Романов федор никитич

Благо образования

Начало XIX в. в России было связано с распространением влияния ордена иезуитов, нашедшего прибежище в России в царствование Екатерины II после запрещения его деятельности в Европе. Образованные, обладавшие светскими навыками, иезуиты приобрели связи в высшем свете, и безраздельно царили в гостиных графини Головиной, чей дом пользовался славой «католического штаба», m-me Свечиной, княгини Александры Голицыной и др. Это послужило причиной ряда тайных переходов в католицизм.

Одновременно в Петербурге появился аббат Николь — член ордена иезуитов и известный педагог*. К нему устремился поток именитых родителей, и на попечении отцов-иезуитов оказались отпрыски известнейших фамилий: Трубецкой, Толстые, Голицыны, Любомирский, Нарышкин, Гагарин, Орлов, Меньшиков, Кочубей и др.**

Одним из основных аргументов противников Православия было то, что высокообразованные представители высшего света «не могут найти общего языка с православными священниками из-за недостаточного уровня образования русского духовенства». Об этом писала в своем дневнике С. Свечина, на этом особенно настаивал и ее «учитель» – Жозеф де Местр (и в личной корреспонденции, и в работе «О нравах и религии русских»).

Тем значительнее оказался пример таких православных пастырей, как  Святитель Филарет, в ту пору ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии, или митрополит Евгений (Болховитинов)***. В этих случаях все привычные упреки иезуитов «метили мимо цели».

Портрет святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского. Середина XIX века. Москва. Неизвестный художник

Митрополит Филарет заслуженно считался одним из самых образованных иерархов Русской Православной Церкви

Выпускник семинарии Троице-Сергиевой Лавры, отмеченный вниманием митрополита Платона, в годы ученичества он занимался в философском и богословском классах, превосходно знал греческий и еврейский языки, а пером владел так, что вызвал признание у митрополита: «Я пишу по-человечески, а он пишет по-ангельски». Он не только преподавал, но и много писал

Наибольшую известность приобрели  его «Катехизис» и работа «Разговор между ищущим и уверенным о Православии восточной греко-российской церкви». Святитель не только  рассматривал существенные догматические различия Православия и католицизма, но и отражал обычные для иезуитских проповедников приемы убеждения.  Последняя из названных работ давала ответы на вопросы сомневающихся, не утвердившихся в вере.  Не меньшее значение для своего времени имели богословские труды митрополита Филарета и выполненный им перевод Библии на русский язык. Обширное духовное наследие было предназначено не только пастырям и семинаристам, но и вниманию образованной части  общества, восполняя общий недостаток знаний в области церковной истории и догматики.

Благодаря фундаментальным знаниям и хорошему языку, Владыке удавалось достойно оппонировать в жесткой интеллектуальной полемике тех лет. И, все же, для характеристики Святителя Филарета одного слова «образование» было бы не достаточно. Ценность его примера для нашего времени состоит в том, что он оставил образец всестороннего христианского просвещения: ума, души и духа, когда «многая премудрость» оправдана евангельской простотой, а стремление к стяжанию знаний – внутренним духовным воспитанием.

Благодаря этому, Владыке Филарету удалось избежать «фомизма», схоластики, и приобрести то состояние, при котором разум, напитанный знаниями и облагодатствованный непрестанной жизнью в Церкви, становится «другом» и «помощником» веры. (В XX веке о собственном опыте соединения духовного и рационального замечательно напишет митрополит Вениамин (Федченков))****.

Святитель легко сочетал академическую деятельность и пастырское служение, будучи для одних в большей степени – богословом, публицистом, «экспертом», для других – молитвенником и наставником. За помощью к нему шли люди всех состояний, разного культурного уровня; случалось так, что даже удалившиеся от веры, каким-то внутренним чувством угадывали в нем «небесного человека».

Возведение Филарета в сан патриарха

Торжественная и трогательная встреча ожидала Филарета под Москвою. 13-го июня прибыл он в село Хорошево, в десяти верстах от столицы. Тут его встретил с духовенством и боярами митрополит крутицкий, заменявший тогда патриарха.

На следующий день на всем пути до Москвы не прерывались почетные встречи. Царь, окруженный боярами и толпами народа, выехал за Тверские ворота, верст за пять от Москвы, и ждал Филарета на речке Пресне; девять лет он был в разлуке с отцом, и понятно, с каким нетерпением хотел его увидеть… Наконец они встретились. Оба поклонились друг другу в ноги: Филарет преклонился пред царем, а царь – пред отцом. Несколько времени они пробыли так и не могли слова вымолвить; радостные слезы лились из глаз их. Народ, по свидетельству современника, с необычайным восторгом встречал знаменитого страдальца и старого своего любимца «Никитича». Все от мала до велика, забыв усталость и дневной жар, спешили поглядеть на Филарета и, казалось, не могли наглядеться.

При звоне всех московских колоколов вступил в Москву Филарет. Царь пеший шел перед колымагой, в которой везли его отца; за нею следовали бояре и бесчисленное множество народа.

Филарета давно уже ожидал патриарший престол в Москве. В это время здесь гостил иерусалимский патриарх Феофан. Он вместе со всем «освященным собором» русского духовенства упросил Филарета принять «вдовствующий» святительский престол, и 24 июня он был возведен на степень патриарха всероссийского.

С этой поры, по словам летописца, «держава отечественная, паки при летней теплоте и светлости усмехнувшися, процвете».

↑ Патриарх Филарет и его политика

Будучи патриархом, Филарет имел огромное влияние на сына, царя Михаила Романова, на всю внешнюю и внутреннюю политику государства. По его инициативе была проведена перепись, которая позволила увеличить сбор подати, и наполняемость казны. Были восстановлены контакты Византийской церковью.

По настоянию патриарха в государстве создавались первые школы и училища. Он выступал за грамотность населения. Активно занимался чистотой православия, устранял вольнодумности, и искажения церковных писаний.

В годы патриаршества Филарета были канонизированные:

  • Макарий Унженский
  • Авраамий епископ Галицкий

↑ Филарет биография кратко

В миру патриарх Филарет носил имя Федор Никитич Романов. Родился он в 1553 году, и приходился двоюродным братом царю Федору Иоанновичу, который был сыном великого Ивана Грозного.

Федор Никитич был представителем, как бы сказали сейчас – золотой молодежи. Знатный человек,  с интересной родословной. Он был сыном Никиты Захарьина-Юрьева, авторитетного боярина, приходился племянником царице Анастасии. Царица Анастасия же была женой Ивана Грозного.

В сознательном возрасте, молодой человек посветил себя государевой службе. Был воеводой в нескольких полках, наместником государя во Пскове, участвовал в дипломатической деятельности.  Принимал деятельное участие в переговорах с послами Германии.

Шли годы, в русском государстве начиналась Смутное время.  Сын Ивана Грозного, Федор Иоанович умер. Предстояла борьба за престол.  Федор, был одним из фаворитов, но битву выиграл Борис Годунов.

Новый царь, рассматривал претендентов на престол, как личных врагов. Федор вместе с семейством попал в опалу, был сослан. В ссылке, его и жену Ксению, насильно постригли в монахи. Теперь Федор стал Филаретом, а Ксения –Марфой.

Смута была в разгаре. В российской истории, во всей красе появляется Лжедмитрий I. Самозванцу нужно себя как то сделать легитимней. Он захватывает Антониево-Сийский монастырь, и освобождает Филарета и Марфу. При Лжедмитрий I, Филарет становится митрополитом Ростовским.

При правлении Василия Шуйского сан удается сохранить.  Смутное время выходит на финишную прямую, и на сцене появляется Лжедмитрий II.  Новый самозванец обосновался в Тушинском лагере. Без родственника, объяснить свое появление ему было трудно. Филарет захвачен в плен, и прибывает в лагерь самозванца. Здесь его нарекают патриархов. В его власти все территории, которые контролируют войска самозванца.

В 1610 году патриотические силы отбили Филарета из рук самозванца. Сам патриарх не настаивал на своем сане,  а освободившим его воинам заявил, что был наречен патриархом, против своей воли.

Через год отправил в составе посольства к Сигизмунду III. Посольство вело переговоры с королем Речи Посполитой, о будущем русского государства. Филарет был среди тех, кто был не против, что бы на московский престол взошел сын Сигизмунда – королевич Владислав. Но выдвигал условие, королевич должен был принять православие.  Поляки же партнерами были ненадежными. Ко встрече подготовили свой вариант договора. И когда Филарет отказался ставить свою подпись на документе, его арестовали.

Литература

  • Смирнов А. Святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всея России. М., 1847. (Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1872-1874 гг.).
  • Боголюбский М.С., прот. Московская иерархия. Патриархи. М., 1895, с. 16-18.
  • М. Макарий История России, кн. II, с. 580 и далее.
  • Голиков Деяния Петра Великого, 2-е изд., т. XII.
  • Четыркин Ф.В. Жизнеописание патр. Московского и всея России. Петроград, 1893, с. 30.
  • Глинский В.В. Россия под скипетром дома Романовых (по случаю 300-летия Романовых). Истор. вестн., 1913, январь.
  • Орлов Ф. Легенда о митр. Филарете в Варшаве 1614-1914 гг. (По поводу брошюры М.П. Устиновича Митр. Филарет и царь Василий Шуйский в плену. Петроград, 1915.
  • Его же Исконно-русское достояние в Варшаве и четвертый раздел (1610-1612) (по поводу сооружения памятника-часовни патр. Филарету в Варшаве). СПб, 1912.
  • Фон Эдинг Борис Ростов Великий, Углич. Памятники худож. старины. Изд. Кнебель. М., с. 20.
  • Толстой М.В. Древн. святыни Ростова, 2-е изд. М., 1860.
  • Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы, 3-е изд. СПб, 1909, с. 211.
  • Карамзин Н. См. т. XI и XII.
  • Булгаков, с. 1405, 1418.
  • Денисов, с. 14, 32, 183, 268, 398, 416, 424, 492, 638, 639, 802, 803.
  • Ратшин, с. 98.
  • Обзор рус. дух. лит., с. 220-221.
  • Летопись Е. А., с. 644, 766, 631.
  • Портреты имен. мужей Рос. Церкви. М., 1843, с. 11, 12.
  • Акты историч., собр. археолог. комиссией, т. II, № 38 и 54.
  • Дополнение к этим актам, т. II, № 76.
  • Всероссийский календарь. СПБ, 1917, изд. Сойкина, с. 93-99.
  • Н. Д., с. 11, 24.
  • Истор. вестн., 1884, январь, с. 23; декабрь, с. 810.
  • -«- 1885, октябрь, с. 116.
  • -«- 1886, январь, с. 78.
  • -«- 1887, май, с. 259.
  • -«- 1888, декабрь, с. 116.
  • -«- 1889, июль, с. 212.
  • -«- 1890, октябрь, с. 190.
  • -«- 1891, январь, с. 214; июль, с. 194.
  • -«- 1894, июнь, с. 768.
  • -«- 1896, с. 2 п/с. 1.
  • -«- 1900, январь, с. 319, 323.
  • -«- 1904, март, с. 1178-1179; май, с. 767-768.
  • Церк. вестн., 1891, № 7, с. 104.
  • Прав. собес , 1866, январь, с. 37-38; апрель, с. 311-321.
  • -«- 1867, июнь, с. 84, 123.
  • -«- 1907, март, с. 367.
  • Рус. старина, 1875, февраль, с. 455; апрель, с. 816, 819.
  • -«- 1888, февраль, с. 394.
  • -«- 1879, апрель, с. 733-734.
  • Рус. палом., 1888, № 35, с. 413-415; № 36, с. 425-426.
  • -«- 1913, № 7, с.108-109; № 10, с. 153.
  • -«- 1914, № 3, с. 45-47.
  • Рус. архив, 1893, кн. 3-я, с. 12, 24 (Скворцов Н., свящ. «Московский Кремль).
  • -«- 1897, кн. 3-я, с. 153-154, 156 («Из рукописи древлехранилища при Нижегородской семинарии).
  • Рус. архив, 1901, кн. 1-я, № 2, с. 184, 187-189.
  • -«- 1903, кн. 1-я, № 3, с. 419; кн. 2-я, № 5, с. 92.
  • -«- 1904, кн. 1-я, № 1, с. 107; № 2, с. 287-288.
  • -«- 1910, кн. 3-я, № 11, с. 338.
  • Ж. М. П., 1944, № 9, с. 13.
  • -«- 1945, № 6, с. 68; № 10, c. 5.
  • -«- 1954, № 5, с. 33.
  • -«- 1957, № 12, с. 36.
  • БЭС, т. II, 2230-2231.
  • РБС, т XXI, с. 94-103.
  • ЭС, т. 35-а (кн. 70), c. 735-737.
  • Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно): Ч. 1-5. Куйбышев, 1971 (машинопись). Ч. 5.

Филарет как духовный деятель УПЦ

В этот период при поддержке Леонида Кравчука Филарет начинает активную деятельность, направленную на автономизацию Украинской церкви. СМИ рассказывают о начале их «дружеских» отношений ещё в период работы Денисенко в ЦК Компартии Украины. С провозглашением независимости Украины в 1991 году, Кравчук всячески стимулировал процесс создания автономной церкви, имеющей основу канонической УПЦ — у Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) и униатов не было необходимой поддержки населения для обеспечения себе автономии. Подразумевалось, что каноническая автокефалия как самостоятельное объединение УПЦ вберёт в себя все православные церкви Украины и снизит уровень межконфессиональных противоречий.

В январе 1992 года Филарет собрал епископов на совещание и при поддержке теперь уже украинского президента Кравчука составил обращение к патриарху, всем архиереям и Священному Синоду, в котором обвинял РПЦ в умышленном затягивании процесса положительного решения в вопросе автокефалии УПЦ. Архиерейский собор РПЦ уже поднимал этот вопрос весной 1992 года в отсутствии Филарета. В ответ на обращение московским патриархатом Филарету было предъявлено обвинение в том, что он использует предоставленную автономию в качестве орудия усиления своей власти в управлении Украинской Церковью, с оказанием давления на местных священников для принуждения их к поддержке автокефалии. В процессе этого диспута украинский патриарх Филарет был обвинён в аморальном поведении и его грубых просчётах в управлении и был обязан добровольно сложить полномочия предстоятеля Украинской православной церкви. Сам Филарет добровольно дал слово архиерея, что не будет устраивать препятствий свободному выбору Украинской церкви в процессе избрания ею нового первоиерарха, но через некоторое время он отказался расставаться с постом предстоятеля УПЦ. Далее последовало его отречение от архиерейской клятвы. Так возник религиозный раскол, известный в истории православия как «филаретовский». Сам Филарет обосновывает своё первоначальное обещание давлением со стороны РПЦ, а потому считает его вынужденным.

В 1992 году Архиерейский собор УПЦ всё-таки смог сместить Филарета с поста первоиерарха УПЦ и Киевской кафедры. Он остался в штате, но не имел права на проведение богослужений, а в июне того же года Судебным деянием Архиерейского собора за человеческие пороки, шантаж, диктат, клятвопреступление и публичную клевету на Архиерейский Собор, учинение церковного раскола, а также за проведение в состоянии запрета священнослужений, Филарет был низвергнут с сана и лишён всех степеней священства и прав, касающихся пребывания в клире.

В июне 1992 года сторонниками Филарета был собран Объединительный собор в Киеве. Это положило начало созданию Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) в результате объединения некоторых представителей УПЦ, относящихся к Московскому патриархату, и УАПЦ. В 1995 году Филарет занял в ней пост патриарха.

19 февраля 1997 года Архиерейский собор РПЦ отлучил Филарета от церкви за ведение раскольнической деятельности в межсоборный период.

Внешняя политика Михаила Федоровича Романова

Чтобы собраться с силами, московское правительство старалось ладить со всеми соседями. Прежде всего, Филарет, чтобы избавить южную украину от нового разорения, задабривает «поминками» крымского хана, который снова грозил набегом. Русским послам велено было говорить с крымцами «гладко и пословно, а не торопко, и где надобно жестко молвить, то покрыть гладостью, чтобы в раздор не войти». С ногаями тоже удалось уладить дело, даже прибрать их к рукам, русских пленников от ногайцев вывели тысяч с пятнадцать. Со Швецией сначала шли долгие споры о новых границах; но дело кончилось благополучно. Густав Адольф, занятый делами на Западе, искренне желал мира с Москвой и союза против Польши. Это было очень по сердцу царю и Филарету, и они выказывали полную дружбу Швеции, – даже позволили шведам закупать в России беспошлинно хлеб, крупу, селитру и другие запасы для войны, которую вел король в Германии. Со всеми соседями Москва старалась ладить, дружелюбно сносилась также с Турцией и Персией.

К одному только соседу не угасала непримиримая вражда – это к Польше!..

Сношения с Западом в годы совместного правления Михаила и Филарета еще более усилились. Снова явился в Москву Дж. Мерик с тою же просьбой о свободном пути по Волге для беспошлинной торговли с Персией. Принят он был очень радушно, но просьбу его вторично передали на усмотрение русских торговых людей, и дело опять не сладилось. Долг Англии в 20 тысяч отдали; дружеские отношения к ней остались прежние. Отделались от англичан – явились французы, затем голландцы, датчане, – все с тою же просьбою. Туги, неподатливы были русские в эту пору, но все же иноземцам удавалось добиваться кое-каких торговых выгод; свободного же пути в Персию никому не было дано.

Обмен посольствами и довольно частые сношения с Западом все более и более давали русским почувствовать свою отсталость, особенно в разных фабричных производствах и мастерствах. Сближение русских с Западом усиливалось…

Филарет думал было породниться с кем-либо из западных государей, хотел женить сына на польской королевне, но дело не сладилось; не удалось также сватовство и на датской принцессе.

Противостояние Романова и Годунова

Казалось бы, путь Фёдора Никита был вполне очевиден, но судьба приготовила ему немало испытаний. Именно Романов стал главным соперником Бориса Годунова в борьбе за престол. Это и послужило причиной ссылки Фёдора Никитича и его жены после прихода Годунова к власти.

История сохранила сведения о происках Бориса Годунова и его соратников. С помощью казначея Бартенева и его людей соперник Романова подбросил в дом Фёдора Никитича отравленные коренья. Вскоре происходит штурм хоромов, где и обнаруживаются ядовитые растения. Такая находка расценивалась как попытка заговора против царя, а потому Романов попал в опалу.

Принудительный постриг в монахи превратил Романова в патриарха Филарета, а его супругу, Ксению Шестову, — в инокиню Марфу. Несмотря на то, что изначально связать свою жизнь с духовным направлением Романов не планировал, он со всей ответственностью отнёсся к полученному сану.

Тютрюмов Никанор Леонтьевич «Филарет, патриарх Московский»

Разлука с супругой и детьми, долгие годы ссылки на севере в Сийском монастыре не надломили, а закалили дух патриарха. Его противники были уверены, что остаток своих дней Романов проведёт в служении Богу и молитвах, не доставляя неприятностей Годунову.

Правда, сам Фёдор поначалу не отличался любовью к словам из Евангелия, а к своим братьям-монахам относился весьма высокомерно. На мой взгляд, он просто не оставлял надежды на возвращение в мир.

Пристав Богдан Воейков в своих отчётах для Годунова пишет про патриарха Филарета:

Портрет Патриарха Филарета из царского титулярника

Первая каменная пирамида

Пирамида Джосера, Саккара, Египет. \ Фото: architecturaldigest.com.

Великая пирамида в Гизе, возможно, чаще изображается на египетских открытках, но именно пирамида Джосера была первой в своём роде, когда-либо построенной. Древние египтяне придерживались твёрдых убеждений о загробной жизни, хороня своих правителей вместе с их имуществом (а иногда даже со своими рабами), чтобы у них не было недостатка ни в чём в загробной жизни. Однако до пирамиды Джосера фараонов обычно хоронили в прямоугольных гробницах, построенных из глиняных плит, называемых мастабами (буквально скамьи).

В какой-то момент между 2667 и 2648 годами до н. э. эта ступенчатая пирамида была построена для фараона Джосера, установив новые стандарты погребальных обрядов египетского правителя. Она всё ещё стоит сегодня, более четырёх тысяч лет спустя, что делает её старейшим сохранившимся каменным зданием в истории.

Историческая значимость Филарета

Будучи регентом малолетнего царя Михаила и фактически правителем страны, патриарх Филарет от своего имени подписывал государственные грамоты и также обладал титулом Великого государя.

Говоря о патриархе Филарете, историки в большинстве своём говорят о его покровительстве книгопечатанью. С 1621 года дьяки Посольского приказа специально для царя занялись изготовлением первой русской газеты «Вестовые письма».

Патриарх понимал ценность и благоволил развитию оружейной и металлургической промышленности. Поэтому Андрей Виниус в 1632 году получил разрешение царя Михаила Фёдоровича на основание первых в России чугуноплавильных, железодетальных и оружейных заводов под Тулой.

Фёдор Андре́евич Ко́шка

Фёдор Андре́евич Ко́шка (род.? – ум. до 1409 года). 

Московский боярин и дипломат, младший (пятый) сын боярина Андрея Кобылы, родоначальник Кошкиных, предок Романовых, Шереметевых и др. родов. 

Фёдор Ко́шка был близок к великому князю Дмитрию Донскому и его сыну Василию.

Фёдор Андреевич Ко́шка считается одним из выдающихся и умнейших политических деятелей в Московском княжестве во время правления Дмитрия Донского, а затем великого князя Московского и Владимирского Васи́лия I Дми́триевича.

Первое достоверное известие о Фёдоре Кошке относится к 1389 году, когда он в числе других бояр подписался на духовной великого князя Дмитрия Донского 1389 года.

Учавствовал в обороне Москвы против Мамая.

В разгар противоречий между Василием I с Новгородом по поводу сбора «чёрного бора», вёл переговоры с Новгородом.

Во времена правления Василия I Федор Кошка учавствовал в переговорах с татарами и советовал Василию проводить по отношению к ним сдержанную политику, как это видно, из письма Едигея к великому князю от 1409 года, где Федор Кошка  противопоставляется своему сыну Ивану:

Добрые нравы и добрая душа и добрые дела были в Орде от Федора Кошки, добрый был человек, которые добрые дела ординские, то и тебе воспоминал, и то ся минуло; нынче же у тебя сын его Иван, казначей, твой любовник и старейшина, и ты из того слова и думы не выступаешь и старцев земских, ни думы, ни слова ни слушаешь.

После 1393 года Фёдор Кошка не упоминается.

Предположительно скончался не позже 1409 года.

У Фёдора Кошки известны следующие дети:

Иван Фёдорович Кошкин – предок рода Романовых. 

Боярин и казначей великого князя Василия Дмитриевича I, родоначальник рода Кошкиных (впоследствии Захарьиных), впоследствии разделившимся на ветви Яковлевых, Романовых и Ляцких. .

Александр Фёдорович Беззубец – родоначальник родов Беззубцевых, от которого отделился род Шереметевых (впоследствии графы), и Епанчиных.

Фёдор Фёдорович Голтяй – родоначальник Голтяевых; эта ветвь рода Кошкиных пресеклась в мужском колене со смертью сыновей Голтяя Ивана, Гаврилы и Андрея. Дочь Фёдора Голтяя, Мария, стала женой князя Ярослава Владимировича Малоярославецкого; их дочь была женой Василия II Темного.

Никифор Фёдорович

Михаил Фёдорович Дурной – умер, не оставив потомства; о его жизни и службе ничего не известно.

Анна Фёдоровна.

Литература

  • ЖМП. 1962, № 2, с. 23; № 3, с. 11-16; № 4, с. 18; № 7, с. 20, 36; № 11, с. 9; № 12, с. 12.
  • -«-, 1963, № 2, с. 18, 20, № 3, с. 9, 10; № 6, с. 11, 13; № 6, с. 10, 11; № 10, с. 14.
  • -«-, 1965, № 1, с. 5; № 4, с. 5.
  • -«-, 1966, № 6, с. 1; № 7, с. 9-13; № 11, с. 1; № 12, с. 7-9, 33, 38.
  • -«-, 1967, № 1, с. 7, 40; № 4, с. 20; № 6, с. 50, 52; № 9, с. 30; № 10, с. 3, 8; № 12, с. 3.
  • -«-, 1968, № 1, с. 14, 25; № 2, с. 27, 50-54; № 3, с. 3; № 5, с. 3, 19; № 8, с. 1; № 9, с. 4; № 11, с. 11; № 12, с. 34.
  • -«-, 1969, № 1, с. 29; № 2, с. 4, 28; № 3, с. 24; № 4, с. 6; № 6, с. 9; № 7, с. 10; № 8, с. 1; № 9, с. 5, 31; № 11, с. 12.
  • -«-, 1970, № 1, с. 5; № 3, с. 5; № 4, с. 10, 12, 31; № 6, с. 11-32; № 7, с. 10, 11; № 8, с. 9; № 9, с. 20; № 10, с. 6; № 11, с. 2, 5; № 12, с. 11, 37-43.
  • -«-, 1971, № 1, с. 5; № 6, с. 1; № 7, с. 1; № 8, с. 45; № 9,.с. 30, 31, 35; № 10, с. 1; № 11, с. 5, 13.
  • -«-, 1972, № 2, с. 27; № 5, с. 1, 17; № 6, с. 1-12; № 8, с. 17; № 9, с. 24; № 10, с. 2, 54; № 11, с. 27; № 12, с. 17.
  • -«-, 1973, № 1, с. 13; № 3, с. 1; № 4, с. 24; № 6, с. 8; № 7, с. 11, 13; № 8, с. 8, 11; № 9, с. 11, 13; № 10, с. 15, 24; № 11, с. 9, 27.
  • -«-, 1974, № 2, с. 11, 40; № 3, с. 28; № 7, с. 16; № 8, с. 31; № 9, с. 9; № 10, с. 26; № 11, с. 8, 9; № 12, с. 4.
  • -«-, 1975, № 2, с. 4; № 3, с. 13, 57; № 4, с. 3; № 6, с. 4; № 8, с. 13; № 9, с. 50-57; № 10, с. 28.
  • -«-, 1976, № 1, с. 23; № 2, с. 12; № 3, с. 7; № 4, с. 5, 6; № 6, с. 6; № 7, с. 11, 25; № 8, с. 37; № 9, с. 5, 62; № 10, с. 18; № 12, с. 10.
  • -«-, 1977, № 2, с. 4, 25; № 3, с. 7, 8; № 4, с. 20; № 5, с. 4, 6, 17; № 8, с. 4; № 10, с. 2, 9; № 11, с. 3, 6, 11, 44.
  • -«-, 1978, № 1, с. 29, 31, 45; № 2, с. 7, 14, 18; № 5, с. 6, 7; № 6, с. 4, 19, 29, 30; № 9, с. 15, 16, 17; № 10, с. 7, 20, 21; № 11, с. 7, 22, 23; № 12, с. 10, 17.
  • -«-, 1979, № 1, с. 23; № 2, с. 17; № 4, с. 5, 15; № 5, с. 4, 5, 30; № 7, с. 12; № 8, с. 5; № 9, с. 8, 57; № 10, с. 5; № 11, с. 2, 21, 22; № 12, с. 4, 6, 9, 11, 42.
  • -«-, 1980, № 1, с. 12, 53; № 3, с. 3; № 4, с. 3; № 5, с. 18, 20; № 6, с. 15, 50; № 7, с. 32, 35; № 9, с. 12, 34; № 10, с. 3, 40; № 11, с. 6, 40; № 12, с. 4, 8, 9, 28, 31, 42.
  • -«-, 1981, № 1, с. 6, 9; № 2, с. 4, 9, 15; № 5, с. 5, 41; № 6, с. 7, 19, 27, 48; № 7, с. 27, 28, 50; № 8, с. 20, 21, 65; № 9, с. 22, 66; № 10, с. 29, 37, 63; № 11, с. 4, 8, 17, 20; № 12, с. 9.
  • -«-, 1982, № 1, с. 9, 20; № 2, с. 7, 52; № 3, с. 17, 27, 58; № 5, с. 6, 58; № 7, с. 4-7, 10, 27, 58; № 8, с. 5, 6, 8, 9, 11, 45, 46, 53; № 9, с. 3, 60; № 10, с. 4; № 12, с. 101, 108, 127.
  • -«-, 1983, № 1, с. 57; № 2, с. 8, 44, 47; № 5, с. 2, 66; № 6, с. 26; № 7, с. 53; № 8, с. 4, 9; № 9, с. 5, 21; № 10, с. 41, 62; № 12, с. 8, 9.
  • -«-, 1984, № 1, с. 34; № 2, с. 52; № 4, с. 5; № 5, с. 8; № 9, с. 6, 50; № 10, с. 52; № 11, с. 5, 12, 14; № 12, с. 5, 18.
  • -«-, 1985, № 2, с. 6, 8, 9, 29; № 5, с. 6, 8; № 9, с. 78; № 10, с. 12, 13; № 11, с. 35; № 12, с. 10, 13.
  • -«-, 1986, № 4, с. 36; № 5, с. 36, 41.
  • -«-, 1987, № 4, с. 5;
  • -«-, 1988, № 10, с. 7.
  • Патриарший Местоблюститель Митрополит Киевский и Галицкий Филарет, Экзарх всея Украины: Биография // ЖМП. 1990. № 7. С. 5-6.

Примечания

  1. ↑ , с. 588.
  2. ↑ , с. 94.
  3. ↑ , с. 161.
  4. , с. 735.
  5. , с. 589.
  6. , с. 484.
  7. ↑ , с. 736.
  8. Семья отличалась особым благочестием. Подтверждением этому служит народное творчество, в которых отец Федора Никитича Никита Романович зовётся «добрым боярином», «славным дядюшкой» (см.: Песни, собранные П. В. Рыбниковым. — Ч. 1. — С. 66—67.)
  9. Ср. у патриарха Гермогена: «А которые взяты в плен, как и Филарет-митрополит и прочий, не своею волею, но нуждею, и на християнский закон не стоят, и крови православных братии своих не проливают… таковых мы не порицаем, но и молим о них Бога, елика сила, чтоб Господь от них и от нас отвратил праведный свой гнев и полезная б подал им и нам по велицей Его милости» (Акты археографической экспедиции. — Т. 2. 1598—1613. — СПб.: Тип. II отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1836. — № 169. — С. 288—289.
  10. В. Корсакова. Луговской, Флор Иудич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  11. , с. 33—34.
  12. , с. 165.
  13. Опарина Т.А. Иван Наседка и полемическое богословие киевской митрополии. — Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1998. С. 46-74

Святитель Филарет написал одно из первых в России толкований на библейскую книгу

«Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русский язык» – таково заглавие его труда, опубликованного в 1816 году. Это был не только один из первых опытов толкования библейского текста в России. Книга митрополита Филарета стала своеобразным пособием, ориентиром для последующего перевода и комментирования других книг Священного Писания. Святитель пользовался не только греческим переводом (Септуагинтой), но и более поздним Масоретским (еврейским) списком, благодаря чему сумел с большей точностью и глубиной передать русскому читателю смысл библейского текста.

Биография[править | править код]

Патриарх Филарет

В ранние годы Фёдор Романов не помышлял о монашестве и духовной стезе. Боярин (c 1586 года), один из первых щёголей в Москве, сын влиятельного Никиты Захарьина-Юрьева, племянник царицы Анастасии, первой жены Ивана IV Грозного, он считался возможным соперником Бориса Годунова в борьбе за власть после смерти Фёдора Иоанновича в 1598 году. В 1590-е годы занимал ряд государственных и военных постов: был псковским наместником, участвовал в переговорах с послом императора Рудольфа II, служил воеводой в ряде полков.

Вместе с другими Романовыми, подвергшимися опале при Борисе Годунове, который рассматривал их как своих соперников в притязаниях на московский престол, в 1600 году был сослан. Он сам и его жена Ксения Ивановна Шестова были насильно пострижены в монахи под именами «Филарет» и «Марфа», что должно было лишить их прав на престол. Единственный выживший их сын — Михаил Фёдорович — впоследствии в 1613 году был избран царём.

До того Филарет успел пережить новые взлёты и падения: освобождённый как «родственник» из Антониево-Сийского монастыря Лжедмитрием I в 1605 году и занявший важный церковный пост (митрополит Ростовский), Филарет остался в оппозиции свергнувшему Лжедмитрия Василию Шуйскому и с 1608 года играл роль «нареченного патриарха» в Тушинском лагере нового самозванца, Лжедмитрия II; его юрисдикция распространялась на территории, контролируемые тушинцами, при этом он представлял себя перед врагами самозванца как его «пленник» и не настаивал на своём патриаршем сане.

Филарет на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Н.Л. Тютрюмов. Портрет патриарха Филарета (Федора Никитича Романова)

В 1610 году он был отбит («отполонён») у тушинцев, вскоре принял участие в свержении Василия Шуйского и стал активным сторонником семибоярщины. В отличие от патриарха Гермогена, он в принципе не возражал против избрания царём Владислава Сигизмундовича, но требовал, чтобы тот принял православие. Участвуя в переговорах с отцом Владислава, польским королём Сигизмундом III под Смоленском и отказавшись подписать подготовленный польской стороной окончательный вариант договора, он был арестован поляками ().

1 июня 1619 года был освобождён (в порядке обмена пленными) в соответствии с условиями Деулинского перемирия 1618 года, и был торжественно встречен сыном.

Прибыл в Москву 14 июня 1619 года; 24 июня его интронизацию по чину поставления первого Московского Патриарха совершил бывший в Москве Иерусалимский Патриарх Феофан III.

Будучи родителем государя, до конца жизни официально был его соправителем. Использовал титул «Великий государь» и совершенно необычное сочетание монашеского имени «Филарет» с отчеством «Никитич»; фактически руководил московской политикой.

По воспитанию и характеру был человек светский; в собственно церковно-богословских делах разбирался слабо и по спорным вопросам (как-то, скандальное разбирательство из-за слов «и огнем» в молитве на освящение воды в Потребнике) сносился с Вселенским Патриархом и испрашивал определения о том Собора Восточных Патриархов.

Соправитель сына

Сразу же после возвращения Филарета на родину началась подготовка его избрания в патриархи. Частью церемониала был его отказ от высшего церковного титула в силу своей «недостойности». Точно так же в случае с царским престолом поступил в свое время Борис Годунов и сам Михаил Федорович, когда он еще был в Костроме. Обряд интронизации, однако, прошел уже через несколько дней после прибытия Филарета в Москву. Вопреки обычаям черного духовенства патриарха величали не только по имени, но и по отчеству — Филаретом Никитичем.

Отец монарха стал не только его советником, но и официальным соправителем, что подчеркивалось титулом «Великий государь». На последующих Земских соборах произносились речи от имени царя и патриарха. Сергей Соловьев писал: «С возвращением Филарета Никитича в Москву начинается здесь двоевластие». В похожем духе высказывался Василий Ключевский: «…патриарх Филарет титулом второго великого государя прикрывал в себе самого обыкновенного временщика».

Филарет сделал многое, чтобы укрепить положение своего сына и новой династии. Именно по его инициативе Федора Иоанновича стали называть дядей Михаила, а Ивана Грозного — дедом (на самом деле Федор был его двоюродным дядей по матери). Также с появлением в Москве патриарха постепенно прекратились созывы Земских соборов. Этот совещательный орган был крайне полезен в чрезвычайных условиях Смуты. Теперь, когда ситуация в России начала стабилизироваться, принятие важных государственных решений стало обыденным занятием исключительно молодого царя — и его соправителя. Сохранившаяся Боярская дума лишь исполняла решения тандема.

В переписке с отцом Михаил Федорович называл его «святый владыко и государь мой», «драгий отче и государь мой», а себя просто «сын ваш». Филарет замещал сына во время его отсутствия в Москве. Находясь вне столицы, царь часто писал патриарху, чтобы тот принимал решения по своему усмотрению («о том о всем, как ты, государь, укажешь»).

В 1632-м началась очередная русско-польская война. Михаил Федорович надеялся вернуть Смоленск, который был потерян во время Смуты. Филарет, несмотря на почтенный возраст, принимал участие в подготовке к военным действиям. Патриарх скончался в 1633 году в возрасте около 80 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector