Спасо-преображенский монастырь казанского кремля
Содержание:
- Что посмотреть рядом с Богоявленским собором
- Вторая половина XVI – начало XX в.
- Революция и начало гонений на церковь
- Архитектура
- Как добраться до Казанского кремля
- Предпосылки возникновения укрепленного поселения
- Ризница собора[править | править код]
- Судьба собора после революции
- X-XIV вв. Булгарская крепость
- Трапезная
- Колокольня[править | править код]
- ХРАМ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
- Экскурсии
Что посмотреть рядом с Богоявленским собором
Осмотрев Богоявленский собор и поднявшись на смотровую башню его Колокольни, можно прогуляться по улице Баумана, которая выведет вас к Казанскому Кремлю и находящейся около него Кремлевской набережной.
Можно погулять и в обратном направлении, перейдя на другую сторону Площади Тукая. Там находится еще одна интересная, частично пешеходная улица – Петербургская, по которой можно дойти до Кукольного театра «Экият». Около него летом проводится очень интересный ландшафтный Цветочный фестиваль, а зимой данная территория украшается подсветкой.
Прогулка по Петербургской улице будет очень приятной и позитивной
По соседству с Кукольным театром, который сам по себе является очень своеобразной казанской достопримечательностью, находится этнографический гастрономический центр «Татарская деревенька», где в любое время года можно вкусно поесть и ощущать ауру татарского деревенского колорита.
От Площади Тукая, которая находится в непосредственной близости к Богоявленскому собору, дороги идут в четырех направлениях. О двух мы уже сказали. Можно также прогуляться по перпендикулярной Баумана улице Пушкина. Если пойти направо, то там можно увидеть Набережную озера Кабан и строения Старо-Татарской слободы.
Набережная озера Кабан — один из популярных на сегодня туристических объектов Казани
А если пойти по улице Пушкина налево, то можно посмотреть Ленинский садик, Театр оперы и балета им.М.Джалиля и достопримечательности Площади Свобода.
Также в непосредственной близости от Богоявленского собора находятся оригинальные музеи — Музей Социалистического быта и Музей Счастливого детства. Более подробно об этих и других музеях Казани можно посмотреть здесь.
Автор статьи: Касаткина Татьяна
Вторая половина XVI – начало XX в.
В 1552 году в результате длительной осады войсками Ивана Грозного и последующего штурма Казань подверглась разрушению. Многие защитники крепости погибли в кровопролитных боях, а оставшееся татарское население было выселено за пределы города. Начинается процесс активного заселения Казани и ее окрестностей русскими переселенцами. Происходит смена культурных традиций, формируется новый уклад городской жизни. Остатки былого величия столицы уничтожались, приспосабливались русскими поселенцами под новый город. Постепенно город расширяется. Площадь посадов разрастается почти в два раза. К началу XVII века число дворов увеличивается до двух тысяч.
Казань, являясь одной из наиболее укрепленных крепостей, защищающих восточные рубежи русского государства, стала одним из крупнейших городов. В городе была сосредоточена административная и военная власть над обширнейшим завоеванным регионом.
Возросшая геополитическая роль Казани, как оплота русского государства в Поволжье, показала необходимость расширения и укрепления её защитных сооружений. По поручению Ивана Грозного в 1556-1562 годах в Казань для строительства нового белокаменного Кремля были направлены знаменитые псковские зодчие Постник Яковлев и Иван Ширяй. Под их руководством на месте старой ханской крепости началось строительство новой системы укреплений, состоявшей из 13 башен и крепостных стен.
Новый Казанский Кремль был расширен в южном направлении, и к началу XVII века его границы окончательно сформировались и дошли до настоящего времени.
Помимо оборонительных сооружений псковские мастера на территории Казанского Кремля построили первые православные храмы: Благовещенский собор и церковь Киприана и Устиньи. Были основаны Троице-Сергиев и Спасо-Преображенский монастыри.
Долгое время сохранялись постройки ханского периода: ханская мечеть, ханский дворец и мавзолеи, которые использовались в качестве складских помещений для хранения оружия и боеприпасов, но примерно через 150 лет строения были разобраны.
В XVII веке в западной части Казанского кремля на месте бывшей ханской гвардии был создан Пушечный двор. Он представлял собой несколько соединенных между собой зданий, в которых осуществлялся ремонт и производство оружия.
К XVIII веку территория российского государства существенно расширилась и Казанский Кремль частично утратил свою оборонительную функцию, но продолжал являться административным центром Поволжья.
В связи с изменениями в административно-территориальном делении российского государства, в 1708 году была образована Казанская губерния, что повлекло за собой изменения в штате чиновников. Это стало причиной строительства на территории Кремля зданий, предназначенных для работы руководителей губернии.
В июле 1774 года Казанский Кремль был подвергнут двухдневной осаде войсками Емельяна Пугачёва. Кремль обстреливали из пушек, но восставшим не удалось его захватить благодаря мощным крепостным стенам, башням и стойкости защитников крепости. Это была первая и последняя осада казанской белокаменной крепости за всё время. После подавления восстания Пугачёв незадолго до казни перед отправкой в Москву содержался в одном из казематов Казанского Кремля.
С 1774 года под руководством архитектора В.И. Кафтырева стал реализовываться новый градостроительный план Казани, в котором предусматривалось строительство комплекса Присутственных мест в Казанском Кремле. Осуществлялась застройка прилегающей к Кремлю территории, а сама крепость стала началом центральных городских улиц.
В 1848 году по поручению Николая I был построен Губернаторский дворец, где размещались императорские квартиры, губернаторские комнаты и помещения для придворных служителей. В XIX веке на территории Казанского Кремля также были построены здания юнкерского училища, духовной консистории и новый архиерейский дом.
Вероятно, в первой половине XVIII века на территории Казанского Кремля была построена башня Сююмбике, один из самых узнаваемых символов Казани.
Архитектурный ансамбль Казанского Кремля и прилегающих к нему территорий, окончательно сложившийся к середине XIX века, по большей части сохранил свой исторический облик и в значительной степени дошел до наших дней.
Революция и начало гонений на церковь
С началом революции и приходом к власти большевиков, большинство храмов ожидала незавидная участь. Не стал исключением и Благовещенский Казанский собор — он был закрыт, а в его помещениях был организован архив. Это и позволило сохранить до наших дней многие уникальные фрески и часть интерьерного оформления — ведь в архиве поддерживалась оптимальная температура и влажность воздуха.
Фрагмент росписи свода Благовещенского собора
Первое, на что обратили внимание большевики — это богатейшая ризница храма. Представители власти попытались было изъять содержимое, как не имеющее исторической ценности, но ризницу удалось передать в музейное ведомство
Однако, это не сильно спасло положение — через несколько лет все ее содержимое бесследно исчезло. В начале ХХ века в ней были собраны такие сокровища:
- тонкой работы архиерейские облачения, инкрустированные драгоценными камнями и расшитые золотом;
- редкие средневековые книги, многие из которых были рукописными;
- церковная утварь с позолотой;
- древние иконы в дорогих окладах;
- множество других ценных предметов, использовавшихся в церковных богослужениях.
Самыми большими потерями с началом советского правления можно считать утрату большого количества уникальных икон. Со времени основания храма и до наших дней сохранились всего лишь несколько штук небольших аналойных образов. Все настенные и алтарные иконы утеряны безвозвратно.
Не обошлось и без разрушений. За ненадобностью была снесена колокольня, которая до того времени была настоящим украшением всего архитектурного комплекса. Колокольня так и не была восстановлена даже в последующие годы, когда собор вернулся под юрисдикцию православной Церкви.
Архитектура
Внешнее оформление обители производит противоречивое мнение. С первого взгляда здание может показаться несколько несимметричным или непропорциональным. Многие говорят о его чрезмерной перегруженности. Складывается впечатление, что она нелепо вытягивается с восточной стороны. Придельные части немного выступают вперед.
Прототип данного объекта в настоящее время подобрать достаточно проблематично. Если вы будете рассматривать данное творение архитекторов, то сложится впечатление, что вы погружаетесь в далекое прошлое – древняя кладка, необычная структура. Количество желающих посетить данное место с каждым годом только увеличивалось. В скором времени объект не мог помещать в себе всех желающих. Поэтому, роль центрального храма была перенаправлена. Святыня не была разобрана и по-прежнему являлась одним из главных украшений города. Она прекрасно гармонирует на фоне других строений.
Если вы внимательно рассмотрите достопримечательность, то непременно заметите знаковые очертания архитектуры великого и знаменитого мастера Постника Яковлева. Особенно символичные черты четко заметны на кровле боковых приделов. Стены характеризуются килевидным оформлением, фасады богато оформлены. Основной объем представлен тремя апсидами и барабанами. Они обрамлены аркатурными поясами. В верхней части сооружения н6аходится традиционный псковский орнамент. Такой же узор есть и на барабане центральной главы. Все эти моменты отсылают нас к средневековью. В общей сложности все декоративные элементы придают святыни определенную пикантность и выразительность. Все смотрится максимально гармонично.
Как добраться до Казанского кремля
Если вы приехали в Казань на поезде, то от вокзала Казань-пассажирская вы можете дойти до кремля пешком примерно за 15-20 минут, как это сделали мы.
Если вы остановились далеко от центра Казани, то вы можете воспользоваться автобусами: 6, 15, 29, 35, 35а, 37, 47, 74, 74а, 75 до остановок «Центральный стадион», «Дворец спорта», «ЦУМ»
На метро: до станции «Кремлевская». В Казани всего одна линия метро, так что главное просто посмотреть на информационный щит, висящий над платформой. Единственное, что немного сбивает с толку, названия станций написаны сразу на трёх языках и поначалу глаза разбегаются.
И в заключение еще немного фотографий Казанского кремля.
Предпосылки возникновения укрепленного поселения
Казанский Кремль прошел в своем многовековом развитии целый ряд исторических этапов.
Благоприятные природно-географические условия издавна привлекали людей в этот регион. Кремлевский холм в свое время был с трех сторон окружен водой. С востока он был обрамлен цепью озер, впадающих в реку Казанку, омывающую холм с севера. Полоса топких болотистых лугов, расположенных на противоположном берегу Казанки, за которыми тянулись дремучие леса, служила дополнительной преградой против нашествия врагов с северо-запада. С запада и юго-запада крепость защищала илистая протока Булак.
Процесс заселения кремлевского холма начался еще в глубокой древности. Наиболее ранние находки, обнаруженные на этой территории, относятся к эпохе мезолита. Такие находки как керамика, обломки сверленного боевого топора и ряд других свидетельствуют об освоении этой местности еще в эпоху бронзы.
Ризница собора[править | править код]
В 40-е годы XIX века в западной части трапезной было устроено потаенное помещение для богатейшей соборной ризницы. В ризнице хранились: иконы, драгоценные литургические сосуды, вклады знатных людей, государственных деятелей, церковных иерархов; редкостной работы иерейские и архиерейские облачения; золотые и серебряные панагии, украшенные изумрудами, жемчугом и алмазами и другие соборные святыни из которых можно особо выделить:
- девять древних митрополичьих клобуков, в том числе два сделанных лично святителем Варсонофием казанским,
- плащаница XVI века, вышитая княгиней Темкиной-Ростовской,
- рукописное евангелие XV века,
- саккос, вышитый в технике золотного и лицевого шитья в Строгановских мастерских, и подаренный лично братьями Строгановыми казанскому митрополиту Лаврентию в XVII веке (саккос хранится в музее РТ),
- обитое малиновым бархатом односторонне седло, на котором казанский иерархи совершали в Вербное Воскресение «обряд торжественного шествия на осляти»
- до 1918 года в кафедральном Благовещенском соборе хранилась принадлежавшая святителю Гурию икона — Святцы строгановского письма,
- угловая часть гроба святителя Гурия,
- золотой с финифтью напрестольный крест митрополита Адриана (конец XVII в.) с частицами мощей святых апостолов,
- в Национальном музее РТ хранится рукописное Евангелие 1478 года, устроенное по заказу епископа Тверского Вассиана (князя Стригина-Оболенского) и подаренное собору архиепископом Гурием,
- Евангелие в золотом с алмазами окладе Всероссийского патриарха Адриана, пожертвованное в собор 25 декабря 1692 года,
- Евангелие елизаветинской эпохи, поражавшее размерами и весом (2,5 пуда), которое использовалось лишь раз в год — в первый день Пасхи,
- древние холщовые антиминсы (платы с изображением положения во гроб Иисуса Христа) времен митрополита Московского Макария и царя Иоанна Грозного,
- серебряный ковш, подаренный царями Иоанном Алексеевичем, Петром Алексеевичем и царевной Софьей,
- серебряная чаша — подарок императрицы Анны Иоанновны,
- Панагия с 209 бриллиантами, лично пожалованный митрополиту Вениамину императрицей Екатериной II и крест со множеством бриллиантов, извлеченных из собственных украшений Екатерины.
В ризнице также хранились саккосы золотного шитья, в том числе строгановской школы, также украшенные драгоценными камнями, особо ценными были облачения митрополитов Казанских Лаврентия и Тихона. Вес полного архиерейского облачения XVII века достигал 40 кг, также в ризнице хранились митрополичьи клобуки и шапки.
29 августа 1919 года казанские чекисты планировали конфисковать соборную ризницу «как не имеющую исторического значения» с последующей утилизацией. И лишь благодаря мужеству казанского искусствоведа Петра Максимилиановича Дульского и профессора Казанского университета (1918—1922) Иринарха Аркадьевича Стратонова, удалось частично сохранить собрание ризницы Благовещенского собора. Дульский и Стратонов, несмотря на волну классового террора со стороны большевиков, волну арестов и расстрелов, захлестнувших город, смело обратитились к председателю губисполкома Николаю Антипову и доказали историческую ценность ризницы главного собора Казани, а также нашли понимание и поддержку у наркома просвещения РСФСР А. В. Луначарского и известного искусствоведа И. Э. Грабаря. Уцелевшее содержимое ризницы передали на хранение в Губернский музей (ныне национальный музей Республики Татарстан).
Судьба собора после революции
Разрушения культовых строений Казанского Кремля и, в частности, кафедрального храма начались в Гражданскую войну, еще до полного установления в городе Советской власти. В сентябре 1918 года, захваченную белогвардейским Чешским корпусом, Казань осадили отряды Красной Армии. Обстрел Кремля велся из крупнокалиберных орудий со стороны Порохового завода. Благовещенскому храму досталось тогда по полной программе — прямыми попаданиями снарядов были уничтожили все соборные купола.
В советский период Благовещенский собор находился в плачевном состоянии
Так обезглавленный и расстрелянный собор встретил установившуюся вскоре советскую власть, которая в ближайшее же время закрыла все кремлевские церкви. Резиденция главы епархии Анатолия была переведена в Иоанно-Предтеченский монастырь. На храм Богородицкого монастыря были возложены обязанности кафедрального собора. Из святынь храма верующим отдали только раку с мощами Св.Гурия и некоторое количество икон. Значительное богатство Благовещенского собора, включая иконы, их оклады, вклады богатых горожан, серебряные и золотые произведения искусства, шитье золотом и прочее-прочее, было уничтожено или разграблено.
Пострадала и ценнейшая библиотека собора — чудом сохранившиеся книги находятся теперь в фонде библиотеки Университета. Среди уцелевших старопечатных книг есть очень ценный экземпляр Евангелие 1606 года, с расписными темперными миниатюрами. Эта замечательная книга была подарком собору от митрополита Казанского Ефрема, в 1613 году венчавшего на царствование первого Романова — Михаила Федоровича.
Евангелие 1606 года чудом уцелело во всех исторических катаклизмах
Все ценное, что чудом сохранилось, на основании январского постановления 1922 г. «О ликвидации церковного имущества» перешло на баланс Национального музея. Три сохранившиеся иконы стали достоянием Музея Изобразительных искусств. Вскоре соборного настоятеля Питирима сослали на Соловки. А в 1929 году катастрофическая нехватка материалов для строительства привела к решению городских властей разобрать все закрытые церкви. Такая же судьба ждала и бывший кафедральный храм. В 1932 разобрали высокое крыльцо храма и остатки ранее уничтоженной колокольни. Собор по чистой случайности остался невредимым. Без куполов, без крыльца и без колокольни стоял Благовещенский собор в административном центре Кремля почти полвека.
Здание храма без куполов даже не сразу можно разглядеть на фото 30-х годов
Вскоре здание собора занял Госархив, что в общем то и спасло храм от полного уничтожения. Помещения подвалов, являющиеся некрополем для священнослужителей на протяжении долгого времени, превратились в овощехранилище. Келья Св.Гурия сгодилась под сторожку. В таком плачевном состоянии дожил собор до середины 70-х годов, до начала реставрационно-восстановительных работ, которые вернули храму его внешний облик середины 19 века.
А в конце 90-х годов, Госархив переехал в другое помещение. Благовещенский храм был возвращен верующим и одновременно стал частью музейного комплекса «Казанский Кремль». Все эти новшества по пути возрождения храма позволили провести очередные качественные реставрационные работы по восстановлению иконостаса, стен и внутренних помещений.
Реставрация собора была проведена и снаружи и внутри
Новое освящение славного историко-архитектурного памятника и действующего храма состоялось 19 июля 2005. Сегодня при соборе находится Музей его истории, посещение которого платное. А работает он ежедневно с 8 утра до 19 часов вечера.
А вот на месте бывшей храмовой колокольни сегодня расположен сквер, где в 2003 году установлен Памятник «Зодчим Казанского Кремля», разработанный группой скульпторов Казани.
На месте бывшей Колокольни сегодня находится Памятник зодчим Кремля
В этих фигурах увековечены русские и татарские строители, рука об руку трудившиеся над созданием архитектурного кремлевского комплекса с середины 16 века.
X-XIV вв. Булгарская крепость
Древняя Казань возникает в период быстрого роста мощи Булгарского государства на территории с выгодными природно-географическими условиями. Появление булгар в бассейне реки Казанки на рубеже IX — X веков связано с общим процессом заселения ими региона Волго-Камья. Основание Казани на современном кремлевском холме было закономерным результатом освоения северо-западных территорий Булгарского государства и объясняется стремлением закрепиться на новой экономически выгодной территории. С момента освоения кремлевского холма булгарами и возведения здесь оборонительных укреплений начинается история Казани.
Возведение укреплений начинается с северной оконечности кремлевского холма и относится к рубежу Х-ХI веков. С южной стороны была сооружена мощная линия укреплений. Она состояла из крутого рва-оврага шириной 14 м и глубиной 4 м, а также земляного вала шириной в основании 12 м и высотой до 3 м с проездными воротами. Восточная и северная линии укреплений в виде частокола бревен диаметром 20-25 см с заостренными обожженными концами шла по краю холма. Застройка города была неплотной и не имела определенной системы.
В XI – первой половине XII века происходил процесс сложения города. В это время крепость на высоком кремлевском холме являлась оплотом северо-западных границ государства и защищала от посягательств русских княжеств на Волжский торговый путь. Усиление роли Волжской Булгарии в регионе и военные набеги русских княжеств на ее территорию, особенно участившиеся во второй половине XII века, повлияли на дальнейшее развитие Казани. В этот период создаются каменные фортификационные сооружения. В результате этого строительства облик крепости полностью преобразился. На месте прежних деревянных укреплений уже стояли достаточно мощные белокаменные стены толщиной около 2 м, которые просуществовали до эпохи Казанского ханства.
Трапезная
Одноэтажное здание трапезной из кирпича появилось в составе собора в 1736 г. Одновременно с этим мастера изменили форму куполов, но результаты их усилий продержались недолго. Разразившийся в 1815 г. пожар нанес громадный ущерб постройкам Казанского кремля, и вопрос о масштабной реконструкции встал во весь рост. В рамках общих восстановительных работ привели в порядок и трапезную, достроили к ней крытую галерею, которая вела в архиерейский дом.
Через четверть века архитектор Ф. Петонди разработал проект реконструкции собора с целью превращения его из летнего в зимний (отапливаемый). Серьезные переделки произошли в трапезной, которую перестроили из низкой в высокую, с лестницей на хоры и помещением для соборной ризницы. С обновленной трапезной кафедральный собор стал выглядеть по-другому. Тогда же к нему пристроили высокое крыльцо у главного входа.
Колокольня[править | править код]
В 1630—1640 годах по благословению казанского митрополита Матфея, рядом с собором была воздвигнута белокаменная колокольня высотой более 50 метров, построенная на месте деревянной звонницы, упоминаемой в писцовых книгах XVI века: «соборная колокольница на площади деревянная, а на ней колокол благовестный большой с очапом, да два колокола средние, да два зазвонные меньшие, все колокола Государевы казны». В первом ярусе колокольни находился самый большой колокол Казани, его вес составлял 1.500 пудов (около 24570 кг).
В XVIII веке колокольня имела часы с боем, а рядом с колокольней, в ограде, окружавшей собор, была надвратная церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, разобранная при архиепископе Казанском и Симбирском (1785—1799) Амвросии Подобедове.
Колокольня примыкала к крыльцу трапезной части собора, по высоте 5-ярусная колокольня лишь немного уступала башне Сююмбике. Три яруса огневидных кокошников восходили от последнего яруса к основанию купола (первоначально шлемовидного). По мнению М. Пинегина, колокольня представляла собой «сочетание татарского вкуса с древне-русским: первые этажи возведены под сильным влиянием архитектуры соседней Сююнбекиной башни, а у верхних — стиль колокольни Ивана Великого. Вместо крыши она живописно покрыта разными теремками…». Колокольня увенчивалась «прорезным крестом с венцом и голубицею Ноева ковчега».
В 1928 году колокольня Благовещенского собора была разрушена. Сейчас на её месте к югу от собора находится сквер.
Под колокольней находился храм, первоначально освященный в честь св. мученицы Ирины, в конце XVIII века из-за ветхости он был закрыт. Усердием архиепископа Казанского Филарета этот храм в 1832 году был возобновлен на средства казанского купца, городского головы (с 1830 по 1832 г.) Никифора Осиповича Чижова и освящен во имя казанского чудотворца св. Германа.
ХРАМ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
В 1995 году закончился «советско-утилитарный» сюжет истории Благовещенского собора. Он оказался довольно долгим и тянулся около семидесяти лет. После этого собору потребовался серьезный ремонт, и лишь в первое десятилетие XXI века молитва вернулась в стены храма.
Реставрационные работы интерьера собора |
Музейные храмы, в которых проводятся богослужения, — не редкость в наше время. Благовещенский собор Казанского кремля — из их числа. Хорошо ли это, плохо ли? Однозначных ответов на этот вопрос не существует, тут слишком много привходящих обстоятельств (не последнее из которых — финансирование), но одно сказать можно наверняка — в любом случае, по сравнению с советской эпохой это очевидное улучшение.
Восстановление Благовещенского собора |
До конца 1970-х годов Благовещенский собор вообще мало походил на православный храм, оставаясь без глав и ряда архитектурных элементов, уничтоженных в богоборческие годы. Внутреннее пространство собора перегородили четырьмя ярусами перекрытий, приспособив для более удобной деятельности Государственного архива республики. Кажется, о каких-то кардинальных изменениях бытия православного храма тогда никто не думал, но экстерьер решили все-таки привести в порядок — в мирную и как бы культурную эпоху, каковой представлялись 1970-е, содержать в таком виде известный исторический памятник было уже просто неприлично. В 1978 году появился проект «фрагментарной» реставрации, и уже спустя год храм наконец-то вернул себе пятиглавие.
Освящение собора, 2005 год. |
Но лишь в 1990-е годы оказалось возможным сделать решительные шаги к восстановлению исторической справедливости. В 1995 году тогдашний президент Татарстана М. Шаймиев специальным указом включил Благовещенский собор в состав Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Казанский кремль». К 1997 году последние работники Госархива покинули храм, и в нем начались ремонтные работы. Восемь лет понадобилось для того, чтобы привести собор в порядок — как снаружи, так и внутри. Были восстановлены утраченные элементы экстерьера, отреставрированы фрески, воссозданы иконостас и прочие элементы церковного убранства.
Патриарх Алексий II в Благовещенском соборе, 21 июля 2005 год. |
Торжества, связанные с открытием возрожденного Благовещенского собора и его освящением, состоялись летом 2005 года — в атмосфере сплошных юбилеев, накрывших столицу Татарстана в том году: мы имеем в виду 1000-летие города и 450-летие учреждения Казанской епархии. Храм оставался собственностью музея, но в нем возобновлялись богослужения. 19 июля 2005 года архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий освятил кремлевский собор. Спустя два дня, 21 июля, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II служил в нем первую с 1920-х годов литургию. В ходе торжеств Патриарх и президент Татарстана произнесли речи. М. Шаймиев, в частности, пожелал храму, чтобы его больше никогда не коснулись «разрушительные ветры социальных потрясений, а благая весть, ниспосланная более двух тысяч лет назад человечеству, всегда пребывала с прихожанами Благовещенского собора…»
Экскурсии
По историческим данным, в стенах собора побывало множество известных людей – практически все великие личности, когда-либо посещавшие Казань. под его сводами молились князья, монархи, известные художники, литераторы, музыканты. Здесь бывали Пушкин, Радищев, Немирович-Данченко, Шаляпин, Рахманинов. Туристы, прибывающие в Татарстан, непременно включают посещение Благовещенского собора в свою экскурсионную программу. Здесь покоятся крупнейшие иерархи православной церкви; аскетичная келья Святого Гурия сохранила свидетельства его трудной, полной ограничений жизни.
Экскурсии по собору – прекрасная возможность за короткое время увидеть мощный пласт отечественной истории и культуры; узнать больше о сложных для России временах, когда были утеряны ценнейшие сокровища ризницы. Знакомство с собором заставляет задуматься об ответственности перед будущими поколениями и о том, что последователи разных религиозных конфессий могут и должны жить в мире и согласии. Совсем недалеко от Казанского собора находится Кул-Шариф – крупнейший исламский храм в Татарстане. Это говорит о том, что Россия велика и в ней найдется место для людей различного вероисповедания. Лишь бы все они стремились к миру и согласию.
Адрес: Россия, Республика Татарстан, Казань, проезд Шейкмана, Кремль.
Карта расположения:
← Дворцовая (Введенская) церковь |
Президентский дворец → |
---|
Похожие публикации:
Комплекс Пушечный двор
Пушечный двор входит в состав музейного комплекса Казанского кремля и в перечень объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Расположен напротив Благовещенского собора, в северо-западной части городской крепости. Четыре его корпуса образуют в плане п…
Церковь Николы-Ратного
Год основания храма – ориентировочно 1558 г. Он был возведен у западной стороны Спасо-Преображенского собора, бывшего в XVI в. полностью деревянным. Новую церковь построили из камня и назвали в честь Николая Чудотворца. В народе храм называли имене…
«Кремлевская» набережная
В последние годы одной из главных достопримечательностей Казани является Кремлевская набережная на р. Казанке, протянувшаяся от моста «Миллениум» до Кировской плотины. Набережная – наглядный образец современной тенденции в ландшафтной архитектуре г…
Памятник меценату Асгату Галимзянову
Имя Асгата Галимзяновича Галимзянова – проживавшего в республике Татарстан знаменитого мецената и почетного гражданина Казани – знакомо практически каждому. Асгат Галимзянов всегда считал благотворительность своим священным долгом. Он, в частности …
Казанский кремль
Казанский кремль настолько древен по времени заселения, что его можно считать опорной точкой истории для окружающих территорий. Давным-давно не кремль, а просто холм, он был окружён водой с трёх сторон: на востоке — цепью озёр, на севере — водами р…
Поделиться ссылкой: