Митрополит иона и установление автокефалии русской церкви

Право полной самостоятельности и кто может его дать

Автокефалия, согласно принятому в каноническом праве пониманию –полная самостоятельность церкви. Это означает, что ее предстоятель поставляется собором местных епископов.

Основать автокефальную церковь может:

Вселенский Собор; 

Поместная церковь, которая выделяет какую-либо из своих частей, даруя ей самостоятельность. 

Возможна также автокефалия в нарушение этого порядка, если «кириархальная» Церковь (от «кириос» –«господин») уклонилась к ереси. Тогда местная община имеет право прервать каноническое общение с предстоятелем и заявить автокефалию.

Примеры автокефалии

Среди существующих Православных Церквей Иерусалимская (древнейшая), Антиохийская и Александрийская ведут начало непосредственно от Апостолов. Их автокефальность никогда не оспаривалась.

Константинопольская патриархия возникла во времена императора Константина Великого (IVв.). Ее самостоятельность утверждена на IIВселенском Соборе.   Патриархия великой державы – Византийской империи, очень скоро стала самой большой по территории и количеству верующих. 

Так как распространение христианства вело к возникновению новых общин в разных странах, рано или поздно Константинопольские предстоятели издавали томосы о самостоятельности той или иной из них. Вот лишь некоторые примеры национальных Церквей, отделившихся от Константинопольской патриархии за более чем 1500 лет ее существования

  • Болгарская (X в.) (в начале XI в., после завоевания Болгарии Византией, самостоятельность ликвидирована, позже восстановлена);
  • Русская (с 1589 г., фактически автокефалия появилась с 1448);
  • Элладская(1850 г.);
  • Сербская (1879 г.).

Есть также прецеденты предоставления автокефалии другими Церквями. Например, с 341 г. Антиохийская Церковь предоставила самостоятельность Грузинской.

Интересный фактОбщим правилом предоставления самостоятельности является канонический и юридический принцип: никто не может дать больше прав, чем имеет сам. Это означает, что предстоятель одной Церкви не может вмешиваться в дела другой, поставляя епископов или предоставляя самостоятельность той или иной из ее частей. 

Однако более 2 лет назад произошло попрание этого принципа, когда каноническая самостоятельность была предоставлена Украинской Церкви.

Последствия Флорентийской унии в России

Подписанная 6 июля 1439 года во Флоренции уния на Руси встретила неприятие. Пока Киевский митрополит-униат и новоявленный папский легат Исидор добирался до Москвы, возглашая по дороге заключённую унию в западных епархиях, другие участники посольства успели прибыть в столицу раньше и сообщить о совершённом во Флоренции «предательстве греками» Православия. Впрочем, и в Польше, и в Литве уния не была признана. Во многом этому способствовала поддержка польским королём Казимиром «базельского» папы Феликса V и непризнание им заключившего унию папы Евгения IV. На стороне Базельского собора и папы Феликса был и польский епископат, который к тому же был настроен весьма непримиримо в отношении к православным догматам и обрядам. Благосклоннее к делу унии отнеслись в Смоленске и Киеве. Исидор прожил в Киеве всю зиму и в феврале отбыл в Москву.

Исидор прибыл в Москву только на Страстную седмицу Великого Поста 19 марта 1441 года. Папский легат вступил в столицу по церемониалу католического епископа, с преднесением креста. К его приезду в Москве готовились, однако дали отслужить Литургию в кафедральном Успенском соборе. Во время литургии вопреки обычаю митрополит первым помянул не Константинопольского патриарха, а папу Евгения. По окончании Исидор провозгласил унию. После этого, великий князь Василий, назвав митрополита волком, изгнал его из храма, а через три дня он был арестован и заключён в Чудов монастырь. Впрочем, впоследствии (и с этим согласны все исследователи) Исидору дали возможность бежать в Литву, тем самым избавив себя от неприятной обязанности судить отступника-митрополита.

После ареста митрополита великий князь из епископов, находившихся в это время в Москве, созвал собор. Присутствовали шесть из восьми епископов подконтрольной Василию II Северо-восточной Руси: Ростовский Ефрем, Рязанский Иона, епископ Суздальский Авраамий, Сарайский Иов, Пермский Герасим, Коломенский Варлаам. Никаких соборных документов не сохранилось (если они вообще были). Документом, вероятно связанным с собором, стало послание великого князя Константинопольскому патриарху. По меньшей мере, послание было составлено и отправлено. Известно два варианта этого документа, близких по тексту. Одно адресовано патриарху Митрофану, другое — на имя императора Иоанна VIII. Второе послание известно в составе 2-й Софийской летописи. Оба послания позволяют установить год их составления. Но если в первом фигурирует 1441 год, то второе послание указывает на 1443-й. Трудно сказать, была ли повторная попытка через два года связаться с Константинополем, или же просто переписчик допустил вполне объяснимую ошибку, но именно 2-я Софийская летопись сообщает, что, узнав о принятии унии императором и патриархом, великий князь вернул посольство с дороги, и послания адресатов не достигли.

Тем не менее, этот документ представляет немалый интерес. Подробно извещая о произошедшем с Исидором, послание отвергает унию, как противоречащую «древнему нашему благочестию и православной вере». При этом упоминаются основные пункты расхождения с «латинянами». Это учение о «двойном» исхождении Святого Духа (filioqve), совершение Евхаристии на пресном хлебе, учение о чистилище. Отвергается и право Папы выступать в качестве учителя Церкви. В послании подчёркивется верность «вашей греческой вере

». При этом великий князь просит позволения ставить митрополита собором русских епископов. Поводом для этой просьбы была «нужа далечного и непроходного путешествия» — трудность далёкого путешествия. Впрочем, великий князь просит патриаршего благословения и выражает желание «никако же разлучно от вас имать бытии наше православное христианство до века».

Действие московитов было активно поддержано на Афоне. От афонского протата и всех афонских иноков в Москву на имя князя Василия было направлено послание с поддержкой действий против унии.

Благоприятное стечение обстоятельств

К счастью, вскоре политическая обстановка сложилась таким образом, что исключила возможность развития столь негативного сценария. Прежде всего на руку митрополиту Ионе сыграло то обстоятельство, что провалом закончились попытки бежавшего в Литву митрополита Исидора вывести из-под контроля Московской митрополии западные епархии и склонить их население к принятию унии. Ему в этом помешал польский король Казимир IV, по стечению обстоятельств именно в этот период порвавший отношения с римским папой Евгением I.

Когда в 1447 году он умер, главой католической церкви стал папа Николай V, и король Казимир IV восстановил отношения с Римом. Однако и в этой остановке беглый Исидор не смог реализовать свои коварные замыслы, поскольку идея унии нашла яростных противников в лице представителей польского духовенства.

Создание украинской автокефальной церкви в 2021 году

После госпереворота на Украине в феврале 2014 года новые власти начали активно выдвигать идею создания в стране поместной православной церкви, которая не была бы связана с канонической Украинской православной церковью Московского патриархата. 16 июня 2016 года Верховная рада направила соответствующее обращение к патриарху Варфоломею I.

В апреле 2021 года президент Украины Петр Порошенко написал личное письмо Варфоломею с просьбой предоставить автокефалию «объединенной» православной юрисдикции. Он также отметил, что к его обращению присоединились представители неканонических Киевского патриархата и УАПЦ. 19 апреля за законопроект в поддержку обращения Порошенко проголосовали 268 депутатов Верховной рады (против — 36). 21 апреля глава УПЦ митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский) расценил действия президента и депутатов как «превышение власти» и «вмешательство в церковные дела» (церковь в соответствии со ст. 35 конституции Украины отделена от государства).

1 июля Варфоломей I заявил, что Константинопольский патриархат рассматривает Украину как свою каноническую территорию и «считает необходимым стремиться к восстановлению церковного единства». 7 сентября «в рамках подготовки к предоставлению автокефалии православной церкви на Украине» он назначил своих экзархов (руководителей церковной области) в Киеве. Ими стали архиепископ Памфилийский Даниил (Зелинский) из Украинской православной церкви в США и епископ Эдмонтонский Иларион (Рудник), принадлежащий к Украинской православной церкви Канады (обе эти самоуправляемые юрисдикции действуют в среде украинской диаспоры в Северной Америке и подчиняются Константинопольскому патриарху).

Священный синод Русской православной церкви расценил действия Константинополя как «грубейшее попрание церковных канонов», которые запрещают епископам одной поместной церкви вмешиваться в дела другой. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда пояснил, что автокефалия «может быть предоставлена только канонической церковной структуре», а на Украине таковой является УПЦ в составе Московского патриархата. Кроме того он отметил, что управление Киевской митрополией (т. е. церковной областью, куда входит большая часть современной Украины) было окончательно передано Константинополем Русской церкви в 1686 году.

14 сентября Священный синод РПЦ обратился к главам поместных православных церквей с призывом собрать всеправославный собор для обсуждения ситуации на Украине и приостановил поминовение патриарха Варфоломея за богослужением.

В тот же день пресс-секретарь «Киевского патриархата» Евстратий Зоря сообщил, что сторонники создания автокефальной украинской церкви планируют провести в Киеве собор, в котором предполагается участие представителей «Киевского патриархата», УАПЦ, а также ряда епископов канонической УПЦ — сторонников автокефалии. На соборе запланировано избрание «предстоятеля», который должен получить томос (указ) об автокефалии из рук патриарха Варфоломея I.

11 октября Синод Константинопольской церкви заявил об отмене решения 1686 г. о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Русской церкви, а также объявил о снятии ранее наложенной анафемы с лидеров «Киевского патриархата» и УАПЦ Филарета Денисенко и Макария Малетича. Украинская православная церковь и РПЦ назвали эти решения незаконными.

Что представляет собой автокефалия

Для начала следует понять, что автокефалия — это независимость административная поместной общины. Понятие пришло с греческого языка, который дословно означает «сама» и «голова», т.е. самовозглавление.

Православная церковь — это ряд поместных общин, которые имеют административную независимость. В чем она выражается? Прежде всего, в возможности самостоятельно назначать епископов и предстоятеля поместными архиереями, т.е. другие автокефалии в этом процессе не участвуют. Кроме этого, церковные руководители также могут:

  • Издавать свои законы и правила, т.е. Уставы.v vОпределять свое устройство и управление.
  • Иметь самостоятельную цепь апостольского преемства.
  • Канонизировать святых.
  • Составлять и вводить новые чинопоследования и песнопения.
  • Принимать независимые административные решения и проводить церковный суд.v
  • Созывать Поместные Соборы и инициировать созыв Вселенского Собора.

РПЦ состоит из множества самостоятельных Поместных общин, но самостоятельность эта административная, она не разрушает единство веры, священнодействия или духовный опыт. При этом все независимые общества взаимозависимы и тождественны друг другу в рамках Вселенской Церкви.

Во главе управления стоит патриарх или митрополит, но она может иметь и коллегиальное управление, т.е. синод. При этом есть и ограничения, которые касаются:

  • догматов — право хранить и толковать, а также выражать Божью истину имеет лишь Вселенская Церковь;
  • канонов — важнейшие вопросы, касающиеся канонов, ведет Вселенская Церковь, а Поместные лишь применяют
  • имеющиеся каноны к местным условиям;v
  • богослужения — все литургия в каждой общине должна соответствовать единому учению.

Для всех независимых общин присуще совместное служение, запись предстоятелей в диптихи и совершение истинной Евхаристии.

История появления церквей автокефалий

Изначально все церкви были самостоятельными и независимыми друг от друга. Но со временем началось структурирование церковной деятельности. Упорядочивание связано с Первым Церковным Собором 325-го года. Было утверждено шестое правило, которое наделяло трех митрополитов, влияние которых было велико, особым могуществом. Это были митрополиты Антиохийской, Римской и Александрийской церквей.

Второй Всемирный Собор 381-го года, провозгласил независимость Церкви Константинополя, которая стала второй после Римского Партиархата. Эти четыре, наделенные самоуправлением церкви, начали развиваться и распространяться над другими поместными церквями. И тогда в начале 430-х годов была принята редакция правила, которая запрещала епископам автокефалий подчинять себе митрополитии, которые не были ранее подчинены им или их предшественникам. Поэтому Кипрская Церковь смогла сохранить свою автокефалию.

Что такое Томас в православии

Очередной Всемирный собор выделил из Антиохийской православной церкви Иерусалимскую. Это произошло из-за того, что Иерусалим стал играть большое значение для паломников. А в 5 веке Антиохийская митрополия приняла решение возвести в статус автокефалии Грузинскую Церковь.

Таким образом, в начале 6 века, когда к власти пришел великий Римский император Юстиниан, при котором вся православная территория была поделена на пять областей: Иерусалимская, Римская, Константинопольская, Антиохийская и Александрийская. Предстоятели этих поместных церквей были возведены в сан патриархов. Император провозгласил пятивластие во Всемирной церкви. Во время Трулльского Собора была определена иерархия этих пяти автокефалий. Главенствующее место занимала Римская церковь. Константинопольская была второй, затем шли Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская.

Такая иерархия считалась идеальной для Всемирной церкви. Автокефалии, не входившие в это пятивластие, по мнению критиков, нарушали гармонию. Поэтому к ним зачастую относились негативно.

С распространением славянского народа на территорию Балкан стали появляться новые церкви. Самой большой по численности стала Болгарская церковь. Ее возвела в статус автокефалии сама Константинопольская Церковь.

1054 год ознаменовался тем, что Римская церковь ушла из пентархии, тем самым уступая первое место Константинопольской церкви. В самой же Римской митрополитии образовалось новое римско-католическое течение. Разногласия между католическим учением и православным достигло своего пика. Это привело к еще большему укреплению позиций православия и образованию новых православных поместных церквей. В это время появляется Сербская церковь.

Когда произошло вторжение турок на территорию современной Европы в 1394 году, и Болгария пала под их давлением, Константинополь направил своего митрополита в Болгарскую церковь. Таким образом Болгарская автокефалия оказалась в подчинении у Константинопольской церкви. Влияние турок подтолкнуло многих православные церкви к католицизму. Таким образом они надеялись получить поддержку западного мира. В это время Русская церковь начала самостоятельно выбирать митрополитов, что привело к обособлению от запада.

Клирик кто это в православии

Падение Константинополя и включение римских земель в состав Османской империи привели к новому пути развития. Патриарх Константинопольский стал главенствующим лицом, и в его подчинении оказались все поместные православные церкви, кроме Русской и Грузинской. Впоследствии, патриарх Константинопольский провозгласил Русскую Православную Церковь автокефалией, так как он нуждался в поддержке России.

Во время Второй Мировой Войны РПЦ признала автокефалиями Польскую, Грузинскую, Чехословацкую и Американскую церкви. Но Константинопольская церковь не приняла действий Русской Церкви, поэтому повторно провозгласила церкви Грузии и Чехословакии автокефалиями.

Сегодня присвоение статуса автокефалии гораздо больше находится под влиянием политической ситуации, нежели действует в канонах православных учений.

Рамки, ограничивающие права автокефалий

На каждую автокефальную церковь, при всей полноте её внутреннего самоуправления, накладываются ограничения, обусловленные принципами общецерковного единства. Являясь составляющими частями Вселенской церкви, они должны быть тождественны между собой и отделены друг от друга лишь административно и территориально, сохраняя при этом духовное и вероучительное единство.

Можно выделить три области внутренней жизни автокефальных церквей, на которые распространяются ограничения. Прежде всего это вопросы догматического характера. Согласно многовековой традиции, только Вселенская церковь обладает правом толковать Богооткровенную истину, никоим образом не изменяя при этом общей сущности вероучения.

Кроме того, применяя к местным условиям каноны (свод церковных правил), установленные Вселенской церковью, каждая из автокефалий обязана соблюдать их, не внося каких-либо принципиальных изменений. И наконец, общий ход совершаемых ими богослужений должен строиться на принципах единообразия, касающегося основных норм, и соответствовать официальному догматическому учению.

Юридические аспекты предоставления автокефалии

В современном мире вопросы, связанные с предоставлением автокефалии тем или иным церквям, часто бывают крайне политизированы, и их решения принимаются без учёта канонического права. Причина подобного явления подчас кроется в том, что автокефалия рассматривается прежде всего как свидетельство национальной самодостаточности и независимости. Такой крайне неверный подход часто приводит к различным внутрицерковным нестроениям и расколам.

О порядке предоставления автокефалии существует много точек зрения, среди которых доминирую две. Согласно одной из них, сторонниками которой являются представители Польши, Румынии, России и Болгарии, каждая ныне признанная автокефальная церковь, при наличии определённых предпосылок, должна иметь право предоставить такой же статус любой части своих последователей, дав им возможность создать независимую религиозную структуру.

В то же время Константинопольская, Элладская, Александрийская, а также Иерусалимская церкви настаивают на том, что подобным правом должен обладать лишь Константинопольский патриарх. Окончательное же решение вопроса может быть принято на Всемирном Соборе Православной Церкви, дата созыва которого пока неизвестна.

В работе же предсоборных комиссий активное участие принимают и наши соотечественники, к мнению которых прислушиваются с особым вниманием, поскольку со времён, когда Русская церковь стала автокефальной, она является одной из самых влиятельных религиозных организаций в православном мире

Избрание Ионы русским митрополитом

В 1446 году Москва была захвачена Дмитрием Шемякой, который, чтобы угодить духовенству, обратился к рязанскому епископу Ионе с предложением переехать на столичный митрополичий двор. До этого он уже мог возглавить русскую церковь. Когда в 1431 году умер Фотий константинопольский патриарх остановил свой выбор на смоленском епископе Герасиме, которого порекомендовал литовский князь. Но у Ионы в то время был статус нареченного митрополита.

Через четыре года Герасим погиб. В Константинополе решили поставить управлять русской церковью Исидора, который поддерживал унию и готов был ее подписать. В 1446 году Дмитрия Шемяку изгнали из Москвы, после чего туда вернулся Василий II. В 1448 году на русском церковном соборе Иона был выбран митрополитом в присутствии епископов:

  • Авраамия Суздальского;
  • Питирима Пермского;
  • Варлаама Коломенского;
  • Ефрема Ростовского.

В присланных на собор повольных грамотах Илии Тверского и Евфимия II Новгородского содержалось согласие с этим решением. Но получалось, что Иону избрали лишь епископы северо-восточных русских княжеств. Литовские иерархи в этом не участвовали, поэтому в западных митрополиях могли начаться сепаратистские движения, чего на самом деле не случилось.

Как предоставляется автокефалия

Подробных правил, на основании которых предоставляется автокефалия, в Предании нет. Каждая автокефалия присуждалась в индивидуальном порядке, учитывая какие-то исторические события и особенные обстоятельства, поэтому общих правил присуждения самостоятельности нет.

Сегодня этот вопрос решается путем дискуссии внутри Вселенского Совета. Неудавшийся Всеправославный собор предполагал поднятие данного вопроса, однако, решение не было найдено, и вопрос остался незакрытым. Дарование автокефалии остается решением Вселенского Патриарха.

Тем не менее для получения самостоятельности, сообщество должна соответствовать некоторым критериям:

  • политически независимая страна, которая имеет этническое различие с народностями материнской церкви;
  • территориальная отдаленность;
  • развитая система образования;
  • достаточное количество храмов и монастырей, а также прихожан;
  • запрос должен быть поднят большей частью канонического духовенства и мирян;
  • согласие поместной общины на отделение.

Кроме того, важно также обосновать цели и причины такого желания самостоятельности

Вселенская патриархия и отношения с ней

В 15-м веке церковь утратила значительную долю поддержки от государства. Но на строительство храмов и бытовые нужды требовались деньги, поэтому обращения к Константинополю были частыми, но неофициальными.

Русские монахи регулярно посещали Афон, Палестину, Синай и Константинополь. В 1557 году в Константинополь была отправлена делегация для подтверждения царского статуса Ивана Грозного. Официальное подтверждение было получено. В 1586 году Москву посетил патриарх Иоаким. Через три года Московскому патриархату нанес визит Константинопольский патриарх Иеремия Второй. С ним были проведены переговоры о признании Московского патриархата. И в 1589 году законность автокефалии на Руси была признана западным сообществом. А затем и всем остальным миром.

Возникновение Русской автокефалии

Годом, когда была образована русская автокефальная церковь, можно считать 1448-й. Откол от Константинопольской церкви произошел по многим причинам. Одной из главных было слишком далекое расстояние между двумя государствами, а также их полная независимость друг от друга. Русская церковь имела большое количество епископов, даже превышающее число, необходимое по канонам для отделения.

На момент приобретения Русской церковью статуса автокефальной уже две ей подобные были отсоединены. Это Сербская и Болгарская. На Руси тоже зрела эта необходимость, и толчком стало следующее событие. Последний греческий митрополит Исидор принял унию совместно с Римской церковью. Помимо этого, на собрании по выбору нового митрополита русский епископ в очередной раз не был избран.

Конечно, Исидора низложили, но все духовенство Константинополя приняло обязательства Флорентийского собора. Это и привело к тому, что в 1448 году впервые был избран митрополитом русский преемник Иона Рязанский. Это событие и является началом возникновения русской автокефалии.

Конечно, Русская и Греческая церкви не потеряли связь друг с другом. Это проявлялось в письмах, регулярных приездах в Москву. Такие отношения были по вкусу обеим сторонам.

Автономная церковь подчиняется материнской, а автокефалия нет

Автономная церковь — отличается от автокефалии. Она относительно самостоятельна, территориально удалена и тоже требует утверждения патриархом.

Но автономная церковь — это зависимая территориально-административная единица церкви.

Автономная церковь действует по указу патриарха материнской церкви. В этом указе прописаны ограничения её полномочий. Например, обычно автономия не может самостоятельно выбрать себе предстоятеля.

Герб автокефальной Грузинской православной церкви

Главная проблема для автономной церкви — это то, что для признания необходимо договориться с «церковью-матерью», а та редко приветствует подобные инициативы. Обычно материнская церковь пытается всячески сдержать церкви, стремящиеся к автономии и автокефалии.

Примеры автономных церквей:

  • Японская автономная церковь;
  • Китайская автономные церковь.

История возникновения праздника

Хануку по-другому называют «Праздником свечей», это один из важных еврейских праздников, отмечается он в память о чуде, произошедшем в Израиле. Иудея после смерти Александра Македонского, который правил ею долгое время и не вмешивался в религиозные аспекты жизни, побывала под властью разных правителей, пока ее не захватили Селевкиды. Пришедший тогда к власти диктатор Антиох Епифан стал проводить политику ущемления евреев: в его правление запретили изучать Тору, соблюдать традиции, разорили храмы, обставив их идолами.

Тогда народ поднял восстание, продлившееся три года. Еврейское сопротивление было малочисленно и неподготовлено, но это не помешало им одержать победу над греками, ведя скрытую борьбу. Власть Антиоха была свергнута, а иудеи доказали, что вера и сила духа важнее количества воинов. Но во время тянувшегося конфликта большинство их святыней были осквернены и разрушены.

После победы евреи поднялись на Храмовую гору, чтобы очистить и освятить оскверненный Иерусалимский Храм. Но в нем нашелся только один кувшин «чистого» масла для лампад. Столь малого количества масла хватило бы всего на день, но произошло чудо — лампада горела восемь дней. За это время верующие очистили Храм и приготовили новое масло.

И в память о произошедших событиях на протяжении долгого времени люди зажигают в эти дни свечи, выражая Господу благодарность за его помощь, поддержку и свершившееся чудо.

Кому предоставляется автокефалия

Главным условием предоставления автокефалии является волеизъявление большинства верующих, духовенства и правящего архиерея внутри одного государства или исторической территории получить самостоятельность от Поместной церкви (матери-Церкви). Право на отделение дается той Поместной Церковью, внутри которой происходит отделение. Автокефалия фиксируется грамотой – Томосом Церкви.

Четких и универсальных правил или списка критериев предоставления автокефалии нет. За время существования Православия автокефалия предоставлялась в самых различных исторических обстоятельствах. Поэтому определить общепринятые правила для всех случаев сложно. В июле 2021 года на Всеправославном соборе (Крит, Греция) была попытка урегулировать вопрос предоставления автокефалии, но прийти к единому мнению не удалось. Вопрос был заблокирован. Но участники Собора сошлись во мнении, что автокефалия возможна только с разрешения Поместной Церкви, к которой относится часть, желающая самостоятельности. При этом все Поместные Церкви должны признать автокефалию.

Автокефалия дает право самостоятельно избирать епископов. Другие Поместные Церкви не действуют на территории автокефальной Церкви. Все вопросы внутрицерковного порядка решаются без участия матери-Церкви, также могут быть изданы собственные уставы. Такая практика “самостоятельности” присутствовала с апостольских времен. Епископы обладали в своих городах и местностях всей полнотой церковной власти.

Создание «Православной церкви Украины»

15 декабря 2021 года в Киеве под руководством представителей Константинопольского патриарха и при непосредственном участии президента Украины Петра Порошенко собрался т. н. объединительный собор двух неканонических религиозных организаций: «Киевского патриархата» и «Украинской автокефальной православной церкви» (всего 190 человек, большинство — члены «Киевского патриархата»). Из числа 97 архиереев канонической УПЦ к раскольникам примкнули только двое — митрополиты Симеон (Шостацкий) и Александр (Драбинко). Позднее они были лишены сана и отстранены от управления епархиями решением Синода УПЦ. По итогам мероприятия Петр Порошенко объявил о создании в стране новой церковной структуры — «Православной церкви Украины» (ПЦУ). Она получила статус «автокефальной церкви» в составе Константинопольского патриархата. Ее возглавил «митрополит Киевский и всея Украины» Епифаний Думенко. Постоянными членами «синода» ПЦУ были объявлены Филарет Денисенко, Макарий Малетич и бывший митрополит Винницкий и Барский Симеон (Шостацкий). «Киевский патриархат» и УАПЦ заявили о своем самороспуске.

Заключение

Итак, мы разобрались, что значит автокефальная церковь, каковы ее отличия от других ей подобных. Также рассмотрели и иные направления, которые присутствуют в православии, различные непризнанные церкви, старообрядческие и некоторые секты. Из всего этого можно сделать вывод, что на самом деле существует множество направлений православного верования, которые образовались от нежелания подчиняться или вследствие богословских разногласий. Как бы там ни было, все это привело к тому, что множество верующих — не в лоне первоначальной Православной церкви.

Возможные последствия автокефалии

Чем это чревато для Украины и ее народа? Представим себе сценарий наиболее желательный для Госдепа, Варфоломея и украинских властей. Сими тремя УПЦ КП и УАПЦ, после их объединения,  признаны  «настоящей автокефальной украинской церковью». Вот только Христос их таковой по вышеуказанным каноническим причинам не признает, поэтому раскольники так и останутся раскольниками.

Если же при этом и каноническая УПЦ МП усилиями упомянутых трех политических фигур,  где  подкупом, где насилием  и репрессиями, будет уничтожена, то это будет духовной катастрофой  для  народа  Украины, который останется без истинной Церкви, но с одними лишь «ряженными под попов».

А это значит, что все совершаемые ими Таинства и требы церковные, начиная от крещений и заканчивая отпеваниями, будут недействительны. Что очень быстро почувствуют на себе все люди. Собственно, это уже и происходит в тех областях «самостийной», где особенно велико засилье раскольников.

К счастью, такой «убойный» сценарий дальнейших украинских церковных событий слишком  фантастичен.  Скорее всего, в той или иной степени будут реализованы два варианта.

Во-первых,  надо  сказать, что автокефалии добивались почти все президенты Украины,  начиная с  Л.Кравчука. И всегда до нынешнего дня все их усилия заканчивались ничем.  Отчего же?!  Очевидно,  что это дело неугодно Господу и Божией Матери (ср.Деян.5: 38-39).  Вполне возможно,  что и нынешние  потуги трех упомянутых политических сил закончатся ничем, и «гора опять родит мышь».

Ведь раскольникам из УПЦ КП и УАПЦ для получения вожделенного томаса сначала надо объединиться.  Что они никак не могут сделать уже 26 лет, ибо сему препятствует непомерное властолюбие Михаила Денисенко (бывший митрополит Филарет). Поэтому отнюдь неочевидно, что они сделают это в ближайшие дни.

Но если это (уже второй вариант) все-таки это произойдет,  томас  будет получен, то сие неминуемо  закончится репрессиями против канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Которая в лице своего Предстоятеля, Митрополита Онуфрия, полностью отказавшегося участвовать в  политических играх патриарха Варфоломея, заняла позицию исповедничества. Ибо за Пастырем пойдут и верные овцы, такие же исповедники, а, возможно, и мученики!

Во что это все на самом деле выльется, станет известно потом. Но уже сейчас ясно, что даже при самом худшем на человеческий взгляд развитии дальнейших событий, вопреки ожиданиям Госдепа, Церковь не ослабеет, а, наоборот, станет сильнее. Ибо созидается она на костях мучеников, «кровь которых – это семя христианства»!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector