Параскева дивеевская: житие блаженной и иконы святой, тексты молитв
Содержание:
- Молитва Параскеве, Марии, Пелагее Дивеевским
- Келийный образ Серафима Саровского
- Святой Серебряного века
- За время жизни в саровском лесу блаженная Параскева стала похожа на преподобную Марию Египетскую
- Краткое жизнеописание святой
- Часть II. О грядущих событиях и об уникальном подвиге Царя Николая Второго Господь Бог сообщал заранее
- Канонизация Царственных Страстотерпцев и приходские храмы в Дивеево
- Святая Параскева Дивеевская
- Елизаветинский храм в Дивеево
- Саров. Предсказания блаженной Паши Саровской
- Храм св. равноап. князя Владимира г. Москва
Молитва Параскеве, Марии, Пелагее Дивеевским
На иконе Параскеву Дивеевскую изображают в простой крестьянской одежде с нимбом позади головы, добрым и печальным взглядом. На другой иконе запечатлены три образа святых Параскевы, Марии, Пелагеи Дивеевских.
Мария потеряла родителей в 14 лет. До поселения в Дивеевской обители ей пришлось скитаться и голодать, но она никогда не жаловалась на несправедливость. Говорила много и быстро или ругалась.
Так же читайте: Житие Пантелеймона Целителя, биография и чудеса в наши дни
После революции коммунисты ее арестовали, но, признав сумасшедшей, выпустили. Умерла в возрасте 75 лет и похоронена в селе Большое Череватово.
Пелагея родилась в Арзамасе. Девочка с ранних лет отличалась чудаковатостью, и мать отдала ее быстро замуж. Но семейная жизнь не ладилась. Муж пытался выбить ей дурь из головы. Когда семья поняла, что ничего нельзя сделать, отпустила ее в Дивеевскую обитель. Умерла она в сорок пять лет. Все три старицы провели жизнь в суровых условиях юродства во имя Христа и были внесены в список святых.
Келийный образ Серафима Саровского
Жизнеописание одного из наиболее почитаемых русских монахов, составленное по рассказам знавших его людей, повествует, что Святая Богородица покровительствовала Серафиму Саровскому, много раз приходила к нему в пророческих видениях, чудесным образом исцеляла от недугов.
Точная информация о происхождении лика Девы Марии Умиление остается неизвестной. Наиболее вероятная версия, что образ был принесен преподобным. С тех пор вкельиинока было много богородичных икон, но особое место занимал именно этот образ Пресвятой Богоматери, который он благоговейно именовал «Радости всех радостей».
Отец Серафим с любовью, заботой принимал у себя всех, кто смиренно каялся в грехах, а также тех, кто усердно следовал правилам христианской духовной жизни. После доверительной беседы преподобный возлагал на склоненные к нему головы правую руку и конец епитрахили. Человек повторял за монахом слова покаянной молитвы. После разрешительной молитвы, читаемой самим батюшкой, люди всегда свидетельствовали о большом облегчении, духовном наслаждении. Далее следовало крестообразное помазание елеем из лампады, горевшей перед иконой Богоматери Умиление. Отец Серафим предлагал всем прикладываться к святому лику Богородицы Умиление, кресту, который всегда находился на груди монаха. После молитв у иконы милостью Пречистой Божьей Матери совершалось огромное количество чудес.
Читайте далее: Икона Божией Матери «Благодатное Небо». О чём молиться
Когда призвал Господь, преподобный Серафим Саровский, покинул этот мир (2/15 января 1833 года), стоя на коленях в своей келье перед излюбленным ликом Богоматери. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря сообщает о желании благочестивого монаха, которое он выражал еще при жизни, заботясь о том, чтобы «Матушку»поместили в Дивеевский монастырь.Там для нее нужно подготовить достойную обитель, а инокини обязаны хорошо служить «Высокой Госпоже». После кончины завет и пророчество преподобного были исполнены. Игумен Нифонтпередал образ в Дивеевский монастырь (находящийся под покровительством Серафима Саровского).
Святой Серебряного века
Прославление преп. Серафима происходит в момент смены эпох. В девяностых годах XIX века начинается религиозное возрождение. Оно происходит и в духовной, и в светской жизни. К 1903 году соединились все нити народной жизни: и собственно народное почитание, которое жило в народе в скрытом виде, и интеллигентское духовное исследование, и в том числе повышающийся впервые интерес к монашеской жизни и к умной молитве и иноческому деланию, и вообще ко всему духовному. Народная инициатива, дошедшая до самого царского престола. Святейший Синод, по-прежнему пребывавший во многом на путях более рационалистического отношения к святости, еще долго бы проколебался, если бы не было прямого царского указания к канонизации…
Так совпало, что преподобный Серафим стал самым почитаемым на Руси святым с 1903 года. Он как бы замкнул собой всех остальных русских святых. Д. С. Мережковский пишет большую серьезную статью «Последний святой». Менялся век, менялась духовная ситуация.
Преподобный Серафим Саровский. Икона. Россия, XX век
Не случайно сам себя этот век обозначил как серебряный. Серафим стал святым Серебряного века. Он в этом смысле очень точно лег на души, оказался ко времени. Естественно, преподобный Серафим есть святой на все времена. Но в это время особенно.
Русский двадцатый век вообще начинается необычными вещами. Например, на протяжении многих веков после Андрея Рублева, Дионисия, великих иконописцев русская икона пребывала в состоянии, которое наш современник В. А. Солоухин назвал «черные доски». В XX веке русская икона вдруг открывается. Причем именно где-то в 1903-1905 гг. открывают рублевскую «Троицу», в 1918 г. — Вла-димирскую Божию Матерь. Значит, в XVIII и XIX веке Господь «не считал нужным» предъявить эту форму святости народу. А вот где-то на рубеже двадцатого века — в предчувствии общей гибели, в предчувствии общей катастрофы — это происходит. В ощущении приближающейся гибели вдруг «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», и русские — русские православные прежде всего, а за ними и весь мир — вдруг что-то увидели. Мир увидел уникальное явление русской иконы и почти одновременно — уникальность подвига русских святых, среди которых первым оказался преподобный Серафим.
…У моей бабушки на столике возле постели всегда стояли две маленьких иконки: преподобный Серафим и преподобный Сергий. Они действительно друг друга дополняют. И они совпадают… по времени. В 1892 году в России торжественно праздновалось пятисотлетие преподобного Сергия. Вы думаете, так вот постоянно помнили все о преподобном Сергии и читали о нем, и писали? Нет, тоже нет. И юбилеев раньше не праздновали… Снова, как мы уже видели по «совпадениям» из жизни Серафима, так всё подгадалось, что и юбилей преподобного Сергия, и канонизация преподобного Серафима пришлись на одно десятилетие. Все это с чрезвычайной силой всколыхнуло все русское общество, дало мощный духовный всплеск, который явил действительно миру, помимо феномена русской чудотворной иконы, еще и феномен русской духовности, русской святости в самых высоких образцах
Обратим внимание: к этому времени и русская литература, и русская религиозная мысль, и русская богословская наука, преодолев путы западного просвещения, сумела осознать свой православный путь. В этом контексте преподобные Сергий и Серафим оказались «оптимальными» фигурами для диалога Церкви с миром, а позже в русской эмиграции для творческого, богословского диалога с латинским Западом…
Монахини у колодца, вырытого по благословению преподобного Серафима. 1904
За время жизни в саровском лесу блаженная Параскева стала похожа на преподобную Марию Египетскую
Христа ради юродивая Параскева за время жизни в саровском лесу стала похожа на преподобную Марию Египетскую. От сурового подвижничества и постничества она похудела, постройнела и почернела от солнца.
Волосы коротко остригла, так как они ей мешали в лесу. Ходила она босой, в мужской монашеской рубахе-свитке. Рубашка не застёгивалась на груди, руки обнажены.
В таком виде блаженная приходила в монастырь, наводя страх на всех, не знавших ее.
Святая Мария Египетская со сценами жития» (икона XVIII века). Во время жизни в саровских лесах Паша Саровская стала внешне похожа на святую Марию Египетскую
Блаженную часто избивали из-за зависти или из корыстных побуждений.
Так, например, когда Прасковья Ивановна жила в саровском лесу мимо неё однажды проезжали татары, только что обокравшие церковь. Увидев это, блаженная вышла из леса и стала их ругать.
2 раза
до переезда в Дивеево блаженную Пашу Саровскую серьёзно избили
Богохульники избили её. Побои зажили, но у юродивой стала болеть голова, а волосы на ней заросли как попало.
Второй раз Пашу Саровскую серьёзно избили за некоторое время до переезда в Дивеевскую обитель. Блаженная жила в одной деревне. Видя ее подвижническую жизнь, люди стали обращаться к ней за советом, просили помолиться.
Тогда Диавол надоумил злых людей напасть на неё и избить. Грабители думали найти у неё деньги, но их не было.
Блаженная Параскева. Фото начала XX в. После того, как блаженную Пашу Саровскую второй раз избили, она до конца жизни не могла избавиться от головных болей
Крестьяне обнаружили святую с проломленной головой, лежащую в луже крови. После этого случая она проболела около года, но совершенно поправиться не могла до конца жизни.
У блаженной постоянно болела голова, а под ложечкой возникла опухоль
Сама юродивая почти не обещала внимание, на это лишь изредка причитая:
Краткое жизнеописание святой
Великомученица Параскева родилась в семье верующих христиан, которые вырастили девочку в благочестии, прививая любовь к Богу и заповедям Его. За то небольшое время, которое девушка провела на земле, она прославилась как благодетельница и защитница всех страждущих и нуждающихся. Все имущество, что осталось у нее от родителей, она потратила на благотворительность и помощь людям.
Происхождение
Родилась Параскева (что с турецкого означает «пятница») в городе Икония, в котором ранее проповедовал апостол Павел, во II веке, во времена жестокого римского правителя Диоклетиана. Она рано потеряла родителей, будучи еще юной девушкой. Параскева твердо решила, что свою жизнь она посвятит Богу и помощи людям.
Житие и деяния
Дав обет хранить девство, она отвергала все предложения мужчин, желавших сделать ее своей женой. Отец ее был сенатор и оставил приличное имущество и средства для безбедного существования, за которые она открыла приют для бедных и странников, нуждавшихся в крове.
Смерть и канонизация
Когда Диоклетиан приказал начать гонения на христиан, Параскева оказалась в числе схваченных служителей Богу. Палачу было приказано содрать всю одежду с юной девушки и стегать ее воловьими жилами, одновременно склоняя ее к принятию язычества. Но великомученица только молила Бога дать ей сил пережить все мучения.
После того, как она в очередной раз отказалась предать Христа, ее подвесили за руки и раздирали ее кожу железными когтями. Когда ее отнесли в темницу умирать, Бог вознаградил ее за мучения и исцелил все раны на ее теле. Параскеву нашли на утро в полном здравии.
Так закончились ее дни на земле. Христиане погребли ее тело вдали от города в тайном месте, чтобы язычники не могли добраться до ее праха и осквернить его. Ее мощи после смерти применяли для исцеления больных.
Часть II. О грядущих событиях и об уникальном подвиге Царя Николая Второго Господь Бог сообщал заранее
“Народ, чтущий Царя, благоугождает чрез сие Богу, потому что Царь есть устроение Божие”
Святитель
Филарет, митрополит Московский
Православный человек всегда должен помнить,
что Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим,
пророкам. Ибо бывает ли в городе бедствие, которое не Господь
попустил бы? (Ам. 3,6-7) При этом через угодников Своих Господь
заранее извещает о грядущих событиях, а от людей требуется только услышать
Бога, понять это Его извещение и захотеть выполнить волю Его. О грядущих
потрясениях в Царстве Русского Народа Своего и о центральной роли
Царя-Богопомазанника Николая Второго в избавлении его от гнева Своего Господь
Бог сообщал задолго до рождения дедушки святого Царя Николая.
Канонизация Царственных Страстотерпцев и приходские храмы в Дивеево
История повторяется.
Так случилось и с прославлением Царской семьи в лике святых. Очень многими их подвиг был не понят и не осознан, синодальная комиссия откладывала канонизацию, как некогда откладывалась канонизация святого Серафима Саровского. А в народе тем временем почитание Царственных мучеников росло с каждым годом, люди молились Царю, были свидетельства исцелений и чудесной помощи. Но слава Батюшки Серафима исполнились и здесь. В 2000 году была причислена к лику святых и Семья Царственных Страстотерпцев.
В Дивеево помнили слова батюшке Серафима, и пророчества блаженной Прасковьи Ивановны и многие верующие келейно молились святым Царственным мученикам еще до их прославления.
Тем временем в селе назрела необходимость в строительстве приходского храма для местных жителей, так как из-за большого притока паломников порой не удавалось приступить к таинствам Исповеди и Причастия в монастырских соборах. Многие надеялись, что это будет храм в честь Царственных мучеников, но Господь благословил иное.
Святая Параскева Дивеевская
Девочка появилась на свет в 1795 году в семье крепостных Тамбовской губернии, ей дали имя Ирина. Когда ей исполнилось 17 лет, отдали замуж. Ирина была примерной супругой и хорошей хозяйкой, посещала церковь. Родные мужа любили ее за послушный характер и трудолюбие. Прожила она с мужем вместе пятнадцать лет у помещиков Булыгиных, которые продали семью господину Шмидту в соседнее селение. Очень скоро муж заболел туберкулезом и умер.
Новые хозяева несколько раз пытались выдать Ирину замуж, но она навсегда отказалась от замужества. Тогда они решили взять ее в дом экономкой. Когда в доме Шмидтов пропали ценные картины, обвинили в краже Ирину. Полицейские жестоко допрашивали женщины и избивали. Позже нашлась пропажа и виновница кражи, но Ирина от обиды и несправедливости бежала в Киев. Хозяева подали на розыск беглянки, а когда ее нашли в монастыре, то вернули домой. Господа Шмидты назначили ее огородницей, но она, вновь бежала. Во время следующего побега, постриглась в монахини с именем Параскева и получила благословение на безумие во имя Христа. Ее вновь поймали и отправили к Шмидтам, но хозяева сами прогнали юродивую.
В течение 5 лет она ходила по селам, а 30 лет жила в земельном укрытии, которое вырыла сама в лесной чаще. Современники так описывают Параскеву, добрый и ясный взгляд не вызывал сомнений в ее праведности. Странная разговорная речь и поведение служило лишь прикрытием, под которым скрывалась покорность и смирение, любовь и доброта. Она могла быть доброй, а через пять минут грозной и сердитой. Те люди, кто ее не знали, боялись. Но уже тогда Параскеву считали божьим человеком, и своим даром предвидения она заслужила уважение. Она предсказала скорую смерть святой Пелагеи Серебряковой.
Так же читайте: Молитва чтобы устроиться на хорошую работу Серафиму Саровскому
Крестьяне давали ей деньги, одежду и продукты и просили помолиться. Однажды ее сильно избили и хотели ограбить, но, не найдя денег, бросили в крови. Параскева болела почти год.
После смерти Серафима Саровского она поселилась в Дивеевской обители, жила рядом у ворот в домике. Одна стена маленькой комнаты напротив входа была завешена полностью иконами. Любовь к Божьей матери святая выражала украшением образа цветами и звала ее «Маменькой». Все ночи она говорила молитвы, а днем трудилась в поле. Наряжалась как ребенок в яркие одежды.
В 1903 году по случаю канонизации Серафима Саровского обитель посетил государь Николай второй с семьей. Она приняла их как обычных людей и предложила чай и жареную картошку. Предсказала ему рождение наследника престола и предостерегала о скорой гибели царского рода и церкви.
Когда в императорской семье родился сын, государь стал относиться к ней с уважением. К Параскеве приезжали посланники государя с различными вопросами. Портреты царской семьи заняли почетное место рядом с иконами, она читала им молитвы как образам святых, предвидя мучительную смерть царя и его семьи.
Умерла святая 5 октября 1915 года. Похоронили ее у Троицкого собора Дивеевской обители. Перед кончиной она благословила на жизнь в обители святую Марию.
На торжестве по случаю 250-летия со дня рождения Серафима Саровского в 2005 году блаженная Параскева была причислена к числу святых угодников.
Елизаветинский храм в Дивеево
Управляющим Нижегородской епархии было принято решение строить в Дивеево храм в честь святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, родной сестры Императрицы Александры Федоровны. При закладке камня под открытым небом был отсужен молебен. 16 января 2008 года Владыка Георгий освятил колокольню строящегося храма, а летом этого же года был освящен нижний предел в честь святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. В храме начались службы, хотя в верхнем пределе продолжались внутренние работы, стены украшались росписями.
Храм преподобномученицы Елизаветы полюбился всем местным жителям. На данный момент службы идут в главном верхнем пределе ежедневно, а в выходные храм переполнен. Рядом с церковью ведется строительство «Дома Милосердия».
Если вы помните, то при жизни своей святая преподобномученица Елисавета основала Марфо-Мариининскую обитель милосердия, где она собирала вокруг себя женщин, желающих потрудится на благо ближних во имя Христа. До сих пор подвиг Святой Елисаветы Федоровны является достойным примером для подражания всех тех, кто готов встать на путь благотворительного служения. Таким образом, возведения Елизаветинского храма, а впоследствии и Дома Милосердия в Дивеево оказалось промыслительным.
На данный момент строительство Дома Милосердия близится к концу. В нем планируется открыть ряд служб для помощи малозащищенным группам населения; пункты сбора и раздачи одежды и обуви; комнату матери и ребенка; воскресные школы и многое другое.
Но и мечта многих о Дивеевском храме в честь святых Царственных Страстотерпцев стала сбываться.
На улице Заречной, по другую сторону реки Вичкинзы, началось строительство нового храма. Он стал точной архитектурной копией православного храма в честь Марии Магдалины в г. Дармштадте, который при своей жизни построили там Царственные мученики.
Так история сделала свой виток, связав в одном месте судьбы России, Царственных мучеников, простого народа и святого Серафима Саровского.
Саров. Предсказания блаженной Паши Саровской
На обратном пути из Сибири епископ Феофан останавливался помолиться в Саровской обители. Извещенное телеграммой о его приезде начальство обители выслало встречать «придворного» Владыку на железнодорожную станцию светского человека, рассудив, что духовник Царской Семьи, вероятно, лицо более светское, чем духовное, дабы занять «столичного епископа» светским разговором. Но во все время поездки в экипаже епископ Феофан в ответ на все «светские разговоры» хранил молчание. И невдомек было обиженному встречающему, что Владыка был погружен в неизменную для него непрестанную молитву.
По приезде в обитель епископ Феофан попросил Игумена предоставить ему возможность помолиться наедине в келлии преподобного Серафима, в той самой, в которой святой Старец отошел ко Господу. Когда молился Владыка, никто не смел ему мешать. Но, спустя довольно продолжительное время, братия была встревожена тем, что Владыка долго не выходит. Наконец решились войти. И обнаружили епископа Феофана в глубоком обмороке. Владыка Феофан не счел нужным говорить о том, что с ним случилось. И это обстоятельство показалось всем «каким-то таинственным и непонятным». Однако несомненно, что святитель Феофан обращался с горячей молитвой ко Господу, к Пресвятой Богородице, к преподобному Серафиму. И кто знает, где была душа его в это время?
По смирению своему Владыка умолчал о происшедшем с ним во время моления в келлии преподобного Серафима, но он рассказывал позже о том, что произошло с ним в келлии блаженной юродивой Паши Саровской, проживавшей в Дивеевской обители.
Молодой епископ Симферопольский и Таврический Феофан был у блаженной в 1911 году. На нем не было епископского облачения, и сам он не открыл ей, что он архиерей. Но по ее дару прозорливости в этом необходимости и не было. Она и так знала, кто перед нею.
Дивная раба Божья произнесла два пророчества
Одно касательно Царской Семьи, чрезвычайно важное для России, а другое имело личное значение для владыки Феофана. Старица – Христа ради юродивая – говорила мало, но владыке Феофану было дано узнать тогда многое
Блаженная вдруг вскочила на скамейку, схватила портрет Государя Императора Николая II Александровича, висевший на стене, и швырнула его на пол. Затем быстро схватила портрет Государыни Императрицы Александры Феодоровны и также швырнула его на пол. Затем приказала келейнице вынести портреты на чердак.
Это было за шесть лет до государственного переворота 1917 года.
Возвратившись в Таврическую (Крымскую) епархию, Владыка счел необходимым довести до сведения Августейшего Монарха то, что открыл Господь блаженной Христа ради юродивой Паше Саровской и что она предрекла без слов.
«Когда я, – вспоминал владыка Феофан, – пересказывал Государю все действия блаженной, Государь стоял молча, наклонив голову. Он ни слова не сказал по поводу сообщенного мною. Ему, видимо, было очень тяжело слушать это пророчество прозорливой. Только в самом конце он поблагодарил меня. И это провидение дивной рабы Божьей, данное ей Самим Богом, сбылось через шесть лет».
Этим страшным предсказанием блаженная повторила пророчества преподобного Серафима Саровского, старцев Оптинских, глинского старца схиархимандрита Илиодора, прозрения отца Иоанна Кронштадтского и другие предсказания прозорливцев российских, уже известные Государю. Второе предсказание дивной рабы Божьей блаженной Паши Саровской относилось лично к владыке Феофану.
Блаженная бросила какой-то комок белой материи на колени Преосвященному. Когда он развернул, это оказался саван покойника.
«Значит – смерть!.. Но да будет воля Божья!» – подумал Владыка.
Но в этот момент Паша подбежала и выхватила саван из рук. При этом она быстро как бы бормотала: «Матерь Божья избавит!.. Владычица Пресвятая спасет!»
Это предсказание о смертельной болезни владыки Феофана и о милости Божьей, явленной по молитвам Пресвятой Богородицы, сбылось спустя много лет, когда Владыка жил в одном из монастырей в Югославии.
Храм св. равноап. князя Владимира г. Москва
ПРЕПОДОБНАЯ АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ
Память преподобной Александры Дивеевской совершается 26 июня (по н. ст.)
В нашем храме находится икона собора Дивеевских святых жен, в которую встроены частицы их мощей, в том числе святой Александры Дивеевской.
«Она великая жена, святая, смирение ее было неисповедимо, слез источник непрестанный, молитва к Богу чистейшая, любовь ко всем нелицемерная!» (Прп. Серафим Саровский)
Преподобная Александра Дивеевская, в миру – Агафия Семеновна Мельгунова. Происходила из древнего дворянского рода Степановых (отец – Симеон, мать Параскева). Была женой полковника – богатого владимирского помещика. После смерти мужа у неё осталась трёхлетняя дочь.
Примерно тридцати лет от роду Агафья Семёновна решила посвятить себя служению Богу. В Киево-Флоровском женском монастыре с именем Александра, она принимает монашеский постриг. В Киеве же Царица Небесная возвестила будущей Дивеевской святой, что ей предстоит стать основательницей новой великой обители.
На пути в Саровский монастырь, в селе Дивееве, Пресвятая Богородица указала ей это место как Свой Четвертый Удел на земле и повелела: «Живи и угождай здесь Богу до конца дней своих!» По совету саровских старцев мать Александра поселилась близ Дивеева, в деревне Осиновка.
После смерти единственной дочери, которая умерла в девятилетнем возрасте, и распродажи своих имений в 1765 году она окончательно переселилась в Дивеево. Средства от продажи имений преподобная Александра употребила на строительство церквей и на дела благотворения. Современники указывают 12 церквей, облагодетельствованных ею. Преподобный Серафим рассказывал, что саровский Успенский собор достроен на её средства.
Матушка выстроила себе келью у дома Дивеевского священника отца Василия Дертева и прожила в ней 20 лет, совершенно забыв свое происхождение и воспитание. По своему смирению она исполняла самые трудные и черные работы: очищала хлев, ухаживала за скотиной, стирала белье; творила много тайной милостыни. Современники матушки Александры вспоминали, что она была образованна, как редко бывает образован и мужчина, воспитана, лучше всех в округе, знала церковные уставы, так что к ней часто обращались за помощью. За свою благодетельную жизнь она пользовалась уважением духовенства и мирян, богатых и бедных.
Время строительства каменной церкви во имя Казанской иконы Божией Матери (1773 – 1780 годы) пришлось на трудные годы голода и пугачевского восстания. Молясь, преп. Александра получила извещение от Господа, что отряды бунтовщиков не дойдут до Дивеева, что и исполнилось.
В 1788 году матушка Александра по благословению саровских старцев и с разрешения епархиального начальства построила около новой Казанской церкви три кельи, куда стали собираться сестры, решившие посвятить свою жизнь Богу.
Созданной в конце жизни маленькой общиной, которая должна была вырасти в великую обитель, матушка управляла в духе кротости, во всем следуя наставлениям саровских старцев и исполняя все строгости Саровского устава. Умерла она в день св. мц. Акилины 13/26 июня 1789 года, через несколько дней после пострига в великую схиму, в возрасте не более шестидесяти лет. Отслужив Литургию и отпевание соборно, саровские старцы Пахомий, Исаия и иеродиакон Серафим похоронили первоначальницу Дивеевской общины напротив алтаря Казанской церкви.
Преподобный Серафим предрекал, что со временем по Божиему изволению должны в обители почивать открытыми святые мощи матери Александры, и приказывал всем каждый день утром и вечером ходить к ней на могилу и кланяться ей, произнося при этом: «Госпожа наша и мать, прости меня и благослови! Помолись, чтобы и мне было прощено, как и ты прощена, и помяни меня у Престола Божия!»
26 сентября 2000 года были обретены мощи преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских. 22 декабря 2000 года состоялось их прославление как местночтимых святых Нижегородской епархии. Тем самым было исполнено предсказание Серафима Саровского о том, что три подвижницы: схимонахиня Александра (Мельгунова), схимонахиня Марфа (Мелюкова) и монахиня Елена (Мантурова) со временем будут прославлены и мощи их будут открыто почивать в обители. После двух дней пребывания в Преображенском соборе Серафимо-Дивеевского монастыря святые мощи преподобных жен торжественно были перенесены на место, назначенное для них батюшкой Серафимом: в храм Рождества Богородицы.
Текст составлен по материалам diveevo52 ru