Организация восточной православной церкви — eastern orthodox church organization

Содержание

Заголовки для www.ripc.info

Веб-сервер

Информация о дата-центре
Время загрузки веб-сервера составляет 0.44 секунды
ROSNIIROS Russian Institute for Public Networks
AS25535 Autonomous Non-commercial Organization ‘Regional Network Information Center’
Moscow
Moscow City
Russian Federation
55.7522, 37.6156
Серверами доменных имён являются ns27.domaincontrol.com (216.69.185.14), ns28.domaincontrol.com (208.109.255.14). ИП адрес сайта 195.208.3.31
ИП: 195.208.3.31
Тип сервера: nginx/1.10.1 (Rucenter)
Кодировка: UTF-8
ПИНГ www.ripc.info (195.208.3.31) Размер пакета составляет 30 байт.
30 байт для 195.208.3.31: seq_num=1 TTL=65 46.8 мс
30 байт для 195.208.3.31: seq_num=2 TTL=65 47.4 мс
30 байт для 195.208.3.31: seq_num=3 TTL=65 48.3 мс
— www.ripc.info результаты пинга —
4 запроса отправлено, 4 пакета получено, 0 потеряно (0% потерь)
Средний пинг до сервера составляет 35.6 мс, и среднее время загрузки сайта 0.44 секунды.
Конфигурация веб-сервера
Контроль кеша: max-age=0
Язык: ru
Длинна содержания: 20220
Тип содержания: text/html; charset=utf-8
Дата: Fri, 31 Mar 2017 03:16:38 GMT
Истекает срок: Fri, 31 Mar 2017 03:16:38 GMT
Веб-сервер: nginx/1.10.1 (Rucenter)
Х-поддержка: PHP/5.5.38
П3П:
Добавление куки:
Разное:
Е-тэг:
Содержание MD5:
Штифты открытого ключа:

Данные являются приблизительными*
Последнее обновление: 05.04.2017 21:36:14

История возникновения термина [ править ]

В 1920-е годы в России, Греции и некоторых других традиционно православных странах произошли церковные расколы, хотя и по разным причинам.

Основной причиной раскола в Русской Церкви стала декларируемая лояльность атеистической советской власти, так называемое «сергианство», а в Греческой, Болгарской и Румынской — переход на новоюлианский календарь, воспринятые некоторыми верующими как отступление от православия.

Та часть православного клира и мирян, которая не приняла этих новшеств, стала называть себя истинно-православными христианами (ИПХ), а свои организационные структуры, соответственно, Истинно-Православной церковью.

Таким образом в конце 1920-х годов возник термин «ИПЦ», в Греции также используется название «старостильная церковь».

История

Хронология основных греческих старостильников и истинно-православных церквей

Происхождение некоторых Русских Истинно Православных Церквей

Хронология основных Истинно-Православных Церквей, вышедших из Сербской Православной Церкви

Большинство истинно православных христиан придерживаются взглядов на историю с апостольской эпохи до 1920-х годов, практически идентичных прочтению основной православной церкви . Истинные православные христиане добавили дополнительное слово «Истинный», чтобы отличить себя от тех, кто, по их мнению, отказался от православного учения после этого периода. (Термин ортодоксия , от греческого ὀρθοδοξία, ортодоксия , уже означает «правильная вера» или «правильное мнение».)

Из-за позднего ухода Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) в союз с Московским Патриархатом на основании Акта о каноническом общении с Московским Патриархатом , некоторые юрисдикции прославляют святых, которые до сих пор пользуются большим уважением среди основных православных, таких как Св. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский († 1966 г.) и святой Филарет Нью-Йоркский († 1985 г.).

Доктрина

Как и основные восточно-православные христиане, истинные православные остаются халкидонистами в своей христологии и признают доктринальный авторитет Семи Вселенских соборов Церкви . Однако они категорически отвергают экуменическое движение и считают большинство экуменических диалогов, таких как диалоги с нехалкидонцами и католиками , недействительными и неприемлемыми, ссылаясь на канонические запреты на совместную молитву.

Тем не менее считается, что Истинные Православные Церкви имеют определенные характерные взгляды и позиции, отличные от Восточной Православной Церкви:

  1. Они отвергают Вселенский Патриархат Константинополя , Московский Патриархат и те Церкви, которые с ними общаются, обвиняя их в ереси и подчиняясь епископам, которые поступают так же.
  2. Они используют исключительно старый юлианский литургический календарь и осуждают пересмотренный юлианский календарь как своенравное, латинизирующее нововведение.

Среди тех , удовлетворяющих этим двух характеристик, есть исторически оспаривали требование о том , что они считают , что Таинства Вселенского Патриархата и Московский Патриархата быть недействительными и неэффективны для спасения . Истинно-православные по большей части отвергают такое общение, отвергая то, что они называют «экуменизмом» (имея в виду, по сути, теорией ответвления ) и «сергианством» (названным в честь митрополита Сергия ) как ереси; многие Истинно-Православные Церкви добавили эти якобы ереси к анафемам в Воскресенье Православия .

В настоящее время меньше споров по вопросу отказа от официальных загадок. Однако исторически этот вопрос был источником разногласий. Вопрос о том, являются ли Вселенский Патриархат и Московский Патриархат безблагодатными или просто ошибочными, сохраняется до сих пор из-за различий в политике крещения и миропомощи (официальной и неофициальной) среди Истинно-Православных Церквей.

Трафик

Страна Место в странах Посетители % Просмотры страниц %
Россия, Украина, Казахстан, Германия, Индия, Белоруссия, США являются самыми популярными странами.
Россия 227053 72.54% 70.98%
Украина 2132922 2.52% 2.34%
Казахстан 2904166 1.08% 1.13%
Германия 7070160 1.24% 0.97%
Индия 9364014 1.08% 0.81%
Белоруссия 9601593 1.07% 0.97%
США 9818879 0.76% 0.86%
Средняя статистика за последние 3 месяца
Место в мире 4,497,743 -280,659
Месячная посещяемость 2,070 6.24%
Позиция по месячной посещаемости 4,484,162 -279,812
Просмотры страниц в месяц 16,230 4.2%
Позиция по просмотрам страниц 3,278,731 -137,707
Просмотров страниц 1 посетителем 7.85

Обновленцы

Еще их называли “живоцерковники” или Живая Церковь, – церковное движение, которое было возведено большевиками в статус официальной православной церкви в 1920-е годы, чтобы расколоть и ослабить российское православие. Обновленцы создали Высшее Церковное Управление (ВЦУ), и в 1922 году оно было признано в качестве единственной каноничной церковной власти тремя епископами (одним из них был митрополит Сергий Страгородский). При этом с точки зрения церковной обновленцы постоянно нарушали и фактически от Церкви сами себя отделили.

Обновленческому расколу противостоял патриарх Тихон, за что он и его приверженцы, “тихоновцы”, стали подвергаться гонениям со стороны властей. Потом советская власть разочаровалась в обновленческом проекте как инструменте подчинения себе православной церкви и пошла по другому пути – включения уже самой “тихоновской” церкви в государственную машину. На этом этапе власти сначала попытались заставить патриарха Тихона пойти на сотрудничество и выступить перед верующими в поддержку коммунистического государства. Тихон действительно пользовался безусловным авторитетом — став первым патриархом после двухсотлетнего синодального периода, он был с момента своего избрания в 1918 году символом свободы и возрождения Российской Церкви в XX веке. Патриарх Тихон не согласился на компромисс с коммунистами, но после его смерти в 1925 г. они нашли более сговорчивого кандидата в лице митрополита Сергия.

Непризнанные церкви

Хронология основных непризнанных и Истинно Православных Церквей, вышедших из Сербской Православной Церкви

Хронология основных непризнанных и Истинно-Православных Церквей, вышедших из Русской Православной Церкви

Истинно православный

Это церкви, которые с 1920-х годов отделились от основного сообщества по вопросам экуменизма и календарной реформы . Из — за того , что эти церкви воспринимают как ошибки модернизма и теорию ветвей (которые они называют «экуменизм») в основном православии, они воздерживаются от сослужения о Божественной Литургии с мейнстрят православные, сохраняя при этом , что они остаются полностью в пределах канонические границы Церкви: т. е. исповедание восточно-православной веры, сохранение законной апостольской преемственности и существование в общинах с исторической преемственностью.

Церквами, которые следуют за Истинным Православием, являются:

  • Старостильная Болгарская Православная Церковь
  • Румынская Православная Церковь Старого Календаря
  • Сербская Истинная Православная Церковь
  • Русская Истинно Православная Церковь (Лазарь Журбенко)
  • Русская Православная Автономная Церковь
  • Автономная православная митрополия Северной и Южной Америки и Британских островов
  • Истинно-православная митрополия Германии и Европы

Непризнанные церкви, которые добровольно не участвуют в общении

Эти церкви не практикуют общение с другими восточно-православными юрисдикциями и не склонны признавать друг друга. Тем не менее, как и вышеупомянутые Истинные Православные Церкви, они считают себя находящимися в канонических границах Церкви: то есть исповедуют восточно-православную веру, сохраняют то, что они считают законной апостольской преемственностью , и существуют в сообществах с исторической преемственностью. Тем не менее, их отношения со всеми другими Восточными Православными Церквями остаются неясными, поскольку Восточные Православные Церкви обычно признают и признаются другими.

  • Греческие старостильники (с многочисленными церквями)
  • Русская Православная Церковь в Америке

Старообрядцы

Старообрядцы делятся на разные церкви, которые не признают друг друга, а также на основные восточно-православные церкви.

Церкви, которые не признаются, несмотря на желание

Следующие церкви признают все другие основные восточные православные церкви, но не признаны ни одной из них из-за различных споров:

  • Абхазская Православная Церковь
  • Американская Православная Католическая Церковь
  • Белорусская Автокефальная Православная Церковь
  • Ассоциация хорватских православных верующих (гражданское объединение)
  • Македонская православная церковь — Охридское архиепископство
  • Черногорская Православная Церковь
  • Украинская Православная Церковь — Киевский Патриархат
  • Турецкая Православная Церковь

Церкви, которые не являются ни признанными, ни полностью восточно-православными

Следующие церкви используют термин «православные» в своем названии и выражают веру или традиции Восточной православной церкви, но смешивают верования и традиции других конфессий за пределами Восточного православия:

  • Евангелическая православная церковь ( сочетается с протестантскими — евангелическими и харизматическими — элементами)
  • Православно-католическая церковь Америки (сочетается с католическими и восточно-православными элементами)
  • Католическая церковь северных стран в Италии (первоначально называвшаяся Православной церковью в Италии, была связана с УПЦ КП; теперь связана с Католической церковью северных стран и Союзом Скрэнтона )
  • Лузитанская православная церковь (сочетается с католическими элементами)
  • Причастие западных православных церквей (сочетается с восточными православными элементами)

    • Кельтская Православная Церковь
    • Французская Православная Церковь
    • Православная Церковь Галлов

РПЦЗ — Зарубежная церковь

В основном сформировалась из представителей русской эмиграции. Ее каноничность подтверждается указами патриарха Тихона 362 и 424, в которых он предоставил автономию русским Церквям в Западной Европе. После смерти Тихона зарубежники отказались признать сергианскую Московскую Патриархию, считая “красных” патриархийных священников чуть ли не служителями диавола. После распада СССР началось сближение РПЦЗ и РПЦ МП. В результате этого процесса в 2007 году большая часть зарубежников вернулась в Московскую Патриархию. Те, кто не захотел воссоединяться с сергианской МП, образовали так называемые осколки РПЦЗ, которые относятся также к Истинному православию. Недавно «Острова» опубликовали обзор таких ИПЦ в России и карту их приходов.

Византийский инициал Т. Надпись сверху «святые отцы», снизу — «Арий и Несторий, богоненавистники»

Период от татаро-монгольского нашествия до разделения митрополии 1237-1458 гг.

Лекция 6
Духовно-нравственные причины кризиса Киевской Руси. Завоевание русских княжеств монголо-татарами. Монгольские завоевания в Азии и Европе. Битва на Калке. Нашествие Батыя на Русь. Мученики времени Батыева разорения. Образование Золотой Орды и зависимость от нее русских княжеств. Отношение монголов к Русской Православной Церкви, причины их веротерпимости.

Лекция 7
Общая характеристика периода зависимости Руси от Золотой Орды. Князья-мученики периода монголо-татарского ига. Случаи обращения монголо-татар в Православие. Возрастание значения Русской Церкви в жизни народа Руси в годы монголо-татарской зависимости. Митрополит Кирилл, его церковная и общественная деятельность. Владимирский Собор 1274 г. Св. митрополит Максим, его деятельность. Перенесение митрополичьей резиденции из Киева во Владимир и последствия этого шага. Учреждение Галицкой митрополии.

Лекция 8
Св. митрополит Петр. Его церковная и общественная деятельность. Переезд митрополита в Москву. Поддержка Русской Церковью объединительной линии Московских князей. Возвышение великого княжества Литовского и подчинение Западной Руси власти Литовских государей. Учреждение Литовской митрополии. Св. митрополит Феогност. Его деятельность по сохранению единства Русской Церкви. Причины роста церковного землевладения на Руси в период монгольского ига. Новые попытки разделения Киевской митрополии и возобновления митрополии Галицкой.

Лекция 9
Начало духовного подъема на Руси во II половине XIV в. Св. митрополит Алексий, его церковная и государственная деятельность. Выдающаяся роль св. Алексия в деле объединения Руси вокруг Москвы. Новые попытки Ольгерда Литовского и Казимира III Польского изъять своих православных подданных из юрисдикции митрополитов всея Руси. Митрополиты Литовско-Русские Роман и Киприан. Митрополит Галицкий Антоний.

Лекция 10
Вопрос о преемстве на митрополичьей кафедре после смерти св. Алексия. Нареченный митрополит Михаил-Митяй. Митрополиты Пимен, св. Дионисий и св. Киприан. Русская Церковь при св. Киприане. Ересь стригольников в Новгороде и Пскове. Положение православных в Литовской Руси и Польской Галиции при Витовте и Ягайле. Деятельность митрополита Киприана по упорядочению церковной жизни на Руси.

Лекция 11
Русская Церковь при св. митрополите Фотии. Конфликт Фотия и Витовта Литовского. Митрополит Литовской Руси Григорий Цамвлак. Великий князь Литовский Свидригайло и митрополит Герасим. Поставление Исидора на митрополию всея Руси. Ферраро-Флорентийский собор и участие в нем митрополита Исидора. Отступничество греков и заключение Флорентийской унии. Св. Марк Эфесский. Возвращение Исидора на Русь и реакция Москвы на Флорентийскую унию. Осуждение унии и низложение Исидора. Значение Московского Собора 1441 г. для судеб Православия.

ИСТИННО ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Церковь, отколовшаяся от Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Официально не признана другими Православными Церквами.

После революции Октября 1917 г. большая часть православной иерархии и духовенства отказалась признать новую богоборческую власть. В Православной Церкви возникли ожесточенные споры по вопросу об отношении к новой политической реальности, приведшие к целому ряду расколов. Образовалось несколько параллельных юрисдикций.

С началом развертывания «красного террора», направленного в том числе и против «контрреволюционного духовенства», монархически настроенное духовенство, занимавшее наиболее непримиримую позицию, стало готовить Церковь к существованию в условиях подполья. В 1921 г. возник «параллельный» Синод.

Окончательное размежевание Истинно Православной Церкви с Русской Православной Церковью произошло в 1927 г. после обнародования местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским) Декларации, в которой содержался призыв к верующим и духовенству быть лояльными по отношению к советской власти.

Многие православные иерархи и отдельные приходы отказались принять Декларацию. Среди тех, кто осудил соглашательство Сергия, был митрополит Иосиф (Петровых), сторонники которого создали в 1928 г. руководящий центр Истинно Православной Церкви.

С весны до конца лета 1928 г. проходил т. н. «кочующий» съезд Истинно Православной Церкви, который обвинил «сергиан» в ереси и анафематствовал их, а также всех, имеющих с ними общение. Совершаемые «сергианами» Таинства были признаны безблагодатными.

Внутренняя организация Истинно Православной Церкви носила строго конспиративный характер: существовало жесткое членство в общинах, при вступлении в Церковь верующие обязаны были давать клятву о неразглашении тайны, члены общины могли знать только своего священника, а священник – только своего епископа и т. п. Члены Истинно Православной Церкви отказывались вступать в колхозы, служить в армии, участвовать в выборах.

В настоящее время в России имеется 5 основных юрисдикций Истинно Православной Церкви. Среди них наиболее многочисленной является т. н. «Геннадиевская» юрисдикция.

Кроме того, существует некоторое число священников, относящих себя к этой Церкви, но не признающих власти ни одного из епископов (акефалы).

Примечательно, что в Истинно Православной Церкви получили рукоположение во священники некоторые основатели сект, например, Иоанн Береславский (Богородичный Центр) и Лазарь Каширский (Церковь Откровения).

История возникновения термина

Первое документально зафиксированное появление термина «истинно православные» относится к 1923 году. В письмах в защиту Патриарха Тихона, которые направлялись в Комиссию по делам религиозных культов при ВЦИК СССР от оставшихся верными ему православных приходов Северного Кавказа, Средней Азии и Центрального Черноземья, верующие называли себя «истинно православными», противопоставляя, свои общины обновленческим. По видимому это связано с тем, что обновленческая церковь сохранила за собой название «Православная Российская Церковь», которое было принято в качестве самоназвания на Поместном соборе в 1917—1918 годы. Затем «истинно православными» стали именоваться преимущественно религиозные группы, которые не признавали канонической высшей церковной власти и выступали за переход к тайным («катакомбным») формам существования,.

Самоназвание «Истинно-православная церковь» (ИПЦ) достоверно подтверждается, в частности, материалами уголовного дела, хранимого в настоящее время в ЦА ФСБ: № Н-7377 в 11-ти томах (с наименованием: «Дело всесоюзной контрреволюционной монархической организации церковников „Истинно-православная церковь“»), содержанием которого являются документы 1928—1929 гг. о массовых репрессиях в отношении «церковников «Истинно-православной церкви».
Документы из материалов данного дела частично были опубликованы, в частности, в изданиях,,,.
Таким образом, «Истинно-православная церковь» являлось не только самоназванием, но и официальным именованием данной группы в материалах правоохранительных органов 1930-х гг.
Частью материалов данного уголовного дела является и сборник «Дело митрополита Сергия» под редакцией и с частичным авторством Новоселова, где и сформулирована экклезиология «Истинно-православной церкви» в части осуждения сергианства как ереси, то есть, сформулировано экклезиологическое (догматическое) учение «Истинно-православной церкви» образца конца 1920-х-30-х годов.

Крещение Руси

Начавшемуся в IX в. распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой — Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славян. В году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа — крещение князя Владимира и в году Крещение Руси.

Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель.

С X века строятся величественные храмы. С XI века на Руси начинают развиваться монастыри. В году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом — не говоря об их чисто духовной роли — в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. В монастырях процветали иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. Широкая благотворительная деятельность монашеских обителей способствовала воспитанию в народе духа милосердия и сострадательности.

В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. Татаро-монгольское нашествие — величайшее бедствие, постигшее Русь в XIII веке, — не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси — залога будущей победы над поработителями.

Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в XIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель Митрополит Алексий (-) воспитал святого благоверного князя Димитрия Донского. Он, как позднее и святитель митрополит Иона Московский (-), силою своего авторитета помогал московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранении государственного единства. Великий подвижник Церкви русской преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг — Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.

Сохранению национального самосознания и культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. В XIII веке было положено начало Почаевской Лавре. Эта обитель и ее игумен преподобный Иов многое сделали для утверждения Православия в западнорусских землях. Всего с XIV до половины XV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 года). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.

ИПЦ — Истинно-Православная Церковь

Это название появилось в качестве реакции на церковный курс митрополита Сергия (Страгородского) в конце 1920-х – начале 30-х годов. Православные, которые посчитали позицию Сергия неприемлемой, использовали применительно к себе формулировку “истинно православные христиане”, чтобы таким образом обозначить свою верность истинной Христовой Церкви. В таком значении этот термин и сейчас продолжают использовать различные церковные группы в России и в мире.

Название ИПЦ или «Истинное Православие» также зафиксировано в нескольких десятках дел, сфабрикованных ГПУ, в которых раскрывается «контрреволюционная деятельность» всесоюзной организации “Истинно-Православная Церковь”, якобы действовавшей по всей стране через сеть “филиалов”. По этим делам все активные несергианские церковные деятели были либо расстреляны, либо заключены в тюрьмы, либо отправлены в лагеря и ссылки. Истинно-православные христиане действительно объединялись вокруг своих лидеров – прежде всего, епископов Иосифа (Петровых), Димитрия (Любимова), Алексия (Буя), Виктора (Островидова) и других, вели переписку и распространяли брошюры и проповеди, в которых объясняли свою антисергианскую позицию и по сути образовали церковную структуру, альтернативную церкви Сергия.

Документы:

  • Обвинительные заключения по делам ИПЦ разных годов и регионов собраны на сайте Ирины Осиповой.
  • Святитель Виктор (Островидов): Обоснование отхода от Сергия и 15 ответов на вопросы ОГПУ.
  • Священномученик Феодор Андреев:  Письмо-ответ на Декларацию Сергия (1928).
  • Новомученик Михаил Новоселов: Письмо-апология отошедших от Сергия (1928).

Синодальный период

Начало XVIII века ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончины в году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет. Члены Святейшего Синода назначались императором, управляли Синодом светские государственные чиновники — обер-прокуроры. Превращение в государственное учреждение и лишение самостоятельности самым пагубным образом сказались на состоянии Русской Церкви.

XIX век дал великие образцы русской святости: выдающихся иерархов митрополитов Московских Филарета и Иннокентия, преподобного Серафима Саровского, старцев Оптиной и Глинской пустынь.

Непоминающие

Часть церковной оппозиции м. Сергию, представители которой отрицательно отнеслись к Декларации и перестали поминать Сергия за богослужением как своего первоиерарха, но не стали отделяться от его церкви и строить собственную независимую церковную структуру, как это сделали иосифляне. У непоминающих было полное с сергианами, поэтому для истинно-православных они и сами были сергианами. К известным непоминающим относятся, например, священник Сергий Мечев, пострадавший от большевиков и расстрелянный в 1941 году, и епископ Афанасий (Сахаров). После создания Московской Патриархии в 1943 году большинство непоминающих воссоединились с официальной сергианской церковью.

Катакомбная церковь

— истинно-православные общины, существовавшие в СССР нелегально до конца 1980-х годов. Когда в 1930-е годы стало понятно, что советская власть настроена на уничтожение православной Церкви (а Сергий по сути помогает ей в этом своей Декларацией, разделившей верующих по принципу лояльности власти), многие церковные деятели ИПЦ стали говорить о необходимости переходить на подпольное, катакомбное положение, то есть не регистрировать приходы (после 30-х годов такая регистрация в принципе уже была невозможна) и совершать богослужения тайно на квартирах, в частных домах, в лесу. Такие общины обычно формировались вокруг священников и монашествующих. Исповеди часто передавались духовнику в письменном виде, а Святые Дары перевозились верующими на дальние расстояния. Часто катакомбники не хотели иметь с коммунистическим государством никаких отношений – ни работать на советской работе, ни служить в армии, ни получать советский паспорт. Гонения на катакомбников продолжались до самой перестройки.

  • Воспоминания катакомбных христианок, прошедших тюрьмы и лагеря.
  • Катакомбные священники: Амфилохий (Фурс), Тихон (Зорин), Клавдий (Савинский), Антоний (Жеретиенко), крестьянин Иван Ручин.

Восстановление Патриаршества. Советские гонения

В начале XX века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции — в году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (-).

Святитель Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11 ноября года говорилось: «Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения — кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов — смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга… Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!»

Для большевиков, пришедших к власти в году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.

Когда в — годах советское правительство потребовало выдачи ценных священных предметов, дело дошло до рокового конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви.

В мае г. Патриарх Тихон (Белавин) был арестован и под контролем власти возник т.н. «обновленческий раскол», провозгласивший полную солидарность с целями революции. В раскол ушла значительная часть духовенства, однако массовой поддержки в народе он не получил. В июне г. Патриарх был освобожден и обновленческое движение пошло на убыль.

К началу Второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений лишь несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие были убиты или пропали без вести.

Катастрофический для страны ход боевых действий в начале II Мировой войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Для богослужений открылись храмы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества — она оказала и материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, финансирования танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.

Кульминацией этого процесса, который можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в «патриотическом единении», был прием Сталиным 4 сентября года Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).

На Соборе епископов г. митр. Сергий был избран Патриархом, а на Поместном Соборе г.- митр.Алексий. После этого большая часть т.н. «катакомбной церкви» по призыву еп. Афанасия (Сахарова), которого многие катакомбники считали своим духовным лидером, воссоединилась с Московской Патриархией.

С этого исторического момента начался короткий период «потепления» в отношениях Церкви с государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.

В в Москве было созвано масштабное Всеправославное совещание, после чего Русская Церковь была привлечена к активному участию в развернутому по инициативе Сталина международному движению «борьбы за мир и разоружение».

Трудным стало положение Русской Православной Церкви в конце так называемой «хрущевской оттепели», когда в угоду идеологическим установкам были закрыты тысячи церквей на всей территории Советского Союза. В «брежневский» период активное гонение на Церковь прекратилось, но никакого улучшения отношений с государством также
не имело места. Церковь оставалась под жестким контролем власти и верующие рассматривались как «граждане второго сорта».

История. Советский период

В 1930-е годы легальное существование ИПЦ в СССР стало невозможным из-за репрессий со стороны властей, и она вынуждена была уйти в подполье (см. Катакомбная церковь). Одна только принадлежность к ИПЦ в СССР уже считалась уголовным преступлением. Во многих обвинительных актах того времени в графе «обвинение» значится «принадлежность к „ИПЦ“ („Истинно-Православной Церкви“)». К ИПЦ принадлежали многие Российские Новомученики[источник не указан 1712 дней].

В начале 1920-х в эмиграции оформилась, как административно независимая, Русская православная церковь заграницей (РПЦЗ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector