Монастырь хиландар
Содержание:
- История святого места
- Литература
- Монашеское государство
- Хиландарский монастырь на святой горе Афон длительное время процветал
- Достопримечательности обители
- Афон — это то место, куда уходят в безызвестность. В современном мире это не модно. А афонский дух создают люди своим бытом
- История
- В настоящее время в Хиландарском монастыре на Афоне проживает 70 сербских монахов
- Святыни[править]
- Святой крест
- Монастыри Афона в Греции
История святого места
Одна из версий сообщает, что название Хиландар пошло от имени основателя здешней монашеской общины, другие утверждают, что обитель так назвали из-за ее формы, которая имеет нечто общее с очертаниями византийского корабля типа «хеландион».
Основание монастыря относят к 1198 году, его создателями стали сербский правитель Стефан Немана и его сын Растко, которые приняли постриг и взяли себе имена Симеон и Савва, а затем стали наиболее почитаемыми сербскими святыми. Именно в 1198 году Ватопедом был передан отцу и сыну разрушенный на тот момент монастырь. Император Алексий III скрепил дар указом, который подтвердил, что обитель навсегда становится собственностью сербов. Отец и сын приложили много сил для восстановления Хиландара, почти отстроив его с нуля. Через два года после основания обители скончался преподобный Симеон, он был захоронен здесь же. Спустя 4 года после этого Савва вернулся в Сербию и взял с собой останки отца для перезахоронения их в Студенице. Братию не устроил такой вариант развития событий, тем не менее игумену Мефодию приснился сон, в котором преподобный сообщил ему, что мощи должны быть возвращены в Сербию, а на месте захоронения вырастет виноградная лоза. Вскоре после отъезда владыки Саввы с мощами из камня под пустым погостом появилась лоза, до сих пор там растет виноград.
Пристань монастыря Хиландар, Сергей Козлов
С 1293 года из-за своего второго ктитора сербского короля Стефана Уроша Милутина место снова стало процветать, даря Сербии множество боголюбивых епископов и патриархов. История подтверждает, что для хиландарских иноков в приоритете всегда были прилежание и духовная мудрость. Духовная литература, переведенная в стенах этого монастыря с греческого на славянский язык, выступала в качестве основного источника духовного просвещения страны, через нее происходило наполнение и других земель.
Прочие монастыри потеряли своих благотворителей во времена падения Византийской империи, но Хиландару посчастливилось процветать на протяжении всего срока турецкого владычества. Он стабильно существовал весь этот период, а из числа его братии много раз был избран прот. Обитель достигла упадка лишь в XVII веке после упразднения турками сербского автономного правления и принуждения страны подчиниться Вселенскому патриарху, исполнявшему функции не только духовного, но и светского правителя христианских подданных Османской империи. Возобновили работу монастыря пожертвования от болгар и благочестивый венецианский купец, известный позже как инок Никанор. Приток монахов из Сербии постепенно ослабевал, но обитель сохраняла славянский характер, а к концу XVIII века Хиландар стал по большей части болгарским.
Максим Ершов
Сербская Православная Церковь снова стала автокефальной только в 1879 году, спустя 17 лет царем Сербии Александром I была посещена обитель и оплачены восстановительные работы, которые так нужны были монастырю после пожаров 1722 и 1891 годов. Также благодаря царю Хиландар пополнился сербскими монахами, он же дал обители средства на их содержание, поэтому с течением времени монастырь снова стал сербским.
К концу XX века упразднили Устав Саввы Сербского, который гласил, что в монастыре избирался лишь наместник, а игуменство было собственностью Богородицы, из-за этого из монастыря ушла часть братии. 2004 год ознаменовался сильнейшим пожаром, тогда всего лишь за ночь обитель наполовину сгорела, огонь распространился от игуменской келии до архондарика и братских келий. Сейчас среди насельников монастыря бытует мнение, что пожар выступил в качестве справедливого наказания за отступление от Типика святого Саввы.
Максим Ершов
Литература
- Краткое описание двадесять монастырей, обретающихся во Святой Горе Афонской. Солунь, 1839. Л. 4;
- Краткая история славяно-сербской Хиландарской Лавры на Св. горе Афонской: 1. Основание Лавры. 2. Достопримечательности Лавры. СПб., 1862. С. 15;
- Путеводитель по Св. горе Афонской и указатель ее святынь и прочих достопамятностей. СПб., 18673. С. 161;
- Панов Г. Историческое, хронологическое и иконографическое описание 218 наименований и изображений Пресвятой Богородицы. СПб., 1871. С. 5–6;
- Порфирий (Успенский), еп. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты в 1846 году. К., 1877. Ч. 2. Отд. 1. С. 17;
- Вышний покров над Афоном, или Сказания о святых, чудотворных, во Афоне прославившихся, иконах Богоматери и других святых. СПб., 1892. С. 57, илл.;
- Дмитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 5. С. 116;
- Бухарев И. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: (История их и изображения). М., 1901. С. 4–5;
- Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы с изложением пророчеств и преобразований. М., 1904. С. 262;
- Слава Богоматери: Сведения о чудотворных и местно чтимых иконах Божией Матери. М., 1907. С. 227;
- Поселянин Е. Богоматерь. С. 119;
- Зонова О. В. Богоматерь Умиление XII в. из Успенского собора Московского Кремля // ДРИ. М., 1972. С. 270–271;
- Живопись Древней Руси XI — нач. XIII в.: Мозаики. Фрески. Иконы / Сост. Салько Н. Б. Л., 1982. Табл. 192, 194;
- Штавльанин-Ђорђевић Љ. Чудеса Пресвете Богородице Агапиjа Криђанина и нова чуда Богородице Троjеручице манастира Хиландара // Археографски прикази. Београд, 1984–1985. Књ. 6–7. С. 289–290;
- Сава Хиландарац. Историjа манастира Хиландара: Успомена на седамстогодишњицу оснивања. Београд, 1997. С. 101.
Монашеское государство
Статус автономной республики Афон получил в 972 году во время правления Византии. Столица монашеской республики – Карье. Верховная власть принадлежит Святому Киноту, состоящему из представителей 20 афонских монастырей. На Афоне представлена и светская власть: губернатор, полицейские, почтовые служащие, торговцы и ремесленники, медицинский персонал и работники банка.
Губернатор, назначенный Министром иностранных дел Греции, отвечает за безопасность и порядок на Афоне. Афон – частное владение, территория Горы разделена на 20 частей между расположенными тут монастырями.
В Уставе Афона закреплен известный обычай – запрет на посещение Горы женщинам и самкам животных. Исключение монахи сделали для кур, несущих яйца, и кошек, которые ловят грызунов. За проникновение на территорию Афона женщинам предусмотрена уголовная ответственность – 8-12 месяцев лишения свободы.
По завету Божьей Матери ни одна женщина, кроме Нее, не может ступать на землю Афона. По преданию, в 422 году дочь Феодосия Великого, Плакидия, посетила Святую Гору, но войти в монастырь ей помешал нежный и укоряющий глас Божьей Матери.
Правила посещения Святой Горы для мужчин также строгие. Здесь запрещается надевать яркую одежду и купаться, загорать, сквернословить, курить и громко разговаривать. Видео и фотосъемки также запрещены. Для посещения мужчины получают специальное разрешение. Запрещен въезд на Святую Гору сектантам и язычникам.
Планировать посещение Афона и отправлять запрос на получение разрешения необходимо за полгода до визита в Грецию. Разрешение на посещение Святой Горы приходит за несколько недель до указанной даты на электронную почту и телефон туриста. Паломники могут взять с собой детей или внуков мужского пола, достигших школьного возраста. 9 сентября 2007 года Афон посетил Президент России Владимир Путин. 28 мая 2016 года во время второго посещения вместе с ним на Афоне побывал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
За безопасность паломников никто не отвечает. Здесь водятся ядовитые змеи и скорпионы. Опасна дорога к монахам – отшельникам: вдоль отвесной скалы – узкая тропа на высоте 100 метров. Держась за прибитые к скале цепи, пробираться к отшельникам решаются не все.
На Афоне используется юлианский календарь, в том числе и в административных документах. Новые сутки здесь начинаются с заходом солнца. Время на Афоне отличается от греческого летом на 3 часа, на 7 – зимой. До восхода солнца, когда проснутся люди в миру, на Афоне служится 300 Литургий.
Хиландарский монастырь на святой горе Афон длительное время процветал
Начиная с 1293 года Хиландарский монастырь начал процветать. Произошло это его второму ктитору сербскому королю Стефану Урошу. Из стен обители постоянно выходили боголюбивые сербские патриархи и епископы.
Иноки обители славились своей духовной мудростью. Сербские цари всегда много жертвовали находящемуся на Афоне Хиландару. Переводы с греческого языка на славянский написанной здесь духовной литературы, служили основным источником духовного просвещения Сербии, а через нее питали и другие земли.
Король Урош III. Литография Анастаса Йовановича. С имнем сербского короля Урош III связывается длительный период процветания афонского монастыря Хиландар. Фото: upload.wikimedia.org
С падением Византийской империи многие монастыри потеряли своих благотворителей. Хиландар же процветал даже во времена турецкого владычества. Даже в сложных условиях обитель поддерживала стабильное существование.
Стоит отметить, что много раз прот избирался из сербских монахов, состоящих в его братии. Это указывает на значение Хиландарского монастыря на Святой Горе.
Хиландарский монастырь стал приходить в упадок, начиная с XVII века.
В упадок монастырь стал приходить, начиная лишь с XVII века. В это время турки упразднили сербское автономное правление и заставили страну починяться Вселенскому патриарху. Он стал исполнять в стране функции как духовного, так и светского правителя христианских подданных Османской империи.
Восстановился же монастырь благодаря благочестивым купцам из Венеции, а также пожертвованиям от болгар. Приток монахов из Сербии постоянно сокращался, но монастырь сохранял славянский характер, и в конце XVIII века Хиландар уже был преимущественно болгарским.
Достопримечательности обители
Облик монастыря удивляет его гостей явными балканскими чертами: внушительные здания-башни имеют узкие окна и ярус декоративных каменных бело-красных арок, будто перенесенных сюда прямиком из горных обителей Сербии. Жилой корпус украшают белые и красные террасы из дерева, так похожие на караван-сараи Балкан из средних веков.
История главного собора монастыря идет с XIV века, в свое время его освятили в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Его многоярусная архитектура имеет ряд балканских и византийских черт, это приближает его к классическим базиликам Константинополя. Интерьер поражает великолепными фресками: они достаточно современные и имеют тщательную проработку деталей, их появление относят к началу XIX века. Вход в алтарь закрыт панелью из резного дерева, за ней расположился старинный мраморный экран. Тут же доступна к осмотру и чаша для святой воды, изготовленная в XVIII веке.
Территория обители насчитывает 11 малых церквей, в них хранится огромное количество реликвий, в число которых входят жезл с крышкой гробницы святого Саввы, здесь же туристы могут полюбоваться древом его виноградной лозы, плоды которой лечили женское бесплодие, частицами Животворящего Креста Господня, терновым венцом и пеленой Христа, а также частицами мощей Иоанна Предтечи и пророка Исайи. Музей обители хранит ряд церковных одеяний и кресел, украшенных перламутром. Хиландарский монастырь обладает великолепной сокровищницей и библиотекой, имеющей богатейшее собрание, оно может похвастаться 800 славянскими манускриптами, пергаментными рукописями с церковными текстами и музыкой, а также 7 тысячами книжных изданий.
Монастырская башня, Максим Ершов
Афон — это то место, куда уходят в безызвестность. В современном мире это не модно. А афонский дух создают люди своим бытом
— А о чём общались? Бытует мнение, что люди ездят на Афон, чтоб пообщаться с почти святыми людьми, решить свои житейские проблемы. Помолиться, отстоять многочасовые службы. А зачем Вы ездите на Афон?
— Люди не обязательно ездят на Афон решать проблемы. Афон – это уникальное место на земле, которое не оставляет равнодушным никого. Некоторые считают, что там такая уникальная атмосфера оттого, что это место – удел Пресвятой Богородицы. Может, так оно и есть. Но ведь существуют и другие уделы Пресвятой Владычицы.
Что же касается меня, Афон — это прежде всего место, где сложилась и хранится от века в век определённая система повседневного уклада христианской жизни, что именно и создаёт особенную афонскую атмосферу. Как сказал один мой друг, после долгих уговоров побывавший на Святой горе, Афон — это институт христианства, где можно увидеть всё воочию. Афонский дух создают люди своим повседневным бытом.
Афон – это место, куда люди бегут от славы. Когда мы слышим о пустынях, читаем жития пустынников, то представляем верблюдов, дремучие пески, отсутствие воды и растительности. Да, были и такие случаи. Но пустыня, в первую очередь, подразумевает безлюдность и тишину. Это когда человек может остаться наедине с самим собой. Афон — это тоже своего рода пустыня. Целью ухода в пустыню, пустынное место, у великих наших отцов было – найти самого себя, познать себя перед лицом Бога. Один из важных моментом для таких людей был уход в безызвестность.
Никто из пустынников никогда не стремился создать какую-то свою ситуацию, не искал своего, но бегал от мира. К примеру, прп. Антоний Печерский, уроженец Любеча, ушёл на Афон и, скорее всего, не собирался возвращаться на родину и создавать монастырь. Но сложилось иначе. Это называется послушанием. Пресвятая Владычица Богородица велела игумену монастыря, в котором подвизался преподобный, послать Антония домой на Русь. И, придя на киевские горы, преподобный не ищет своего, не стремится к известности, но ищет себе пещеру и уходит опять в безызвестность. И эта та черта, с которой каждому новому поколению всё тяжелее справляться. В современном мире безызвестность не в моде, на каждом шагу реклама и самореклама.
На Афоне, как говорил однажды игумен Дохиар геронда Григорий, лучше всего спрятаться в монастыре. Если пойдёшь жить в отдельную келию, в пещеру, — быстро станешь известным, люди пустят слух, что есть такой монах-пустынник, отшельник, не общается с миром, и выстроятся к нему в очередь.
Так, однажды геронда Григорий на трапезе говорит: «Есть такой-то монах на трапезе?» — «Нет, он болеет.» – «Вот, братия, посмотрите, – геронда специально говорил в отсутствие этого монаха. – Вы слышите его имя когда-либо в монастыре, на службе?» — «Нет.» – «А почему не слышно, как вы считаете? Потому, что он всегда везде вовремя: на Богослужении, на работе,- не выделяется, не опаздывает, старается быть ровным, незаметным. И так годами, из года в год . Никто о нём ничего не слышит, ничего не знает. Вот так люди сегодня прячутся от мира. Это не потому, что они такие скромные или «крутые», а потому что они уверены: ничего они из себя не представляют такого, что можно рекламировать».
Наверное, это именно то, чему стоит на Афоне поучиться.
История
По одной версии название монастыря связано с именем основателя здешней монашеской общины, т.к. в одном документе X века говорится: «Мы посылали письмо через Георгия, называемого Хиландар«. По мнению других, обитель называется так из-за своей формы, напоминающей очертания византийского корабля типа «хеландион» (в русском варианте — «шаланда») .
В конце XX века Устав Саввы Сербского, согласно которому в обители избирался только наместник, а игуменство принадлежало Богородице, был упразднен. Это привело к уходу из монастыря части братии. Вскоре, в году, в монастыре произошел сильнейший пожар, когда за одну ночь выгорела половина монастыря, причем пожар начался с игуменской келии и быстро распространился на архондарик и братские келии. Ныне насельники монастыря считают пожар справедливым наказанием за отступление от Типика святого Саввы.
Хиландарский монастырь |
В настоящее время в Хиландарском монастыре на Афоне проживает 70 сербских монахов
Полное официальное название Хиландарского монастыря: Хиландарский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы на Святой Горе Афон. Официальный адрес и контактные данные:
Схема перехода Йованница — Хиландар — Есфигмен. Арсана Хиландара — внизу — 196. Фото: isihazm.ru
Красным — поворот на Зограф и к пещере прп Косьмы — 143. Синим — 72 — древняя тропа от Зографа в Хиландар по дну очень красивого ущелья. Самая левая — старая хиландарская дорога.
Собор монастыря освящен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Кроме соборного храма на территории монастыря расположено ещё 13 маленьких часовен и церквей. Среди них можно назвать следующие церкви и часовни:
- Покрова Пресвятой Богородицы;
- святых Архангелов, святого Предтечи Господня Иоанна;
- святых Двенадцати Апостолов;
- первомученика Стефана:
- Cорока мучеников Севастийских;
- Святителя Николая Чудотворца;
- великомученика Димитрия Солунского;
- преподобного Симеона;
- святителя Саввы Сербских;
- великомученика Георгия Победоносца.
Игумены обителей Ватопед и Хиландар. В наше время в Хиландарском монастыре проживает 70 сербских монахов. Фото: pravoslavie.ru
Богослужения в них производятся по особому расписанию, которое каждый раз утверждает Священный Кинот Святой Горы. В праздничные дни оно меняется. В связи с этим паломникам необходимо уточнять информацию о богослужениях на сайте Хиландара.
70 монахов
живет в наши дни в Хиландарском монастыре
Кроме того, к обители также также 15 келий с 30-ю храмами и одно подворье, находящиеся в самой Карее и вне ее. Среди них келия в которой жил святой Иоанн Дамасский, а также знаменитая на Афоне келия святителя Николая Чудотворца, прозванная «Белозерка».
Она широко известна благодаря своими иконописцами. Монастырь имеет великолепную сокровищницу и библиотеку с богатым собранием 800 славянских манускриптов, пергаментных рукописей с церковными текстами и музыкой и 7 тыс. книжных изданий. В настоящее время в обители проживает примерно 70 сербских монахов.
Почему на Афон не пускают женщин
Святыни[править]
В соборном храме справа от клироса находится посеребрённая гробница, в которой почивало нетленное и мироточивое тело прп. Симеона – основателя монастыря, перенесённое его великим сыном в Сербию для умирения возникшей там смуты. Из этой гробницы выросла с наружной стороны храма виноградная лоза, плоды которой обладают чудесной целебной силой, особенно для бесплодных супругов. В монастыре хранится множество книг с присланными фотографиями новорождённых детей и писем от их благодарных родителей.
В Хиландаре пребывает чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». История этого образа связана с жизнью прп. Иоанна Дамаскина – богослова, ревностного борца с иконоборческой ересью, насаждавшейся в VIII веке византийским царём Львом Исавром. Император-еретик оклеветал Святого, служившего при дворе дамасского эмира. Император подделал письмо, в котором христианин Иоанн якобы предлагал императору способ нападения на своего правителя-мусульманина. Эмир приказал отсечь Святому кисть правой руки. Ночью Иоанн приложил отсечённую кисть к руке и, стоя перед иконой Богородицы, просил у Неё исцеления. Совершилось чудо: кисть приросла! В благодарность за исцеление Иоанн заказал серебряную кисть и приложил её к иконе. (Его примеру следуют и поныне благочестивые греки, получившие исцеления молитвами Богородицы или Святых: на многих чудотворных иконах можно видеть привешенные серебряные ручки, ножки, монеты, часы, ордена и т.п.) После этого Иоанн принял монашеский постриг и удалился с этим образом в Лавру прп. Саввы Освященного. Там «Троеручица» пребывала пятьсот лет, пока Лавру не посетил будущий великий сербский святитель Савва, которому она и была передана. Сначала свт. Савва отнёс образ в Сербию, но, когда там возникла смута, икону возложили на осла и пустили его странствовать по воле Царицы Небесной. И осёл пришёл к святогорскому Хиландару.
Поначалу «Троеручица» пребывала в алтаре собора. Но через некоторое время в обители возникли нестроения, связанные с выбором нового игумена: монастырские отцы никак не могли прийти к единому решению. И вот однажды братия увидела, что образ «Троеручицы» перенёсся из алтаря и стоит на игуменском месте. Икону перенесли обратно, а собор тщательно закрыли. Однако, несмотря на это, на следующий день «Троеручица» опять оказалась на месте игумена. Когда это повторилось в третий раз, братия поняла, что Пресвятая Дева желает Сама игуменствовать в их монастыре. С тех пор в Хиландаре не выбирают игумена, а перед всяким важным делом иноки берут благословение у своей Игуменьи – «Троеручицы». Интересно что эта икона двусторонняя: на одной стороне изображена Богородица, на другой Святитель Николай Чудотворец.
В обители хранится величайшая святыня – окаменевшая Кровь Спасителя. Также здесь пребывают части Животворящего Креста Господня, Его тернового венца, трости и пелен; часть смирны из даров волхвов. В монастыре также хранятся честная глава пророка Исайи, мощи вмчч. Пантелеимона и Феодора Стратилата, мчч. Евстратия и Марины, свтт. Григория Богослова, Евтихия и Никифора, патриархов Цареградских, прп. Симеона Столпника, вмч. Артемия и других святых.
В монастыре хранится чтимая икона Пресвятой Богородицы «Млекопитательница».
Святой крест
Венчает гору Афон – трехметровый Святой Крест. Выполнен он из металла в 1882 году. И сделали его русские.
Трудно представить, как удалось монахам Пантелеймоновского монастыря доставить на вершину Афона этот Крест.
Сегодня, находясь на высоте 2033 метра над уровнем моря, Крест будто оберегает благодатную землю, раскинувшуюся где-то внизу, у подножия горы.
Крест пересекают два металлических символа истязаний и мук, которые некогда вынес Христос – это копье и трость с губкой. Без сомнения, Крест напоминает каждому, взошедшему на гору Афон о тех страданиях, которые выпали на долю Иисуса.
Долгое время Святой Крест находился в неухоженном виде. Его поверхность покрыла ржавчина. Однако в 2003 году протоиерей Русской Православной Церкви Сергий Конобас, вместе с несколькими прихожанами, совершили восхождение к Кресту, специально прилетев в Грецию, их цель была – очистить Крест и позолотить его. Четыре часа работы под палящим солнцем и Крест на Афоне вновь заблистал в южных лучах. Поверх жидкого золота также был нанесен дополнительный защитный слой эпоксидного лака. Теперь Святой Крест простоит еще не одну сотню лет как будто в первозданном виде.
Увидеть святыню стремятся многие паломники со всего света. Подъем на гору к Кресту – задача очень непростая. Дорога каменистая, вьется серпантином, да еще добавьте к этому жаркое греческое солнце. У паломников на выбор две дороги. Одна – более крутая, другая – попроще и не имеет таких резких подъемов, но она гораздо длиннее. В среднем, время в пути от подножия горы до Креста составит от 6 до 9 часов.
Обычно группу паломников ведут несколько монахов. На протяжении пути они читают молитвы и помогают тем, для кого дорога в гору окажется сложной. Паломники говорят, что необходимо взять в дорогу пустую флягу — на пути встречаются питьевые горные источники, а вода здесь, по преданию, обладает живительной силой. Неплохо также запастись печеньем, хлебом, консервами и взять с собой аптечку (йод, пластыри, бинты, успокоительные и обезболивающие таблетки).
Что касается времени паломничества, то лучше избегать жарких или холодных дней. Оптимально, если путь к Кресту состоится в конце весны или начале осени.
Монастыри Афона в Греции
Монашеская жизнь и молитва продолжаются на Афоне с IV века. Особый этап в истории занимает VII век, когда после вторжения мусульман в земли Византии многие монахи и отшельники прибыли на остров. В это же время по решению Трулльского собора полуостров был передан под монашеские обители.
Длина острова — 60 км, здесь находится множество икон, мощей святых и других реликвий.
Монашеская гора известна на весь мир запретом на въезд для женщинЗдесь запрещены даже животные женского пола, исключением являются куры и кошки. Однако известны случаи пребывания женщин на полуострове: монахи принимали семьи беженцев во времена военных действий.
Сейчас на Святой горе Афон — 20 монастырей, которые имеют статус патриарших ставропигий и являются общежительными. 17 из них — греческие монастыри, 1 — российский, 1 — сербский, 1 — болгарский. Создавать новые монастыри на Святой горе запрещено.
Первенствующий монастырь Святой горы — Великая Лавра
Лавра Святого Афанасия основана в 963 году святым Афанасием Афонским. В лавре располагается кафоликон Благовещения (соборный храм); ее главные святыни — крест и жезл святого Афанасия, чудотворные иконы «Экономисса» и «Кукузелисса». Здесь хранится самое большое количество церковных реликвий на полуострове (рукописи, исторические документы, фрески и др.). В монастыре проживает 50 монахов, каждый выполняет свои обязанности. Монастырь открыт круглый год от рассвета и до захода солнца. Многие паломники стремятся подняться на вершину горы к кресту — пешком или на мулах. Есть два пути: короткий крутой и более пологий. В среднем, подъем занимает около 6–8 часов.
Vasilis Karamanlis
Монастырь Ватопед
торой в иерархии Святой горы, один из наиболее древних и крупных, создавался в 972–985 годы тремя монахами — учениками преподобного Афанасия Афонского, имеет обширную библиотеку древних рукописей и кодексов, два скита, кельи и подворья. Основные святыни — часть Животворящего Креста, честной пояс Богородицы. Монументальный монастырь окружен высокой стеной. Здесь проживает около 50 монахов, сейчас ведутся работы по восстановлению больших зданий.
Греческий православный Иверский монастырь
Известен также как Иверон: на северо-востоке полуострова построен грузинским монахом в конце X века на берегу моря. В Ивероне, третьем монастыре в иерархии Афона, хранится самое большое количество мощей святых и чудотворная икона Вратарница. В XVI веке монастырь был украшен фресками. Монахи активно занимаются восстановлением исторических зданий вокруг монастыря. Здесь проживает около 30 монахов и послушников.
Свято-Пантелеимонов монастырь
Bзвестен многим как русский монастырь на Афоне (Россикон), в иерархии занимает 19-е место. В нем находятся типичные образцы русской фрески. Здесь хранятся многие бесценные святыни и мощи святых. Образован на основе русского поселения, образовавшегося на полуострове в XI веке, формальный статус монастыря получил в 1169 году. Полностью стал русским в конце XIX века. В настоящее время его подворья в России располагаются в Москве и Санкт-Петербурге. Территория напоминает небольшой город со множеством строений и купольных церквей. Кроме монастырей, на территории полуострова Святой Горы разбросано 12 скитов, многие из которых являются крупными поселениями и отличаются от монашеских обителей только статусом. Россикон был перестроен в XIII веке после крупного пожара. В братство обители входит около 40 монахов.
Vasilis Karamanlis
В особом районе на юге Афона селятся монахи-отшельники. Дорога сюда довольно непроста и опасна: по узкой тропе вдоль отвесной скалы.