муромских святых и епископа Василия Рязанского можно считать икону «Константин, Михаил и Феодор в житии». По некоторым источникам, она была создана в 1714 году и считается самым ранним изображением святого. Автор — муромский иконописец Александр Казанцев.

Образ святителя как отражение житийной истории об изгнании его из Мурома лег в основу иконописного сюжета, в котором содержится изображение святого, плывущего на своей мантии. В правой руке — икона Богородицы, в левой — посох — символ архиерейского служения.

По преданию, икона Муромской Богоматери была принесена из Киева. Икону с изображением перемещения святителя по водам на своей мантии исследователи относят к 19 столетию. Она имеет множество реплик и этот сюжет наиболее часто встречается в иконографии святого.

Свт. Василий Рязанский. Икона XIXв. Рязань.

Совсем иным предстаёт иконографический тип епископа в одном из более ранних изображений святого. На ней отсутствует изображение иконы Муромской Богоматери. В левой руке – закрытая книга, которая символизирует Слово Божие; перста правой руки сложены в молитвенном жесте — именословном благословении, образуя тем самым монограмму имени Иисуса Христа. Такое благословение на иконах встречается чаще всего.

Это изображение считается самым редким из всех иконописных образов, связанных с Василием Рязанским. В музейных собраниях значатся и миниатюры с изображением святого, относящиеся к началу XX века.

О чем молятся святому верующие

На протяжении восьми столетий люди идут поклониться Первосвятителю земли Рязанской. Поток страждущих не останавливался даже в самые тяжелые для православной церкви времена. Не иссякает количество паломников и сегодня. Чаще всего обращаются к нему те, кто отправляется в далекий путь, особенно по водам, веруя, что он убережет на суше – от напасти, на водах – от потопления. И, конечно, ищут покровительства в минуты, когда захлестывает поток житейских невзгод и неправедных мыслей.

Обращаясь к примеру святого старца, с самого раннего возраста учится Закону Божию и молодое поколение. С 1996 года открыта Рязанская православная гимназия во имя святителя Василия Рязанского.

Житие святого Василия Рязанского

О святом Василии, как о четвертом епископе Рязани, упоминается в Лаврентьевской летописи. К сожалению, о нем немного известно: первое описание жизни было составлено только в XVI веке иноком Ермолаем, известным публицистом.

Известно, что Василий Рязанский принял постриг в Муроме, там же через некоторое время был рукоположен в епископа. Согласно жизнеописанию, участие в этом принял князь Георгий Ярославович.

Через некоторое время жители обвинили епископа в постыдном и недостойном поведении: многие видели, как в его покои заходит босая и полуобнаженная девушка. Это был сам дьявол, решивший подорвать у людей веру в епископа. Ожесточенные люди потребовали казнить Василия, но тот попросил дать ему времени до 3 часов утра.

Василий Рязанский всю ночь провел в молитве, совершил всенощное бдение, отслужил литургию и молебен перед чудотворной иконой Богоматери. Затем в 9 часов утра он вышел к Оке и расстелил на воде мантию епископа. Затем он встал на ткань, держа в руках икону Богоматери, и поплыл как на плоту до Старой Рязани – столицы одноименного княжества. В Рязани он был уже в 3 часа дня, как раз к вечерне, хотя расстояние между городами составляет более 200 км.

Сохранилась легенда, что рязанский священник, служащий богослужение, никак не мог начать его. Он молчал, пока Господь не вразумил его. Священник предсказал, что скоро к ним придет праведный епископ Василий, которого они должны почитать.

Кафедра также была перенесена в город, а когда тот был разрушен, перешла в Переяславль Рязанский (современная Рязань). Совершенное чудо часто изображали на иконах.

Святой был любим мирянами и почитался ими. Его днями памяти являются 23 июня и 16 июля.

Святая Макрина

Девочку при рождении назвали Феклой, но все звали ее в честь бабушки, которая пострадала от гонения на православных, Макриной. Мать Емилия сама занималась обучением дочери. Она приобщала ее к изучению священного писания и псалмов, обучала искусству рукоделия и ведению хозяйства по дому.

Когда девочка достигла брачного возраста, она обручилась с юношей из порядочного семейства. Но жених скоро умер, и Макрина выбрала жизнь девственницы, помогала матери в домашних делах и воспитании детей. Она была лишена праздности и не играла в куклы. После кончины отца стала опорой для матери.

Когда все дети выросли, и определись в жизни, она уговорила мать вместе поселиться в женской обители. Макрина не имела ничего из вещей и спала на голых досках. Ее уважали монашки за кротость и воздержание. Святая обладала даром исцеления, вылечила бельмо на глазу девочки одним прикосновением губ. Благодаря молитвам святой в женской обители всегда была пшеница. Когда Макрина умерла, ее похоронили рядом с родителями.

Предсмертная молитва святой Макрины сестры Василия Великого:

Смотрите еще видео с молитвой святому Василию:

Популярное за 7 дней

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Великий архиерей

Вскоре и святой Василий, и святой Григорий становятся священниками, а потом и епископами. В сане епископа талант святого Василия раскрывается во всей своей полноте. Он был пастырем по призванию, по своему естеству; в пастырстве был смысл его жизни. Как пишет А.Л. Дворкин в книге «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви»: «Великий пастырь, св. Василий был и великим церковным политиком. Ему приходилось о многом умалчивать, проявлять гибкость и мягкость в вопросах второстепенных, чтобы отстоять главное, и находить новые формы выражения веры Церкви, чтобы объединить и примирить всех…

Св. Василий был великим организатором монашеской жизни — он одним из первых теоретически обосновал монашество, определил его место в Церкви, сформулировал многие правила монашеской жизни… Св. Василий рекомендовал общежительное монашество, как самое полезное для души, хотя не отрицал и отшельнической жизни. В монашестве каппадокийский пастырь видел стремление к евангельскому идеалу. Но так как все возможные духовные дары без любви — ничто, а Евангелие не отделяет любви к Богу от любви к ближнему, то отшельническая жизнь гораздо менее совершенна, чем жизнь члена общины… Основной заповедью для подвижников должна быть любовь, и от напряженной, закаленной в подвиге любви ожидал Василий Великий мира для мира.

Именно эта любовь руководила св. Василием всю его жизнь; она и сделала его одним из тех миротворцев, о которых говорит Господь в Нагорной проповеди; в ней корни его необычайной милости, его активности в доброделании…»

Несмотря на свою гибкость и уступчивость, святитель Василий занимал бескомпромиссную позицию, когда дело касалось догматических вопросов. В то время Церковь терзала ересь Ария (ариане считали Христа не равным Богу Отцу). Однажды, когда императорский префект-арианин стал требовать, чтобы святитель уклонился от Православия, и в случае неподчинения угрожал расправой, святитель Василий ответил так:

— Если можешь, угрожай чем-нибудь другим, а этого я не страшусь. Кто ничего не имеет, у того нечего отнимать, разве потребуешь это волосяное рубище и немногих книг, в которых все мои пожитки; изгнания не знаю, ибо вся земля Господня. А истязания что причинят мне, когда нет у меня тела? Смерть же для меня благодеяние: она скорее соединит меня с Господом, для Которого живу и тружусь и к Которому давно поспешаю.

— Никто еще так со мною не говорил,— ответил пораженный префект.

— Вероятно, тебе еще не случалось говорить с епископом; иначе, без сомнения, говоря о подобном предмете, услышал бы такие же слова,— отвечал святой Василий.— Мы во всех других случаях кротки, смиреннее всякого, этого требует от нас заповедь Божия, и не только пред таким могуществом, но даже пред кем бы то ни было; а когда дело идет о славе Божией,— тогда, презирая всё, имеем в виду одного Бога. Огонь, меч, звери и железные когти скорее будут для нас наслаждением, нежели произведут ужас. Пусть слышит о сем царь, что ты не покоришь себе нас и не заставишь приложиться к нечестию, какими ужасами ни будешь угрожать.

Святитель Василий оставил после себя бесценное бого­словское наследие. Он написал трактат «О Святом Духе», разработал новую терминологию, которая более точно определяла православное учение о Святой Троице. Чин Божественной литургии, которая совершается десять раз в году, носит имя святителя. Хотя, как утверждают специалисты, известная нам Литургия Василия Великого — более позднего происхождения, но Евхаристический канон, скорее всего, написан им самим. Самые известные его проповеди на Священное Писание — это «Шестоднев»: беседы на начало книги «Бытия», где повествуется о сотворении мира. Святому Василию принадлежат «Беседы на псалмы» и комментарий на первые 16 глав книги пророка Исаии.

Житие святителя Василия

Свт. Василий родился примерно в 330 году в праведной семье. Его предки были истинными христианами, а бабушка Макрина являлась еще и ученицей Григория Чудотворца. И бабушка, и дед святителя во времена гонений претерпевали скорби ради Христа.

Отец Василия занимался адвокатурой, преподавал риторику, а мать была дочерью мученика. Она была благочестивой, почитала девство, но вынуждена была выйти замуж, чтобы избежать домогательств. В этом браке родилось девять детей: четыре сына и пять дочерей.

Святитель Василий Великий

Детство, юношеские и молодые годы

Один из братьев святителя, Навкратий, умер еще молодым. Брат Григорий стал святителем Нисским, а Петр – епископом. Когда умер отец, мать Василия приняла монашество. По ее примеру поступила и одна из сестер.

Детские годы Василия прошли в Понте, в отцовском поместье. В младенчестве он перенес опасную болезнь и его исцеление являлось чудом. В раннем возрасте большое влияние на формирование взглядов мальчика оказала мать, но особенно – бабушка. Затем образованием сына занялся отец.

Василий получил образование в Кесарии Каппадокийской. Считается, что там произошло его знакомство со свт. Григорием Богословом. Учеба продолжалась в Константинополе. Там Василий встретился с Ливанием, который был известным софистом.

Позже Василий прибыл в Афины. Там он изучал ряд наук, в том числе ораторское искусство, медицину, астрономию. Промыслом Божиим там он снова встретился с Григорием Богословом. Эта встреча укрепила их дружеские отношения. В том же городе Василий встретился с Юлианом, который впоследствии стал правителем – жестоким преследователем церкви.

Изучая биографию святителя, стоит вести дневник – столь важны и полезны его наставления.
Совет автора

Первые шаги на христианском поприще

Пробыв в Афинах около пяти лет, Василий вернулся на родину и начал преподавать риторические науки. В тот период он принял Крещение. Желая познакомиться с жизнью аскета, он поехал странствовать. Побывав в Сирии, Палестине и Египте, он приобщился к подвижническим идеалам.

По возвращении домой Василий раздал нуждающимся все, что имел, себе же сохранил только самые необходимые предметы одежды. Далее с несколькими единомысленными с ним людьми отправился в Понт для уединенной жизни. Там он трудился физически, молился, читал Писание и труды святых отцов, вел аскетический образ жизни. Его пищей был хлеб, а постель заменяла земля. В скором времени к нему присоединился Григорий Богослов.

Его суровый отшельнический образ жизни привлек многих подражателей. Люди приходили, чтобы поселиться рядом, и Василий помогал в устроении религиозно-нравственной жизни общины. Святитель считал, что для монашества лучшим средством станет общежитие, так как в этом случае есть возможность реализовать братскую любовь. Он сформировал для отшельников нравственные правила. Его волновали вопросы догматики, и он, чтобы помочь церкви, покинул свое убежище и в 360 году поехал на собор в Константинополь.

Святой помогал вымолить прощение за особо тяжкие грехи

Служение в сане пресвитера

Приблизительно в 363 году Василия призвал к себе Евсевий Кесарийский и рукоположил его в священнический сан. Изначально Василий был против этого, так как считал себя недостойным, и огорчался, что ему придется оставить жизнь отшельника. В церкви в тот период было много сложностей: ересь, вражда, неправильное поведение священников. На пути пастырского служения святителя ожидало множество трудностей.

Василий был помощником архиепископа и помогал владыке в административных вопросах, боролся за чистоту веры и нравственность людей. Из-за ревности других священников случился раздор. Чтобы не ухудшать сложившуюся ситуацию, Василий вернулся к жизни отшельника, но из-за силы арианства был вынужден вернуться ради церкви. Раздор уладился.

В 368 году случился голод из-за засухи. Благодаря пастырским призывам св. Василия, богатые горожане стали делиться с бедными людьми. Милостыней разошлось и имение матери святителя, которая к тому времени отошла ко Господу.

Житие

Христианская семья

Святитель родился около 330 г. в Кесарии, столице Римской провинции Каппадокии. Каппадокия уже с I в. была освящена сначала проповедью Апостолов Петра и Павла, затем – кровью сотен мучеников за веру. Эта благодатная земля дала миру вмч. Георгия Победоносца, мчч. Маманта, Полиевкта, Власия, Сергия – всего по Святцам мы знаем несколько десятков имен родившихся и пострадавших за Христа здесь. Еще больше христиан скрывались от гонений в пещерах и ущельях Каппадокии. К числу их принадлежали дед и бабушка Василия Великого по отцу. Внучкой мученика была мать отрока, Емемлия.

История мучеников для этой семьи была не отвлеченным рассказом, а самой жизнью.

Из 9 детей трое сыновей стали епископами. А дочь Макрина – выбрала монашеский путь, прославлена как святая.

Образование

От отца, известного учителя риторики, юноша унаследовал способности и любовь к наукам. Отец был и первым учителем сына, дав ему домашнее образование. Затем, после смерти родителя, юноша учился сначала в родном городе, Кесарии, через несколько лет уехал в Константинополь. Завершил обучение Василий в Афинах – центре просвещения. Там же происходит еще одна судьбоносная встреча: Василий познакомился со своим земляком, каппадокийцем Григорием из города Арианза, позже известным христианам под именем Григория Богослова. Их дружба сохранится на всю жизнь. Так прошло 5 лет. Василий приобрел обширные познания в философии, риторике, грамматике, астрономии, языках.

Но чем больше он читал, думал, тем более чувствовал пустоту мирской жизни. Василий вернулся в Кесарию, стал учителем риторики. Но успехи в науках, уважение учеников на дали ему успокоения. Наконец, юноша решил, оставив мир, стать иноком.

В IV в. Египет славился своими подвижниками. Здесь, в пустыне, совершали свои подвиги Макарий Великий и Макарий Александрийский, Пахомий Великий, основатель общежительного монашества, Пафнутий, другие известные отцы. Духовным наставником молодого подвижника стал архимандрит Порфирий. Живя с аввой, Василий поучался иноческому деланию и изучал творения святых отцов около года. Затем отправился по святым местам Сирии и Месопотамии. Тогда же он заглянул в Афины, где остались его друзья и соученики.

Обращение учителя

Житие рассказывает, что Василий искал своего учителя Еввула, желая привести его к христианству. Еввула он нашел беседующим с несколькими философами. Трудно было Еввулу узнать инока, исхудавшего от поста и подвигов. Лишь когда незнакомый монах, вступив в разговор, разрешил все недоумения несколькими разумными суждениями, Еввул понял, что перед ним его любимый ученик.

Три дня они провели вместе. Василий рассказывал учителю о непрочности мирской славы, о подвигах иноков, и, конечно, о вере. Сила слова и веры подвижника были таковы, что Еввул принял твердое решение стать христианином. Креститься Еввул и Василий решили на Иордане.

Крещение

При всей своей вере, Василий еще не был крещен. Таков был обычай — Крещение многие откладывали. Часто ожидали для этого 30 или 33 лет («возраста Христа»). Сам святитель позже скажет, что отлагать Крещение надолго не следует. Но тогда к Иордану шли два путника в белых одеждах, один — уже опытный инок, другой — новообращенный христианин.

Василий и Еввул были крещены Иерусалимским епископом Максимом.

Василий перед таинством со слезами молился, чтобы Господь послал ему знамение Своей благодати. Во время крещения все присутствующие видели как бы молнию с неба, и белого голубя, исчезнувшего в водах святой реки.

Искушения

Вслед за столь благодатным Крещением последовали искушения. Опытный подвижник, владеющий науками, очень скоро по крещении рукоположен был во диакона, а затем во священника. Архиепископ родной ему Кесарии, Евсевий, пожелал видеть пресвитера Василия начальником иноков, вообще много пользовался его советами. Притом сам Евсевий, в отличие от своего пресвитера, не отличался высокой образованностью. Ум, опыт Василия скоро снискали ему уважение верующих. А епископ стал завидовать, ревновать. Тогда пресвитер, никогда не желавший мирских почестей, тяготившийся ими, решил уйти, чтобы избежать смуты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector