Дивеевские иконы

Молитва Параскеве, Марии, Пелагее Дивеевским

На иконе Параскеву Дивеевскую изображают в простой крестьянской одежде с нимбом позади головы, добрым и печальным взглядом. На другой иконе запечатлены три образа святых Параскевы, Марии, Пелагеи Дивеевских.

Мария потеряла родителей в 14 лет. До поселения в Дивеевской обители ей пришлось скитаться и голодать, но она никогда не жаловалась на несправедливость. Говорила много и быстро или ругалась.

Так же читайте: Житие Пантелеймона Целителя, биография и чудеса в наши дни

После революции коммунисты ее арестовали, но, признав сумасшедшей, выпустили. Умерла в возрасте 75 лет и похоронена в селе Большое Череватово.

Пелагея родилась в Арзамасе. Девочка с ранних лет отличалась чудаковатостью, и мать отдала ее быстро замуж. Но семейная жизнь не ладилась. Муж пытался выбить ей дурь из головы. Когда семья поняла, что ничего нельзя сделать, отпустила ее в Дивеевскую обитель. Умерла она в сорок пять лет. Все три старицы провели жизнь в суровых условиях юродства во имя Христа и были внесены в список святых.

Святая Параскева Дивеевская

Девочка появилась на свет в 1795 году в семье крепостных Тамбовской губернии, ей дали имя Ирина. Когда ей исполнилось 17 лет, отдали замуж. Ирина была примерной супругой и хорошей хозяйкой, посещала церковь. Родные мужа любили ее за послушный характер и трудолюбие. Прожила она с мужем вместе пятнадцать лет у помещиков Булыгиных, которые продали семью господину Шмидту в соседнее селение. Очень скоро муж заболел туберкулезом и умер.

Новые хозяева несколько раз пытались выдать Ирину замуж, но она навсегда отказалась от замужества. Тогда они решили взять ее в дом экономкой. Когда в доме Шмидтов пропали ценные картины, обвинили в краже Ирину. Полицейские жестоко допрашивали женщины и избивали. Позже нашлась пропажа и виновница кражи, но Ирина от обиды и несправедливости бежала в Киев. Хозяева подали на розыск беглянки, а когда ее нашли в монастыре, то вернули домой. Господа Шмидты назначили ее огородницей, но она, вновь бежала. Во время следующего побега, постриглась в монахини с именем Параскева и получила благословение на безумие во имя Христа. Ее вновь поймали и отправили к Шмидтам, но хозяева сами прогнали юродивую.

В течение 5 лет она ходила по селам, а 30 лет жила в земельном укрытии, которое вырыла сама в лесной чаще. Современники так описывают Параскеву, добрый и ясный взгляд не вызывал сомнений в ее праведности. Странная разговорная речь и поведение служило лишь прикрытием, под которым скрывалась покорность и смирение, любовь и доброта. Она могла быть доброй, а через пять минут грозной и сердитой. Те люди, кто ее не знали, боялись. Но уже тогда Параскеву считали божьим человеком, и своим даром предвидения она заслужила уважение. Она предсказала скорую смерть святой Пелагеи Серебряковой.

Так же читайте: Молитва чтобы устроиться на хорошую работу Серафиму Саровскому

Крестьяне давали ей деньги, одежду и продукты и просили помолиться. Однажды ее сильно избили и хотели ограбить, но, не найдя денег, бросили в крови. Параскева болела почти год.

После смерти Серафима Саровского она поселилась в Дивеевской обители, жила рядом у ворот в домике. Одна стена маленькой комнаты напротив входа была завешена полностью иконами. Любовь к Божьей матери святая выражала украшением образа цветами и звала ее «Маменькой». Все ночи она говорила молитвы, а днем трудилась в поле. Наряжалась как ребенок в яркие одежды.

В 1903 году по случаю канонизации Серафима Саровского обитель посетил государь Николай второй с семьей. Она приняла их как обычных людей и предложила чай и жареную картошку. Предсказала ему рождение наследника престола и предостерегала о скорой гибели царского рода и церкви.

Когда в императорской семье родился сын, государь стал относиться к ней с уважением. К Параскеве приезжали посланники государя с различными вопросами. Портреты царской семьи заняли почетное место рядом с иконами, она читала им молитвы как образам святых, предвидя мучительную смерть царя и его семьи.

Умерла святая 5 октября 1915 года. Похоронили ее у Троицкого собора Дивеевской обители. Перед кончиной она благословила на жизнь в обители святую Марию.

На торжестве по случаю 250-летия со дня рождения Серафима Саровского в 2005 году блаженная Параскева была причислена к числу святых угодников.

Святой Серафим о матери Александре


Преподобный Серафим Саровский. Неизвестный художник, 1860-е – 1870-е годы. Изображение с сайта pinterest.es Серафим Саровский был младше м. Александры на 30 лет. Они могли общаться в течение 11 лет, с тех пор, как в 1778 году святой пришел в Саров и до смерти матушки в 1789 году. Он знал ее, еще когда был послушником, знал, как к ней относится саровский игумен о. Пахомий и понимал, что она – человек Божий. Позже сестрам Дивеевским он говорил:

«Ма­туш­ка Ага­фия Се­ме­нов­на ве­ли­кая же­на и всем нам бла­го­тво­ри­тель­ни­ца бы­ла и столь изоби­ло­ва­ла бла­го­да­тию Бо­жи­ею, ска­жу вам, что удо­сто­и­лась да­ра ду­хов­но­го, имея слез ис­точ­ник непре­стан­ный та­кой, что в быт­ность ее здесь, в Са­ро­ве, во вре­мя служб цер­ков­ных, ко­гда она ста­но­ви­лась в теп­лом со­бо­ре, про­тив чу­до­твор­ной ико­ны Жи­во­нос­но­го Ис­точ­ни­ка, из глаз ее тек­ли не сле­зы, а ис­точ­ни­ки слез, точ­но она са­ма со­де­лы­ва­лась то­гда бла­го­дат­ным ис­точ­ни­ком этих слез! Ве­ли­кая и свя­тая же­на бы­ла она, ма­туш­ка Агафия Си­мео­нов­на, вель­ми ве­ли­кая и свя­тая!»

Отец Се­ра­фим говорил, что со вре­ме­нем, по Бо­жи­ей воле, мощи м. Александры будут открыты и наказывал своим сестрам каж­дый день утром и ве­че­ром хо­дить и кла­нять­ся ее мо­ги­ле, про­из­но­ся при этом: «Гос­по­жа наша и мать, про­сти ме­ня и бла­го­сло­ви! По­мо­лись, чтобы и мне бы­ло про­щено, как ты про­ще­на, и по­мя­ни ме­ня у Пре­сто­ла Бо­жия!»

Священное Писание

Рим., 79 зач. (от полу́), I, 7-12

7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.

9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас, 10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам, 11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, 12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.

Мф., 15 зач., V, 42-48

42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

44 А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари***?

47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Работа монахини — тайная милость

Гривенник 1735 года. Изображение с сайта moneta-russia.ru

В Осиновке м. Александра поселяется у приходского священника Василия Дертева (уважаемого в Сарове), выстроив себе отдельный домик. В нем она проводит следующие 20 лет. Бывшая помещица и будущая игуменья чистит хлев у о. Василия (помогая престарелому батюшке), ходит за его скотиной, стирает белье.

Когда наступала горячая пора по уборке урожая и все взрослые уходили на целые дни в поле, мать Александра шла в дома, где оставались дети без присмотра родителей, топила печки, пекла хлеб, варила еду, мыла детишек, переодевала их и стирала грязное белье.

Когда в семье была крайняя нужна – она тайно оставляла деньги. Тайно подбрасывала бедным невестам приданое.

Чудотворные иконы в Дивеево: описание, интересные факты, история

Люди, хоть немного наслышанные о Серафимо-Дивеевском женском монастыре и его святынях, думают, что чудотворных икон здесь тоже много. На самом деле в монастырских храмах находятся все те же образа, что и по всей России. И хотя многие из привычных нам икон, признанных в России чудотворными, помогают прибегающим к ним и в Дивеево, собственно Дивеевских икон с особой историей мало.

Икона «Умиление» в Дивеево

Икона Божией Матери «Умиление» является фрагментом иконы Благовещения. Этот трогательный образ представляет перед нами Богородицу в момент принятия Ею благой вести Архангела Гавриила. Ее смирение проникает в саму душу молящегося. Неудивительно, что батюшка Серафим особо почитал икону «Умиление» и молился перед ней ночами. А приходящих к нему за советом старец часто помазывал маслом из лампады, горящей перед любимым его образом, и люди получали исцеление.

После удивительной коленопреклоненной кончины преподобного Серафима Саровского перед образом «Умиление» икону передали Дивеевскому монастырю, где она и пребывала в Троицком соборе до самой революции.

Сейчас в Троицком соборе находится точная копия чудотворного образа. Эту икону писали с батюшкиной в начале XX веке, и она тоже является чудотворной. Каждое воскресенье перед ней служится особый молебен Божией Матери – Параклис

«Казанская» икона

Чудотворная икона Божией Матери «Казанская» тоже имеет свою интересную историю.

В северной части Дивеево находится святой источник в честь иконы Богородицы «Казанский». Над родником стояла часовня, в которой какое-то время служили молебны даже после разгона Серафима-Дивеевского монастыря. В 1939 году часовню сломали. Но Господь явил чудо – из-подо льда замерзшего источника местный житель поднял Казанскую икону древнего письма.

В советское время ее хранила схимонахиня Доминика. Она же стала свидетельницей многих чудес, бывших от иконы. А когда Серафимо-Дивеевский монастырь вновь открылся, схимонахиня Доминика передала Казанскую икону в дар обители, где она пребывает и по ныне в Троицком соборе.

Иконы из кельи Батюшки Серафима Саровского

Три старинные иконы, оказавшиеся после смерти преподобного Серафима Саровского в Дивеевской обители, находятся в храме Рождества Богородицы. В этой подземной церкви покоятся мощи преподобных Дивеевских жен, первоначальницы обители и матушки Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены.

После поклонения мощам, желающие могут приложится и к иконам из кельи Батюшки Серафима. Они находятся на левой стене перед выходом, три в ряд в старинных окладах. Образ Спасителя, Матери Божией и Иоанна Крестителя. Доступ в храм открыт с 8.00 до 17.00 ежедневно.

Иконография Преподобного Серафима Саровского

Но раз уж речь у нас зашла об иконах, нам видится необходимым рассказать о существующих ныне иконах Серафима Саровского.

Столетие канонизации преподобного Серафима Саровскогого в России ждали, и готовились к торжествам не только в Дивеево и Сарове. На нижегородской земле и даже в Москве в июне-декабре 2003 года прошло множество мероприятий, конференций и выставок, посвященных истории Дивеевской и Саровской обителей, Духовному подвигу самого батюшки Серафима и историческому наследию, дошедшему до наших дней. Одним из таких событий были выставки в Нижнем Новгороде в музее Н.А. Добролюбова и в Москве в Центральном музее древнерусской культуры им. А. Рублева.

Так что же включает в себя иконография преподобного Серафима Саровского?

Существует несколько типов икон с изображением одного из самых любимых русских святых.

В своей келье

В небольшом домике были две комнатки и две каморки. В одной из каморок возле печки — маленькая лежанка из кирпичей, возле которой было совсем немного места. Другая каморка была темной, без окон: она служила молельней для матушки Александры. В ней могла поместиться только сама матушка. Она здесь молилась перед большим Распятием с зажженной лампадой.

К себе м. Александра относилась строго: борясь с изнеженностью, в пику изящному воспитанию, она носила жесткую власяницу под одеждой, натиравшей кожу. У матушки часто болела голова, поэтому она всегда носила шапочку, отороченную заячим мехом. На ногах были лапти, лишь к старости одна благодетельница подарила ей легкие сапожки, и мать Александра приняла.

Храм св. равноап. князя Владимира г. Москва

ПРЕПОДОБНАЯ АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ

Память преподобной Александры Дивеевской совершается 26 июня (по н. ст.)

В нашем храме находится икона собора Дивеевских святых жен, в которую встроены частицы их мощей, в том числе святой Александры Дивеевской.

«Она великая жена, святая, смирение ее было неисповедимо, слез источник непрестанный, молитва к Богу чистейшая, любовь ко всем нелицемерная!» (Прп. Серафим Саровский)

Преподобная Александра Дивеевская, в миру – Агафия Семеновна Мельгунова. Происходила из древнего дворянского рода Степановых (отец – Симеон, мать Параскева). Была женой полковника – богатого владимирского помещика. После смерти мужа у неё осталась трёхлетняя дочь.

Примерно тридцати лет от роду Агафья Семёновна решила посвятить себя служению Богу. В Киево-Флоровском женском монастыре с именем Александра, она принимает монашеский постриг. В Киеве же Царица Небесная возвестила будущей Дивеевской святой, что ей предстоит стать основательницей новой великой обители.

На пути в Саровский монастырь, в селе Дивееве, Пресвятая Богородица указала ей это место как Свой Четвертый Удел на земле и повелела: «Живи и угождай здесь Богу до конца дней своих!» По совету саровских старцев мать Александра поселилась близ Дивеева, в деревне Осиновка.

После смерти единственной дочери, которая умерла в девятилетнем возрасте, и распродажи своих имений в 1765 году она окончательно переселилась в Дивеево. Средства от продажи имений преподобная Александра употребила на строительство церквей и на дела благотворения. Современники указывают 12 церквей, облагодетельствованных ею. Преподобный Серафим рассказывал, что саровский Успенский собор достроен на её средства.

Матушка выстроила себе келью у дома Дивеевского священника отца Василия Дертева и прожила в ней 20 лет, совершенно забыв свое происхождение и воспитание. По своему смирению она исполняла самые трудные и черные работы: очищала хлев, ухаживала за скотиной, стирала белье; творила много тайной милостыни. Современники матушки Александры вспоминали, что она была образованна, как редко бывает образован и мужчина, воспитана, лучше всех в округе, знала церковные уставы, так что к ней часто обращались за помощью. За свою благодетельную жизнь она пользовалась уважением духовенства и мирян, богатых и бедных.

Время строительства каменной церкви во имя Казанской иконы Божией Матери (1773 – 1780 годы) пришлось на трудные годы голода и пугачевского восстания. Молясь, преп. Александра получила извещение от Господа, что отряды бунтовщиков не дойдут до Дивеева, что и исполнилось.

В 1788 году матушка Александра по благословению саровских старцев и с разрешения епархиального начальства построила около новой Казанской церкви три кельи, куда стали собираться сестры, решившие посвятить свою жизнь Богу.

Созданной в конце жизни маленькой общиной, которая должна была вырасти в великую обитель, матушка управляла в духе кротости, во всем следуя наставлениям саровских старцев и исполняя все строгости Саровского устава. Умерла она в день св. мц. Акилины 13/26 июня 1789 года, через несколько дней после пострига в великую схиму, в возрасте не более шестидесяти лет. Отслужив Литургию и отпевание соборно, саровские старцы Пахомий, Исаия и иеродиакон Серафим похоронили первоначальницу Дивеевской общины напротив алтаря Казанской церкви.

Преподобный Серафим предрекал, что со временем по Божиему изволению должны в обители почивать открытыми святые мощи матери Александры, и приказывал всем каждый день утром и вечером ходить к ней на могилу и кланяться ей, произнося при этом: «Госпожа наша и мать, прости меня и благослови! Помолись, чтобы и мне было прощено, как и ты прощена, и помяни меня у Престола Божия!»

26 сентября 2000 года были обретены мощи преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских. 22 декабря 2000 года состоялось их прославление как местночтимых святых Нижегородской епархии. Тем самым было исполнено предсказание Серафима Саровского о том, что три подвижницы: схимонахиня Александра (Мельгунова), схимонахиня Марфа (Мелюкова) и монахиня Елена (Мантурова) со временем будут прославлены и мощи их будут открыто почивать в обители. После двух дней пребывания в Преображенском соборе Серафимо-Дивеевского монастыря святые мощи преподобных жен торжественно были перенесены на место, назначенное для них батюшкой Серафимом: в храм Рождества Богородицы.

Текст составлен по материалам diveevo52 ru

Биография святой матушки Александры Дивеевской

В миру святая Александра была известна как нижегородская дворянка Агафья Семеновна Мельгунова. Родилась в богатой и благочестивой семье рязанских помещиков около 1730 года. Отец рано умер, и мать сама воспитывала девочку в духе христианского благочестия. В юном возрасте ее выдали замуж. Однако брак продлился не долго – муж Агафьи умер, оставив ее вдовой с ребенком. Несмотря на обладание большим наследством, молодость и красоту, женщина избрала путь служения Господу.

Приняв монашество в Рязанском монастыре, Агафья отправилась вместе с дочерью в Киев. Там она усердно молилась, много беседовала со святыми старцами. Великая вера монахини была столь сильной, что сама Небесная Царица явилась к ней и повелела отправляться в странствие по северу России, чтобы выбрать там место и построить обитель. По благословению духовных наставников, Агафья отправилась в дорогу. Точно не известно, сколько матушка путешествовала. Когда она добралась до небольшого села Дивеево, то ей вновь явилась Богородица и указала, что именно здесь нужно строить монастырь.

Неподалеку отсюда уже располагалась прославленная Саровская пустынь – монастырь со строгим уставом, где жили святые праведные старцы, исполненные Божественной мудрости. Именно к ним и обратилась за советом Агафья и, по их благословению, решила остаться жить в Дивеево.

Село было промышленным, рядом располагались заводы, рабочие вели простую и тяжелую жизнь – кабаки, драки, пьянство. Поэтому матушка решила поселиться не в самом поселке, а в деревне неподалеку. Вскоре заболела и умерла ее единственная дочь. Приняв волю Божью, Агафья окончательно посвятила себя монашескому служению.

Распродав свое имущество, монахиня переселилась в Дивеево и стала заниматься благотворительностью. Она жертвовала огромные суммы на реконструкцию старых храмов и постройку новых по всей округе. Несмотря на лихое время, когда по стране вспыхивали бунты и восстания, в селе Агафья построила храм в честь иконы Богородицы Казанской, освя­щенный в 1780 году. В это же время монахиня познакомилась с преподобным Серафимом Саровским, тогда еще только начавшим свое служение.

Помимо помощи церкви, Агафья заботилась и о простом люде: жертвовала деньги на выданье местным девушкам, одаривала приданным, подавала милостыню, учила крестьян слову Божьему. За полгода до кончины матушка создала общину. На пожертвованной земле были построены кельи, куда поселились наставница и три послушницы. Здесь в праведных трудах, в соответствии со строгим уставом Саровского монастыря, монахиня провела остаток своей земной жизни.

Перед смертью Агафья приняла схиму с именем Александра, коим и прославилась в будущем. Она представилась 13 июня 1789 года в возрасте 60 лет.

«Давайте помолимся!»

После освобождения Александра стала странствовать с неким старцем-священником Арсением из Москвы. Благодаря ему она ненадолго оказалась в Вольском женском монастыре, где стала инокиней.

Вот что вспоминает о ней настоятель Сретенского храма Саратова протоиерей Василий Стрелков: «В 50‑е годы матушка жила в Саратове и часто переходила из одной семьи в другую — немножко у одних поживет, потом у других. Мне было 11–12 лет, и мы с моей мамой — Прасковьей Ивановной — жили в части деревянного дома на Соколовой улице, возле Сенного базара, являлись прихожанами Духосошественского храма. Хоть у нас и тесновато было, но одно время — в 1952–1953 годах — инокиня Александра проживала у нас. Я был свидетелем того, как ее навещали верующие женщины, бабушки. Ее очень почитали, обращались с просьбами о молитве.

Мне запомнился один случай. Как-то некая Мария привела мужа и просила: “Матушка Александра, помолись за него — пьет, никак бросить не может!”. Та спрашивает: “Ты что, Петр, пьешь-то?”, а он отвечает: “Работаю — устаю, с устатку и выпиваю”. Матушка спрашивала: “Ты хочешь сам бросить-то? Надо молиться, чтобы Господь помог!”. А он: “Я-то хочу, да сам не могу”. Тут матушка вдруг говорит: “Оставляй, Мария, Петра своего у меня”.

Он остался. И мать Александра стала заставлять его молиться. Сказала: “Давай мы сейчас с тобой прочитаем акафист Спасителю”, начала чтение, а потом передала книгу ему. Тот в поте лица читает — с непривычки дрожит, но читает. Она понуждала читать вслух, стоя перед иконой, сама же иногда присаживалась.

Потом говорит: “Давай теперь Евангелие, открывай на голову!”. Он открыл наугад, над головой, Священное Писание, с которым она не расставалась, и с того места начал читать до конца главы. Дочитал — устал очень. А мать Александра говорит: “Слушай, в сарае надо доску прибить!” И он побежал с радостью — починил, еще что-то хотел сделать, но матушка сказала: “Хватит!”. Ей не доска, конечно, нужна была…

Ночью, часа в два, она его разбудила, и они читали полунощницу. Утром Петр ушел на работу. И с тех пор бросил пить. Потом Мария приходила к матушке, благодарила. Этот момент личной совместной молитвы очень сильно влиял на человека, если он выдерживал такое до конца».

О таких случаях становилось известно, и многие просили ее молитв. Она сама очень много молилась, а уж если кто-то попадался ей на глаза… Нас, мальчишек, заставляла читать акафисты, Евангелие по главе. Говорила: “Хватит вам зубы скалить, давайте-ка помолимся! Читай, Анатолий!”. Послушает-послушает, говорит: “Плохо ты читаешь, отдай Василию!”. Потом она переехала от нас, жила у других, а в конце 50‑х годов уехала в Энгельс».

Тринадцать лет — за Чашу

Будущая подвижница родилась 6 мая 1901 года и была седьмым ребенком в большой крестьянской семье, проживавшей в селе Лох Саратовского уезда. До нее рождались только мальчики, и родители просили у Бога девочку. Саша училась в местной земской школе, а в двенадцать лет, по совету местного священника, родители отдали ее на воспитание в один из женских монастырей Саратовской епархии.

Повзрослев, Александра стала работать прислугой — ухаживать за детьми. Девушка отличалась твердым характером и сразу заявляла новым хозяевам, что в субботу вечером и воскресенье утром должна быть в церкви. После революции один из ее братьев, который стал работать в системе наркомата внутренних дел, перевез ее в Москву. Однажды, когда назначили конфискацию имущества храма, в который в то время ходила будущая подвижница, он предупредил ее об этом. Александра попыталась спасти имущество церкви и стала раздавать его доверенным людям. Но у одной из прихожанок кто-то случайно увидел потир и донес об этом. Будучи раздетой и выведенной сотрудниками органов на мороз, женщина призналась, кто ей поручил эту Чашу сохранить.

Александра была осуждена на тринадцать лет, которые отбыла от звонка до звонка. Ее брат к тому времени повесился, и она горячо молилась за него. В заключении ей удавалось поститься — совсем не ела мясное. Молясь за кого-то, подвижница накладывала на себя еще более строгий пост — выпивала за сутки стакан воды, а пищей ей были кусок хлеба с луковицей.

Начало монастыря


Дивеево, 1876 год. Изображение с сайта sarpust.ru Только за полгода до смерти м. Александры возникло то, что стало началом Дивеевского монастыря. Одна из помещиц села Дивеева подарила м. Александре большой земельный участок рядом с храмом. М. Александра построила три кельи, обнесла оградой. В одной келье она жила сама, в другой останавливались на ночлег паломники, шедшие в Саров, а в третью она пригласила жить послушниц, среди которых были сироты и вдовы крестьянского происхождения. Так и начался будущий Дивеевский монастырь.

Сама м. Александра при жизни не увидела никакой его «славы», она не старалась сделать дело поскорее, поскорее построить, наладить, образовать, организовать, привлечь побольше сестер. Она работала и молилась, не корректируя своей волей волю Божию, которой полностью доверилась.

Община жила по строгому саровскому уставу. Кроме молитвы и милостыни, сестры вместе с матушкой шили, вязали, стирали для монахов Сарова. А с саровской трапезной сестрам каждый день привозили пищу.

Перед смертью матушка Александра приняла схиму. Она просила, чтобы о. Пахомий (Назаров), настоятель Сарова, заботился о ее сестрах. Старец Пахомий на ее просьбы ответил: «Матушка, не даю тебе слово, ибо я стар и слаб, но как же браться за то, не зная, доживу ли до этого времени. А вот иеродиакон Серафим, — духовность его тебе известна, и он молод, — доживет до этого; ему и поручи это великое дело».

Преподобной Александре Дивеевской (тропари, кондаки и молитвы и величание)

Тропарь, глас 5:

Преподо́бная ма́ти Алекса́ндро,/ благослове́ние Цари́цы Небе́сныя испо́лнивши,/ оби́тель Диве́евскую основа́ла еси́,/ в не́йже, многотру́дное житие́ соверши́вши,/ о́браз Христо́ва смире́ния яви́ла еси́.// Те́мже помяни́ нас во Ца́рствии Небе́сном.

Ин тропарь, глас 3:

Раба́ Христо́ва и избра́ннице Пречи́стыя Его́ Ма́тери, Ки́евского уде́ла Ея́ жи́тельнице и моли́твеннице, земли́ Ея́ обетова́нныя иска́тельнице, Диве́евския оби́тели первонача́льнице и зижди́тельнице, моли́ся за ны, Алекса́ндро преподо́бная, да спасе́т нас Пресвята́я Богоро́дица и поми́лует Свята́я Тро́ица, да изба́вимся мы му́ки а́дския и насле́дуем блаже́нство ра́йское.

Кондак, глас 3:

Воспои́м днесь, ве́рнии,/ преподо́бную ма́терь на́шу Алекса́ндру,/ ди́внаго уде́ла Пресвяты́я Богоро́дицы первонача́льницу,/ да ея́ моли́твами и предста́тельством Пречи́стыя Де́вы// Госпо́дь пода́ст нам грехо́в проще́ние и ве́лию ми́лость.

Ин кондак, глас 3:

Преподо́бная ма́ти Алекса́ндро, любо́вь двуеди́ную к Бо́гу и бли́жним твои́м стяжа́ла еси́ и избра́нницею Бо́жией Ма́тери яви́лася. Ея́же после́дний уде́л в земли́ Росси́стей обрела́ еси́, и Диве́евскою первонача́льницею ста́ти сподо́бившися, вели́кому Серафи́му печа́ловатися о нем завеща́ла еси́. Зде́ же и поко́ишися с ним. Ны́не моле́ния на́ша приими́ и ко Го́споду вознеси́, да поми́лует ны.

Молитва первая

О преподо́бная и богоно́сная ма́ти Алекса́ндро, Диве́евская первона́чальнице и похвало́, ве́ру несумне́нную дела́ми богоуго́дными яви́вшая, во исполне́ние обетова́ния Богоро́дицы в труде́х и по́двизех непреста́нных неле́стно потруди́вшаяся, и в благоустрое́нии земли́ святы́я Ея́ все име́ние и житие́ твое́ ижди́вшая, проро́чество Цари́цы Небе́сныя в насле́дие избра́ннику Ея́ саро́вскому пред кончи́ною твое́ю пра́ведною вве́рившая, и ду́шу твою́, сами́м Го́сподом предочи́щенную, в ру́це Бо́жиипреда́вшая, моли́ся за ны, малове́рныя и неради́выя, да и мы присту́пим к до́брому де́ланию с пра́вою ве́рою, в терпе́нии содева́я свое́ спасе́ние, за Златоу́стом взыва́юще в печа́ли и ра́дости, ско́рби и утеше́нии: сла́ва Бо́гу за вся́. Ами́нь.

Молитва вторая

О, свята́я уго́днице Бо́жия, преподо́бная ма́ти Алекса́ндро! Приими́ недосто́йныя моли́твы на́ша, с ве́рою и любо́вию к тебе́ возноси́мыя, и помози́ нам христиа́нския доброде́тели стяжа́ти, ве́ру кре́пкую и любо́вь к Бо́гу и бли́жним име́ти, крест скорбе́й и боле́зней с терпе́нием носи́ти. О, блаже́нная ма́ти на́ша! Мно́гими труды́ и по́двиги благода́ть у Бо́га обре́тши, помяни́ нас во Ца́рствии Небе́снем, помоли́ся за нас, да твои́ми моли́твами спаса́еми в ны́нешнем ве́це, и в бу́дущем удосто́имся хвали́ти и воспева́ти всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание

Ублажа́ем тя,/ преподо́бная ма́ти на́ша Алекса́ндро,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо мо́лиши о нас/ Христа́ Бо́га на́шего.

Назад к списку

Когда б вы знали, из какого сора…

Прекрасная собой женщина со средствами, оставив все ради любви к Богу, приняла постриг, ушла из родного дома в дичь и глушь, чистила хлевы, мыла крестьянских детей, стирала монашеские портянки, строила храмы, молилась и не торопилась. Через 20 лет под ее началом возникла маленькая община женщин, стремящихся к Богу. Их поручили человеку, который в страшном сне не мечтал «руководить» монахинями. Но обещал заботиться о них по послушанию духовнику, которого очень любил, и предсмертному слову матери-основательнице, которую называл «великой святой».

Правда, он тоже не торопился. Перед тем, как воспитывать монахинь, 25 лет пробыл в затворе, воспитывая свою душу. Вышел известным старцем – Серафимом Саровским. В общине м. Александры к тому времени собралось 50 сестер.

В Дивеево заводы, шум и драки

Наиболее старое изображение Саровской пустыни, относящееся к середине 18 века. Изображение с сайта sarpust.ru

Несколько лет ушло у м. Александры на поиск места для обители на севере России. В 1760 году она оказалась вблизи села Дивеева. Там ей вновь явилась Пресвятая Богородица: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать. Живи здесь и угождай Господу Богу, а Я всегда  буду с тобой».

М. Александра пошла в Дивеево и пришла в ужас. В селе стоял страшный шум от работы железных заводов, вечерами множество пьяных и хулиганства, драки, даже разбои. Как же строить монастырь?

И опять, как в Киеве, она нашла помощь у отцов Саровской пустыни, которая в то время считалась обителью подвижников (многие саровские отцы отказывались от священства, один даже отказался от епископского звания, только бы сохранить молитвенную жизнь в уединении).

Саровские отцы посоветовали м. Александре поселиться в деревне Осиновка в двух верстах от Дивеева. И опять совет оправдал себя: вскоре одна местная помещица отказала в нем земли под монастырь.

А потом заболела и умерла десятилетняя дочь м. Александры. Для нее это становится знаком окончательного разрыва с миром. Она едет домой, чтобы продать имение и распорядиться имуществом: отпускает на волю крестьян, обеспечивает немало бедняков.

Часть денег от продажи имения отдает на строительство церквей, вкладом в монастыри, часть оставляет на будущую обитель. На ее средства было построено и возобновлено более 12 храмов, в том числе и Успенский собор Саровской пустыни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector