Ефросинья полоцкая

Отказалась выходить замуж и взяла на себя мужскую работу

До ухода в монастырь Евфросиния была Предславой из рода Брячиславовичей. Ее дедом был князь Всеслав Брячиславич, а прапрапрабабкой – Рогнеда.

– Она действительно могла стать королевой?

– Ей и прочили в мужья князя. Историки еще гадают, от свадьбы с каким конкретным князем отказалась 12-летняя Предслава. Возможно, через этот брак могли породниться многие земли – Киевская, Новгородская…. Но она выбрала другой путь.

– Ей так жених не понравился?

– Скорее всего, она его и не видела. Но Предслава считала, что если выйдет замуж, имя ее канет в Лету, она повторит судьбу многих княжеских дочерей, которые вышли замуж, родили детей-престолонаследников. И на этом их миссия заканчивалась.

– Она об этом могла думать в 12 лет?

– В «Житии» указано, что да. Для XII века это был вполне сознательный возраст, в 16 лет девушки становились матерями.

– У нее был сильный характер, если она могла противостоять воле семьи, отца и уйти в монашки…

– Не просто сильный, скорее, стальной характер, который и позволил осуществить все те преобразования, за которые мы сегодня ее почитаем. Она, несомненно, обладала даром убеждения – сподвигла и младшую сестру принять монашеский постриг. Хотя у семьи именно на младшую дочь оставались надежды на будущее замужество. Позже, когда брат Евфросинии со своими двумя дочерьми приехал прощаться с ней перед паломничеством на Святую землю, она увидела печать божью на своих племянницах, и после разговора с ними постригла их в монашки. Брат узнал об этом, как и их отец, только по факту, когда дороги назад уже не было.


Икона с Евфросинией Полоцкой

Известно, что княжеская дочка Предслава к 12 годам получила хорошее образование, владела языками, могла переводить. Поэтому после принятия монашеского сана Евфросиния стала переписывать книги.

Она попросила у епископа Илии выделить ей место в Софийском соборе. Возможно, ее тянуло туда, потому что там была самая большая библиотека и потому, что основан собор был ее дедом Всеславом. Но занятие это было очень трудное, посильное только мужчинам. Нужно было сидеть в определенной позе, писать не на столе, а фактически на колене.

И путь от Софийского собора до места, где Спасо-Евфросиниевский монастырь располагается и сегодня, она вместе с няней, тоже постригшейся в монашки, преодолела пешком. Сегодня эту дорогу на автомобиле можно проехать минут за 5-10, а в начале XII века это было серьезным испытанием. С собой у Евфросинии был только посох и хлеб.

Местность, на которой строился монастырь, епископ передал ей во владение, – рассказывает историк. – Первые годы в монастыре жили всего 5-6 монахинь – сама Евфросиния, ее няня, двоюродная сестра, потом родная младшая сестра.

Уже потом возникли школа, иконописная мастерская, скрипторий по переписыванию книг. В монастырь стали приходить другие женщины, приносили свое приданое.


Спасо-Преображенская церковь была построена при жизни Евфросинии и сохранилась до наших дней

– Евфросиния оставалась влиятельной женщиной в Полоцком княжестве. Могла влиять даже на политику?

– Да, несмотря на то, что она была монахиней, которую светская жизнь не должна касаться. Но были времена, когда в Полоцком княжестве не оставалось преемников во власти – в 1129 году родители Евфросинии, ее семья была выслана из Полоцка из-за междоусобных войн с Киевским княжеством.

Как писалось в «Житии», своим авторитетом она могла примирять враждующие княжеские кланы, сглаживала конфликты. Печати, которые находят на территории Спасского монастыря, говорят о том, что Евфросиния играла роль в политической жизни. Вполне возможно, именно она поддержала своего брата Василько, который взошел на престол.

Для XII века это исключительный момент. Найти в истории той эпохи такие же примеры крайне сложно. Не каждый знаменитый мужчина может похвастаться такими достижениями: построить два монастыря – мужской и женский, две церкви (до наших дней сохранилась только Спасо-Преображенская.– Ред.), по ее просьбе Богородичской церкви был передан уникальный Эфесский образ Богоматери (сегодня неизвестно, где находится подлинник этой иконы. – Ред.), а также создан знаменитый шестиконечный крест…


Реставраторы раскрыли фрески, которые были сделаны в XII веке

Крест Евфросинии

История Креста Евфросинии Полоцкой – удивительная и трагическая. После ее смерти крест берегли, не окунали в воду во время освящения, а использовали для этого его реплики – копии. В следующие века он переходил из рук в руки, пока не оказался в Москве.

Иван Грозный пообещал вернуть его в Полоцк в обмен на помощь в завоевании города, – рассказывает Галина Мысливец. – И обещание выполнил. Возможно, царь побоялся проклятия креста, которое грозило всякому, кто вынесет его из Спасской обители.

Во время войны 1812 года крест замуровали в стену Софийского собора. Спасо-Евфросиниевский монастырь, который после XV века принадлежал то католикам, то униатам, вернулся к православной церкви в 1840 году. Ради его восстановления архиепископ полоцкий Василий Лужинский привез крест Евфросинии в Москву и Санкт-Петербург, объездил дома военачальников и вельмож, к нему прикладывался и Николай I вместе с семьей – царь прекрасно знал, что это за реликвия. В итоге было собрано большое количество пожертвований, которых хватило, чтобы восстановить монастырь. Тогда же появилось и первое ходатайство о переносе мощей Евфросинии в Полоцк.

– Где тогда находились мощи?

– В Киево-Печерской Лавре.

– Как они туда попали, ведь умерла Евфросиния в Иерусалиме?

– Есть разные версии. Очень часто в различных источниках было написано, что ее мощи были перенесены монахами лавры в 1178 году, так как султан Саладин завоевал Иерусалим, и все православные святыни должны были быть спасены. Но по историческим данным, Саладин Иерусалим не захватывал, перевозить мощи было бессмысленно. Скорее всего, их перенесли в Киев позднее – в конце XVI века, когда и появляются упоминания о мощах в Лавре. Тогда же стало известно, что мощи Евфросинии нетленны.

– А Евфросиния, уходя в Иерусалим, предчувствовала, что уже не вернется?

– Думаю, да. Ей было около 70 лет. Перед уходом она собрала родственников, попрощалась. Возможно, она хотела закончить свой путь на Святой земле. Когда в Иерусалиме Евфросиния заболела, она послала своих приближенных, двоюродную сестру Евпраксию, чтобы они из Иордана набрали воды и омыли ее. В «Житии» указывается видение ангела, который сказал ей, что жизнь земная заканчивается.


Родной город Евфросинии был центром Полоцкого княжества. Иллюстрация Павла Татарникова к книге «Айчына. Ад Рагнеды да Касцюшкi».

Краткая биография

Имя княжны Евфросинии не упоминается в летописи. Ее биография и история происхождения восстановлены только по Житию, составленному еще до монгольского завоевания. Житие сохранилось с более чем сотни списков, которые начали формироваться еще в 15-м веке.

Происхождение

Евфросиния Полоцкая до монашеской жизни носила имя Предслава, являлась дочкой Георгия Всеславича — представителя княжеской династии и праправнучкой святого князя Владимира. С ранних лет она изучала основы правописания, читала Псалтырь, Священное писание и разные религиозные книги. Девочка не только любила читать, но и часто совершала молитвы, чему удивлялись все ее родственники. Со временем слава о Евфросинии распространилась за границы Полоцких земель, и многие князья стали просить ее руки. Юная девочка отвергла все предложения и заявила о желании уйти в монастырь, невзирая на запрет отца.

Служение Богу

В возрасте 12 лет родители будущей княгини хотели принудительно сосватать ее с княжеской особой. Тогда девочка тайком покинула родной дом, пришла в женский монастырь и заявила о желании совершить постриг своей тете — игуменье Романе. Из-за юного возраста и необычайных внешних данных, игуменья посчитала, что монашество не подойдет девочке, но ее глубокий ум и целенаправленность заставили передумать. Невзирая на запрет родителей девочки, настоятельница дала благословение на постриг.

Именно при постриге Предслава приобрела имя Евфросиния. Сначала она находилась на службе в монастыре, но размеренная жизнь со множеством ограничений не соответствовала ее порывам к совершению священного подвига. Получив разрешение епископа Илии, Евфросиния ушла в затвор и стала обитать в келье, расположенной при Софийском соборе, где она совершала молитвы, читала и переписывала религиозные книги, получая новые знания. Позднее автор жития преподобной писал, что таким образом монахиня смога наполнить свое сердце Божьей премудростью.

Благодеяния

Церковные подвиги и труды Евфросинии, направленные на духовное развитие, всегда сочетались с деятельной любовью к окружающим. Переписанные духовные книги девушка дарила всем, кто нуждался в религиозном просвещении.

После укрепления духовных сил княгини к ней явился ангел и указал на то, что станет основательницей новой обители. С таким же наставлением ангел пришел к епископу и показал ему место под Полоцком, где должен расположиться монастырь. Евфросиния последовала указанию и позднее открыла женский монастырь, где впервые стала настоятельницей. В этом монастыре были пострижены в монахини ее родная и двоюродная сестры. Кузина Звенислава передала обители все свои драгоценности и наряды, которые изначально готовились к ее свадьбе.

Прежде такое дело считалось исключительно мужским и вынуждало прикладывать серьезную физическую силу. Для переписи книги пергамент клали на левую ладошку, а согнутой рукой облокачивались на ногу. Писать нужно было большими и ровными буквами, без малейшего наклона. Чтобы переписывать книги, требовалось иметь идеальные грамматические знания и творческий талант, поскольку первые буквы текстов и заголовки традиционно оформлялись орнаментом. Усердно работая весь день, удавалось переписать не больше четырех страничек.

Долю переписанных текстов продавали зажиточным монастырям, а все полученные средства распределяли среди малоимущих. Для бедных церквей и монастырей Евфросиния трудилась бесплатно. При многих обителях были открыты отдельные рабочие кабинеты по переписи священных книг, в которых появлялись новые мастера, делающие цветные орнаменты, рисунки, твердые обложки. Также начали функционировать школы, где все желающие могли обучиться грамоте.

Окончание жизненного пути

В заключительные годы своей жизни княгиня Полоцкая совершила паломничество по наставлению епископа Дионисия. Взяв с собой родного брата и кузину, она сначала посетила Константинополь, а затем пошла в сторону Иерусалима. В 1173 году княгиня дошла до святой земли и смогла сделать поклон перед Гробом Господним. После этого она получила известие от ангела, что ей предназначен вечный покой. В результате тяжелой болезни, которая длилась 24 дня, Евфросиния умерла, и ее тело упокоили в обители святого Феодосия, неподалеку от Иерусалима. Там же ранее были погребены несколько святых жен, включая матерей преподобных Саввы и Феодосия.

Пострыг

РџСЂС‹ пострыгу Предславу далі іншым імем, цяпер СЏРЅР° стала Ефрасінняй. Выбар гэтага С–РјСЏ быў РЅРµ выпадковы. Ефрасіння Александрыйская, якая жыла Сћ V стагоддзі, была выдатным прыкладам для дзяўчынкі. Да таго Р¶ гэта С–РјСЏ азначае «СЂР°РґР°СЃС†СЊ», так што перадумоў для выбару гэтага С–РјСЏ было некалькі.

Бацькі Ефрасінні былі засмучаныя такім яе рашэннем і рабілі спробы вярнуць дачку дадому. Паводле летапісу, князь Георгій плакаў аб сваёй дачкі, як пра памерлай, але гэтыя слёзы нічога не змянілі. Ефрасіння Полацкая засталася ў манастыры, дзе пераўзыходзіла ўсіх у сваім запале да малітвы, посту і начным бдениям.

Стаўшы манашкай, дзяўчына прысвяціла сябе розных навуках. Яна вывучала кнігі, якія знаходзіла ў царкоўных сховішчах, а гэта былі творы славянскіх багасловаў, старажытныя летапісы, а таксама працы візантыйскіх і рымскіх асветнікаў.

Асаблівасці жыцця Сћ Полацку РґР° Р·’яўлення манголаў

Гэта апавяданне варта пачаць Р· кароткага апісання жыцця жыхароў Старажытнай Р СѓСЃС–, каб зразумець, Сѓ СЏРєС– час нарадзілася Ефрасіння Полацкая – адна Р· самых адукаваных жанчын свайго часу.

XII стагоддзе быў перыядам, калі жыхары старажытнай Русі пачалі актыўна прымаць праваслаўную веру. Новая вера пачала знаходзіць сваё адлюстраванне ў архітэктуры, літаратуры і мастацтве.

Праваслаўныя храмы былі ўпрыгожаны сюжэтамі з Бібліі; пры многіх манастырах адчыняліся скрыпторыі, дзе працавалі перакладчыкі з грэцкага і перапісчыкі кніг; актуальнымі сталі ювелірныя майстэрні.

Сам Полацк на той час быў адным з найбуйнейшых цэнтраў па вырабе кніг, а таксама выдатным месцам для жадаючых атрымаць адукацыю. Тут вялося летапісанне, з якога цяпер мы можам запазычыць веды аб выбітных асобах таго часу.

Житие святой княжны

Будущая святая Евфросиния Полоцкая родилась в 1110 году. Изначально ей дано было имя Предслава. Она была дочерью полоцкого князя Святослава (сына Всеслава Чародея) и приходилась правнучкой княгине Рогнеде и князю Владимиру. Отец Предславы не получил от родителей удела, и поэтому вместе со своей семьей жил при дворе старшего брата — Бориса Всеславича.

В конце 12 века была написана книга «Житие Евфросинии Полоцкой». Ее автор нам неизвестен. Скорее всего, им являлся игумен или монах, живший в одном из монастырей, основанных княжной. Есть большая вероятность и того, что автор книги — ученик самой Евфросинии. Но как бы там ни было, данное повествование подробно рассказывает читателям о жизни святой женщины.

К сожалению, «Житие…» в первой своей редакции до наших дней не дошло. Виной тому — войны и пожары. Однако мы можем ознакомиться с книгой в шести редакциях и практически в 150 списках. Это является подтверждением большой популярности произведения. Одним из самых полных списков является Погодинский. Датируется он 16 веком.

«Житие преподобной Евфросинии Полоцкой» является настоящим памятником агиографической восточнославянской литературы 12 века. Текст книги построен по тем канонам, которые отличали житийную литературу. Предполагают, что у данной работы есть свой первообразец. Им вполне могло служить произведение «Житие Евфросинии Александрийской». Однако автор восточнославянского памятника литературы внес в свой труд индивидуальные особенности. Так, исследователями отмечается яркость диалогов и монологов самой Евфросинии. Вполне вероятно, что они были взяты из книг, написанных святой княжной.

Архиереи

  • свт. Мина (13 декабря 1105 — 20 июня 1116)
  • Илия (1120 — 1128)
  • свт. Дионисий (1166/1167 — 1182/1183)
  • Николай Грек (1184 — 1219 ?)
  • Каллист I
  • Владимир (1218)
  • Николай (1218)
  • Алексий (1231 — )
  • свт. Симеон I Полоцкий (- 1271)
  • Иаков (упом. 1300)
  • Григорий I (1331)
  • Фотий (1415 — ?)
  • Симеон II (1450 — 1456)
  • Каллист II (1458 — 1459)
  • Симеон III ( — 1481)
  • Иона Глезна (- 1492)
  • Лука (1492 — 26 декабря 1503)
  • Евфимий (Окушкович-Босский) (1504 — 1512)
  • Симеон IV (1513)
  • Иосиф (Русин) 1516 — 1523
  • Киприан I (?)
  • Нафанаил I (октябрь 1524 — 1533)
  • Мисаил (27 апреля 1534 — 1534)
  • Симеон V (1534 — 1549)
  • Герман (Литавар-Хребтович) (1551 — 28 февраля 1553) в/у
  • Герман (Литавар-Хребтович) (28 фекраля 1553 — 1558)
  • Герасим (Корсак) (28 марта 1558 — )
  • Арсений (Шишка / Шишко) (22 октября 1562 — 15 февраля 1563) в/у
  • Трифон (Ступишин) (6 апреля 1563 — 1566)
  • Афанасий (Палецкий) (11 августа 1566 — май 1568)
  • Антоний (1568 — май 1572)
  • Феофан (Рпинский) (15 декабря 1576 — август 1588)
  • Киприан II ( — 11 августа 1579)
  • Нафанаил (Се(д)лицкий-Белицкий) (1592 — сентябрь 1595)
  • Мелетий (Смотрисский / Смотрицкий) (октябрь 1620 — 10 августа 1628)

    1628 — 1657 — епархия повторно отпала в унию

  • Иоасаф (- 1629)

    Сильвестр (Коссов) (1635 — ?) в/у

  • Каллист (Дорофеевич-Рыторайский) III (13 марта 1656 — 1662)

    Епархия в третий раз отпала в унию

  • Смарагд (Крыжановский) (30 апреля 1833 — 5 июня 1837)
  • Исидор (Никольский) (5 июня 1837 — 6 апреля 1840)
  • Савва (Тихомиров) (16 июня 1866 — 7 декабря 1874)
  • Викторин (Любимов) (7 декабря 1874 — 6 марта 1882)
  • Антонин (Державин) (14 марта 1889 — 3 сентября 1893)
  • Александр (Закке-Заккис) (3 сентября 1893 — 18 июля 1899)
  • сщмч. Тихон (Никаноров) (20 августа 1899 — 4 июня 1902)
  • Серафим (Мещеряков) (4 июня 1902 — 25 июля 1911)
  • Никодим (Боков) (25 июля 1911 — 8 марта 1913)
  • Пантелеимон (Рожновский) (3 ноября 1913 — 18 декабря 1913) в/у, еп. Двинский
  • Владимир (Путята) (8 марта 1913 — 11 июля 1914)
  • сщисп. Иннокентий (Ястребов) (11 июля 1914 — 10 января 1915)
  • сщмч. Кирион (Садзаглишвили) (10 января 1915 — 1 августа 1917 )
  • сщисп. Иннокентий (Ястребов), 2-й раз (сентябрь 1917 — 6 марта 1918)
  • Пантелеимон (Рожновский) (1918) в/у, еп. Двинский
  • Серафим (Александров) (1 апреля 1918 — 22 апреля 1918)
  • Иоанн (Поммер) (22 апреля 1918 — сентябрь (?) 1918)
  • сщисп. Иннокентий (Ястребов), 3-й раз (сентябрь 1918 — 1922)
  • сщмч. Алексий (Буй) (1925 — 1926 (?))
  • сщмч. Павлин (Крошечкин) (14 октября 1926 — 1 декабря 1927)
  • Гавриил (Воеводин) (декабрь 1927 — декабрь 1928)
  • Николай (Покровский) (1931 — 1932)
  • Тихон (Русинов) (13 февраля 1933 — 27 июля 1935)
  • Феофан (Семеняко), в/у (1935 — 1935)
  • Афанасий (Мартос) Окк. (1941 — 1944)
  • Питирим (Свиридов), в/у (1949 — 1959)

    упразднена

  • Димитрий (Дроздов) (23 июля 1989 — 17 июля 1992)
  • Глеб (Савин) (17 июля 1992 — 28 декабря 1996)
  • Филарет (Вахромеев) (28 декабря 1996 — 17 июля 1997) в/у, митр. Минский
  • Феодосий (Бильченко) (10 августа 1997 — 30 августа 2019)
  • Игнатий (Лукович) (с 30 августа 2019)

Монашеские годы

Некоторое время Евфросиния Полоцкая проходила школу послушания господня. При этом она жила в том же монастыре, в котором и приняла постриг. Однако несколько позже она получила благословение епископа Полоцкого Илии и ушла жить в Софийский собор. Ее комнатой была келья — «голбец каменный». В этом соборе Евфросинию особенно привлекала библиотека. Из книг, находившихся в ней, монахиня «насыщалась премудрости», а глубоко постигать ее помогала удивительная сосредоточенность княжны.

Все эти годы Преподобную не оставляла любовь к учению. И при этом она считала, что духовное просвещение является неотъемлемой частью милосердия и любви к людям. Евфросиния стала переписывать книги, открывая всем мудрость с помощью своего трудолюбия. В те годы этим нелегким трудом занимались только мужчины. И уже одно то, что за такую работу взялась молодая женщина, само по себе было подвигом.

Часть книг, переписанных Евфросинией, уходила на продажу. Вырученные от этого деньги по просьбе монахини раздавали бедным. В это же время знаменитая княжна стала писать собственные книги. В них она запечатлевала поучения и молитвы, а также делала переводы с латыни и греческого. Кроме того, Евфросиния вела переписку с братьями по духу и со своими соотечественниками. Одним из них был Кирилл Туровский. При этом Преподобная не шла на борьбу с существующими старыми традициями. Она добивалась «освещения светом», в чем и проявлялась высшая мудрость женщины.

XII век

Век феодальной раздробленности. Полоцкое княжество разделено
на Минское, Витебское, Друцкое, Изяславское, Логойское, Стрежевское и Городцовское.

1101-1128 княжение Рогволода-Бориса — последнее долгое княжение Полоцкого князя.
В его княжение были ограничены права князя в Полоцке, усилилось городское самоуправление.
Рогволод-Борис был последним князем, запомнившимся догим (27 лет) правлением.
К концу XII века форму правления в Полоцком княжестве «Хроника Литовская и Жмойтская»
характеризует как «свободность полоцкую або Венецию».

В XII веке продолжилась вражда с Ярославичами — в разгоревшейся войне сын Бориса, Рогволод-Василий вместе с другими полоцкими князьями
был пленен и выслан в Византию. Через 10 лет они возвратились, но к этому времени князей в полоцких землях выбирало вече.
Подробно свидетельства и причины высыки князей рассмотрены в
работе А. В. Рукавишникова (МГУ им Ломоносова).

Крещение языческих капищь и первые христианские святые — Ефросиния Полоцкая
и Кирилл Туровский.

Язычество и христианство

К XII веку на территории Беларуси христианство не было доминирующей религией, скорее было довольно локальным.

В первой половине XI века были построены Софийские соборы — в Киеве, Полоцке и Новгороде.
Уже третье поколение Киевских и Новгородских князей причислено к лику святых —
св. кн. Анна Новгородская, киевские св. кн. Ольга, св. кн. Владимир «креститель Руси» и его сын Ярослав Мудрый, родной брат Изяслава
(всего около 20 человек, не считая схимников и монахов).

Однако два Полоцких князя (Брячеслав и Всеслав), правившие весь XI век запомнились иначе —
Брячеслав «обращался к волхвам и сын его рожден от волхования»,
а Всеслава летописи описывали как оборотня-воўкалака и потомки дали ему имя колдун-Чарадзей.
Единственным человеком, которого в Полоцких землях современники считали святым, был
Торвальд Кодранссон, креститель Полоцка.

Так начинала складываться богатая палитра религий на белорусских землях.

1101-1128 князь Рогволод-Борис и Двинские камни

Одним из значимых культовых артефактов, оставшихся от XII века являются
Двинские (Борисовы) камни — огромные валуны с выбитыми на них христианскими символами.
Массовое «крещение» языческих капищь в Полоцком княжестве — так большинство иследователей
определяет назначение Двинских камней.

Двинские (Борисовы) камни связывают с именами первых князей Полоцких и Друцких, носивших по два имени (языческое и христианское) —
Рогволода-Бориса (1040-1128, сын Всеслава «Чародея») и его сына Рогволода-Василия. С именем Рогволода-Бориса также связан город Борисов —
«ходил он на ятвяг и, победя их, возвратясь, поставил град во свое имя…»

Однако, в связи с раздробленностью Полоцкого княжества на уделы, «крестовый поход» на язычество затронул только саму Полоцкую землю (Витебская обл.).

В XII веке в Турово-Пинском княжестве писал свои труды Кирилл Туровский (1130-1182) — богослов, писатель и проповедник.
Одно из ярких имен XII века — внучка Всеслава «Чародея», св. Ефросиния Полоцкая (1101-1167) — монахиня и просветительница,
легендарная переписчица Полоцкой летописи, основательница иконописных и ювелирных мастерских. Церковное почитание ее на землях от Полоцка до Киева
началось еще в XII веке — существовали церковная служба и «Житие» преподобной Евфросинии.

[ Московская церковь до XIX века не имела к ней отношения — Макарьевские соборы XVI в., канонизировавшией русских святых, не считали ее таковой.
И хотя ее имя упоминается в «Степенной книге царского родословия» (написанной при Иване Грозном, временно захватившем Полоцк),
первая русская служба преподобной Ефросинии была составлена в 1893 году.
Поэтому довольно странно читать на православных порталах о том, что
«преподобная мати Евфросиния как воин Христов на страже охраняет крайний ЗАПАДНЫЙ рубеж РУССКОЙ земли». Полоцк, в общем-то, находится на ВОСТОКЕ
земли, которая называется БЕЛАРУСЬ.

]

XII век

Князь Рогволод-Борис (1101-1028)
г. Борисов 1102

Двинские (Борисовы) камни, XII в

«Языческое наследие»

Паломничество в Иерусалим

В конце жизни Евфросиния собралась выехать в длинное путешествие в Иерусалим, что было с тревогой воспринято полочанами. На прощание с Евфросинией прибывают в Полоцкий монастырь братья Василько, Вячеслав и Давид. Любимый брат Вячеслав приезжает с двумя дочерьми — Кирьяной и Ольгой, которых представляет сестре и просит о благословении, что свидетельствует о большом почете, которой при жизни была вознаграждена Евфросиния, а после исполняет волю Евфросинии, чтобы две его дочери остались на послушание в монастыре. Игуменство над монастырями Евфросиния передает своей сестре Евдокии.

Получив благословение епископа Дионисия, она отправилась вместе с братом Давидом и двоюродной сестрой Евпраксией сначала в Константинополь, затем в святую землю. Возможно, что при этом Евфросиния выполняла и церковно-дипломатическую миссию, а на землях Руси, через которые проезжала — миротворческую миссию. Само путешествие было сухопутным, а не традиционным путём «из варяг в греки», иначе невозможна была бы встреча княжны с императором Мануилом.

На пути в Царьград она встретилась с императором Мануилом, который в то время шел на войну с венграми. Встреча Евфросинии с императором ставит под сомнение общепринятую дату паломничества и смерти святой — 1173 год. Византийский кесарь последний раз воевал с венграми в 1167 году, причем вышел в поход 8 апреля на Пасху, примерно в это время границ Византии достигли полоцкие паломники. В научной и церковной литературе обычно называется год смерти святой Евфросинии — 1173, но в этом году Мануил Комнин шел войной не на венгров, а на сербов. Также племянниц Евфросинии — Ольгу и Кирияну перед отъездом постригал Дионисий, ставший полоцким епископом в 1166 году. Поэтому годом смерти святой, согласно новейшим исследованиям, считается 1167 год.

Вероятно, в конце апреля 1167 года Евфросиния достигла Иерусалима. Иерусалим принадлежал крестоносцам, царствовал там Амальрих I, который приходился Евфросинии дальним родственником — через жену французского короля Генриха I Анну, дочь Ярослава Мудрого. В Иерусалиме Евфросиния направилась к Гробу Господню. Через несколько дней она заболела и послала брата с сестрой за святой водой на Иордан.

После видения ангела Евфросиния начала подготовку к своей кончине. В древнюю Лавру Саввы Освященного она посылает с прошением, чтобы её похоронили в монастырском храме. Однако Лавра была мужским монастырем, и там не принимали женщин. А. А. Мельников справедливо утверждает, что желание быть похороненной в монастыре Святого Саввы было результатом наследования Евфросинией Полоцкой образа жизни Евфросинии Александрийской, которая жила под видом инока Измарагда и была похоронена в мужском монастыре. Получив отказ, Евфросиния посылает слугу купить гроб в камере храма Пресвятой Богородицы в монастыре Феодосия Великого.

Болела Евфросиния 23 дня, она скончалась 23 мая 1167 года.

Мара Ефрасінні

РЈ Прападобнай Ефрасінні была свая запаветная мара – СЏРЅР° вельмі хацела пабываць РЅР° святых месцах Палестыны. Гэта жаданне СЏРЅР° вырашыла ажыццявіць, будучы далёка Сћ старэчым узросце.

Раней жыццё Ефрасінні Полацкай была прысвечана перапісвання і напісання ўласных кніг і вучэнняў свецкія, а таксама наладжванню жыцця манахаў пры манастырах. Дасягнуўшы запланаванага, яна, пакінуўшы мясціна на сваю сястру Еўдакію, адправілася ў падарожжа.

На шляху да Ерусаліма яна сустракалася з Канстанцінопальскім патрыярхам Лукою. А прыбыўшы да месца прызначэння і наведаўшы Жываносная Труну Гасподні, спынілася ў Рускім манастыры.

Менавіта тут яе напаткала хвароба. 23 мая 1173 года, так і не излечившись, Ефрасіння адышла ў іншы свет. Паводле завяшчання святой, яе цела было пахавана ў манастыры Святога Феадосія, непадалёку ад Іерусаліма.

З 1187 г. яе мошчы захоўваліся ў Кіева-Пячэрскай лаўры, а ў 1910 годзе яны былі вернутыя на радзіму Ефрасінні ў Полацк, дзе знаходзяцца і цяпер.

Открытие собственной обители

Согласно «Житию…», Илия — епископ Полоцкий — получил от Божьего ангела подтверждение высоты подвижничества и служения Евфросинии. Одновременно с этим высшие силы указали ему на то, что он должен поставить монахиню во главе обители. Три раза с подобной вестью ангел являлся и к Преподобной Евфросинии, которая с радостью восприняла выбор Христа. Для расположения обители было определено находящееся неподалеку от Полоцка Сельцо. Здесь же находилась церковь Спаса и располагалось место погребения епископов.

Торжественная передача Сельца Евфросинии состоялась в Софийском соборе. Сам епископ Илья благословил Преподобную на создание в этом месте женского монастыря.

Монашеский постриг

Преподобная Евфросиния Полоцкая. Икона конца XVII столетия

Предслава получила сравнительно хорошее для того времени домашнее образование. В 12-летнем возрасте отец хотел выдать её замуж. Княжна, однако, отказалась не только от брака, но и вообще от светской жизни и тайно приняла постриг в Полоцком монастыре (исследователь «Жития» Алексей Мельников полагает, что это произошло 15 февраля 1116). Причины такого поступка неизвестны.

Игуменьей монастыря была вдова князя Романа Всеславича, тётя Предиславы. Та сначала критически отнеслась к решению девушки и, боясь гнева отца, отговаривала племянницу, однако после просьб Предиславы благословила её. Отец также не одобрил выбора дочери и отговаривал её от этого решения. Согласно «Житию» святой, по Предиславе «скорбел весь дом»

Исследователи обращают внимание, что Предислава была пострижена в ангельский чин не епископом (как требовали того монашеские Правила), а обычным священником. А

Мельников объясняет это тем, что тогдашний епископ Мина Полоцкий доживал свои последние дни и нельзя было в такой деликатной ситуации просить его о благословении.

Девушка получила при постриге имя Евфросиния. Возможно, что постриг состоялся 25 сентября, когда церковь отмечает день святой Евфросинии Александрийской.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector