Гуслицкий спасо-преображенский мужской монастырь
Содержание:
Спас на Нерской
Место, на котором стоит обитель, издревле называлось «монастырище», с ним связано много преданий и легенд. Гуслицы, давшие название монастырю, ранее были обширным краем, частью Богородского и Бронницкого уездов Московской губернии, захватывали Владимирские и Рязанские земли. Древними рукописями скупо зафиксировано, что в 1410 году на месте нынешней обители были болота, которых в округе и сейчас сохранилось множество. Митрополит Киевский Фотий во время татаро-монгольского нашествия сорок дней скрывался среди гуслицких болот. Во время одной из переправ через реку Нерскую ему чудом посчастливилось спастись. На том месте, где ему удалось выйти на берег, он велел построить храм, освятив его как Спас на Нерской. Позднее церковь стала именоваться Преображенской, а при ней образовался погост на Мошеве. В писцовых книгах 1631–1633 годов упоминается, что храм был уничтожен, но причины его ликвидации остались неизвестными. В тех же источниках написано, что церковная земля сдавалась в аренду. В 1667–1668 году священником Григорием была срублена новая деревянная церковь, сгоревшая впоследствии, потом ее вновь отстраивали. И все это время при храме бережно хранилась старинная чудотворная икона Нерукотворного Спаса, ее обрели во мхах на месте чудесного спасения митрополита Фотия. С этой святыней совершались многочисленные крестные ходы. После произошедшего церковного раскола, с конца XVII века, Гуслицы приглянулись староверам – они стали селиться в глухих лесах. Местность хоть и находилась недалеко от столицы, тем не менее, прекрасно скрывала не только не согласных с Никоновскими реформами священников и паству, но и многих разбойников.
Миссионер в Гуслицах
Гуслицкую Спасо-Преображенскую обитель называли миссионерской, а первого игумена Парфения Агеева посылали в Гуслицы на «апостольский подвиг». Кажется странным, что миссионерские и даже апостольские труды требовались во второй половине XIX века в семидесяти верстах к востоку от Москвы. Однако в то время край Гуслиц представлялся многим опасным и диким углом Подмосковья. Если верить литературе того времени, миссионера и любого православного здесь ожидали бандиты, плуты, фальшивомонетчики и фанатичные сектанты. Из Гуслиц вышел подмосковный «Робин Гуд» разбойник Василий Чуркин, о котором вскоре после смерти был даже написан популярный роман. Местное население считали не менее жестоким, чем дикие языческие племена. Под видом внешнего благочестия гусляки якобы скрывали пороки: считали за добродетель обмануть, обокрасть и даже убить православного. В «Сказании о начале и настоящем положении Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря» 1863 года говорилось: «Отделившись от православной церкви, эти несчастные потеряли всякое сознание добродетельной и благочестивой жизни, так что в настоящее время во всей Московской округе пользуются незавидной славой: в названии гусляк здесь все понимают человека без чести и совести».
Болотистая и лесная местность Гуслицкой стороны на стыке трех губерний действительно привлекала шайки разбойников и бандитов, но кровожадность гусляков сильно преувеличивали. Гуслицы объединяли десятки сел и деревень в Богородском уезде, жители которых упорно придерживались старых церковных обрядов и не признавали реформ патриарха Никона. Живя самобытно и замкнуто, подмосковные старообрядцы вызывали суеверный страх у православных и раздражение у государственных властей.
Министр государственный имуществ М.Н. Муравьев предложил царю Александру II ликвидировать очаг старообрядчества недалеко от Москвы. У Муравьева уже имелся подобный опыт. В первой половине XIX века он боролся с католическим иезуитским влиянием среди белорусов. Император отклонил строгие меры против раскольников Гуслиц. Его политика по отношению к староверам была более гибкой, чем при Николае I. Александр предложил московскому митрополиту Филарету для преодоления раскола в Гуслицком крае строить мужские и женские монастыри со школами, богадельнями и больницами. Миссионерский монастырь был призван обращать раскольников не силой, а «словом и примером иноческой жизни».
Гуслицы называли «неведомой страной… логовищем закоренелых отщепенцев». Подходящей кандидатурой игумена для такого места стал инок-путешественник Парфений Агеев. Он объездил многие неведомые россиянам и далекие страны и описал их в «Сказании о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле». Эта книга пользовалась популярностью во второй половине XIX века. О ней положительно отзывались Тургенев, Салтыков-Щедрин, Лев Толстой. «Сказание» инока Парфения оказало влияние на творчество Федора Михайловича Достоевского.
Инок Парфений – в миру Петр Агеев – воспитывался в старообрядческой семье. Он постригся в монахи в старообрядческом Белокриницком монастыре, но позже перешел в православие и принял новый постриг на горе Афон. Литературный талант помогал в полемике со староверами. Он написал несколько книг против раскола. До Гуслицкой обители схиигумен Парфений был строителем другого подмосковного монастыря – Николаевской Берлюковской пустыни в Богородском уезде. Конец жизни Парфений провел в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры.
Возрождение
Ситуация изменилась в 1994 году, когда инициативная группа прихожан организовала общину, и часть территории была передана верующим. Летом 1998 года храм вернули общине, началось восстановление монастыря. Настоятелем назначили игумена Георгия (Хлебникова). После десятков лет разорения обители вернули только часть владений, основная территория занята крупнейшим в Подмосковье психоневрологическим диспансером. Монашеская жизнь постепенно возрождалась, реставрировались помещения, прибавлялась паства. В 2009 году настоятелем был назначен игумен Стефан (Макаров). Братия, наследуя старинный устав, ведет просветительскую и миссионерскую работу. С 2010 года ежемесячно выходит газета «Преображение», при монастыре работает книжная лавка, проводятся православные ярмарки, вновь функционирует воскресная школа для детей и взрослых. Работа с подростками имеет расширенный формат, их приглашают в организацию «Гуслицкое братство». Монастырь принимает активное участие в жизни города, священники занимаются с детскими коллективами, на православные праздники приходит все больше людей, расширяет свою деятельность социальная служба «Милосердие».
Постройки
В центре монастыря находится великолепный Преображенский храм, который был возведен в 1886 г. При начертании проекта создатели ориентировались на схему постройки Собора Спасителя, расположенного в столице. Двухъярусный Спасо-Преображенский собор воздвигли на месте старой деревянной церкви, основанной митрополитом Фотием. Вскоре его переделали в великолепный храм с девятью главами, территориально он стал находиться на севере монастырского комплекса.
Внутреннее убранство Преображенского собора
Больших трудов стоило братии восстановить былое величие главного строения после долгих лет угнетения в советский период. В 2008 г. митрополит Ювеналий совершил великий чин освящения Преображенского собора, ритуал происходил в день 150-летия с даты основания монастыря.
- В 1917 г. завершилось строительство церковной колокольни. Высота сооружения была более 55 метров, на втором ярусе располагался храм, освященный в честь преподобного Фотия. В советский период на третьем этаже установили водопроводный бак, в настоящее время продолжается реставрация колокольни.
- В 2013 г. на территории Гуслицкой обители проводились работы по восстановлению трапезного корпуса. Здесь устроили церковь во славу семьи Романовых. Ритуал освящения состоялся в 2013 г., проводил его митрополит Ювеналий.
Настоящее время
В 2009 г. Московский епископ Роман представил паломником нового настоятеля Гуслицкой обители, им стал игумен Стефан, который до этого служил настоятелем церкви Новомучеников России.
Ещё интересные статьи о православии:
Монастырская община с момента передачи комплекса РПЦ стала вести просветительную деятельность. С 2010 г. среди местного населения началось распространение бесплатной газеты, которая называлась «Преображение». Зимой этого года на территории открыли церковную лавку, где паломники имеют возможность приобрести духовные книги и различную атрибутику, а также воскресную школу. Монастырская община с этого времени регулярно проводит ярмарки.
В Гуслицкую обитель часто приезжают известные люди Православия, они делятся с прихожанами личным духовным опытом
Беседы с видными священниками и богословами приносят колоссальную религиозную помощь тем, кто стремится жить по воле Всевышнего Творца.
В 2010 г. на территории комплекса создали церковную подростковую организацию, где большое внимание уделено духовному развитию и физическим упражнениям для укрепления тела. В 2010 г. по благословению монастырского игумена Стефана община создала службу милосердия.
Городское управление Куровского не остается в стороне от деятельности Гуслицкой обители
Социальные учреждения наладили крепкие и дружественные отношения с монастырем. В одной из школ города священники часто ведут уроки по основам Православия.
Местная театральная студия готовит религиозные спектакли на праздники Рождества, Пасху и Преображение. Православные торжества вызывают большой восторг у местных жителей, так как здесь устраиваются различные соревнования, игры, раздаются подарки.
В 2013 г. провели реконструкцию трапезного храма: усилили фундамент, заменили перекрытия, сделали стены более устойчивыми, соорудили новую кровлю. В отремонтированном здании устроили церковь во славу Страстотерпцев Романовых.
Интерьер храма в честь святых Царственных Страстотерпцев
Интерьер расписали, установили иконостас, освящение произошло в конце лета 2013 г. На первом этаже храма работает фотогалерея, которая посвящена семье Николая II и жизни Российской империи до времен революции.
Общинная деятельность
Обитель располагается по адресу: г. Куровское (100 км. От столицы), ул. Лесная, дом № 24/1. Доехать до места можно на общественном транспорте, остановка находится рядом с главными вратами. Богослужения проходят здесь ежедневно, утреня начинается в 7:00, а вечерня — в 17:00. По будням совершаются молебны о людях, страдающих различными видами зависимости.
С 2010 г. в монастырском комплексе функционирует детская воскресная школа. Учителя убеждены: правильное религиозное знание и добродетельное отношение поможет утвердиться человеку в праведности. Главный предмет изучения — Закон Божий, преподается различным способом для детей всех возрастов. Самые малые изучают его посредством просмотра мультфильмов и рисования. Занятия проходят по выходным дням. Два-три раза в год родители со своими чадами отправляются в путешествие по святым местам Отечества.
На основе старших классов воскресной школы здесь создана православная молодежная дружина. Подростки еженедельно встречаются в монастыре, а также занимаются в спортивном зале, изучая основы туризма и практикуя самооборону.
Важно! В обители также совершаются милосердные молебны о людях, страдающих различного рода зависимостями. Встречи клуба трезвости назначены на вечер среды
Монастырская служба милосердия помогает одиноким людям, старикам, инвалидам, многодетным семьям, организовывает досуг и празднества
Встречи клуба трезвости назначены на вечер среды. Монастырская служба милосердия помогает одиноким людям, старикам, инвалидам, многодетным семьям, организовывает досуг и празднества.
Фильм о возрождении Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря
История
Основан по инициативе императора Александра II и благословению митрополита Филарета (Дроздова) на рубеже 1858—1859 годов вблизи древнего погоста Спас на Мошеве. По мысли митрополита, обитель должна была сочетать традиционное монашеское делание с миссионерством и обучением детей
Первым строителем и настоятелем Спасо-Преображенского монастыря стал схиигумен Парфений (Агеев), который выбирая место для будущей обители, обратил внимание на деревянную Преображенскую церковь, основанную ещё митрополитом Фотием. Местные жители поведали строителю и миссионеру старинное предание о монастыре, который до татарского нашествия находился на противоположном берегу реки Нерская
Именно здесь схиигумен Парфений и начал возведение обители.
На месте древней Преображенской церкви был построен новый двухэтажный храм. Вскоре соорудили прекрасный девятиглавый Спасо-Преображенский храм в северной части обители, которую обнесли деревянной оградой. Первоначально все здания монастыря, за исключением корпуса со Скорбященской церковью и бани, были деревянными. В 1879—1886 годах был построен каменный пятиглавый собор во имя Преображения Господня. Кроме того, воздвигли каменный трапезный храм в честь Воскресения Словущего и величественную колокольню. С самого начала существования обители ей покровительствовала царская семья.
При Спасо-Преображенском Гуслицком монастыре существовала знаменитая второклассная монастырская школа — старейшая из церковно-приходских школ как Гуслицкого края, так и всей Московской епархии. В октябре 1913 года при школе был освящён храм во имя святителя Алексия — небесного покровителя наследника престола цесаревича Алексея Николаевича.
В обители была собрана прекрасная библиотека старопечатных и рукописных книг и большое собрание древних икон. Все это было вывезено из монастыря после его закрытия в 1922 году. Уцелевшая часть этих книг ныне хранится в отделе рукописей Государственного исторического музея.
В советский период, после закрытия монастыря его братия оставалась в обители, деля территорию с расположившимся здесь домом инвалидов. Затем большинство насельников было репрессировано; трое монахов из братии Гуслицкого монастыря сейчас прославлены в лике святых Новомучеников Российских — это преподобномученики Иоасаф (Крымзин), Петр (Мамонтов) и Серафим (Булашов).
В монастыре размещалась колония малолетних преступников, в Преображенском соборе был устроен склад реквизированного имущества. После Великой Отечественной войны в монастыре открыли большой дом инвалидов; затем здесь разместились психиатрический диспансер и интернат. Располагались здесь и некоторые другие светские организации.
Это интересно: Георгиевский собор Юрьева монастыря в Великом Новгороде
Святитель Фотий и «Спас во мхах»
По указу митрополита Филарета Дроздова игумен Парфений совершил две экспедиции в Гуслицкий край, чтобы найти подходящее место для будущего православного монастыря. В густом лесу на берегу речки Нерской он набрел на небольшую полуразрушенную церковь, сложенную из дерева. При этом храме жил священник, дьячок и отставной солдат – единственный прихожанин. В этой лесной церкви хранилась чудотворная икона Спаса Нерукотворного, которую почитали и раскольники. Парфений решил устроить обитель вблизи этого места, но на другом берегу реки. Вместе с помощником Иеронимом он отправился в Москву, чтобы доложить о выбранном месте в гуслицком лесу.
О намерении инока Парфения строить монастырь узнали окрестные жители. К нему пришли старые раскольники из деревни Курской. Они были настроены доброжелательно и рассказали пришельцу старые предания о лесной церкви и чудотворной иконе. Парфений хотел перенести полуразрушенную церковь на другой берег реки Нерской и, восстановив, сделать соборной в новом монастыре. Один из старцев заметил на это: «Погрешите вы этим перед знаменитым основателем этого храма». Старик рассказал, что деревянная Спасская церковь считалась первой в Гуслицкой стороне. Построил ее митрополит Фотий еще в XV веке. Летом Фотий часто ездил в свое митрополичье имение через Гуслицы. Почему митрополит построил в лесу церковь, никто не знал. Старики предположили, что Фотия могла задержать здесь вода в весеннее половодье накануне церковного праздника.
Старец рассказал также историю чудотворной иконы Спасителя, которая хранилась в церкви. Икона явилась во мху на том месте, где Парфений намеревался строить монастырь. Ее трижды переносили на другой берег реки в Фотиевскую церковь, но каждый раз она чудесным образом возвращалась обратно. Только на четвертый раз с крестным ходом образ удалось установить в деревянной церкви. Так как икону Спасителя нашли во мхе, приход прозвали «Спас на Мошку» или «Спас на Мошеве». «Икона эта чудная! У нас в Гуслицах многие видели благодать от нее», – рассказывал старик-раскольник. Образ был старше церкви, которую построил святитель Фотий. Место на берегу реки Нерской называли монастырищем – урочищем, где раньше стоял монастырь. По легенде, исчезнувшую обитель разорили татары. Рассказы стариков воодушевили игумена Парфения строить новый Гуслицкий монастырь на месте, которое отмечали до него древний монастырь, митрополит Фотий и явление иконы Спасителя.
Антон Саков
Что посмотреть
Спасо-Преображенский собор
Спасо-Преображенский собор почти полностью отреставрирован. Фото: Дмитрий НЕУМОИН, lori.ru
Главный храм монастыря был построен в 1886 году по проекту известного архитектора Федора Горностаева. В настоящее время он частично еще находится на реставрации.
Храм Царственных Страстотерпцев
Храм был освящен в 2013 году. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Храм расположен в трапезном корпусе монастыря на втором этаже. Был освящен в 2013 году.
При Гуслицком монастыре в Куровском действуют школа милосердия, семейный клуб и даже клуб трезвости.
Какие святыни хранятся
В монастыре хранятся частицы мощей нескольких святых. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
- Ковчег с частицей мощей святителя Спиридона Тримифунтского и его образ из монастыря святой Параскевы на острове Корфу.
- Чудотворная икона «Спас Нерукотворный».
- Иверская икона Божией Матери (была написана на Афоне в начале 20 века).
- Список с чудотворного образа «Всецарица».
- Икона преподобного Паисия Святогорца с частицей его рубашки.
- Ковчег с частицами мощей трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Нажмите, чтобы посмотреть панораму Гуслицкого монастыря
Расписание служб
6:30 | Часы. Божественная литургия |
16::00 | Вечернее богослужение |
Экспертное мнение
Екатерина Перова, доцент Московского государственного лингвистического университета, кандидат культурологии:
«Полемика в стихах поэта и митрополита»
— Митрополит Филарет, по благословению которого возник Гуслицкий монастырь в Куровском, вел стихотворную полемику с Александром Пушкиным. На свой 29-й день рождения поэт написал «Дар напрасный, дар случайный», где чувствовались пессимизм и отрицание Бога. Сам Пушкин тогда находился под надзором полиции. Филарет же ответил на него перефразированным стихотворением от лица самого Пушкина: «Не напрасно, не случайно жизнь судьбою мне дана…». В 1830 году Пушкин писал Елизавете Хитровой: «Стихи христианина, русского епископа в ответ на скептические куплеты — это, право, большая удача!». И тогда же ответил митрополиту новым стихотворением «В часы забав иль праздной скуки», тем самым публично признав его правоту.
Это интересно: Церковь Александра Невского в Егорьевске: излагаем подробно