Костомаровский спасский монастырь

Как добраться

Адрес:

396532, Воронежская область, Подгоренский район, с. Костомарово

Из Воронежа до Свято-Спасской Костомаровской обители можно доехать по железной дороге через Острогожск до станции Каменка или междугородним автобусом “Воронеж-Россошь” с воронежской автостанции в Юго-Западном районе (пр. Патриотов, д. 11) до села Каменка, далее до села Юдино можно доехать автобусом из Каменки (сейчас не ходит, доехать можно только от станции Подгорная см. коммент.) и пешкой дойти до Костомарово, либо — попутным транспортом. Расстояние от Воронежа до Костомарово составляет примерно 160 километров. На автомобиле движение по маршруту Воронеж-Лиски-Пухово-Каменка-Костомарово займет около 2 с половиной часов. Часть пути от Воронежа до Лисок (около 80 км) проходит по трассе М4 «Москва-Ростов». После правого поворота с трассы по указателю на Лиски до них придется пройти еще 25 км. Дорожное покрытие на участке Лиски-Каменка не очень хорошее. В сумерках следует быть осторожным. На маршрут Воронеж-Острогожск-Каменка-Костомарово тратится около 3 часов. Дорога идет по степи прямо на юг и гораздо живописнее, чем федеральная трасса «Москва-Ростов».

Святыни монастыря

Помимо удивительной истории и красивых ландшафтов туристы и православные верующие со всей России стремятся в эти края ради уникальных икон и святынь.

Икона Божией Матери «Благодатное небо» (Валаамская Расстрельная). Написанная на листе из жести святыня была подарена монастырю Александром I. По легенде после революции злополучный красноармеец пытался расстрелять изображенные лики святых. Выпустил в упор 6 пуль и ни разу не попал. В 2002 году отверстия начали мироточить.

Икона «Труд святого семейства». Необычный для православной живописи сюжет характерен для иконописи эпохи Возрождения.

Плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы. К сожалению, бесследно утеряна в советский период. В обители чтится место ее прежнего местонахождения.

Что такое Дивногорье

Этот потрясающий меловой край настоящая жемчужина области, да и всей страны.

Когда находишься в этом месте, на ум почему-то приходят слова из старой советской песни «Широка страна моя родная». Именно они начинают звучать в голове, когда находишься на вершине небольшой местной горы. Окружающие пейзажи поражают своей бесконечной красотой.

Окрестности Дивногорья


Вид с вершины меловой горы

Дивногорье является природным заповедником общей площадью 17639 Га. Его территория просто изобилует интересными достопримечательностями, главные из которых меловой монастырь, геологические формирования Дивы (тоже меловые) и археологический парк. И не забывайте, практически все вокруг сплошной мел. Местами толщина мелового слоя достигает 100 метров.

Рассмотрим Дивногорье поближе, но для начала немного общей информации о природе и геологии этого края.

Экскурсии

В пещерные храмы Белогорья ведут разные пути. Из Воронежа можно поехать на однодневную экскурсию «Павловск– Белогорье», которая включает:

  • посещение Белогорской обители и пещер.
  • знакомство с Павловском – центром судостроения петровских времен;
  • прогулку на катере по Дону (по сезону и погоде).

Из Москвы можно попасть в Белогорские пещеры, заказав трехдневный тур «Тихий Дон». В программу входит путешествие по подземным лабиринтам Воскресенского монастыря, посещение святых источников.

Те, кто путешествует самостоятельно, в пещеры могут попасть только в сопровождении монаха-экскурсовода, после того, как соберется группа 7-10 человек. Экскурсии проводятся с 10 до 18 часов.

Крестный ход в Белогорье

Объекты на территории Костомаровского монастыря

Спасский храм

Самая большая и самая древняя пещера среди Костомаровских подземелий. Ее вход находится у основания двух скал-див, между которыми располагается колокольня. Сама пещера представляет собой целый подземный комплекс с кельями, храмом, и усыпальницей. В наше время это единственная сохранившаяся близ Дона пещера, которая представляет собой христианский храм с двумя алтарями. Главный алтарь храма освящен в честь Нерукотворного образа Спаса.

Есть в этом храме и особенно почитаемая паломниками икона Пресвятой Богородицы, написанная на металле, ее размер достигает человеческого роста. На иконе видны отверстия от пуль. Считается, что иконоборцы, которые целились в лики Богородицы и Иисуса, попасть в них так и не смогли. Перед этой иконой молятся о семейном счастье, а также о благополучном возвращении воинов домой со службы или войны.

Пещера покаяния

Узкая пещера, представляющая собой длинный изогнутый коридор, в нишах которого вырезаны иконы. Если продвигаться вглубь пещеры, то можно заметить, как потолок в ней становится все ниже и ниже. Таким образом, когда вы оказываетесь в исповедальне, то ненароком склоняете голову. Здесь вы можете увидеть, лежащий в файле листочек с молитвой, при необходимости им можно воспользоваться.

Костомаровская Голгофа

Есть в Костомарово и своя гора Голгофа удивительно внешне напоминающая место распятия Иисуса в окрестностях Иерусалима. По дороге к возвышающемуся на горе поклонному кресту, паломники заходят в часовню и обращаются к блаженному священномученнику Петру, который был арестован во время политических репрессий 30-х годов XX века. Поднявшись наверх вашему взору представится чудеснейший вид!

Другие объекты на территории монастыря

На территории обители также находятся:

  • Наземный храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших»;
  • Храм Серафима Саровского;
  • Три пещерные кельи затворников;
  • А также трапезная монастыря и монастырский магазин.

cvetik.f Che

Как добраться

Адрес:

396532, Воронежская область, Подгоренский район, с. Костомарово

Из Воронежа до Свято-Спасской Костомаровской обители можно доехать по железной дороге через Острогожск до станции Каменка или междугородним автобусом “Воронеж-Россошь” с воронежской автостанции в Юго-Западном районе (пр. Патриотов, д. 11) до села Каменка, далее до села Юдино можно доехать автобусом из Каменки (сейчас не ходит, доехать можно только от станции Подгорная см. коммент.) и пешкой дойти до Костомарово, либо — попутным транспортом. Расстояние от Воронежа до Костомарово составляет примерно 160 километров. На автомобиле движение по маршруту Воронеж-Лиски-Пухово-Каменка-Костомарово займет около 2 с половиной часов. Часть пути от Воронежа до Лисок (около 80 км) проходит по трассе М4 «Москва-Ростов». После правого поворота с трассы по указателю на Лиски до них придется пройти еще 25 км. Дорожное покрытие на участке Лиски-Каменка не очень хорошее. В сумерках следует быть осторожным. На маршрут Воронеж-Острогожск-Каменка-Костомарово тратится около 3 часов. Дорога идет по степи прямо на юг и гораздо живописнее, чем федеральная трасса «Москва-Ростов».

Как добраться

Адрес:

396532, Воронежская область, Подгоренский район, с. Костомарово

Из Воронежа до Свято-Спасской Костомаровской обители можно доехать по железной дороге через Острогожск до станции Каменка или междугородним автобусом “Воронеж-Россошь” с воронежской автостанции в Юго-Западном районе (пр. Патриотов, д. 11) до села Каменка, далее до села Юдино можно доехать автобусом из Каменки (сейчас не ходит, доехать можно только от станции Подгорная см. коммент.) и пешкой дойти до Костомарово, либо — попутным транспортом. Расстояние от Воронежа до Костомарово составляет примерно 160 километров. На автомобиле движение по маршруту Воронеж-Лиски-Пухово-Каменка-Костомарово займет около 2 с половиной часов. Часть пути от Воронежа до Лисок (около 80 км) проходит по трассе М4 «Москва-Ростов». После правого поворота с трассы по указателю на Лиски до них придется пройти еще 25 км. Дорожное покрытие на участке Лиски-Каменка не очень хорошее. В сумерках следует быть осторожным. На маршрут Воронеж-Острогожск-Каменка-Костомарово тратится около 3 часов. Дорога идет по степи прямо на юг и гораздо живописнее, чем федеральная трасса «Москва-Ростов».

История

Согласно гипотезе, которую выдвинули в конце XIX века исследователи П. В. Никольский и В. Н. Тевяшов, монастырь возник в середине XVII столетия, а его создателями были иноки-малороссы, которые переселились в Донские степи вместе с приднепровскими казаками, бежавшими от преследований и не желавшими признать унии. Однако, имеются и другие версии. Согласно которым, этот монастырь возможно претендует на старейшее место среди обителей России.

Более того, это место, возможно, является отправной точкой распространения христианства на территории нынешней России. Обосновывается это такой гипотезой: Во времена иконоборчества из Византии сюда от гонений бежали многие христиане, которые, между прочим и явились просветителями этого края. Это вероятно, было в 8 в н.э…

К середине XVII века относятся и первые достоверные свидетельства о соседнем с Костомаровским — Дивногорском мужском монастыре. Первое письменное упоминание о Костомаровских пещерах появилось в конце XVIII — начале XIX века. Предполагают, что Костомаровские пещеры в этот период были скитом Белогорского мужского монастыря. После революции 1917 года пещерные обители — как Костомаровский монастырь, так и Успенский Дивногорский и Воскресенский Белогорский монастыри, были закрыты. Но в Костомаровских пещерах тайно продолжали жить некоторые подвижники. Особой известностью пользовался блаженный старец Пётр (Еремеенко), уроженец села Белогорье. В конце 1930‑х годов блаженный Пётр был отправлен в Острогожскую тюрьму, где, по официальным данным, и скончался. Сохранились воспоминания местных жителей о использовании пещер в качестве укрытий во время Великой Отечественной Войны. Около полугода — с июля 1942 по январь 1943 года окрестности монастыря были оккупированы.

В 1946 году было получено разрешение на проведение богослужений в Спасской пещерной церкви, но в 1959 году, после начала хрущёвской антирелигиозной кампании, этот храм вновь закрыт.

Экскурсии по пещерным храмам Спасского женского монастыря

Вы можете посетить экскурсию с 9:00 до 17:00 в будние дни или с 11:00 до 16:00 в субботу/ воскресение/ праздничные дни, на которой вам расскажут об истории монастыря и чудотворных иконах.

Предварительно необходимо записаться на экскурсию по телефону: +7(951)-865-74-89 (10:00 до 16:30).

Если вы являетесь организатором группы и планируете посещение экскурсии, то необходимо не менее, чем за три дня до приезда оставить заявку по телефону: +7(473–94)54–637.

Также пещерные храмы можно посетить самостоятельно во время их работы:

  • В будние дни с 9:00 до 17:00;
  • В субботу, воскресенье и праздничные дни с 10:30 до 16:00.

Михаил Анисимов

Современное состояние

В июне 1997 года монастырь был возвращён Церкви, возобновлён как женский. Ведётся восстановление монастыря. Летом службы проходят в пещерном Спасском храме, зимой — в наземном храме во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» (построен в конце 20 века). Температура и влажность воздуха в пещерах постоянны круглый год. Пещерный храм открыт для посещения и зимой, а на Рождество и Крещение там служат. Действует часовня в память блаженного священномученика Петра (Еремеенко). Построен также сестринский корпус и трапезная. В 2012 годуу построен новый административный корпус напротив храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

Окрестности монастыря, меловые горы, покрытые скудной растительностью, имеют некоторое сходство с пейзажами Синайской пустыни. Тут, как и во многих русских монастырях, традиционно присутствует топонимика Святой земли: гора Голгофа, гора Фавор, поток Кедрон. В частности, на горе Голгофа возле монастыря воздвигнут поклонный крест. Спасский пещерный храм

Самое древнее сооружение монастыря — Спасский храм, вход в который расположен у основания двух меловых див (скал), соединённых между собой небольшой звонницей. Главный алтарь храма освящён в честь Нерукотворного образа Спаса. Своды этого храма опираются на восемь четырёхугольных колонн, делящих основной объём на три части. Слева два небольших перехода, они ведут в придел мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. Этот придел получил своё оформление уже после повторного открытия монастыря. Далее ход идёт в келью затворника, усыпальницу и небольшую часовню. Старейшая нетронутая часть свода Спасской пещерной церкви, по некоторым свидетельствам и архитектурным особенностям, относится к 18 или 19 векам.

В Спасском храме хранится чтимая икона Божией Матери «Благодатное Небо», именуемая Костомаровской. Икона размером в человеческий рост, написана на листе железа В. В. Шокоревым, академиком Московской Академии художеств, во второй половине XIX — начале ХХ века. На иконе имеются следы от шести пуль, выпущенных красноармейцем. С 2012 года эта икона после реставрации находится в нижнем (наземном) храме имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

На запад по склону расположен пещерный храм во имя святого Серафима Саровского, заложенный в 1903 году. Интерьер этого храма создан и завершен в конце 20 в., уже после повторного возрождения обители. Ещё один храм называют «Пещерой Покаяния» (крайний западный).

Оптимальный путь к монастырю на машине в любое время года через Лиски (или Острогожск)- на Каменку-Сончино-Юдино-Костомарово.

История

Монастыри Белогорья берут начало от пещерных храмов, которые создавались как монахами, так и мирскими людьми. Начало Воскресенского монастыря связывают с именем Марии Шерстюковой – жительницы села Белогорье.

Мария-пещерокопательница

В 20 лет Мария была выдана замуж за войскового казака Самуила Шерстюкова, в 45 лет овдовела, 10 лет после этого предавалась пьянству, разврату, занималась колдовством, пока не промотала все мужнино достояние. Настоящая жизнь началась для этой женщины в 55 лет. С группой паломников Мария попала  в Киево-Печерскую Лавру, где началось её духовное перерождение.

В 1796 году, вернувшись домой, она начала рыть в меловой горе на берегу Дона пещеру для молитвы и покаяния. Одних односельчан её пример воодушевил, они стали помогать Марии-пещерокопательнице. Другие не могли поверить, что прежняя распутница могла стать вдруг постницей и молитвенницей. Светские и церковные власти пытались остановить работу Марии, видя, как много народа собирается вокруг неё и подозревая сектантство и раскол. Гонения прекратились после того, как посланная царем Александром I комиссия установила: «Ереси не обнаружено. Чистота Православия соблюдается».

Шерстюкова получила по царскому указу 2,5 тыс. рублей золотом. В благодарность она попросила освятить выкопанный ею пещерный храм в честь Александра Невского – покровителя императора Александра I. Мария-пещерокопательница скончалась в 1822 г. в возрасте 82 лет, оставив после себя 212 метров выкопанных собственноручно пещер, а также группу подвижников, которые продолжили её дело.

Как возник монастырь

Пещерокопатели продолжали работу и образовали скит, который в 1882 году получил статус мужского монастыря во имя Воскресения Христова. Наземные храмы обители – Воскресенский и Вознесенский — возвышались на крутом берегу Дона  и были видны издалека.

Белогорский монастырь — старинная открытка

Тысячи паломников стекались сюда, чтобы получить помощь и духовное окормление. К 1917 г. братия Белогорского монастыря содержала: свечной, рыбный и кирпичный заводы, огромный сад и пасеку, стадо коров; на монастырском холме умещалось около 40 наземных построек. Продолжались работы по расширению пещер: длина коридоров достигла 2,2 км.

Белогорский пещерный комплекс стал самым грандиозным не только в России, но и во всей Восточной Европе.

Ломать — не строить

Революция острым клинком полоснула по жизни всех монастырей Белогорья. Большевики конфисковали земли Воскресенской обители, осквернили останки Марии-пещерокопательницы и её сподвижников, взорвали храмы, стерли с лица земли все монастырские постройки. Во время Отечественной войны на месте обители размещалась зенитная батарея противника. Опасаясь партизан, оккупанты стремился взорвать и завалить все входы и выходы пещерного комплекса.

Разруху довершили туристы позднего советского времени: жгли костры, гуляли с факелами, оставляли на стенах следы “продвинутого” интеллекта.

Возрождение

Восстановление монастыря началось в 2003 г.

Пещерный монастырь

Первым делом был очищен и обустроен пещерный храм Александра Невского, и уже через год в нем отслужили первую Литургию. Рядом с храмом привели в порядок келью Марии Шерстюковой, где она провела последние дни жизни.

Пещерный монастырь

В 2014 году братия монастыря получила в подарок наземную деревянную церковь Спиридона Тримифунтского. Храм был срублен в Вологодской области, доставлен в Белогорье по воде и собран на территории монастыря. Здесь пребывает частица мощей святого Спиридона — неизменного помощника при обустройстве любого жилища. Пока храм одиноко высится на монастырском холме – на остальные постройки не хватает средств и рабочих рук.

Церковь Спиридона Тримифунтского

В 2015  г в пещерах на глубине 45 м был освящена церковь во имя Святого Духа. Службы в ней проходят один раз в году – в день Преподобных Антония и Феодосия.

Зачищать оскверненные стены и разгребать завалы братии монастыря помогают самые разные люди: дети и педагоги, историки и краеведы, отряды православной молодежи из других епархий. На сегодня восстановлено больше 900 м пещер – почти половина того, что оставили нам прежние подвижники.

Как добраться

Адрес:

396532, Воронежская область, Подгоренский район, с. Костомарово

Из Воронежа до Свято-Спасской Костомаровской обители можно доехать по железной дороге через Острогожск до станции Каменка или междугородним автобусом “Воронеж-Россошь” с воронежской автостанции в Юго-Западном районе (пр. Патриотов, д. 11) до села Каменка, далее до села Юдино можно доехать автобусом из Каменки (сейчас не ходит, доехать можно только от станции Подгорная см. коммент.) и пешкой дойти до Костомарово, либо — попутным транспортом. Расстояние от Воронежа до Костомарово составляет примерно 160 километров. На автомобиле движение по маршруту Воронеж-Лиски-Пухово-Каменка-Костомарово займет около 2 с половиной часов. Часть пути от Воронежа до Лисок (около 80 км) проходит по трассе М4 «Москва-Ростов». После правого поворота с трассы по указателю на Лиски до них придется пройти еще 25 км. Дорожное покрытие на участке Лиски-Каменка не очень хорошее. В сумерках следует быть осторожным. На маршрут Воронеж-Острогожск-Каменка-Костомарово тратится около 3 часов. Дорога идет по степи прямо на юг и гораздо живописнее, чем федеральная трасса «Москва-Ростов».

Немного геологии

Откуда взялось столько меловых отложений?

По мнению ученых, рельеф современного Дивногорья зародился во времена миоцента (от 5 до 23 млн. лет назад). Тогда в этом районе находилось древнее море. Примерно 22 млн. лет назад оно отступило, а его дно, на котором тысячи лет оседали останки планктона, ракообразных и других живых организмов, теперь является холмистой равниной.

Со временем тектонические процессы сформировали основу рельефа региона. Около 3 млн. лет назад, во времена неогена, образовалась современная гидрографическая сеть, водоразделы и долины рек. Позже, в четвертичный период, уже были сформированы системы балок и речных бассейнов.

Досталось Дивногорью и от ледников. Большие скопления отложений, указывающих на отступление ледника, были найдены в речных долинах.

История

Согласно гипотезе, которую выдвинули в конце XIX века исследователи П. В. Никольский и В. Н. Тевяшов, монастырь возник в середине XVII столетия, а его создателями были иноки-малороссы, которые переселились в Донские степи вместе с приднепровскими казаками, бежавшими от преследований и не желавшими признать унии. Однако, имеются и другие версии. Согласно которым, этот монастырь возможно претендует на старейшее место среди обителей России.

Более того, это место, возможно, является отправной точкой распространения христианства на территории нынешней России. Обосновывается это такой гипотезой: Во времена иконоборчества из Византии сюда от гонений бежали многие христиане, которые, между прочим и явились просветителями этого края. Это вероятно, было в 8 в н.э…

К середине XVII века относятся и первые достоверные свидетельства о соседнем с Костомаровским — Дивногорском мужском монастыре. Первое письменное упоминание о Костомаровских пещерах появилось в конце XVIII — начале XIX века. Предполагают, что Костомаровские пещеры в этот период были скитом Белогорского мужского монастыря. После революции 1917 года пещерные обители — как Костомаровский монастырь, так и Успенский Дивногорский и Воскресенский Белогорский монастыри, были закрыты. Но в Костомаровских пещерах тайно продолжали жить некоторые подвижники. Особой известностью пользовался блаженный старец Пётр (Еремеенко), уроженец села Белогорье. В конце 1930‑х годов блаженный Пётр был отправлен в Острогожскую тюрьму, где, по официальным данным, и скончался. Сохранились воспоминания местных жителей о использовании пещер в качестве укрытий во время Великой Отечественной Войны. Около полугода — с июля 1942 по январь 1943 года окрестности монастыря были оккупированы.

В 1946 году было получено разрешение на проведение богослужений в Спасской пещерной церкви, но в 1959 году, после начала хрущёвской антирелигиозной кампании, этот храм вновь закрыт.

Костомарово: историческая справка

Письменная история села Костомарово берет начало в 1734 году – в разгар бироновщины и гонений на российских дворян. В это нелегкое для российских дворян время императрица Анна Иоановна пожаловала помещику С.М. Костомарову земли на Дону с государственными крестьянами.

К началу XIX века вотчина Костомаровых опять перешла в государственную казну, стала называться слободой. Сегодня в скромном по размерам селе проживает на более 300 жителей, есть основная школа, фельдшерский пункт, почтовое отделение. В районе Спасского монастыря, в местности, окружённой пустынными меловыми холмами, практически нет мобильной связи.

Славу селу принесли вырытые в холмах пещеры, которые до сих пор считаются исторической загадкой. Ни об одном из пещерных объектов Костомарово нет достоверных письменных свидетельств – даже в источниках XIX-начала XX века, во времена Духовной консистории, когда на учет ставились все церковные постройки и малые приходы.

Многие исследователи сходятся во мнении, что пещерным храмам на берегах Придонья больше 1000 лет.

  1. Поразительно сходство пещер Костомарово с подземными постройками Каппадокии, относящимся к первым векам христианства. Период гонений в Римской империи заставлял христиан укрываться в карстовых пещерах Малой Азии. Донские пещерные постройки, как и в Каппадокии, начинаются обширным храмом, из которого коридоры ведут в кельи затворников. Сходство внутренней структуры дает основание считать, что Костомаровский комплекс возник уже в первые века нашей эры.
  2. Вторая гипотеза относит возникновение пещер на берегах Дона к временам иконоборчества. Иконопочитатели вынуждены были скрываться от преследований византийских императоров в VIII-X веках. Они прятались в меловых пещерах Дона в пределах Хазарского каганата, на окраинах языческой Киевской Руси.

    Карта Киевской Руси (X-XII век)

  3. В XVII в. произошло второе рождение древних пещерных построек. На Дон бежали украинские иноки (монахи), спасая православную веру от польских католиков. Однако их нельзя считать первооснователями подземных монастырей Придонья, ведь киевские пещеры имеют совсем другой план. Подземные храмы Киево-Печерской Лавры расположены не у входа, а в глубине, к ним ведет длинный извилистый ход с расположенными по бокам кельями и усыпальницами. Скорее всего, иноки обживали и расширяли уже готовые культовые сооружения ранних веков.
  4. В конце XVIII- начале XIX подземные комплексы продолжали расширяться, но какой статус они имели – об этом источники не сообщают. По преданию местные жители видели по вечерам фигуры монахов-схимников в окрестностях пещер. Может, это были обитатели скита, принадлежавшего Дивногорской обители, которая к тому времени официально считалась монастырем.
  5. В XX веке официальные монастыри – Дивногорский и Белогорский – были разогнаны и разрушены, а в Костомаровских пещерах продолжала теплиться подвижническая жизнь. До конца 30-х годов здесь пребывал прозорливец и врачеватель блаженный Петр (Еремеенко) – впоследствии расстрелянный.
  6. В 1946 г. власти разрешили богослужения в Спасском пещерном храме. Подвиг затворничества нес в это время блаженный Андрей (Попов) — бывший солдат Великой Отечественной войны. В 1959 году в период хрущевских гонений на церковь молитвенная жизнь в пещерах была истреблена. Жестоко избитый и изгнанный властями из пещер, блаженный Андрей закончил свои дни, скрываясь в семье благочестивых мирян.

Возрождение началось в 1993 году с раскопок заваленных пещерных ходов. В 1997 г. здесь появились первые насельницы во главе с игуменьей Серафимой. Сегодня в Спасском монастыре живет постоянно 36 сестер, действует три храма, есть жилые постройки и гостиница для паломников. Обитель «покаяния и гонений» посещают ежегодно до 40 тыс. человек.

История

Согласно гипотезе, которую выдвинули в конце XIX века исследователи П. В. Никольский и В. Н. Тевяшов, монастырь возник в середине XVII столетия, а его создателями были иноки-малороссы, которые переселились в Донские степи вместе с приднепровскими казаками, бежавшими от преследований и не желавшими признать унии. Однако, имеются и другие версии. Согласно которым, этот монастырь возможно претендует на старейшее место среди обителей России.

Более того, это место, возможно, является отправной точкой распространения христианства на территории нынешней России. Обосновывается это такой гипотезой: Во времена иконоборчества из Византии сюда от гонений бежали многие христиане, которые, между прочим и явились просветителями этого края. Это вероятно, было в 8 в н.э…

К середине XVII века относятся и первые достоверные свидетельства о соседнем с Костомаровским — Дивногорском мужском монастыре. Первое письменное упоминание о Костомаровских пещерах появилось в конце XVIII — начале XIX века. Предполагают, что Костомаровские пещеры в этот период были скитом Белогорского мужского монастыря. После революции 1917 года пещерные обители — как Костомаровский монастырь, так и Успенский Дивногорский и Воскресенский Белогорский монастыри, были закрыты. Но в Костомаровских пещерах тайно продолжали жить некоторые подвижники. Особой известностью пользовался блаженный старец Пётр (Еремеенко), уроженец села Белогорье. В конце 1930‑х годов блаженный Пётр был отправлен в Острогожскую тюрьму, где, по официальным данным, и скончался. Сохранились воспоминания местных жителей о использовании пещер в качестве укрытий во время Великой Отечественной Войны. Около полугода — с июля 1942 по январь 1943 года окрестности монастыря были оккупированы.

В 1946 году было получено разрешение на проведение богослужений в Спасской пещерной церкви, но в 1959 году, после начала хрущёвской антирелигиозной кампании, этот храм вновь закрыт.

Экскурсии

В первый раз приехать в Костомарово лучше всего с экскурсией или с паломнической поездкой. Экскурсии в Костомарово из Воронежа в основном однодневные, отличаются количеством объектов посещения. Паломнические поездки ограничиваются одним монастырем, туристические поездки включают в программу помимо Спасского монастыря еще Дивногорье.

Название Фирма Программа Цена
Групповая экскурсия из Воронежа в Костомарово Weatlas Посещение Костомаровского Спасского монастыря 2596
Костомарово. Паломничество Воронежский паломник Посещение храмов и святынь Спасского монастыря Трапеза 1200
Спасский женский монастырь Терра Воронеж Целый день в Костомарово 1800
Тайны пещерных храмов Костомарово-Дивногорье Федерация туризма Святыни Спасского монастыря Музей-заповедник в Дивногорье 2877
Костомарово, Русская Палестина МариНика-тур Целый день в Костомарово
Пещерные храмы Дивногорья Экстрагид Малые Дивы + Спасский монастырь 3500
Воронеж – Костомарово – Дивногорье 2 дня Вокруг света 1 день . Святыни Костомарово + Дивногорья 2 день. «Дворцы Воронежского края» +

«Символы столицы Черноземья»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector