Текст книги «старец и психолог. фаддей витовницкий и владета еротич. беседы о самых насущных вопросах христианской жизни»
Содержание:
Писательские труды Витовницкого
Все труды сербского старца Фаддея Витовницкого собраны в книге «Мир и радость в Духе Святом «. Сборник стал плодом труда и любви духовных чад старца. Беседы, проповеди изложены простым, евангельским языком. Составители, в соответствии с литературными нормами языка, полностью передали мысли и слова старца.
Мир и радость в Духе Святом
Книга содержит жизнеописание старца и поделена на несколько смысловых частей:
- «Беседы, поучения, проповеди о жизни духовной»;
- «Данный нам крест мы должны нести до конца»;
- «Витовницкий стослов».
Старец говорил, что каждая душа должна распространять мир и радость. Фаддей призывал, как Матерь Божья, посылать людям тишину, мир и радость, быть мирными, тихими, «умирить сердце», которое часто болит, не принимать близко каждую обиду.
Посмотрите видеоролик о книге «Мир и радость в Духе Святом».
Каковы наши мысли, такова наша жизнь
Еще в детстве Томислав начал постигать тайну внутренней жизни: необходимость собирания мыслей, борьбу с рассеянностью ума. Отец Фаддей полагал: «каковы твои мысли, такова и жизнь твоя «.
Поучения старца о влиянии человеческих помыслов на судьбу и внешнее поведение:
- «Какие у нас мысли, такова и наша жизнь. Если наши мысли спокойны, тихи, благородны и кротки, такой же будет и наша жизнь».
- «Разница между хорошими и дурными людьми только в их мыслях — добрых или злых. Благие, добрые мысли преображают окружающих нас людей».
- «Когда зло находится в нас, мы передаем его, изливаем — на родных, в семье, в любом кругу, где находимся. …Разрушительные мысли разрушают наш мир, и нет нам покоя».
Посмотрите видеоролик о книге «Каковы наши мысли, такова наша жизнь».
Духовные поучения
Многие мысли отца Фаддея афористичны и наставляют на праведный путь.
Сербский старец Фаддей Витовницкий считал, что:
- победить зло можно любовью;
- совершенство жизни христианина в смирении;
- нужно освобождаться от нечистоты мыслей;
- к ближним надо относиться одинаково;
- нельзя делить людей на симпатичных и несимпатичных.
Старцу всегда не давала покоя мысль о смысле жизни. В житии святого Серафима Саровского он нашел ответ: «цель нашей жизни — возвращение в объятия к своему Отцу Небесному, чтобы мы, люди, на земле были как Ангелы на небе, руководимые Духом Святым».
Не гневаться на детей за их активность
Фото: Flickr.com
Небесные духи по-разному воздействуют на детей. Ребенок не может быть все время неподвижным и спокойным. Он в своем развитии должен непрерывно двигаться, стремиться куда-то, при этом, порой, забывая о родительских наставлениях.
Но он делает что-то не так не со зла, а от непонимания. А когда родители сердятся, впадают в гнев, ругают его, набрасываются с упреками, а то и побоями, ребенок не понимает, в чем его вина.
Родителям нужно в таких случаях сначала самим успокоиться, а потом мирно, с любовью объяснить ребенку, в чем его ошибка. Если это делать постоянно, день ото дня, направляя мысли от своего сердца, к сердцу ребенка, то он поймет. Если же приступать к воспитанию в гневе, на эмоциях, то возникает мысленная вражда и тогда все наставления родителей проходят мимо разума их чада.
Воспитание послушания
Фото: Flickr.com Фаддей наставлял, что характер ребенка формируется до 5 лет, поэтому за эти годы родителям требуется приучить ребенка к такому послушанию, в результате которого на любое родительское слово у них должен быть один ответ – «аминь».
То есть послушание должно быть абсолютным и беспрекословным. Но он с горечью отмечает, что на самом деле все происходит в семьях совершенно не так. Родители сами подают плохой пример, относятся к собственным родителям без почитания и противятся их воле. Да еще и привлекают внуков к этому, чтобы передали бабушке и дедушке, мол, мама и папа не будут то-то и то-то делать. Вот и заканчивается воспитание послушания у детей, не успев начаться.
Военные годы
Когда иерромонах Фаддей, в сопровождении трёх других братий, возвратился в Белград, он был арестован тайной полицией и доставлен в тюрьму: его подозревали в соучастии в деятельности Сербского сопротивления. После того как подозрения были сняты, и его выпустили из-под стражи на свободу, он направился в обитель Витовница.
В 1943 году фашистские оккупанты снова взяли отца Фаддея под стражу, заключив его вместе с двумя спекулянтами, торговцами табаком. На этот раз ему угрожала смертная казнь. Между тем казнь не состоялась. Примечательно, что в тюрьме ему было видение небожителя: ангел указал ему на крест, который он должен будет нести, продолжая служение Богу, утешая и просвещая многострадальный сербский народ.
Приблизительно через месяц со дня заключения фашисты перевели отца Фаддея в монастырь Войловица.
На пути к монашеству
Фаддей Витовницкий — мирское имя: Фомислав Штрубулович — появился на свет на территории Сербии, в селе Витовница, 6 октября 1914 года. Фомислав родился раньше обычного срока, и поэтому был очень слабым. Родители, опасаясь за его жизнь, спешили его покрестить.
Мать Фомислава умерла, когда он был ещё ребёнком. Через какое-то время отец привел в дом новую супругу, а через некоторое время, после её смерти, женился в третий раз. Отношения его сына с мачехами складывались не лучшим образом. В этой связи ему приходилось выслушивать незаслуженные обвинения и упреки. Бывало, что он не выдерживал наплыва обид и убегал из родительского дома.
Не раз испытав на себе несправедливость этого мира, Фомислав уже с детства начал задумывался о другой жизни — жизни во Христе, отграниченной от мирской суеты.
Несмотря на трудности, связанные с отношениями в семье, учился он на удивление хорошо и среднюю школу закончил с отличием.
По выпуске из школы, следуя воле отца, изучал портновское дело в торгово-ремесленном училище. Профессия портного сулила ему пусть и небольшой, однако стабильный достаток. Но этим планам не суждено было сбыться: через некоторое время Фомислав заболел туберкулезом.
Детство Фаддея
Детские годы Фаддея были тяжелыми. С ранних лет он испытывал несправедливость со стороны окружающего мира, и уже тогда начал задумываться о жизни, далекой от суеты.
Вспоминая о своем детстве, монах Фаддей говорил, что уже тогда понял, к чему стремится его душа. Ребенком он мечтал о служении Богу, потому что Он стоит надо всем.
Происхождение и рождение
Родился 6 (19) октября 1914 года в Сербском селе Витовница, которое входит в общину Петровац-на-Млави, расположенную в Браничевском округе. Был рожден раньше срока, семимесячным и потому был очень слабым. Это произошло во время пребывания его матери на городской ярмарке. Младенца родители поспешили сразу окрестить. В этот день отмечалась память апостола Фомы, поэтому мальчика назвали Томиславом (Фомиславом). Есть легенда о том, что глаза он открыл лишь после крещения.
Семья
Родители были бедными крестьянами, проживавшими в деревне Витовница, недалеко от реки Млава. Мама умерла, когда Томислав был еще маленьким. Отец женился во второй раз. Вторая жена тоже умерла, и отец женился снова.
Отношения с мачехами у ребенка не складывались: он был вынужден терпеть упреки и даже убегал из дома. Со сверстниками тоже не было взаимопонимания. Отличавшийся от других детей внешностью и характером, Томислав все чаще искал уединения. Школу он окончил с отличием, несмотря на все трудности.
Его часто ругали, высмеивали, считали ущербным, неспособным к крестьянскому труду. Ребенок молился Богу, просил дать ему какое-то полезное умение. Отец не защищал сына, как того мальчик ожидал. Это обстоятельство еще больше омрачало жизнь Томислава.
Монашеский постриг
Томислав был уверен в неизбежности смерти и тогда подал прошение в монастырь Горняк. Последние дни он желал провести с Богом. Разговор с настоятелем подслушал один русский монах. Он посоветовал Томиславу другое место, такое, какое соответствовало ожиданиям.
Тогда молодой человек отправился в Мильков монастырь. Сюда он пришел 24 июля 1932 года. Монастырь был сербско-русский. Здесь было всего 30 иноков, которые жили по строгим правилам. Вскоре Томислав выучил русский язык. Теперь он мог изучать самые разные труды святых отцов.
Фотографии из книги о жизни старца Фаддея
Из-за смерти настоятеля Амвросия братия распалась. Тогда Томислав направился в монастырь Горняк вместе с некоторыми другими иноками. В 1935 году состоялся постриг мужчины в монахи. Ему было дано имя Фаддей. Вскоре монах был рукоположен в сан иеродиакона, а через три года иеромонаха. Позже был направлен на жительство в Печскую Патриархию.
Зрелый возраст
Это были сложные времена войны. Однако даже этот ужас не смог сломить веры отца Фаддея. Он продолжал укреплять свой дух и тело.
Военные годы
В самом начале Второй Мировой войны Фаддей вместе с братией ушли в Белград из-за начала Югославской операции. Здесь монах был арестован. Его подозревали в организации коммунистических ячеек, но вскоре отпустили из-за недостатка доказательств.
Вплоть до 1943 года Фаддей жил в монастыре Раковица. Его вновь арестовали и приговорили к смерти. Однако казнь не состоялась. Как рассказывал позже сам Фаддей, к нему пришел Ангел Господень и указал дальнейший путь и крест, который мужчина должен был нести.
За время войны отец Фаддей прошел еще 2 тюрьмы, а позже был отправлен на служение в монастырь Войловица.
Последние годы жизни
Жизнь старца была трудна даже без учета всех правил жизни монаха. Фаддей сильно переживал из-за людей, которые не были обращены к церкви и находились во власти коммунизма. Так его здоровье ослабло. Старец пережил 2 инфаркта в 1992-ом и 1996-ом соответственно.
Старец Фаддей похоронен в монастыре Витовница, Сербия
Из-за интриг против него в монастыре Фаддей ушел в мир. Там его приютила семья Грубор. В 2003 году отец Фаддей ушел в мир иной. Его похоронили в Витовницкой обители.
Это интересно: Среднеуральский женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»
Если родители не дают бабушке воспитывать ребенка в православии
Фото: Mitropolia74.ru
Но уж если у матери не получилось своих детей воспитать в православной вере, то она всеми силами стремится сделать это с внуками, исправить свои ошибки. А родители их ей не разрешают. Как же быть? В этом случае совет один – смирение и сохранение мира в доме. Ведь если Господь в сердце, то его никто оттуда не выгонит. Не дают молиться при них, значит, молись в их отсутствие, про себя. Не стоит говорить ни слова, не противоречить, но всем сердцем своим стремиться к Богу, молиться за детей и внуков. И рано или поздно они поймут, что были неправы, Господь вразумит их. Ведь жизнь учит много лучше, чем самые верные слова и разговоры.
Показав детям и внукам пример смирения и послушания, веры и самоотверженности, можно преподать им такой урок, который они вспомнят и последуют примеру своей бабушки в самый сложный период своей жизни. Тем и спасутся.
Такие добрые и простые наставления старца Фаддея Витовницкого могут быть учебником для родителей и детей. Прикоснитесь к этому бесценному камню в сокровищнице православия, и он своим сиянием осветит вам жизненный путь.
Юношеские годы и молодость
Пережитые в юности испытания сыграли ключевую роль в жизни будущего инока. Тяжелая болезнь, неутешительные прогнозы врачей подтолкнули его ступить на Божий путь. Давняя мечта осуществилась и помогла побороть смертельный недуг.
Образование портного
С раннего возраста Томислав мечтал о монашеской жизни, но по воле отца был вынужден поступить в ремесленно-торговое училище. Обучился на портного. Эта профессия должна была приносить хоть и небольшой, но стабильный доход. Однако в этом ремесле парень не преуспел и даже здесь пережил много обид и грубости.
Заболевание туберкулезом
Когда Томиславу исполнилось 18 лет, то желание стать монахом в нем окрепло. Вопрос о смысле жизни не давал покоя, тогда молодой человек подал прошение в монастырь Горняк.
В это же время у Томислава врачи обнаружили туберкулез. Сорок семь дней он находился в белградской больнице. Ему предстояло пройти сложное лечение: процедуры с накачиванием легких сжатым воздухом, объединенные с приемом лекарственных средств .
Без терапии, по мнению врачей, молодой человек не смог бы прожить и пяти лет. Именно этот медицинский прогноз сыграл главную роль в дальнейшей жизни Томислава. Он покинул больницу и решил посвятить оставшиеся дни Богу.
Монашеский постриг
Около года прошло с момента подачи прошения в монастырь. На этот раз Томислав уже лично пришел к настоятелю с просьбой принять его послушником. Их разговор случайно был услышан одним русским монахом. На следующий день он сказал парню, что неподалеку находится монастырь, житие в котором соответствует представлениям Томислава.
24 июля 1932 года будущий инок пришел в Мильков монастырь, чтобы стать послушником. Здесь служил настоятелем архимандрит Амвросий. Монастырь жил по валаамскому уставу: с многочасовыми службами, строгими постами. Божественную Литургию служили ежедневно. Монастырь был русско-сербским, в нем жило тридцать монахов.
Общение с иноками, прибывшими из Валаамского монастыря, помогло выучить русский язык. Благодаря этому Томислав мог изучать богословские труды святых отцов. Духовника из современников тогда не было, потому приходилось учиться духовной жизни по книгам. В статусе послушника он полностью посвятил себя Божественной воле, много молился, чутко прислушивался к наставлениям опытных отцов. Постепенно дух его окреп, улучшилось и физическое состояние.
После смерти отца Амвросия Мильковского в монастыре произошел конфликт из‑за должности настоятеля, единомыслие братии прекратилось. По этой причине Томислав вместе с некоторыми монахами перешел в монастырь Горняк, главой которого был игумен Серафим.
В 1935 году состоялся монашеский постриг послушника с дарованием ему имени Фаддей. 19 мая (1 июня) 1935 года в этом же монастыре состоялось рукоположение его в сан иеродьякона, а в 1938 году отец Фаддей стал иеромонахом. По направлению патриарха Гавриила (Дожича) был отправлен на жительство в Печскую Патриархию, как самый молодой иеромонах.
Зрелый возраст
Аресты в военные годы, жизнь на пороге смерти не сломили духа отца Фаддея. Он продолжал свою службу Богу, утешал верующих своими проповедями и поучениями.
Монашеская жизнь
В 1932 году он решил отстраниться от мира и поступить в монастырь. С этой целью направил запрос в обитель Горняк. Между тем, болезнь всё прогрессировала и уже перешла в опасную стадию.
Фомиславу было предложено пройти интенсивный курс лечения, без которого, по словам докторов, он не прожил бы и пяти лет. Положившись более на волю Божью, чем на прогнозы врачей, Фомислав отказался от прохождения дальнейшего лечения и, помолившись, отбыл в монастырь Горняк.
Здесь он познакомился с русским монахом, который, вникнув в серьёзность его намерений, порекомендовал ему обратиться в обитель Мильково, где тогда подвизались русские монахи, прибывшие из Валаамского монастыря: жизнь в том монастыре была более строгой и лучше соответствовала чаяниям и представлениям Фомислава.
После встречи с настоятелем монастыря Мильково, отцом Амвросием (Кургановым), схиархимандритом, учеником и последователем преподобного Амвросия Оптинского, Фомислав был принят в обитель.
Полагая, что ему осталось не более пяти лет земной жизни, Фомислав, как он сам впоследствии вспоминал, старался всецело предаться Божественной воле, много молился, ревностно исполнял послушание, впитывал наставления опытных братий и отцов.
Помимо исполнения монашеского долга, он уделял много внимания изучению русского языка, что в дальнейшем позволило ему приобщиться к сокровищнице русской духовной литературы.
От молитвы к молитве, от подвига к подвигу Фомислав возрастал духом. Вместе с тем он укреплялся и физически. Болезнь, мало-помалу, стала отступать.
После кончины отца Амвросия строй жизни в обители начал меняться, возникли нестроения, и вскоре Фомислав вынужден был переселиться в обитель Горняк, возглавлявшейся тогда русским игуменом Серафимом.
В 1935 году Фомислав, к радости братий, принял монашеский постриг с именем Фаддей. Вскоре после этого его рукоположили в иеродиакона.
Прошло совсем немного времени, как иеродиакон Фаддей был определён на служение в монастырь Раковица, находившийся в юрисдикции Белградско-Карловацкой архиепископии. Здесь, с благословения Патриарха Варнавы, он прошёл курс обучения в школе иконописи.
В 1938 году отец Фаддей был хиротонисан в сан иеромонаха. Затем, подчиняясь распоряжению церковного начальства, стал служить в Печской Патриархии. Это служение было прервано Второй Мировой войной.