Монашеский постриг как таинство церкви

Обеты

Ни для кого не секрет, что монахи дают обеты. Что представляет собой монашеский обет безбрачия? Человек, дающий подобное обещание, не только отказывается от возможности жениться. Этот обет подразумевает, что для него больше не играет роли пол. Телесная оболочка осталась в мире, который покинул монах, отныне для него важны исключительно души.

Также служитель Бога должен дать обет нестяжания. Прощаясь с миром, монах отказывается также от права на личную собственность. Это подразумевает, что он не может владеть ничем, даже если речь идет о шариковой ручке. Человек отказывается от собственности, так как больше в ней не нуждается. Все, чем пользуются монахи, к примеру, книги, является собственностью монастыря.

В чем заключается монашеский обет послушания? Это означает, что человек полностью отвергает свои желания. Его единственная цель отныне – единение с Господом, которому он ежечасно возносит молитвы. Однако сила воли остается при нем. Помимо этого, от монаха требуется беспрекословное выполнение распоряжений настоятеля. Это не является признаком покорности и раболепия, скорее помогает обрести мир и радость в душе.

Игнатий и Игнатия

В 20-е годы прошлого века в центре Москвы закрыли знаменитый Высоко-Петровский монастырь, а в его зданиях разместили механический завод, спортивный зал, коммунальные квартиры, литейный цех и даже шляпную фабрику. Казалось, что монашеская жизнь ушла отсюда навсегда. Но вышло иначе.

Удивительным образом здесь тут же возник новый духовный центр столицы. Правда, подпольный. Несколько оставшихся монахов ютились в каких-то каморках вокруг монастыря, совершали богослужения в уцелевших близлежащих храмах, а потом и в мало приспособленных для служб помещениях.

Но вскоре они получили мощное подкрепление в виде целой группы монахов и старцев из закрытой в это же время во Владимирской губернии Зосимовой пустыни. Зосимовские старцы всегда привлекали паломников, а когда они оказались в центре Москвы, к ним потянулось множество верующих людей, в том числе молодёжи. Стали создаваться тайные общины, совершаться тайные постриги.

При этом старцы предлагали новым монахам продолжать в миру учёбу и работу и относиться к этому как к монастырскому послушанию, советовали «монашествовать в сердце» и скрывать свои монашеские имена от посторонних. Выдаваемые во время пострига рясы и клобуки надевали только в своём кругу и хранили с большой секретностью.

В 1935 году тайные общины попытались уничтожить: были арестованы многие их участники и духовные руководители, в том числе и самый известный — схиархимандрит Игнатий (Лебедев), ныне канонизированный как святой новомученик. Его отправили в чувашские лагеря, где он вскоре скончался.

Среди многочисленных духовных детей отца Игнатия была и юная студентка МГУ Валентина Пузик. Старец постриг её в рясофор (предварительная степень монашества) с именем Варсонофия. Следующее пострижение — в мантию — совершалось уже после кончины отца Игнатия. Но при этом в память о своём духовнике Валентина получила новое имя. Она стала Игнатией. А жизнь тайных общин продлилась и после разгрома, арестов, преследований. Только вместо единой монашеской семьи теперь существовали отдельные малые семьи во главе с уцелевшими или вернувшимися из лагерей духовниками, которые жили в разных местах Подмосковья. И тайно постриженные монахи продолжали своё служение в миру, добиваясь при этом немалых успехов.

Так, монахиня Игнатия, известная как Валентина Ильинична Пузик, стала доктором медицинских наук, профессором, основателем школы патологов-фтизиатров. Она получила немало государственных наград. А вот на пути в Академию наук всякий раз возникал непреодолимый барьер: ей прямо намекали, что про её тайную жизнь знают «там, где надо» и членства в академии не допустят.

Но по завершении медицинской карьеры в 1970-х годах монахиня Игнатия «открылась»: служила в храмах, публиковала богословские статьи и книги, создавала богослужебные тексты, которые вошли в церковную практику. В 2003 году, когда ей исполнилось 100 лет, она была пострижена в родном Высоко-Петровском монастыре в великую схиму — высшую степень монашества — с сохранением имени своего духовного отца. А через год схимонахиня Игнатия скончалась.

Постриг в монахи – что означает?

Нередко послушников приравнивают к ангелам Божьим. Их называют «ангелами на земле». И, правда, принять на себя монашеский сан – очень непростое решение, доступное далеко не каждому человеку.

Ангелы являются совершенно бескорыстными существами, не стремящимися получить какую-либо выгоду. Они верно служат Господу. То же самое делают и монахи. Совершив монашеский постриг, иноки отдают свою жизнь в полное служение Всевышнему.

Данный ритуал часто сравнивают со вторым крещением – происходит резкое изменение жизни человека. Монашество – это с одной стороны подвиг, а с другой – невероятно сложная миссия. Послушники в награду за все лишения получают особенную связь с Господом.

С другой стороны – они лишают себя многих земных радостей, не создают семью, то есть не продолжают человеческий род. У любой медали всегда есть оборотная сторона. К тому же человеческое Эго – весьма непростая штука, полностью преодолеть которую удаётся лишь избранным. Поэтому иногда иноки не выдерживают подобной нагрузки и снимают с себя обет, возвращаясь к обычной жизни.

Кому можно, а кому нельзя постричься в монахини?

Важно знать некоторые формальности, если вы хотите стать монахиней. Ведь в некоторых случаях вам будут вынуждены отказать

В каких именно?

  1. Если вы состоите в официальном браке. В монастырь не принимают людей, имеющих счастливые семейные отношения (да и вряд ли у них возникнет такое желание).
  2. Если вы одиноки, но у вас есть несовершеннолетние дети. По правилам русской православной церкви, недопустимо брать с собой детей в обитель, ведь монашество – представляет собой только добровольное решение человека. Оно не может быть никем навязано.
  3. Если у вас имеются нерешённые проблемы семейного, имущественного или юридического характера.

Как правило, постричься в монахини можно женщине по достижении возраста тридцати лет. Если же у неё остаются несовершеннолетние дети, то потребуется оформить свидетельство про их опёку.

Помните, что постриг в монахини – весьма серьёзный и ответственный шаг, люди не приходят к нему просто так, руководствуясь сиюминутными мотивами. Решение посвятить себя Богу должно быть тщательно обдуманно и пройти испытание временем. Только тогда его можно считать правильным.

Историческая справка

Знание истории возникновения монастырей поможет лучше понять, кто такие монахи. В наши дни обители можно встретить во многих государствах мира. Считается, что они начали появляться с момента распространения христианства, что случилось в третьем веке нашей эры. Первыми монахами стали люди, которые уходили из городов в глушь и вели жизнь аскетов, тогда их называли отшельниками. Египет – родина монашества, именно в этой стране в 4 веке появилась первая киновия благодаря Пахомию Великому.

Вскоре после этого монастыри возникли сначала в Палестине, а затем и в европейских странах. Первые монастырские общины на Западе были созданы усилиями Афанасия Великого. Отцами Киево-Печерской лавры на Руси стали Антоний и Феодосий Печерские.

Как поступали у крестьян

При этом стоит помнить, что потеря девственности прощалась гораздо чаще, чем неверность в браке. Часто на соблазнение юных крестьянских девушек барчуками и дворянами крестьяне смотрели сквозь пальцы. Материальная выгода, которая «светила» девушке, прощала её грех, но недопустимым являлось распутство по любви.

Девственность проверяли по разному – иногда перед венчанием невесту заводили «в камору» и выпытывали у нее подробности жизни. Если оказывалась, что она не целомудренна – позорили. Если же она признавалась раньше, чем заведут в камору – прощали. Демонстрацией невинности служила выносимая гостям её ночная рубашка, либо битье посуды молодым мужем – это значило, что он был у жены первым.

Но часто бывало, что молодой муж старался скрыть грех жены, здраво рассуждая, что «Хоть срами, хоть нет, а другую жену уж не дадут!» И чем дальше от центра России располагалась деревня, тем менее строго подходили к потере девственности до брака. На окраинах Тверской губернии расправ над женщинами не устраивали, под Казанью считали: «Жену с почина берут», под Пермью крестьяне не видели в этом ничего зазорного, а в Мензенском уезде у девицы с ребенком шанс выйти замуж возрастал. На Русском Севере не водилось позорящих обрядов, хотя девственность ценилась.

Кандидатки в монахини

Женщина, которая хочет стать монахиней, после поступление в монастырь считается кандидаткой в послушницы. Она проходит подготовку к постригу, знакомится с уставом и принимает окончательное решение о том, подходит ли ей такая жизнь. Длительность периода подготовки определяется для каждого человека индивидуально настоятельницей и старшими сестрами. Если после испытательного срока желание остаться в обители у женщины остается, она становится послушницей. Настоятельница должна подготовить прошение на имя архиерея. Как только будет получено благословение епархиального начальства, на сестру одевают подрясник и полуаполстольник. После этого она официально считается послушницей монастыря.

Кожа гладкая и свежая: дермопланирование, или Зачем женщине нужно брить лицо

Бразилец проезжает 36 км на велосипеде ежедневно, чтобы отвести любимую домой

Кандидатки в монахини

Женщина, которая хочет стать монахиней, после поступление в монастырь считается кандидаткой в послушницы. Она проходит подготовку к постригу, знакомится с уставом и принимает окончательное решение о том, подходит ли ей такая жизнь. Длительность периода подготовки определяется для каждого человека индивидуально настоятельницей и старшими сестрами. Если после испытательного срока желание остаться в обители у женщины остается, она становится послушницей. Настоятельница должна подготовить прошение на имя архиерея. Как только будет получено благословение епархиального начальства, на сестру одевают подрясник и полуаполстольник. После этого она официально считается послушницей монастыря.

Молодожены объездили весь мир и в каждой стране делали свадебное фото

«Ольга» из одноименного сериала: трагическая судьба актрисы Яны Трояновой

Параолимпиец Талай без рук и ног: «чем труднее борьба, тем значительнее победа»

Особенности чинопоследования монашеского пострига

Официально церковь не включает монашество в перечень основных семи таинств, но многие святые отцы и современные священники считают его таинством или вторым крещением. Пострижение есть символ послушания и жертва Христу.

Самое настоящее монашество зарождается с пострига в малую схиму или мантию. В отличие от рясофора, данное священнодействие производится более продолжительно и торжественно во время литургии, после малого входа, или во внебогослужебный период. Символично начинается исполнением тропаря из недели о блудном сыне. В это время кандидатка в белой длинной рубахе ползёт на животе из притвора в центр храма, где остаётся лежать лицом вниз с распростёртыми крестом руками, её сопровождают по сторонам две инокини, прикрывающие своими мантиями. Начало пострига напоминает о монашестве как о пути плача и сердечного покаяния. Обращаясь с речью, игумен подаёт знак встать, задаёт вопросы о свободе решения стать монахиней, предупреждает, что её обеты принимает Сам Христос с Божией Матерью, Ангелами и всеми святыми. Далее послушница даёт обеты:

  • пребывать в монастыре, в котором принимает постриг или другом, куда могут отправить по послушанию;
  • постничества и целомудрия;
  • готовности соблюдать монашеские уставы;
  • терпеть скорби иноческой жизни;
  • безбрачия;
  • послушания (настоятелю монастыря и сёстрам);
  • бедности (нестяжания).

После этого игумен изрекает поучение о сути монашеской жизни, кладёт книгу на голову постригаемой и молится Богу о наставлении, вразумлении и охранении Благодатью Святого Духа. А также производящий постриг становится сам духовником монахини либо поручает её кому-то из опытных монахинь. Затем послушница должна трижды подать игумену ножницы, намеренно брошенные на пол, подчёркивая добровольность своего выбора. Подстригая крестообразно волосы, инокиня впервые слышит своё новое имя. Обычно даётся имя святого дня или какое-то другое. Кандидатка в монахини заранее не знает, в честь кого её нарекут, советоваться не принято.

Следующим этапом происходит облачение в монашеские одежды со специальными словами. Инокиня, принимая одежду, целует её и руку игумена. Далее вручаются чётки, крест и горящая свеча. Затем читается Апостол (Еф. 6: 10-17), два отрывка из Евангелия (Мф. 10: 37-38, 11: 28-30) о смысле иноческой жизни.

В завершение чина сёстры со свечами в руках трижды обнимаются с новопостриженной, узнают её новое имя, желают спасения в Господе. Потом монахиня остаётся несколько дней в храме, участвуя во всех богослужениях, пребывает в молитве, чтении святоотеческого наследия.

Всё вышесказанное относится к внешней стороне монашества, а гораздо выше стоит внутренняя цель иночества — соединение с Господом через молитву и деятельное покаяние.

В Евангелии есть рассказ о Марфе и Марии (Лук. 10: 38-42): на примере их жизни Господь показывает два пути спасения — мирской и монашеский. Оба благословенны Богом. Спастись можно в миру и в монастыре погибнуть. Рассмотрев вопрос, как происходит постриг в монахини, нужно заметить, что это одна из дорог, ведущая к Богу. Жизнь инока полна блаженной радости, утешения от Господа, но и скорбей хватает. Главное, каждому человеку найти своё место в этом мире и обрести Бога.

«О, как прекрасно монашество!»

У меня нет образования, не сложились крепкие социальные и дружеские связи, семьи тоже нет, работа нелюбимая… А может у меня даже есть образование, друзья и любимая работа, но — о! Длинные одежды! Четки до полу! Струящаяся с клобука наметка! Ночные бдения и скромные труды! Как это прекрасно, не сравнить с этим уродливым миром.

А попробую-ка я себя в монастыре!

Нет, дорогой друг. Так в монастырь не уходят. В миру тоже красиво и прекрасно. И труды могут быть не менее скромные, и молитва не менее глубокая. А в монашестве могут быть послушания на коровнике, в канцелярии, в трапезной – физически или интеллектуально тяжелые, скучные, раздражающие, лишающие не то что молитвы – обычного здоровья.

Единственный смысл монашества – желание полностью и безоговорочно посвятить себя Христу. Страх, что в суете дней отдалишься от Него, и радость от того, что можешь быть рядом с Ним.

Фото: monasterium.ru

Виды прически церковников

Когда мужчины хотели стать членами религиозных сообществ, то им очень коротко стригли волосы, используя для этого ножницы.

Тонзуру выбривали лишь в том случае, когда послушник принимал обет и становился настоящим монахом, то есть отрекался от мирской жизни. При монастырях всегда держали парикмахеров, которые поддерживали внешний вид всех тех, кто там находился, и знали, в каком случае какую прическу надо делать.

Стрижка монахов, так называемая тонзура, которая знакома многим по историческим фильмам, на самом деле представляет собой самый распространенный вариант этой прически, которых было два.

Традиционная тонзура носит название пострига римлянина или святого Петра.

Второй вид называется кельтским постригом или тонзурой Саймона Магуса. Он был распространен в Ирландии и на Британских островах. Имеется предположение историков, что кельтские монахи брили лишь переднюю часть головы от уха до уха, оставляя все остальные волосы длинными, но точных подтверждений этому нет, так как уже в 664 году кельтский постриг запретили.

Чтобы дорожки были чистыми: идеи по дизайну бордюров дорожек и клумб из камня

Где квартира, а где заканчивается сад: необычный дизайн бельгийского дома (фото)

Плохая игра, отсутствие сюжета: в “Отряд самоубийц” Джаред Лето не вернется

Русский обычай

На руси существовал обычай первого стрижения волос у детей мужского пола — пóстриг (устар. — пострег). Сначала он практиковался в семьях великих и удельных князей, а потом и знатных бояр и дворян.

Постриг совершался через три, четыре и более лет по рождении, с чтением особой молитвы, в церкви, для чего туда приводил «духовного сына» крёстный отец. Об этом обряде сообщают Мартин Галл и Кадлубок; последний говорит, что Постриг «рождал духовное свойство, и мать посгригаемого считалась названной сестрой постригающего».

Татищев пишет, что ещё в его время некоторые знатные люди держались этого древнего обычая и что дети переходили после пострига из рук женских в руки мужские. Иногда князья-родители сами совершали постриг и после того сажали постриженного на коня, в присутствии епископа, бояр и народа. У князей обряд этот сопровождался обыкновенно пиром.

Постриг в монахини: ступени, типы монашества

Желающая постричься в монахини должна пройти длительную подготовку, а именно:

  1. Побыть трудником.
  2. Затем она может стать кандидаткой в послушницы.
  3. И только потом – самой послушницей.

Быть трудником возможно каждому верующему христианину. На данном этапе человек выполняет определённую работу, помогая монастырской обители в своё свободное время.

Трудники – это не всегда послушники, у них может быть семья, мирская жизнь. А в некоторых случаях они даже получают зарплату от обители за свой труд. Но если трудник принимает решение жить при монастыре, то в обязательном порядке должен придерживаться установленных правил: не нарушать режим дня, отказаться от пагубных привычек.

Женщина, которая хочет стать монахиней, при поступлении в обитель, становится кандидаткой в послушницы. Другие сёстры знакомят её с правилами устава, а она уже сама должна для себя определить, согласна ли она вести строгую монашескую жизнь.

Если под конец испытательного периода претендентка не меняет своего решения остаться при монастыре, отсутствуют какие-либо внешние препятствия – она зачисляется в послушницы. Настоятельница монастыря и сама кандидатка пишут прошение правящему архиерею. Получив благословение, сестре потребуется пройти специальный ритуал посвящения в монахини.

В современном русском православии используются три разновидности пострига в монахини:

  1. Рясофор.
  2. Малая схима (иначе мантия).
  3. Великая схима.

Чтобы постричься в первый тип – рясофор, женщине потребуется не меньше трёх лет прожить в монастыре. Правда, в отдельных случаях делаются исключения – к примеру, если кандидатка смертельно больна и жить её остаётся меньше положенного для пострига срока.

Ритуал пострига в монахини рясофор включает в себя:

  • произнесение особых молебнов;
  • обрезание волос в форме креста;
  • изменение либо оставление мирского имени;
  • облачение в специальную одежду (ряса и клобук);
  • при этом отсутствуют обеты.

Но хотя данный тип монашества не предполагает применение обетов, решение посвятить свою жизнь Богу – это уже весьма серьёзное обязательство. Рясофор – это подготовительная стадия монашества, она подобна обручению перед браком. На данном этапе женщину называют инокиня, рясофорная послушница или рясофорная монахиня. Она получает Божью благодать, а также помощь той святой личности, в честь которой её нарекли в процессе обряда.

Нужно отметить, что схема пострижения в монахини может варьироваться в зависимости от конкретной обители. Так возможно, что стадия рясофор пропускается, сразу же производится посвящение в малую схиму. А некоторые монахи на святом Афоне и вовсе принимали великую схиму без предварительной подготовки. Все люди разные, все находятся на разном уровне духовного развития, поэтому иногда делаются исключения из общих правил.

Ритуал пострижения в малую схиму – это уже начало иночества. На данном этапе, женщина должна дать обеты перед Господом, полностью отказаться от мирской жизни, ей даётся новое имя и специальное одеяние.

Обряд посвящения в великую схиму отличает особая торжественность: долго читаются различные молитвы, игумен даёт монахине свои наставления. Затем она получает новое имя и одежду, а также великий параман (особый платок с сакральной христианской символикой), куколь с аналавом. Теперь её называют схимница.

Обряд совершается либо непосредственно правящим архиереем, либо иными высшими чинами духовенства (игуменами, иеромонахами, архимандритами), но обязательно с его разрешения.

Примечания

  1. Священномученик Феофан (Адаменко) . Требник на русском языке. Пострижение волос.
  2. Чиновник архиерейского священнослужения. Чин на поставление чтеца и певца (стр. 203/эл. 201).
  3. Тонзура. Древо. Открытая православная энциклопедия.
  4. Настольная книга священнослужителя, Раздел 18 (неопр.) .Православная энциклопедия Азбука веры . Дата обращения: 21 ноября 2021.
  5. Постриг монашеский (неопр.) .Православная энциклопедия Азбука веры . Дата обращения: 21 ноября 2021.
  6. Лествица 4:11
  7. Последование малаго образа, еже есть мантия.
  8. Б. А. Успенский, Ф. Б. Успенский. «Иноческие имена на Руси.» Институт славяноведения Российской академии наук. Изд-во «Нестор-История», Москва-Санкт-Петербург, 2017
  9. Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X—XVI вв. Династическая история сквозь призму антропонимики. — М.: Индрик, 2006. — 904 с. — 1000 экз. — ISBN 5-85759-339-5. — С. 298.
  10. Седакова, 2009, с. 213.

О санах

Жители нашей страны привыкли именовать священнослужителя «батюшкой». Это простонародное слово допустимо, однако нужно знать, что в православной церкви наблюдается строгая иерархия санов. Для начала стоит упомянуть о том, что все духовенство подразделяется на черное (дающее обет безбрачия) и белое (имеющее право создавать семью).

Семейным людям доступно лишь четыре православных сана: диакон, протодиакон, иерей и протоиерей. Многие отдают предпочтение именно этому пути, так как не желают полностью отказываться от мирской жизни. Какой же монашеский сан может получить человек, решившийся на это? Вариантов гораздо больше: иеродиакон, архидиакон, иеромонах, игумен, архимандрит и так далее. Также монах может стать епископом, архиепископом, митрополитом, патриархом.

Высший монашеский сан – патриарх. Удостоиться его может лишь человек, давший обет безбрачия. Известны случаи, когда семейные священнослужители, дети которых уже выросли, с согласия супруги уходят в монастырь и отказываются от мирской жизни. Бывает, что также поступают и их жены, доказательством чему может служить пример преподобных Февронии и Петра Муромских.

Православный монастырь

В православном монастыре живут и трудятся верующие, добровольно избравшие для себя монашеский образ жизни. Они добровольно избрали путь духовного и нравственного совершенствования. Существуют отдельно мужские и женские обители. Христиане, принявшие постриг в монахи или только готовящиеся к нему, называются братией/сестричеством, или насельниками обители.

Постриг в монахи

Во время советской власти многие монастыри в России закрыли. Например, к 1965 году в Советском Союзе осталось всего 16 монастырей, хотя до революции их насчитывалось 970. Но монашество не исчезло, оно скрывалось преимущественно в приходских храмах. Там собирались небольшие общины из 2-3 (иногда более) тайных монахов или монахинь.

Возрождение монастырской жизни в России началось в конце 1980-х годов. К началу 2019 года в Русской Православной Церкви насчитывалось 1012 монастыря, 972 из которых —  непосредственно на территории России.

Для чего не нужно принимать постриг в монахи

Некоторые считают, что в монастырь уходят люди, у которых не сложилась мирская жизнь, например, не смогли создать семью. На самом деле в монахи уходят самые разные люди, разных возрастов и социального положения. Много здесь можно встретить молодых и интеллигентных людей, вполне успешных в “прошлой жизни”.

Также есть мнение, что в монастырь уходят для душевного успокоения, чтобы укрыться от грешного мира за монастырскими стенами, куда мирские грехи и пороки не могут проникнуть. Об этом неверном понимании монашеской жизни предупреждал отец Иоанн Крестьянкин (1910-2006):

А преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891) часто приговаривал:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector