Софроний иерусалимский: житие марии египетской
Содержание:
- Преображение святой Марии
- Жизнеописание
- Мария Египетская: путь от греховности к святости
- «Иди за Иордан…»
- «Покров» грешных
- Краткое житие Марии Египетской
- Статьи на Православие.Ru
- Блудница из Александрии
- Распутная жизнь
- Краткое жизнеописание преподобной
- Житие преподобной Марии
- В награду за все подвиги и испытания, Бог послал Марии святость еще при жизни
- Жизнь в пустыне
- Перемена в жизни
- Преподобная Мария Египетская. Иконы
- Что нельзя делать в этот день
Преображение святой Марии
Мария присоединилась к остальным, но почему-то не могла войти в храм Гроба Господня. Сначала казалось будто мешает толпа и трудно протиснуться сквозь существенное количество других людей, но потом ситуация стала очевидной. Как бесноватым трудно войти в храм, Марии невозможно было оказаться там, нечто свыше удерживало блудницу.
Женщина ощутила всю тяжесть накопившись грехов и взмолилась пред Богородицей, икона которой располагалась в притворе перед самим храмом. Только после этого она смогла войти в сам храм и поклониться. Вышедши, Мария снова обратилась к иконе в притворе и услышала наставления о том, чтобы идти за Иордан.
Так погибает блудница и рождается святая. Первые 17 лет (по числу лет проведенных в блуде) святая терпела тяжелые мучения и лишения, боролась со страстями. После этого 30 лет святая продолжала свое подвижничество в пустыне, проявляя различные чудеса веры: воспаряла над землей, когда молилась; ходила по воде Иордана; могла подчинять диких зверей пустыни, к примеру, лев был с ней ласков и даже вырыл для святой яму, облобызав перед этим ноги, когда Мария почила.
Жизнеописание
Мария родилась в Египте в середине V века и в возрасте двенадцати лет покинула родителей, уйдя в Александрию, где стала блудницей. Более семнадцати лет предавалась она этому занятию. Однажды Мария, увидев группу паломников, направлявшихся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, присоединилась к ним, но не с благочестивыми помыслами, а «чтобы было больше с кем предаваться разврату». В Иерусалиме Мария попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала её. Осознав своё падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм и поклониться Животворящему Кресту. Выйдя, Мария опять обратилась с благодарственной молитвой к Деве Марии и услышала голос, сказавший ей: «Если перейдёшь за Иордан, то обретёшь блаженный покой».
Послушав этого повеления, Мария приняла причастие и, перейдя Иордан, поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах. Первые 17 лет Марию преследовали блудные и воспоминания о прошлой жизни:
После этих многолетних искушений страсти оставили её, закончилась пища, взятая из Иерусалима, а одежда истлела от ветхости, но, как повествует её житие, «с того времени… сила Божия во всём преобразила мою грешную душу и моё смиренное тело».
Встречи с Аввой Зосимой:
Старец Зосима даёт гиматий Марии Магдалине. Фреска Джотто в капелле Магдалины нижней базилики Сан-Франческо в Ассизи, 1320-е. Практически весь фресковый цикл этой капеллы после Воскресения Иисуса заимствует сюжеты из жизни Марии Египетской, наделяя ими житие Магдалины
Первая встреча
Единственным человеком, который увидел Марию после её ухода в пустыню, стал иеромонах Зосима. Он, следуя уставу Иорданского монастыря, удалился на время Великого поста в пустыню для поста и молитвы. Там он и встретил Марию, которой отдал половину своего гиматия, чтобы она прикрыла свою наготу. Он увидел, как во время молитвы она поднялась на локоть от земли и цитировала чудесным образом узнанные ею тексты Писания. Исполненный благоговения Зосима попросил Марию рассказать ему о своей жизни. Рассказав ему всё, Мария попросила Зосиму через год вернуться и причастить её, однако сказала не переходить Иордан, а ждать её на другом берегу.
Вторая встреча
Через год, как и сказала Мария, Зосима из-за болезни не смог, следуя монастырскому уставу, покинуть монастырь и только в Великий четверг, взяв Святые Дары, пошёл на берег Иордана. Там он увидел идущую по другому берегу Марию и думал, как она сможет перейти реку, не имея лодки, но Мария пошла по воде, как по суше, и подошла к изумлённому Зосиме, который причастил её. Мария попросила Зосиму через год прийти на первое место их встречи, а потом опять перешла по воде через Иордан и удалилась в пустыню.
Третья встреча — погребение преподобной Марии
По просьбе Марии Зосима возвратился ровно через год на место их первой встречи и увидел тело святой, лежавшее на песке, а рядом надпись: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии, отдай прах праху. Моли Бога за меня, скончавшуюся в месяце, по-египетски Фармуфий, по-римски апреле, в первый день, в ночь спасительных Страстей Христовых, по причащении Божественных Тайн». Зосима понял, что после того как год назад он причастил преподобную, она чудом перенеслась в это место, куда он шёл 20 дней, и умерла. Не зная, как вырыть могилу, он увидел рядом льва, которому сказал: «Великая подвижница повелела мне погрести её тело, но я стар и не могу выкопать могилы; нет у меня и орудия для копания, а обитель далеко, не могу скоро принести его оттуда. Выкопай же ты когтями своими могилу, и я погребу тело преподобной». Лев исполнил повеление Зосимы, и тело преподобной Марии Египетской было погребено в песках.
Вернувшись в монастырь, Зосима рассказал другим монахам о подвижнице, многие годы жившей в пустыне. Это предание передавалось в устной форме до тех пор, пока не было записано в VII веке Софронием Иерусалимским.
Христианское вероучение рассматривает пример Марии Египетской как образец совершенного покаяния. Считается, что по молитвам к преподобной Марии верующие могут избавляться от блудной страсти.
Мария Египетская: путь от греховности к святости
Преподобная Мария, прозванная Египетской, жила в Александрии в V-VI вв. В 12 лет она ушла из дома родителей и стала вести порочной жизни, всей душой полюбив одну из сильнейших человеческих страстей – разврат.
Такой образ жизни Мария вела 17 лет, а путь ее раскаяния начался с поездки в Иерусалим. Однако не для паломничества она поплыла на Святую Землю, а ради интереса и новых ощущений. В Иерусалиме Мария, вместе с другими паломниками, решила ради интереса войти в церковь, но не смогла – какая-то невидимая сила не пустила ее внутрь.
Осознав, что в храм ее не пускают грехи, Мария расплакалась. Увидев икону Божией Матери, Мария стала просить не отвергать ее, после чего почувствовала некоторое облегчение и смогла войти в церковь. Перед иконой Богородицы Мария попросила наставить ее на путь спасения. Тогда она услышала голос: «Иди за Иордан и там найдешь покой для души твоей!». Из храма она вышла совсем другим человеком.
Послушавшись голоса, Мария направилась к реке Иордан, переправилась на другую ее сторону и поселилась в пустыне. Почти 50 лет Мария провела в Иорданской пустыне в полном уединении, посте и молитве. Незадолго до смерти там ее встретил святой Зосима. Ему преподобная поведала о своей жизни.
Так из великой грешницы преподобная Мария стала великой святой и оставила яркий пример покаяния.
«Иди за Иордан…»
После осознания собственной греховности женщина разрыдалась. Тогда увидела перед собой икону Богородицы. Запятнанная пороками взмолилась перед Пречистой Девой. Блудница так каялась в своих грехах, так обещала измениться, что Богоматерь и Христос приняли ее моление.
Женщина зашла в храм, в раскаянии поклонилась Кресту Господнему, возле которого и услышала ответ на самый важный вопрос: «Как дальше?» Голос сказал:
Мария Египетская так и сделала, причастившись перед тем как переправиться на другой берег Иордана.
У нее не было запасной одежды и запаса продуктов. 47 лет в уединении. Только три буханки хлеба на пропитание. Одежда давно обветшала. Пустынный климат не назовешь мягким: летняя изнуряющая жара, зимние холодные ночи. Но питали ее, согревали в морозы молитва и глубокое раскаяние.
«Покров» грешных
Как противоположность ей самой — с образа сияла кроткая, одухотворенная красота. Взгляд Девы Марии, живой, проникавший в душу и различавший ее движения, поразил египтянку, а полуулыбка Матери Христа подала робкую надежду. И тогда она припала к Богородице, как к единственной, Кто, вопреки всему, непонятно, необъяснимо не гнушается ею… Несвязными, сбивчивыми были ее слова, прерывавшиеся рыданиями. Она просила только об одном — не отвергать ее до конца, если возможно, просить для нее прощения у Бога, помочь ей подняться, дать еще время для искупления прошлой оскверненной жизни. Как мать умеет понять невнятный лепет ребенка, так распознаёт Богоматерь движения в христианской душе. А еще через некоторое время, уже ясно почувствовав милость Богородицы, Ее отзывчивость и святое заступление, египтянка уже не как «чужая», «отвергнутая», а как дитя, нашедшееся, наконец, и ободряемое родителями, свободно прошла сквозь множество народа и не склонилась, а упала возле Распятия на Голгофе. В эту минуту она скорее чувствовала, чем осознавала, что уже искуплена и прощена, что на этом самом месте Господь понес все ее грехи. Надо только отречься от прежней жизни и стать достойной Его, не предать и не забыть этого уже никогда…
Долго молилась она еще перед иконой Богоматери, благодаря свою Заступницу и Поручительницу и обещая исправить жизнь, пока не услышала голос: «Если перейдешь через Иордан, то найдешь себе полное упокоение».
Уповая на помощь Богоматери и все еще видя перед собой Ее Лик, египтянка, не теряя молитвы, как нити, соединившей ее с Небом, целый день без отдыха шла к Иордану. Случайный прохожий, увидев лицо, распухшее от слез, подал ей три монеты, на которые она купила себе три хлеба. Помолившись в церкви Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна, умывшись в Иордане, она вернулась в храм, чтобы причаститься Святых Христовых Тайн. Сон на голой земле не показался ей утомительным. Чуть свет, отыскав брошенную лодку, она переправилась на другой берег. Перед ней была безлюдная пустыня. Затем она скрылась от человеческих глаз… Старое платье, да два с половиной хлеба в руках…
– По пути Марии Египетской (фото)
Краткое житие Марии Египетской
Родилась Мария в Египте. В 12 лет бежала из отчего дома в Александрию, где началась её безудержная распущенность, что и принесла ей позорную известность. Так продолжалось целых 17 лет. И всем вокруг казалось, что не осталось никакой надежды на спасение грешницы. Но Господь велик, и Он не оставил её без своего милосердия.
Увидев однажды на берегу моря людей, которые собирались плыть в Иерусалим на праздник Воздвижения, Мария решила, что это её новая возможность хорошо и весело провести время и упросила поплыть с ними.
В Иерусалиме Мария пошла за всеми в церковь, но войти внутрь не смогла: неведомая сила всё время отталкивала и не пускала её. После нескольких таких попыток она остановилась в углу паперти и глубоко задумалась. Случайно взгляд женщины остановился на иконе Пресвятой Богородицы – и, поражённая происходящим, она вдруг осознала всю грязь и низость своей жизни. Так Бог коснулся её души и дал понять, что она ещё может спасти себя и помочь других.
Очень долго и усердно молилась Мария Богородице, умоляя позволить ей войти в храм и увидеть Святой Крест. И когда ощутила, что молитва её наконец была услышана, переживая и боясь, подошла к церковным дверям – и вошла внутрь без каких-либо препятствий. А взглянув на Животворящий Крест, поняла, что Всевышний готов простить её. После чего снова вернулась к Иконе Богородицы и обратилась к Ней с просьбой указать ей верный путь к покаянию, смирению и Божьей благодати.
И далёкий голос сказал ей идти за Иордан, где она обретёт покой для тела и души. Мария скоро отправилась в путь, перебралась на другой берег реки и ушла в глубину Иорданской пустыни, где прожила в полном одиночестве 47 лет, принимая в пищу лишь одни коренья.
Её жизнь была непростой, ведь каждый день ей приходилось бороться с блудными помыслами и образами, которые её одолевали. Мария слёзно умоляла Пресвятую избавить её от них, дабы обрести долгожданный покой. И только через 17 лет искушения оставили её, уступив место годам смирения и умиротворения.
А когда Господу стало угодно явить миру достаточно необычный подвиг покаявшейся грешницы, Он послал Марии судьбоносную встречу со старцем Зосимой, инком соседнего монастыря, который удалился в пустыню для своих аскетических учений и подвигов.
Статьи на Православие.Ru
Невозможно достигнуть единения с Богом и сесть ошуюю и одесную вместе с Господом в Царствии Небесном, если не стать, как Он для человечества стал слугой и рабом. (MP3 файл. Продолжительность 10:44 мин. Размер 9.9 Mb) |
12 / 25 марта 2018 г. Неделя 5-я Великого поста. Память преподобной Марии Египетской. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:28:22 мин. Размер 81 Mb) |
11 / 24 марта 2018 г. Суббота 5-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хоры Сретенского монастыря и Сретенской духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:44:39 мин. Размер 113.1 Mb) |
8 / 21 марта 2018 г. Среда 5-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Утреня с чтением Великого канона Андрея Критского и жития прп. Марии Египетской. Хоры Сретенского монастыря и Сретенской духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 3:20:40 мин. Размер 137.8 Mb) |
20 марта / 2 апреля 2017 г. Неделя 5-я Великого поста. День памяти преподобной Марии Египетской. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:25:07 мин. Размер 61.3 Mb) |
19 марта / 1 апреля 2017 г. Суббота 5-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:48:02 мин. Размер 121 Mb) |
16 / 29 марта 2017 г. Среда 5-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Утреня с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития прп. Марии Египетской, первый час. Хор Сретенской духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 3:12:08 мин. Размер 138.4 Mb) |
Почему Господь столь неожиданным образом призвал Марию к покаянию? Означает ли это, что на земле есть особые избранники, которым уготованы пути спасения? И зачем Бог ведет Марию в пустыню, разве не может Он простить раскаявшегося сразу? |
Подвиг преподобной Марии превосходит аскезу Зосимы именно своей всепобеждающей устремленностью к Воскресшему Христу. Это не подвиг как набор каких-то самоотверженных действий – это состояние предельной открытости Богу. |
Нет греха, побеждающего милосердие Божие. Нужно только быть внимательным к голосу благодати Божией, призывающей к исправлению. |
Мы, христиане, должны осознавать, что всякое страдание, совершаемое ради исполнения заповедей Божиих, – это наше исцеление. (MP3 файл. Продолжительность 18:29 мин. Размер 13.4 Mb) |
16 / 29 марта 2015 г. Неделя 5-я Великого поста. Память преподобной Марии Египетской. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. |
15 / 28 марта 2015 г. Суббота 5-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:44:12 мин. Размер 118.3 Mb) |
12 / 25 марта 2015 г. Среда 5-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Утреня с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития прп. Марии Египетской, первый час. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 3:12:14 мин. Размер 138.5 Mb) |
У нее не было книг. Да она и сама вряд ли была грамотной женщиной. Но, когда старец Зосима беседовал с ней, он, вдруг потрясенный, обнаружил, что она цитирует Священное Писание. (MP3 файл. Продолжительность 22:05 мин. Размер 16 Mb) |
24 марта / 6 апреля 2014 г. Неделя 5-я Великого поста. Память преподобной Марии Египетской. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:19:23 мин. Размер 57.2 Mb) |
23 марта / 5 апреля 2014 г. Суббота 5-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:39:30 мин. Размер 114.9 Mb) |
Горько и страшно думать о том, до каких глубин ты опускалась. Но Божественным весельем дышит твое исправление. Читая и слушая о тебе, мы все понять должны, что твоя святость — не только твоя святость. И грехи твои, это не твои только грехи. |
Марии пришла пора каяться, но не так, чтоб потом вернуться к прежнему, а так, чтобы либо измениться, либо умереть. |
Через некоторое время Мария поднялась на локоть от земли. Так она стояла на воздухе и молилась. |
Поджидая святую угодницу, Зосима смотрел на разлившийся Иордан и думал, как же она переправится через реку. На берегу нет ни лодки, ни плота. Наступила ночь, на небо вышла яркая луна. В ее свете Зосима увидел пустынницу, подошедшую к берегу. Она осенила реку крестным знамением, ступила на серебристую лунную дорожку, пересекавшую водную гладь, и как по земле, перешла по ней Иордан. |
Блудница из Александрии
Мария Египетская
В 12-летнем возрасте египтянка Мария сбежала из родительского дома и в поисках лучшей жизни отправилась в Александрию
Опьяненная столичной жизнью и вниманием мужчин, девушка быстро потеряла девственность и встала на путь распутной жизни. Мария не брала денег за блуд, а делала это ради получения удовольствия
На жизнь девушка зарабатывала пряжей и жила в бедности.
Жажда новых впечатлений подтолкнула Марию отправиться на судне в Иерусалим вместе с группой паломников. И здесь девушка удовлетворяла безудержную жажду плоти. Корабль прибыл на Святую Землю к празднику Воздвижения Креста Господня. Но вместо поклонения святыне Мария продолжала предаваться распутству на корабле.
В сам день святого торжества девушка все же решила пойти в храм Гроба Господня. Но невидимая сила не позволяла ей пройти дальше притвора. После четырех безуспешных попыток Мария ощутила и тяжесть грехов, и боль за нечестивую жизнь. Девушка стала молиться перед иконой Богородицы, прося прощения и обещая впредь не блудить. После этого ей удалось подойти к Животворящему Кресту и поклониться святыне.
«Если перейдешь за Иордан, то обретешь блаженный покой» – такие слова услышала Мария и приняла решение покориться Божьей воле.
Распутная жизнь
Родилась Мария в пятом веке Нашей эры в состоятельной семье. Но когда ей исполнилось двенадцать лет, она решила покинуть отчий дом и отправилась в Александрию. Девушка была хороша собой, и диавол легко подтолкнул ее на порочный путь. Постепенно она развратилась окончательно, не брала даже денег. Блудница не помнила ни количество своих партнеров, ни имена их, ни лица.
Часто она голодала, ночевала на улице, потому что не имела постоянного жилья. Таким образом Мария провела семнадцать лет. Однажды она увидела корабль, который отправлялся в Иерусалим. Развратная девица ради чистого любопытства поднялась на корабль. Ей было все равно, куда плыть. У нее не было денег, чтобы заплатить за проезд, тогда она предложила заплатить своей плотью.
Всю дорогу до Иерусалима Мария занималась развратом, соблазняя молодых пассажиров. Когда они прибыли на место, весь народ направился к Храму Гроба Господня. Там находилась святыня – Животворящий Крест Христа. Был праздник – Крестовоздвижение, и весь народ стремился приложиться к святыне.
Мария направилась вместе со всеми верующими в храм. Она ничего не знала про находящуюся там святыню. Но тут произошло чудо, перевернувшее всю ее жизнь. Мария хотела зайти в храм, но неведомая сила выталкивала ее оттуда. Она пыталась проделать это трижды, и три раза не была допускаема. Тогда женщина поняла, в чем дело. На нее нашло прозрение, что в храм не пускали ее грехи. Она упала на пол перед иконой Божией Матери в притворе и оплакала свою греховную жизнь.
Краткое жизнеописание преподобной
Чтобы узнать больше об основных фактах из жизни Египетской Марии, надо ознакомиться с кратким жизнеописанием.
Происхождение
Родилась она достаточно давно, в середине пятого века на территории Египта. Жила с родителями в течение двенадцати лет, однако потом решила покинуть родительский дом. Первым городом, который она посетила, является Александрия. Здесь она решила стать блудницей, так как считала это своим жизненным предназначением.
Становление святой
Отшельница занималась блудом в течение семнадцати лет. Она прекратила свою деятельность после того, как встретила паломников, которые держали путь в Иерусалим. После того как Мария добралась с ними в город, она попыталась проникнуть в храм Господний, однако какая-то сила ее удерживала и не давала этого сделать. После этого она осознала то, что жила неправильно и решила посвятить себя вере в Господа.
Встреча с Зосимой
Мария встретилась с Зосимой после своего ухода в пустыню. Он увидел ее, когда она склонилась на песке и читала молитву. Зосима подошел к ней и попросил рассказать ему о своей жизни. Она рассказала все, с чем ей пришлось столкнуться на жизненном пути. В следующий раз они встретились через год. Тогда Зосима увидел Марию на другом берегу Иордана. Он подумал, что ей не удастся перебраться к нему через реку, однако к его удивлению она пошла по воде.
Истинное покаяние
Марию Египетскую считают идеальным примером истинного покаяния. Осознав все свои грехи, она решила раскаяться перед иконой Божьей Матери. Чтобы искупить все грехи, совершенные в течение жизни, она решила уйти в Иорданскую пустыню. Прожила она в ней сорок семь лет, причем первые семнадцать лет она посвятила борьбе со своими блудными мыслями, из-за которых она чуть не вернулась к прежней жизни.
Кончина
Умерла в 522 году в палестинской пустыне. Тело святой обнаружил Зосима, который по ее же просьбе пришел через год на прежнее место их первой встречи. Около тела он нашел записку, в которой была написана просьба о погребении.
Канонизация
Марию Египетскую причислили к лику святых еще в пятом веке. В ее честь проводятся богослужения, во время которых читаются тропари и икосы, посвященные святой.
Житие преподобной Марии
Мария прошла долгий путь от грешницы до святой. Она смогла осознать и очиститься от греха, а также стать примером истинного покаяния для правоверных.
Юношеские годы и молодость
В египетской провинции V века появилась на свет преподобная Мария. В юном возрасте (12 лет) она сбежала в столицу, чтобы осознанно предаваться греху и разврату. Девушка была очень красива, поэтому всегда пользовалась популярностью среди мужчин. Более 17 лет она вела распутную жизнь, пока судьба не привела ее в Святой Град.
На протяжении всего пути до Иерусалима девушка соблазняла паломников и не собиралась начинать новую жизнь. Однако прибыв к месту назначения, она решила пойти вместе со всеми и посмотреть на знаменитое место, к которому стекались паломники со всего мира. Все попытки девушки войти в святое место не увенчались успехом. В этот день Мария осознала свои грехи, покаялась перед ликом Богоматери и отошла от прошлой жизни. После этого она смогла войти в храм беспрепятственно.
Мария прошла долгий путь от грешницы до святой
Годы пустынножительства
Исповедавшись и причастившись, преподобная решила отправиться в пустыню Иордан. По пути ей встретился человек, который подал милостыню в виде трех монет. Их хватило ровно на три хлеба. Ими она чудесным образом питалась долгие 47 лет пока находилась в скитании. История очищения Марии от грехов началась в пустыне. Первые 17 лет она преодолевала страсти и искушения, которым поддавалась все сознательные годы своей жизни.
Мария Египетская незадолго до кончины рассказала, что в момент находившего искушения она возносила молитву Всевышнему. В итоге наваждение отступало, а душа обретала покой. За все 17 лет она ни разу не поддалась грехопадению, за что Господь послал ей полное бесстрастие и святость при жизни.
Преподобная Мария и старец Зосима
Два святых встретились в пустыне, когда Зосима выполнял паломничество в Великий Пост. Он скитался по пустынным просторам 21 день и достиг самых глубин. Во время молитвы он заметил тень, которую отбрасывала странная фигура. Человек был очень худым, обожженным солнцем, что свидетельствовало о длительном скитании. Мария Египетская сначала отбежала от старца, крикнув, что она женщина и ей нужно одеяние.
Удивление старца вызвало, что она знала его имя, а в момент их совместной молитвы стояла в воздухе. При разговоре Мария поведала Зосиме историю своего покаяния и духовного преображения. Женщина не только явила перед старцем чудо, но и цитировала Святое Писание, ни разу его не читая.
Подвижница попросила Зосиму прийти в Страстной Четверг к реке Иордан, чтобы причастить ее. Старец выполнил ее просьбу, и через год произошла их вторая встреча. Они помолились, Мария причастилась и попросила прийти в Великий Пост на место их первой встречи.
Кончина праведницы
Вернувшись в назначенное время, старец увидел бездыханное тело Марии. Мощи ее остались нетленными, а возле головы находилось послание. В нем святая просила захоронить останки на этом месте, а также указала дату смерти. Она пришлась на день причащения, что указывало на мгновенное перемещение от реки Иордан вглубь пустыни.
Смерть преподобной припадает на день причащения
Выполнив последнюю волю Марии, старец вернулся в монастырь и передал историю ее великого преображения настоятелю. Последующие 200 лет историю передавали устно среди постояльцев обители, пока преподобный Софроний Иерусалимский не записал ее.
В награду за все подвиги и испытания, Бог послал Марии святость еще при жизни
17 лет
Мария боролась со страстями и искушениями
Первые 17 лет Марии пришлось очень нелегко. Она постоянно боролась со страстями и искушениями. Её постоянно искушали мысли о прошлой жизни.
Когда ела, вспоминала, как роскошно проходили её трапезы. А когда пила воду, хотела испить вина.
На этой иконе — сама святая стоит в центре, а по периметру в клеймах изображены основные этапы её жития, начиная с осознания своего греха
Именно так пришлось Марии терпеть все испытания. Но она боролась до последнего.
Когда искушение снова посещало, она начинала молиться Богу. И, в конце концов, молитва побеждала. Из 47 лет, Мария прожила так 17 лет, выдерживая множественное число искушений и ни разу им не поддавшись. За эти старания и тяготы жизни Бог её наградил.
Жизнь в пустыне
И только после этого Господь допустил великую грешницу к святыне. Приложившись к Животворящему Кресту, Мария услышала от иконы Богородицы повеление идти в пустыню за Иордан. Там в полном одиночестве женщина провела целых сорок лет. Она претерпевала голод, жару, жажду, ночной холод и страх диких зверей. Но самое большое искушение Мария перенесла от бесов. Они рисовали в ее воображении картины прежней распутной жизни, напоминали греховные песни и вкус вина. Подвижница горячо каялась и оплакивала свою распутную жизнь.
Когда на Марию нападало желание вернуться к прежним грехам, она зарывалась в песок и стояла там долгое время. Одежда на ней истлела от времени. Питалась она сначала хлебом, который взяла в Иерусалиме, а когда он закончился, то колючками и скудной растительностью пустыни. Только Господь знает, как она не умерла от голода и жажды.
Первая встреча с Зосимой
Спустя некоторое время иеромонах Зосима из Иорданского
монастыря отправился в пустыню по обычаю во время Великого поста. И внезапно он
увидел некое существо. Подумав, что это – подвижник, Зосима бросился догонять
его, чтобы взять благословение. Но Мария спряталась за куст, крикнув ему, что
она – женщина. Она попросила его бросить ей свою одежду. Зосима бросил ей плащ,
она завернулась в него и вышла к нему. Старец попросил ее рассказать о себе.
Мария долго не хотела ему поведать о своей распутной жизни, но наконец,
согласилась и в подробностях рассказала о своих грехах. Но о своих подвигах в
пустыне подвижница не захотела рассказывать. Она сказала только, что
неграмотна, не умеет писать и читать. И, несмотря на это, Мария цитировала
Священное Писание и святых отцов. Видимо, Ангел в пустыне читал ей Божественные
книги.
Когда они молились, Мария поднялась на воздух и так стояла к ужасу Зосимы. Потом она предсказала старцу, что в следующий Великий пост он не сможет покинуть монастырь из-за болезни. Но в Великий Четверг через год она попросила его вернуться на это место, чтобы причастить ее Святых Таин. Он выполнил ее просьбу. Когда он пришел, то недоумевал, как же святая перейдет реку Иордан. Но тут он увидел, как она идет по реке как посуху.
Вторая встреча с Зосимой
Старец причастил ее, Мария попросила его вернуться на то же
место ровно через год. И снова перешла реку как посуху. Когда Зосима вернулся
туда же спустя год, он увидел святую уже умершей. Рядом на песке была надпись,
относящаяся к нему с просьбой предать ее тело земле. Он удивился, вспомнив, что
она не умеет писать. Потом он увидел большого льва, приближающегося к нему.
Сначала он испугался, но понял, что лев не замечает его.
Лев подошел к телу святой и начал рыть могилу для нее. Старец похоронил в песке ее тело и вернулся в монастырь, где рассказал историю о святой. Это предание передавалось из уст в уста, а в седьмом веке его записал монах Софроний.
Перемена в жизни
Вместе со всеми на Святой Земле преподобная захотела войти в храм Воздвижения Креста, но необычайная сила не впустила ее внутрь. Несколько попыток не привели к удаче, и это событие так изумило ее, что присев около церкви, она задумалась о своей жизни. Случайно взгляд упал на лик Пресвятой Богородицы и сердце Марии растаяло. Она в один миг осознала весь ужас и порочность своей жизни. Святая горько сожалела о содеянном и плакала, моля Богородицу впустить ее в храм. Наконец, порог храма открылся перед ней и зайдя во внутрь, Мария Египетская припала перед Крестом Господним.
После этого случая с небольшим куском хлеба Мария ушла за реку Иордан и целых 47 лет провела в уединении и молитве. Святая 17 лет посвятила тому, что каялась и боролась с блудной страстью, оставшееся время она провела в молитве и покаянии. За два года до святой своей кончины Мария Египетская встретилась со старцем Зосимой, попросила, чтобы он причастил ее на следующий год, и когда приняла Святые Дары, вскоре отошла в иной мир в блаженном успении.
Преподобная Мария Египетская. Иконы
Согласно традиции преподобная Мария Египетская на иконах изображается обнаженной или полуобнаженной, завернутой в часть гиматия, данного ей Зосимой. Преподобная может быть изображена с руками, скрещенными на груди, с жестом говорения или с двумя раскрытыми ладонями. На иконе с изображением преподобного Алексия Человека Божия и Марии Египетской из Сретенского монастыря в Москве мы видим традиционный для риторики жест говорения, при котором указательный и средний палец слегка перекрещены, а большой, безымянный и мизинец сомкнуты, заимствованы из античной культуры. Этими жестами святые обращались с покаянной молитвой к Богу и ко всем людям, пришедшим в храм.
Преподобные Мария Египетская и Алексий, человек Божий. Из Сретенского монастыря в Москве. Москва, музей им. Андрея Рублева. Середина XVII века
В русской иконописи середины — второй половины XVII века были распространены патрональные изображения преподобной Марии Египетской и Алексия, человека Божия — небесных покровителей царя Алексея Михайловича и его первой супруги Марии Милославской. Милославская считала ее своей небесной покровительницей. Часто преподобная Мария Египетская изображается со святым Зосимой в эпизодах, которые описаны в иконописном подлиннике следующим образом: «…стоит Мария нагая, а Зосима дает мантию, зрит назад. В другом месте дает Зосима причастие Святых Таин, стоят у реки Иордана, гора низка вохра над Иорданом, около их деревца, приличныя пустынным местам, изображена» (Филимонов. Иконописный подлинник.).
Преподобные Зосима и Мария. Икона-таблетка. Русь. XVI векСвятитель Алексий Человек Божий и преподобная Мария Египетская. Весна 1648 г. Икона написана к бракосочетанию царя Алексея Михайловича с царицей Марией ИльиничнойЭпизоды из Жития преподобной Марии Египетской. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 1 апреля (фрагмент). Русь. Конец XVI — начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову
Известна икона с житием преподобный Марии Египетской второй половины — конца XIV веков из ризницы монастыря Хиландар на Афоне, все ее поле занято шестнадцатью клеймами, в которых иллюстрируются отдельные сцены жития преподобной.
На Руси житийные иконы Марии Египетской получают распространение в XVII веке, что связано, как говорилось выше, с тем, что Преподобная была патрональной святой царицы Марии Ильиничны Милославской.
Икона преподобная Мария Египетская с житием. XVII век
Помимо поясных и ростовых изображений преподобной Марии Египетской широкое распространение в византийском и древнерусском искусстве получил сюжет причащения Марии преподобным Зосимой. В византийской живописи сложилась устойчивая иконографическая схема данного сюжета. Старец Зосима и преподобная Мария Египетская изображаются в рост, обращенными вполоборота друг к другу. Святой Зосима облачен в монашескую рясу, мантию и куколь, снятый, обычно, с головы. В одной руке он держит чашу со Святыми Дарами, в другой — лжицу, которую подносит к устам Марии. Преподобная Мария изображается с непокрытой головой, одетой в рубище. Ее худые руки крестообразно сложены на груди или в молитвенном жесте протянуты к Святой Чаше.
Причащение преподобной Марии. Фреска. Церковь св. Андрея на Треске в Македонии. Сербская Православная Церковь. 1388 — 1389 годыПреподобная Мария. Дионисий. Фреска. Ферапонтово. 1502 годПреподобная Мария Египетская с житием. Рождественский собор на Рогожском кладбище в Москве
На миниатюрах рукописей история Зосимы и преподобной Марии стала предметом для иллюстрации Псалтыри. Например, в Киевской Псалтыри (1397 г.) соединены два события: встреча в скалах (Зосима отворачивается, протягивая Марии свою верхнюю одежду); ниже — на берегу Зосима причащает Марию.
Встреча преподобных Зосимы Палестинского и Марии Египетской. Миниатюра из Киево-Печерской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 175 об.)
Что нельзя делать в этот день
Представители церкви запрещают в этот день плохо отзываться о преподобной. Они рекомендуют думать в этот день о жизни, семье и здоровье. Также следует придерживаться следующих правил:
- В этот день следует воздержаться от еды. Грехом считается переедание. Говорят, что если не придерживаться этого правила, то следующий год пройдет впроголодь.
- 14 апреля нельзя убивать пауков, особенно тех, которые плетут паутины у дверей. Это может закончиться потерей достатка и благополучия.
- В этот день запрещено резать хлеб ножом. Лучше руками отломить кусочек. Говорят, что ножом можно “отрезать” от себя близкого человека.
- Девушкам в положении нельзя кушать яйца. Люди верят, что роды пройдут тяжело, а ребенок родится капризным.
Церковь запрещает в этот день ругаться. По их словам, провести его нужно в мире и согласии.
В этот день принято мыть двери и порог. Нельзя, чтобы при входе в дом была грязь. Люди верят, что через грязь в дом проникает зло. Желательно в этот день повесить при входе оберег или подкову.