Патриарх филарет. повесть о великом государе…

Со слов самого Филарета


29 октября 1990 г. тогда еще Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Филарет провел пресс-конференцию с советскими и зарубежными журналистами в связи с предоставлением УПЦ статуса независимости и самостоятельности в управлении. Интересными тезисами, которые можно было услышать из уст экс-предстоятеля УПЦ, были следующие:
«Украинская Православная Церковь — именно та Церковь, которая была еще в казацкие времена, во времена Петра Могилы, Церковь, которая начала свое существование при жизни святого князя Владимира.
Самостоятельность в управлении означает, что все вопросы, касающиеся церковной жизни в Украине, будут решаться Священным Синодом УПЦ, собором ее епископов и собором Украинской Церкви.
Но у нас — канонические и молитвенные связи с Московским Патриархатом, а через него — со всей Вселенской Православной Церковью, то есть мы составляем ту единственную Православную Церковь, которая существовала с апостольских времен. Наша Церковь является законной, канонической, единой, святой, соборной и апостольской. И мы идем благодатным, каноническим путем, которым должна идти каждая Православная Церковь.

Это каноническая сторона самостоятельности и независимости УПЦ. Кроме того, есть и другая — хозяйственная и финансовая деятельность, дела милосердия и духовного образования. И в этом мы теперь также независимые от Московского Патриархата». («Православный вестник» №1, 1991. С. 10).
Вот такими однозначными и утвердительными суждениями поделился тогдашний предстоятель УПЦ митрополит Филарет. Конечно, за 24 года можно изменить взгляды на церковную ситуацию в мире, обвинить кого угодно, лишь бы не себя, во всех проблемах, однако подобные взгляды, которыми бывший митрополит делился с представителями СМИ, не похожи на поддельные или высказанные им под каким-то давлением. Бывший предстоятель УПЦ с гордостью говорил о самостоятельности и независимости возглавляемой им Церкви, указывая не только на каноническую сторону, но и на самостоятельность в хозяйственной и финансовой деятельности. Почему же сегодня Филарет говорит совсем обратное?
Вот, например, лично «патриарх» Филарет рассказывал в 1990 году о том, что с УПЦ не идут деньги на Москву, как об этом сегодня мы слышим от подчиненного тому же Филарету духовенства и других разного рода популистов. Здесь он довольно четко указал на то, что эта независимость, которую получила тогда руководимая им УПЦ, не является формальной. Сам же он подтвердил, что УПЦ идет каноническим и благодатным путем! Почему же теперь, когда он выбрал для себя и для возглавляемой им структуры путь искусственной самоизоляции, для «патриарха» Филарета эти слова перестали иметь вес?

Что такое Томос

Это документ, который закрепляет решение Священного Синода Вселенского патриархата о признании Церкви и ее независимости от других патриархатов. Составляется на греческом языке, содержит историю вопроса и выводы Священного собрания. Это можно сравнить с предоставлением человеку гражданства. 

Присоединиться к Единой поместной украинской церкви в случае получения Томоса выразила желание Украинская автокефальная православная церковь (также официально непризнанная, считающая себя самостоятельной преемницей УАПЦ 1917 года).

В глазах Украинской православной церкви Московского патриархата УПЦ КП — раскольники. Решение Вселенского патриархата рассмотреть вопрос независимости украинской церкви вызвало сопротивление — Синод РПЦ (управленческий орган при московском патриархе Кирилле) принял решение не поминать патриарха Варфоломея в богослужениях и приостановить все отношения на уровне иерархов двух церквей, пока Константинополь не отзовет экзархов из Украины. Если проще — это означает разрыв дипломатических отношений на уровне правительства двух государств. 

Биография[править | править код]

Патриарх Филарет

В ранние годы Фёдор Романов не помышлял о монашестве и духовной стезе. Боярин (c 1586 года), один из первых щёголей в Москве, сын влиятельного Никиты Захарьина-Юрьева, племянник царицы Анастасии, первой жены Ивана IV Грозного, он считался возможным соперником Бориса Годунова в борьбе за власть после смерти Фёдора Иоанновича в 1598 году. В 1590-е годы занимал ряд государственных и военных постов: был псковским наместником, участвовал в переговорах с послом императора Рудольфа II, служил воеводой в ряде полков.

Вместе с другими Романовыми, подвергшимися опале при Борисе Годунове, который рассматривал их как своих соперников в притязаниях на московский престол, в 1600 году был сослан. Он сам и его жена Ксения Ивановна Шестова были насильно пострижены в монахи под именами «Филарет» и «Марфа», что должно было лишить их прав на престол. Единственный выживший их сын — Михаил Фёдорович — впоследствии в 1613 году был избран царём.

До того Филарет успел пережить новые взлёты и падения: освобождённый как «родственник» из Антониево-Сийского монастыря Лжедмитрием I в 1605 году и занявший важный церковный пост (митрополит Ростовский), Филарет остался в оппозиции свергнувшему Лжедмитрия Василию Шуйскому и с 1608 года играл роль «нареченного патриарха» в Тушинском лагере нового самозванца, Лжедмитрия II; его юрисдикция распространялась на территории, контролируемые тушинцами, при этом он представлял себя перед врагами самозванца как его «пленник» и не настаивал на своём патриаршем сане.

Филарет на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Н.Л. Тютрюмов. Портрет патриарха Филарета (Федора Никитича Романова)

В 1610 году он был отбит («отполонён») у тушинцев, вскоре принял участие в свержении Василия Шуйского и стал активным сторонником семибоярщины. В отличие от патриарха Гермогена, он в принципе не возражал против избрания царём Владислава Сигизмундовича, но требовал, чтобы тот принял православие. Участвуя в переговорах с отцом Владислава, польским королём Сигизмундом III под Смоленском и отказавшись подписать подготовленный польской стороной окончательный вариант договора, он был арестован поляками ().

1 июня 1619 года был освобождён (в порядке обмена пленными) в соответствии с условиями Деулинского перемирия 1618 года, и был торжественно встречен сыном.

Прибыл в Москву 14 июня 1619 года; 24 июня его интронизацию по чину поставления первого Московского Патриарха совершил бывший в Москве Иерусалимский Патриарх Феофан III.

Будучи родителем государя, до конца жизни официально был его соправителем. Использовал титул «Великий государь» и совершенно необычное сочетание монашеского имени «Филарет» с отчеством «Никитич»; фактически руководил московской политикой.

По воспитанию и характеру был человек светский; в собственно церковно-богословских делах разбирался слабо и по спорным вопросам (как-то, скандальное разбирательство из-за слов «и огнем» в молитве на освящение воды в Потребнике) сносился с Вселенским Патриархом и испрашивал определения о том Собора Восточных Патриархов.

Литература

  • ЖМП. 1962, № 2, с. 23; № 3, с. 11-16; № 4, с. 18; № 7, с. 20, 36; № 11, с. 9; № 12, с. 12.
  • -«-, 1963, № 2, с. 18, 20, № 3, с. 9, 10; № 6, с. 11, 13; № 6, с. 10, 11; № 10, с. 14.
  • -«-, 1965, № 1, с. 5; № 4, с. 5.
  • -«-, 1966, № 6, с. 1; № 7, с. 9-13; № 11, с. 1; № 12, с. 7-9, 33, 38.
  • -«-, 1967, № 1, с. 7, 40; № 4, с. 20; № 6, с. 50, 52; № 9, с. 30; № 10, с. 3, 8; № 12, с. 3.
  • -«-, 1968, № 1, с. 14, 25; № 2, с. 27, 50-54; № 3, с. 3; № 5, с. 3, 19; № 8, с. 1; № 9, с. 4; № 11, с. 11; № 12, с. 34.
  • -«-, 1969, № 1, с. 29; № 2, с. 4, 28; № 3, с. 24; № 4, с. 6; № 6, с. 9; № 7, с. 10; № 8, с. 1; № 9, с. 5, 31; № 11, с. 12.
  • -«-, 1970, № 1, с. 5; № 3, с. 5; № 4, с. 10, 12, 31; № 6, с. 11-32; № 7, с. 10, 11; № 8, с. 9; № 9, с. 20; № 10, с. 6; № 11, с. 2, 5; № 12, с. 11, 37-43.
  • -«-, 1971, № 1, с. 5; № 6, с. 1; № 7, с. 1; № 8, с. 45; № 9,.с. 30, 31, 35; № 10, с. 1; № 11, с. 5, 13.
  • -«-, 1972, № 2, с. 27; № 5, с. 1, 17; № 6, с. 1-12; № 8, с. 17; № 9, с. 24; № 10, с. 2, 54; № 11, с. 27; № 12, с. 17.
  • -«-, 1973, № 1, с. 13; № 3, с. 1; № 4, с. 24; № 6, с. 8; № 7, с. 11, 13; № 8, с. 8, 11; № 9, с. 11, 13; № 10, с. 15, 24; № 11, с. 9, 27.
  • -«-, 1974, № 2, с. 11, 40; № 3, с. 28; № 7, с. 16; № 8, с. 31; № 9, с. 9; № 10, с. 26; № 11, с. 8, 9; № 12, с. 4.
  • -«-, 1975, № 2, с. 4; № 3, с. 13, 57; № 4, с. 3; № 6, с. 4; № 8, с. 13; № 9, с. 50-57; № 10, с. 28.
  • -«-, 1976, № 1, с. 23; № 2, с. 12; № 3, с. 7; № 4, с. 5, 6; № 6, с. 6; № 7, с. 11, 25; № 8, с. 37; № 9, с. 5, 62; № 10, с. 18; № 12, с. 10.
  • -«-, 1977, № 2, с. 4, 25; № 3, с. 7, 8; № 4, с. 20; № 5, с. 4, 6, 17; № 8, с. 4; № 10, с. 2, 9; № 11, с. 3, 6, 11, 44.
  • -«-, 1978, № 1, с. 29, 31, 45; № 2, с. 7, 14, 18; № 5, с. 6, 7; № 6, с. 4, 19, 29, 30; № 9, с. 15, 16, 17; № 10, с. 7, 20, 21; № 11, с. 7, 22, 23; № 12, с. 10, 17.
  • -«-, 1979, № 1, с. 23; № 2, с. 17; № 4, с. 5, 15; № 5, с. 4, 5, 30; № 7, с. 12; № 8, с. 5; № 9, с. 8, 57; № 10, с. 5; № 11, с. 2, 21, 22; № 12, с. 4, 6, 9, 11, 42.
  • -«-, 1980, № 1, с. 12, 53; № 3, с. 3; № 4, с. 3; № 5, с. 18, 20; № 6, с. 15, 50; № 7, с. 32, 35; № 9, с. 12, 34; № 10, с. 3, 40; № 11, с. 6, 40; № 12, с. 4, 8, 9, 28, 31, 42.
  • -«-, 1981, № 1, с. 6, 9; № 2, с. 4, 9, 15; № 5, с. 5, 41; № 6, с. 7, 19, 27, 48; № 7, с. 27, 28, 50; № 8, с. 20, 21, 65; № 9, с. 22, 66; № 10, с. 29, 37, 63; № 11, с. 4, 8, 17, 20; № 12, с. 9.
  • -«-, 1982, № 1, с. 9, 20; № 2, с. 7, 52; № 3, с. 17, 27, 58; № 5, с. 6, 58; № 7, с. 4-7, 10, 27, 58; № 8, с. 5, 6, 8, 9, 11, 45, 46, 53; № 9, с. 3, 60; № 10, с. 4; № 12, с. 101, 108, 127.
  • -«-, 1983, № 1, с. 57; № 2, с. 8, 44, 47; № 5, с. 2, 66; № 6, с. 26; № 7, с. 53; № 8, с. 4, 9; № 9, с. 5, 21; № 10, с. 41, 62; № 12, с. 8, 9.
  • -«-, 1984, № 1, с. 34; № 2, с. 52; № 4, с. 5; № 5, с. 8; № 9, с. 6, 50; № 10, с. 52; № 11, с. 5, 12, 14; № 12, с. 5, 18.
  • -«-, 1985, № 2, с. 6, 8, 9, 29; № 5, с. 6, 8; № 9, с. 78; № 10, с. 12, 13; № 11, с. 35; № 12, с. 10, 13.
  • -«-, 1986, № 4, с. 36; № 5, с. 36, 41.
  • -«-, 1987, № 4, с. 5;
  • -«-, 1988, № 10, с. 7.
  • Патриарший Местоблюститель Митрополит Киевский и Галицкий Филарет, Экзарх всея Украины: Биография // ЖМП. 1990. № 7. С. 5-6.

Французское издание AgoraVox об истинной подоплёке визита гостя c Фанара в раздираемую серьёзными внутренними противоречиями Украину

20 августа 2021 года в Киев прибыл турецкий подданный Димитриос Архондонис, более известный как константинопольский патриарх Варфоломей I. Встреченный в аэропорту Борисполя тысячами возмущённых верующих канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) и стыдливо под покровом темноты с соблюдением конспирации вывезенный службой безопасности в Киев главный покровитель украинских раскольников собирается встретиться с главарями киевского режима – президентом Владимиром Зеленским и спикером Верховной Рады Дмитрием Разумковым. Также он примет участие в официальных торжествах в честь 30-летия провозглашения независимости Украины, которые пройдут 24 августа 2021 года.

В канун приезда в Киев Варфоломея I на французском интернет-портале AgoraVox вышел обширный материал за авторством обозревателя Итана Роффа об истинной подоплёке визита стамбульского гостя в и без того раздираемую серьёзными внутренними противоречиями Украину.

Двоевластие

В сентябре 1610 года Филарет, а также князь Голицын в составе «великого посольства» двинулся из Москвы под Смоленск на встречу с королём Сигизмундом, после чего тот отправил послов в Польшу в качестве пленных. В плену Филарет провёл целых восемь лет, и был обменян в 1619 году, а затем сразу доставлен в Москву, где на троне уже сидел его собственный народоизбранный сын Михаил Фёдорович, дабы занять опустевшее место Московского патриарха. В 1619 году 24 июня в Успенском соборе произошло наречение его в сан — «Филарет патриарх Московский и всея Руси». Теперь Филарет, именуемый царским титулом «Великий государь», начал управление в равной степени церковью и государством.

Таким образом, в Москве установилось двоевластие сроком в 14 лет, в котором высший правительственный авторитет имели только царь и земский собор, а письма отца-патриарха сыну-государю раскрывают всю силу влияния патриарха на ведение государственных дел, и во всей полноте описывают деятельность патриарха Филарета.

Историкам известен соборный приговор 1619 года, о том, «как земля устроити», который был создан докладными «статьями» патриарха. В нём верно оценивалось неравномерное материальное и имущественное положение населения в разных частях царства, поэтому были приняты такие меры как:

  • правильное устроение службы из поместий;
  • составление точных кадастровых описей земель и на их основании достижение правильности податного обложения;
  • приведение в известность как наличных средств казны, так и её будущих ресурсов, для определения доходов и расходов;
  • принятие действительных мер к искоренению административных правонарушений, мешающих установлению государственного и социального порядка в стране.

Все эти введения преследовали единственную цель — увеличение правительственных средств наиболее легким и правильным для населения способом.

Также Фёдор Никитович покровительствовал книгопечатанию, а также проводил редактирование древнерусских текстов на предмет наличия ошибок.

Бизнес-проект для религиозного раскола на Украине

Автор статьи на портале AgoraVox отмечает, что причина неоднозначного отношения к «вселенскому патриарху» со стороны православных верующих на Украине заключается в том, что Варфоломей играет ключевую роль в расколе Украинской Православной Церкви (УПЦ). Он напоминает, что 15 декабря 2018 года в киевском соборе Святой Софии состоялся «объединительный собор», на котором была создана так называемая «Православная церковь Украины» (ПЦУ), которой в начале январе 2019 года Фанар предоставил томос об автокефалии. Незадолго до этого в октябре 2018 года Священный синод Константинопольского патриархата под руководством Варфоломея I отменил решение 1686 года о подчинении Киевской митрополии патриарху Московскому, тем самым легализовав отколовшиеся ещё в конце 1980-х – начале 1990-х годов от канонической УПЦ «Украинскую православную церковь Киевского патриархата» (УПЦ КП) и «Украинскую автокефальную православную церковь» (УАПЦ). Это привело к разрыву евхаристического общения с Константинополем со стороны Русской Православной Церкви и канонической УПЦ Московского патриархата.

Далее автор французского издания пишет, что создание ПЦУ, деятельное участие в котором принял константинопольский патриарх Варфоломей, происходило под непосредственным руководством и контролем со стороны майданных властей Украины. Более того, это было важным составным элементом предвыборной программы тогдашнего президента Украины Петра Порошенко. Суть её сводилась к лозунгу: «Армiя, мова, вiра», что означало противодействие мифической «российской агрессии» как вооружённым путём, так и посредством разрыва всех духовных и культурных связей с Россией через русский язык и Православную веру. Для того, чтобы получить вожделенный томос, Порошенко передал Варфоломею в качестве «вознаграждения» (читай: взятки) 25 миллионов долларов. Кроме того, в непосредственное распоряжение Фанара была передана часть украинских приходов со всей государственной собственностью, в частности один из символов Киева величественная Андреевская церковь. При этом в уставе новоявленной ПЦУ представители Варфоломея прописали целый ряд положений, устанавливающих зависимость новой украинской церковной структуры от Фанара. Так, все приходы ПЦУ были обложены в буквальном смысле данью в пользу Константинополя и должны были выплачивать от 4 до 20 тысяч евро. Кроме того, под контроль Варфоломея перешли все заграничные приходы УПЦ КП и УАПЦ, упразднённых при создании ПЦУ.

Помимо колоссальных материальных выгод, которые были получены Константинопольским патриархатом от Киева за его деятельное участие в расколе Украинской Православной Церкви, Фанар фактически взял ПЦУ под свой полный контроль, закрепив это соответствующими догматическими положениями. Так, согласно условиям томоса, даже миро — ароматическое масло для совершения таинства миропомазания представители ПЦУ должны получать исключительно из Константинополя. Для не искушённых в религиозной догматике людей этот аспект малозначителен, но по факту он означает полную зависимость ПЦУ от Фанара.

Карьера

Практически сразу после принятия монашеского пострига Филарета назначили иеродиаконом, а через год — иеромонахом.

С 1953 по 1960 года занимал различные должности:

  • преподавал в духовной академии Москвы;
  • инспектировал в духовной семинарии в Саратове;
  • контролировал деятельность Киевской духовной семинарии, а затем стал редактором там (тогда же получил сан архимандрита);
  • управлял Украинским Экзархатом и Киевским Свято-Владимирскоим кафедральным собором.

С 1961 г в течение 2-х лет был настоятелем РПЦ Александрийского патриархата в ОАР. Затем назначен руководителем епархии в Риге. В этом же 1962 году Филарет занял пост и.о. Экзарха Средней Европы. Когда в Австрии образовалась епархия РПЦ, он стал епископом в Вене и Австрии. В 1964 года служил в Московской епархии, а через 2 года стал архиепископом Киевским и Галицким. Удостоен постоянного членства в Священном Синоде.

После того, как в 1990 году Филарет воссел на престоле Московского Патриархата (был избран путем анонимного голосования), он подал предложение о том, чтобы позволить УПЦ быть отделенной и независимой. Предложение было принято, а митрополита Филарета незамедлительно назначили предстоятелем церкви и титулировали Патриархом Киевским и всея Украины.

Кто возглавит поместную церковь

Основная кандидатура на место главы украинской поместной церкви — глава УПЦ КП Филарет. В конце июня он обратился к Вселенскому патриарху Варфоломею с просьбой отменить анафему, которую Русская православная церковь наложила на него в 1997 году.

— Глава Украинской церкви будет избран на Объединительном соборе, который будет состоять из архиереев Киевского патриархата — это 41 архиерей, 12 архиереев Автокефальной церкви (УАПЦ), 10 архиереев Московского патриархата (они заявили о намерении перейти в новую церковь, — ред.), — объяснил Филарет.

На рассмотрение собора выдвигаются три кандидатуры. Проводится тайное голосование, и победителем становится тот, кто набрал более половины голосов собора. 

Если результата нет, проводится повторное голосование, на котором победителем становится тот кандидат, который набрал простое большинство. 

 

Патриарх Филарет Московский ― это отец царя Михаила Федоровича Романова

Патриарх Филарет Московский (в миру Федор Никитич Романов или же Романов-Юрьев) ― это церковный и политический деятель Смутного времени и следующего за ним периода. Он Патриарх Московский и всея Руси с 1619 по 1633 год, двоюродный брат царя Федора Ивановича и отец первого царя из рода Романовых ― Михаила Федоровича.

Известен своими государственными делами и реформой церковного управления. Стоит при этом отметить, что имя Филарет, а именно так в монашестве станут звать Федора, весьма распространено в истории русского православия. Например, известен святитель Филарет Дроздов (Коломенский).

Патриарх Московский и всея Руси Филарет, портрет из царского титулярника. Патриарх Филарет признан историками как выдающийся государственный и церковный деятель Смутного времени, соправитель своего сына, царя Михаила Федоровича

Биография Патриарха Филарета говорит о том, что он родился между 1553 и 1554 года в родовитой боярской семье Романовых.

Он старший сын боярина Никиты Романовича Захарьина-Юрьева, племянник царицы Анастасии, первой жены Ивана IV Грозного и поэтому он считался возможным соперником Бориса Годунова в борьбе за власть после смерти Федора Ивановича в 1598 году.

Современники считали молодого Филарета эрудитом, отличным наездником и щеголем.

Современники утверждали, что Федор Никитич ещё в молодости проявил себя как большой эрудит, первоклассный наездник и первый в Москве щеголь. Так, например, будущий Патриарх отлично разговаривал на латыни, научившись этому языку по собранию латинских речений, написанных для него славянскими буквами одним англичанином.

Благодаря своему веселому и приветливому характеру, а также приятной внешности Федор пользовался популярностью в народе.

Лев Сапега. Неизвестный художник, 1616 год. Федор Никитич Романов, будущий Патриарх Филарет, участвовал в приеме литовского посла Льва Сапеги

Как свидетельствуют разрядные книги, в феврале 1585 года Федор Никитич участвовал в приеме литовского посла Льва Сапеги, а в следующем году он упоминается уже в качестве боярина и исполняет обязанности нижегородского наместника.

С 1593 по 1594 год он псковский наместник, а к концу царствования Фёдора Иоанновича будущий патриарх имел чин главного дворового воеводы и считался одним из трёх руководителей ближней царской думы.

С оглядкой на Константинополь

Теперь ситуация запуталась окончательно. По данным единого реестра юридических лиц, Киевский патриархат до сих пор существует. Юрлицо даже не находится в стадии ликвидации. При этом в министерстве культуры заявляют, что религиозное объединение прекратило деятельность в декабре прошлого года.

Глава ПЦУ Епифаний в беседе с журналистами признал конфликт с Филаретом. По его словам, восстановление КП будет означать отзыв Константинопольским патриархатом томоса. «Говорить сейчас о каком-то возврате неуместно. Мы должны говорить о нашем будущем, о нашем единстве. Потому что в будущем мы должны еще многое сделать для того, чтобы эта церковь была признана со стороны других поместных православных церквей», — подчеркнул Епифаний.

Украина-Церковь-4

Фото: РИА Новости

С уверенностью говорить о расколе в ПЦУ пока рано. Украинские церковные иерархи могут играть согласованную партию для давления на Константинополь. Конечная цель в таком случае — расширение полномочий под угрозой распада митрополии. К тому же на нынешнем этапе позиции ПЦУ выглядят предпочтительнее. Известно, что приехать на «братскую беседу» к Филарету согласились лишь четверо из более 60 епископов ПЦУ.

Однако способности Филарета в борьбе за власть недооценивать не стоит. Он известен как жесткий, авторитарный, опытный управленец. Киевский патриархат является крупнейшей составной частью ПЦУ, имеет устойчивую структуру, некоторое количество искренних прихожан. ПЦУ же создавалась под выборы и при непосредственной поддержке президента Порошенко. С его уходом с поста главы государства церковное образование может лишиться высокого покровительства. В таких условиях новое переформатирование религиозных структур кажется вполне вероятным.

Полный ПЦУ

Православная церковь Украины (ПЦУ, или, как ее назвал президент Владимир Путин, «объединенная раскольническая церковь стамбульского прихода») была создана в декабре прошлого года, а теперь находится на грани раскола. Бывший глава неканонического Киевского патриархата (КП) Филарет заявил, что допускает расчленение религиозного образования. Он пожаловался, что глава ПЦУ Епифаний редко с ним общается. «Из-за того, что нет общения — а оно должно быть — церковь разделилась, потому сейчас моя задача как патриарха — сохранить украинскую церковь», — отметил Филарет.

Он также добавил, что не считает Киевский патриархат, который полгода назад вроде бы стал частью ПЦУ, ликвидированным. «Его не надо возвращать. Он существует. Если есть патриарх — значит, есть патриархат. Киевская патриархия. И поэтому возвращать патриархат не нужно. И мы его и дальше будем возвращать. И будет патриархат. Наступит время, когда будет признан. Уверен стопроцентно», — сказал он журналистам.

Украина-Церковь-1

Президент Украины Петр Порошенко и посланник Вселенского патриарха митрополит Эммануил на церковном совете по созданию независимой УПЦ в Софийском соборе в Киеве, 15 декабря 2018 года

Фото: REUTERS/Ukrainian Presidential Press Service/Mikhail Palinchak

В начале мая Филарет разослал чиновникам и клирикам ПЦУ приглашение на молебен во Владимирский собор. Мероприятие запланировано на 14 мая, когда отмечается день памяти священномученика Макария. При этом приглашения были напечатаны на бланках Киевского патриархата, а Епифаний соответствующего письма не получил.

Руководство ПЦУ опасается, что Филарет собирает церковников, чтобы обсудить перспективы восстановления Киевского патриархата. «Все архиереи понимают, что Филарет хочет восстановить ликвидированную УПЦ (КП). Также понимают, что восстановление — это раскол ПЦУ. Поэтому приедут на приглашение почетного патриарха только сознательные «сепаратисты». Надеюсь, таких будет мало», — написал на своей странице в Facebook епископ ПЦУ Адриан Кулик-Богдан (позже он это сообщение удалил).

Награды

  • Церковные:
    • право ношения второй панагии (указ патриарха Пимена 17 июня 1971)
    • именная панагия (в связи с 25-летием епископской хиротонии 1987)
    • именная панагия (за активное участие в подготовке и проведении юбилейных торжеств, посвящ. 1000-летию Крещения Руси 4 июля 1988)
  • Светские:
    • орден Дружбы народов (указ Президиума Верховного Совета УССР 23 января 1979)
    • орден Трудового Красного Знамени (указом Президиума Верховного Совета СССР за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием Крещения Руси 3 июня 1988)
    • Орден Ярослава Мудрого V степени (1999)
    • Орден Ярослава Мудрого IV степени (2001)
    • Орден Ярослава Мудрого III степени (2004)
    • Орден Ярослава Мудрого II степени (2006)
    • Орден Ярослава Мудрого I степени (2008)
    • Орден Свободы (2009)

Смута

В событиях Смуты участие будущего патриарха было весьма активным, причем не всегда по доброй воле.

Поначалу к власти пришел Лжедмитрий Первый. Борис Годунов скончался, Федора убили, Лжедмитрий сел на трон, но трон под ним, фигурально выражаясь, шатался. Чтобы хоть как-то укрепить свое положение в Смутное время, Лжедмитрий попытался опереться на тех, кто во времена Годунова пребывал в опале. Одной из таких личностей был Филарет.

Лжедмитрий освобождает содержавшегося под надзором в монастыре Филарета и назначает его митрополитом Ростовским.

Власть бывшего расстриги Гришки Отрепьева продержалась недолго. После бесславной и страшной смерти царя-самозванца на политической арене появляется Лжедмитрий Второй. Филарет становится патриархом. Но вот второй самозванец тоже погибает.

Филарет участвовал в событиях, нашедших отражение во всех учебниках истории. Он принял сторону тех представителей боярской верхушки, которые полагали, что можно посадить на российский трон иностранца. Вероятно, таким образом они пытались удержать собственные позиции у верхов власти. Филарет вначале поддержал такую точку зрения, но затем узнал, что намеченный на роль русского государя польский королевич Сигизмунд III останется католиком. Если следовать логике хронистов того времени, получается, будто Филарет был не против царя-поляка, лишь бы тот сменил веру на православную. Скорее всего, это был просто ловкий ход со стороны Филарета: вряд ли он всерьез дал свое согласие на фактическое подчинение Российского государства полякам, от посягательств которых только удалось избавиться.

Итогом решительного отказа Филарета подписать документ о поддержке польского претендента на российский престол стало пленение митрополита.

В плену государственный деятель пробыл до 1619 года. В Россию ему удалось вернуться через 6 лет после избрания на царство его сына Михаила.

СПРАВКА КП

Единственной канонической православной церковью в Украине на данный момент является Украинская православная церковь Московского патриархата. Другие церкви, в том числе Киевский патриархат УПЦ, официально не признаны Константинополем и не входят в Вселенскую Православную Церковь.

Разговоры о том, что в Украине должна быть создана самостоятельная, независимая поместная церковь, ведутся давно. В 2008 году с такой просьбой к патриарху Варфоломею обращался президент Ющенко.

В июле этого года президент Порошенко после личной встречи с Варфоломеем заявил, что Украина как никогда близка к получению Томоса. В начале сентября Вселенский патриархат направил в Киев двух экзархов в рамках подготовки к предоставлению автокефалии.

Вывод

В отличие от иных представителей московской элиты начала 17-го века, Филарет значительно повлиял на развитие Руси. Наследник московского престола, он был опальным монахом при Борисе Годунове, ростовским митрополитом и московским патриархом при самозванцах, посланцем с предложением царского престола поляку Владиславу, соправителем-патриархом при сыне Михаиле Романове. Долго страдав от католиков-поляков, Первосвятитель хотел сохранить в родном Отечестве чистоту православия.

При Смуте Владыке пришлось служить 5 царям, при этом он оставался дипломатом, возвышаясь на пирамиде власти. Но расцвести ему было предназначено в мирное время: начать восстанавливать государство и вести новую церковную политику.

В память о заслугах Патриарха Филарета его образ увековечен в фильмах:

  • «Воцарение дома Романовых» (1913)
  • «Романовы» (2013)
  • «Годунов» (2018)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector