Спасо-яковлевский димитриевский мужской монастырь в ростове: описываем развернуто

Богоявленский Авраамиев монастырь один из древнейших монастырей Ростова

Богоявленский Авраамиев монастырь — один из древнейших монастырей Ростова, который был основан преподобным Авраамием. История этого монастыря это практически история появления самой Руси.

Монастырь был основан тогда, когда недалеко от Ростова поселился преподобный Авраамий. Тогда на чудском конце города был языческий истукан, которого почитали все местные жители. Этому истукану приносили в жертву даже детей. Когда об этом узнал преподобный Авраамий, он стал просить помощи у Господа, чтобы Он дал ему сил и благодати, чтобы разорить этого идола. Существует откровение, по которому Авраамий пришел в дом Иоанна Богослова.

Богоявленский Авраамиев монастырь один из древнейших монастырей Ростова. Фото: rostmuseum.ru

Иоанн вручил ему трость и сказал, чтобы Авраамий не боялся сокрушения идола. Одним ударом этой трости Авраамий сокрушил идола. Когда люди увидели это чудо, они уверовали и крестились во имя Господа. Но многие хотели сжечь и истребить данную обитель, но с Божьей помощью основателя и насельников не тронули. Когда Авраамий скончался, его мощи были обретены и отнесены в Никольский храм.

Авраамий Ростовский. Фото: azbyka.ru

Восстановительный период

Православные христиане не смирились с полуразрушенным состоянием древней святыни и образовали инициативную группу, которую возглавил правящий архиерей Владимир (Сабодан).

При поддержке владыки Владимира монастырь иконы Божьей Матери Иверской был возвращен Церкви.

  • Первые богослужения начали проводить в храме Димитрия Ростовского, в 1991 году Священный Синод официально объявил об открытии женской обители в Ростове-на-Дону.
  • В 1992 году митрополит Владимир (Сабодан) подарил монастырю святой образ Божьей Матери «Иверская», который был написан на святой Афонской горе.
  • На средства благодетелей и администрации Ростова началось возрождение поруганной святыни, которую с 1993 года возглавила игумения Неонилла.


Интерьер Иверского монастыря

Монахини, насельницы с матушкой Неониллой взялись за строение келий, благоустройство источника и палисадника с розами, они засадили огороды, посадили новые деревья в саду, возобновили разведение скота и птицы.

Параллельно шло восстановление храма, колокольни, звон колоколов которой ростовчане услышали в 1995 году.

В 1996 году пятиглавый монастырский комплекс снаружи был восстановлен, начались внутренние работы.

В это время заболела матушка Неонилла, через 3 года она почила с Богом.

В 1996 году руководство монастыря в Ростове-на-Дону возложено на инокиню Рахиль, через год она возводится в сан игуменьи и становится настоятельницей обители.

3 ноября 1996 года стал знаменательным днем в жизни женского монастыря. Архиепископ Пантелеимон (Долганов) освятил верхнюю церковь в честь святого лика Богородицы «Иверская», после чего прихожане могли присутствовать на богослужениях ежедневно.

К концу 2002 года полностью закончена роспись стен и обновление иконостаса в нижнем приделе.

Святой Иверский лик

Когда закончили восстановительные работы, то освятил алтарь первого этажа монастыря. На этом этаже стали вешать график проведения священослужений в возобновилось расписание в Иверской женской обители в Ростове на Дону. Когда назначили новую инокиню то официально окончили и всю реконструкцию монастыря работы. Затем привезли и важнейшую реликвию обители Иверский лик Пречистой Богородицы.

Перед ним возносят молитвы в таких ситуациях:

• Молят о защиты от глупых помыслов,

• от исцеления от пагубных страстей,

• Подают молитвенные прошения о человеке, который потерялся и свернул с истинного пути ,

• Просят о избавлении от различных недугов.

Помимо всего этого эта икона может помочь в поисках правильного решения денежных проблем. Еще святой лик считается сильнейшей защитой жилища от огня, недругов, ураганов и других человеческих проблем.

Архитектурные памятники внутри Рождественского монастыря

Самые первые постройки монастыря были сделаны из дерева и до наших дней не сохранились. Самое древнее строение, которое сегодня можно увидеть в обители, — это Рождественский собор. Он появился здесь в конце XVII века во времена митрополита ростовского Ионы III (Сысоевича). Исследователи считают, что скорее всего для его строительства были приглашены те же зодчие, которые возводили храмы Ростовского кремля. Постройка заняла много времени — вплоть до 1702 года. А внутреннюю роспись стен сделали еще позже – в 1715 году. Основной ее тематикой стало прославление Божией Матери. В 1883 году эту роспись подновляли.

Двухэтажный собор внутри очень просторный. Он имеет одну главу над основным зданием и одну – над небольшим приделом. К храму примыкает обширная трапезная, при строительстве которой было применено редкое архитектурное решение. Ее своды поддерживает единственный опорный столб, установленный посредине здания.

Двухярусная шатровая колокольня этого храма, построенная в 1817 году, до наших дней не сохранилась. Вместо нее стоит небольшая деревянная колоколенка, установленная в 2001 году. А вот часы от старой колокольни уцелели. Они были куплены на деньги, выделенные купеческой вдовой из Ростова Е.Д. Мальгиной. Сейчас эти часы можно увидеть на городской пожарной башне, которая, кстати, в советские годы тоже была переделана из бывшей высокой колокольни Воздвиженского храма.

В сороковые годы XIX века в монастыре возвели теплую церковь, посвященную Тихвинской иконе Божией Матери. Она стала последней каменной постройкой обители. Сегодня этот храм можно увидеть лишенным всех своих пяти глав, в сильно изуродованном виде.

Церковь Николая Чудотворца на Подозерье (приписной храм)

Северная стена монастыря обращена к Советской площади. Ранее ее называли Рождественской. Западная – смотрит на Второй Толстовский переулок. Южная и восточная — в большей части примыкают к углу крепостного земляного вала, сооруженного во времена царствования Михаила Федоровича (1632 год). Комплекс строений Рождественского монастыря признан памятником архитектуры XVII-XIX веков и охраняется государством. А в музейной коллекции Ростовского Кремля можно увидеть красиво вышитую пелену «Рождество Пресвятой Богородицы», — одну из уцелевших ценностей Рождественской обители. Она была сделана в 1664 году искусными вышивальщицами из мастерской, принадлежащей княгине М. М. Луговской.

Паломнику

Соблюдая правила святых Отцов древнего монашества, в обители сестрами читается Неусыпаемая Псалтырь.

Каждый день начинается и заканчивается молитвой. Утром в 6.00 все сестры собираются в храм на молитвенное правило, чтобы свои первые мысли вознести к Богу и испросить благословение на предстоящие дела. Весь день проходит в неустанных трудах: сестры поют на клиросе, трудятся на скотном дворе, в трапезной, возделывают огород, выпекают просфоры, но при любом занятии стараются стяжать непрестанную молитву и ею просветить свои души, сделать свои сердца по-евангельски чистыми.

Заканчивается день с его многочисленными заботами, и вновь сестры собираются в храм на вечернее молитвенное правило возблагодарить Господа за Его щедрую милость и помощь во всех наших нуждах, житейских и духовных.

Монастырь и источник открыты ежедневно с 7.00 до 19.00

Важные постройки монастыря:

  1. Церкви:
  • Зачатия Анны
  • Иакова Ростовского
  • Спаса Преображения
  • Собор Димитрия Ростовского
  1. На стенах:
  • Северные ворота
  • Южные ворота (Водяные)
  • Юго-западная (смотровая) башня
  • Колокольня
  1. Другие строения:
  • Часовня с источником Иакова Ростовского
  • Настоятельский корпус
  • Трапезный корпус
  • Келейный корпус

Три храма выстроились в один ряд вдоль восточной стороны Спасо-Яковлевский монастыря Ростова. Это пятиглавый Зачатьевский, вплотную стоящий к нему Иаковлевский и Димитриевский. Наиболее интересными являются храм во имя Зачатия св. Анны и Дмитровская церковь.

Самая старая монастырская постройка – сделанная по заказу митрополита Ионы Зачатьевская церковь. Вид ее с того времени изменился, ее существенно перестраивали в XVIII и XIX веках, но росписи внутри сохранились со времен Ионы III. Она сияет центральным золотым куполом и еще четырьмя малыми – синими со звездами. Что означает эта символика можно Посмотреть в Этой стать е.

Рождение Варфоломея

В семье боярина Кирилла и жены его Марии — так звали родителей Сергия Радонежского — было трое детей, три мальчика. Когда родился будущий русский святой? Точная дата рождения не известна.

Предположительно, день его рождения 3 мая 1319 года. Удивительно, но в жизни такого знаменитого человека много белых пятен. Достоверно известна только дата смерти, даты остальных событий лишь предполагают.

В день рождения родители дали Сергию Радонежскому имя — Варфоломей. Мальчик был средним ребёнком в семье. Его братья хорошо учились в школе, а вот Варфоломею учёба давалась тяжело, не понимал он Священных книг, которые пытался прочесть. С горячими молитвами обращался Варфоломей к Богу, умоляя помочь ему научиться читать и писать.

Невероятная история рождения обители

Этот древний монастырь ещё в 14 веке основал епископ Яков (Иаков), который за спасение от казни преступницы был изгнан из города решением князя и горожан. Тогда святитель вышел за границу города, пришёл на берег озера, снял мантию, перекрестил её и положил на воду. А сам встал на неё, и она поплыла под ним как ладья.

Чудо это сотворил святой Яков для того, чтобы показать людям, что и спасение преступницы, и выбор места для святой обители, и все его поступки совершены не по воле человека, но по воле Божьей, при помощи Божественного указания.

На обозначенном месте Яков построил деревянную церковь в честь Зачатия праведной Анны Пресвятой Богородицы и рядом поставил свою келью. Это произошло в конце 14 века.

Так получилось, что рядом с построенным Спасо-Яковлевским монастырём уже стоял, построенный в 13 веке, на 150 лет ранее мужской Спасо-Песоцкий монастырь. Его еще называли «Спаский на Песках».

В 1271 году его основала княгиня Ростова — Мария. После смерти мужа в битве с захватчиками-татарами, она сама управляла Ростовским княжеством. Учёные считают, что она была единственной женщиной, писавшей на Руси летописи.

Так и стояли рядом два монастыря почти 400 лет. Но потом, по указу Екатерины-2, они объединились в один. От названия одного взяли «Спасо», от другого — «Яковлевский» и ещё добавили «Димитриев» — имя святителя, прославившего этот храм. При этом Свято-Песоцкий, хоть и был наиболее богатым и более старым, был приписан к Яковлеву монастырю.

В наши дни от этого древнего монастыря сохранился лишь Свято-Преображенский храм, которые немного обособленно располагается рядом с Яковлевской обителью.

Достоверно известно, что царские особы не обходили своим вниманием Ростовский монастырь. Например, кроме многочисленных грамот на владение землями царь Алексей Михайлович в 1652 году сделал обители ценный подарок: 60-килограммовый колокол, хранившийся в храме до 20 века

Исторические сведения об основании монастыря

Из постановления Святейшего Правительствующего синода от 23 октября 1906 года мы узнаем, что купец Самуил Федоров пожертвовал свою землю близ Нахичевани под строительство Троице-Алексеевской женской обители, предварительно оплатив проект будущего храма архитектору Н. Соколову. По преданию, желание купеческой дочери принять постриг побудило Федорова на такую жертву.


Иверский женский монастырь в Ростове-на-Дону

В 1908 году было завершено строительство церкви в честь святого образа Богородицы «Иверская», список которой был подарен самим купцом Федоровым.

Первая настоятельница нововозведенного монастыря игуменья Анастасия собрала под сенью обители 50 насельниц. На монастырской территории забил целебный источник, над которым построили каплицу.

В 1914 году царь Николай ІІ с сыном Алексеем возвращались с Кавказских минеральных вод, где проходили лечение, и остановились около Иверской церкви, чтобы поклониться святыне.

Первая мировая война не оставила в стороне женский монастырь. До 1920 года двадцать сироток, вывезенных с Польши, жили и обучались в монастырских кельях.

Современное состояние

Сегодня традиционно служители занимаются не только духовным направлением, но и социальным, помогая тем, кто нуждается в материальной помощи либо наставничестве.


Иконостас храма в честь святителя Димитрия Ростовского

Прекрасным образом устроено монастырское хозяйство, необходимое для существования монастыря: в пекарне, бане, прачечной и просфорной — везде кипит работа, освященная божией милостью. В весенне-летний сезон ведутся активные работы на нескольких монастырских огородах, сенокосе и скотном дворе, благодаря чему любой приехавший в обитель человек может приобрести настоящий хлеб, по виду напоминающий куличи, которые многие хозяйки выпекают перед Пасхой, и другие натуральные продукты.

На заметку! Удивительно, но кроме традиционной для монастырей и храмов воскресной школы при монастыре работает Школа искусств, где очень много внимания уделяется музыкальному отделению.

Возникновение монастыря

В старину, где-то в начале девятнадцатом веке, зажиточный торговец из Ростова сделал щедрое пожертвование Екатеринославской Церкви, он подарил надел земли. Который располагался вблизи населенного пункта Нахичивани. Предназначение данного строительства было определено сразу, монастырь строился для женщин- монахинь начала. Причина совершения столь щедрого пожертвования, объяснялось просто: юная наследница торговца решила уйти из мирской жизни и посвятить свою жизнь служению Господу.

И буквально сразу ж оформив все по закону, стали закладывать фундамент монастыря. Из истории так и осталось загадкой исполнила ли свое намерение юная наследница купца либо ж она обрела мужа и родила отцу внуков, однако независимо от этого Иверская женская обитель в Ростове-на-Дону была возведена и работает в наше время. Сперва обитель назвали Федоровской, во имя фамилии ее творца. Примечательно, что именно творец и привез специально для обители каталог с чудодейственным Иверским святым ликом Пречистой Девы Марии, в честь которого вскоре и назвали монастырь.

Во времена первого мирового противостояния монахини монастыря показали настоящую православную добросердечность. Настоятельницы выразили желания дать осиротевшим девочкам, которых привезли с захваченной Польши. Девочки не только получили любовь и заботу монахинь, а еще им дали право на учение в учебное заведении.

Во времена тяжелого и смутного семнадцатого года, в течении которого все храмы и обители закрывали по приказу государственной власти, монастырь оставался открытым еще десять лет, и это была заслуга сообразительности его инокине. Его переквалифицировали в сельхозартель. Довольно скоро настоятельницы создали свой двор для скота и птиц. Кроме того на подворье монастыря открыли хлебопекарню, пасеку и посадили фруктовые деревья. Однако невзирая на довольно прибыльное дело в конце двадцатых годов обитель отбрали. Всех сестёр выгнали, а их инокинь казнили.

По прошествии пару лет абсолютно все строение и дела, которые были построены и велись самостоятельно монахинями монастыря были полностью разрушены. И лишь в 1989 году православная Церковь подала прошения в государственное управления с обращением о возврате земли обители вместе с ее подворьем. Государство разрешило начать восстановительные работы и возвратить монастырь епархии. Все работы по восстановлению монастыря окончили полностью в 1999 году.

Это интересно: Валдайский Иверский монастырь: освещаем суть

Архитектурные памятники на территории Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря

Самые первые монастырские строения были деревянными и не сохранились. Собор, освященный в честь Зачатия праведной Анны, возвели за 5 лет с 1685 по 1691 годы. Эта церковь не имеет подклета. В монастырях, в отличие от приходских храмов, нужды в подклете, выполнявшем роль склада, не было. Первоначально собор был перекрыт подзакомарно, но со временем для него сделали более практичную четырехскатную кровлю.

Зачатьевский собор

Храм пятикупольный. Его центральная золотая глава установлена на мощный световой барабан, в остальные синие, украшенные золотыми звездами главы покоятся на глухих барабанах меньшего размера. Такое сочетание цветов в христианских традициях связано с именем Божией Матери. Удивительно, но в соборе сохранились старые, выполненные сразу после его возведения, настенные росписи, сделанные знаменитыми ярославскими изографами.

В 60-е годы XVIII века для храма мастерами из Осташкова был вырезан великолепный деревянный позолоченный иконостас. Спустя почти два десятка лет иконы для него написал художник Венедикт Вендерский, работавший при дворе.

Димитриевский собор

Огромный Дмитриевский собор построен в традициях классицизма в конце XVIII – начале XIX века на средства, выделенные графом Николаем Петровичем Шереметьевым. Собор увенчан маленькой главкой на большом куполе. Со всех сторон его украшают большие портики с колонами и барельефами. А роспись стен внутри собора принадлежит кисти известного ярославского изографа Порфирия Рябова. Яковлевская церковь много раз перестраивалась. В последний раз это произошло в XIX веке, когда храм был разобран практически до основания и возведен заново. Архитекторы старались придать ее пропорциям и внешнему декору сходство с более крупным Дмитриевским собором.

С востока от монастырских храмов стоит большая трехярусная колокольня, которая появилась здесь в 70-е годы XVIII века. Это самая высокая постройка обители, декорированная весьма строго и органично вписывающаяся в архитектурный монастырский ансамбль. Кирпичные здания настоятельных и братских корпусов, а также хозяйственных построек возведены в традициях классицизма в последней трети XVIII века.

Северные ворота

Форпосты Святой Руси. Ростов Великий. Спасо-Яковлевский монастырь. История.

В последней четверти 19 в. Спасо-Яковлевский монастырь получает новый статус — он вернулся в епархиальное ведомство и стал резиденцией викарных епископов. Расцвет монастыря был прерван революцией.

В январе 1918 г. в России вступило в силу новое законодательство о вероисповедании и церкви, принципиально изменившее условия существования религиозных учреждений. 20 января февраля был принят декрет Совета народных комиссаров “О свободе совести, церковных и религиозных обществах”, ставший первым и основным постановлением советской власти, утверждающим новое отношение к церкви. Церковь отделялась от государства, церковные и религиозные общества лишались прав юридического лица, их имущество национализировалось и объявлялось “народным достоянием”. К концу лета 1918 г. Народный комиссариат юстиции разработал инструкцию о порядке проведения в жизнь этого декрета, в которой, в частности, определялось: “Имущества, которые находились в ведении ведомства православного вероисповедания, … переходят в непосредственное заведывание местных Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов”. Все доходные церковно-монастырские имущества “как то: дома, земли, угодья, фабрики, свечные и другие заводы, рыбные промыслы, подворья, гостиницы, капиталы … незамедлительно отбираются” и поступают в полное распоряжение местных органов власти.


Между тем, и здесь Яковлевскому монастырю повезло, поскольку его архитектурный ансамбль практически полностью уцелел. Были сохранены все храмы и жилые постройки, часть хозяйственных сооружений и ограда. По всей видимости, этому отчасти способствовало использование массивных монастырских церквей в качестве военных и торговых складов, и приспособление келейных корпусов − двухэтажных, каменных и удобных − под жилье для горожан. В 1929 г. он был окончательно упразднен. Прошло более семи десятилетий, прежде чем в монастырь вновь вернулась жизнь. В 1991 г. он был возвращен православной церкви и вновь стал действующим. Монастырское богослужение было возобновлено на Пасху, 7 апреля 1991 г. В 1991 г. Воскресение Христово совпало с Благовещением, так возрождение обители было ознаменовано слиянием двух великих праздников.


В июне 1991 г. Ростовский музей передал Спасо-Яковлевскому монастырю мощи святителя Димитрия, крестным ходом они были перенесены в монастырь. Мощи прославленного чудотворца были возвращены на то место, где им было завещано храниться, а Яковлевский монастырь вновь обрел свою величайшую святыню. В конце того же года в обитель из музея были переданы мощи преподобного Авраамия, основателя древнейшего ростовского монастыря – Богоявленского Авраамиева.

Экскурсионная программа

Мы решили заказали индивидуальную экскурсию, во время которой местный батюшка целый час водил нас по храмам и очень интересно рассказывал про историю этого места и о связанных с ним человеческих судьбах.

Побывали мы и на чердаке одного из храмов, что редко где разрешается. Точнее, это было место, где располагался церковный хор, почти под самым куполом. Для нас открывали и те храмы, которые были в данный момент закрыты для посещения другим паломникам.

Экскурсию можно заказать, приехав в монастырь. Стоимость на группу 500 рублей. Здесь же при входе можно приобрести билеты на смотровую площадку. Их цена 50 руб на человека.

Нужно учитывать, что забраться на юго-западную башню и прогуляться по крепостной стене можно ежедневно с 10.00 до 17.00. Кстати, при заказе экскурсии, вход на смотровую площадку бесплатен, он входит в стоимость экскурсионной программы.

Если у вас нет возможности добраться до монастыря самостоятельно, можете заказать организованную экскурсию заранее. В сопровождении профессиональных экскурсоводов вы сможете увидеть все самые главные достопримечательности Ростова Великого.

Спасо-Яковслевский монастырь расположен в городе Ростове Ярославской области по адресу: улица Энгельса, дом 44. По будням утренние службы там проходят в 7:30, а в праздники и выходные — в 9 часов. Вечерние службы проходят ежедневно в 17:30.

В Зачатьевском соборе сейчас не служат, так как он находится на реставрации, но 1 раз в неделю здесь проходит молебен. Можно оставить записку с именами родных и знакомых, чтобы о них тоже помолились во время службы, если сами не сможете присутствовать.

Рядом с монастырем есть небольшая парковка. Координаты: 57.1753, 39.39296.

Вы можете посмотреть расположение мужского монастыря на карте (нажмите «+», чтобы приблизить объекты).

Город называется Ростов Великий, но он небольшой, там проживает всего 32000 человек. Но зато здесь 5 действующих монастырей и ещё 2 в пригороде. Приходите, это место намолено веками, и здесь это ощущается!

Наша поездка В Яковлев монастырь состоялась 18 июля 2016 года. Другие достопримечательности Ярославской области, где мне удалось побывать, есть на этой карте.

Монастыри (14)

по алфавиту
   по популярности  

Рождественский монастырь19

Рождество-Богородицкий монастырь был основан в XIV веке святым архиепископом
Феодором, племянником преподобного Сергия Радонежского. Каменное строительство
началось во времена наместничества Ионы Сысоевича в конце XVII века.

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь19

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь расположен на берегу озера Неро. Он был
основан в 1389 г. У монастыря – богатая и длинная история. На этом месте
первоначально было заложено два монастыря: Спасо-Песоцкий женский и Яковлевский
мужской .

Борисоглебский монастырь17

Борисоглебский монастырь расположен в поселке Борисоглебский Ростовского
района. Доподлинно неизвестно, когда именно он был основан. Известно, что он
близ Ростова появился где-то после 1340 г., скорее всего, в конце 14 в.

Богоявленский Авраамиев монастырь16

Богоявленский Авраамиев монастырь – один из наиболее древних в Ростове
Великом. Монастырь располагается на берегу озера Неро. Монастырь был основан в
конце 11 – начале 12 вв. Авраамием Ростовским, который поселился на берегу
озера, около языческого капища, где стоял идол Велеса.

Петровский монастырь13

Петровский монастырь расположен на берегу озера Неро. Он был основан в 13 в.
царевичем Ордынским, чудотворцем Петром, как раз на том месте, где ему чудесным
образом явились апостолы Петр и Павел. Царевич приехал в Ростов из Орды вместе с
епископом Ростовским Кириллом.

Борисоглебский собор Борисоглебского монастыря9

Собор Бориса и Глеба был построен зодчим Григорием Борисовым на месте
одноименной церкви в 1522-1524 годах в московских традициях. Храм –
четырехстолпный, одноглавый, с простыми и ясными формами, лаконичным
асимметричным силуэтом, шлемовидным куполом и щелевидными окнами.

Введенская церковь Свято-Троицкого Сергиева Варницкого монастыря9

Введенская церковь Свято-Троицкого Сергиева Варницкого монастыря –
единственный храм, переживший богоборческие времена и дошедший, хотя и в
совершенно искаженном виде, до наших дней. Она была построена в 1826-1828 годах
в стиле классицизма на средства, пожертвованные благотворителями.

Рождественский собор Рождественского монастыря8

Один из самых примечательных храмов в городе Ростов – это Рождественский
собор, расположенный на Советской площади. До нашего времени дошли сведения, что
храм неоднократно перестраивался. К сожалению, современники так и не смогут
посмотреть относящуюся к храму колокольню, ведь она была утрачена.

Троицкий собор Свято-Троицкого Сергиева Варницкого монастыря8

В городе Ростов Ярославской области стоит великолепный Троицкий собор в
Свято-Троицком Сергиевом
Варницком монастыре. Именно это здание стало первым
каменным строением при монастыре. Предположительно, собор был выстроен в
1770-1771 годах согласно указу епископа из Ростова Вольховского Афанасия,
который ранее, перед принятием святительского сана, являлся архимандритом при
Троице-Сергиевой лавре.

Богоявленский собор Богоявленского Авраамиева монастыря7

Богоявленский собор Богоявленского Авраамиева монастыря был построен примерно
в 1080 г. преподобным Авраамием. Изначально храм был деревянным. Каменный
построили во времена царствования Ивана Грозного.

Зачатьевский собор Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря6

Зачатьевский собор Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря (его современное
здание) был построен в 1686 году в узорочном стиле. Первоначально он был освящен
как Троицкий.
В мае 1689 года церковь начали расписывать ярославские мастера.

Свято-Троицкий Сергиев Варницкий монастырь6

Свято-Троицкий Варницкий монастырь был основан в 1427 году Ростовским
архиепископом Ефремом на том месте, где находился родительский дом Преподобного
Сергия Радонежского. Обитель расположена на северо-западной окраине Ростова
Великого, в поселке Варницы.

Димитриевский собор Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря3

Знаменитый Димитриевский собор часто называют Шереметьевским, ведь имя его
строителя – граф Н.П. Шереметьев

Важно отметить, что вторым строителем собора
выступил его сын Д.Н. Шереметьев, трудами которого в период между 1869 и 1870
годами был выстроен совершенно новый иконостас

Церковь Св. Иакова Ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря2

Храм святого Иакова Ростовского был построен на месте разобранного в 1824
году Яковлевского придела Зачатиевского собора. Он был необходим для проведения
зимних богослужений. Эта церковь строилась попечением архимандрита Иннокентия,
настоятеля монастыря, и его наместника иеромонаха Флавиана.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь

В 1427 году в 2 км от Ростова был основан Троице-Сергиев монастырь. Его историю трудно назвать простой: монастырь разорялся поляками, а в советское время был почти полностью разрушен. Троицкий собор, его главное сооружение, уже отстроен заново. Издавна по роскоши убранства с ним не мог сравниться ни один ростовский собор. Стены и своды были искусно расписаны, а каждый придел имел позолоченный иконостас. Многие иконы Троицкого собора были пожертвованы и украшены серебряным окладом. Во время реконструкции и внешнее, и внутреннее убранство этой церкви удалось частично восстановить.
Среди других восстановленных сооружений стоит посетить Введенскую церковь, выдержанную в стиле классицизма. Она была построена на средства благотворителей и купцов в XIX веке. Это единственный храм монастыря, которому удалось пережить период богоборчества. Несмотря на потери, церковь снова функционирует. Она сохранила несколько старинных икон, сосуды и престол.

Настоятели, наместники

  • Павел (1623 — 1624)
  • Иоаким (1686)
  • Никодим (март 1703)
  • Иаков (1720 — 1734)
  • Иосиф (1734)
  • Рафаил (1735)
  • Боголеп (1736)
  • Пармен (1737 — 1740)
  • Савватий (1740 — 1750)
  • Серапион (1750 — 1753)
  • Гавриил (1753)
  • Киприан (1754 — 1757)
  • Иларион (Завалевич) (1757 — 1761) 14 мая 1758 — в Спасский Ярославский. Он же управлял и Яковлевским монастырем.
  • Лука (1761 — 30 сентября 1763)
  • Павел (30 сентября 1763 — март 1764)
  • Иероним (1764 — 1765)
  • Павел (26 марта 1765 — 1-17 марта 1769)
  • Ириней (Братановский) (4 августа 1770 — 26 апреля 1775)
  • Феоктист (Мочульский) (16 июля 1775 — 1775)
  • Амфилохий (Леонтович) (1776 — 1787)
  • Авраамий (Флоринский) (9 февраля 1786 — 30 апреля 1797)
  • Мелхиседек (Короткий) (14 июня 1797 — апрель 1806)
  • Аполлинарий (Пуляшкин) (9 апреля 1806 — 1818)
  • Досифей (Немчинов) (1818 — 1819) и/о

Иннокентий (Порецкий) (11 августа 1818 — 27 февраля 1847)
Поликарп (Соснин) (14 марта 1847 — 4 ноября 1867)
Иларион (4 ноября 1867 — ?)

Иаков (1898 — 1906) архим.
Анатолий (Юнгер) (23 июня 1906 — 27 февраля 1909)
Иосиф (Петровых) (27 февраля 1909 — 1923)

С 1923 по 1991 год монастырь был закрыт

  • Евстафий (Евдокимов) (16 мая 1991 — 27 января 2000)
  • Димитрий (Буров) (2000 — 2003)
  • Серафим (Симонов) (7 мая 2003 — (8 октября) 10 октября 2009)
  • Савва (Михеев) (8 — 10 октября 2009) и.о.

Савва (Михеев) (10 октября 2009 — 22 марта 2011)

Августин (Неводничек) (23 марта — 30 мая 2011) и.о.

Августин (Неводничек) (с 30 мая 2011)

В помощь паломникам и туристам

Иверская женская обитель находится по адресу: Ростов-на-Дону, улица Неклиновская, дом 4. С любого уголка города можно доехать до остановки «Совхоз», и там пройти до обители.

При монастыре работает паломнический центр, принимающий паломниц на несколько дней пожить и потрудиться. О проведении экскурсий следует договариваться заблаговременно.

Утро в монастыре для прихожан начинается братским молебном в 7.00, после чего следует исповедь, в 8.00 начинается Литургия, после которой читается заупокойная лития.

По выходным и праздничным дням храмы открыты с 9.00 до 12.00, вечером с 18.00 до 21.00.

Таинство крещения проводится в 13.00 каждый день, в 14.00 в обители можно обвенчаться.

Свято-Иверский женский монастырь Ростова-на-Дону

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector