Преподобный амфилохий почаевский. житие святого и акафист

Чем помогает психотерапия зависимостей?

Психотерапевт, специализирующийся на зависимостях, использует инструментарий методик. Для каждого отдельного зависимого они подбираются индивидуально, потому что на 100% идентичных случаев не существует.

Ключевая задача психотерапевта — помочь пациенту осмыслить свою патологию. Очень многие зависимые не до конца понимают ситуацию, в которой оказались, и практически все не знают, откуда взялась их зависимость. Отыскать причину и «проработать» её помогает психотерапия.

В рамках лечения созависимости используется семейная психотерапия. Лечение созависимости — обязательный пункт при борьбе с алкоголизмом или наркоманией, потому что многие родственники зависимых находятся с ними в потенциально опасных токсичных отношениях. Созависимость ухудшает прогноз выздоровления, делает лечение более сложным и длительным и может свести все усилия наркологов и самого пациента к нулю.

Что делают аддиктологи в рамках лечения зависимостей:

  • общаются с пациентом и на основе общения подбирают уникальный метод лечения, который принесёт наилучший результат;
  • помогают установить источник аддикции — обнаружить и проработать её причину, снизив таким образом риск рецидива;
  • определяют и корректируют установку пациента в отношении предмета аддикции;
  • помогают с решением других психологических проблем, которые могут усложнять процесс лечения, делать его более мучительным и безуспешным.

Психотерапия — это кропотливая работа не только и не столько специалиста, сколько самого пациента. Аддиктолог ничего не делает сам, он просто помогает пациенту разобраться в себе, изменить своё отношение к источнику зависимости, к окружающим людям и собственной жизни. Ремиссия возможна только после переосмысления картины мира и смены парадигмы мышления — именно с этим помогает психотерапия.

Чудеса

Многие чудеса сопровождали жизнь святого Иова, недаром прозвали его Чудотворцем, однако не прекращались они и по его смерти. Известны предания, как уже после смерти святого несколько раз видели молящимся в Троицкой церкви Почаевской обители.

Об одном таком случае рассказала одна женщина — Ева Домашевская, приехавшая в обитель ночью. По приезду увидела она, что Троицкая церковь открыта и из нее идет свет и слышно пение. Войдя же в храм, увидела, как посредине его, в окружении двух ангелов, молится преподобный Иов.


Преподобный Иов, игумен Почаевский

Однако, на этом чудеса не закончились. Иов обратился к женщине с просьбой, чтобы та пригласила его ученика — Досифея, который в ту пору был тяжело болен. Также святой передал женщине плат, смоченный в миро, и велел передать его больному, позже получившему исцеление от рук любимого учителя.

Пещера Иова

Как свидетельствует один из учеников преподобного Иова и составитель его жизнеописания — Досифея, однажды во время длительной молитвы Иова пещера наполнилась таким ослепительным светом, что его увидели многие братия.

На заметку! Сегодня святому Иову посвящен пещерный храм, в котором при жизни он провел многие годы. Пещера открыта для экскурсий. Однако для того, чтобы проникнуть в нее существует некое препятствие — со времен жизни праведника Иова вход так и остался довольно узким. Согласно преданию это связано с тем, что в это сакральное место могут попасть только лишь люди с чистыми помыслами, грешникам же путь закрыт до их покаяния.

Бесстрашный старец

Вот сегодня все паломники, туристы и экскурсанты дивятся Троицкому собору Лавры, спроэктированному А.Щусевым в конце XIX в.

Троицкий собор Почаевской Лавры, наши дни

В 1957 году из органов пришли опечатать Троицкий собор. Об этом сообщили отцу Амфилохию, и тот молниеносно примчался в обитель, застав там скованных страхом братию Лавры и прихожан и милицию перед собором. Бесстрашный старец! Что могло быть тогда в его душе? Ведь он знал, что в СССР его поступок будет беспощадно наказан… И ринулся «на копья»! Он выхватывает ключи у милиции и организовывает восстание народа, выгоняя ту же милицию из Лавры, как свиней из огорода, палками… В ту же ночь за ним приехал «черный ворон»… Увезли в психушку и пол года жестоко издевались, надеясь уничтожить, сломать этого человека. Но в каждую минуту страданий о. Амфилохий молился, и с ним рядом был Христос. 

Силою Христа преподобный совершил множество чудес как в Лавре, так и вне ее, живя изгнанником… Да! Его стыдились в Лавре!.. Ему не дали прописки в Почаеве власти после удивительного освобождения из клиники, по ходатайству дочери Сталина. Святой исцелил и ее силою Христовою от беснования. 

Схиигумен Амфилохий

От еды до шоппинга

Аддиктология – наука об аддиктивном (зависимом) поведении, изучающая причины возникновения, механизмы развития и способы коррекции этого состояния, возникла как самостоятельное направление в конце 80-х годов в Америке. В СССР термин «аддиктивные расстройства», к слову, появился еще раньше: впервые его предложил в начале 70-х годов один из основоположников современной аддиктологии, профессор Короленко. В 2001 он озвучил первую в России классификацию нехимических аддикций.

На сегодняшний день понятие аддиктологии расширено и рассматривает проблему аддиктивного поведения с разных сторон. В помощь современным зависимым – вся мощь технического прогресса: интернет, гаджеты и так далее. Так что зависимость может быть и химической, и физической, и моральной. Сначала будущий аддикт фиксируется на чем-то впечатляющем (включая определенные виды деятельности), а затем испытывает непреодолимое желание снова и снова пережить это измененное состояние. Мысли о реализации задуманного становятся навязчивыми, самовыражение по иным направлениям и критическое мышление замирают.

Те эмоции, которые человек переживает во время так называемых аддиктивных реализаций (как правило, сопряженные с иллюзиями контроля, комфорта и совершенства), в «мирной жизни» ему больше недоступны. Поэтому жизнь вне аддиктивной реализации становится для аддикта унылой и пресной.

Нехимические аддикции, при которых объектом зависимости становится поведенческий паттерн, а не ПАВ, называют поведенческими. На сегодняшний день в числе таковых рассматривают гэмблинг, интернет-аддикцию, трудоголизм, созависимость, религиозную аддикцию, шоппинг, сексуальные и любовные аддикции, аддикции избегания и некоторые другие.

Аддикции к еде считаются промежуточными, поскольку в них все же задействованы биохимические механизмы. Адреналиномания (потребность в острых ощущениях), к слову, тоже относится к аддикциям.

Принято считать, что аддиктивное поведение сопряжено с некоторыми личностными особенностями – такими, как сниженная переносимость тягот повседневной жизни (при хорошей переносимости кризисных ситуаций), скрытый комплекс неполноценности (сочетающийся с внешними проявлениями превосходства), страх перед стойкими эмоциональными контактами, избегание ответственности в принятии решений. Исследователи утверждают, что аддикты также склонны врать и обвинять других, зная, что те не виновны. Кроме того, аддиктам присуща стереотипность, повторяемость поведения, зависимость и тревожность.

Доктор психологических наук, профессор Александр Смирнов отмечает: существует более двадцати концепций аддиктивного поведения. Само это поведение характеризуется как компульсивное, не имеющее ясной и рациональной мотивации, не поддающееся контролю.

«Реализация аддиктивного поведения проходит фазы, характерные для всех форм аддикции – «воздержания», «автоматических фантазий», «фрустрации», «предвосхищения и планирования», «компульсивной реализации», «отчаяния и катастрофы», «зарока», прохождение которых, после периода ремиссии, возобновляется рецидивом аддиктивного поведения», – считает Смирнов.

«Без статьи и трибунала»

Возвращаться в Почаев было слишком опасно, и он поселился у племянницы в селе Иловица. Укрыться надолго ему, конечно же, не удалось: народ моментально освоил новое направление маршрута, а отказать просящим батюшка не мог. Ежедневно служил Водосвятные молебны. Случаи исцелений были необыкновенны. По молитвам о. Иосифа вернулся слух к девушке, которую когда-то в детстве сильно побила мачеха. Одна жительница Почаева избежала ампутации, угрожавшей ей из-за начавшейся гангрены. Известен и случай, когда прозрела слепая девочка. Есть свидетельство того, как старец вернул к жизни 13-летнего подростка, находившегося в состоянии клинической смерти.

Бывало, что «открывались глаза» и у стойких атеистов, когда дело касалось их собственных детей.

В отчаянии обратился как-то к о. Иосифу секретарь обкома. Диагноз, поставленный врачами его 18-летнему сыну, звучал как приговор: саркома. Старец предупредил, что лечение будет только духовным: молебны, святая вода, освященная пища. Через несколько недель от болезни не осталось и следа, а отец в благодарность распорядился выделить для удобства паломников маршрутный автобус Кременец – Малая Иловица.

Местные власти, обеспокоенные притоком людей в село, стали настраивать родственников против старца.

В декабре 1965 г. о. Иосифа ожидало новое испытание. Один из родственников завел его на окраину села к болотам, и жестоко избив, оставил умирать в ледяной воде. Восемь часов пролежал старец без помощи, пока его не обнаружили духовные чада. Опасаясь, что он не доживет до утра, его в ту же ночь отвезли в Почаевскую лавру, где постригли с именем Амфилохия, в честь святителя Амфилохия Иппонийского. Схима – это «край», определение – на жизнь или на исход. Старец пошел на поправку, и еще несколько лет служил людям в великом ангельском образе.

В Почаеве рассказывают, что кончина о. Амфилохия была насильственной и вызванной отравлением. Не раз старец говорил, что среди его послушниц есть «Иуда», но когда люди, страдавшие от поведения одной из его «помощниц», просили его удалить ее от себя, батюшка только смиренно призывал их терпеть, поскольку и сам он терпит.

У святых отцов в разных вариантах встречается мысль о том, что превозмочь диавола умом и хитростью невозможно. Зло коварно и могущественно, и победить его в мире можно только, взойдя на крест, через сознательное уподобление Христу. Но «проигравший» по счету лукавому, бесовскому, у Бога восстает в нетлении, венчается великой славою и имеет дерзновение молиться за многих.

1 Симеон Метафраст (Symeon Metaphrastes) (2-я половина 10 в.), византийский писатель. Составитель минология, сводного корпуса греческих житий святых (148 текстов), приспособленного к церковному календарю.

2 Ценнейшие исторические свидетельства об условиях содержания в одной из ее частей — Озерлаге принадлежат протоиерею Алексию Кибардину, состоявшему в духовнических отношениях с преп. Серафимом Вырицким. (См.: Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. С.-Пб., 2008. С. 306-317).

3 С. Вяткина. Благословенный Почаев. Светоч. Православный просветительский журнал (Пермь). 2004. № 2. C. 62

4 Есть сведения о том, что его освободила тогда из больницы дочь Сталина, Светлана Аллилуева, в благодарность за то, что батюшка исцелил ее от душевного недуга. (Жизнеописание Святого угодника Божия последних времен. // Свято-Успенская Почаевская лавра. С. Вяткина. Благословенный Почаев. Светоч. Православный просветительский журнал (Пермь). 2004. № 2. С. 63)

Использованные и рекомендуемые для чтения источники и литература:

1. Жизнеописание Святого угодника Божия последних времен. // Свято-Успенская Почаевская лавра. / 2. Преподобный Амфилохий Почаевский // 3. С. Вяткина. Благословенный Почаев. Светоч. Православный просветительский журнал (Пермь). 2004. № 2.

Краткое жизнеописание святого

Монах Почаевской лавры был причислен к лику святых в начале 70-х годов XX столетия. Не оскудела православная земля на чудотворцев и целителей, о чем есть многочисленные свидетельства исцелений по молитве Амфилохия.

Происхождение

Амфилохий Почаевский (Иаков/Яков Головатюк) был крестьянского рода. Место рождения – Западная Украина (Тернопольская область, село Иловица). Год рождения – 1894.

Житие

Детские и юношеские годы Якова прошли в приучении к крестьянскому труду. Благочестивые родители воспитали мальчика в почитании Божиих заповедей. В 18 лет он был призван в армию. После начала Первой мировой войны оказался на передовой, видел смерть товарищей, в 1916 году попал в плен.

Три года Яков добросовестно проработал на немецкого бюргера. Тоска по родным местам не оставляла его. В 1919 Головатюк сбежал от хозяина, прошел Германию, Польшу и вернулся в родное село. Крестьянский труд вернул ему спокойствие, но пережитое заставило по-другому взглянуть на окружающий мир.

После монашеского пострига и начала служения диавол пытался строить козни отцу Иосифу. Бес внушал людям злые мысли, чтобы они возненавидели святого за праведный образ жизни, приверженность православной вере. Ему угрожали расправой бандеровцы, он знал гонения от властей. В 1962 году преподобный был помещен в психиатрическую клинику в палату с буйными душевнобольными.

Добрые дела не остались безответными: за отца Иосифа вступились десятки людей. Они обращались в различные инстанции с просьбой освободить невинного человека. Святого освободили, но при условии, что он не вернется в лавру.

Иосиф вернулся в Иловицу, где стал жить у племянника. Узнав о его местожительстве, в Иловицу стали приезжать больные не только с Западной Украины, но и с других республик Советского Союза. Человеколюбие и отзывчивость не позволяли преподобному отцу отказать в помощи страждущим.

Иосиф ежедневно совершал во дворе молебны Малого водосвятия для окропления больных. Люди, одержимые бесом, ночевали в доме, в комнате, где находилась икона Божьей Матери. Не всем жителям села, включая родственников, нравился постоянный приток чужих людей в село. Демон внушил одному из племянников преподобного убить дядю.

Близкий родственник пригласил Иосифа сесть к нему на трактор, вывез его к болоту и сбросил в воду (в декабре месяце). Преподобный пролежал в ледяной воде 8 часов. Полуживого его привезли в лавру и, посчитав, что он к утру умрет от воспаления легких, постригли в схиму под именем Амфилохий. По милости Божией святой выздоровел и вернулся в село. К нему снова стали приезжать люди для исцеления физических и душевных недугов.

Служение Богу

В 1925 году Яков вступил в Почаевскую лавру послушником. По прошествии 6 лет физических и духовных испытаний он прошел обряд пострижения в монахи и принял имя Иосиф. Еще через год был рукоположен в иеродиакона, в 1936 – в иеромонаха.

У отца Иосифа оказался дар целителя, особенно в лечении костных переломов и изгнании бесов. Для выполнения миссии, предназначенной Богом, по благословению настоятеля лавры, он поселился в отдельном домике у монастырского кладбища, где принимал больных со всей округи.

Днем отец Иосиф лечил страждущих от физических недугов, а ночью служил Господу: молился, каялся. Постом и молитвой он укрощал свою плоть. Боролся со страстями. Тысячи людей благодарили святого за исцеление. Обладая даром прозорливости, преподобный видел бесов наяву и умел изгонять их. Любовь к Богу и ближним преподобного Амфилохия была бесконечна.

Кончина и канонизация

В конце 1970 года старец стал чувствовать недомогание. Он часто мысленно отрешался от действительности, иногда просил родственников исполнить молитвы. 1 января 1971 года святой скончался.

В 2002 году Священный Синод УПЦ МП канонизировал старца Амфилохия в лике святых (23 апреля), затем – в чине преподобного (12 мая). Мощи святого были перенесены храм Иова Почаевского. В 2016 году Русская Православная Церковь установила общецерковное почитание Амфилохия Почаевского.

Преставление и прославление святого

Последние свои дни подвижник доживал в родной Иловице, продолжая принимать всех приходящих к нему со своими скорбями людей. О приближении своей кончины святой знал заблаговременно. Еще как-то в трапезную он вбежал с просьбой не приносить ему цветы, а больше молиться. Тогда никто не понял слов святого старца. Но потом, когда на его могилу действительно стали приносить много цветов, а он просил о молитве, значение этих слов прояснилось.

Ко Господу преподобный Амфилохий отошел 1 января 1971 года. Смерть его, как узнали позже, была насильственной ― его отравили, на протяжении определенного времени подмешивали яд к еде. Причем сделала это одна из послушниц, сотрудничавшая с советскими органами. О том, что среди окружавших его есть одна «Иуда», Амфилохий Почаевский сам говорил, но не противился воле Божией.

Когда его ввозили в Лавру для отпевания, грузовик с телом трижды скатывался с горы, не мог въехать. Тогда поняли, что святой не хочет въезжать в обитель на машине и его гроб внесли на плечах. Очевидцы отмечают, что в тот день скорбела даже природа. От монашеского облачения преподобного, которое сестры положили в храме, где молились в течение сорока дней, исходило тонкое благоухание.Гроб с мощами Амфилохия Почаевского был извлечен неповрежденным спустя 30 лет. А 12 мая 2002 года святой был прославлен в лике преподобных. Этого же числа отмечают и день его памяти.

Больше о жизни подвижника можно узнать из видео:

Тропарион. Тропари, кондаки, величания и молитвы

Святые по алфавиту: А

Преподобному Амфилохию Почаевскому

Тропарь, глас 4:

Земли́ Волы́нския пресла́вна подви́жника/ и оби́тели Поча́евския досто́йна насельника/ люде́й правосла́вных изря́дна цели́теля/ яви́ тя́ Це́ркви Свое́й Христо́с Бо́г на́ш,/ преподо́бне о́тче Амфило́хие,/ Ему́ же усе́рдно моли́ся/ от наве́т вра́жиих свободи́тися// и спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3:

Я́ко ве́ры Правосла́вныя ревни́тель и благоче́стнаго жития́ учи́тель, в боле́знех и ско́рбех изря́дный помо́щник и защи́титель, пред Го́сподом предстои́ши преподо́бне Амфило́хие, сего́ ра́ди вопие́м ти́: сохрани́ оби́тель, в не́й же подвиза́лся еси́, и спаса́й на́с моли́твами твои́ми, о́тче блаже́нне.

Величание

Ублажа́ем тя,/ преподо́бне о́тче Амфило́хие,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ наста́вниче мона́хов// и собесе́дниче А́нгелов.

Молитва преподобному Амфилохию Почаевскому:

О, всеблаже́нне о́тче на́ш Амфило́хие, земны́й А́нгеле и небе́сный челове́че! Припа́даем к тебе́ с ве́рою и любо́вию и мо́лим ти́ ся́ приле́жно: яви́ на́м смире́нным и гре́шным свято́е свое́ заступле́ние; се́ бо гре́х ра́ди на́ших не и́мамы дерзнове́ния проси́ти о потре́бах на́ших Го́спода и Влады́ку на́шего, но тебе́, моли́твенника благоприя́тнаго, к Нему́ предлага́ем и про́сим тя́ со усе́рдием мно́гим: испроси́ на́м от бла́гости Его́ благопотре́бная да́ры душа́м и телесе́м на́шим, ве́ру пра́ву, любо́вь ко все́м нелицеме́рну, в злострада́ниих терпе́ние, тя́жкими боле́зньми одержи́мым – от неду́гов исцеле́ние, под бре́менем скорбе́й и напа́стей неудобоноси́мых па́дающих и жития́ своего́ отча́явшихся твои́ми моли́твами получи́ти ско́рое облегче́ние и избавле́ние.
Не забу́ди, блаже́нне о́тче, и оби́тель сию́ святу́ю, в не́й же подвиза́лся еси́, при́сно тя́ чту́щую, но соблюди́ ю́ и все́х живу́щих и подвиза́ющихся в не́й и на поклоне́ние в ню́ приходя́щих невреди́мыми от искуше́ний диа́вольских и вся́каго зла́. Егда́ же приспе́ет на́ше от вре́меннаго сего́ жития́ отше́ствие, и к ве́чности преселе́ние, не лиши́ на́с по́мощи твоея́ небе́сныя, но моли́твами твои́ми все́х на́с приведи́ в приста́нище спасе́ния и насле́дники яви́ на́с бы́ти всесве́тлаго Ца́рствия Христо́ва, да пое́м и сла́вим неизрече́нныя щедро́ты Человеколю́бца Бо́га Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ вку́пе с преподо́бным И́овом оте́ческое заступле́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Великая Отечественная война и годы гонений

Во время Великой Отечественной войны количество просителей увеличилось. Чаще всего приходили женщины, обеспокоенные судьбой своих близких: отцов, мужей, сыновей. Иосиф всегда точно знал, кто вернется с войны живым, а кто положит свою душу за родную землю.

В это нелегкое время святой только чудом уцелел. Весенней ночью люди с оружием ворвались в его монашескую келью, вначале потребовали еды, а затем — чтобы старец их проводил до ворот, где его намеревались расстрелять. Узнав о скорой гибели, Иосиф принимает эту новость с покорностью и смирением, выпрашивает лишь десять минут на обращение к Господу, читает «Отче наш», «Богородица Дева, радуйся», «Верую», начинает «Отходную»…

Внезапно появившийся отец Иринарх на коленях просит о помиловании преподобного… На этот раз Бог помиловал, не окончена пока служба Иосифа на земле. Еще предстоит нелегкая борьба за Русь Святую, за Веру Православную.

Конец 1950-х годов, хрущевское безбожное время, гонения на церковь и священнослужителей, атеизм… Волна разрушения старого уклада и душ человеческих докатывается и до Почаева, до Троицкого собора: храм приказано опечатать.

Об этом немедленно сообщают святому отцу, и тот, не раздумывая, встает на защиту святыни. Застав у церкви испуганную братию, растерянных прихожан и решительно настроенную милицию, старец не теряется. Он выхватывает ключи у начальника милиции, отдает их наместнику и обращается с горячим призывом к собравшимся жителям – защитить храм, не допустить его разорения. Прихожане, вооружившись жердями и кольями, выгнали милиционеров. Таким образом, Троицкий собор был спасен.

Конечно, такую «ошибку» Иосифу не простили: его помещают в психиатрическую лечебницу, в палату для буйных и опасных душевнобольных, пичкают лекарствами, от которых раздувается тело и трескается кожа. На приеме у главного врача у старца издевательски спрашивают, в силах ли он исцелить пациентов, находящихся рядом с ним.

На это преподобный отвечает, что может сделать это, если ему дадут Евангелие, крест и облачение, для того чтобы он мог отслужить молебен. В ответ он получает насмешку и коварный совет попробовать справиться без молебна. На что святой отец кротко возражает, что это невозможно:

Только через полгода Иосифа отпускают на свободу. Может, сыграли свою роль бесконечные письма и просьбы об освобождении, которые писали его духовные чада. Есть версия, что праведника освободили по ходатайству дочери Сталина Светланы, которую духовный отец когда-то врачевал.

Вернувшись в родное село, святой находит приют у одного из своих племянников. Проведав о местонахождении старца, к нему снова начинают стекаться страждущие. Каждый день Иосиф служит молебны, исцеляет, что совсем не нравится местным властям.

Они подговаривают против преподобного его же родственников. И вот один из них – тракторист — обманом увозит молитвенника за село к болотам, избивает и уезжает, оставив мученика лежать в ледяной воде. Был декабрь, холодное время. Когда спустя восемь часов страдальца обнаружили, он был чуть живой, только чудом не утонул, не захлебнулся.

Иосифа везут в Почаевскую Лавру. Опасаясь, что он не дотянет до утра, его тут же постригают в схиму с именем Амфилохий в честь святителя Амфилохия Иппонийского, память которого в тот день почиталась церковью.

По воле Господа схимонах Амфилохий выздоровел и вернулся в родные места, чтобы по-прежнему следовать избранному пути – помогать людям.

Преподобный поселился у племянницы. Специально для нужд просителей был пристроен к дому просторный корпус с трапезной и кухней, приемной, спальней для послушниц, которые помогали в работе, и домовой церковью.

Страждущие теперь шли к старцу с разных концов страны и даже из-за рубежа. И каждого он согревал своей добротой, давал мудрые советы и наставления. Несмотря ни на что, не иссякала любовь в его сердце. Иногда он говорил:

Пророчества и предсказания

Сохранилось немало рассказов очевидцев о прозорливости святого отца. Однажды к Амфилохию пришла молодая женщина. Она рассказала, что ее сын слеп от рождения и просила даровать ему зрение. Преподобный ответил, что это наказание за ее грех: когда она была ребенком, то ловила птиц и выкалывала им глаза. После этого женщина расплакалась, плакал вместе с ней и старец.

В 1941 году на сенокосе он неожиданно услышал разговор на немецком языке, рев моторов и лязг гусениц. Когда старец сказал об этом монахам, они не поверили, а по возвращению в Лавру узнали о начале войны.

В конце жизни прпеодобный Амфилохий говорил, что уже через год после его прославления «начнется большая война.» Так и произошло. Он был канонизирован в 2002г., а в 2003г. началась война в Ираке.

«Батюшка говорил, что земля как стог сена загорится, — вспоминает матушка Варвара. — Когда подожгли нефтепромыслы, меня как током кольнуло.» На вопросы, откуда он это всё знает, старец отвечал, что мысленно беседует с Господом и Богородицей.

Есть свидетельства о пророчествах старца о кончине мира. «Конец придёт через Китай», – говорил святой.

Святой в сумасшедшем доме

Отец Иосиф был не первым почаевским монахом, упрятанным в «психушку».

Раньше нескольких братий уже вызвали на медкомиссию в местный военкомат, там приписали психические заболевания и поместили в больницу. Лечили их так, что один из монахов умер в 35 лет.

О деле отца Иосифа особо говорили почаевские монахи, добравшиеся до Москвы с жалобой на бесчинства Патриарху Алексию I и Совету по делам религий. Сохранился их диалог с уполномоченным совета по Москве А.С. Плехановым.

Отказываясь рассмотреть их жалобу, он сослался на ее неправильное оформление: «Что вы расписываетесь за всех, пишите за себя, что вы указываете на Иосифа, что его забрали в психбольницу. Вы знаете, что он там в лавре делает, он народ лечит. Какое он имеет право лечить? У него нет медицинского образования, его судить надо».

Монахи извинились: «Извините, конечно, мы не имеем юридического образования и не знаем, какой вид должна иметь жалоба, мы в простоте сердца изложили, что в Почаеве произошло, что над нами издеваются и нам не дают жить.

Монахов мы перечислили по именам для большей ясности, в том числе и старца игумена Иосифа, а что он лечит людей, мы этого не касались: но если вас это возмущает, то можно подметить, что действительно он не имеет медицинского образования, но он отличный костоправ, лучше образованных, и никому вреда не принес, а многие его благодарят за помощь, почему он и заслуживает уважения в народе. Мы можем написать в форме, как вы прикажете».

Отца Иосифа в больнице постригли и побрили, а потом велели снять крест, но он отказался. Тогда санитары сами сорвали его и ночью раздетого повели в палату буйных душевнобольных.

Палата освещалась слабой электролампочкой. Сорок человек (все нагие) спали, когда старец вошел. Бесы говорили в них: «Зачем ты сюда пришел? Здесь не монастырь!» Он им ответил: «Ви самі мене сюди привели».

Ему кололи препараты, от которых распухало все тело, особенно ноги. Кожа чуть не лопалась. Вспоминая все это, закрывал старец руками лицо.

Люди, узнав, где находится отец Иосиф, начали писать главному врачу Будановской больницы письма с просьбой выпустить старца, который незаконно содержится с душевнобольными, тогда как сам может лечить таковых.

Прошло три месяца его пребывания в больнице. Как-то в палату вошел санитар, принес халат и тапочки, велел старцу одеться и следовать за ним в кабинет главного врача. В кабинете были и другие врачи. Ему предложили сесть.— Можете ли вы лечить тех больных, которые находятся в нашей больнице?— Можу.— Тогда вылечите их!— Добре.

Отец Иосиф предложил им отпустить его в монастырь или послать кого-нибудь, чтобы привезти святое Евангелие, крест и облачение (ризу, епитрахиль, поручи), чтобы он смог служить водосвятные молебны и бесы сами уйдут через окна и двери. И еще добавил, что через две недели ни одного больного здесь не останется (их было более 500 человек).— Нет! Вы нам без молебнов лечите.— Так неможливо вилікувати.— А почему?Старец и ответил, что когда солдат идет в бой, ему дают оружие: винтовку, патроны, гранаты. Наше же оружие на невидимого врага — святой крест, святое Евангелие и святая вода!

Отца Иосифа увели снова в палату, где он продолжал нести свой мученический крест. Все, кто знал отца Иосифа, не переставали хлопотать об его освобождении. Писали везде, даже в Москву, и … надеялись.

Как-то раз снова пришел в палату санитар и снова принес отцу Иосифу халат и тапочки. Он пошел с ним в кабинет главврача, где, кроме него самого, было еще двое мужчин и женщина. Как потом выяснилось — члены московской комиссии.

Старцу вежливо предложили сесть и спросили, давно ли он стал монахом. В ответ услышали, что родился монахом. На вопрос, почему оказался в этой больнице, рассказал о том, как отроком часто ходил к старичку-соседу, который читал Библию и говорил, что придет время, когда дракон будет воевать с Церковью. Ему было интересно узнать это. И вот теперь он видит, как дракон воюет с Церковью. Женщина на такой ответ усмехнулась, многозначительно переглянулись и мужчины. А отца Иосифа снова увели в палату…

Но люди не отступались. Все писали и писали заявления с просьбой освободить его из больницы, и это удалось.

Ленинские принципы беспощадности


Скриншот с youtube.com Как-то осенью 1962 года старца вызвали в город Броды, за сорок километров от Почаева, к девочке со сломанной рукой. Пока старца не было в монастыре, там случилось неладное… Это были годы борьбы Хрущева с «религией».

В конце 1950-х, когда Хрущев утвердился у власти, он объявил, что в годы культа личности проявлялась, среди прочего, мягкотелость по отношению к попам, а вот теперь надо вернуться к ленинским принципам беспощадности к Церкви.

Храмы вновь стали массово закрывать. События вокруг Почаевской лавры — это центральный эпизод хрущевского гонения.

Взять да и закрыть старинную Лавру власти не решались. Не те времена, да и вражеские голоса будут слишком громко клеветать на советский строй. Поэтому надо монастырю перекрыть кислород и постепенно его извести. А как? А вот как: отнять хозяйственные строения, новых монахов принимать запретить, монахов, связанных с хозяйством, подловить на некотролируемом потоке наличности или использовании «левого» сырья и стройматериалов, у проповедников, старцев и молитвенников найти признаки сумасшествия и поместить в больницу и тогда поток богомольцев сам собой иссякнет.

Это была общая технология, которую на себе испытывали все действующие монастыри СССР того времени, тот же Псково-Печерский монастырь.

Пик борьбы властей с Почаевской лаврой пришелся на 1961-62 гг., к этому времени в Лавре из 140 монахов осталось менее 40. Остальных насильно выселяли из обители, забирали в армию, упрятывали в психбольницы. И вот в центре борьбы оказался отец Иосиф, которому к тому времени было 68 лет.

В день, когда о. Иосиф вернулся от больной девочки, он не успел еще отворить дверь своей келии, как к нему прибежал послушник и второпях рассказал, что собор отбирают, а начальник милиции уже отнял у наместника ключи. К тому времени сотрудники Почаевских управлений КГБ и МВД, действительно, уже вели себя в Лавре как хозяева. Бывало, уйдет монах в храм, вернется — келья опечатана, вещи вынесены, а его самого увозят за 40 км.

А начальник Почаевского отделения КГБ капитан Максимов так ответственно отнесся к поручному контролю над монахами, что даже проштудировал книги монастырской библиотеки перед тем, как изъять их и на допросах, начинал вещать отцам о том, что «послушание превыше поста и молитвы», а значит нужно уезжать, ну и, конечно, что «всякая власть от Бога».

Отец Иосиф поспешил к храму. Там было многолюдно, у дверей храма стояли с десяток милиционеров с капитаном Максимовым. Старец подошел к нему и неожиданно вырвал из его рук связку ключей. Отдавая их тут же стоявшему молодому наместнику Августину, сказал: «На, тримай і нікому не віддавай».

Недоумевающим милиционерам кинул: «Архієрей — хазяїн Церкви! А ви? геть звідси! Люди, гонитъ їх!», — обратился он к местным жителям.

Воодушевленные призывом любимого батюшки, люди кинулись брать жерди и устремились на милиционеров, которые в испуге бросились бежать к Святым вратам.

Своим мужеством и смелостью отец Иосиф Троицкий собор отстоял. Прошло не более недели, и ему отомстили. Рассказывал Почаевский игумен Серафим, в то время привратник: «В конце сентября, когда я дежурил у ворот, ко мне подошел отец Иосиф и сказал: «Відкривай браму. Зараз «чорний ворон» приде за Йосипом!», — и ушел в корпус. Я открыл в корпус врата и стал ждать «черного ворона», но никто не приезжал, и закрыл, подумав, что старец пошутил. Прошло два часа. Вдруг подъехала милицейская машина — «черный ворон». Милиционеры потребовали пропустить машину во двор».

Шесть человек милиционеров ворвались в келию к о. Иосифу, накинулись на него, повалили на пол, связали руки и ноги, рот заткнули полотенцем и потащили с третьего этажа во двор к машине.

Повезли за Тернополь в город Буданов, (более чем сто километров от Почаева) в областную психиатрическую больницу.

https://youtube.com/watch?v=njhXSpjMxy4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector