Великий новгород. юрьев монастырь

Юрьев монастырь

Свято-Юрьевский монастырь, Великий Новгород

По легенде монастырь основали по приказу Ярослава Мудрого, который при крещении получил имя Георгий.

Колокольня-вход, Юрьев монастырь, Великий Новгород

Вход в монастырь оформлен в виде колокольни с проездной аркой. Это довольно молодое для Приильменья сооружение. Её построили в 1841 году по проекту Карло Росси. По проекту колокольня должна была быть гораздо выше, одна император Николай I приказал убрать целый ярус, чтобы колокольня не была выше московского Ивана Великого. В результате, её высота получилась 50 метров.

Георгиевский собор

Георгиевский собор, Свято-Юрьевский монастырь, Великий Новгород

Главным храмом Юрьева монастыря является Георгиевский собор. По приказу Мстислава Великого его построил мастер Пётр в 1119 году после того, как закончил Николо-Дворищенский собор. Так что он является третьей по старшинству из сохранившихся построек Новгорода. Если на минуточку задуматься, то этому собору уже 900 лет! И также, как Софийский собор является главным на левобережье Волхова, а Никольский — на правобережье, Георгиевский главенствует над озером Ильмень. Кстати, мастер Пётр — это первое из сохранившихся имён мастер-строителей. Символично, так как имя «Пётр» переводится с греческого языка, как «камень». В соборе долгое время висела икона «Святой Георгий», одна из древнейших в России, но сейчас её передали на сохранение в Третьяковскую галерею.

Георгиевский собор, Свято-Юрьевский монастырь, Великий Новгород

Современная деятельность прихода

Монастырь, несмотря на активную деятельность, не насчитывает большое количество братии — в некоторые годы их количество достигало всего 4 человек. Руководит братией архимандрит Лев. На территории 4-х храмов обители регулярно проходят богослужения, некоторые из них не отапливаются и присутствовать на службах в зимнее время года может быть затруднительно.

С 2005 года на территории была открыта Духовная семинария, которая с 2015 года называется «Епархиальные богословские курсы» и управляется архимандритом Львом. На территории обители расположен большой яблоневый сад, за которым ухаживают прихожане и монахи.


Богослужение в Свято-Юрьевом мужском монастыре

Для паломников вход на территорию монастыря бесплатный, но крайне желательны пожертвования, которые идут на реконструкцию и поддержание культурного достояния. Помимо богослужений, паломники могут остановиться в гостинице на территории и исследовать округ несколько дней, тем более окружающие пейзажи к этому располагают (возле обители есть даже пляж). Работает для туристов и трапезная, которая обслуживается братией.

Как добраться

Монастырь находится по адресу Великий Новгород, микрорайон Юрьево, Юрьевское шоссе, д. 10. Проще всего добраться до него на машине — на территории есть парковка и автомобиль позволяет окрестные пейзажи. Чтобы добраться на автомобиле из Новгорода надо выезжать по улице Троицкой, затем по главной дороге и ехать до поворота на Юрьев монастырь.

При поездке группой лучше всего заранее связаться с обителью по номеру телефона 8 (8162) 77-30-20 или написать письмо на е-mail: st_georg@mail.ru. Это необходимо для подготовки трапезы, экскурсионной программы и соответствующего количества спальных мест при необходимости.

Свято-Юрьев монастырь в Великом Новгороде

Витославлицы: музей деревянного зодчества под открытым небом

На территории Витославлиц собраны привезенные с Новгородской области и других мест деревянные постройки – дома, церкви, бани, хозяйственные строения, которые в 16-19 веках служили своим хозяевам по назначению и были бережно сохранены в первозданном виде.

Большинство строений, причем некоторые выполненные без единого гвоздя, открыты для посещения. Интерьер многих восстановлен до мельчайших деталей – накрытые столы с деревянной посудой, печки по-черному с лежанками, умывальники, лучины, детские кроватки, деревянные игрушки и пр.

В праздничные дни, такие как Масленица, Рождество, Пасха и День города, здесь проводятся всякие развлекательные мероприятия, которые будут интересны посетителям любого возраста. Народные музыкальные и танцевальные коллективы, игры и конкурсы на свежем воздухе, свежий квас и домашние пирожки, прогулки на лошадях в упряжке, продажа сувениров ручной работы – в общем, все как просит широкая русская душа.

В остальные дни в музее намного меньше посетителей, что дает возможность без спешки в приятной тиши деревьев прогуляться по окрестностям, запечатлеть местные красоты на камеру и отдохнуть от городской суматохи.

Стоимость посещения музея: 170 руб., студенты при предъявлении студенческого билета — 120 рублей, дети до 16 лет — бесплатно.

Как добраться до Витославлиц

Витославлицы на карте, можно менять масштаб Вам нужно вернуться в центр города и встать лицом к зданию Правительства Новгородской области (фото см. выше в статье), и слева на углу вы увидите ресторан с примечательным названием «Хорошие Люди» (угол улиц Чудинова и Мерецкова-Волосова).

Далее дойти до автобусной остановки, находящейся приблизительно в 30 метрах слева от ресторана.

Здесь вы садитесь на автобусы №7 или №7А. Путь займет от 20 минут до получаса. Точное расписание можно посмотреть тут: . Стоимость проезда – около 30 рублей.

Вход в музей Витославлицы выглядит так (на фото ниже). В этой симпатичной избушке вы купите билет.

Режим работы музея деревянного зодчества Витославлицы с мая по август: ежедневно с 10:00 до 20:00; продажа билетов с 10:00 до 19:40; экспозиции работают с 10:00 до 18:00.

В другие месяцы музей работает по сокращенному расписанию: в апреле и сентябре — до 18:00, с октября по март — о 16:00.

Далее вас ожидает приятная прогулка по огромной территории музея деревянного зодчества. Почти во все избы вход открыт. На территории музея есть маленькие кафе, бочки с вкусным квасом, ларьки с сувенирами и приветливые смотрители, готовые поведать историю и обычаи Древней Руси.

Возвращение в город не доставит проблем. Остановка находится в том же месте, куда прибывает автобус из Новгорода. Интервал движения 15-20 минут. Точное прибытие и отбытие автобусов можно посмотреть на стенде рядом с кассами музея.

Для осмотра Витославлиц вам хватит двух-трех часов, еще час заложить на путь туда-обратно, итого три-четыре. В общем, если совместить с Кремлем и Ярославовым дворищем, то как раз получается световой день.

Ильмень озеро

Господин Великий Новгород стоит не только на реке Волхов, но и при озере Ильмень. Древним, илистом, по берегам заросшим камышом, и оттого в нём водится там много рыб и птиц. Новгород — очень древний город, и некоторым его храмам под тысячу лет, но берега Ильмени заселялись намного-много раньше. До славян тут жили финские народности, и, может быть, название Ильмень нам досталось от них, но и до древних финнов тут жили — уральские племена из марийцев.

Так что нет ничего удивительного, что озеро обросло легендами как камышом. Например, в сказке о Садко царство Подводного Царя находится именно здесь.

Для Новгорода Ильмень была не менее важна, чем Волхов, потому что озеро было частью пути «из варяг в греки». И хотя Волхов — это единственная река, вытекающая из озера, впадает-то в него около 50 рек. И некоторые из них судоходны. Кстати, одно время сами новгородцы называли его Славенским озером.

И нет ничего удивительного, что на берегах озера выросли интересные места, например, «Витославицы», Свято-Юрьев монастырь и Рюриково городище.

История монастыря

По преданию, основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий; в русском языке последнее обычно имело форму «Юрий», откуда и пошло название монастыря. Первое летописное упоминание относится к 1119 году.

Строения монастыря первоначально были деревянными, как и его соборная церковь Святого Георгия. В 1119 году повелением князя Мстислава Великого был заложен каменный храм — Георгиевский собор, выстроен был мастером Петром — первым русским зодчим, имя которого называют летописи.

В 1125 году Мстислав наследовал престол киевский. Уже став великим князем, он женился на дочери новгородского посадника. В 1130 году он наделил Юрьев монастырь значительными земельными владениями. Жалованная грамота, написанная на пергаменте от лица Мстислава и его сына Всеволода, древнейший из сохранившихся русских юридических документов, хранится в Новгородском музее. При реставрации монастыря в 1990-х годах была обнаружена надпись на штукатурке (в бытовой графике) о посещении Юрьева монастыря Мстиславом Великим (в крещении Феодором) на свои именины: «Конязь былъ на Феодорово дьне Мстиславо».

В XII-начале XIII века в монастыре были похоронены представители новгородской знати. Шесть принадлежащих им каменных саркофагов были обнаружены экспедицией Института археологии РАН в 2019 году.

Стены Юрьева монастыря впервые упоминаются в летописи 1333 года.

В XII — XIII веках монастырь стал государственным монастырём Новгородской республики, а её глава — новгородский архимандрит — главой городских магистратов. К концу XV века Юрьев монастырь был одним из богатейших церковных феодалов.

После секуляризации монастырских вотчин в 1770-х годах монастырь потерял значительную часть своих владений и пришёл в запустение.

В 1822 году во главе обители стал архимандрит Фотий (Спасский), пользовавшийся благосклонностью Александра I. Ему благоволила также графиня Анна Орлова-Чесменская (дочь графа Алексея Орлова-Чесменского), одна из богатейших помещиц России. Иждивением последней в монастыре начались обширные реставрационно-строительные работы. За короткое время были построены Западный корпус с церковью Всех Святых, Спасский собор, восточный Орловский корпус с кельями для братии, северный с храмом Воздвижения Креста, южный с больничною церковью Неопалимой Купины. В 1841 году по проекту архитектора Карла Росси была построена колокольня.

В 1921 году было принято решение об экспроприации имущества и ценностей монастыря. Осенью 1924 года в Юрьеве действовало шесть церквей, но уже к 1928 году оставался только один храм — Крестовоздвиженский. В начале 1930-х годов какое-то время богослужения велись в одном из помещений Архимандритского корпуса. С 1932 года по сентябрь 1941-го в комплексе построек располагался инвалидный дом имени Свердлова.

Во время Великой Отечественной войны здесь располагались немецкие и испанские воинские части и части прибалтийских коллаборационистов, в частности, батальон литовской полиции вермахта. В эти годы здания монастыря подверглись серьёзным разрушениям.

После войны и до конца 1980-х годов на территории монастыря жили люди, размещалась почта, техникум, техническое училище, музей, продовольственный магазин и художественный салон.

Современная жизнь обители

25 декабря 1991 года комплекс зданий монастыря был передан в ведение Новгородской епархии. В 1995 году была создана монашеская община.

Священноархимандрит (настоятель) монастыря — Лев (Церпицкий), митрополит Новгородский и Старорусский.

Обязанности наместника монастыря исполняли:

  • с июня 1996 по апрель 2000 года иеромонах Феодор (Тараскин);
  • с апреля 2000 по июнь 2008 года эконом монастыря диакон Михаил (Кузин);
  • с 1 июня 2008 года исполняющий обязанности наместника — Арсений (Перевалов), с 3 мая 2016 года епископ Юрьевский.

Богослужение совершается в четырёх храмах монастыря: Георгиевском, Крестовоздвиженском и Спасском соборах, церкви иконы Божией Матери Неопалимая Купина.

По прошению архиепископа Льва (Церпицкого) в 2005 году Священный синод благословил открытие в монастыре духовного училища с назначением архиепископа Льва его ректором. С 2015 года училище именуется «Епархиальные богословские курсы».

История

По преданию, основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий; в русском языке последнее обычно имело форму «Юрий», откуда и пошло название монастыря. Первое летописное упоминание относится к 1119 году.

Строения монастыря первоначально были деревянными, как и его соборная церковь Святого Георгия. В 1119 году повелением князя Мстислава Великого был заложен каменный храм — Георгиевский собор, выстроен был мастером Петром — первым русским зодчим, имя которого называют летописи.

В 1125 году Мстислав наследовал престол киевский. Уже став великим князем, он женился на дочери новгородского посадника. В 1130 году он наделил Юрьев монастырь значительными земельными владениями. Жалованная грамота, написанная на пергаменте от лица Мстислава и его сына Всеволода, древнейший из сохранившихся русских юридических документов, хранится в Новгородском музее. При реставрации монастыря в 1990-е годы была обнаружена надпись на штукатурке (в бытовой графике) о посещении Мстиславом Великим (в крещении Феодором) на свои именины Юрьева монастыря: «Конязь былъ на Феодорово дьне Мстиславо».

Стены Юрьева монастыря впервые упоминаются в летописи 1333 года.

В XII—XIII веках монастырь стал государственным монастырём Новгородской республики, а её глава — новгородский архимандрит — главой городских магистратов. К концу XV века Юрьев монастырь был одним из богатейших церковных феодалов.

После секуляризации монастырских вотчин в 1770-х монастырь потерял значительную часть своих владений и пришёл в запустение.

В 1822 году во главе обители стал архимандрит Фотий (Спасский), пользовавшийся благосклонностью Александра I. Ему также благоволила графиня Анна Орлова-Чесменская (дочь графа Алексея Орлова-Чесменского), одна из богатейших помещиц России. Иждивением последней в монастыре начались обширные реставрационно-строительные работы. За короткое время были построены: Западный корпус с церковью Всех Святых, Спасский собор, восточный Орловский корпус с кельями для братии, северный с храмом Воздвижения Креста, южный с больничною церковью Неопалимой Купины. В 1841 году была построена колокольня по проекту архитектора Карла Росси.

В 1921 году было принято решение об экспроприации имущества и ценностей монастыря. Осенью 1924 года в Юрьеве действовало шесть церквей, но уже к 1928 году оставался только один храм — Крестовоздвиженский. В начале 1930-х какое-то время богослужения велись в одном из помещений Архимандритского корпуса. С 1932 года по сентябрь 1941-го в комплексе построек располагался инвалидный дом им. Свердлова.

Во время Великой Отечественной войны здесь располагались немецкие и испанские воинские части, и части прибалтийских коллаборационистов, в частности батальон литовской полиции вермахта. В эти годы здания монастыря подверглись серьёзным разрушениям.

После войны и до конца 1980-х годов на территории монастыря жили люди, размещалась почта, техникум, техническое училище, музей, продовольственный магазин и художественный салон.

25 декабря 1991 года комплекс зданий монастыря был передан в ведение Новгородской епархии. В 1995 году была создана монашеская община.

В настоящее время богослужение совершается в 4-х храмах монастыря: Георгиевский собор, Крестовоздвиженский собор, Спасский собор (храм Рождества Христова), и церкви иконы Божией Матери Неопалимая Купина.

В 2005 году Священный Синод, по прошению архиепископа Новгородского Льва, благословил открытие в монастыре духовного училища, с назначением архиепископа Льва его ректором.

Архитектурные особенности

По своим размерам Георгиевский собор похож на Софиевский храм Новгородского Кремля. Фундамент строения имеет крестообразную форму. В высоту сооружение достигает 32 м, ширину – 18,3 м, в длину – 26,8 м.

Крестово-купольный, шестистолпный, трехнефный храм выглядит тяжело и одновременно впечатляюще. Стены возведены из массивных каменных блоков и кирпича. Смешанного типа кладка обеспечивает прочность и надежность конструкции. Собор венчают три главы, которые имеют асимметричное расположение. Центральный купол покрывает среднокрестие, второй (средний) – возвеличивается над квадратной лестничной башенкой, третий (малый) – уравновешивает другую башню.

Кровля была позакомарной, покрытой свинцовыми листами. Со временем ее заменили на четырехскатную. Архитектура строения тщательно продумана. Основное помещение, которое предназначено для богослужений, значительно больше по габаритам. Алтарная часть визуально меньше.

Внутреннее убранство

В сравнении с внешним величием внутреннее убранство храма выглядит более просто. Но при этом ощущения тесноты и замкнутого пространства нет. Центральная часть будто бы взлетает ввысь, направляясь к куполам. С западной стороны устроены высокие хоры, которые идут от нижней части стен к верхней. Предполагалось, что именно здесь будут находиться князь и его семья во время богослужений. Изначально в соборе существовало два придела: во имя Всех Святых и в честь Благовещения.

Роспись стен не имеет особой ценности, поскольку она была обновлена в 1991 году. Также нельзя сказать чего-то особенного и о нынешнем иконостасе. Примитивная перегородка с выставленными в один ряд иконами – такой иконостас характерен нынче для Георгиевского собора в Свято-Юрьевом монастыре Великого Новгорода. Первичный иконостас высотой более 20 м был уничтожен богоборцами ХХ века.

Одной из сохранившихся сокровищниц храма являются фрагменты росписи начала XII века, которые находятся на внутренних стенках купола. Небольшие круглые окна дают мягкий свет, ниспадающий на умиротворенные настенные рисунки. До хоров ведет лестница из 50 ступеней, до купола – 43 ступени.


Внутреннее убранство


Нынешний иконостас


Фрагменты росписи начала XII века

Историческая справка

Монастырь Святого Великомученика, Победоносца и Чудотворца Георгия известен больше как Юрьев монастырь.  Он расположен в нескольких километрах от Великого Новгорода и стоит в месте, где река Волхов берет свое начало из озера Ильмень.

Основал его Ярослав Мудрый в 1030 году. Ярослав Мудрый в крещении носил имя Георгий,  а Юрий —  его диалектная форма на Древней Руси.

Изначально все строения были деревянными, первый каменный храм — сегодняшний Георгиевский собор — заложили лишь в 1119 году по приказу князя Мстислава Великого. В XII-XIII веках Юрьев монастырь являлся главным и самым богатым в Новгородской республике. Ему принадлежало 4654 крепостные души и 4416 десятин земли.

Зодчий Петр, который руководил строительством Георгиевского собора, является первым русским архитектором, чье имя зафиксировано в летописях.

В 1611-1617 годах монастырь разорили шведы. В этот период солдаты интервентов раскапывали могилы в поисках драгоценностей. И в 1614 году, вскрыв очередное погребение, они нашли нетленные останки. Шведы вытащили тело из могилы и поставили к крепостной стене. Оно оказалось абсолютно неразрушенным и  выглядело как живой человек. Так церковь обрела мощи святого князя Федора Ярославича, которые сейчас хранятся в Софийском соборе.

В  XVIII веке в Георгиевский собор перенесли мощи святителя Феоктиста, которые со временем были утеряны. Но во время раскопок в 2015 году гробницу обнаружили. Мощи поместили в Спасский собор.

В начале XIX века при поддержке государя и помещиков монастырь реставрируется, а заодно обзаводиться новыми церквями и корпусами. Но при советской власти обитель закрыли, ценности уничтожили или разграбили. Во время Великой Отечественной войны монастырь занимали немецкие и испанские части. Позже на его территории  размещались почта, училище, антирелигиозный музей и приют. Восстановление былого величия началось только в 1990-х годах и длится по настоящее время.

Путеводитель 1974 года называет монастырь «крупнейшим очагом религиозного мракобесия» и сообщает о намерениях открыть гостиницу в кельях монастыря и  ресторан в трапезной. Но эти планы не воплотили в жизнь.

До революции

В начале семнадцатого столетия Юрьев монастырь жестоко пострадал от рук шведских интервентов, которые заняли Великий Новгород. Георгиевский собор был полностью разграблен. Но в эти страшные годы пленения, как свидетельствуют летописцы, промыслом Божьим было свершено знаменательное не только для Новгорода, но и для всей России явление. Им стало обретение мощей благоверного святого князя Феодора Ярославича. Об этом удивительном событии обязательно рассказывают туристам, приезжающим сюда на экскурсию.

Когда в 1614 году шведские солдаты, охваченные безудержным безумием чем-нибудь нажиться, стали раскапывать могилы, они надеялись на обнаружение кладов или хотя бы каких-нибудь драгоценных атрибутов власти местных князей. Они вскрывали практически все погребения в Георгиевском соборе. В одном из них солдаты обнаружили нетленные останки князя Федора. Они вытащили его из могилы и поставили труп к стене. Невероятным было то, что не разрушенное временем тело осталось стоять как живой человек.

Когда в девятнадцатом веке единственная дочь графа Алексея Орлова-Чесменского Анна, унаследовавшая после его смерти огромное состояние отца, потеряла интерес к светской жизни и стала стремиться к жизни духовной, она большую часть своих денег направила на восстановление Георгиевского собора. Архимандритом Юрьева монастыря в то время являлся Фотий, впоследствии ставший ее духовным отцом. Это период стал «золотым» для новгородской обители.

Были отреставрированы не только Георгиевский собор, но и другие здания, построены три корпуса. Чуть позже была возведена и колокольня.

Список настоятелей Юрьева монастыря

Игумены:

Кириак; при нём в 1119 году основана соборная Георгиевская церковь; скончался в 1128 году;
Исаия (упоминается в 1134 году);
Дионисий (1158—1194);
Евфросин (в 1193 году он избираем был во архиепископа Новгородского);
Савватий (1194—1226);
Савва (8 марта 1226 года — 1230);
Арсений (1230 — ?);
Варлаам (умер в 1270 году);
Иоанн (упоминается в 1275 году).

Архимандриты:

Кирилл (упоминается в 1295 году как игумен, с 1299 — архимандрит — упоминается в 1310 году);
Моисей;
Лаврентий (упоминается в 1333—1338 годах);
Иосиф (? — 1337, 1338 — упоминается в 1345 году);
Никифор (упоминается в 1352 году);
Савва (упоминается в 1377 году);
Парфений I (упоминается в 1399 году);
Варлаам I (упоминается в 1419 году);
Григорий (упоминается в 1428 году);
Мисаил I (упоминается в 1449 году);
Феодосий I (упоминается в 1472 году — упоминается в 1476 году);
Кассиан, а по другим — Вассиан (в 1505 году сожжён за ересь жидовствующих);
Ермоген;
Силуан — записаны в синодике без лет;
Иона I (1517 — ?);
Феогност (умер в 1533 году)
Гурий (упоминается в 1540 году)
Иларион (упоминается в 1551 и в 1552 году)
Геннадий (упоминается в 1555 году)
Варфоломей (упоминается в 1558 и в 1564 году)
Леонид (упоминается в 1568 году)
Александр (? — 1577)
Дионисий (упоминается в 1582 году)
Мисаил II (упоминается в 1583—1589 гг.)
Иоаким (упоминается в 1591 и в 1599 году)
Никандр (упоминается в 1606 и в 1613 году)
Дионисий I (1617—1632)
Иона II (1 января 1633 года — 1633)
Герасим (1633—1635)
Нифонт (1635 — упоминается в 1637 году)
Иларион (упоминается в 1640—1660 годах)
Динисий II (упоминается в 1660 году)
Феодосий II Арзамасец (упоминается в 1661 и в 1667 году)
Парфений II (упоминается в 1668—1672 годах)
Симеон (упоминается в 1671 году — апрель 1676 года)
Симеон II (умер в 1676 году)
Иов (6 июня 1676 года — упоминается в 1681 году. В январе 1682 года подписал грамоту об отмене местничества в чине архимандрита Юрьева монастыря)
Аарон I (1701)
Сильвестр (Волынский) (1701—1704)
Гавриил (Домецкий) (декабрь 1704 года — 30 июля 1708 года)
Исаак (1708)
Аарон (Еропкин) (21 ноября 1708 года — 28 июня 1723 года), с 1714 года — епископ
Андроник (31 марта 1724 года — 1726)
Маркелл (Радышевский) (1726 — август/сентябрь 1727 года)
Антоний (22 сентября 1727 года — 9 января 1728 года)
Аарон (Еропкин) (9 января 1728 года — 20 августа 1730 года), епископ иеромонах Ириней (19 сентября 1730 года — 20 января 1731 года)
Андроник (с 20 января 1731 заведовал монастырём; 22 января 1732 года — 4 сентября 1734 года)
Иосиф II (Самебели) (август 1734 года — 9 октября 1740 года), архиепископ
Гавриил (Воронов) (18 октября 1740 года — 24 января 1741 года)
Маркелл (Радышевский) (24 января 1741 года — 29 ноября 1742 года), с 1742 года — епископ
Павел (Канючкевич) (18 февраля 1744 года — 1758)
Иоасаф (Хотунцевский) (30 мая 1758 года — 29 апреля 1759 года), епископ
Иоанникий (Святковский) Святоша (1 мая 1759 года — 3 июня 1768 года)
Иоанникий (Микрицкий) (25 августа 1768 года — 2 апреля 1775 года)
Виктор (Онисимов) (2 апреля 1775 года — 26 мая 1782 года)
Арсений (Бузановский) (26 мая 1782 года — 1785)
Афанасий (Вольховский) (13 ноября 1785 года — 30 июля 1788 года)
Ириней (Клементьевский) (30 июня 1788 года — 6 июня 1792 года)
Иакинф (Карпинский) (27 июня 1792 года — 23 апреля 1795 года)
Гервасий (Линцевский) (6 мая 1795 года — 13 мая 1796 года)
Иннокентий (Дубравицкий) (23 мая — июнь 1796 года)
Арсений (Тодорский) (21 июня — 15 августа 1796)
Иоанн (Островский) (25 августа 1796 года — 17 сентября 1797 года)
Амвросий (Келембет) (24 сентября 1797 года — ноябрь 1799 года)
Михаил (Десницкий) (6 декабря 1799 года — июль 1802 года)
Амвросий (Протасов) (5 июля 1802 года — 10 января 1804 года)
Парфений (Петров) (12 января 1804 года — 6 июня 1809 года)
Евграф (Музалевский-Платонов) (9 августа — 11 ноября 1809 года)
Сергий (Крылов-Платонов) (17 января 1810 года — 14 июня 1811 года)
Амвросий (Орнатский) (11 сентября 1811 года — 27 марта 1812 года)
Филарет (Дроздов) (27 марта 1812 года — 7 марта 1816 года)
Иннокентий (Смирнов) (1816—1819)
Владимир (Ужинский) (10 марта года — 17 мая 1819 года)
Дамаскин (Россов) (5 июня — 14 декабря 1819 года)
Анатолий (Ставицкий) (6 февраля 1820 года — 21 августа 1822 года)
Фотий (Спасский) (21 августа 1822 года — 26 февраля 1838 года)
Мануил (Соловьёв) (1 мая 1838 года — 8 февраля 1857 года)
Варлаам (Денисов) (1857—1860)
Геронтий (Артюховский) (1860—1865)
Герман (Осецкий) (3 марта 1866—1866)
Иоаким (1866—1878)
Исайя (1878—1896)
Владимир (1896—1905)
Иоанникий (Дьячков) (1905—1907)
Иосиф (Петровых) (1907—1909)
Анатолий (Юнгер) (1909—1910)
Иувеналий (Масловский) (1910—1914)
Никодим (Воскресенский) (1914—1920)
Сергий (Васильев) (март 1922 — начало 1930-х)
Лев (Церпицкий), архиепископ, с 2012 — митрополит

Захоронения и святыни

Захоронения Георгиевского храма имеют печальную историю. Как уже было сказано, в период с 1614 по 1616 год шведские гробокопатели уничтожили могилы святой обители. Врагами были обнаружены два каменных саркофага, в одном из которых находился женский скелет, а во втором – хаотично разбросанные кости подростка. Предположительно это захоронения святого князя Феодора Ярославича и матери его княгини Феодосии-Ефросинии.

Привлекают паломников святыни храма, в числе которых:

  • мощи святого Феоктиста Новгородского;
  • икона Георгия Победоносца;
  • иконописный лик матери Александра Невского;
  • кусок скалы, к которой приковали царскую дочь;
  • вышитая золотой нитью плащаница князя Дмитрия Шемяка.


Мощи святого Феоктиста Новгородского

Описание Юрьева монастыря

В новгородских летописях впервые упоминается в 1119 г. в связи с закладкой каменного Георгиевского собора новгородским князем Всеволодом Мстиславичем — внуком Владимира Мономаха. Его отец, князь Мстислав Владимирович, занимавший новгородский стол до 1117 г., проявил явную заинтересованность в судьбе монастыря и даровал монастырю волость Буец.В княжеский и республиканский периоды это был самый богатый монастырь, игравший особо важную роль в политической жизни Новгорода. С конца XII по конец XV в. Георгиевский собор являлся княжеской усыпальницей. Здесь в конце XII в. были похоронены малолетние княжичи Ростислав и Изяслав — сыновья Ярослава Владимировича, в 1233 г. — князь Федор — брат Александра Невского, в 1243 г. — их мать, княгиня Евфросиния.В XIII в. должность архимандрита монастыря становится выборной. Избранный на вече из числа игуменов новгородских обителей архимандрит входил в число высших должностных лиц новгородской республики.Исключительно велика была роль монастыря и как важнейшего культурного центра средневекового Новгорода. Для него трудились лучшие мастера: строители, иконописцы, серебряники, создавшие уникальный художественный ансамбль, центром которого стал Георгиевский собор. В XII в. он был украшен фресковой живописью.

1173 гг.1297 г.1419 г.1540 г.1764 гг.

Реставрация

Впервые реставрационные работы и археологические раскопки в Георгиевском соборе были начаты в 1933—1934 гг. (рук. М.К. Каргер).В годы Великой Отечественной войны в течение двух с половиной лет монастырь находился на линии фронта. Пострадавшие в эти годы постройки были восстановлены в 1950-е гг. (рук. Л.М. Шуляк, при участии Д.М. Федорова, В.Е. Гревцова, Г.М. Штендера). Георгиевский собор тогда предназначался для музейного показа, а остальные постройки были приспособлены под жилье, училище и использовались для хозяйственных нужд.В 1970-е гг. осуществлен новый комплекс архитектурно-археологичеcких исследований и реставрационных работ по восточным корпусам и ограде (рук. Т.В. Гладенко). В 1980-е гг. работы были продолжены в Крестовоздвиженском соборе, восточном, северном и южном корпусах, ограде с башнями, колокольне (рук. Г.М. Штендер). Авторы проектов архитектурной реставрации: Л.Ш. Яковлева (Крестовоздвиженский собор, северный и южный корпуса), И.Б. Аблизина (восточные корпуса), Н.Н. Горнев (Орловский корпус), реставраторы института «Спецпроектреставрация» (Москва) Е.В. Журин, С.Н. Алешина (колокольня), B.Л. Смирнов (за-падная ограда с пристроенными к ней хозяйственными корпусами).В 1990-е гг. постройки Юрьева монастыря переданы в ведение Новгородского епархиального управления.

Георгиевский собор — главное сооружение обители

Расположен на вершине холма в центре монастырского комплекса. Заложен в 1119 г. новгородским князем Всеволодом Мстиславичем при участии отца, великого киевского князя Мстислава Владимировича. Летопись указала имя мастера — Петр. Освящен в 1140 г. (более вероятная дата — 1130 г.) Построен из чередующихся рядов грубо отесанного волховского известняка и плинфы, скрепленных цемяночным раствором (размер: 35-38 х 22-23 х 4,5-5,5 см).Собор представляет собой кубический трехапсидный четырехстолпный храм с нартексом (западная пара опор — не столбы, а остатки стены, отделявшей нартекс от молитвенного помещения) и квадратной в плане лестничной башней, примыкающей к основному объему с северо-запада. Завершен тремя главами на световых барабанах (две главы над основным объемом, третья — над лестничной башней). Фасады по вертикали разделены профилированными лопатками, стянутыми в верхней части закомарными арками. Им отвечало первоначальное позакомарное завершение фасадов. Существующее четырехскатное покрытие относится к XIX в. Ритм вертикальных членений по горизонтали уравновешен чередующимися рядами ниш и окон с арочными перемычками. Барабаны украшены пояском нишек с декоративными бровками «из зубчиков». Шлемовидные купола являются результатом перестройки 1820-х гг.В храм ведут три портала, два имеют арочное завершение, южный — стрельчатое очертание. Внутри собор перекрыт системой коробовых сводов. В западной части расположены высокие полати (хоры), на которые ведет винтовая лестница в башне. Стенная масляная живопись начала XX в. От ансамбля фресковых росписей сохранились орнаментальные композиции в откосах южных окон, изображения святых в куполе башни и рисунки на стенах лестничной башни. Георгиевский собор относится к кругу памятников княжеского периода начала XII в.: церковь Благовещения на Городище, Николо-Дворищенского и Рождества Богородицы в Антониеве монастыре» — Архитектурное наследие Великого Новгорода…

Архитектурные особенности[ | ]

Георгиевский собор в начале XX века Георгиевский собор имеет размеры: длина 26,8 метров, ширина 18,3 метра, высота 32 метра и является самым большим из храмов Юрьева монастыря (в Новгороде собор по своим размерам уступает только Новгородской Софии). В отличие от внутреннего убранства изначальный внешний облик собора практически полностью сохранился (в ходе реставраций 1931—1935 годы были убраны все его многочисленные пристройки, построенные в различное время).

Георгиевский собор имеет смешанную кладку стен (сочетает каменные блоки и кирпич). Оригинальная кровля была позакомарной и покрыта свинцовыми листами, позднее её заменили четырёхскатной, сохранившейся до настоящего времени. Собор увенчан тремя асимметрично расположенными главами: главный купол венчает средокрестие, второй купол (внутри него располагался особый придел для уединённой монашеской службы) поставлен над квадратной лестничной башней, пристроенной к северо-западному углу собора сбоку от нартекса, а третья малая глава уравновешивает вторую.

Собор крестово-купольный, шестистолпный, трёхнефный, имеет три алтарных апсиды. В соборе устроены хоры для присутствия на богослужении князя и его семьи. На хорах располагались два придела: Благовещения и святых Бориса и Глеба.

Новые решения

Хотя хоры собора помещены достаточно высоко, они не выглядят затиснутыми под своды. Западная и восточная части строения не равновелики, как, например, в аналогичных памятниках архитектуры. Кроме того, мастер, увеличивая ширину малых нефов, которые в три раза больше, чем толщина стен, восточный сделал несколько сокращенным.

В храме как будто подсознательно улавливается некое подразделение на основное помещение, предназначенное для молящихся, и на чуть меньшее – алтарное.

Снаружи Георгиевский собор так же грандиозен, как и изнутри. Однако здесь ощущается удивительно равная мерность, проявляемая в изобилии расположенных поясами одинаковых окон и ниш. В выверенности композиции ощущается своеобразный академизм, почти незаметный из-за асимметричности объемного построения и мощной каменной кладки, нисколько не стесняемой чересчур строгими линиями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector