Преподобный феодосий великий: житие, икона, молитва

Русская духовная миссияв Иерусалиме

В иудейских горах, 11 км восточнее Вифлеема, расположен существующий с конца V века монастырь преподобного Феодосия, разросшийся вокруг «пещеры волхвов». Основатель обители преподобный Феодосий Великий в свое время был поставлен начальником всех общежительных монастырей в Палестине, которых тогда было немало. Друг и сопостник преподобного Саввы Освященного, Феодосий Великий родился около 424 года в Каппадокии от благочестивых родителей. С юности трудясь чтецом и певчим в церкви, он горячо молился, чтобы Господь наставил его на путь спасения. И вот по воле Божией в 451 году он отправился в Иерусалим. В Антиохии Феодосий сподобился благословения прозорливого Симеона Столпника, который и предсказал, что в будущем он станет великим подвижником. В Иерусалиме иноческим трудам он учился у старца преподобного Лонгина столпника, который спустя несколько лет благословил своего великого ученика поселиться при новосозданном храме, что на полпути из Иерусалима в Вифлеем. Вскоре многие узнали о добродетелях нового подвижника Божия, и к нему стали стекаться люди в поисках духовных наставлений. Слава тяготила преподобного Феодосия, тогда-то он и удалился в пещеру, где, по преданию, ночевали три волхва, шедшие с дарами в Вифлеем. Пустынножительствовал он более тридцати лет, проводя время в молитве и посте: совсем не вкушал хлеба, питался только финиками, кореньями и травами, растущими вокруг.

Подвиг его стал известен, и у преподобного появились ученики. Вначале их было семь. Когда пещера уже не вмещала собравшихся иноков, наставник стал молиться, чтобы Господь Сам указал место для обители. Взяв с собой кадило с холодными углями, Феодосий пошел по пустыне. В одном месте внезапно угли разгорелись и воскурился фимиам. Тут преподобный и основал первый общежительный монастырь, или Лавру, по уставу святителя Василия Великого. Скоро Лавра эта сделалась знаменитой, и в ней собралось до 700 иноков. Многие из них впоследствии стали основателями других монастырей, прославились иноческими подвигами.

Душевное успокоение в феодосиевой Лавре находили не только иноки, но и миряне — странники, нищие, больные и убогие. Господь чудесным образом, по молитвам преподобного Феодосия, умножал припасы, так что их хватало и на братию, и на множество странников, которые находили пищу в Лавре во время голода. В обители было устроено несколько странноприимных домов и больниц. Заботами преподобного Феодосия были созданы церкви для братии разных национальностей — греков, грузин и армян, в которых совершалось богослужение на их родном языке.

Во времена правления Константинопольского императора Анастасия (491–518) возникла ересь Евтихия и Севера, не признававших ни таинств, ни священства. Император примкнул к лжеучению. Пытаясь привлечь на свою сторону святого Феодосия, Анастасий послал в дар Лавре много золота. Преподобный Феодосий твердо встал на защиту Православия и написал от лица пустынников послание императору, где обличал его и опровергал все бывшие и осужденные Вселенскими Соборами ереси. Он подтвердил, что пустынножители и иноки будут твердо держаться православного исповедания. На непродолжительное время император смирился, но потом возобновил гонение на православных. Тогда святой старец Феодосий, оставив обитель, пришел в Иерусалим и в Великой церкви, став на возвышении, возгласил во всеуслышание: «Кто не почитает четыре Вселенских Собора, да будет анафема». За это преподобный был сослан в заточение, но скоро возвратился после смерти императора. Еще при жизни святой Феодосий сподобился от Господа дара многих чудотворений. Скончался же он в возрасте 105 лет, в 529 году. Тело святого было с честью погребено в пещере, в которой он жил в начале своего подвига.

В этой же пещере нашли упокоение некоторые святые жены, в том числе святая София, мать преподобного Саввы Освященного. В 1173 году здесь же была погребена русская княжна преподобная Евфросиния Полоцкая.

Чудеса преподобного Феодосия Печерского

Еще при жизни преподобный Феодосий прославился многими чудесами. Так, когда в монастыре происходило оскудение необходимых запасов, по молитвам преподобного являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии. Много раз Сам Господь спасал обитель от нашествия разбойников: тогда грабители видели, как церковь поднимается к небу, и в страхе отходили прочь. Один благочестивый и богобоязненный человек шел раз темной ночью мимо ветхого Печерского монастыря и видел следующее. От монастыря исходил яркий свет, а преподобный Феодосий стоял перед церковью, воздев к небу руки и вознося к Богу молитву. Прохожий продолжал еще с удивлением смотреть на это, как вдруг видение изменилось, и он увидел другое чудо: над церковной крышей показалось очень большое пламя и, приняв вид дуги, перешло на другой холм, именно на тот, на котором преподобный Феодосий начал потом строить новую каменную церковь. И таким образом один край огненной дуги стоял над старой церковью, а другой над тем местом, где предполагалось построить новый храм.

В другой раз ночью окрестные жители были разбужены пением множества голосов, слышавшихся близ обители. Они встали и, выйдя из домов своих, пошли на возвышенное место посмотреть, откуда именно слышатся эти голоса. Тогда они увидели следующее. Ветхий Печерский монастырь был залит ярким светом; множество иноков, выходя из старой церкви, шли на новое место: одни несли икону Пресвятой Богородицы, а прочие с песнопениями сопутствовали первым, неся в руках зажженные свечи. Во главе всех шел отец и наставник иноков преподобный Феодосий. Дойдя до нового места, они сотворили на нем пение и молитву, а затем, возвратившись назад, с пением опять вошли в старую церковь. Множество свидетелей удостоверяло потом действительность этого чуда. А так как в вышеупомянутом шествии не участвовал ни один инок, то все поняли, что люди эти видели ангелов.

На ознаменованном Богом столь великими чудесами месте, таким образом, стала строиться каменная церковь во имя Пресвятой Богородицы.

Примечания

Комментарии
  1. Год рождения вычисляется исходя из того, что согласно Авр. Вик. (Извлечения …, 48.19, 47) Феодосий был провозглашён императором в 32 года, а скончался на 50-м году жизни. Более поздний церковный историк Сократ Схоластик (5.26) сообщил, что Феодосий скончался в 60 лет, что противоречит свидетельству Амм. Марцеллина о юности Феодосия в пору его войны с сарматами.
  2. Авр. Вик. (48.1) назвал имя отца Феодосия как Гонорий, однако Павел Диакон (Hist. Rom, 12.1), копирующий Авр. Вик., и Иероним (Chron. s.a. 376) назвали имя отца как Феодосий.
  3. Амвр. Мед. (Слово на смерть Феодосия Великого): «Носил тяжкое ярмо и Феодосий от юности своей, когда убийцы отца его замышляли против его жизни.»
  4. Pan. Lat. 2(12).10.2-3 (Панегирик Латина Дрепания); Themist. Or. 14.182c, 15.198a. (Речи Фемистия). Так, Фемистий в речи 14 (14.182c), произнесённой в 379 году, говорит, что римляне призвали Феодосия на царство в момент, когда тот воевал с сарматами. В обзорно-исторической литературе, ссылаясь на Авр. Виктора («Извлечения …», гл. XLVII) и Орозия, обычно считают, что Грациан вызвал Феодосия из Испании, что противоречит более ранним свидетельствам.
  5. Дата указана в «Консульских списках» (Consularia Constantinopolitana) как «V non. Oct.»
  6. Войска Грациана дезертировали под Парижем, и он вынужден был бежать. Грациан был убит 25 августа 383 года военачальником Магна Максима в Лугдуне.
  7. 7 тыс. убитых (Феодорит Кирский, 5.17) ; 15 тыс. убитых (Иоанн из Никиу, LXXXIII.42; Иоанн Малала, 347)
  8. Император Константин Великий в 313 году издал в виде письма закон о свободе религиозных культов (Миланский эдикт). Эдикт взял христианство под защиту государства, но не сделал его господствующей религией в империи.
  9. Cod. Theod., IX. 16. 8: «Если кто-либо днем или ночью будет задержан в момент занятий (в частном порядке или в школе) этой запрещенной ложной дисциплиной, то оба должны быть преданы смертной казни.»
  10. Проведение последних Олимпийских игр в 393 году является предположением историков. Из документов известно имя последнего победителя лишь в 291-й Олимпиаде в 385 году.
  11. Зосима (IV.59): «Таким образом законы по деятельности святилищ и жертвоприношениям были отвергнуты Как следствие, Римская империя, постепенно умаленная, стала обиталищем варваров».
  12. Феодосий женился на Галле в конце 387 года (Зосима, IV.43), по хронике Марцеллина это произошло в 386 году.
Источники
  1. Chronicle of Hydatius
  2. Новая история Зосимы
  3. Chronicon of Marcellinus Comes (лат.)
  4. Theodosius // Реальный словарь классических древностей по Любкеру
  5. Зосима, 4.24.4
  6. Амм. Марц., 29.5.4
  7. Амм. Марц., 29.6.15
  8. Зос., 4.16.6
  9. Cons. Constant. s.a. 379
  10. Филосторгий, кн. 9
  11. Зосима, 4.25
  12. Consularia Constantinopolitana, s.a. 380; Сокр. Схол., 5.6
  13. Consularia Const., s.a. 381
  14. Pan. Lat. 2(12).22.3.
  15. Ambr. Ep. 73(40).23; Pan. Lat. 2(12).34-35.
  16. ↑ Орозий, 7.35; Павел Диакон, Римская история, 12.1
  17. Созомен, 7.25
  18. Феодорит Кирский, 5.18
  19. Сократ Схоластик, 5.18
  20. Филосторгий, кн.11
  21. Сокр. Схол., 5.6
  22. Cod. Theod., XVI, 1. 2 (от 28 февраля 380 г.)
  23. Cod. Theod., XVI, 5. 6 (от 10 января 381 г.)
  24. Cod. Theod., XVI, 1. 3 (от 30 июля 381 г.)
  25. Cod. Theod.,XVI, 5. 11—12
  26. Сократ Схоластик, 5.13
  27. Cod. Theod., XVI, 5. 16
  28. Chron. Pasch., p. 561. 10—12. По Феодориту Кирскому, 5.21
  29. Cod. Theod., XVI. 10. 11 (от 16 июня 391 г.)
  30. Кодекс Юстиниана, IX. 18. 2 (статья 294 года)
  31. ↑ Аврелий Виктор, «Извлечения о жизни и нравах римских императоров», гл. XLVIII
  32. Зосима, IV.25

Последние дни жизни

После освобождения из заключения праведник вернулся к прежней жизни в стенах родной обители и сотворил там немало чудес. По его молитвам спасались люди, заблудившиеся в пустыне, выздоравливали раненые воины, выживали пострадавшие при кораблекрушении.

Преподобный за несколько дней предсказал весть о грядущем землетрясении в Антиохии, и призвал иноков молиться о спасении жителей этого города. Феодосий Великий дожил до почтенных годов и умер в возрасте 105 лет. Похоронен предстоятель Православной Церкви был в той пещере, где он начинал свой подвижнический путь.


Гробница преподобного Феодосия Великого

Прославление преподобного Феодосия Печерского. Тропарь, кондак и канон

В 1240 году, при угрозе нашествия хана Батыя, мощи преподобного Феодосия были вынесены из Успенского собора и захоронены в неизвестном месте. Существует два предположения о том, где могли быть скрыты его мощи: первое — что они были погребены под спудом Успенского собора, и второе — что они погребены в Дальних пещерах. В 1988 г. была сделана сенсационная археологическая находка — открыта, по Божией милости, келья преподобного Феодосия Печерского рядом с подземной церковью Рождества Христова в Дальних пещерах.

Келья прп. Феодосия в Дальних пещерах. Фотография 2013 г.

Тропарь, глас 8.

Православию наставниче, благочестию учителя и чистоте, вселенней светильниче, архиереом богодухновеное удобрение, Феодосие премудре. Учением бо твоим вся просветил еси, цевнице духовная. Моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак, глас 3.

Звезду русскую днесь почтем, от востока восиявшую, и на запад пришедшую. Всю бо страну сию чюдесы и добротою обогатившу вся ны, трудодетельством и благодатию, иноческаго устава, блаженнаго Феодосия.

Библиотека Русской верыКанон преподобному Феодосию Печерскому →

Читать онлайн

Литература

  • Рункевич, С. Г., Александро-Невская Лавра 1713-1913 гг., СПб., 1913, 17-347, 560, 807.
  • Морошкин, И. Я., «Феодосий Яновский, архиеп. Новгородский,» Русская старина, 1887, № 7, 10, 11.
  • Чистович, И. А., Феофан Прокопович и его время, СПб., 1868.
  • Чистович, И. А., «Новгородский митр. Иов, жизнь его и переписка,» Странник, 1861. февр.
  • Прилежаев, Е., «Новгородские епархиальные школы в Петровскую эпоху,» Христианское чтение, 1887, № 6.
  • Толстой, М.В., Рассказы из истории Р.Ц., 629.
  • Рункевич, С. Г., История Русской Церкви под управлением Св. Синода, т. I, СПб., 1900.
  • Тихонравов, Н., «Московские вольнодумцы начала XVIII века,» Русский вестник, 1870, кн. 9 и др.
  • Терновский, Ф., «Стефан Яворский,» Труды КДА, 1864, т. I.
  • Есипов, Г. В., Раскольничьи дела XVIII столетия.
  • Есипов, Г. В., «Чернец Феодосий,» Отечественные записки, 1862, № 6.
  • Соловьев, С. М., История России, кн. IV, 257, 277, 427, 803, 804, 806, 809, 810, 817, 863, 910-917, 1190.
  • Устрялов, Н., История Петра Великого, т. IV, VI.
  • Павлов, Описание Александро-Невской Лавры.
  • Здравомыслов, Иерархи Новгородской епархии.
  • Аскоченский, Киев.
  • Строев, стб. 37, 51, 269.
  • Булгаков, 1407.
  • Толстой, Ю., № 21.
  • Григорьевский, М., Николаевский Корельский монастырь, Архангельск, 1898, 18, 19.
  • Краткое историч. описание монастырей Архангельской епархии, Архангельск, 1902, 296-297.
  • Церковные вопросы в России или рус. дух. вед., Браила, 1896, 40, 47.
  • Ист.-стат. описание СПб. епархии, вып. 1, СПб., 1896.
  • «Ссыльные XVIII в. в Архангельском крае,» Архангельские губ. вед., 1875, № 24-26.
  • Списки архиереев, № 21.
  • Денисов, 6.
  • Амвросий, История Российской иерархии, ч. I, 81.
  • Макарий, митр., История Киевской академии.
  • Дела архива Александро-Невской Лавры и вышедшие два тома описания их.
  • Письма Феодосия к Петру Великому, Екатерине и др., хранящ. в Госуд. Архиве.
  • Летопись рус. лит. и древн., изд. Н.С. Тихонравовым, 1859, кн. 2 (письмо Иова к Феодосию).
  • «Записка гр. Бассевича,» Русский архив, 1865.
  • Дневник Берхгольца, ч. II, М., 1858.
  • Православный собеседник, 1897, дек., 730-733; 1907, янв., 106; апр., 551-556; июль-авг., 290; 1908, апр., 505, примеч.
  • Исторический вестник, 1896, апр., 156, 159.
  • Православное обозрение, 1863, янв., 56-72; 1868, июль, 402.
  • Русская старина, 1877, т. 18, 719; 1879, т. 24, 746; т. 26, 14, 22, 23, 195; 1882, окт., 304 п/с; 1886, янв., 19, 20, 34; 1888, февр., 419; 1901, янв.; 1904, окт., 114; 1910, май, 404-422.
  • Русский архив, 1864, вып. 2 (Подлинное дело Новгородского архиеп. Феодосия); 1901, кн. 1, № 3, 359.
  • БЭС, т. II, 1675.
  • РБС, т. XXV, 346-356.
  • Н.Д., 19.

Начало подвижнического пути

Святой Феодосий принял судьбоносное решение внять наставлениям Симеона Столпника и начать вести отшельнический образ жизни. Для этого он отправился в Палестину и нашел в одной из пустошей уединенную пещеру. По преданию, именно в ней ночевали три волхва, которые шли поклониться недавно родившемуся Спасителю.


Феодосий Великий является основоположником общежительных монастырей

В этой пустыне, вдали от людей и мирской суеты, праведник прожил почти три десятка лет. Отшельнический образ жизни всегда сопряжен со многими трудностями и тяготами, но они не смутили ум Феодосия Великого — праведник твердо выбрал свой путь и принял решение следовать по нему, не смотря ни на что.

Вскоре слава об отшельнике распространилась на христианских землях. В поисках духовного совета и поддержки люди приходили к святому Феодосию. Также к нему приходило много молодых иноков, которые искали свой путь в жизни и просили совета у праведника.

внешние ссылки

Феодосий II

Родился: 401 апреля Умер: 28 июля 450 г. 

Королевские титулы
Предшественник Аркадия Император Восточной Римской империи 408–450 гг. Преемник Маркиана
Политические офисы
Предшественник Аркадия Августа V Гонория Августа V Римский консул 403 г. с Руморидом Преемник Гонория Августа VI Аристенета
Предшественник Аркадия Августа VI Аниция Петрония Проба Римский консул II 407 г. с Гонорием Августом VII Преемник Аниций Аукениус Басс Филипп
Предшественник Аниций Аучениус Басс Римский консул III 409 г. с Гонорием Августом VIII Константином Августом Преемник Варанес Тертулл
Предшественник Варанс Тертулл Римский консул IV – V 411–412 гг. С Гонорием Августом IX (412 г.) Преемник Луций Гераклиан
Предшественник Констанция Констанса Римский консул VI – VII 415–416 гг. С Гонорием Августом X Юнием Квартусом Палладием Преемник Гонория Августа XI Флавия Констанция II
Предшественник Гонория Августа XI Флавия Констанция II Римский консул VIII 418 с Гонорием Августом XII Преемник Монаксия Плинта
Предшественник Монаксия Плинта Римский консул IX 420 с Констанцием III Преемник Евстафия Агриколы
Предшественник Евстафия Агриколы Римский консул X 422 с Гонорием Августом XIII Преемник Asclepiodotus Avitus Marinianus
Предшественник Кастинус Виктор Римский консул XI 425 г. с Валентинианом Цезарем Иоанном Августом (только в Риме) Преемник Феодосия Августа XII Валентиниана Августа II
Предшественник Феодосия Августа XI Валентинианский Цезарь Римский консул XII 426 г. с Валентинианом Августом II Преемник Хириус Флавий Ардавур Юниор
Предшественник Флорентий Дионисий Римский консул XIII 430 г. с Валентинианом Августом III Преемник Аниций Аукениус Басс Антиох
Предшественник Аэция Валерия Римский консул XIV 433 с Петронием Максимом Преемник Аспар Ареобиндус
Предшественник Аспара Ареобиндуса Римский консул XV 435 г. с Валентинианом Августом IV Преемник Анфемия Исидора Флавия сенатора
Предшественник Аэция II Сигисвулта Римский консул XVI 438 г. с Аницием Ацилием Глабрионом Фаустом Преемник Феодосия Августа XVII Феста
Предшественник Феодосия Августа XVI Аниций Ацилий Глабрион Фауст Римский консул 439 г. с Фестом Преемник Валентиниана Августа V Анатолия
Предшественник Петрония Максима II Патерия Римский консул XVII 444 г. с Цециной Деций Агинатием Альбином Преемник Валентиниана Августа VI Номуса

Основание первой христианской лавры

Святой не препятствовал инокам, если они хотели поселиться в его пещере и жить под его руководством. Вскоре скромное жилище праведника уже не могло вместить всех желающих, и тогда было принято решение создать первую монашескую общину.

Прежде чем приступить к строительству новой лавры, святой Феодосий обратился к Господу с просьбой указать наилучшее место для будущей обители. После этого Святой взял в руки кадило и пошел по пустыне. Через некоторое время холодные угли разгорелись. Именно на этом месте впоследствии была основана обитель, в которой на постоянном основании жили более 700 монахов.


Икона Феодосия Великого, Киновиарха

Святой Феодосий отличался безмерной добротой, что находило подтверждение в делах милосердия, совершаемых праведником. В одно время в Палестине был очень сильный голод, и люди шли к монастырю с просьбой накормить и защитить их. Преподобный Феодосий приказал открыть ворота и впустить всех страждущих.

Иноки переживали, что людей будет нечем кормить и стены обители не смогут вместить такое количество людей. Однако когда иноки зашли в трапезную, они увидели, что она доверху наполнена хлебом, который по молитвам настоятеля обители даровал Господь страждущим.

Интересно! Такие чудеса повторялись каждый раз, когда преподобный Феодосий хотел оказать помощь тем, кто в ней нуждался. Ворота монастыря всегда были открыты для всех нищих, больных и голодных людей.

Вскоре на территории монастыря были построены отдельные больницы для мирян, трапезные для бедных и дома для престарелых. К монастырю приходили люди разных национальностей, поэтому настоятель общины распорядился о том, чтобы богослужения велись сразу на нескольких языках: греческом, армянском и грузинском.

Поучения преподобного Феодосия

Послание к князю о вере латинской того же Феодосия к тому же Изяславу.

… Сказал мне отец: «Хранись, чадо мое, от кривоверных и от всех их затей, понеже наполнилась и наша земля людьми злой той веры. Да, спасая, спасет свою душу, кто в праведной вере живет. Нет другой такой веры лучше нашей единой чистой и честной святой православной веры. Сей верою живя — грехов избыть и вечной муки избегнуть, вечной жизни причастником стать и без конца со святыми радоваться. А сущему в иной вере, в латынской ли, в армейской или сарацинской — тому не увидеть вечной жизни, и со святыми части не получить.

Не подобает хвалить чужой веры. Если кто чужую веру хвалит, то становится он свою веру хулящим. Если же начнет непрестанно хвалить и свою и чужую, то окажется держащим двоеверие и недалеко от ереси. Ты, чадо, блюдись от таких деяний, не свыкайся с ними, но бегай от них, сколько можешь, и одну свою веру непрестанно хвали, подвизаяся в ней добрыми делами.

Милостыней же милуй всякого, не своей только веры, но и чужого. Когда видишь нагого или голодного, страждущего от зимней стужи или какой беды, будь он жидовин или сарацын, болгарин или еретик, латынин или язычник, — всякого, как можешь, помилуй и от беды избавь, и не останешься без Божьего воздаяния. Бог ведь и сам в этой жизни сохраняет и язычников, и христиан. Язычникам и иноверным в нынешнем веке дано попечение от Бога, в будущем же чужды они будут благого воздаяния. А мы, живущие в правой вере, и здесь пребываем Богом соблюдаемы, и в будущем веке будем спасаемы Господом нашим Исусом Христом».

Сказал мне отец: «Чадо, если придется тебе умирать за эту святую веру Господа ради, то не оставь правой сей веры, но с дерзновеньем умри за веру Христову. Ибо святые, — сказал он, — умерли за веру, а теперь вот живут во Христе. И ты, чадо, если узришь каких-нибудь иноверцев, стязающихся с православными о вере и стремящихся соблазном отвести от правой веры несведущих верных, то ты, многосведущий, не скрой в себе своего знания, а помоги правоверным против кривоверных. Если поможешь им, то как овец избавишь их от уст львиных. Если же промолчишь, это равносильно тому, как если бы, отняв у Христа, предал ты их сатане, ибо тот научил кривоверных кривой их вере».

И если скажет тебе спорящий с тобой: «Бог дал и ту, и другую веру», ты ему, чадо, скажи: «Ты, кажется, мнишь, кривоверный, что Бог двоеверен! Не слышал ли, окаянный, развращенный злой верою, как гласит Писание: «Един Бог, едина вера, едино крещение». И Господь сказал: «Так надлежит нам исполнить всю волю», и только когда он исполнил все, тогда вознесся, а учеников послал на проповедь. Ты, столько лет по апостольской проповеди державший православную веру, совратился в зловерие наущением сатаны. Не слышал разве Павла, глаголющего: «Если и ангел, придя с небес, благовестит вам иначе, чем мы благовестили, да будет проклят».

А вы, отринувши апостольские заповеди и предание святых отцов, приняли неправедное учение и веру развращенную, исполненную многой погибели. Потому и от нас отвержены. Потому и не подобает нам иметь с вами общения, ни к Божественным Тайнам сообща приступать, ни вам к нашей службе, ни нам к вашей, ибо на мертвом теле служите, будто мертвым Господа помышляюще. А мы совершаем службу телом живым, видя Самого Господа, живого и одесную Отца сидящего; и снова приидет судити живым и мертвым. Мертвые вы, о латыняне, мертвую жертву совершаете. Мы же, Богу принося жертву живую, чистую и непорочную, сподобимся обрести живот вечный. Так ведь и писано: «Воздается каждому по их делам о Христе».

Ранняя биография

Флавий Феодосий родился около 346 года в испанском городе Кавка в провинции Галисии (современный город Кока в Сеговии). Аврелий Виктор сообщает, что Феодосий происходил из рода прославленного императора Траяна. Его родителями были Ферманция (Терманция) и римский полководец Феодосий Старший, который дослужился до поста командующего конницей (лат. magister equitum praesentalis) при императоре Валентиниане. Аммиан Марцеллин характеризует его как человека, «доблести которого в ту пору выделялись своим блеском среди других как недосягаемые». В последние годы Феодосий Старший подавлял восстание местных племён во главе с Фирмом II в Северной Африке, однако в 375 году был обвинён в измене и в 376 году — казнён.

Будущий император Феодосий, как полагают историки, начал военную службу под началом своего отца и участвовал с ним в экспедиции в Римскую Британию, чтобы подавить там восстание племён пиктов и скоттов. В 374 году он занимал пост командующего войсками в придунайской провинции Мёзия (лат. dux Moesiae Primae), где успешно сражался с сарматами:

По словам историка V века Зосимы, именно победы над сарматами принесли Феодосию впоследствии императорские регалии. После казни отца Феодосию пришлось искать убежище, однако вскоре — в 376 году — он занял пост командующего войсками в балканской провинции Иллирик (лат. magister militum per Illyricum), где ему снова пришлось отражать набеги сарматов. С этой должности через три года император Грациан призвал Феодосия на императорский трон.

Согласно средневековой церковной хронике Георгия Амартола, Феодосий после смерти отца был сослан на родину в Испанию, где тихо жил, пока император Валент перед гибелью не попросил Грациана прислать ему Феодосия.

Кончина и наследие

Император Феодосий скончался 17 января 395 года в Милане, в то время, как устраивал порядок в подчиненных странах Запада. Из Милана тело Феодосия было перенесено в Константинополь и погребено с большими почестями.

Феодосий I был последним императором, объединявшим власть над восточной и западной частями Римской империи. Умирая, он разделил империю между двумя своими сыновьями: старшему Аркадию, не сложившемуся еще юноше, он дал Восток, младшему Гонорию, малообещавшему ребенку — Запад. С этих пор греческая и латинская половины империи больше не соединялись.

Церковь усвоила ему именование Великого.

Личность Феодосия[править | править код]

Внешность и характерправить | править код

Наиболее подробно о внешности и личности Феодосия рассказал римский историк Секст Аврелий Виктор:

Нехристианский историк V века Зосима, следуя за своим источником Евнапием, был настроен критично к гонителю язычников Феодосию. По его словам, император обожал роскошь, окружил себя большой свитой и бездумно тратил казну. Чтобы поправить финансы, он продавал управление провинциями любому человеку, предложившему наивысшую цену.

Семья и потомкиправить | править код

На копии юбилейного миссория Феодосий изображён с сыновьями Аркадием (справа) и Гонорием (возле отца) и братом жены, императором Валентинианом II (слева).

У Феодосия были сестра и брат Гонорий, которые рано умерли. Феодосий взял на воспитание их детей; дочерей брата Ферманцию и Серену он выдал замуж за своих военачальников. Серена в стала женой будущего главнокомандующего войсками Западной Римской империи Стилихона, сенат Рима казнил её в 408 году по подозрению в сговоре с вождем готов Аларихом.

  • Первая жена Феодосия, Элия Флавия Флацилла, была родом из Испании, много занималась благотворительностью и скончалась в 386 году. Их дети: будущие императоры Аркадий (род. ок. ) и Гонорий (род. ), а также умершая в детстве Пульхерия (род. ).
  • В 387 году Юстина, вдова императора Валентиниана I, устроила брак Феодосия на своей дочери Галле, отличавшейся по отзыву Зосимы необыкновенной красотой. Таким образом Феодосий породнился с императором Запада Римской империи Валентинианом II, братом Галлы. Галла родила Галлу Плацидию, ставшую в 414 году женой готского вождя Атаульфа и только после того римской императрицей, а также умершего в детстве Грациана. Галла скончалась в родах (новорожденный Иоанн также умер) в мае 394 года.

Детство и юность преподобного Феодосия

Будущий праведник родился в V веке в семье верующих христиан, более точную информацию о рождении и семье преподобного Феодосия определить не представляется возможным. Известно, что инок родился в Каппадокии.


Преподобный Феодосий Великий

С детства мальчик имел тягу к церковным службам и любил посещать богослужения. Он обладал красивым звучным голосом, поэтому с детства пел в церковном хоре: это занятие было одним из любимых дел будущего подвижника.

Уже в детские и юношеские годы Феодосий резко отличался от своих сверстников: он был очень смышленым парнем и мог достичь успеха в любой отрасли, но настоящее призвание мальчик видел только в служении Богу. Когда ему однажды удалось встретиться с Симеоном Столпником, тот предсказал парню славное будущее подвижника христианства.

Слова отшельника глубоко запали в душу Феодосия, но он не был до конца уверен, что достоин такой великой чести — верой и правдой служить Господу и сделать это занятие делом своей жизни. С другой стороны, парень не видел себя ни в какой другой роли и не хотел для себя другой судьбы.

использованная литература

Источники

  • Келли, Кристофер (2013). Феодосий II: переосмысление Римской империи в поздней античности . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Миллер, Фергус (2006). Греческая Римская империя: власть и вера при Феодосии II . Беркли: Калифорнийский университет Press.
  • Элтон, Хью (2009). «Имперская политика при дворе Феодосия II», в книге Эндрю Каина (редактор), «Сила религии в поздней античности: сила религии в поздней античности» (Aldershot, Ashgate, 2009), 133–142.
  • S. Crogiez-Pétrequin, P. Jaillette, J.-M. Пуансотт (ред.), Codex Theodosianus V. Texte latin d’après l’édition de Mommsen. Перевод, введение и примечания , Brepols Publishers, 2009, ISBN  978-2-503-51722-3
  • Василики Лимберис, Божественная наследница: Дева Мария и создание христианского Константинополя (Лондон: Рутледж, 1994) имеет значительный раздел о Феодосии II и его сестре Пульхерии.
  • Каспари, Максимилиан Отто Бисмарк (1911). «Феодосий (императоры)»  . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
  •  Стоукс, Джордж Томас (1911). «Феодосий II, император»  . В Уэйсе, Генри ; Пирси, Уильям К. (ред.). Словарь христианской биографии и литературы до конца шестого века (3-е изд.). Лондон: Джон Мюррей.
  • «Феодосий II» в Оксфордском словаре Византии , Oxford University Press , New York & Oxford, 1991, p. 2051. ISBN  
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector