Украинская православная церковь (московский патриархат) — ukrainian orthodox church (moscow patriarchate)

Жажда власти

3 мая 1990 года скончался Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Местоблюстителем Патриаршего Престола стал украинский экзарх Филарет. В православной среде стали распространяться слухи о несоответствии митрополита занимаемой должности. Поместный Собор РПЦ 7-8 июня 1990 года избрал нового Патриарха Московского и всея Руси. Им стал митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий Ридигер (1929-2008). Это «поражение» подтолкнуло митрополита Филарета добиваться максимальной степени автономии УПЦ.

С выходом Украины из состава СССР связан приход к власти националистически настроенного руководства. Одним из направлений деятельности властей был разрыв с Россией во всех сферах жизни, в том числе и церковной. Президент Украины Леонид Кравчук для укрепления новой власти желал независимой от Москвы Церкви. Для этого подходила самая влиятельная православная конфессия — Украинская Православная Церковь.

Митрополит Филарет по личным мотивам (избежать наказания за нарушения монашеских обетов) поддержал стремление властей добиться выхода из юрисдикции Москвы. В ноябре 1991 года от имени иерархов Украинской Церкви было направлено прошение Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II о даровании УПЦ автокефалии (независимости) с учреждением Киевского Патриархата.

Ситуация усложнялась нежеланием многих клириков, монашествующих и мирян оставлять лоно Московского Патриархата. В апреле 1992 года состоялся Архиерейский Собор, на котором рассматривался вопрос об автокефалии УПЦ. Однако в ходе дискуссии выяснилось о мизерном количестве поддерживающих данную идею иерархов. На лицо было давление со стороны украинских властей.

Был вынесен вопрос о несоответствии занимаемой должности митрополита Филарета с предложением «мирно уйти на покой». Экзарх Украинской Церкви на Кресте и Евангелие принес обещание собрать Собор УПЦ и избрать нового предстоятеля. По возвращении же на Киевскую кафедру от митрополита Филарета последовал отказ покинуть пост.

«Нет благодати Святого Духа и апостольской преемственности»

Иерей Александр Лапко, настоятель храма в  честь первосвященномученика Стефана, с. Чернятин, Винницкая обл.:

«Церковь в обществе не берет на себя какую-то отдельно взятую роль благотворительной организации или органа, оказывающего помощь. Церковь руководствуется Духом Святым и управляется через Святые Таинства.

Церковь является Телом Христа Спасителя, и главой Церкви есть Сам Иисус Христос, а мы – живые члены этого организма. Кроме того, в Церкви есть апостольская преемственность, и благодать была передана от Христа апостолам, а от апостолов – их ученикам, епископам и священникам, которые являются последователями.

Христос сказал: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». И еще: «И Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

По определению Вселенских Соборов, которые через апостольскую преемственность имеют благодать Святого Духа,  каждый, кто отвергается от единства Церкви через раскол, через непослушание вышестоящей иерархии, становится отлученным от единства Вселенской Церкви.

Украинская Православная Церковь является одной из 15 канонических Церквей. А кто выходит из единства со Вселенской Церковью, утрачивает полностью благодать Святого Духа, которая руководствует всем служением и совершением Таинств. Таинства утрачивают силу, потому что на них нет благодати. Поэтому богослужения раскольников – безблагодатные и кощунственные.

В этом и есть главное отличие т.н. “Киевского патриархата” от канонических церквей – у них нет благодати Святого Духа, и отсутствует апостольская преемственность. Это самое основное. Как будто бы видимо похоже на общецерковное служение – даже есть такие раскольничьи общины, в которых служат на церковнославянском, но поминают не Патриарха, а раскольничьих иерархов. Эти службы не являются действительными, каноническими, потому что эти церкви не находятся в общении со Вселенской Церковью. Есть Апостольские правила, которые эти понятия регулируют. Для рядового человека, который никогда не соприкасался с церковными законами, это может быть очень сложно.

Поэтому важно понимать, что есть Церковь каноническая, законно унаследованная от Христа Спасителя, а есть церкви, ставшие на путь раскола и несогласия»

Архиереи

  • Свт. Михаил I (988 — 992)
  • Леон (?)
  • Феофилакт (988 — до 1018)
  • Иоанн I (до 1018 — ок. 1030)
  • Феопемпт (1035 — 1040-е)
  • Кирилл I (упом. 1050)
  • Свт. Иларион Русин (1051 — до 1055)
  • Ефрем (ок. 1055 — ок. 1065)
  • Георгий (ок. 1065 — ок. 1076)
  • Свт. Иоанн II (1076/1077 — 1089)
  • Иоанн III (1090 — 1091)
  • Николай (упом. 1097 — 1101)
  • Никифор I (1104 — 1121)
  • Никита (1122 — 1126)
  • Михаил II (I) (1130 — 1145/1146)
  • Онуфрий Черниговский (1145 — 1147) в/у

Климент Смолятич (1147 — 1159)
Свт. Константин I (1155 — 1159)
Феодор (1160 — 1161/1162)
Иоанн IV (1163 — 1166)
Константин II (упом. 1167 — 1169)
Михаил III (II) (1170 — ?)
Никифор II (упом. 1183 — 1198)

,

Матфей (ранее 1210 — 1220)
Кирилл II (1224 — 1233)
Иосиф (1236 — 1240)

Киевские митрополиты Ордынско-Литовского периода

  • Кирилл III (поставлен до 1242/1243, рукоположен ок. 1246/1247, на Руси упом. 1250 — 1281)
  • Свт. Максим (1283 — 6 декабря 1305) в Киеве, в странствиях, с 1299/1303 во Владимире-на-Клязьме
  • Свт. Петр (июнь 1308 — 21 декабря 1326) в Киеве, с 1309 во Владимире-на-Клязьме, с 1325 в Москве
  • ? Свт. Прохор (декабрь 1326 — 1328) в/у, еп. Ростовский в Москве

Свт. Феогност (1328 — 11 марта 1353) в Москве
Свт. Алексий (Бяконт) (1354 — 12 февраля 1378) в Москве
Свт. Киприан (Цамблак) (1375 — 16 сентября 1406) в Киеве, с 1381 в Москве, с 1382 в Киеве, с 1390 в Москве

Михаил IV (Митяй) (1378 — 1379) наречён

Пимен Грек (рукоположен в 1380, принят в 1382, низложен 1384/1385) в Москве
Свт. Дионисий (1384 — 15 октября 1385) заточён в Литве
Свт. Фотий (2 сентября 1408 — 1431) в Киеве, с 1410 в Москве

Григорий (Цамблак) (15 ноября 1415 — ок. 1420) в Вильне
Герасим (1 сентября 1432-нач. 1433 — 26 июля 1435) в Смоленске
Исидор Униат (1436 — 1439) в Москве

Свт. Иона (1442/1443 — 15 декабря 1448) наречён

Свт. Иона (15 декабря 1448 — 31 марта 1461) в Москве

далее именуются Московскими и всея России (Руссии) (см.)

Киевские митрополиты Западной Руси (Киево-Литовские)

  • Григорий Болгарин (ок. 1470 — нач. 1474)
  • Мисаил (Соколинский-Бабич) (1474 — 1480)
  • Спиридон Сатана (15 сентября 1475 — ? (+ нач. 1500-х)) принят не был, провел жизнь в заточении
  • Симеон (упом. 1481 — 1488)
  • Иона (Глезна) (упом. 1492)
  • Сщмч. Макарий I (1495 — 1497)
  • Иосиф (Болгаринович) (30 мая 1498 — 1 мая 1500) в/у

Иосиф (Болгаринович) (1 мая 1500 — 1503)
Иона II (1503 — 1507)

Иосиф (Солтан) (1507 — март 1509) в/у

Иосиф (Солтан) (март 1509 — 1521)
Иосиф (Русин) (1523 — 1534)

Макарий (Москвитянин) (1 марта 1534 — 9 апреля 1535) в/у

Макарий (Москвитянин) (9 апреля 1535 — 1555)
Сильвестр (Белькевич) (упом. 1556 — 1567)
Иона (Протасович-Островский) (1568 — 1576)
Илия (Куча) (23 сентября 1577 — 1579)
Онисифор (Девочка) (1579 — 1589)
Михаил (Рогоза) (1589 — 1596)

1596 — 1620 — отпала в унию

Иов (Борецкий) (1620 — 1631)
Исаия (Копинский-Борисович) (20 июля 1631 — 1633/5 октября 1640)
Свт. Петр (Могила) (28 апреля 1633 — 31 декабря 1646)
Сильвестр (Коссов) (1647 — 1657)

Лазарь (Баранович) (1657) местоблюститель, еп. Черниговский

Дионисий (Балабан-Тукальский) (1658 — 1663)

Лазарь (Баранович), 2-й раз (1659 — 1661) местоблюститель, еп. Черниговский

Иосиф (Нелюбович-Тукальский) (1663 — 1676)
Антоний (Винницкий) (9 ноября (24 ноября) 1663 — 26 ноября 1679)

  • Лазарь (Баранович), 3-й раз (1679 — 1685) местоблюститель, архиеп. Черниговский
  • Свт. Феодосий (Полоницкий-Углицкий) (1679 — 1685) наместник местоблюстителя

Викарные епархии

  • Викариатства г. Киева:
    • Восточное
    • Северное
    • Южное
  • Барышевская
  • Белогородская
  • Белоцерковская (ныне самостоятельная)
  • Бориспольская (ныне самостоятельная)
  • Бородянская
  • Боярская (недейств.)
  • Броварская (недейств.)
  • Бучанская
  • Васильковская
  • Вишневская
  • Ворзельская
  • Вышгородская
  • Городницкая
  • Гостомельская
  • Иванковская
  • Ирпенская
  • Каневская (недейств.)
  • Макаровская
  • Новоград-Волынская (недейств.)
  • Обуховская
  • Переяслав-Хмельницкая
  • Почаевская
  • Путивльская
  • Сквирская (недейств.)
  • Таращанская (недейств.)
  • Уманская (ныне самостоятельная)
  • Фастовская
  • Черкасская (ныне самостоятельная)
  • Чигиринская (недейств.)
  • Яготинская
Киевская епархия на карте Киевской области в границах 1994-2013 гг.

Откуда взялись Киевский и Московский патриархаты?

Из амбиций. Из-за которых руководители УПЦ не смогли договориться после провозглашения Украиной независимости. В 1991 году, после провозглашения независимости Украины, по инициативе тогдашнего главы УПЦ митрополита Филарета собрали Поместный собор УПЦ, который обратился к патриарху Московскому и всея Руси с просьбой «подарить УПЦ полную каноническую самостоятельность, то есть автокефалию».

Годом позже Московский патриарх отказался предоставить автокефалию «на этом историческим этапе». Тогда же митрополита Филарета призвали покинуть пост главы УПЦ по обвинению в ведении аморального образа жизни и недостойном поведении. Филарет ответил согласием, но, вернувшись в Киев, отказался от своего обещания. Сказал, что дал его под сильным давлением и шквалом критики. Он настоял, что УПЦ должен возглавлять именно он. После этого ряд епископов УПЦ выразил недоверие Филарету.

Глава УПЦ КП митрополит Филарет

В мае 1992-го Синод РПЦ устранил Филарета. Параллельно в Харькове состоялся Собор епископов УПЦ, где председателем избрали митрополита УПЦ Владимира (занимал эту должность до самой смерти в 2014 году). Филарет не участвовал в этом соборе и не признал его легитимности, поскольку тот прошел без его согласия как предстоятеля УПЦ.

Руководитель проекта открытого православного университета Святой Софии, протоиерей Георгий Коваленко объяснил:

«Вопрос раскола – к участникам событий. На самом деле, это – ответственность тех людей, которые возглавляли церковь в начале 1990-х. У них возникли какие-то проблемы, которые привели к разделению православного сообщества. С другой стороны, это разделение не так глубоко прошло … Треть людей в Украине говорит, что они просто православные и не рецепиируют этого разделения. Решение этого, мне кажется, не в прошлом – кто от кого отделился, а в том, каким будет основание для будущего».

В июне 1992 года митрополит Филарет организовал в Киеве собственный Всеукраинский православный собор, на котором часть УПЦ (лояльная к Филарету) объединилась с частью УАПЦ в единую структуру – Украинскую православную церковь Киевского патриархата. В конце концов, из-за ряда внутренних конфликтов УАПЦ избрала своего настоятеля, а УПЦ КП – своего. Церкви затем несколько раз пытались договориться об объединении, но безуспешно. Все это сопровождалось конфликтами из-за имущества, церкви и сферы влияния между всеми участниками страны. Между тем на главу УПЦ КП успели наложить анафему.

Отрывок, характеризующий Ивано-Франковская епархия УПЦ КП

При свете искр Болховитинов увидел молодое лицо Щербинина со свечой и в переднем углу еще спящего человека. Это был Коновницын. Когда сначала синим и потом красным пламенем загорелись серники о трут, Щербинин зажег сальную свечку, с подсвечника которой побежали обгладывавшие ее прусаки, и осмотрел вестника. Болховитинов был весь в грязи и, рукавом обтираясь, размазывал себе лицо. – Да кто доносит? – сказал Щербинин, взяв конверт. – Известие верное, – сказал Болховитинов. – И пленные, и казаки, и лазутчики – все единогласно показывают одно и то же. – Нечего делать, надо будить, – сказал Щербинин, вставая и подходя к человеку в ночном колпаке, укрытому шинелью. – Петр Петрович! – проговорил он. Коновницын не шевелился. – В главный штаб! – проговорил он, улыбнувшись, зная, что эти слова наверное разбудят его. И действительно, голова в ночном колпаке поднялась тотчас же. На красивом, твердом лице Коновницына, с лихорадочно воспаленными щеками, на мгновение оставалось еще выражение далеких от настоящего положения мечтаний сна, но потом вдруг он вздрогнул: лицо его приняло обычно спокойное и твердое выражение. – Ну, что такое? От кого? – неторопливо, но тотчас же спросил он, мигая от света. Слушая донесение офицера, Коновницын распечатал и прочел. Едва прочтя, он опустил ноги в шерстяных чулках на земляной пол и стал обуваться. Потом снял колпак и, причесав виски, надел фуражку. – Ты скоро доехал? Пойдем к светлейшему

Коновницын тотчас понял, что привезенное известие имело большую важность и что нельзя медлить. Хорошо ли, дурно ли это было, он не думал и не спрашивал себя

Его это не интересовало. На все дело войны он смотрел не умом, не рассуждением, а чем то другим. В душе его было глубокое, невысказанное убеждение, что все будет хорошо; но что этому верить не надо, и тем более не надо говорить этого, а надо делать только свое дело. И это свое дело он делал, отдавая ему все свои силы.

Администрация

Перед первым прекращением существования:

Епархии

  • Винница
  • Волынь
  • Владимир-Волынский
  • Днепропетровск
  • Донецк
  • Дрогобыч — Самбор
  • Житомир
  • Закарпатье
  • Запорожье
  • Ивано-Франковск
  • Киев
  • Кировоград
  • Кицман
  • Коломыя
  • Крым
  • Луганск
  • Львов
  • Николаев
  • Одесса
  • Переяслав
  • Полтава
  • Ровно
  • Сумы
  • Тернополь — Бучач
  • Тернополь — Теребовля
  • Харьков
  • Херсон
  • Хмельницкий
  • Черкассы
  • Черновцы
  • Чернигов
  • Белгород
  • Богородск
  • Деканат из Германии
  • Париж
  • Восточная Молдавия

Экзархаты и викариаты

  • Экзархат в Греции
  • Украинский православный викарат УПЦ КП в США и Канаде
  • Викариат в Австралии
  • Европейский экзархат
  • Русский экзархат

Томос из Стамбула

Нынешняя попытка раскола является для Филарета (в миру Михаил Денисенко) уже второй в его жизни. В 1992 году он с частью клира покинул Русскую православную церковь, за что был отлучен от церкви и предан анафеме. Именно тогда Денисенко создал Киевский патриархат.

Долгие годы религиозный деятель боролся за признание КП в церковном мире. Активно лоббировал предоставление автокефалии триумфатор первого украинского майдана Виктор Ющенко. Известно, что в 2008 году ему удалось договориться с Константинопольским патриархом Варфоломеем о предоставлении томоса. В последний момент процедуру отменили из-за нежелания Филарета расставаться с присвоенным им самому себе титулом патриарха.

Украина-Церковь-2

Документ (томос), содержащий решение Священного синода Вселенского патриархата о предоставлении автокефалии Украинской православной церкви

Фото: РИА Новости

С новой силой церковный вопрос встал на Украине накануне президентских выборов 2019 года. Действовавший президент Петр Порошенко сделал националистическую риторику основой избирательной кампании. С помощью административного ресурса ему удалось добиться объединения Киевского патриархата и еще одной неканонической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). В ходе этого слияния как раз и была образована Православная церковь Украины.

В январе Варфоломей в Стамбуле вручил представителям ПЦУ томос. Украинские религиозные деятели получили, правда, не совсем то, что хотели. ПЦУ стала не самостоятельной церковью, а митрополией Константинопольского патриархата. Варфоломей получил в свое распоряжение один из красивейших храмов Киева — Андреевскую церковь. А кроме того, и право распоряжаться всеми зарубежными приходами КП и УАПЦ.

С оглядкой на Константинополь

Теперь ситуация запуталась окончательно. По данным единого реестра юридических лиц, Киевский патриархат до сих пор существует. Юрлицо даже не находится в стадии ликвидации. При этом в министерстве культуры заявляют, что религиозное объединение прекратило деятельность в декабре прошлого года.

Глава ПЦУ Епифаний в беседе с журналистами признал конфликт с Филаретом. По его словам, восстановление КП будет означать отзыв Константинопольским патриархатом томоса. «Говорить сейчас о каком-то возврате неуместно. Мы должны говорить о нашем будущем, о нашем единстве. Потому что в будущем мы должны еще многое сделать для того, чтобы эта церковь была признана со стороны других поместных православных церквей», — подчеркнул Епифаний.

Украина-Церковь-4

Фото: РИА Новости

С уверенностью говорить о расколе в ПЦУ пока рано. Украинские церковные иерархи могут играть согласованную партию для давления на Константинополь. Конечная цель в таком случае — расширение полномочий под угрозой распада митрополии. К тому же на нынешнем этапе позиции ПЦУ выглядят предпочтительнее. Известно, что приехать на «братскую беседу» к Филарету согласились лишь четверо из более 60 епископов ПЦУ.

Однако способности Филарета в борьбе за власть недооценивать не стоит. Он известен как жесткий, авторитарный, опытный управленец. Киевский патриархат является крупнейшей составной частью ПЦУ, имеет устойчивую структуру, некоторое количество искренних прихожан. ПЦУ же создавалась под выборы и при непосредственной поддержке президента Порошенко. С его уходом с поста главы государства церковное образование может лишиться высокого покровительства. В таких условиях новое переформатирование религиозных структур кажется вполне вероятным.

Статистика

В Киевском Патриархате было 44 процента православных христиан, против 12,8 процента в УПЦ Московского Патриархата. Хотя Русская Православная Церковь в Украине (УПЦ МП) имеет вдвое больше приходов, УПЦ КП насчитывает в три раза больше прихожан. В первом случае в 2016 году было 38 процентов всех православных и 25 процентов населения, а у русских православных — 23 процента православных и 15 процентов населения. У УПЦ КП было 34 епархии по всему миру и более 5100 приходов в Украине. Его викариат в Соединенных Штатах состоял из 15 приходов, с главным собором Святого Андрея в Блумингдейле, штат Иллинойс . У церкви было шесть приходов в Австралии и более 40 в Западной Европе . Заявление российского правительства о негативном влиянии на Московский Патриархат и заявления о том, что оно использует Патриархат в качестве «инструмента влияния на Украину», привело к возобновлению в апреле 2018 года кампании по признанию независимой Украинской православной церкви, которая, по словам президента Украины Петра Порошенко , поможет «устранить внутренние раздоры и конфликты внутри государства».

Приверженцы УПЦ КП на Украине, за исключением Крыма и сепаратистских территорий Донбасса :

Дата Процент Источник
Май – июнь 2016 г. 33
Июнь – июль 2017 г. 44
Май – июнь 2018 г. 36

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕФрона:
    • — Василенко, Ник., «Митрополиты русские»
    • — Василенко, Ник., «Митрополиты юго-западной Руси»

  Название русской земли, на которую распространялась духовная власть Киевских владык, в разное время приводилось в их титулах как «Россия,» «Руссия,» «Русь.»

  Бурега, В. В., «Присоединение Киевской Митрополии к Московскому Патриархату: Как это было,» 6 августа 2008, , Цит. по: Полонська-Василенко, Н., Iсторiя України: У 2 т., т. 2: Вiд середини XVII столiття до 1923 року, Київ, 1992, 194.

  Алатарцева, Ирина, сост., «Святитель Петр Могила. Из «Летописи Голосеевской пустыни»,» портал Русское воскресение,

  В 1155-1158 был изгнан из Киева, признан не во всех епархиях.

  Рукоположен в 1155, прибыл в Киев в 1156, признан не во всех епархиях

  Имена Дионисия и Гавриила начиная с XV-XVI вв. встречаются в списках митрополитов между Никифором и Матфеем Оба древнейших каталога митрополитов имеют новгородское происхождение: один восходит к 20-м годам XV в. и знает только Дионисия; второй датируется серединой XV в. и включает уже и имя Гавриила. Не говоря об оправданности паузы между смертью Никифора II и поставлением Матфея, традицию, донесшую до нас оба имени, надо признать недостоверной

Возникновение имени Дионисия между Никифором II и Матфеем очень легко объяснить, если принять во внимание метод составления каталога: составитель попросту выискивал имя следующего митрополита в различных летописях. И вот в одной из них он обнаружил под 1210 годом митрополита Дионисия (см

Типографскую летопись: ПСРЛ. Пг 1921 Т. 24. С. 85), где он упомянут в том же контексте, что и Матфей в других летописях; следовательно, упоминание Дионисия объясняется ошибкой переписчика. Сложнее объяснить появление имени Гавриила во втором каталоге, но и здесь причина кроется в дополнениях, внесенных составителем каталога, не удовлетворившегося данными летописей и расширившего список за счет имен, которые он нашел в других документах. В одном из них ему, должно быть, и встретилось имя какого-то митрополита Гавриила (такое имя носил, например, третий галич-ский митрополит в первой половине XIV в.). Ясно, что составитель легко мог принять галичского митрополита за киевского, хотя и не совсем понятно, почему в каталоге он отнесен ко времени, примерно на сто лет более раннему. Возможно, в середине XV в. последовательность митрополитов XIV в. была настолько хорошо известна что составителю пришлось искать свободное место для Гавриила в предыдущем столетии. — Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко —

  По другим данным — с 1200.

«У них совершенно другая точка зрения»

Арина Контонистова, журналист, прихожанка храма в честь Иоанна Кронштадтского, Винница:

«Была семья и она раскололась. Кто-то ушел в другую сторону, говорит те же молитвы, но думает совершенно иначе.  Но Бог есть любовь, и все должны помириться. Произошел раскол: они молитвы читают на украинском языке, у них совершенно другая точка зрения по поводу сегодняшних событий в Украине. Они за Европу, они за то, что все виноваты. В наших храмах не благословляли ходить на Майдан, а там – наоборот – прямо все Майданом жили.  

И моя точка зрения: если есть спор, значит обе стороны что-то сделали не так. По поводу раскола мне много раз рассказывали с нашей стороны, но я никогда не могу эту суть запомнить, причину этого всего. Вроде бы Филарет захотел создать Украинскую церковь, а ему не дали. И не одна из Поместных Православных Церквей в мире “Киевский патриархат” не признала. Но для меня самое главное, когда все люди живут мирно, дружно и плодотворно».

«Сделали ложь началом бытия»

Константинополь также дал понять, что выступает против назначения Филарета главой ПЦУ. Считалось, что нового главу украинской церкви легче воспримут представители других поместных церквей, а также верующие, священники и архиереи УПЦ Московского патриархата. Ни того, ни другого, впрочем, не случилось и с учеником «патриарха» Епифанием. ПЦУ до сих пор не признала ни одна поместная православная церковь, а подавляющее большинство верующих, священнослужителей и архиереев УПЦ отказались куда-либо переходить.

В самой ПЦУ Епифаний поначалу воспринимался как креатура Денисенко. Предполагалось, что молодой священник займется внешнецерковными связями, а старый оставит за собой внутреннее управление. Очень быстро, однако, команда молодых епископов при поддержке Порошенко стала «отжимать» Филарета и его ставленников от рычагов влияния. Порошенко с помощью админресурса удавалось погасить конфликты. На поверхность противостояние вышло во время президентских выборов.

Украина-Церковь-3

Президент Украины Петр Порошенко поздравляет митрополита Епифания с избранием новым представителем Украинской православной церкви

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Pavlo Gonchar

Первые публичные свидетельства накопившихся противоречий прозвучали сразу после первого тура выборов в начале апреля. Наиболее четко претензии обозначил митрополит ПЦУ Иоасаф (Шибаев). В пространной публикации он указал, что архиереев на «объединительном соборе» обманом принудили голосовать за Епифания. Их якобы убеждали, что Филарет и Епифаний будут совместно управлять ПЦУ. «Церковь направили по какому-то лживому пути, сделали ложь началом ее бытия», — сокрушался он.

Литература

  • Макарий, митр. История Русской Церкви.
  • Лохвицкий, «Очерк церковной организации в древней Руси,» Русский Вестник, 1857.
  • Голубинский, История Русской Церкви.
  • Неволин, Образование управления в России от Иоанна III до Петра Великого, (Собрание Сочинений).
  • Сергеевич, В. И., Русские юридические древности, т. II, вып. 2.
  • Каптерев, Светские архиерейские чиновники в древней Руси.
  • Знаменский, Руководство к русской церковной истории.
  • Розанов, История московского епархиального управления.
  • Кедров, Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого.
  • Суворов, Н. С., Курс церковного права, Ярославль, 1890.

Приматы

Патриарх Филарет с Президентом Украины Петром Порошенко , 21 октября 2018 г.

После увольнения в 1992 году Archhierarch Синоде Украинской Православной Церкви, Украинской Митрополит Филарет создал Украинскую Православную Церковь — Киевский Патриархат (УПЦ-КП) под Патриарха Мстислава в Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ). Мстислав никогда не одобрял объединение УАПЦ и УПЦ КП.

Патриарх Мстислав (Степан Иванович Скрипник) был Патриархом Киевским и всея Руси-Украины и предстоятелем Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) и Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) с 1991 по 1993 год. После смерти Мстислава в 1993 году. временная уния прекратилась, и Украинская православная церковь — Киевский патриархат и Украинская автокефальная православная церковь отделились. Предстоятели Украинской Православной Церкви — Киевского Патриархата продолжали носить титул патриарха:

  • Патриарх Владимир (Володомир Романюк) (1993–1995)
  • Патриарх Филарет (Филарет Денисенко), (1995–2018, 2019 – настоящее время)

20 октября 2018 года УПЦ КП изменила титул своего предстоятеля на «Святейший и Блаженнейший (имя), архиепископ и митрополит Киевский — Мать городов Руси и Галицкого , Патриарх Всея Руси-Украины , Святейший архимандрит г. Свято-Успенская Киево-Печерская и Почаевская Лавры ». Сокращенная форма — «Святейший (имя) Патриарх Киевский и всея Руси-Украины», а форма межцерковных отношений — «Архиепископ, митрополит Киевский и всея Руси-Украины». Митрополит Иларион назвал присвоение титула «фарсом».

Томос о предоставлении автокефалии УПЦ: что это значит для Украины


Фото: Патриарх Филарет (РБК-Украина)До настоящего времени в Украине действовала только одна каноническая Украинская православная церковь Московского патриархата

Процедура предоставления Томоса об автокефалии УПЦ продолжается. Украина уже получила положительное решение о создании единой поместной православной церкви. Кроме того, Константинополь снял анафему с патриарха Филарета, предстоятеля УПЦ КП. Как украинская православная церковь шла к независимости, что такое Томос и что для Украины значит получение этого документа — в материале РБК-Украина.

Сегодня, 11 октября, по итогам заседание Синода было объявлено о том, что Константинополь продлевает процедуру предоставления автокефалии украинской церкви. Согласно решению, Вселенский патриархат приступает к процедуре предоставления Томоса Украине.

Фото: решение Синода (facebook.com/xomenko)

Что значит Томос для Украины

Важнейшим церковным документом является Томос. Он выдается по указу Вселенского патриарха и предоставляет церкви автономию либо автокефалию. В случае с украинской православной церковью получение Томоса означает полную независимость УПЦ от других церквей и ее самостоятельность.

Оставаясь частью Вселенской православной церкви, автокефальная церковь имеет полное самоуправление. УПЦ получает право избрания предстоятеля, может издавать уставы, канонизировать святых, составлять чинопоследования, песнопения.

Автокефалия УПЦ: как развивались события

До настоящего времени в Украине действовала только одна каноническая Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП). УПЦ Киевского патриархата и Украинская православная автокефальная церковь не были признаны.

Весной 2020 года президент Украины Петр Порошенко обратился к Вселенскому патриарху Варфоломею с просьбой о предоставлении Томоса УПЦ и достиг соглашения по данному вопросу.

Позднее создание единой православной церкви в Украине поддержала Верховная Рада. 268 народных депутатов проголосовали за постановление о поддержке обращения президента к Константинопольскому патриарху.

Реакция Московского патриархата на получение УПЦ Томоса

Церковь Московского патриархата выступила с критикой действий украинской власти и расценила просьбу о предоставлении Томоса к Вселенскому патриарху, как вмешательство государства в дела церкви.

В УПЦ МП заявили, что исключают признание автокефалии Украины. Действия Константинополя назвали незаконными и не каноничными. Также в церкви Московского патриархата пригрозили протестами в случае, если после предоставления Томоса УПЦ МП обяжут сменить название.

В то же время, на собрании иерархов Вселенского патриархата в Стамбуле постановили, что для получения Украиной Томоса не обязательно согласие других церквей.

По установленным правилам, решение о Томосе обсуждается коллегиально всеми членами Синода, однако позиция Вселенского патриарха остается ключевой. Константинопольский патриарх обладает исключительным правом предоставлять автокефалию православным церквям, начиная с России еще в 16-м веке.

Украинский вопрос о Томосе на Синоде Вселенского патриархата

Синод по вопросу автокефалии для УПЦ начался в Стамбуле 9 октября. Предварительно были назначены экзархи – специальные послы Вселенского патриарха.

Архиепископ Даниил и епископ Илларион посетили Украину, встретились с представителями церковной и государственной власти. На Синоде экзархи предоставили отчет. Архиепископ Даниил заявил, что Украина уже давно была готова рассматривать вопрос об объединении церкви.

Томос для Украины вступает в юридическую силу с момента его объявления и может быть отменен только по решению Синода Вселенского патриархата. Объединение церкви будет зафиксировано на Соборе, который созовут в Украине сразу после получения Томоса.

Предстоятель УПЦ КП Филарет рассказал, что по результатам голосования Объединительного Собора поместная автокефальная православная церковь получит нового главу. Среди участников Собора — 41 архиерей Киевского патриархата, 12 архиереев Автокефальной церкви и 10 архиереев Московского патриархата.

Читайте нас в Google News и подписывайтесь

Отправить новость другу

Монастыри

  • Голосеевская Покровская пустынь (мужская)
  • Киевский Благовещенский в Бортничах (мужской)
  • Киевский Богородице-Рождественский на Церковщине (мужской)
  • Киевский Введенский (мужской)
  • Киевский Вознесенский Флоровский (женский)
  • Киевский Десятинный (мужской)
  • Киевский Зверинецкий (мужской)
  • Киевский Пантелеимоновский в Феофании (женский)
  • Киевский Покровский (женский)
  • Киевский Троицкий Ионинский (мужской)
  • Китаевская Троицкая пустынь (мужская)

Ранее подчинённые епархии

Межигорский Преображенский (мужской, ныне в пределах Бориспольской епархии)

Также на территории епархии — ставропигиальная мужская Киево-Печерская Лавра

Популярное за 7 дней

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector