Свято-успенская саровская пустынь

Архитектурный ансамбль

Сейчас в состав святой обители входят несколько церквей, а также Нижегородская духовная семинария. Здесь обучают будущих пастырей. При монастыре работает издательство интернет-журнала «Здравница», в котором печатаются слова священников, сведения о паломничествах, статьи о духовном воспитании подрастающего поколения.

Архитектурный ансамбль обители состоит из:

  • собора Благовещения Пресвятой Богородицы;
  • храма Успения Божией Матери;
  • церкви св. митрополита Алексия;
  • храма преп. Сергия Радонежского;
  • Андреевской церкви;
  • больничного корпуса.

Благовещенский собор

Он строился в 1370 году по благословению митрополита Алексия. После разрушения был восстановлен в период с 1647 по 1649 г. В отличие от первоначальной постройки, новая имеет пять глав с куполами. Самая основная — в форме луковицы, остальные — меньшие по размеру, шлемовидные. Главный купол покрыт черепицей, боковые — железом.

Архитектура собора имеет интересную особенность: по задумке это — шестистолпное здание, но в нем отсутствуют два столпа. Закомары тоже уникальны — в виде бочек. Особенную привлекательность собору придает открытая паперть в духе ярославских церквей. Раньше на ее стенах были росписи в виде фресок. Внутри находилось множество старинных икон, но после закрытия собора все изменилось. Реставрация несколько изменила его внешний и внутренний облик.

Ремонтные работы храма ведутся до сих пор. Он «ушел» в землю почти на два метра, это заметно даже невооруженным глазом. Внутреннее убранство вызывает в душе посетителей необъяснимый восторг. Необычайно высокий купол расписан красивыми фресками. В центре его — изображение Вседержителя. В иконостасе уникального древнерусского письма — образы святых праотцев: Авеля, Ноя, Исаака, Сифа, Авраама, Еноха.

Успенская церковь с трапезной

Этот красивый и необычный храм был возведен в 1652 году. Находится он на юго-западной территории монастыря. Стройная церковь, освященная в честь Успения Божией Матери, имеет два остроконечных купола, окрашенных в голубой цвет, как и подобает Богородичным постройкам. Здание храма соединяется с монастырской трапезной, где готовится пища для монахов и паломников.

Трапезная и церковь стоят на высоком подвале, в котором ранее располагалась кухня. Так было задумано, чтобы дым и тепло от приготовления пищи, служили обогревом для храма. К трапезной пристроена колокольня с куполами, похожими на элементы храма Успения. Интересно, что она не пострадала во время урагана в 1974 году, в то время как другие купола монастыря были снесены.

В настоящее время этот храм является только памятником архитектуры, службы в нем не проходят. Сейчас здесь проводятся реставрационные работы.

Церковь святителя Алексия

Самый известный и красивый храм монастыря, по мнению многих прихожан, — церковь св. Алексия

Она издали привлекает к себе внимание большим центральным позолоченным куполом. По бокам находятся четыре малых купола

Собор построен в духе классицизма в 1820—1835 гг. Над строительством его трудились архитекторы Леер и Межецкий. После открытия храма в 2005 году в нем был установлен уникальный фарфоровый иконостас. Подобных работ в России можно встретить совсем немного.

Фарфоровые иконостасы есть в храмах:

  • Москвы;
  • Валаама;
  • Екатеринбурга.

Можно смело сказать, что это самый красивый храм Нижнего Новгорода. Не каждое сооружение может похвастаться таким иконостасом. Во время нахождения в храме планетария, боковые купола были снесены, а главный уменьшен. Мастерам пришлось приложить немало усилий для придания ему первоначального вида.

Храм Сергия Радонежского

Изначально церковь была названа в память митрополита Алексия и возведена за счет средств бывшего патриаршего ризничего иеродиакона Иосифа Булгакова, который пребывал на покое в Благовещенском мужском монастыре и скончался в 1710 году.

Сергиевская церковь имеет интересную архитектуру, окна украшены в стиле барокко. Сооружение имеет одну главу, построено на фундаменте старого Благовещенского храма. После постройки новой церкви в честь святого Алексия, эта была переименована в честь преподобного Сергия Радонежского, который посетил город в 14-м веке.

Храм Андрея Первозванного

В центральной части братского корпуса находится Андреевский храм, освященный в честь святого апостола Андрея Первозванного. Стены его сохранились с 17-го века, а кельи настоятеля были перестроены заново. Освятили храм в 1840 году. Он дольше всех оставался действующим, но в 1928 году его все же закрыли. Все его имущество было передано государству.

Богослужения и другие возможности посещения

В настоящее время в монастыре службы проходят ежедневно.

Расписание Богослужений в Благовещенском соборе:

  • 6.00 — Братский молебен;
  • 7.30 — исповедь;
  • 7.40 — часы;
  • 8.00 — Божественная Литургия;
  • 16.00 — вечернее Богослужение.

После Литургии каждый день служатся молебны и панихиды, а также литии.

По воскресеньям и праздничным дням расписание меняется:

  • 7.15 — водосвятный молебен;
  • 8.00 — исповедь;
  • 8.40 — часы;
  • 9.00 — Божественная Литургия.

В храме св. Алексия службы проводятся ежедневно, кроме понедельника и вторника. Вечернее Богослужение проходит в 17.00, а Литургия — в 7.00. В воскресенье Литургия начинается в 8 утра.

Также в обители проводятся экскурсии для групп до 25 человек. Чем меньше человек в группе, тем выше будет цена. Время проведения обсуждается заранее по телефону. Для детей билет стоит в два раза дешевле. Иногда настоятель дает благословение на бесплатные экскурсии.

В интернете есть возможность совершить виртуальное путешествие по обители.

Архитектурный облик

Монастырь хорошо виден как с берега реки, так и с откоса. Ровесник самого города, он всегда был своеобразным постом, с которого можно было издалека заметить неприятеля. Обитель имеет неповторимый по красоте и стилю внешний вид. Внутри посетителей ждет также невероятно красивое зрелище. Множество зодчих и мастеров трудились над созданием этого исторического шедевра.

Гости города непременно первым делом стремятся посетить этот архитектурный ансамбль. Даже тот, кто считает себя невоцерковленным человеком, застывает в умилении перед величием и красотой Благовещенского монастыря. Во всем чувствуется дух смирения и глубокой веры. Это место по праву можно считать «намоленным», внушающим благоговение своим посетителям.

Внешний вид

Снаружи, еще подъезжая к монастырю по Канавинскому мосту через реку Оку, можно наблюдать несколько великолепных куполов храмов, колоколен и крестов. Затем становится заметно, что некоторые из верхушек наклонились набок. Видимо, причиной тому явились частые оползни, да и расчеты древних мастеров оказались неверными. Но, несмотря на это, древнейший архитектурный ансамбль выглядит замечательно.

Издалека видны белые стены и голубые купола Успенской церкви, золоченные — храма святого Алексия и темные — Благовещенского собора. Протяженность ансамбля довольно большая, он занимает немалую площадь набережной. Радует глаз старинный строгий стиль постройки. По праву монастырь является украшением Нижнего Новгорода, своеобразной визитной карточкой. Трудно себе представить город без этой обители.

Внутреннее оформление

Внутреннее убранство храмов обители является не менее поразительным по красоте и строгости стиля. Захватывают дух росписи куполов и стен. Над ними трудились лучшие мастера России.

Пещеры Сарова

Строительство монастыря сопровождалось возведением подземного города, который также был построен благодаря иеросхимонаху Иоанну. В то время он проживал в одной из горных пещер. Затем пещеры разрастались, и в них устраивали кельи для уединения и погружения в молитву. В 1711 году под землей возвели храм Антония и Феодосия преподобных.

Пустынь Саровская наполнилась жизнью. Со всех городов приходили сюда послушники и монахи. Всем предоставлялась работа. Кто-то проводил службы, кто-то строительством новых келий занимался, кто-то ягоды с грибами собирал. Так постепенно вокруг церкви образовался целый город, служивший прообразом монастыря.

В то время Иоанн составил устав монастыря, следуя строгим правилам. Саров был известен как академия монашества. После пребывания в Монастыре монахи-подвижники двигались дальше, распространяя устав Сарова. Практически все они впоследствии были приставлены настоятелями или казначеями в различных монастырях.

Современный период

После закрытия на территории монастыря создается Трудовая Коммуна фабрики N4 НКТ (народный комиссариат труда), основной задачей которой было «перевоспитать беспризорников через вовлечение воспитанников в трудовые процессы». До года в коммуне проживало около 3,5 тысячи детей. После года коммуна была закрыта, а на ее месте организовали исправительно-трудовую колонию для подростков и взрослых системы НКВД.

С ноября года, после ликвидации колонии НКВД, ее производственная база передается в ведение наркомата машиностроения. По его решению, в Сарове организуется производство прессового оборудования и осколочно-фугасных снарядов калибра 152 мм. Завод реконструировался, постоянно расширялся, а в году он был передан в ведение наркомата боеприпасов и получил N550.

В период с — гг. здесь был налажен выпуск корпусов снарядов для реактивных минометов «катюша». Каждый пятый снаряд, выпущенный по врагу, имел корпус, изготовленный на заводе N550.

В году Саров избирается Ю.Б.Харитоном и И.В. Курчатовым для создания на его территории секретного объекта, целью которого было создание ядерного оружия. После года, из соображений секретности, Саров, или, как он тогда назывался, «Населенный пункт КБ-11», надолго исчезает со всех карт. Постоянно меняются его названия: КБ-11, Москва Центр-300, Кремлев, Арзамас-16. Силами ведущих ученых, техников и рабочих, возглавляемых Ю.Б. Харитоном и И.В.Курчатовым, секретный объект начинает активно функционировать.

Костомаровский Спасский монастырь

Костомаровский женский православный монастырь — знаменитый пещерный монастырь в Воронежской области, расположенный в двух километрах от правого берега реки Дон недалеко от села Костомарово.

На сегодняшний день это один из трех действующих пещерных монастырей на территории области и одна из ее главных святынь, также известная как Русская Палестина. Главной достопримечательностью обители являются уникальные пещерные храмы, находящиеся в толще меловой горы.

История

К сожалению, на настоящий момент нет единой точки зрения в отношении времени создания удивительных пещерных храмов — главной достопримечательности Спасского женского монастыря. Письменные свидетельства до наших дней не дошли, остались лишь устные предания, предположения и воспоминания старожилов.

Святыни

На территории Саровского монастыря, на фото можно увидеть, находится много святынь. Летом 2004 года из Дивеева, места пребывания Преподобного, по благословению духовных лиц была доставлена частица мощей Святого. Также здесь хранится частица гроба усопшего, святая мантия и епитрахиль.

В последние годы земной жизни батюшки Серафима была изготовлена копия места пребывания старца, чтобы верующие смогли лучше ознакомиться с его жизнью.


Она расположена в вековом лесу, напоминающем Саровский бор под густой кроной липы. Благодать, присутствующая здесь, подвигает православных христиан на служение Богу.Внутри расположена часть камня, на котором Блаженный молился 1000 дней и 1000 ночей.

Тут имеется частица кельи, привезенной из Сарова, которую могут созерцать все желающие. В такой же пустыньке Преподобный принимал многочисленных паломников.

Источник и канавка

Издавна народ считал святой источник целебным, сюда приходили люди, страдающие болезнями ног и другими недугами. Целебную силу ключа можно ощутить и сейчас. Расчищенный, благоустроенный, освященный во славу старца, он примет всех страждущих.

Купель, выстроенная в честь иконы Богоматери «Неупиваемая Чаша», освященная в день памяти убиения Царской семьи, была выкопана по завершении ремонта кровли храма к 2005 году.

Здесь, по словам верующих, получают исцеление люди, страдающие телесными или душевными недугами.


Помогает живая вода избавиться от страстных привычек – курения, пьянства, наркомании. Третий источник освящен в честь Святителя Николая. Ископанный вокруг усадьбы, подобно Дивеевской канавке, он охраняет обитель по воли Божьей Матери. Для всех приходящих звучат слова, произносимые старцем: «Христос Воскресе, радость моя!».

Но это еще не все достояния и ценности места, где находится монастырь Божьего угодника Серафима Саровского.

Здесь также можно поклониться следующим святыням:

  1. Частице Креста Господня, его хитону.
  2. Частице лестницы, по которой вели Христа на суд к Пилату.
  3. Частицы мощей Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, Пантелеймона Целителя и многих других святых.
  4. Часть облачения Серафима Вырицкого.
  5. Чудотворные иконы Божьей Матери «Скоропослушница», «Ахтырская», «Казанская», «В скорбях и печалях утешение», которые также можно увидеть на фото.

Как добраться?

Всем паломникам рекомендуется обязательно посетить столь священное месте, как Саровская пустынь. Как доехать в это место?

С Нижнего Новгорода отправляются автобусы в Дивеево с автовокзала Щербинки. На Московском вокзале также есть остановка микроавтобусов, которые также едут в этом направлении. Добираясь на автомобиле, можно заодно посетить старинный город Арзамас.

Из Нижнего Новгорода в Дивеево регулярно осуществляются экскурсионные автобусные туры. Можно заказать экскурсию и узнать больше об этом удивительном месте.

Сегодня пустынь Саровская представляет собой музей. Посетить его может каждый желающий побывать в поистине святом месте.

Саровский монастырь

Саровский монастырь (Саровская Успенская пустынь) — бывший мужской монастырь, основанный в начале XVIII в городе Сарове Тамбовской губернии (ныне Саров — часть Нижегородской области). Известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский, почитаемый православный подвижник и святой.Первым монахом-отшельником, поселившимся на Саровской горе, стал пензенский инок Феодосий, пришедший на «старое городище» в 1664 году и устроивший себе здесь келью. Пожив здесь около шести лет, Феодосий задумал удалиться в Пензу. Около этого времени на «старом городище» поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря. Некоторое время оба отшельника жили вместе, однако вскоре Феодосий «отошёл» в Пензу, и Герасим остался один на «старом городище». Пожив здесь некоторое время, Герасим удалился в Краснослободский монастырь, очевидно, из боязни воров и разбойников, которые стали делать ему «многия пакости».Вскоре после отца Герасима на «старом городище» поселился иеромонах Исаакий, который и стал основателем Саровской пустыни. Вскоре у Исаакия появились сподвижники, и отец Исаакий возбудил ходатайство об учреждении в Сарове иноческой обители.В 1705 году князь Кугушев, владелец «старого городища», передал отцу Исаакию в дар участок между реками Сатисом и Саровкой для будущей обители. В январе 1706 года митрополит Рязанский Стефан Яворский удовлетворил прошение отца Исаакия об устроении церкви на «старом городище». 28 апреля 1706 года отцом Исаакием был заложен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». 16 июня 1706 года совершилось освящение нового и первого храма Саровской обители.В 1731 году, ввиду ослабления сил, первый настоятель обители отец Исаакий (к тому времени принявший чин иеросхимонашества и ставший иеросхимонахом Иоанном) отказался от настоятельства и избрал себе преемником своего ученика Дорофея.Из последующих настоятелей особо почитаем был отец Ефрем, невинно обвинённый в государственной измене и проведший в ссылке в Оренбургской крепости 16 лет. Во время голода 1775 года отец Ефрем, будучи настоятелем монастыря, распорядился отворить монастырские житницы, чтобы помочь нуждающимся мирянам.Ещё при жизни старец Ефрем избрал себе преемника, иеромонаха отца Пахомия. Именно во времена настоятельства отца Пахомия в Саров прибыл Прохор Мошнин, будущий отец Серафим Саровский.В 1906 году Саровская пустынь отметила 200-летний юбилей своего существования. На празднование юбилея съехалось множество гостей. Саровская пустынь превратилась в общепризнанную святыню России.После революции 1917 года хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни — осквернены. К концу 1925 года было принято решение о закрытии монастыря, а в марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря. Имущество монастыря вместе со строениями было передано в ведение Нижегородского управления НКВД.На базе Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммуна. В ноябре 1931 года трудовая коммуна был закрыта. После неё в посёлке была организована исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключённых. В ноябре 1938 года эта колония также была закрыта.26 сентября 1989 Саров впервые посетил Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов), который отслужил молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому на дальней пустынке.В 1990 в Сарове был организован православный приход.Летом 1991 организованный годом ранее приход был зарегистрирован.В конце 1990 произошло второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского; в июле 1991 мощи были перенесены в Дивеево.2 августа 1991 город впервые посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.В марте 1992 в город прибыл первый священник, иерей Владими Аясов. В апреле 1992 в пасхальную ночь состоялась первая Божественная Литургия.В феврале 1993 митрополит Николай освятил Храм Всех Святых, годом ранее переданный из ведения Ядерного Центра приходу, отремонтированный и восстановленный; при Храме заработала воскресная школа и православные курсы для взрослых.В 1992 и 1993 Патриарх Алексий II посещал Саров в дни праздника Серафима Саровского.В 1998 Ядерным Центром было принято решение о передаче здания Храма Иоанна Предтечи приходу. Летом 1999 такая передача состоялась.Высказывалась возможность восстановления монастыря17 июля 2006 года Священным Синодом принято решение об открытии монастыря.

История

Первым монахом-отшельником, поселившимся на Саровской горе, стал пензенский инок Феодосий, пришедший на «старое городище» в 1664 году и устроивший себе здесь келью. Пожив здесь около шести лет, Феодосий задумал удалиться в Пензу. Около этого времени на «старом городище» поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря (по другим данным — Арзамасского Спасского монастыря). Некоторое время оба отшельника жили вместе, однако вскоре Феодосий «отошёл» в Пензу, и Герасим остался один на «старом городище». Прожив здесь более лет, Герасим удалился в Краснослободский монастырь, очевидно, из боязни воров и разбойников, которые стали делать ему «многия пакости» (по версии Леонида Денисова — насельники упросили стать у них строителем), после чего «старое городище» вновь запустело.

Около 1683 года приходили иеромонах Савватий и монах Филарет, из основанного в 1659 году Санаксарского монастыря, но вскоре они вернулись в свой монастырь. «Старое городище» снова обезлюдело.

Основателем Саровской пустыни стал иеромонах Исаакий Степанов (в миру Иван Фёдорович), сын дьяка села Красного Арзамасского уезда), который по благословению настоятеля оставил Введенский монастырь и вместе с иноком Филаретом Санаксарского монастыря поселился в «старом городище». Вскоре у Исаакия появились сподвижники, и отец Исаакий возбудил ходатайство об учреждении в Сарове иноческой обители.

В 1705 году князь Кугушев, владелец «старого городища», передал отцу Исаакию в дар участок между реками Сатисом и Саровкой для будущей обители. В январе 1706 года митрополит Рязанский Стефан Яворский удовлетворил прошение отца Исаакия об устроении церкви на «старом городище». 28 апреля 1706 года отцом Исаакием был заложен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». 16 июня 1706 года совершилось освящение нового и первого храма Саровской обители, построенного при содействии князя Кугушева, этот день (29 июня по новому стилю) считается днём основания Саровской пустыни.

В 1731 году, ввиду ослабления сил, первый настоятель обители отец Исаакий (к тому времени ставший иеросхимонахом Иоанном) отказался от настоятельства и избрал себе преемником своего ученика Дорофея.

Из последующих настоятелей особо почитаем был отец Ефрем (Коротков), невинно обвинённый в государственной измене и проведший в ссылке в Орской крепости 16 лет. Оправдан и возвращён в Саровскую пустынь в 1755 году. Во время голода 1775 года отец Ефрем, будучи настоятелем монастыря, распорядился отворить монастырские житницы, чтобы помочь нуждающимся мирянам. Ещё при жизни старец Ефрем избрал себе преемника, иеромонаха отца Пахомия. Именно во времена настоятельства отца Пахомия в Саров прибыл Прохор Мошнин, будущий отец Серафим Саровский.

В 1897 году началось строительства храма над кельей Серафима Саровского.

Автором проекта стал архитектор А. С. Каминский. После прославления преподобного старца в 1903 году храм был освящен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием.

Саровская пустынь в 1860-е(художник Ж. Лемерсье)

В 1906 году Саровская пустынь отметила 200-летний юбилей своего существования. На празднование юбилея съехалось множество гостей. Саровская пустынь превратилась в общепризнанную святыню России. К 1909 году в пустыни было девять храмов, а также сорокасаженная колокольня с часами, в которой помещалась церковь Николая Чудотворца и монастырская библиотека.

Решением патриарха Тихона от 16 октября 1923 года «Саровская пустынь Тамбовской епархии подчиняется временно непосредственному управлению Святейшего Патриарха», то есть монастырь становился ставропигиальным.

Советский период

После Октябрьской революции хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни — осквернены. К концу 1925 года было принято решение о закрытии монастыря, а в марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря. Имущество монастыря вместе со строениями было передано в ведение Нижегородского управления НКВД.

На базе Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммуна. В ноябре 1931 года трудовая коммуна была закрыта. После неё в посёлке была организована исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключённых. В ноябре 1938 года эта колония также была закрыта.

С 1945 года в стенах монастыря располагалась физическая лаборатория.

Возвращение героя

Самая интересная и значимая находка, по мнению археологов, была обнаружена в некрополе, примыкающем к храму. Среди 21 захоронения, где раньше предавали земле монахов и благодетелей обители, учёные нашли парное погребение мужчины и женщины. В мужском захоронении сохранились фрагменты военного мундира с эполетами, у каждого погребённого на правой руке найдено по золотому обручальному кольцу с выгравированными надписями на внутренней стороне: «Л. Ф. К. Г. Б. В. П. ноября 4 дня 1817» в мужском захоронении и «Б. В. П. Л. Ф. К. Г. ноября 4 дня 1817» — в женском.

После изучения архивных документов археологи смогли опознать погребённых: в склепе были похоронены генерал от инфантерии Борис Владимирович Полуектов и его супруга княжна Любовь Фёдоровна Гагарина.

  • 1 — захоронения Бориса Полуектова и княжны Любови Гагариной; 2 — фрагмент военного мундира Полуектова

«Из архивных материалов, предоставленных саровским историком Валентином Степашкиным, мы узнали, что около алтаря храма был похоронен генерал с супругой. И когда в одном из кирпичных склепов мы нашли парное захоронение, кольца с аббревиатурой и остатки генеральского мундира, мы смогли с уверенностью сказать: оно принадлежит генералу от инфантерии Борису Полуектову и его супруге», — сообщил Милованов.

Борис Полуектов — известный военный деятель первой половины XIX века. Он прошёл почти все знаковые сражения того времени: участвовал в битвах под Аустерлицем и под Бородином, дошёл со своим полком до Парижа в ходе Заграничного похода. Полуектов скончался 6 октября 1843 года в Варшаве и был привезён для захоронения в Саровскую пустынь — как благотворитель.

  • Портрет Бориса Полуектова из Военной галереи Зимнего дворца. Художник Дж. Доу. 1822—1825 гг.

На данный момент специалисты продолжают изучать остальные погребения некрополя.

«Исследование будет вестись в сотрудничестве с антропологами и историками, чтобы идентифицировать другие захоронения. После проведения антропологического анализа все останки будут перезахоронены на территории Саровского монастыря», — отметил Милованов.

Население Сарова

Население города состоит из тех, кто живет здесь с рождения и приезжих. Оно колеблется в районе 100 тыс. человек, но колеблется вокруг этой цифры уже очень долго.

Попасть в город непросто. Колючая проволока по периметру. Пропускная система. КПП с досмотром. Раньше даже были случаи, когда плохо знающие область люди пытались срезать свой путь, подъезжали к пункту досмотра, и, не солоно хлебавши, уезжали искать другую дорогу.


Парад 9 мая 2014 года

Несмотря на такие сложности, часть приезжих — это жители окрестных городов и сел. Их нанимают предприятия города. Поэтому за последние несколько лет, общий уровень культуры населения, ощутимо упал. Буквально 15 лет назад, его можно было сравнить с Ленинградским (именно Ленинградским, а не питерским), сейчас он опустился до уровня обычного российского города.

Тем не менее, в город приезжает очень много молодых людей после серьезных институтов. МГУ, МИФИ, Бауманка, Обниский. Их привлекает работа по профилю в градообразующем предприятии города, которое кует ядерный щит Родины, и статус молодого специалиста, дающий весьма ощутимые льготы на жилье и прибавку к зарплате.

В городе так же очень много кадровых военных. Вы их будете видеть постоянно. Часть из них служит в охране города, часть работает на предприятиях.

Климат и экология Сарова

Саров это город внутри леса. По сути, кусок мордовского заповедника. В 2010 году, во время пожаров это сыграло с ним плохую шутку. Жители сидели на тревожных чемоданчиках, предприятия города высылали добровольцев на тушение, а со всей России, перепуганное правительство гнало в Саров, самые последние образцы пожарной техники. К слову сказать, один такой уникальный образец чуть не сгорел в лесу, внезапно отказавшись работать.

Из воды тут несколько маленьких и не совсем чистых водоемов.


За поворотом этой речушки, один из городских пляжей

Речка Сатис, делящая город на 2 части, пруд Бассейн, и пара-тройка водоемов – Протяжное (жители его зовут Протяжка) и Филлиповские озера. Тем не менее, в жару пляжи на этих водоемах забиты так, что яблоку упасть негде – в прямом смысле этого слова. Зимой на Протяжке нарезают круги любители экстремального вождения, а Сатис и Бассейн забиты рыбаками.

Зимой в Сарове холодно, летом жарко, как и в большинстве городов средней полосы. Плюс 20 в январе, или снега в июле, а также любых других экстремальных погодных условий не ждите – не тот регион.

Приезжих, особенно деревенских, часто пугают словосочетанием «Ядерный Центр»: радиация зашкаливает, а по городу бродят мутанты. Могу таких успокоить. Самые опасные производства убраны далеко в лес, а на центральных улицах города, часы показывают радиационный фон.


11-12 мкр/час – подобный радиационный фон характерен для обычных городов и является нормой

В остальном, городок очень чистый, посреди города есть мини-рощи из вековых сосен.


Большая часть старого района, вообще утопает в зелени


Правда в Новом районе с зеленью серьезная напряженка – сказывается плотная современная застройка

История

Серафимо-Саровский монастырь — это действующий мужской монастырь, который принадлежит Борисоглебской епархии. Он появился уже после распада СССР в 1995 году на месте дворянской усадьбы и сада генерала Соловцова, который участвовал в Кавказской войне. Место было выбрано специфическое — посреди леса, огороженное природной канавой, в 8 км от села Новомакарово, в котором проживает менее тысячи человек, и в 150 км от Воронежа. В подобном месте жил когда-то святой Серафим Саровский.

Первые монахи жили в вагончиках и потихоньку строили церковь. Первый храм получил имя Всемирного Светильника Серафима Саровского. Он был закончен и освящен в 1998 году — через 2 года после начала строительства. Его и весь монастырь освятил митрополит Липецкий и Воронежский Мефодий. Сегодня на территории монастыря имеются 2 подворья: храм Покрова Богоматери в селе Малая Грибановка и церковь Введения во храм Богородицы в селе Братки.

Но монастырь славится не только церквями: на его землях протекает сразу 2 целебных источника. Первый тек тут с давних времен, второе был освящен только в 2005 году в честь иконы Богоматери «Неупиваемая чаша». Примечательно, что на фотографиях, сделанных с высоты, видно, что липовые аллеи, растущие на земле веками, имеют форму креста.

Сегодня на землях монастыря расположены:

  1. Храм в честь преподобного Серафима Саровского;
  2. Храм в честь святых Царственных мучеников;
  3. Введенский храм;
  4. Огород, пасека и сад с цветами;
  5. Старый пруд, заселенный рыбами.

Что посмотреть

В чистом поле у дороги стоит деревянная часовенка, рядом поклонный крест и поворот к обители. Местность для нее выбрана из-за поразительного сходства со святынями в Дивеево. Золоченые луковичные главы храмов блестят из-за деревьев, путь лежит мимо рва, выкопанного еще при отставном генерале и напоминающем Святую Канавку. Родник в чаще леса издавна славился целебностью, как и дивеевский источник, сегодня рядом с ним сооружены часовня иконы Божией матери Неупиваемая Чаша и купальня. Неподалеку срублена избушка, копия скита Батюшки Серафима в Саровском лесу.

Храм его имени невелик, это классический «восьмерик на четверике» с трапезной и шатровой кровлей, увенчанной маленькой главкой с крестом.

Главные святыни — одежда преподобного и камень, на котором он преклонял колени в молитве. Реликвии доставлены сюда из Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Особо почитаемы чудотворные иконы Богоматери «Казанская» и «Скоропослушница».

В 2001 г. здесь находился образ Царя мученика, который неожиданно замироточил вместе с храмовыми иконами. В память о свершившемся чуде поставили летнюю церковь Царственных Страстотерпцев в псевдорусском стиле. Рядом высится колокольня.

Считается, что купание в святом источнике способствует излечению от алкоголизма и наркомании. В монастырской лавке продают липовый мед и лекарственные травы.

Настоятели пустыни до её закрытия в 1927 г.[33]

мирское имя годы жизни годы управленияпустынью
Исаакий, иеромонах(в схиме Иоанн, «Первоначальник») Попов Иван Федорович 1669—1737 1708—1734
Дорофей, иеромонах(в схиме Димитрий) Замятин Дмитрий Анисимович 1678—1747 1731—1747
Филарет, иеромонах Филипп,«а откуда и чей сын не помнит» ?—? 1747—1749
Маркелл, иеромонах требует уточнения 1721—1752 1749—1751
Исаакий (II), иеромонах требует уточнения 1721— после 1775 1751—1758
Ефрем, иеромонах Коротков Евдоким Андреевич 1694—1778 1758—1777
Пахомий, иеромонах Леонов Борис[источник не указан 909 дней] Назарович 1729—1794 1777—1794
Исайя (I), иеромонах Зубков Илья Гаврилович 1741—1807 1794—1807
Нифонт, игумен Черницын Василий Петрович 1761—1842 1807—1842
Исайя (II) Путилов, игумен Путилов Иона Иванович 1786—1858 1842—1858
Серафим, игумен Пестов Спиридон Андреевич 1805—1878 1858—1872
Иосиф, игумен(в схиме Иоанн II) Шумилин Иван Петрович 1818—1892 1872—1890
Рафаил, игумен Трухин Николай Ионович 1844—1901 1890—1894
Иерофей, игумен Мелентьев Иван Петрович 1828—1920 1894—1920
Руфин, игумен Велькин Родион Иванович 1858—1925 1920—1925
Мефодий, игумен Коковихин Михаил Кузьмич 1871—? 1925—1926
Киприан, иеромонах Петров Касьян Егорович 1876—? 1926—1927

Монастырское кладбище

С южной стороны церковного двора располагалось старинное кладбище. На нём хоронили монахов и богатых горожан. В 1772 году запретили хоронить у приходских церквей, и кладбище Акатова монастыря стало быстро разрастаться. В «Синоднике» летописцы Елисеевы ведут некрологию похороненных с 1770го по 1800 гг. На кладбище Акатова монастыря в 1773 году был похоронен губернатор Воронежского края . Сохранилась надпись на памятнике: «1773 года февраля 25 дня в сей день представися раб Божий генерал-поручик и кавалер и Воронежской губернии Губернатор г-н Алексей Михайлович Маслов, а сего ж 28 февраля погребение ему было с большою церемониею Преосвященным епископом Тихоном с архимандритом Самсонием и со всеми приходскими священниками, а погребен в Алексеевском Акатовском монастыре, гроб был обит малиновым плисом, накрыт кофейной парчею». Большой почёт был оказан погребению семинарского педагога отца Палладия: «1784 года мая 6 дня представися раб Божий учитель иеромонах о. Палладий и погребен в Алексеевском монастыре о. игуменом Самуилом. В провождении тела была церемония: по всем церквам был по мертвому благовест, а как тело несли, то и звон был, провожали сперва студенты малого росту по 2 человека в ряд с развязанными волосами, потом среднего росту, а за ними и больших по два в ряд, потом все учителя: а потом священники, а потом игумен Самуил; гроб и крышка накрыты кофейною парчею». Вообще архимандриты Сампсоний, Гервасий и игумен Самуил часто присутствовали на похоронах знати, в том числе и при захоронении на других кладбищах.

Кладбище использовали и в XIX веке и в начале XX века. В частности там были погребены бывший губернский предводитель Н. И. Тулинов (1810—1854), секретарь земской управы И. М. Лабзин (1830—1895), учёный М. С. Цвет (1872—1919).

В начале 1990-х годов, взамен снесённого в Советское время кладбища, был создан символический некрополь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector