Мощи серафима саровского
Содержание:
- Как правильно вести себя возле мощей
- Почитание
- О чем молятся святому Серафиму Саровскому
- В Фаворском свете
- Дивеевская обитель
- Почему Дивеевской обители покровительствует Богородица
- Иконы Свято-Троицкого собора
- Кем был Преподобный Серафим Саровский
- Что необходимо знать желающим поклониться святым мощам?
- Краткая биография преподобного
- В чем помогает Серафим Саровский: дар исцеления
- Что необходимо знать желающим поклониться святым мощам?
- Мощи Дивееевских блаженных – Казанская церковь
- Дивеевская обитель и Саровский монастырь
- Золотой запас
Как правильно вести себя возле мощей
Совершая паломническую поездку, важно не только знать, как доехать до места, где находятся мощи Серафима Саровского. Верующий человек должен правильно вести себя
В поездке следует думать о своем духовном состоянии. Следует избегать самых распространенных ошибок, которые допускают многие путешественники.
- Воздержитесь от болтовни. Паломничество отличается от обычного туризма. Дорожные пустые разговоры способны кого угодно лишить молитвенного настроя. Лучше подумать о цели путешествия. Сформулируйте свою просьбу, что именно является вашим желанием? Физическое исцеление или что-то другое?
- Воздержитесь от мирского. Если перед путешествием не удалось попоститься, сделайте это хотя бы во время поездки. Откажитесь от тяжелой мясной пищи в пользу овощей и фруктов. Сократите количество сигарет, избегайте употребления алкогольных напитков.
- Не суетитесь в монастыре. На территории обители весьма многолюдно. Не следует пытаться попасть везде и сразу. Тяжело бывает воздержаться от осуждения ближних. Чтобы не нарушить духовного равновесия, надо заранее написать записки о здравии и поминовении. Занимайте только одну очередь, а не три одновременно.
Собираясь к мощам преподобного, будьте готовы отстоять длинную очередь. В это время святые отцы советуют молиться. Возьмите с собой акафист и читайте его. Праздные разговоры отвлекают других паломников. Лучше продумайте, что именно будете говорить, ведь никому не дают задерживаться возле мощей надолго.
Перед тем, как подходить к гробнице, следует заранее совершить два поклона и перекреститься. Возле раки делать это неудобно — вы будете мешать окружающим, задерживать очередь. Прикладываться правильно так — сначала поцелуйте святыню, затем приложитесь к ней лбом. Допускается освящать икону, четки, крестики, пояса с молитвой. Для этого нужно передать предмет сестре, которая стоит возле мощей.
После того, как приложились, выходите из оградки. Затем совершите еще один поклон с крестным знамением. Молитвами преподобного отца нашего Серафима, Господь да помилует и спасет вас!
Почитание
Суть традиции почитания святого места точно выражена словами прп. Серафима:
Святой имел ввиду, что сама земля здесь освящена присутствием Матери Божией, потому причастна Раю, Царству. Приобщается к святости и каждый, молящийся здесь.
Народные и церковные традиции
Церковное почитание святыни сложилось под непосредственным влиянием прп. Серафима. Это:
- регулярные крестные ходы после вечерней службы; на Успение здесь также проносят Плащаницу Пречистой; крестный ход идет по ковру из цветов, трав;
- насельницы также приходят сюда с молитвой во время скорби, болезни, нестроений, требующих помощи свыше.
Крестные ходы по святой Канавке – привычная примета жизни современного Серафимо-Дивеевского монастыря. А вот как проводился крестный ход в старину. Монастырский крестный ход идет вдоль святой Канавки.
Народное сознание, кроме молитвы, особое внимание обращает на святость самого места, освященного присутствием Богородицы. Отсюда традиции:
- быть в Дивеево не менее суток, дабы удостоиться благословения Пречистой, по слову прп. Серафима, бывающей здесь ежедневно;
- брать с Канавки землю, а также цветы, траву, остающиеся после крестного хода на Успение Богородицы;
- многие приходят сюда за исцелением болезней;
- кроме того, некоторые верующие идут по Канавке босиком, другие – обходят ее на коленях.
Все эти народные традиции не противоречат церковным. Да и прп. Серафим говорил о земле этого «Пояса Богородицы»:
Светское мнение
Точки зрения ученых о Святой Канавке различны:
значительная часть специалистов стремятся изучить историю святыни; само ее восстановление стало возможным благодаря кропотливой работе доктора геолого-минералогических наук Сергея Николаевича Никитина и целой команды исследователей: например, удалось восстановить первоначальный план Канавки, понять, детально выявить, как именно видел ее прп. Серафим; история почитания Канавки воссоздана в книге В.В.Степашкина «Серафим Саровский» (2018 г.)
другие исследователи исходят из традиционного еще с советских времен представления о схожести языческих и христианских «обрядов», усматривают в церковных и народных традициях почитания святыни отголоски языческих верований.
Духовный смысл (мнения священников)
Протоиерей Стефан Ложевский (1899-1986 гг.) застал традицию почитания святыни еще дореволюционного времени. Вот что он пишет:
Вместе с тем, многие священники предостерегают от вульгарного перетолкования пророчеств преподобного о Канавке и судьбе монастыря, о необходимости установления достоверности каждого из предсказаний, приписываемых преподобному.
Каждый год на праздник Успения Пресвятой Богородице (28 августа) Канавку украшают цветами. Накануне с двух часов дня ее закрывают для прохода, и постепенно расцветают рукотворные букеты из пышных и благоухающих роз, ирисов, гладиолусов, астр, хризантем, золотарника. Есть здесь простор для фантазии, но есть и установившиеся за полтора десятилетия каноны для каждого участка и для каждого вида розеток.Расцветившаяся к чину Погребения Божией Матери святая Канавка – это подарок Заступнице рода человеческого.
Особенно губителен «магический» подход некоторых паломников, предполагающих, что уже само по себе пребывание в Дивеево, молитва на Канавке ведут к спасению.
Игум. Петр (Мещеринов) говорит:
«… ездите, жертвуйте, только знайте, что этим вы себе не купите место в раю… главное – исполнять заповеди Христовы в их повседневной жизни и в их общественном служении, не обманывать, не лгать, не гордиться, не воровать и так далее – и тогда, на каком-то пятом или десятом месте, в качестве опции, некоего «духовного отдыха» им будет на пользу их паломничество на Афон или в Иерусалим».
О чем молятся святому Серафиму Саровскому
Возносить свои молитвы к святому можно не только стоя у его мощей, ну и обращаясь к иконе с ликом Преподобного. Он может помочь облегчить страдания в тяжелые моменты жизненного пути, исцелить от болезней (причем есть свидетельства о спасении от смертельных недугов), поможет справиться со своей гордыней, выстоять в беде и отчаянии, обрести веру в Бога.
Молодые девушки могут попросить помощи в обретении прочных отношений, получении счастливого замужества, семейным же святой «подсобит» в укреплении любви и отношений в целом. Образ Серафима Саровского может поспособствовать в удачном продвижении торговли или развитии бизнеса.
В Фаворском свете
Что такое исихазм? Это другая духовная культура, другая система жизнеустроения, отличная от интеллектуализма Просвещения. Граница Запада и Востока (духовного «Запада» и духовного «Востока») прошла по горе Фавор.
Что произошло на горе Фавор? Господь преобразился пред своими учениками: апостолы увидели Христа не обычным человеком, а в сиянии славы, в свете уже здесь, на земле, открывающегося обожения.
Но ведь Господь со всеми своими энергиями, осияниями всегда был такой, с Ним ничего нового не случилось. Преображение произошло с учениками. На какой-то краткий миг у них открылись глаза, чтобы увидеть сияние, увидеть прославленного Спасителя, увидеть, как сказал Сам Христос, Царство Небесное, пришедшее в силе. (Лишь на короткий момент. Эта сила тут же их сбила с ног, они пали ниц и ничего не видели.) У них открылся слух: они услышали, как Спаситель разговаривает с Ильей и Моисеем. То есть произошло отверзение чувств, открылись новые чувства.
Ведь нам кажется — да, человек слышит, да, человек видит. На самом деле он ничего не видит и не слышит; только какие-то шумы и какие-то светы. А вот когда ему от Бога дано увидеть и услышать, вот тогда он преображается и видит и слышит по-настоящему.
Фаворский свет — это видение, которое возможно только в молитве, на высоком уровне подвига духовного, зрительное восприятие тех самых божественных энергий, божественного присутствия. Мы знаем, что Бог есть всё во всем, мы знаем, что мир пронизан божественной благодатью, но мы это знаем умом, а в молитве и в аскетическом делании мы получаем возможность это увидеть, прикоснуться.
И этими энергиями воспользоваться для своего преображения. В богословии есть такое понятие: синергия. Об этом состоянии апостол Павел сказал: уже не я живу, но живет во мне Христос. И появляется возможность для совсем другого поведения и отношения ко всему. Вроде бы ничего особенного нет, вроде бы преп. Серафим обыкновенный старичок, в балахончике холщовом, согбенный… И вдруг — небеса отверзаются. И вдруг оказывается, что он видит Россию в новом ее качестве, в новом ее предназначении и в новом способе устроения. Он увидел новый образ России, новый путь России. Поэтому иногда говорят, что он первый в русской истории преподобный пророческого типа. Не потому только, что он кому-то что-то открыл или сказал. А прежде всего по самому типу отношения к жизни. Вот в чем была его «пророчественность».
Преп. Серафим мог сидеть в своей дальней пустыньке и молиться в лесу или на камне, и никто его при этом не видел, но не зря он сказал: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». Этот дух изливается из каждого молитвенника и начинает преображать и благоустраивать жизнь окружающую. И не только человека, но и бессловесных тварей: и мишку косолапого, и зайца, и лис… То, что сейчас называется экология. И на этой новой, духовной экологии прежде всего, основан, между прочим, и иной, иноческий способ хозяйствования. В результате может быть так, что на Соловках, на севере, куда в советское время только ссылали и сажали, виноград рос! Монахи своим не только физическим, но и молитвенным, духовным, исихастским трудом так возделывали окружающий мир, что климат менялся. Это совсем другая культура, иной способ устроения и, кстати сказать, способ государствования другой, даже державное строительство, иное, духовное…
Еще в России этого нет, еще снег лежит на полях перед ближней пустынькой, а преподобный Серафим на этом снегу показывает Мотовилову, что значит быть в Духе Святом. Вот это очень четкий образ. Ничего не изменилось: заснеженная поляна, обрубок дерева, пенек, на который он посадил Мотовилова, а сам на корточки перед ним присел.
Н. А. Мотовилов. Фото третьей четверти XIX века
И вдруг — отверзаются небеса. И вдруг Мотовилова пронизывает Фаворский свет, который не жжет, который греет. И преподобный спрашивает: «Как, Ваше Боголюбие, чувствуешь, греет тебя? Греет. — А смотри, снег-то вокруг тебя не тает, — говорит старичок. — Снег-то не тает, значит, это другое тепло, другой свет, чем тот, о котором ты думал». Вот эта готовность и способность русского человека зажечься этим новым светом, новой энергией, и устроить в будущем всю жизнь свою в Фаворском свете подвига и молитвы, возможность строительства иной — Фаворской, на открытости к божественным энергиям созидаемой — культуры, — об этом пророчество (не в буквальном, писанном, слове) преподобного Серафима.
Преподобный Серафим Саровский, кормящий медведя. Вторая половина XIX в.
Дивеевская обитель
Со всей России сюда приезжают паломники, особенно в праздники памяти святого. Монахини организуют крестный ход, во время которого произносится молитвенное правило в честь Божией Матери: «Богородице Дево, радуйся!» — поют православные. Они твердо уверены в том, что подобное молитвенное действие поможет им в самых разных бедах. Нельзя передать словами духовную радость, которую несет даже краткое пребывание в этом святом месте.
История монастыря тесно связана с житием святого батюшки. Именно он стал основателем женской общины, взял под свою духовную опеку всех сестер, которые приходили к нему за советом. По наущению Матери Божией батюшка поселил отдельно молодых девиц и вдов. Чтобы женщины были обеспечены пропитанием, при монастыре построили мельницу. Возле нее и жили девушки, в так называемой Мельничной общине.
Именно здесь находится Богородичная канавка, где явилась Пречистая Дева. По легенде, батюшка сам начал рыть ее, поскольку сестры не торопились выполнять его благословение. Сегодня многие берут землю отсюда для исцеления от недугов. Считается, что надо пройти по ней, 150 раз прочитав молитву Божией Матери, тогда будет исполнена любая просьба.
После смерти праведника монастырь продолжал свое существование. Считается, что сама Богородица является его личной покровительницей, молитвенницей за сестер. Здесь хранятся великие православные святыни:
- нетленные мощи святого Серафима Саровского;
- икона Божией Матери «Умиление», которая принадлежала лично батюшке Серафиму.
Именно перед ней он молился перед тем, как отдать Богу душу. Так и умер — преклонив колени перед образом.
- Икона Серафима Саровского — значение;
- Смотрите тут в чем помогает икона Божьей Матери «Умиление» ;
- Икона преподобного Сергия Радонежского — значение: https://bogolub.info/ikona-sergiya-radonezhskogo-v-chem-pomogaet-znachenie-istoriya/.
Почему Дивеевской обители покровительствует Богородица
Когда апостол Яков был обезглавлен, а Христос распят на кресте, верующие православные покинули землю обетованную с целью нести учение Спасителя по миру. Богородице досталось четыре удела Иверская земля, нынешняя Грузия, гора Афон в Греции, Киевско-Печерская лавра в Киеве и Дивеевская обитель, единственное место в России, которому покровительствует Божья Матерь.
Ярославской помещице Агафье Мельгуновой, монахине Александре, приснился сон, в котором Богородица вещала, что не в Киеве она окончит свою жизнь, а на севере в Дивеевской обители. Монахиня Александра начала строительство келий на собственные сбережения и поселилась в них с четырьмя послушницами.
Главная святыня Свято-Дивеевского монастыря Дивеевская канавка. Богородица двенадцать раз являлась старцу во сне и велела соорудить великое чудо Серафима Саровского Дивеевскую канавку. Первый аршин прокопал сам старец за одну ночь, а дальше сооружение вырыли сестры своими руками, обнесли оградой в виде кустов крыжовника. Сам старец говорил, что по канавке каждый день идет Богородица, а ее защита простирается до самого неба.
Иконы Свято-Троицкого собора
Икона Божией матери «Умиление»
В Троицком, как и любом другом соборе, икон немало. Но самая заветная – икона Божией Матери «Умиление». По преданию Серафим Саровский нашел эту икону в лесу, когда неустанно там молился.
Отче Серафим называл этот образ «Радость всех радостей». Постоянно молился перед этой иконой. И ушел из мира в ночной молитве.
Елеем из лампады неугасимо горевшей перед иконой «Умиление» батюшка помазывал посетителей. Все укреплялись духом и в вере, а больные исцелялись.
В соборе находится современная копия с оригинальной иконы батюшки Серафима, тоже чудотворная. Смысл названия «Умиление» чувство смирения, душевного участия. Лик Богородицы освещен внутренним светом. Она внимает молящимся и прислушивается к сокровенному голосу своего сердца. Икона «Умиление» почитается и католиками.
Существует и особая молитва Божией Матери перед ее образом «Умиление». Молясь у этой иконы просят об избавлении от телесных и душевных болезней детей и взрослых, о зачатии ребенка и удачных родах.
Параклис. Молебен Богородице
Нельзя не сказать об особом молебне перед иконой «Умиление». Каждое воскресенье перед иконой служится Паракслис – особое молебное пение. Молебен Пресвятой Богородице нараспев, по нотам.
Есть оригинальная, не похожая на другие, певческая техника. Такое пение называют знамённым, так как раньше вместо нот использовались специальные знаки – «знамёна». Саровский монастырь славился этим древним православным пением – знамённым распевом. Оно пришло на Русь из Византии, вместе с Крещением.
Преподобный Серафим любил петь по время работы. Его житие свидетельствует, что он знал много церковных песнопений. И будучи насельником Саровского монастыря, пел их именно знамённым распевом.
Преподобный заповедовал исполнять Параклис как в Саровской пустыне. То есть знамённым распевом. Вдумайтесь! Слушая Параклис, сквозь века мы прикасаемся ко времени Крещения Руси.
Икона Божией Матери Владимирской Оранской
Также в соборе находится чудотворная икона Божией Матери Владимирской Оранской. Она создана по образу иконы Владимирской Богоматери, которая является заступницей России. Образ Владимирской Богоматери находится в Успенском соборе московского Кремля.
А первая Владимирская Оранская икона была написана в 17 веке. Богородица указала место, где для иконы построили церковь: в лесу появился сияющий столб света. И позже в том месте, на нижегородской земле, обустроился Оранский Богородицкий мужской монастырь.
Перед иконой Владимирской Оранской молятся об исцелении от немоты, косноязычия, болезней конечностей, глаз, благополучии и укреплении семьи. Милосердная Заступница всем, кто взывает в ней с верой, подает помощь и утешение.
Икона преподобного Серафима Саровского
В центральной части собора находится икона батюшки Серафима. Иконы Серафима Саровского одни из тех немногих, которые писали на основе прижизненных портретов. На иконах преподобный точно такой, каким был при жизни.
На иконе Троицкого монастыря Батюшка уже не молод. Правая рука прижата к сердцу – это знак духовной сосредоточенности, внутренней молитвы. Старец смотрит прямо на молящегося. Взгляд добрый, мудрый и прозорливый. Кажется, что душа каждого для него открытая книга.
К преподобному Серафиму Саровскому обращаются с многими молитвами. Просят направить на путь истинный, обрести душевную устойчивость, о замужестве и укреплении семейных уз, об исцелении и даже об успешном бизнесе.
Много чудес было явлено, многие по молитвам Батюшке исцелились. Но в бизнесе и торговле он помогает не всегда. Только чистым сердцем, тем, кто не отказывает в помощи ближнему и занимается благотворительностью.
Кем был Преподобный Серафим Саровский
Серафим Саровский родился на свет в городе Курск 19 июля в 1759 года в семье купца и был назван Прохором. Он был еще совсем маленьким, когда решил стать монахом и посвятить свою жизнь служению Христу, а Божья Матерь часто приходила ему в видениях и спасала от смерти. Так, например, в детстве он упал с высокой колокольни и остался цел, также он был исцелен от тяжелой болезни благодаря Богородице.
Когда юноше исполнилось 17 лет, он стал монахом, получив другое имя – Серафим, и отправился в Саровскую Успенскую пустынь в нижегородской области, где жил уединенно и горячо молился в лесной келье на берегу реки. Потом он совершил подвиг столпничества в течение тысячи дней, был подвержен кровавому нападению разбойников и опять получил исцеление от Божьей матери. В общей сложности Преподобный провел в уединении в пустыне 15 лет, после того затворился в монастырской келье. За такую богоугодную жизнь Серафим Саровский обрел дар прозорливости и чудотворения.
Начиная с 25 ноября 1825 года Преподобный закончил затворничество по разрешению Богородицы, которая явилась ему со Святителями. Он стал принимать людей, обращающихся к нему за советом, благословением или утешением в печалях, исцелял болящих, давал наставления о духовной жизни. Серафим Саровский отошел в мир иной в 1833 году, а в 1903 – был причислен к лику Святых. Прихожане, посещавшие его могилу, говорили о совершающихся там чудесах, об исполненных желаниях и услышанных молитвах.
Что необходимо знать желающим поклониться святым мощам?
На данный момент слава Серафима-Дивеевского монастыря гремит на всю Россию, и даже за ее пределами. Так что пункт посещения Дивеева можно встретить не только в паломнических церковных поездках, но и в обычных туристических.
Как доехать до монастыря?
Если же вы предпочитаете посещать святые места самостоятельно, без суеты и спешки, вы можете совершено спокойно добраться до Дивеева на личном или общественном транспорте. Если вы живете за пределами Нижегородской области, скорее всего, вам, придется провести часть пути в поезде. Добираться следует до города Арзамаса, до станций Арзамас–1, или Арзамас-2. (станция зависит от направления железнодорожного пути – одно южное, другое восточное). В городе Арзамасе местным транспортом добирайтесь до автостанции и автобусом следуйте до станции Дивеева (60 км).
Где находятся мощи?
Мощи Серафима Саровского находятся в Троицком, главном соборе Серафимо-Дивеевского монастыря. В левом пределе стоит рака с мощами, к которой почти все время стоит очередь. Время посещения – это время когда открыт храм. С 6 утра, как только начинаются первые богослужения в храме и до конца вечерней службы.
К мощам можно прикладываться во время церковной службы (останавливается очередь лишь на самые важные молитвы, после чего снова возобновляется). Между службами, когда в храме идет уборка, для желающих помолиться доступ к раке святого не прекращается. Тут же служатся молебны или читаются акафисты.
Стоять в очереди стоит благоговейно, и лучше использовать это время для внутренней молитвы. Просить в душе обо всем, о чем вы хотели попросить батюшку Серафима. Святой был при жизни очень любвеобильным старцем, он и после своей кончины слышит сердечные молитвы.
Чудеса исцеления по молитве Серафима Саровского происходили с самого обретения мощей, еще в 1903 году. О чем есть множество документированных свидетельств. Исцелялись люди и после повторного обретения мощей в 1991 году, происходят чудеса и поныне. В монастыре ведут записи, засвидетельствованные со слов самих исцеленных, или их родственников. Многие исцеленные или получившие помощь батюшки Серафима в других важных прошениях, часто приезжают повторно с благодарностью и укрепленной верой.
Татьяна Страхова
Комментариев нет
Краткая биография преподобного
Имя этого святого прославлено на всей территории православного мира. Он увидел свет в середине июля 1759 г. В Курске.
- В 1786 г. Серафим принял монашество и поклялся в вечной верности Всевышнему Отцу. Шесть лет он провел в ежедневных молитвах, часто забывая о сне и пище.
- Когда Серафиму исполнилось 39, его рукоположили в почетный сан иеромонаха. А через год он оставил обитель и уединенно молился Богу о спасении заблудших душ.
- В 1807 г. преподобный принял обет молчания, старался ни с кем не вступать в диалог. Такую аскезу он совершал десять лет, после чего возвратился из уединения в родной монастырь.
- Святой старец покинул бренный мир в 1833 г., находясь в молитвенной позе перед аналоем.
Мощи Серафима Саровского более недели простояли в храме, но не испустили и малейшего запаха гниения. После ритуала отпевания тело святого предали земле рядом с собором, оно находилось здесь 70 лет, до 1903 г.
На заметку! Преподобный наставлял: чем чаще причащаешься перед святыми образами, тем ближе становишься к спасению. Даже самый закоренелый в грехах человек постепенно избавится от тьмы невежества и искупит все пороки, если станет каждодневно молить Господа о даровании исцеления.
В чем помогает Серафим Саровский: дар исцеления
Еще при жизни батюшки Серафима после долгих его подвигов и трудов, когда, наконец, он по повелению Царицы Небесной вышел из затвора и стал принимать людей, приходящие к нему стали замечать, что старец обладает особыми дарами.
Одним из них был дар исцеления. К преподобному приходили люди совершенно разных сословий – и крестьяне, и дворяне, и военные. Были и те, кто, отчаявшись в медицинской помощи и истратив немалые средства на врачей, решил обратиться к старцу Серафиму.
Каждый, кто приходил к батюшке, уходил утешенным, получая огромную духовную пользу. Но те, кто страдал тяжкими болезнями или непонятными недугами (что врачи, порой, затруднялись даже диагноз поставить) – уходили радостными вдвойне. Они получали исцеление по молитве старца Серафима, и часто это кардинальным образом меняло всю их последующую жизнь!
О многих случаях исцеления сохранились свидетельства в виде писем, записок и других документов, и все они вошли в изданные книги, включающие житие батюшки Серафима.
Случаи молитвенной помощи и исцелений на могилке преподобного, послужили одним из оснований для канонизации, состоявшейся в 1903 году.
Продолжаются чудеса исцеления на мощах батюшки и его источнике и в наши дни, и об этом ведутся хроники в Серафимо-Дивеевском монастыре. Особой популярностью в народе пользуется святой родник Серафима Саровского недалеко от Дивеева.
Что необходимо знать желающим поклониться святым мощам?
На данный момент слава Серафима-Дивеевского монастыря гремит на всю Россию, и даже за ее пределами. Так что пункт посещения Дивеева можно встретить не только в паломнических церковных поездках, но и в обычных туристических.
Как доехать до монастыря?
Если же вы предпочитаете посещать святые места самостоятельно, без суеты и спешки, вы можете совершено спокойно добраться до Дивеева на личном или общественном транспорте. Если вы живете за пределами Нижегородской области, скорее всего, вам, придется провести часть пути в поезде. Добираться следует до города Арзамаса, до станций Арзамас–1, или Арзамас-2. (станция зависит от направления железнодорожного пути – одно южное, другое восточное). В городе Арзамасе местным транспортом добирайтесь до автостанции и автобусом следуйте до станции Дивеева (60 км).
Мощи Дивееевских блаженных – Казанская церковь
Есть в христианстве особый подвиг, и некоторыми святыми он почитался выше монашеского. Это юродство. Когда человек совершенно в добром здравии начинает вести себя как «безумный» и говорить притчами, терпеть нищету и поношения от людей Христа ради, а в тайне молиться за всех людей. В народе их звали блаженными.
И Дивеевская обитель сподобилась быть пристанищем не одной, а нескольких блаженных. «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» открывает нам истории удивительных Дивеевских подвижниц, Христа ради юродивых Пелагеи (Серебрянниковой, скончалась в 1884 г.), схимонахини Параскевы (Паша Саровская, скончалась 1915 г) и Марии (Фединой, скончалась в 1931г.).
В 2004 году Дивеевские блаженные были прославлены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии, а в конце сентября этого же года были обретены их честные останки. Уже во время раскопок старинных склепов, и сразу после поднятия мощей были чудеса исцеления среди самих же рабочих монастыря. Продолжаются чудеса и скорая помощь после молитв блаженным и по нынешний день.
Мощи Дивеевских блаженных Пелагеи, Параскевы и Марии находятся в Казанской церкви, которая представляет единый комплекс с церквями Рождества Христова и Рождества Богородицы. В храме служатся церковные службы, молебны и акафисты у мощей блаженных. Есть церковная лавка, где можно купить свечи и подать записочки.
Доступ к мощам открыт ежедневно с 8.00 до 17.00 часов.
Дивеевская обитель и Саровский монастырь
Два нижегородский города – Саров и Дивеево – связаны с именем почитаемого и любимого батюшки. Саровский мужской монастырь известен, прежде всего, тем, что именно здесь подвизался послушником Великий угодник Божий. Здесь он был пострижен в монахи с именем Серафим, а затем рукоположен в иеромонаха. В советское время обитель закрыли, создав на этом месте засекреченный научный ядерный центр. До сегодняшнего дня территория является закрытой. Именно по этой причине после второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского было принято решение об их упокоении в родной для него Дивеевской обители. 1
Август
1991 года
Празднование возвращения святых мощей в Дивеевский монастырь.
Как паломнику доехать до Дивеево
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь расположился в южной части Нижегородской области – в селе Дивеево Дивеевского района. Добраться до обители можно:
- на самолете до нижегородского аэропорта Стригино;
- на теплоходе до причала Нижнего Новгорода;
- поездом до вокзала Нижнего Новгорода, Арзамаса или Мухтолова;
- на личном автомобильном транспорте через Арзамас, Лукоянов, Вознесенское.
Золотой запас
Этот момент пришелся на время внешне весьма неблагополучное для России. Русско-японская война, Первая мировая война, революции — одна, другая, третья… Но именно в этот период упадка, в трагический период русской истории преподобный Серафим дал средства жить дальше.
У государства золотого запаса не стало, а у нас свой золотой запас остался — преподобный Серафим. Он дал средства утверждаться духовно. Начиная с себя и потихоньку вокруг себя все обустраивая. К преподобному Серафиму, к его источнику, на протяжении всего XX века мы прибегали.
В XVIII веке — полная слава. Петр Великий, Северная война, завоевание Балтийского моря. Екатерина Великая присоединяет Черное море, Крым и так далее. Суворов, Потемкин — полная слава и триумф. XIX век: русские войска в Париже: «он взял Париж, он основал лицей». Освобождение Болгарии, мы у стен Константинополя, полная слава. И как бы «не надо» преподобного Серафима. И даже рублевскую «Троицу» видеть не обязательно, пусть она будет пока в серебряном окладе и за семью записями. И только в 1903-м голу он начинает жить для всей России. И Россия им жить только начинает именно в это время.
Век начинается очень тяжело, с поражений, а не побед. Но Россия получает новое тайное оружие. Это секретное оружие на наш двадцатый и двадцать первый век — в лице преподобного Серафима, в лице рублевской «Троицы». Внешность исчезает, суть обнажается. Россия открывается для свершения подвига. И обнажаются иконы, спадают позднейшие наслоения, проявляется духовный смысл. И обнажается святость русская.
…Интересно, что позже, после победы в Великой Отечественной именно в Сарове создается центр по созданию нашей атомной бомбы. Преподобный Серафим благословляет таинственным образом создание ядерного щита над Россией.
Странник в Серафимо-Дивеевском женском монастыре. 1904
Богомолки-мордовки, направляющиеся в Серафимо-Дивеевский женский монастырь. 1904