Спасо-евфросиниевский монастырь в полоцке, беларусь: история, описание, фото
Содержание:
Настоятельницы
- Преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая († 23 мая / 5 июня 1173)
- Игумения Евдокия (родная сестра преподобной Евфросинии), княжна Полоцкая († конец XII века)
- Игумения Параскева (Параскевия), княжна Полоцкая († 1239)
- Игумения Ульяния (Ульяна) (упоминается в 1552 и 1580 годах)
- Игумения Акилина (Окулина) († 10 / 23 декабря 1577)
- Игумения Наталия († конец XVI века)
- Игумения Иннокентия (Кулешова) (1841)
- Игумения Евфросиния (Дехтярева) (1842—1843)
- Игумения Клавдия (Щепановская) (1843—1854)
- Игумения Евфросиния (Сербинович) (1854—1878)
- Игумения Евгения (Говорович) (1878—1900)
- Игумения Олимпиада (1900—1903)
- Игумения Евфросиния (Сладкевич) (1904—1905)
- Схиигумения Илариона (Черных) (1905—1910)
- Монахиня Ангелина (Петроченко) (1911—1913)
- Игумения Елена (Волкова) (1913—1928) (?)
- Игумения Анания (Трофимова (?)
- Игумения Елевферия (Новикова) (194(?)—1959)
- Схиигумения Евфросиния (Максимчук) (1991—1995)
- Монахиня Наталия (Скиндер) (1995—1997)
- Игумения Анфиса (Шевердяева) (1997—2004)
- Игумения Евдокия (Левшук) (2004 — по настоящее время)
XVIII век. Католические ордена и новая волна каменного зодчества
Уже с XII века в городе появились католики, которые даже получили привилей на строительство своего храма. А со вступлением Полоцка в ВКЛ его конфессиональная карта начинает еще больше меняться.
Век XVI принес в город религиозные распри. Так, по Карамзину, Иван Грозный, захватив Полоцк в 1563-м году, приказал разрушить костелы, крестить всех евреев, а несогласных утопить в Двине. Через двадцать лет город отбил Стефан Баторий и сделал наоборот: отдал православные храмы католикам. Тоже довольно резкое решение. Однако нам остается лишь констатировать: город стал католическим, а спустя некоторое время – униатским.
Однако мы должны остановиться еще на одном событии в храмовой истории Полоцка, трагичном и знаковом. Во время Северной войны, когда город был занят российской армией, Петр I приказал устроить в Софийском соборе пороховой склад. И первого мая 1710-го года храм разлетелся на куски. По словам кандидата исторических наук, археолога и известного исследователя Полоцка Сергея Тарасова, взрыв был так силен, что плинфу собора до сих пор находят в радиусе шестисот метров.
Но войны ненадолго отступили. И XVIII век вошел в историю Полоцка как новая волна каменного зодчества. В городе появилось четыре храма, один из которых, иезуитский, стал архитектурной доминантой. По словам Сергея Тарасова, по своему архитектурному исполнению эти соборы не уступали западным образцам, которыми мы и сегодня восхищаемся, путешествуя по Европе. В эти же годы в Полоцк вернулась София, пусть и в перестроенном виде.
К 1745-му году на центральной площади Полоцка вырос величественный костел Святого Стефана. Несложно догадаться, что назван он был в честь Стефана Батория, вернувшего город в Речь Посполитую. Костел в стиле барокко входил в архитектурный комплекс иезуитского коллегиума. Позже в храме установили орган.
В 1750-м закончилась перестройка Софийского собора. Таким он дожил до наших дней.
Кстати, а вы замечали на фасаде Софии «всевидящее око»? Очевидно, что в истории Полоцка отметились и масоны.
В следующие двадцать пять лет были построены еще три каменных храма. Они возникли не на пустом месте. Католические ордена – доминиканцев, бернардинцев и францисканцев – давно прибыли в Полоцк и возвели при своих монастырях деревянные костелы. Каменные же храмы XVIII века, полагает Сергей Тарасов, могли действовать уже как униатские.
Итак, в 1769-м году на левом берегу Двины при монастыре бернардинцев появился храм Святой Анны – памятник архитектуры барокко. Сегодня в старинных монастырских стенах психиатрическая больница.
Пятью годами позже при доминиканском монастыре был заложен храм Божьей Матери.
Он окончательно сформировал центральную площадь города, став его второстепенной архитектурной доминантой. В храме тоже действовал орган.
К 1775-му году на территории францисканского монастыря уже стоял барочный храм Святого Антония из Падуи. В сохранившихся корпусах монастыря сегодня располагается департамент охраны МВД.
Эти монастыри сыграли ключевую роль в жизни Полоцка. Ведь они занимались просвещением. Так, иезуиты основали коллегиум, который через века трансформировался в Полоцкий государственный университет. При учебном заведении действовала типография. Также известно, что в бернардинском монастыре работала философская школа.
Но вспомним о православных храмах XII века. Дожили ли они до века XVIII? Далеко не все. По-прежнему действовали два монастыря: Спасо-Ефросиньевский (с 1667-го по 1820-й он принадлежал иезуитам) и Борисоглебский (униатский – с 1618-го по 1839-й год). Остальных церквей эпохи Полоцкого княжества в тот период уже не существовало. У нас нет сведений о том, что их уничтожили целенаправленно. Вероятно, древние церкви просто не пережили страшных войн, которые увидел Полоцк.
Фото и описание
Спасо-Евфросиньевский монастырь в Полоцке – древняя православная обитель, создательницей и игуменьей которой была легендарная святая Евфросинья Полоцкая.
Евфросинья (Предислава в миру) была дочерью князя Святослава-Георгия и княгини Софии. Княжна росла книжным ребенком, обожающим старинные книги и церковную премудрость. Она славилась своей красотой и умом. В 1120 году, будучи всего 12 лет от роду, она ушла в монастырь, тайно от отца, который хотел выдать ее замуж. Затем, увидев три вещих сна о церкви Святого Спаса, стоящей в Сельце, она отправилась в это святое место и основала там монастырь. Чудесным образом, по молитвам игуменьи Евфросиньи, храм Всемилостивого Спаса построили всего за 30 недель.
Евфросинья Полоцкая заказала ювелиру Лазарю Богше драгоценный напрестольный крест-ковчег, украшенный на византийский манер жемчугом и драгоценными камнями. В кресте были заключены частицы Креста, на котором распяли Христа с каплей Крови Господа, небольшие кусочки камней Гроба Господня и Гроба Богородицы, а также частицы мощей православных святых. Эта священная реликвия хранилась в монастыре и привлекала тысячи паломников, которые оставляли в монастыре щедрые пожертвования.
При жизни, Евфросинья Полоцкая сделала свой монастырь и родной город процветающим центром искусств, просвещения, грамотности и божественной премудрости.
В 1563 году, когда Полоцк был осажден Иваном Грозным, закончились золотые времена Полоцка. Вскоре в 1579 году город был взят войсками Стефана Батория, монастырь разграблен и отдан иезуитам.
Лишь в 1833 году монастырь вернули православной церкви. Вскоре он был восстановлен. В монастыре поселились сестры. В 1928 году монастырь был разграблен и закрыт. Совсем недолго он работал во время оккупации Полоцка гитлеровскими войсками. Правда, во время оккупации таинственным образом исчез драгоценный крест Евфросиньи Полоцкой. О его местонахождении ничего не известно по сей день. В советское время монастырь был закрыт.
В наши дни возрождение монастыря началось в 1989 году, когда монастырские здания были возвращены православной церкви. Сейчас, как и в глубокой древности, 9 веков назад, Спасо-Евфросиньевский монастырь является процветающим духовным центром Беларуси. Крест Святой Евфросиньи был воссоздан по эскизам. Сейчас его копия хранится в Спасо-Евфросиньевском монастыре и иногда путешествует по белорусским городам, благословляя их на процветание.
Мощи
О времени и об обстоятельствах перенесения мощей преподобной Евфросинии из Палестины в Киев, и положении их в Дальних пещерах Киево-Печерского монастыря ничего не известно. В литературе часто встречается мнение, что перенесение мощей святой в Киев произошло в 1187 году в связи с осадой Иерусалима египетским султаном Салах-ад-Дином, разрешившим христианам покинуть город и унести свои реликвии (впрочем, Феодосиевская лавра, находившаяся на значительном расстоянии от Иерусалима, осаде не подвергалась). О мощах преподобной Евфросинии в киевских пещерах не сообщает изданная в 1638 г. «Тератургима» Афанасия Кальнофойского. Факт нахождения мощей преподобной в нише Благовещенской церкви Дальних пещер получает известность со второй половины XVII века.
В XIX — нач. XX века жители Полоцка неоднократно обращались в Синод с ходатайствами о перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. В 1832 году такое прошение направил Могилёвский и Витебский еп. Гавриил (Городков), в 1840 году — Полоцкий и Витебский еп. Василий (Лужинский), в 1858 году — православные жители Полоцка, в 1864 году — 13 волостей Полоцкого уезда, в 1867 году — Полоцкий и Витебский еп. Савва (Тихомиров), которого поддержал Московский митр. св. Филарет (Дроздов). В 1870 году по благословению Киевского и Галицкого митр. Арсения (Москвина) от мощей преподобной была отделена частица (средний перст правой руки) и передана Спасо-Евфросиниеву монастырю (находилась в Спасской церкви). В 1893 г. вновь было подано прошение о перенесении мощей преподобной Евфросинии в Полоцк, которое было отклонено с предписанием не поднимать этот вопрос в будущем. Однако Всероссийский миссионерский съезд, состоявшийся в 1908 г. в Киеве, принял резолюцию о возобновлении ходатайства. В соответствии с этим постановлением духовенство Полоцкой епархии, члены полоцкого Евфросиниевского и витебского Свято-Владимирского братств, тысячи мирян во главе с Полоцким еп. Серафимом (Мещеряковым) в апреле 1909 года обратились в Синод с просьбой о перенесении мощей преподобной. Это прошение было удовлетворено, и в зимнюю сессию 1909/10 г. Синод разработал подробный чин перенесения мощей преподобной, утвержденный императором.
20 апреля 1910 года мощи преподобной Евфросинии Полоцкой были помещены в новую кипарисовую раку и изнесены из пещер Киево-Печерской лавры в Успенскую церковь, 22 апреля после литургии крестным ходом были перенесены на пароход, на котором следовали по Днепру до Орши; от Орши до Полоцка верующие несли святыню на руках. 20 мая крестный ход с мощами прибыл в Полоцк, 22 мая св. мощи были принесены в Спасо-Евфросиниеву обитель и помещены в Спасской церкви в сооруженной на пожертвования верующих серебряной раке. В торжествах принимали участие вел. кн. Константин Константинович, вел. кнг. Елисавета Феодоровна, греч. кор. Ольга.
В 1915 году, когда нем. войска приближались к Полоцку, мощи преподобной в числе других святынь были эвакуированы в Ростов и помещены в Авраамиевом ростовском Богоявленском монастыре.
В апреле 1920 года мощи преподобной подверглись вскрытию, но вскоре насельницам обители удалось вернуть святыню в Полоцк.
13 мая 1922 года гробница преподобной была вскрыта в Спасо-Евфросиниевом монастыре, раку власти реквизировали, впоследствии она была утрачена. Мощи преподобной были отправлены на атеистическую выставку в Москву, оттуда — в краеведческий музей Витебска. В 1924 году Спасо-Евфросиниев монастырь был закрыт, его здания переданы военным.
В 1941 году, во время нем. оккупации, верующие витебчане перенесли мощи преподобной в витебскую Покровскую церковь, 23 октября 1943 года они вернулись в полоцкую Спасо-Евфросиниеву обитель, в которой возобновилась монашеская жизнь.
В 1960 году монастырь вновь закрыли, мощи преподобной Евфросинии находились на попечении приходской общины, созданной при монастырских храмах, до открытия обители в 1990 году.
Серебряная рака для мощей преподобной Евфросинии Полоцкой. Работа художника-ювелира Н. П. Кузьмича, 2007 |
В 2003 году началось изготовление новой серебряной раки для мощей преподобной по образцу утраченной. 3 июня 2007 году в Крестовоздвиженском соборе Спасо-Евфросиниева монастыря было совершено частичное переоблачение мощей прп. Евфросинии, помещенных в новый кипарисовый гроб (полное переоблачение св. останков совершалось в 2006 году). 5 июня 2007 году митр. Минский и всея Белоруссии Филарет (Вахромеев) освятил в Крестовоздвиженском соборе новую раку, в которой упокоились мощи преподобной. Гроб с частицей мощей святой находится в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры.
Спасо-Евфросиниевский монастырь
Описание Спасо-Евфросиниевского монастыря
Спасо-Ефросиньев монастырь — женский православный монастырь в Полоцке (Белоруссия), один из наиболее почитаемых монастырей Русской православной церкви.
Основан святой княгиней Ефросинией Полоцкой в 1125 году, когда она поселилась возле Преображенского храма в Сельце. Со временем здесь были пострижены в монашество сестры преподобной Евфросинии: родная Евдокия (в миру Градислава) и двоюродная Евпраксия (в миру Звенислава) — единственная дочь полоцкого князя Бориса Всеславича.
В 1161 году усердием св. Ефросинии преподобной был воздвигнут каменный Спасо-Преображенский собор — один из древнейших сохранившихся русских соборов. Его строителем был мастер Иоанн.
В этот храм преподобная Евфросиния в 1161 году пожертвовала золочёный напрестольный крест (Крест Евфросинии Полоцкой) с частицами мощей многих святых и Животворящего Креста Христова. Крест был вырезан местным мастером-ювелиром Лазарем Богшей.
В XIII веке крест был вывезен из Полоцка, однако снова возвращён в монастырь Иваном Грозным в 1563 году после успешной осады города.
В 1580 году монастырь после взятия Полоцка Стефаном Баторием был отдан иезуитам. В 1654 году возвращен в православие. В 1667 году снова попал в руки иезуитов, в ведении которых оставался до 1820 года.
В 1820 год иезуиты были изгнаны из Полоцка, монастырь перешел в казну. В 1832 году монастырь был передан был духовному ведомству и в 1840 году восстановлен. В 1841 году в Спасо-Преображенский собор был снова возвращён Крест Ефросинии Полоцкой.
В 1840-х годах древняя обитель была причислена к разряду первоклассных. В стенах монастыря разместилось Спасо-Евфросиниевское женское духовное училище. В 1847 году при игуменье Клавдии (Щепановской) была построена Евросиниевская трапезная церковь.
В 1897 году при игумений Евгении (Говорович) возведён монументальный пятиглавый Крестовоздвиженский собор, построенного по проекту архитектора В. Ф. Коршикова в псевдовизантийском стиле.
В 1921 году монастырь был закрыт, крест реквизирован, в 1928 году перевезен в Минск, в 1929 — в Могилёв. В 1941 году во время Великой Отечественной войны Крест Евросинии Полоцкой бесследно исчез и до сих пор не найден.
Паломнические поездки к Спасо-Евфросиниевскому монастырю
- Поездка из Москвы в Спасо-Евфросиниевский монастырь
- Поездка из Москвы в Спасо-Евфросиниевский монастырь
- Поездка из Санкт-Петербурга в Спасо-Евфросиниевский монастырь
- Поездка из Житомира в Спасо-Евфросиниевский монастырь
- Поездка из Москвы в Спасо-Евфросиниевский монастырь
- Поездка из Екатеринбурга в Спасо-Евфросиниевский монастырь
- Поездка из Минска в Спасо-Евфросиниевский монастырь
- Поездка из Винницы в Спасо-Евфросиниевский монастырь
- Поездка из Минска в Спасо-Евфросиниевский монастырь
- Поездка из Санкт-Петербурга в Спасо-Евфросиниевский монастырь
- Поездка из Киева в Спасо-Евфросиниевский монастырь
- Поездка из Москвы в Спасо-Евфросиниевский монастырь
- Поездка из Смоленска в Спасо-Евфросиниевский монастырь
- Поездка из Минска в Спасо-Евфросиниевский монастырь
- Поездка из Москвы в Спасо-Евфросиниевский монастырь
- Поездка из Витебска в Спасо-Евфросиниевский монастырь
- Поездка из Минска в Спасо-Евфросиниевский монастырь
- Поездка из Москвы в Спасо-Евфросиниевский монастырь
- Поездка из Санкт-Петербурга в Спасо-Евфросиниевский монастырь
- Поездка из Киева в Спасо-Евфросиниевский монастырь
Полоцк сегодня. Семь из девятнадцати
Из девятнадцати храмов, о которых мы рассказали, до наших дней дожили шесть: перестроенный в XVIII веке Софийский Собор, три церкви Спасо-Ефросиньевского монастыря, Богоявленский собор и Лютеранская кирха. Кроме того, тринадцать лет назад был восстановлен православный Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Старая церковь сгорела в шестидесятые годы.
По мнению Сергея Тарасова, городу следует заново построить два храма: иезуитский и доминиканский. Ученые точно знают, где находятся фундаменты обеих церквей и как они выглядели. И если на месте собора Святого Стефана сейчас стоит жилой дом, который нельзя трогать до окончания его «срока годности», то там, где раньше был доминиканский собор, всего-то скамейки и газон. По словам эксперта, такое архитектурное решение вернет городу его центральную площадь.
Это предложение кажется мудрым. Многие города мира, а не только белорусские, попадали в катаклизмы, которые разрушали их до основания. Вспомним хотя бы соседнюю Польшу – после Второй мировой войны Гданьск и Варшава стояли в руинах. Но их восстановили. И сегодня это красивейшие туристические центры Восточной Европы. Может, и нам пора оживить свои города-призраки?
Последние годы жизни
Находясь в пожилом возрасте, Евфросиния решила отправиться в паломничество в святой Иерусалим. Там она, будучи обессиленной после долгого путешествия, заболела и вскоре умерла. Похоронили полоцкую княжну недалеко от Иерусалима, в монастыре св. Феодосия. В 1187 г. состоялось перезахоронение святой. Ее останки были перевезены в Феодосьеву пещеру Киево-Печерской лавры. Лишь в 1910 г. мощи святой доставили в Полоцк.
Святая Евфросиния почила 5 июня (23 мая ст. ст.) 1167 года (?) или 1173 года (?) во святом граде Иерусалиме. Этот день считается днем ее памяти, так как в этот день она отошла ко Господу.
К этой дате Отдел редких книг и документов подготовил книжную выставку «Святая патронка Беларусі – Еўфрасіння Полацкая», которая размещена в читальном зале библиотеки.
Экспозиция состоит из трех разделов. В первом помещены публикации житий сявтой праведной. Последнее издание его вышло в 2012 г. и подготовлено сестрами Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Житие уникально тем, что впервые церковнославянский текст жития из списка XVI в. был адаптирован для чтения мирянам. Издание богато украшено клеймами житийной иконы преподобной Евфросинии, написанной в наше время иконописцем Т. Жук.
Во второй части экспозиции помещены материалы по теме «Смысл жизни в уроках истории», которые помогают через прикосновение к страницам истории извлечь уроки жизни о Боге, оставленные нам преподобной княжной Евфросинией Полоцкой и ее верными последователями.
Третья часть выставки соодержит издания по истории и иллюстрации одной из главнейших святынь Беларуси – Креста, созданного в XII полоцким мастером Лазарем Богшей по заказу Игумении. В отделе редких книг и документов хранится виленское издание «Западно-русского месяцеслова на 1865 год», в котором в 1864 г. напечатана статья «Святыня города Полоцка: Церковь Св. Спаса и Крест преподобной Евфросинии» – одна из немногих дореволюционных публикаций посвященной Кресту Евфросинии Полоцкой. Кроме того, здесь представлена статья Вл. Орлова «Хто выкраў Крыж Еўфрасінні?» (Адраджэнне : гістарычны альманах. Мн., 1995. Вып. 1. С. 22–36), где писатель излагает собственное исследование о судьбе Креста и выдвигает гипотезу о месте его нахождения сегодня. Как известно, святыня Беларуси до сих пор не найдена.
Источники
- http://fb.ru/article/247195/efrosinya-polotskaya-foto-opisanie-biografiya-deyatelnost-interesnyie-faktyi-iz-jizni-krest-efrosini-polotskoyhttp://dayswoman.ru/article/221221/evfrosiniya-polotskaya-jitie-prosvetitelskaya-deyatelnosthttp://www.pravoslavie.ru/56194.htmlhttps://www.kp.ru/daily/26645/3665227/http://www.buk.by/libbuk/?p=1657
Спасо-Евфросиниевский женский монастырь: что рядом?
Спасо-Евфросиниевский женский монастырь находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона
В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.
Памятник князю Всеславу Брячиславичу ~ 1,3 км. Музей традиционного ручного ткачества Поозерья ~ 1,9 км
Музей традиционного ручного ткачества Поозерья ~ 1,9 км
Памятник Евфросинии Полоцкой ~ 2,0 км
Памятник Симеону Полоцкому ~ 2,1 км
Природно-экологический музей ~ 2,2 км
Памятный знак «Полоцк – географический центр Европы» ~ 2,2 км
Памятник букве «Ў» ~ 2,2 км
Памятник героям Отечественной войны 1812 года ~ 2,2 км
XII век
Век феодальной раздробленности. Полоцкое княжество разделено
на Минское, Витебское, Друцкое, Изяславское, Логойское, Стрежевское и Городцовское.
1101-1128 княжение Рогволода-Бориса — последнее долгое княжение Полоцкого князя.
В его княжение были ограничены права князя в Полоцке, усилилось городское самоуправление.
Рогволод-Борис был последним князем, запомнившимся догим (27 лет) правлением.
К концу XII века форму правления в Полоцком княжестве «Хроника Литовская и Жмойтская»
характеризует как «свободность полоцкую або Венецию».
В XII веке продолжилась вражда с Ярославичами — в разгоревшейся войне сын Бориса, Рогволод-Василий вместе с другими полоцкими князьями
был пленен и выслан в Византию. Через 10 лет они возвратились, но к этому времени князей в полоцких землях выбирало вече.
Подробно свидетельства и причины высыки князей рассмотрены в
работе А. В. Рукавишникова (МГУ им Ломоносова).
Крещение языческих капищь и первые христианские святые — Ефросиния Полоцкая
и Кирилл Туровский.
Язычество и христианство
К XII веку на территории Беларуси христианство не было доминирующей религией, скорее было довольно локальным.
В первой половине XI века были построены Софийские соборы — в Киеве, Полоцке и Новгороде.
Уже третье поколение Киевских и Новгородских князей причислено к лику святых —
св. кн. Анна Новгородская, киевские св. кн. Ольга, св. кн. Владимир «креститель Руси» и его сын Ярослав Мудрый, родной брат Изяслава
(всего около 20 человек, не считая схимников и монахов).
Однако два Полоцких князя (Брячеслав и Всеслав), правившие весь XI век запомнились иначе —
Брячеслав «обращался к волхвам и сын его рожден от волхования»,
а Всеслава летописи описывали как оборотня-воўкалака и потомки дали ему имя колдун-Чарадзей.
Единственным человеком, которого в Полоцких землях современники считали святым, был
Торвальд Кодранссон, креститель Полоцка.
Так начинала складываться богатая палитра религий на белорусских землях.
1101-1128 князь Рогволод-Борис и Двинские камни
Одним из значимых культовых артефактов, оставшихся от XII века являются
Двинские (Борисовы) камни — огромные валуны с выбитыми на них христианскими символами.
Массовое «крещение» языческих капищь в Полоцком княжестве — так большинство иследователей
определяет назначение Двинских камней.
Двинские (Борисовы) камни связывают с именами первых князей Полоцких и Друцких, носивших по два имени (языческое и христианское) —
Рогволода-Бориса (1040-1128, сын Всеслава «Чародея») и его сына Рогволода-Василия. С именем Рогволода-Бориса также связан город Борисов —
«ходил он на ятвяг и, победя их, возвратясь, поставил град во свое имя…»
Однако, в связи с раздробленностью Полоцкого княжества на уделы, «крестовый поход» на язычество затронул только саму Полоцкую землю (Витебская обл.).
В XII веке в Турово-Пинском княжестве писал свои труды Кирилл Туровский (1130-1182) — богослов, писатель и проповедник.
Одно из ярких имен XII века — внучка Всеслава «Чародея», св. Ефросиния Полоцкая (1101-1167) — монахиня и просветительница,
легендарная переписчица Полоцкой летописи, основательница иконописных и ювелирных мастерских. Церковное почитание ее на землях от Полоцка до Киева
началось еще в XII веке — существовали церковная служба и «Житие» преподобной Евфросинии.
[ Московская церковь до XIX века не имела к ней отношения — Макарьевские соборы XVI в., канонизировавшией русских святых, не считали ее таковой.
И хотя ее имя упоминается в «Степенной книге царского родословия» (написанной при Иване Грозном, временно захватившем Полоцк),
первая русская служба преподобной Ефросинии была составлена в 1893 году.
Поэтому довольно странно читать на православных порталах о том, что
«преподобная мати Евфросиния как воин Христов на страже охраняет крайний ЗАПАДНЫЙ рубеж РУССКОЙ земли». Полоцк, в общем-то, находится на ВОСТОКЕ
земли, которая называется БЕЛАРУСЬ.
]
XII век
Князь Рогволод-Борис (1101-1028)
г. Борисов 1102
Двинские (Борисовы) камни, XII в
«Языческое наследие»