Преподобный серафим саровский: житие, иконы, воспоминания, наставления (+видео)

дальнейшее чтение

  • Дмитрий Мерещковский и др. Der letzte Heilige — Seraphim von Sarow und die russische Religiosität . Штутгарт 1994
  • Архимандрит Лазарь Мур: Преподобный Серафим Саровский — духовная биография. Бланко (Техас) 1994.
  • Микаэла-Хосефа Хатт: Der heilige Seraphim von Sarow , Jestetten 2002, Miriam-Verlag, ISBN  978-3-87449-312-3
  • Игорь Смолич: Leben und Lehre der Starzen . Фрайбург 2004
  • Митрополит Серафим: Die Ostkirche. Штутгарт 1950, стр. 282 и сл.
  • Павел Евдокимов: «Святой Серафим Саровский», в: The Ecumenical Review , апрель 1963 г.
  • Иван Четвериков: «Das Starzentum», в: Ev. Jahresbriefe ; 1951/52, стр. 190 и сл.
  • Клэр Луиза Клаус: «Die russischen Frauenklöster um die Wende des 18. Jahrhunderts», в: Kirche im Osten , Band IV, 1961.
  • Bezirksrichter Николай Александрович Motowilow: Die Unterweisungen des Seraphim von Sarow. Сергиев Посад 1914 (на русском языке)
  • Епископ Александр (Милеант), «Святой Серафим Саровский» , Православие и мир, декабрь 2007 г.

Если свеча падала

Старец чувствовал состояние души человека, который принес свечу. Если свеча падала, значит, человек сильно унывал или решился на серьезный грех. Тогда старец становился на колени и молился. Горя-то у всех своего было достаточно: не хватало только тепла Божия. И св. Серафим утешал. Когда он жил и принимал народ в монастыре, многие монахи возмущались, что приходящие нарушают тишину, правила, отвлекают от молитвы. Старец на все претензии отвечал:

— Положим, что я затворю двери моей кельи. Приходящие к ней, нуждаясь в слове утешения, будут заклинать меня Богом отворить двери и, не получив от меня ответа, с печалию пойдут домой… Какое оправдание я могу принести Богу на Страшном суде Его?

Медведь, канавка и сухарики

Свидетельств «общения» Святого старца с медведем существует несколько. Саровский инок Петр рассказал, что батюшка кормил медведя сухариками, а начальница Лысковской общины Александра – о просьбах к медведю «не пугать сирот» и принести для гостей меда. Но самым ярким рассказом является история Матроны Плещеевой, которая, несмотря на то, что «без чувств упала», с документальной точностью пересказывает происходящее. Уж не обычное ли тут русское лукавство, желание приобщиться к «славе» Серафима? Ведь перед кончиной Матрона признается, что данный эпизод был придуман неким Иоасафом. По его научению она пообещала поведать историю в момент пребывания в обители членов царской семьи.

Споры рождает и созданная еще при жизни Серафима Саровского «канавка Царицы Небесной», по которой сегодня проходят верующие с молитвой Богородице, а в конце пути получают сухарики, освященные в чугунке батюшки, точно такие же, какими угощал своих гостей чудотворец. Имел ли старец право «придумывать» подобный обряд? Известно, что первоначально обустройство канавки носило практическое значение – внушительных размеров ров защищал монахинь от недобрых людей, Антихриста.

Со временем и канавка, и серафимовские сухарики, и захваченная с собой землица, и даже постукивания по больным местам тем самым топориком приобрели для паломников огромное значение. Подчас даже большее, чем традиционная церковная служба и таинства.

Подвиг пустынножительства

В возрасте 39 лет преподобный был возведен в сан иеромонаха и был благословлен на проведение божественной литургии. Когда игумен обители отошел ко Господу, Серафим принял на себя подвиг пустынножительства (покойный отец Пахомий перед смертью благословил инока). Получив еще одно благословение у нового игумена, он удалился в глухой лес.

Но окончательно монастырь он не бросил, каждый субботний день к вечеру, перед началом всенощной, он возвращался в обитель и причащался Святых Христовых Таин.

Подвиги Серафима, которые он совершал во Имя Христово, были суровыми:

  • его молитвенное правило совершалось по Уставу древних пустынножителей;
  • он постоянно изучал Святое Евангелие, Новый Завет, усердно изучал богослужебную литературу;
  • инок знал наизусть множество песнопений, а когда работал в лесу, то любил их напевать;
  • он сам для себя добывал пропитание, работал на огороде;
  • держал строгий пост, питался всего раз в сутки, в постные дни недели голодал.

Его скудный пищевой рацион в течение первых трех лет отшельничества составляли травы. Изредка его навещали такие же пустынники.

Слух о уединенном житии батюшки распространился за пределы монастыря и его стали часто навещать монахи и миряне. Каждому человеку требовались мудрые советы, ответы на вопросы и благословение на труды. Вскоре Серафим запретил посещение своей келии женщинам, а затем и всем остальным, потому что в очередном видении инок узрел, что Господу угодно полное безмолвие инока.

Круг общения святого сузился, теперь его могли посещать только дикие звери и птицы. Серафим любил подкармливать хлебом, который ему доставляли из монастырской хлебопекарни, диких медведей.


Икона Серафима Саровского

Искушения диавола

Высокие подвиги монаха вызвали неодобрение диавола. Он вздумал устрашить святого, дабы тот оставил безмолвие. Инок не поддавался нападкам темных сил, но сатана упорно продолжал искушение. Но Серафим, дабы отразить натиск вражий, принял на 1000 дней подвиг столпничества.

Но посрамленный верой преподобного, диавол надумал умертвить святого и наслал к нему грабителей, которые стали требовать от него деньги. Естественно, денег у него не было, за что разбойники жестоко избили инока и проломили ему голову топором. В безжизненном состоянии святой пролежал до утра, а очнувшись, из последних сил добрел до обители. Братия ужаснулась виду израненного подвижника. Восемь дней монастырские врачи вытаскивали Серафима «с того света», ведь полученные раны были несовместимы с жизнью.

Но исцеление было получено не от лекарей. Во сне ему явилась Царица Небесная и, коснувшись израненного чела, даровала здравие. Но спина преподобного осталась сгорбленной, поэтому ему приходилось ходить, опираясь на посох.

Около полугода монах провел в обители, и набравшись сил, вновь вернулся в лесную келью. В безмолвии он провел три года. Серафиму было предложено настоятелем и братией обители: посещать богослужения и причащаться, или вернуться в обитель. Серафим выбрал второе, потому что из-за увечья и преклонных лет ему было тяжело ходить из леса, в котором он совершал подвиг пустынножительства 15 лет, в монастырь.

Окончание земного пути

Вернувшись, к подвигу молчания он прибавил еще и затвор. Из своей келии монах никуда не выходил и никого не принимал.

За свои труды он сподобился от Господа дара чудотворения и был поставлен на служение людям в подвиге старчества. Сама Матерь Божия явилась во сне к Серафиму и повелела выйти из затвора, дабы принимать у себя просителей, молящих о наставлении, утешении, исцелении.

Теперь дверь келии старца была открыта для всех! Чудотворец созерцал человеческие сердца, исцелял прихожан молитвой, утешал ласковым словом.

В последние годы жизни Серафим особенно заботился о Дивеевской обители, которая являлась его детищем. Он был добрым отцом для сестер монастыря, окормлял обитель, а сестры обращались к старцу во всех трудностях.

За год до смерти отец Серафим сильно ослаб и для себя изготовил гроб. Он указал монахам место, где следует похоронить его тело. 1 января 1833 года старец в последний раз принял причастие, после чего благословил братию и каждому иноку раздал добрые пожелания, а на следующий день преставился ко Господу.

Его тело нашли бездыханным пред Ликом Богоматери.


Во время болезни в отрочестве

Популярное за 7 дней

Спецпроект портала «Православная жизнь»: О гонимых братьях наших помолимся
10.09.21 23:43

Псалом-откровение об Иоанне Крестителе. Читающий его готовит свое сердце к приходу Христа
10.09.21 09:15

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Новая волна захватов храмов началась? Что и почему происходит в селе Красносёлка
09.09.21 09:55

Светлые смыслы Усекновения
10.09.21 15:06

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Христианские основания науки
15.09.21 10:30

В чем помогает Серафим Саровский: дар исцеления

Еще при жизни батюшки Серафима после долгих его подвигов и трудов, когда, наконец, он по повелению Царицы Небесной вышел из затвора и стал принимать людей, приходящие к нему стали замечать, что старец обладает особыми дарами.

Одним из них был дар исцеления. К преподобному приходили люди совершенно разных сословий – и крестьяне, и дворяне, и военные. Были и те, кто, отчаявшись в медицинской помощи и истратив немалые средства на врачей, решил обратиться к старцу Серафиму.

Каждый, кто приходил к батюшке, уходил утешенным, получая огромную духовную пользу. Но те, кто страдал тяжкими болезнями или непонятными недугами (что врачи, порой, затруднялись даже диагноз поставить) – уходили радостными вдвойне. Они получали исцеление по молитве старца Серафима, и часто это кардинальным образом меняло всю их последующую жизнь!

О многих случаях исцеления сохранились свидетельства в виде писем, записок и других документов, и все они вошли в изданные книги, включающие житие батюшки Серафима.

Случаи молитвенной помощи и исцелений на могилке преподобного, послужили одним из оснований для канонизации, состоявшейся в 1903 году.

Продолжаются чудеса исцеления на мощах батюшки и его источнике и в наши дни, и об этом ведутся хроники в Серафимо-Дивеевском монастыре. Особой популярностью в народе пользуется святой родник Серафима Саровского недалеко от Дивеева.

Молитва Серафиму Саровскому об исцелении

Как же правильно помолиться святому? Именно этот вопрос волнует тех, кто ищет исцеления от своих болезней, разуверившись даже в современной медицине.

Молиться батюшке Серафиму можно имея страдание от любой болезни, или даже находясь в другой нужде. Например, просить помощи о заступничестве за детей, об устройстве на работу и многом другом. Но с другой стороны, в народе уже давно было подмечено, что чаще всего к преподобному прибегают те, кто страдает всевозможными болезнями ног и суставов, позвоночника и головными болями.

И это неспроста. Читая житие батюшки Серафима, мы можем увидеть, что именно эти болезни испытывал и святой. От многотрудных подвигов и стояния на камне у батюшки стали сильно болеть ноги. А еще ему довелось испытать на себе нападение разбойников, которые жестоко били святого по голове и спине – так, что он потом долго болел и выздоравливать стал лишь после исцеления, полученного от Самой Богородицы. Но даже после этого на всю жизнь он остался сгорбленным в спине и ходил, опираясь на мотыгу или посох.

Так вот, случаев, когда у людей проходили боли в спине, и исцелялись ноги – огромное количество! Люди молились и у мощей святого и на его источнике – и получали исцеление.

Преставление и канонизация святого

Силы стали покидать святого старца. Всё реже он покидал свою келью. В сенях у него был поставлен гроб, заранее приготовленный для дня кончины. 1 января 1833 года, в последний раз отслужив литургию и причастившись Святых Тайн, отец Серафим затворился в своей келье. На следующий день было найдено его безжизненное тело, склонённое в молитвенной позе перед образами.

На протяжении семидесяти лет, прошедших со дня его кончины, на могиле старца свершались чудесные исцеления по обращённым к нему молитвам. В 1903 году Серафим Саровский был канонизирован и причислен к лику святых. Торжественная церемония происходила в присутствии царской семьи, представителей Синода и большого стечения верующих. С этого дня среди небесных покровителей нашего Отечества появился и святой преподобный Серафим Саровский.

«Батюшка Серафимушка», — с любовью называют его и в Дивееве, и в Сарове, и по всей бескрайней России. Во всех православных семьях известен детям добрый старец Серафим Саровский. Биография, краткое содержание для детей основных её эпизодов и иллюстрации к ним любимы многими мальчишками и девчонками с ранних лет.

Мощи Серафима Саровского: где находятся?

Мощи преподобного Серафима Саровского сейчас хранятся в Серафимо-Дивеевском монастыре.

Там им можно поклониться. Дивеевский монастырь находитя в Нижегородской области. Из Москвы, например, можно добраться поездом до Нижнего Новгорода и далее на автобусе до Дивеево. Расписание автобусов можно посмотреть здесь

На машине: 450 километров от Москвы.

При монастыре есть гостиницы и частные домики и всегда можно найти, где остановиться, но жилье лучше бронировать заранее — особенно в великие Церковные праздники или в дни памяти святого.

А в Москве есть Подворье Дивеевского Монастыря — оно располагается в двух минутах ходьбы от станции метро Проспект Мира-кольцевой — если идти по пути к Садовому Кольцу. Подворье с домовым храмом внутри располагается прямо на Проспекте Мира:

Домовый храм: что это такое и чем он отличается от обычного храма?

Канонизация и почитание

Спустя 4 года после смерти святого богоугодника взялся описывать житие Серафима иеромонах Сергий. Именно оно стало основным источником информации о старце. В дальнейшем «Житие Серафима Саровского» неоднократно подвергалось редактированию.

Примечательно, что икона Серафима была написана с его прижизненного портрета, который успел написать художник Серебряков за 5 лет до смерти святого старца.

19 июля 1903 года по настоянию Николая II Серафим Саровский был канонизирован. С тех пор в каждой церкви можно найти икону Серафима Саровского, перед которой молятся православные, знающие, в чем помогает святой: окончании страданий, стойкости духа, исцелении от недуга, наставлении на путь истинный.

Чудеса

Множество чудотворений связано с именем великого старца. По молитвам к блаженному Серафиму немые обретали голос, у слепых прозревали очи, калеки избавлялись от хромоты, парализованные могли двигать конечностями.

  • 19-летняя девушка имела сведенные конечности, ее руки были плотно сжаты на груди. После посещения могилки Серафима и купания в источнике, освященном во имя богоносца, больная самостоятельно встала, ее руки и ноги расправились, она стала самостоятельно передвигаться.
  • Крестьянку разбил 6 лет назад паралич. Ее, обездвиженную, привезли к роднику и трижды окунули в нем. Женщина полностью исцелилась.
  • В Крестном ходе участвовали мать и ее глухонемая дочь. Впереди процессии хоругвеносцы несли Лик Богородицы и большую икону Серафима Саровского. Женщина приложила ребенка к образу святого и малышка тут же окликнула своим голоском мать.
  • У могилки чудотворца прозрела молодая женщина, несколько лет назад полностью потерявшая зрение.

Известны случаи, когда люди исцелялись от сумасшествия, паралича, онкологии и прочих серьезных недугов. Все факты исцелений записаны в Летописи монастыря.

Нападение разбойников

Не сумев сломить дух подвижника, враг попытался лишить его жизни, указав путь к келье разбойникам. Те, угрожая смертью, потребовали денег, но исполненный смирения отшельник не оказал им сопротивления, хотя был вооружён топором. Обыскав жилище и ничего не найдя, злодеи жестоко его избили, и, оставив одного умирать, ушли. Господь сохранил жизнь своему верному рабу и помог добраться до монастыря. Здесь снова явилась ему Божья Матерь и, вновь коснувшись его, даровала исцеление. Преподобный выздоровел, но до конца земной жизни ходил согбенным. Вернувшись в лесную келью, он возобновил подвиг молчания. Наградой за это был мир в душе и «радость о Святом Духе». Через некоторое время он вернулся в обитель.

Служение людям и кончина старца

Затвор длился почти пять лет. А в 1815 году Господь, батюшке явилась Богородица и повелела ему выйти из затвора и принимать людей. С этих пор двери кельи были открыты для всех: монастырская братия могла прийти к старцу во всякое время, мирские люди – после ранней обедни до 8 ч. вечера.

Людей батюшка принимал с радостью. В любое время встречал всех приходящих к нему пасхальным приветствием: «Христос Воскресе, радость моя!». Если у человека была особая нужда – помогал советом, если же такой нужды не было – давал общехристианское наставление.

Сердце батюшки Серафима было столь любвеобильным, что люди всегда уходили от него утешенным. А еще удивлялись, какой у батюшки был острый ум и крепкая память, и как он по-доброму со всеми разговаривал, так что у вопрошавших совета оставалось светлое впечатление от беседы с ним. Поражал многих и дар прозорливости, который Господь даровал старцу Серафиму для помощи людям.

Этот период жизни старца был очень важным для людей. Именно здесь происходили исцеления по молитве батюшки, и наставления, которые он давал людям, часто меняли жизнь и самих вопрошавших и их близких. С некоторыми духовными чадами он делился сокровенными тайнами, которые лишь после его смерти становились общим наставлением в духовной жизни для всех желающих спасти свою душу. Но время жизни батюшки Серафима подходило к концу.

1-го января 1833 года (по старому стилю) о. Серафим пришёл в больничную церковь во имя свв. Зосимы и Савватия. Братья отметили, что старец помолился у каждой иконы и везде. После причастился Св. Христовых Таин, после литургии, он простился со всеми находившимися братьями. Благословив и поцеловав всех, утешил словами: “Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте: нынешний день нам венцы готовятся”.

Старец Серафим, когда уходил из кельи своей в пустынь, часто оставлял горящие перед иконами свечи. Брат Павел, иногда опасаясь пожара, говорил об этом батюшке, и услышал как-то в ответ: “Пока я жив, пожара не будет; а когда я умру, кончина моя откроется пожаром”. Так и случилось.

Второго января в шестом часу утра брат Павел, выйдя из своей келии к ранней литургии, почувствовал близ келии о. Серафима запах дыма. Прочитав молитву, брат постучался в дверь о. Серафима, но ответа на молитву не последовало. Тогда он позвал других братьев, вопрошая их, не случилось ли где пожара. Тогда один послушник, поднажав на дверь кельи, сорвал её с внутреннего крючка. У входа тлели книги и некоторые холщовые вещи, которыми старались одарить старца боголюбивые христиане.

В самой же кельи было темно. Монаху Петру пришлось на ощупь продвигаться внутри. Так он и нашел стоящего на коленях, со сложенными крестообразно руками уже неживого старца.

После литургии о. Серафима положили в гроб. Могилу вырыли там, где задолго наметил ее для себя сам старец. Тело блаженного старца стояло открытым в Успенском соборе восемь суток. Люди вереницей шли попрощаться с любимым батюшкой. Все плакали.

В то время в Глинской обители иеромонаху Филарету было видение, о котором впоследствии и сообщил его ученик. 2-го января, выходя из храма после утрени, отец Филарет увидел на небе необыкновенный свет и сказал: “Вот, так-то души праведных возносятся на небо! Это душа отца Серафима возносится!”

Было чудо и при самом погребении. Когда духовник хотел положить разрешительную молитву в руку о. Серафима, то рука сама разжалась. Игумен, казначей и другие видели это и долго оставались в недоумении, поражённые случившимся.

Погребение о. Серафима совершено было о. игуменом Нифонтом. Тело его предали земле недалеко от могилы Марка-затворника.

Так закончилась жизнь Великого Светильника земли Русской!

Татьяна Страхова

Следующая статья >

Иногда достаточно себе запретить

Если человек унывал из-за некоего уже совершенного действия, считая его непоправимым, святой Серафим рассказывал ему случай из жизни одного монаха.

Монах этот однажды серьезно согрешил. Его начали смущать мысли, что грех никогда не будет прощен, и что он никогда не сможет его исправить. Пришло уныние, а потом и отчаяние. Но тут вдруг монах словно увидел, как его ум заполоняют отчаянные мысли, резко прервал их ход и решил до конца  дней каяться в своем грехе и «заглаживать» его добрыми делами. Уныние тут же отступило. Господь открыл его духовную борьбу и победу в ней одному из святых старцев того монастыря и велел высказать уважение этому монаху и поставить его в пример унывающим от своих грехов иноков.

Преподобный Серафим также любил вспоминать слова святого Варсонофия Великого:

— Если не предашься унынию и нерадению, то сможешь прославить Бога, и Он переменит твою участь из небытия в бытие, то есть из грешника в праведника.

Саровский монастырь

Саровский монастырь (Саровская Успенская пустынь) — бывший мужской монастырь, основанный в начале XVIII в городе Сарове Тамбовской губернии (ныне Саров — часть Нижегородской области). Известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский, почитаемый православный подвижник и святой.Первым монахом-отшельником, поселившимся на Саровской горе, стал пензенский инок Феодосий, пришедший на «старое городище» в 1664 году и устроивший себе здесь келью. Пожив здесь около шести лет, Феодосий задумал удалиться в Пензу. Около этого времени на «старом городище» поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря. Некоторое время оба отшельника жили вместе, однако вскоре Феодосий «отошёл» в Пензу, и Герасим остался один на «старом городище». Пожив здесь некоторое время, Герасим удалился в Краснослободский монастырь, очевидно, из боязни воров и разбойников, которые стали делать ему «многия пакости».Вскоре после отца Герасима на «старом городище» поселился иеромонах Исаакий, который и стал основателем Саровской пустыни. Вскоре у Исаакия появились сподвижники, и отец Исаакий возбудил ходатайство об учреждении в Сарове иноческой обители.В 1705 году князь Кугушев, владелец «старого городища», передал отцу Исаакию в дар участок между реками Сатисом и Саровкой для будущей обители. В январе 1706 года митрополит Рязанский Стефан Яворский удовлетворил прошение отца Исаакия об устроении церкви на «старом городище». 28 апреля 1706 года отцом Исаакием был заложен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». 16 июня 1706 года совершилось освящение нового и первого храма Саровской обители.В 1731 году, ввиду ослабления сил, первый настоятель обители отец Исаакий (к тому времени принявший чин иеросхимонашества и ставший иеросхимонахом Иоанном) отказался от настоятельства и избрал себе преемником своего ученика Дорофея.Из последующих настоятелей особо почитаем был отец Ефрем, невинно обвинённый в государственной измене и проведший в ссылке в Оренбургской крепости 16 лет. Во время голода 1775 года отец Ефрем, будучи настоятелем монастыря, распорядился отворить монастырские житницы, чтобы помочь нуждающимся мирянам.Ещё при жизни старец Ефрем избрал себе преемника, иеромонаха отца Пахомия. Именно во времена настоятельства отца Пахомия в Саров прибыл Прохор Мошнин, будущий отец Серафим Саровский.В 1906 году Саровская пустынь отметила 200-летний юбилей своего существования. На празднование юбилея съехалось множество гостей. Саровская пустынь превратилась в общепризнанную святыню России.После революции 1917 года хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни — осквернены. К концу 1925 года было принято решение о закрытии монастыря, а в марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря. Имущество монастыря вместе со строениями было передано в ведение Нижегородского управления НКВД.На базе Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммуна. В ноябре 1931 года трудовая коммуна был закрыта. После неё в посёлке была организована исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключённых. В ноябре 1938 года эта колония также была закрыта.26 сентября 1989 Саров впервые посетил Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов), который отслужил молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому на дальней пустынке.В 1990 в Сарове был организован православный приход.Летом 1991 организованный годом ранее приход был зарегистрирован.В конце 1990 произошло второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского; в июле 1991 мощи были перенесены в Дивеево.2 августа 1991 город впервые посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.В марте 1992 в город прибыл первый священник, иерей Владими Аясов. В апреле 1992 в пасхальную ночь состоялась первая Божественная Литургия.В феврале 1993 митрополит Николай освятил Храм Всех Святых, годом ранее переданный из ведения Ядерного Центра приходу, отремонтированный и восстановленный; при Храме заработала воскресная школа и православные курсы для взрослых.В 1992 и 1993 Патриарх Алексий II посещал Саров в дни праздника Серафима Саровского.В 1998 Ядерным Центром было принято решение о передаче здания Храма Иоанна Предтечи приходу. Летом 1999 такая передача состоялась.Высказывалась возможность восстановления монастыря17 июля 2006 года Священным Синодом принято решение об открытии монастыря.

Дальнейшая биография Серафима Саровского

20-го ноября 1778 года, накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, Прохор вступил в Саровскую обитель, где ему и предстояло прожить всю свою дальнейшую жизнь. Стоя в церкви на вечерней службе, юноша отметил, как священники благочинно служат и порадовался, что Господь привел его в эту обитель.

О. Пахомий был родом из Курска, а посему хорошо знал родителей Прохора.У своего юного земляка он увидел горячность служения и принял его в монастырь с отеческой любовью. И для начала направил его к казначею иеромонаху Иосифу, мудрому и любвеобильному старцу. Стал Прохор келейником старца и послушание свое исполнял с усердием и безропотно.

На это обратили внимание, и помимо келейного послушания молодой послушник стал участвовать и в чреде общих послушаний: выпекал хлеб, просфоры, трудился в столярне, был пономарем. Прохор, приученный к труду своей благочестивой мамой, бодрый силами, с усердием проходил все монастырские послушания

Испытывал и искушения, но преодолевал их с молитвой.

Прохор, как и бывало в Курске, старался приходить в церковь в ранние часы – к самому началу богослужения и выстаивал неподвижно даже продолжительные богослужения до самого конца. Очень берег себя от рассеянной молитвы в храме, внимательно вслушивался в церковное пение и чтение. Также Прохор избегал всякой праздности и предпочитал уединяться в своей келии для молитвы. С усердием он читал св. Евангелие и послания Апостолов, также и Псалтырь. Считал полезным иноку чтение трудов святых отцов, таких как: Шестоднев св. Василия Великого, беседы св. Макария Великого, Лествицу преп. Иоанна, Добротолюбие и проч. Не оставлял он и физического труда. Достигнув особого мастерства в столярном послушании, он вырезывал кресты из кипарисного дерева. Принимал Прохор участие и в общих послушаниях: вместе с другими братьями сплавлял лес, заготавливал дрова и т.п.

Но даже строгое монашеское житие в суровой обители было для юного Прохора тягостным, он стремился духом к уединению.Так он попросил благословение своего старца о. Иосифа уходить в свободное время в лес. Там в уединении юный послушник устроил себе нечто вроде келии и пребывал там в молитве.

В 1780 году Прохор тяжко заболел, и всё тело его распухло. Врачи не могли определить, что за болезнь постигла послушника, лишь предполагали, что это может быть водянка. Три года страдал Прохор от этой болезни, и провел значительное время в постели. Отец Пахомий и старец о. Исаия попеременно ухаживали за больным послушником. Оказалось, что вся братия уважала, любила и жалела Прохора, а настоятель уже стал опасаться за жизнь больного. Но когда о. Пахомий предложил пригласить врача или, по крайней мере, открыть кровь, Прохор неожиданно сказал игумену:

Просьбу Прохора выполнили. Сам старец Иосиф отслужил о здравии больного литургию, и юный послушник исповедался и причастился. Скорое выздоровление послушника вызвало у многих недоумение и лишь спустя некоторое время, уже будучи о. Серафимом, он открыл тайну некоторым. В тот день после причащения Св. Таин ему явилась Пресвятая Дева Мария, в несказанном свете, с Апостолами Иоанном Богословом и Петром и, обратясь к Иоанну лицем и указывая перстом на Прохора, Владычица сказала: “Этот Нашего рода!”

“Правую-то ручку, радость моя, – говорил о. Серафим церковнице Ксении, – положила мне на голову, а в левой-то ручке держала жезл; и этим-то жезлом, радость моя, и коснулась убогого Серафима; у меня на том месте, на правом бедре-то, и сделалось углубление, матушка; вода-то вся в него и вытекла, и спасла Царица Небесная убогого Серафима; а рана пребольшая была, и до сих пор яма-то цела, матушка, погляди-ка, дай ручку!” – “И батюшка, бывало, сам возьмёт, да и вложит мою руку в яму,- прибавляла матушка Ксения, – и велика же она была унего, так вот весь кулак и взойдёт!” Благодаря этой болезни и чуду исцеления дух Прохора окреп в вере, любви и надежде на Бога.

Детство Прохора Мошнина

Родился преподобный Серафим 19 июля 1759 года в Курске, в купеческой семье Мошниных. При святом крещении нарекли его Прохором. Ещё в детстве будущий основатель Дивеевского монастыря был отмечен особой благодатью Божьей. Житие Серафима Саровского повествует о его чудном спасении, когда однажды он, поднявшись с матерью на колокольню, сорвался и, упав с большой высоты, чудесным образом остался невредим. В другой раз, во время тяжёлой болезни, когда родные уже не надеялись на то, что выживет, он сподобился во сне увидеть Пресвятую Богородицу, возвестившую о скором выздоровлении. И через короткое время проходил рядом с ними крестный ход, и Прохор, вынесенный из дома, приложился к иконе Божьей Матери и вскоре поправился.

Как рассказывает далее житие святого Серафима Саровского, отличаясь умом, хорошей памятью и энергией, он не захотел идти по стопам скончавшегося к тому времени отца. Не лежала душа будущего подвижника к купеческому делу. Тянуло его в храм Божий, все помыслы его были полны Христовым учением. Большую роль в его религиозном воспитании сыграла мать — Агафья Мошнина. Именно она первой заметила близость сына к Господу и всеми силами старалась ему помочь в духовной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector