Житие святых князей бориса и глеба

Почитание святых Бориса и Глеба. Тропарь, кондак и канон

Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, святому князю Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242 год), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380 год). Рассказывают и о других случаях заступничества святых во время войн и вооруженных конфликтов в позднейшие времена.

Явление Бориса и Глеба перед Невской битвой

Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008—1035 гг.).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки князя Глеба, бывшие непогребенными 4 года, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений.

Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: князья-страстотерпцы Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым.

Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на месте сгоревшей церкви каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства.

Годом канонизации святых страстотерпцев принято считать 1072. Они стали первыми русскими святыми. Однако известно, что греческие архиереи, которые в то время возглавляли Русскую Церковь, без особого энтузиазма отнеслись к прославлению русских святых. Но большое количество чудес, исходивших от мощей святых страстотерпцев, и народное почитание сделали свое дело. Грекам, наконец, пришлось признать святость русских князей. В народном предании святые князья, прежде всего, фигурируют как заступники земли Русской. В честь святых было сочинено немало молитвословий, включая уникальные, знаменитые житийные Паремии, которые сохранялись в русской Богослужении вплоть до начала XVII века.

Число икон, медного литья и других изображений святых Бориса и Глеба — огромно. Практически в любом историческом музее, посвященном древнерусской иконописи, сегодня можно найти иконы святых самых разных размеров и уровней иконописного мастерства.

Святые князья Борис и Глеб на конях. Икона XIV века. Москва, ГТГСвятые князья Борис и Глеб на конях. Икона XIV века. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедникСвятые князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Начало XIV века. Украина, Киев, Музей русского искусстваСвятые князья Борис и Глеб. Вторая четверть XIV века. Москва, ГТГСвятые князья Борис и Глеб. Первая треть XVII века. Москва, собрание арт-галереи «Дежа Вю»Святые Владимир, Борис и Глеб с житием Бориса и Глеба. Икона, Москва, первая половина XVI века. ГТГСвятые князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Псковская икона XIV век. СПб, Русский музей

Известны также и собственно старообрядческие иконы Бориса и Глеба. Так, после церковного раскола большое распространение получили литые иконы святых, коих существует около 10 разных вариантов.

Старообрядческая икона Бориса и Глеба. XVIII век

Также в честь святых названо несколько городов и населенных пунктов.

Установлены следующие дни почитания святых Бориса и Глеба:

  • 15 мая — перенесение мощей святых мучеников князей русских Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Роман и Давыд (1072 и 1115 гг.);
  • 2 июня — первое перенесение мощей святых мучеников Бориса и Глеба (1072 г.);
  • 6 августа — совместное празднование святым Борису и Глебу;
  • 24 августа — перенесение ветхих рак святых страстотерпец князей Бориса и Глеба от Вышгорода в Смоленск (1191 г.);
  • 18 сентября — успение святого и благоверного князя Глеба, по плоти брата святого Бориса (1015 г.).

Иконография

Первые образы святых писали по распоряжению Ярослава Мудрого. Их изображали на крестах-мощевиках, сделанных на заказ. Позже сложилась иконография. Братьев изображали вдвоем, в полный рост. Княжеское происхождение выдавали шапки, отороченные мехом, красные плащи и мечи. Иногда святые держат кресты. За основу для написания образов взято описание облика Бориса из сказания о князьях:

  • высокий рост;
  • круглое лицо;
  • широкие плечи;
  • тонкая талия.

Также упоминается веселый нрав и юный возраст князя. Он погиб в 25 лет. Так как в сказании нет описания внешности Глеба, князя Муромского изображали похожим на брата. Общие черты — длинные волосы и чистые лица без бороды. Чтобы подчеркнуть юность князей, иконописцы использовали специальный прием — удлиняли фигуры. Святые кажутся воздушными и хрупкими.

Лица святых обращены к молящемуся. На некоторых иконах братья слегка повернуты друг к другу, будто беседуют. Редко встречаются одиночные иконы. Списки делали с рельефных портретов на серебряных пластинах, покрывавших раки с мощами. В 14 веке появились житийные иконы князей

Иконописцы уделяли особое внимание выражениям лиц. Образы наполнены кротостью, смирением, добротой

Кроме фигур князей, на них изображены чудеса, совершенные ими.

По византийской традиции, святых изображали на конях. Стиль иконографии распространился после победы над монголами в 12 веке. Также прослеживается влияние образов Георгия Победоносца, Димитрия Солунского. Святым молились о заступничестве в битвах и о победе над врагами. Поэтому на иконах они приняли воинственный вид защитников.

В отдельный тип выделяют иконы святых, на которых они изображены заступниками городов. Отличительная черта образов — Иисус Христос в облачном сегменте над головами братьев. Их помощи приписывают спасение Каргополя от пожара. Чуду посвящена икона 18 века. На одном из ее списков одежду изобразили киноварью, как символ кровавой жертвы братьев и Христа.

Житие святых Бориса и Глеба

Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. У Владимира имелось двенадцать сыновей от разных жен. Старшие дети Владимира часто враждовали между собой, они были рождены еще во времена, когда князь пытался укрепить языческую веру. Борис и Глеб родились позже, в годы Крещения Руси. Их мать была из Волжской Булгарии. Братья воспитывались в христианском благочестии и любили друг друга.

Когда сыновья стали взрослеть, Владимир поручил им управление территориями. Борису достался Ростов, а Глебу — Муром. Княжение Глеба в Муроме оказалось нелегким. Рассказывают, что муромские язычники не допустили его в свой город, и князю пришлось жить вне пределов городских стен, в пригороде.

Князь Владимир любил Бориса более других своих сыновей, во многом доверялся ему и намеревался передать ему Киев и великое княжение. Борис был женат на Эгнес, датской принцессе и со временем уже прославился как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Вскоре после отъезда Бориса Владимир умер, а Святополк, воспользовался своим положением и самовольно захватил власть в Киеве, провозгласив себя Великим князем Киевским. Он задался целью скорее избавиться от братьев-соперников, пока те ничего не предприняли и скрыл смерть отца. Тело Владимира завернули в ковер и отвезли в Киев, в церковь Пресвятой Богородицы, где и похоронили, не воздав ему должных почестей.

Борис, тем временем, вернулся обратно в Киев. Весть о смерти отца и вокняжении Святополка застала его на берегу небольшой речки Альта. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско. Борис остался на Альтинском поле лишь с немногими своими слугами.

Святополк послал Борису лживое послание с предложением дружбы. Сам же, в тайне от всех, направил наёмных убийц убить Бориса. Бориса известили о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля (старый стиль) 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. Тело его завернули в шатер, положили на телегу и повезли к Киеву. Есть версия, что в дороге Борис еще дышал и, узнав об этом, Святополк послал двух варягов прикончить его. Тело Бориса привезли тайно в Вышгород и похоронили в церкви святого Василия. Ему было около 25 лет.

В живых еще оставался князь Муромский Глеб. Святополк хитростью заманил Глеба в Киев, отправив послание, что отец тяжко болен. В дороге Глеба настиг гонец от брата Ярослава, тот предупредил его о вероломстве Святополка. Глубоко скорбя, святой князь предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска. Глеба зарезал его повар Торчин, по приказу убийц. Глебу было около 19 лет. Тело его было брошено на берегу, и так лежало в безвестности, между двумя колодами. Лишь через много лет, по повелению князя Ярослава, оно было перенесено в Вышгород и положено в церкви святого Василия рядом с Борисом. Позже Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый Борисоглебский собор.

Благоверные князья Борис и Глеб не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану. Князь Ярослав, собрав войско двинулся на Киев и изгнал Святополка из Руси. Решающее сражение между ними состоялось в 1019 году на реке Альте — на том самом месте, где был убит святой князь Борис. По свидетельству летописцев, когда разгромленный Святополк бежал с поля брани, напала на него болезнь, так что ослабел он всем телом и не мог даже на коня сесть, и несли его на носилках.

С разумной точки зрения смерть святых братьев кажется бессмысленной. Они не были даже мучениками за веру в подлинном смысле этого слова. Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву главной христианской ценности — любви. Святые братья сделали то, что в те времена на Руси, привыкшей к кровной мести, было еще ново и непонятно, они показали: за зло нельзя воздавать злом даже под угрозой смерти. Впечатление от их поступка было настолько велико, что вся земля признала их святыми. Это был переворот от языческого сознания к христианству.

Борис и Глеб были первыми святыми, канонизированными Русской Церковью. Даже их отец, князь Владимир, был причислен к лику святых намного позже. Их чтили в Константинополе, икона Бориса и Глеба была в константинопольской Софии. Их житие было включено даже в армянские Минеи.

История

Князья Борис и Глеб были первыми русскими святыми, прославленными в лике в 1078 году. В чём же их святость?

Перенесемся мысленно в 1015 год. Близится к концу княжения святого равноапостольного князя Владимира — крестителя Руси. Христианству на Руси ещё немного лет и ещё сильны нравы и обычаи языческих времен. Брат восстаёт на брата, сын на отца. Нередки распри между княжескими родами и даже внутри одного рода. Набеги соседних народов и кочевых племен тревожат русскую землю.

И вот вновь пришла весть о набеге печенегов. Пораженный недугом князь Владимир посылает против них своего сына Бориса. Юному князю было тогда немногим более 20 лет. Борис был любимым сыном князя Владимира и именно ему хотел он оставить престол.

Как раз в то самое время, когда Борис находился в походе против печенегов, равноапостольный князь Владимир умирает в Киеве. Власть коварно захватывает старший сын Владимира — Святополк. Он осознавал, что Борис для него опасен. Как отстоять захваченную им власть? А Борис уже возвращался во главе большого войска.

Казалось бы он мог легко победить Святополка и забрать власть (его войско насчитывало 8 тыс. человек). Но юный князь Борис живёт уже иным пониманием жизни. Он христианин, он не может поднять руку на брата. В молитве обретает он убежденность — не подниму руку на брата своего, да ещё старшего, которого мне следует почитать за отца.

И поразительно — Борис во сне получил предупреждение о ждущей его смерти. Она представилась ему в виде страшного чёрного зверя. Но он всё же отпускает дружину. И подосланные Святополком убийцы совершают своё чёрное дело. Князь Борис был убит во сне, после вечерней молитвы.

Князя Глеба, который в это время был в Муроме, Святополк решил обманом заманить в Киев. Он скрыл от брата смерть отца, наказав гонцам сообщить:

Глеб был предупреждён о злодействе Святополка, но всё же он отправился навстречу своей гибели. Подосланные убийцы расправились с младшим сыном князя Владимира, когда он плыл на ладье по Днепру. Тело князя было брошено между двух колод и долгое время оставалось ненайденным.

Огненное знамение и ангельское пение указало людям, где находятся останки князя-страстотерпца. Мощи святого были обретены нетленными через 4 года после злодейского убийства и погребены в одной могиле с Борисом.

Злодейство не помогло Святополку. Он после жестокой борьбы был принужден к бегству прибывшим из Новгорода Ярославом, получившим позднее прозвище «Мудрый».

В чём же явилась святость Бориса и Глеба? Ведь они пострадали как будто не за веру, а за обычные для того времени политические распри. Но нет. Именно за веру, за ту новую для своего времени убежденность, что грехом преступления, убийством, нельзя утвердить справедливость на земле.

Христос-спаситель заповедал:

И Борис, зная о готовящемся злодеянии, молится:

И также смиренно встречает свою смерть младший брат его, Глеб. Это был истинный подвиг веры. Это было проявление совершенно нового, невиданного для того времени воззрения на мир.

Святополк умер позорный смертью, погубил свою душу и на все времена был проклят прозвищем «Окаянный». Так было и так будет всегда. Торжество зла — есть временная видимость. Зло может восторжествовать на какое-то время, но оно всегда обречено перед лицом вечности. Святые князья Глеб и Борис в сознании православного народа навеки останутся победоносными войнами, несущими гибель всякому злому делу.

Икона Бориса и Глеба

Икона благочестивых князей Бориса и Глеба является заступницей государства Российского. Множество раз святыня исцеляла от болезней и давала защиту от врагов. К святому образу обращаются многие верующие со всего мира.

Борис и Глеб являются первыми мучениками, причисленными к лику святых. О других мучениках узнали намного позже. Икона Бориса и Глеба являлась защитницей дружины Александра Невского перед битвой на Чудском озере и князя Дмитрия Донского перед Донским побоищем. Образ праведников неоднократно творил чудеса, исцеляя людей от тяжелых недугов.

История иконы

Борис и Глеб — последние сыны великого правителя земли Киевской Владимира Святославича. Правитель принял православие всей душой и сердцем и приучил своих младших сыновей жить в вере и праведности. Борис и Глеб имели хорошее образование, с огромным интересом и упорством изучали Библию и богослужебные книги, оказывали помощь бедным и всем христианам. Перед смертью своей князь Владимир посадил на престол Бориса и дал ему войско. А Глебу в правление перешли Муромские земли.

В 1905 году, когда князь умер, на Руси разразилась борьба за власть. Святополк самовольно назвался князем Киевской Руси, в то время как Борис совершал нашествие на печенегов. Великомученик Борис не хотел участвовать в борьбе за престол и разогнал войско, при этом произнеся слова: «Я не посмею поднять руку на брата кровного, который при этом старше меня и которого надобно мне уважать, как отца!». Но Святополк все равно отправил своих приближенных убить его. На Бориса набросились с копьями в то время, когда он совершал молитву. Борису было известно, что задумал старший брат, но он не оказал сопротивления и не подался в бегство. Святого убили в 1015 году, 24 июля.

Святополку было мало одного убийства. Он отправил своих людей в Муром, где правил Глеб. Святому Глебу также было известно о намерениях брата. Но он считал, что братоубийство страшнее смерти. Он был убит у реки Смядыни недалеко от Смоленска.

Правление Святополка, которого также называют Окаянным, продлилось недолго. Святополк был изгнан, много лет провел в скитании, всем ненавистный. Убитых братьев стали почитать как святых. Ярослав Мудрый, будучи правителем, нашел останки Бориса и Глеба и отнес их в церковь Василия Великого в Вышгороде. Мощи братьев славятся бесчисленными чудотворными свойствами.

Где хранится икона

В наше время икону можно встретить в немногих церквях России. Данная икона находится в Великом Новгороде, в Борисоглебовском храме. Также святыню можно встретить в Коломенской Борисоглебовской церкви, в монастыре Рождества Богородицы Фарапонтова и в Спасо-Ефросиниевском монастыре в Полоцке.

В чем помогает чудотворный образ

Князья, причисленные к лику святых, приходят на помощь верующим, исцеляя недуги, примиряют людей, враждующих между собой, покровительствуют непорочности и целомудренности. Во время молитвы православные люди просят исцелить их от болезней, спасти души близких людей. Молятся также о защите от нечисти, о мире и спокойствии.

Описание иконы

Обычно Борис и Глеб на иконах изображаются рядом друг с другом, во весь рост и в богатых одеяниях. В руках у них крест, который является символом страданий и мучений, а иногда они держат крест вместе с мечом. Оружие указывает, что они являются воинами.

Иногда братьев изображают развернутыми друг к другу лицом, будто бы ведущих беседу между собой. В 14 веке на иконах начали изображать сцены их мирской жизни, а спустя время братьев писали сидящими на конях.

Дни празднования иконы

Праздник в честь благочестивых братьев проводится неоднократно:

  • 15 мая — перемещение мощей святых в новый храм в Вышгороде.
  • 6 августа — торжественное почитание обоих мучеников.
  • 18 сентября — день памяти смиренного Глеба.

Молитва пред иконой Бориса и Глеба

«О братия священные, страстотерпцы Борисе и Глебе, верою чистою и любовью к Христу служенники! Услышьте нас и защитите от недугов, войн и смертей. В молитве прибегаем к вам, великие мученики, посодействуйте государству Российскому в победе, как когда-то князю Александру. Восхваляем Отца, и Сына, и Духа Святого. Аминь».

Великомученики, убиенные от руки собственного брата, были посмертно восхвалены народом русским. История их жизни является доказательством крепкой и нерушимой любви к Господу и всем людям. Молясь подле иконы Бориса и Глеба, не забудьте покаяться в совершенных грехах. Мы желаем вам крепкой веры. Будьте счастливы

Убийство Бориса и Глеба

В это время в Киев возвращался из похода князь Борис со своей дружиной. На реке Альт ему сообщили печальные известия о смерти его отца и о том, что брат его захватил власть в Киеве. Дружина, которой руководил Борис, состоявшая, главным образом, из старых воинов Владимира, предложила молодому князю силой отобрать власть. Воспитание и братские чувства не позволили молодому человеку обнажить оружие на старшего брата. Такое поведение молодого князя было воспринято, как малодушие и трусость, поэтому большая часть дружины Бориса отправилась в Киев служить тамошнему князю.

Святополк тем временем отправился в Ижгород, чтобы лично убедиться в преданности тамошних бояр. Не веря простым словам, он потребовал от бояр в качестве доказательства их преданности принести ему голову Бориса. Бояре согласились и отправились на реку Альт, где стоял стан Бориса. Молодой князь молился в своем шатре. Убийцы дождались, пока он уснет, и убили его. Тело завернули в простыни и отправили Святополку. Так Борис был убит собственным братом.

Святополк Окаянный продолжал свои злодеяния. После убийства Бориса, он отправил гонцов в Муром, которым правил другой его брат — Глеб. Гонцы передали князю весть о том, что Владимир тяжело болен, и хочет видеть своего сына. Обман сработал, и Глеб с малым войском отправился в Киев. Святополк велел организовать засаду и умертвить своего брата. Недалеко от Смоленска Глеб со своей дружиной был остановлен посланниками Ярослава, которые сообщили ему весть о смерти отца и предательстве брата. Глеб оплакивал отца. В это время его окружили убийцы. Малая дружина не смогла спасти князя, его убил собственный повар, в надежде угодить киевскому правителю. Убийство Бориса и Глеба было подлым шагом, а сами братья позже были причислены православной церковью к лику святых. Самого же Святополка народ за эти злодеяния окрестил «окаянный».

Новые злодеяния

Древлянский князь Святослав, узнав о случившемся, пришел в отчаяние. Не видя возможности противостоять Святополку, он решил бежать в Венгерское государство. Однако, Святополк предвидел это и его войско уже выдвинулось во владение Святослава. Вблизи Карпат они догнали князя и, как свидетельствуют летописцы, жестоко убили его. Так, Святополк окаянный, как народ начал называть его, умертвил уже трех своих братьев. Он не чувствовал за собой вины, но знал, что народ его может не простить. Поэтому он часто собирал людей и раздавал им деньги, меха и одежды, пытаясь купить их уважение.

Мученическая смерть Бориса и Глеба

Несмотря на то, что Борис отказался от соперничества за Киевский престол, Святополк решил избавиться от родственника. Он знал, насколько брат популярен среди русичей, как его любят, поэтому боялся народных волнений. К тому же коварному, властолюбивому Святополку была непонятна богобоязненность и смиренность Бориса. Он думал, что брат что-то задумал против него.

Борису донесли о желании Святополка убить его. Но он не стал прятаться. Князь был увлечен подвигами христианских мучеников, поэтому не страшился смерти. 24 июля 1015 года на берегу реки Альты Борис в своем шатре проводил богослужение. Там его и настигли нанятые Святополком убийцы. Они пронзили мужчину копьями, но не убили его.

У Бориса еще хватило сил, чтобы выйти из шатра и помолиться. Затем князь обратился к убийцам и призвал их завершить начатое. Они еще раз пронзили несчастного копьем. После чего отправились с телом Бориса в Киев. На пути встретились посланные Святополком варяги. Они увидели, что князь хоть и изранен, но еще дышит. Чтобы окончательно убить Бориса, один из варягов пронзил его сердце мечом. Князя тайно похоронили в Вышгороде, в храме Св. Василия Великого.

Глеба известили как о кончине отца, так и об убийстве брата. Но войной на Святополка он не пошел, предпочтя смиренно принять судьбу. 5 сентября 1015 года убийцы нашли Глеба неподалеку Смоленска, в устье реки Смядыни. Князя убили, а его тело спрятали в гробу из двух выдолбленных бревен.

Наказание Святополка

Хотя в XI веке Русь была христианским государством, люди не спешили отказываться от старых обычаев. Кровная месть встречалась нередко. Но Борис и Глеб своим примером показали, что иногда лучше на зло ответить добром. Благодаря их смирению не развязалась братоубийственная война, не были разорены русские города.

Жестокий Святополк недолго сидел на Киевском престоле. Уже в 1019 году Ярослав Мудрый собрал войско и разбил дружину коварного брата. Решающее сражение прошло на берегу реки Альты. Именно там был убит князь Борис. Святополк получил прозвище Окаянный. Он бежал в Польшу, но нигде не мог найти покоя. В народе ходили легенды, что даже от его могилы шла нестерпимая вонь.

Библиотека Русской веры Канон святым мученикам Борису и Глебу →

Читать онлайн ————-

Тропарь, глас 2

Правдивая страстотерпца, и истинная Евангелию Христову послушателя, целомудреный Романе, с незлобивым Давыдом, не сопротив стаста врагу сущу брату, убивающему телеса ваю, душама же коснутися немогущу. Да плачется убо злый властолюбец, вы же радующася с лики ангельскими, предстоита Святей Троице. Молитася о державе сродник ваших богоугодне быти, и сыновом русским спастися.  

Кондак, глас 3

Восия днесь преславная память ваю благородная страстотерпца Христова, Романе и Давыде, созывающее нас к похвалению Христа Бога нашего. Тем притекающее к рацее мощей ваю, исцеления дар приемлем, молитвами ваю святая, вы бо божественная врача еста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector