Церковь святых бориса и глеба (коложская), беларусь: история, описание, фото

Самая древняя церковь Беларуси находится в Гродно.

В 16 веке церковь Бориса и Глеба подвергалась реставрационным работам, однако спустя столетие ее вновь сильно повредили. К концу 17 века в храме не было ни окон, ни дверей, а летом постройка церкви служила стойлом, предназначенным для скота местных жителей. Впоследствии было установлено, что церковь имеет неудачное месторасположение из-за постоянного оседания грунта, который регулярно подмывает Неман. В итоге в 1853 году практически половина церкви полностью обрушилась. Немного позже недостающие части храма были восстановлены деревянной достройкой. Сегодня православная святыня является действующей.

Внутри стен храма вмурованы специальные голосники, которые позволяют создавать уникальную акустику внутри Борисоглебской церкви. К слову, весь декор храма весьма оригинален, поэтому многие историки предполагают, что в 17 веке в Гродно была своя архитектурная школа.

Посещение Коложской церкви входит в программу многих экскурсий.

Неудивительно, что посещение этого чудом сохранившегося памятника архитектуры входит во все экскурсионные туры по Беларуси с посещением города. Удивительные достопримечательности Гродно обязательно стоит посмотреть, путешествуя по Беларуси: великолепный Фарный костел, Старый замок и Новый замок, одна из немногих сохранившихся в Беларуси кирха и многие другие памятники архитектуры, подобных которым Вы не увидите больше нигде в Беларуси.

Гістарычныя аповеды. Аповед другі. Гарадзенская архітэктурная школа

Крыжова-купальны стыль Каложскай царквыГарадзенскія цэрквы XII стагоддзя, пабудаваныя пад кіраўніцтвам таленавітага дойліда Пятра Міланега, маюць шэраг цікавых асаблівасцяў. Шмат іх сустракаецца па-асобку ў іншых месцах, але разам – нідзе болей ва ўсім славянскім свеце. Гэта ставіць пабудовы гарадзенскай архітэктурнай школы на адну ступень з найцікавейшымі прыкладамі іншых славянскіх (і не толькі) архітэктурных школ гэтага перыяду. Але ж якія характэрныя рысы гарадзенскіх храмаў даюць выснову сцвярджаць пра існаванне самабытнай гарадзенскай школы дойлідства? Менавіта пра гэта і пойдзе гаворка ў сённяшнім аповедзе.

Гарадзенская архітэктурная  школа склалася ў другой палове XII ст. і ахапіла Горадзен, Ваўкавыск і Навагрудак. Інтэнсіўнае мураванае будаўніцтва ў адзначаны перыяд сведчыць пра заможнасць гараджан і дазваляе казаць пра Горадзен як пра значны эканамічны цэнтр рэгіёна. Але іх унутраная блізкасць і невялікая колькасць паказвае на тое, што будаўніцтва каменных помнікаў у Гарадзенскім княстве доўжылася не больш за два дзесяцігоддзі.

Архитектура[править | править код]

Интерьер Коложской Церкви.

Коложская церковь представляет собой крестово-купольный храм, трёхапсидный и шестистолпный. Кладка стен выполнена из плинфы, использован также кирпич в декоративных целях. Церковь снаружи не оштукатурена, что позволяет видеть декоративные достоинства её полихромной кладки. Фасады украшены декоративными вставками из отполированных гранитных и гнейсовых валунов определённой цветовой гаммы (красные, коричневые, тёмно-малиновые, серо-зелёные, оливковые). Верхняя часть стен украшена поливными керамическими плитками. Стены сохранились не полностью, так как в 1853 году в результате оползня частично обрушились; до нашего времени также не дошли первоначальная главка и своды. В стены церкви вмурованы многочисленные кувшины-голосники, улучшающие акустику храма. Пол был украшен сложным узором из майоликовой плитки. При реставрации в 1870 году были открыты старинные фрески в конхах.

Архитектура церкви не имеет аналогов среди сохранившихся сооружений и напоминает композицию более раннего городенского собора — Нижней церкви, известной по археологическим исследованиям. Этот факт даёт возможность полагать существование в конце XII века в Гродно обособленной архитектурной школы, развивавшейся отчасти под влиянием романики.

Аповед 4. Каложскі манастыр. Пачатак

Дарагія наведвальнікі сайта kalozha.by! Замест абяцаных двух тыдняў новага гістарычнага аповеду прыйшлося чакаць амаль два месяцы – жыццё ўнесла свае карэктывы ў нашыя планы. Аднак сёння мы рады прадставіць вам новы аповед.

Уявіце, што ўся гісторыя манастыра пры Каложскім храме запісана ў старажытным рукапісным манускрыпце. На яго старонках згадваюцца сумныя і радасныя падзеі, перасякаюцца лёсы многіх людзей. Але гэтая кніга пакрылася тоўстым слоем пылу — вось ужо амаль сто гадоў , як у ёй не з’яўляюцца новыя запісы – у 1915 годзе Свята-Барыса-Глебскі мужчынскі манастыр спыніў сваё існаванне. А за сваю шматвяковую гісторыю манастыру ёсць што распавесці людзям, якія не абыякавыя да гісторыі сваёй Айчыны. «Хто ж і калі зноў пагартае пажоўклыя старонкі манастырскага летапісу, так даўно адданага забыццю?» – магчыма, здзівіцца чытач. А гэтай асобай будзе той, хто … цяпер чытае гэтыя радкі. Што ж, дакранемся да гісторыі?

Гістарычныя аповеды. Аповед сёмы. Чаму Свята-Барыса-Глебская царква завецца Каложскай

Шматлікім гарадзенцам Свята-Барыса-Глебскі храм вядомы як «Каложскі», «Калажанскі» або проста «Каложа». Наш храм – адзін з нямногіх у горадзе, які мае другую назву, якая настолькі прыжылася да царквы, што сёння гэты тапонім нават папулярней асноўнай назвы, і вельмі часта людзі так і кажуць: «Пайду ў Каложу» альбо «Пакажы гасцям нашага горада Каложу». Тапонім даў назву аднайменнай вуліцы горада і парку, які папулярны сярод гараджан. Але не многія ведаюць, што ж азначае гэтая назва, якая сыходзіць каранямі ў глыбокую старажытнасць. Сёння чытачы пазнаёмяцца з асноўнымі версіямі паходжання тапоніма «Каложскі».

История Коложской церкви

Точная дата начала строительства неизвестна, но предполагают, что каменная церковь на крутом берегу реки Неман в Гродно была возведена в 1140-1170 годы. Сыновья Гродненского князя Всеволода основали храм в честь первых древнерусских святых – князей Бориса и Глеба.

Еще одно название церкви, ставшее гораздо более знаменитым – Коложская – связывают с урочищем Коложань в Гродно, на котором и был построен храм. Слово «коложань» в древнерусском языке обозначало место, где бьют родники.

Вторая версия появления этого названия связана с переселением в 1409 году после победного похода князя Витовта на Псков жителей пограничной крепости Коложа.

Большой пожар 1184 года в Гродно уничтожил Нижнюю замковую церковь, и вскоре именно Борисо-Глебская стала главным храмом города.

В течение XIV века в результате многочисленных нападений крестоносцев церковь пришла в упадок, а во время войн с Московским княжеством была значительно повреждена войсками Ивана III.

И все же главной опасностью для отреставрированного в XVI веке храма оказалась природная стихия. Не однажды церковь на высоком берегу Немана страдала от размывов и оползней.

В ночь на 2 апреля 1853 года южная и часть западной стены вместе с потолочным перекрытием обрушились в реку: 40 лет церковь оставалась заброшенной. Новые повреждения принесли оползни 1864 и 1889 годов.

Однако несмотря ни на что уникальный храм в Гродно не исчез. В 1894-1906 годах был укреплен берег, вместо рухнувших каменных стен построили более легкие деревянные, а на новой крыше устроили главку с ажурным позолоченным крестом. В таком виде храм сохранился до наших дней.

К началу ХХ века был разработан и проект восстановления, но его воплощению помешала Первая мировая война.

В советское время Коложская церковь была закрыта для богослужений: в 1948 году передана историко-археологическому музею, а в 1967-м вместе с Замковой горой вошла в состав Гродненского историко-археологического заповедника.

Только в начале 1990-х Коложу вернули Белорусской православной церкви: знаменитая святыня вновь стала действующим храмом.

Коложская церковь в Гродно: история возникновения.

Помимо такого занимательного исторического факта, церковь Бориса и Глебa имеет очень интересную историю. Исследователи предполагают, что православный храм был возведен в момент правления двух князей Бориса и Глеба Всеволодковичей в Гродно. Соответственно, церковь была освящена в честь их одноименных небесных покровителей в начале 12 века. По другой версии, церковь была построена не гродненскими князьями, а их сыновьями только в конце 12 века. Место для строительства было выбрано не случайно: в урочище Коложань бьют природные родники, а когда-то давно оно почиталось местными язычниками. Поэтому не только сама православная святыня представляет большой интерес, но и место, на котором она стоит.

В 1184 году случился разрушительный пожар, который практически полностью уничтожил главную церковь города. По этой причине Борисоглебский храм решено было сделать главной православной святыней в городе Гродно. Активно развивалась церковь на протяжении 4-ех веков, однако в 16 веке пришла в упадок. За четыре столетия церковь сильно обветшала: крыша пришла в негодность, а верхняя часть стен существенно износилась. Скорее всего, это связано с тем, что в это время на эти земли частые набеги совершали крестоносцы. Легенда, которую изложил униатский священник  в 18 веке Кульчинский, гласит, что Борисоглебская церковь была полностью разрушена в 15 веке. В то время московские войска князя Ивана III во время русско-литовской войны осаждали Старый замок, а для того, чтобы удобно было размещать пушки и стрелять по замку, решено было засыпать церковь песком. Однако исследования, проведенные немного позже, не подтверждают этот рассказ.

История названия Коложской церкви

В период правления Бориса и Глеба, сыновей Гродненского князя Всеволода, в северо-западной части Древней Руси в городе Гродно, из камня была возведена церковь, названная Борисо-Глебской по имени святых Бориса и Глеба. В связи с тем, что точной даты ее сооружения не установлено, существует предположение, что храм этот строился в 1140-1170 гг. Также ее называют Коложской по имени урочища Коложань, в котором она расположена.

В период правления Бориса и Глеба, сыновей Гродненского князя Всеволода, в северо-западной части Древней Руси в городе Гродно, из камня была возведена церковь, названная Борисо-Глебской по имени святых Бориса и Глеба. В связи с тем, что точной даты ее сооружения не установлено, существует предположение, что храм этот строился в 1140-1170 гг.

Также ее называют Коложской по имени урочища Коложань, в котором она расположена. В переводе со старинного наречия обозначает место, в котором бьют родники. По другой, более распространенной версии, святыня получила свое название после того, как в 1409 г. князь Витовт совершил поход на жителей Пскова, и, одержав над ними победу, переселился в крепость Коложа. В 1184 г. Борисо-Глебская церковь становится главным храмом Гродно, так как во время случившегося в городе сильного пожара была полностью разрушена главная Гродненская церковь — Нижняя замковая.

Гістарычныя аповеды. Аповед пяты. Каложскі манастыр. Час выпрабаванняў

Карта Гародні 1706 года (фрагмент з Каложскім манастыром)Уважлівы чытач памятае, што апошні аповед закончыўся спрэчкай паміж праваслаўнымі і грэка-каталікамі, каму павінен належаць манастыр. І, як ведаеце, канчаткова  манастыр застаўся за апошнімі. Але гісторыя не заканчваецца на гэтым. Лёс падрыхтаваў шмат выпрабаванняў манастыру, і сёння мы працягнем нашу гістрычную вандроўку.

У 1630-я гады манастыр набыў «две уволоки земли в Бакштах» (верагодна, сёння гэта аграгарадок у Шчучынскім раёне). Архімандрыт Каложскага манастыра аднавіў там царкву, і ,як сведчыць І. Кульчынскі, па прадстаўленні мітрапаліта ён атрымаў ад яго міласці караля Уладзіслава IV прывілей, згодна якому «Бакштанская церковь … придана была навсегда монастырю».

История[править | править код]

Реконструкция Коложской церкви академика архитектуры Ивана Ивановича Горностаева 1864 года.

Предположительно, церковь была построена во время правления гродненских князей Бориса и Глеба Всеволодковичей (первый умер до 1166, второй — в 1170) и освящена в честь их небесных покровителей, Бориса и Глеба. По другой версии — храм возведён в 1180-е годы детьми Бориса и Глеба. Возведение храма осуществлялось на месте урочища Коложань (название «коложань, коложень» обозначает место, где бьют многочисленные родники), которое почиталось окрестными язычниками. Согласно другим исследованиям, название урочища происходит от жителей псковской крепости Коложа, взятых в плен великим князем Витовтом во время его нападения на Псков в 1406 году, и поселённых на территориях, прилегающих к Борисоглебской церкви. После разрушительного пожара 1184 года, который уничтожил соборную церковь древнего Городена, Борисоглебская церковь стала главным городским храмом. То же посвящение Борису и Глебу имела древнейшая церковь Новогрудка, вероятно, строившаяся в одно время с Коложской и, возможно, при участии гродненских мастеров.

К началу XVI века Коложская церковь пришла в упадок. У храма отсутствовала крыша и верхняя часть стен. Предположительно, разрушение храма связанно с частыми набегами крестоносцев в XIII—XIV веках. Согласно легенде, изложенной униатским священником XVIII века — Кульчинским, церковь была разрушена в XV веке московскими войсками Ивана III, осаждавшими Старый замок, во время русско-литовской войны 1487—1494 годов, и якобы засыпавшими Коложскую церковь песком, чтобы, поставив на неё пушки, стрелять по замку. Позднейшие исследования не подтверждают эту легенду. В XVI веке церковь была отреставрирована, но уже в XVII веке вновь повреждена. Храм не имел окон и дверей и летом служил стойлом для скота.

Неудачное, с точки зрения геологии, положение храма, возведённого на краю высокого берега реки, определило постоянную опасность обрушения церкви, из-за оседания грунта, подмываемого Неманом. В 1720 году одна из стен наклонилась, но сползание грунта было остановлено посадкой деревьев. Однако в ночь с 1-го на 2-е апреля 1853 года южная и часть западной стены обрушились. В 1889 году обрушилась южная апсида. В дальнейшем недостающие стены были заменены деревянными.

В 2017 -2018 годах была отремонтирована деревянная стена храма. Аутентичный каркас был сохранён, а наружная обшивка заменена. В качестве материала использована термодифицированная сосна. В помещении церкви был установлен стеклянный пол, через который можно видеть основание утраченного столба.

В настоящее время храм действующий. В 1995 году его посещал патриарх Алексий II.

Современный вид

В своем современном виде Коложская церковь представляет следующую картину.

Сохранились (без верхних частей) северная половина западной стены, северная стена, апсиды жертвенника и алтаря с их сводами и парой прямоугольных со срезанными под 45° углами восточных столбов, точнее,— частей восточной стены основного объема храма, прорезанной арками. Из четырех круглых подкупольных столбов сохранилась западная пара, восточная пара была известна по рисункам и установлена раскопками. Третья пара столбов, отделявших западный неф или нартекс, не сохранилась, но их место определяет положение лопаток.

Кирпичная кладка стен покоилась на фундаменте глубиной 1,50 м из валунного камня средней величины. Камни не были скреплены связующим раствором и были лишь пересыпаны землей или песком. Кирпичная кладка стен порядовая, со швом связующего, иногда превосходящим толщину кирпича. Раствор извести — с примесью кирпичной крошки, мелко рубленной соломы и угольков; последние могли попасть в известь при ее обжиге. Перевязь швов соблюдается относительно. Внутренняя полость стены частью заполнена кирпичным ломом и мелкой булыгой, так что система кладки в целом носит характер промежуточный между оплошной кирпичной и полубутовой кладкой.

Кроме обычного кирпича, в Коложе применен лекальный и фасонный кирпич — со скругленным углом для обломов пилястр, с полукруглой широкой стороной для выкладки профиля арочных проемов окон, со скошенными короткими сторонами (трапециевидный) для кладки срезанных под 45° углов столбов и угловых лопаток.
Кирпич имеет знаки на длинной стороне. Среди них есть «буквенные» знаки.

В самой общей форме Коложская церковь может быть определена как шестистолпный храм— колонны, переходящие к крестчатому сечению на большой высоте. Эта форма столбов выделяет центральное пространство храма, придавая ему более просторный, «зальный» характер.

Западная пара столбов была также круглой, но большего сечения соответственно большей ширине лопаток. Алтарные апсиды полукруглой формы довольно массивны и сильно выступают к востоку. В средней апсиде по ее периметру идет кирпичное седалище для клира. В простенках апсиды помещены проходы и окна в боковые апсиды и узкие лестницы, идущие в толще стен последних до высоты 5 м и выходящие на северную и южную стены. Интересной технической деталью являются перекрытия лестницы в апсиде жертвенника.

В отличие от обычной системы подкупольные столбы не крестчатой, но круглой формы.

В нижних частях стен и лопаток сделанряд узких — высоких или низких — арочных ниш. Ныне они почти все заложены и оштукатурены.

В храм вводят три двери с арочным верхом, очень вытянутые по своим пропорциям.

В верхней части стен располагались узкие окна с арочными перемычкам. Здесь их по два в каждом из угловых делений фасада.

Наиболее яркой и своеобразной чертой Коложской церкви является обработка ее фасадов. Они членятся плоскими трехуступчатыми лопатками, сближающимися с пучковыми пилястрами смоленского храма Михаила архангела, Троицкого собора в Пскове, церкви Пятницы в Чернигове и ряда других памятников конца XII в. Однако верхний элемент лопатки в Коложской церкви является не полуколонкой, но плоской тягой со скругленными углами. Угловые западные лопатки простые, плоские. Характерной чертой является срез их углов под 45°. Лопатки опираются на невысокий цоколь, имеющий также уступчатый профиль и образующий при сопряжении с лопатками своеобразную ступенчатую «базу». На фасадах апсид никаких тяг нет, но арки их окон были украшены нарядным профилем из лекального кирпича. Вся поверхность стен вплоть до узких срезов угловых лопаток, средних тяг пилястр и простенков меж окнами убрана с необычайной роскошью вставками полированных и необработанных плоских валунов и майоликовых плиток коричневого, зеленого и желтого тона.
Камень использован двух пород — это граниты и гнейсы разнообразных оттенков, строго подобранных, однако, в определенной гамме тонов — коричневых, красных, темномалиновых, серовато-зеленых и оливковых. Крупные камни сосредоточены в нижних частях стен и около входов, выше они мельче; также мелкие камни подобраны для узких плоскостей лопаток.

На северном фасаде дважды изображен крест на ступенчатой «голгофе». В размещении крестов и камней наблюдается известная симметрия, но зодчие-декораторы не придерживаются ее строго, внося определенный дух живописности и свободы в систему убранства в целом. Эта черта декора Коложской церкви роднит его с народным искусством вышивки. Основной красный фон кирпичной кладки со сравнительно широкими белыми швами не был закрыт побелкой и образовал великолепное сочетание с полихромией камня и майолики.

Церковь Рождества Богородицы

Рекомендовать место

9

2

Церковь Рождества Богородицы – это часть женского православного монастыря базилианок. Построена в 1726 году итальянским архитектором И. Фонтаной. Некогда здесь стояла Пречистенская церковь, сначала деревянная, с XII века каменная.

Трехнефная церковь с прямоугольной алтарной частью отличается нетрадиционным купольным завершением – в виде двух башен с фигурными главками и центрального купола. Фасад богато украшен барочным декором и завершен треугольным фронтоном.

С северной стороны к храму примыкает келейный двухэтажный корпус. Стены церкви оштукатурены и в целом отсылают к древнерусскому стилю.

История этого монастырского комплекса богата событиями. Он горел, перестраивался, видоизменялся, переселялся, заново восстанавливался. Только к концу XX века монастырская жизнь в Гродно вернулась в традиционное русло.

Интересен факт, что в 1877 году в обители зафиксировано мироточение чудотворного списка Владимирской иконы Божией Матери, которое продолжалось полгода. Миро было собрано в крестообразный ковчежец, который до наших дней хранится в монастыре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector