Святитель филарет (дроздов): сердце чисто, светел ум

Литература[править | править код]

  • Прот. Александр Смирнов. Детство, отрочество, юность, годы ученья и учительства в Троицкой Лаврской семинарии Митрополита Филарета. М., 1893.
  • Филарет, митр. Московский. 1867‒1917 гг.// Сборник статей к годовщине 50-летия со дня кончины Филарета, митр. Московского. Сергиев Посад, 1918;
  • Беляев С. В память вечную будет праведник… : Обретение мощей свт. Московского Филарета, свт. Московского Иннокентия и архим. Антония: Журнал Московской Патриархии. М., 1996, № 12, стр. 57‒67.
  • Митрополит Иоанн (Снычев). Жизнь и деятельность Филарета митрополита Московского. — Самара, 1997. ISBN 5-87889-134-4

Перевод Библии на русский язык

Время, в которое жил святитель Филарет Дроздов, было непростым в отношении религиозной грамотности. Высший свет увлекался мистическими учениями западных сочинителей, в Петербурге издавался масонский журнал “Сионский вестник”. Император Александр I был убежден в том, что идеального христианства не существует ни в одной из конфессий, тех же взглядов придерживался и князь Голицын А.Н., занимавший должность обер-прокурора Синода, а затем и главы министерства духовных дел и народного просвещения. 

Простой народ был не просвещен в вопросах веры. Между высшим светом и народом наблюдался огромный разрыв прежде всего в духовном отношении. Знать практически не знала письменный, да и устный, русский язык, пользуясь французской речью. Остальная часть народа читала и писала на старорусском.

Святитель Филарет был убежден, что Священное Писание должно звучать на родном языке, доступном и понятном для каждого. 

В годы работы в Духовной академии г. Санкт-Петербурга святитель Филарет начал труд всей своей жизни, который заключался в переводе на русский язык Священного Писания и Нового Завета.

Филарет Дроздов был членом Российского библейского общества, основанного с целью осуществления перевода книг Священного Писания на русский язык. Святитель перевел на русский язык Евангелие от Иоанна. Надо сказать, что далеко не все архиереи поддерживали святителя Филарета Дроздова в его начинаниях, и дело, столь благополучно начавшееся, отложилось на 30 лет. Одним из основных противников был Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров).

Лишь после кончины императора Николая I в 1855 году Филарету (Дроздову) удалось возобновить работы по переводу Священного Писания. Полная версия Библии вышла после кончины святителя Филарета, в 1876 году.  

Еще одно предприятие святителя Филарета — составление Катехизиса на русском языке. По Катехизису Филарета Дроздова до сих пор занимаются студенты духовных заведений.     

В чем помогает святитель

Святой Филарет еще при жизни прославился чудесами, исцеляя безнадежно больных людей. Одно из самых значимых – излечение множества людей от холеры во время эпидемии.

С помощью молитвенных обращений к Господу митрополиту удалось спасти больную дочь дьякона, предотвратить ампутацию руки купцу, восстановив ее, вылечить парализованную девочку.

Поэтому многие верующие обращаются к святому с просьбой:

  • излечить от тяжкого телесного недуга;
  • облегчить душевные страдания;
  • помочь найти свой жизненный и духовный путь;
  • укрепить веру.

К Филарету обращаются те, кто хочет покаяться в грехах и получить благословение Творца. Православные просят праведника помочь при возникновении трудностей, проблемах и несчастиях.

Благодарственная молитва святителя очищает человеческую душу, наполнив ее любовью к Господу.

Кончина[править | править код]

Незадолго до смерти Святителю во сне явился отец, сказавший ему: береги 19-е число. С тех пор Святитель 19-го числа каждого месяца старался обязательно служить Литургию.

19 ноября , после совершенного им с особым чувством и со слезами богослужения. После Литургии святитель принимал в своих покоях нового Московского губернатора и беседовал с ним довольно долго. Перед обедом сел заниматься письменными делами. Через 10 минут пришли напомнить ему об обеде и нашли его коленопреклоненным с опершимися в пол руками. Он уже не мог говорить, и на исходе второго часа праведная душа великого иерарха Русской земли мирно отошла ко Господу. Двенадцать ударов большого колокола Иоанновской колокольни возвестили и России о его кончине.

Он был погребен в дорогой его сердцу Троице-Сергиевой Лавре, в храме Сошествия Св. Духа.

О святителе Филарете Московском

Родился Филарет (Василий, имя от рождения) в семье,
где все предки носили священный сан. Василий был отправлен в семинарию, затем
поехал на обучение в Троице-Сергиеву Лавру. Учился отлично, сразу после выпуска
был принят на должность преподавателя. Молодой человек принимает решение стать
монахом, после чего его рукополагают в священники. Судьба приводит его в Петербург.

В 1821 г. Филарет стал Московским Митрополитом. Многие
молились об этом, потому что он был очень любим в народе за святость жизни и
доброту. За время служения совершил много полезного для святой Церкви.

    Построил и
восстановил большое количество храмов.

    Был
награжден правом носить две панагии (у большинства архиереев только одна).

    Основал
около 10 монастырей в Москве и области, с 1823 по 1866 гг.

    Известен
тем, что вступил в поэтическую переписку с Пушкиным.

Начал перевод Священного Писания на русский язык.
Церковнославянский перевод, по его мнению, был тяжел для понимания не только
народу, но и многим из числа духовенства.

К сожалению, труд этот так и не был завершен, потому
что многим не нравилось, что митрополит имеет общение с представителями
Библейского общества. По клеветническому доносу оно было закрыто.

Во время эпидемии холеры,
используя свою чудотворную молитву, он просит Господа Бога о прекращении трагедии.
Филарет не сомневался в достижениях и силе медицинской науки, но Господу Богу
доверял больше, поэтому и просил у него помилования для всех жителей Москвы.

Каждый свой день святитель
начинал с благодарственной молитвы Всевышнему, и получал милость Божью. После
он самостоятельно совершал службы в храме, или же присутствовал при них и
активно участвовал. Очень много времени он уделял епархии. Часто встречался с
посетителями, проводил работу с документацией и вникал в доклады и отчеты
секретаря.

В повседневной жизни
митрополит был очень скромен и прост, поэтом, когда слышал в свой адрес
благодарность и похвалу, утверждал, что не достоин их. Он заботился о развитии
духовности в обществе и все больше переживал о распространении пьянства на
Руси. В 1994 году Филарета было причислено к лику святых.

Молитва Филарета Московского
на каждый день произносится верующими людьми для того, чтобы отблагодарить Бога
за все то, что имеем. Не стоит просить о каких-либо дополнительных благах, так
как Господь сам знает, в чем мы нуждаемся, и непременно при необходимости
пошлет это благо.

Существует множество
свидетельств того, что молитва Филарета Московского на каждый день исцеляла тех, за
кого он просил Бога:

    Девочка, страдавшая расслаблением, вышла из
храма самостоятельно.

    Заболевшая дочь дьякона исцелилась после
совместной молитвы за Литургией.

    Больной горячкой во сне увидел, как
митрополит служит вечерню — утром проснулся здоровым.

Молитва Филарета Московского
на каждый день. В ней открывается смиренная монашеская душа, которая не дерзает
ничего просить у Бога. Молящийся желает лишь одного — выполнять святую волю
своего Творца. Несомненно, это очень поучительные слова, которые каждому могут
принести много духовной пользы.

Смотрите ещё:Псалом 90Иоанн
Кронштадтский — святой праведный русскийМолитвы от
пьянстваПокаянный канон
Иисусу Христу

Детство и юность

Будущий митрополит родился 26 декабря 1782 года в Коломне под именем Василий Дроздов. Родители мальчика происходили из потомственного духовенства. Дед по материнской линии служил протоиреем в Богоявленской церкви, где и появился на свет маленький Вася.

Филарет Московский

Отец Михаил Федорович до рождения наследника почти год числился дьяконом в Успенском соборе, за неимением жилья приходилось ютиться у тестя. Спустя два месяца его перевели в церковь Троицы священником, и семья обрела собственный дом, который до сих пор сохранен – стоит на ул. Толстикова, 52.

С детства Василий отличался способностями к учебе и тягой к знаниям, тем более для этого была благодатная почва: отец совмещал служение в церкви с преподаванием в Коломенской семинарии, поэтому дома хранилась великолепная библиотека. В 9-летнем возрасте мальчик тоже оказался в рядах студентов семинарии, из которой были открыты дороги в школы Московской епархии. Однако учебное заведение вскоре перевели в Тулу, и отец настоял, чтобы сын попытал силы на экзаменах в семинарию Троицкой Лавры.

Святитель Филарет Московский

Василий Дроздов благодаря багажу знаний, природному уму и рассудительности с легкостью прошел испытания и был зачислен в философский класс. В школе у юноши обнаружился талант еще и к языкам. Способного ученика заметил покровитель семинарии, митрополит Платон, и на протяжении учебы, а потом и на службе явно ему благоволил.

В учебном заведении Василий Михайлович прошел и уроки милосердия, занимая должность старшего над семинарской больницей. Столкнулся со смертью, мучительными неизлечимыми болезнями, воспитав в себе терпение к близкому и постигнув истину, что все в этом мире тленно.

Икона Филарета Московского

Юноша получил диплом в 1803 году и тут же начал преподавать ученикам родной семинарии греческий и еврейский языки, а затем поэзию, красноречие и риторику. Митрополит Платон восхищался писательским и ораторским даром Василия, говоря, что «он пишет по-ангельски», поэтому назначил проповедником.

Наставник и покровитель долго склонял молодого человека к монашеству, а Дроздов все колебался, даже приходил с этим вопросом к отцу, который посоветовал самостоятельно решать свою судьбу. Созрел Василий Михайлович к 1808 году – постригся в монахи, взяв имя святого Филарета Милостивого, а спустя неделю Платон возвел ученика в сан иеродиакона.

Участие святителя Филарета в разработке государственных проектов

Александр II поручил святителю написать от его имени манифест о начале строительства храма Христа Спасителя. В 1823 году, также по поручению Александра II, Филарет Дроздов составил Манифест о переходе прав на престол Российской империи от цесаревича Константина Павловича к великому князю Николаю Павловичу. 

Святитель Филарет составил также эпохальный документ — Высочайший манифест об отмене крепостного права.

Несмотря на то, что Владыка был противником крепостного права, он полагал, что отмена его сразу после консервативного правления Николая I преждевременна, что она может привести к самым неприятным и неожиданным последствиям. 

Святитель был членом Синода до самой своей кончины. При императоре Николае I на митрополита Филарета было написано много жалоб и доносов, его обвиняли в политической неблагонадежности. В связи с этим Владыку отстранили от работы Синода, но обер-прокурор Протасов, да и сам Николай I часто обращались к святителю за помощью. 

Сам же Филарет во всем спрашивал совета и наставлений своего духовника, наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Антония (Медведева).

Перед смертью святителю Филарету во сне было видение: некто указал ему беречься 19 числа. Через 2 месяца, 19 ноября 1867 года, после совершения святой Литургии, Владыка мирно почил. 

Святители Филарет Московский

Литература

  • ЖМП. 1962, № 2, с. 23; № 3, с. 11-16; № 4, с. 18; № 7, с. 20, 36; № 11, с. 9; № 12, с. 12.
  • -«-, 1963, № 2, с. 18, 20, № 3, с. 9, 10; № 6, с. 11, 13; № 6, с. 10, 11; № 10, с. 14.
  • -«-, 1965, № 1, с. 5; № 4, с. 5.
  • -«-, 1966, № 6, с. 1; № 7, с. 9-13; № 11, с. 1; № 12, с. 7-9, 33, 38.
  • -«-, 1967, № 1, с. 7, 40; № 4, с. 20; № 6, с. 50, 52; № 9, с. 30; № 10, с. 3, 8; № 12, с. 3.
  • -«-, 1968, № 1, с. 14, 25; № 2, с. 27, 50-54; № 3, с. 3; № 5, с. 3, 19; № 8, с. 1; № 9, с. 4; № 11, с. 11; № 12, с. 34.
  • -«-, 1969, № 1, с. 29; № 2, с. 4, 28; № 3, с. 24; № 4, с. 6; № 6, с. 9; № 7, с. 10; № 8, с. 1; № 9, с. 5, 31; № 11, с. 12.
  • -«-, 1970, № 1, с. 5; № 3, с. 5; № 4, с. 10, 12, 31; № 6, с. 11-32; № 7, с. 10, 11; № 8, с. 9; № 9, с. 20; № 10, с. 6; № 11, с. 2, 5; № 12, с. 11, 37-43.
  • -«-, 1971, № 1, с. 5; № 6, с. 1; № 7, с. 1; № 8, с. 45; № 9,.с. 30, 31, 35; № 10, с. 1; № 11, с. 5, 13.
  • -«-, 1972, № 2, с. 27; № 5, с. 1, 17; № 6, с. 1-12; № 8, с. 17; № 9, с. 24; № 10, с. 2, 54; № 11, с. 27; № 12, с. 17.
  • -«-, 1973, № 1, с. 13; № 3, с. 1; № 4, с. 24; № 6, с. 8; № 7, с. 11, 13; № 8, с. 8, 11; № 9, с. 11, 13; № 10, с. 15, 24; № 11, с. 9, 27.
  • -«-, 1974, № 2, с. 11, 40; № 3, с. 28; № 7, с. 16; № 8, с. 31; № 9, с. 9; № 10, с. 26; № 11, с. 8, 9; № 12, с. 4.
  • -«-, 1975, № 2, с. 4; № 3, с. 13, 57; № 4, с. 3; № 6, с. 4; № 8, с. 13; № 9, с. 50-57; № 10, с. 28.
  • -«-, 1976, № 1, с. 23; № 2, с. 12; № 3, с. 7; № 4, с. 5, 6; № 6, с. 6; № 7, с. 11, 25; № 8, с. 37; № 9, с. 5, 62; № 10, с. 18; № 12, с. 10.
  • -«-, 1977, № 2, с. 4, 25; № 3, с. 7, 8; № 4, с. 20; № 5, с. 4, 6, 17; № 8, с. 4; № 10, с. 2, 9; № 11, с. 3, 6, 11, 44.
  • -«-, 1978, № 1, с. 29, 31, 45; № 2, с. 7, 14, 18; № 5, с. 6, 7; № 6, с. 4, 19, 29, 30; № 9, с. 15, 16, 17; № 10, с. 7, 20, 21; № 11, с. 7, 22, 23; № 12, с. 10, 17.
  • -«-, 1979, № 1, с. 23; № 2, с. 17; № 4, с. 5, 15; № 5, с. 4, 5, 30; № 7, с. 12; № 8, с. 5; № 9, с. 8, 57; № 10, с. 5; № 11, с. 2, 21, 22; № 12, с. 4, 6, 9, 11, 42.
  • -«-, 1980, № 1, с. 12, 53; № 3, с. 3; № 4, с. 3; № 5, с. 18, 20; № 6, с. 15, 50; № 7, с. 32, 35; № 9, с. 12, 34; № 10, с. 3, 40; № 11, с. 6, 40; № 12, с. 4, 8, 9, 28, 31, 42.
  • -«-, 1981, № 1, с. 6, 9; № 2, с. 4, 9, 15; № 5, с. 5, 41; № 6, с. 7, 19, 27, 48; № 7, с. 27, 28, 50; № 8, с. 20, 21, 65; № 9, с. 22, 66; № 10, с. 29, 37, 63; № 11, с. 4, 8, 17, 20; № 12, с. 9.
  • -«-, 1982, № 1, с. 9, 20; № 2, с. 7, 52; № 3, с. 17, 27, 58; № 5, с. 6, 58; № 7, с. 4-7, 10, 27, 58; № 8, с. 5, 6, 8, 9, 11, 45, 46, 53; № 9, с. 3, 60; № 10, с. 4; № 12, с. 101, 108, 127.
  • -«-, 1983, № 1, с. 57; № 2, с. 8, 44, 47; № 5, с. 2, 66; № 6, с. 26; № 7, с. 53; № 8, с. 4, 9; № 9, с. 5, 21; № 10, с. 41, 62; № 12, с. 8, 9.
  • -«-, 1984, № 1, с. 34; № 2, с. 52; № 4, с. 5; № 5, с. 8; № 9, с. 6, 50; № 10, с. 52; № 11, с. 5, 12, 14; № 12, с. 5, 18.
  • -«-, 1985, № 2, с. 6, 8, 9, 29; № 5, с. 6, 8; № 9, с. 78; № 10, с. 12, 13; № 11, с. 35; № 12, с. 10, 13.
  • -«-, 1986, № 4, с. 36; № 5, с. 36, 41.
  • -«-, 1987, № 4, с. 5;
  • -«-, 1988, № 10, с. 7.
  • Патриарший Местоблюститель Митрополит Киевский и Галицкий Филарет, Экзарх всея Украины: Биография // ЖМП. 1990. № 7. С. 5-6.

Личная жизнь

Как принявший монашеский подвиг, он, конечно же, не мог иметь семью и детей. Но у него было много родственников, в жизни которых он принимал активное участие. Сестра Агриппина Михайловна Дроздова (в замужестве Богоявленская) и брат Никита Михайлович Дроздов имели много детей, судьба которых была небезразлична митрополиту Филарету. Многих из своих племянников и племянниц он женил или выдал замуж за достойных людей. Один из его потомков — всеми любимый телеведущий Николай Николаевич Дроздов, который много лет вел программу «В мире животных». Митрополит Филарет приходится ему двоюродным прапрадедом.

Оценка современников[править | править код]

Николай I считал его, по свидетельству А. И. Герцена, оппозиционером и относился к нему с глубокой неприязнью. Эпоха реформ Александра II возвратила Филарету расположение Двора; ему поручается составление Манифест Александра II об освобождении крестьян.

Как человек незаурядный, Филарет вызывал у современников разные чувства и суждения о себе. Консерваторы считали Филарета масоном и тайным протестантом, называя «якобинцем в богословии» и «карбонарием»; либералы, напротив, видели в нём обскуранта.

Партия Шишкова и Аракчеева считала Катихизис Филарета вредной книгой, в частности, из-за того, что в его первоначальной редакции цитаты из Священного Писания приводились по-русски. В результате выход Катихизиса был временно приостановлен. С другой стороны реформаторы усматривали в Катихизисе мертвящую схоластику.

Филарет называл Библию «единым чистым и достаточным источником учения веры», что давало повод критикам усматривать в таком подходе протестантскую тенденцию. Характерно, что первоначальная редакция Катихизиса не содержала раздела о Священном Предании. Однако, есть основания полагать, что для Филарета Писание и Предание были неразделимы. Кроме того, Филарет, всецело проникнутый духом святоотеческой мысли, не считал правильным ставить знак равенства между Библией и святыми Отцами. «Так ли верно, — спрашивал он, — можно определить минуту, когда церковный писатель сделался святым и, следовательно, не просто писателем, подверженным обыкновенным недостаткам человеческим?»

Смиренный христианин

Святитель был ревностным и внимательным христианином. Обычно он совершал Литургию по праздничным и воскресным дням, за исключением редких случаев болезни или особенных случаев. К Богослужению Владыка Филарет готовился тщательно, в обязательном порядке вычитывая правило ко Причастию. 

Филарет Дроздов не любил похвал, хотя бы они были искренними. Часто он просил: “не прилагайте мне имен, которые понести я недостоин”. Внутренняя жизнь Владыки была скрыта ото всех, даже и от келейника. Святитель не позволял служке присутствовать при умывании, не то чтобы открывать сокровенную, молитвенную, часть жизни. 

Святителя Филарета называли “Московским Златоустом”. Проповеди свои он всегда читал с листа, не осмеливаясь импровизировать. Однако его современники замечают, что делал так Владыка лишь из глубокого смирения, и что обычная его речь отличалась мудростью и красотой слога. 

Некоторые труды[править | править код]

  1. Молебное пение об избавлении Церкви и державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти языков, 1814.
  2. Разговор между испытующим и уверенным о Православии Восточной Греко-российской церкви с присовокуплением выписки из окружного послания Фотия, патриарха Цареградского, к восточным патриаршим престолам. СПб, 1815 (по просьбе кн. Голицына).
  3. Начертание церковно-библейской истории (1816)
  4. Акафист Пресвятой Богородице (Приб. к твор. св. отцов, 1855, ч. XIV).
  5. Изъяснение о проклятии, наложенном от собора 1667 г. (Приб. к твор. св. отцов, 1855, ч. XIV).
  6. О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греч. 70 толковников и славянского переводов Св. Писания, сост. в 1845 г. (Приб. к твор. св. отцов, 1858, ч. XVII, сост. в 1845 г. (Приб. к твор. св. отцов, 1858, ч. XVII. М., 1858).
  7. Перевод Евангелия от Иоанна на рус. язык. СПб, 1819.
  8. Таблица чтения из Св. Писания, церковной и гражданской печати (изд. главн. правл. училищ. СПб, 1819).
  9. Толкование на 11 псалом (напис. в 1820 г. — Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1873).
  10. Собрание проповедей митр. Моск. Филарета, первое изд. СПб, 1820, последующие: СПб, 1821, 1822, 1835, 1844, 1845 (3 тома); 1847‒1848 (I и II тома); 1861 (III том); 1873‒1885 (посмертное издание) в пяти томах; изд. под заглавием: Сочинения Филарета, митр. Моск. и Коломенского.
  11. Исторические чтения из книг Ветхого Завета. СПб, 1822.
  12. Житие преп. и богоносного отца нашего Сергия, почерпнутое из достоверных источников, читанные (впервые) в Лавре его на всенощном бдении июля 4 в 1822 г. М., 1822.
  13. Христианский катихизис Православныя кафолическия восточныя греко-российския церкви. СПб, 1823 и доп. изд. 1828, 1839.
  14. Краткий катихизис Православныя кафолическия греко-российския церкви. СПб, 1824.
  15. Пушкин, от мечтаний перешедший к размышлению (стихотворение, написанное в ответ на стихи Пушкина «Дар напрасный…» в журнале «Звездочка», 1848, № 10).

Кто такой Филарет Дроздов

Филарет (Дроздов) (1782—1867) — митрополит Московский и Коломенский, святитель.

В миру Василий Михайлович Дроздов, появился на свет года в городе Коломне в семье потомственного духовенства. Отец его Михаил Федорович был диаконом. До девяти лет его воспитывали родители.

Житие

Василий был послан родителями в Коломенскую духовную семинарию, потом проходил обучение в Троице-Сергиевой Лавре. В ней Дроздов учился в философском и богословском классах с 1800 по 1803 г. После окончания учебы стал преподавателем греческого и еврейского языков. После принятия решения стать монахом молодого человека рукополагают в священники.

В 1821 г. Филарет стал Московским Митрополитом. За святость жизни и доброту он был любим и почитаем в народе.

За время службы патриарх сделал много полезного для Церкви:

  • восстановил и построил много церквей;
  • получил право носить две панагии;
  • с 1823 по 1866 гг. основал 10 монастырей в Москве и области;
  • известен своей поэтической перепиской с Пушкиным.

Начал перевод Священного Писания на русский язык. Церковнославянская версия была сложна для понимания не только народу, но и духовенству. Многим не нравилось, что митрополит общается с представителями Библейского общества, поэтому труд не был завершен.

Для Церкви владыка сделал много: как мог, поддерживал Оптину пустынь, тогда еще не ставшую знаменитой. Резко выступить мог против царя, если это не совпадало с принципами христианства.

Особенности характера святителя:

  • поступал по велению совести;
  • всегда оставался принципиален;
  • не шел на компромиссы ради угождения кому-то;
  • личной выгоды не искал и не принимал ничью сторону;
  • знал одного начальника — Христа.

Именно это, возможно, злило его недоброжелателей, которых было много.

Во времена главенства московским духовенством, митрополит всегда:

  • открывал сердце людям;
  • был готов оказать помощь каждому;
  • отличался добротой и состраданием;
  • старался помогать неимущим;
  • наставлял на путь праведный.

В народной памяти митрополит остался навсегда.

Покровительство святого

Житие Филарета Милостивого в Древней Руси пользовалось большим вниманием и не раз переводилось на русский язык с греческих изданий. Русскому человеку нравилось это повествование

Его знали и рассказывали даже безграмотные деревенские жители.

В обиходе имя Филарет — сугубо церковное. Самым известным из русских был митрополит Филарет (Дроздов), он дольше всех возглавлял московскую кафедру — 41 год. За свои великолепные проповеди святитель был прозван «московским Златоустом». Цари (Александр I, Николай I, Александр II) прислушивались к советам патриарха. Он является автором манифеста 1861 года об освобождении от крепостной зависимости.

Прославленный Филарет при жизни имел божественный дар:

  • облегчал людям душевные и физические страдания;
  • мог исцелять от болезней;
  • помогал найти свой духовный путь.

Святитель сам с молитвенным усердием всегда обращался к своему небесному покровителю — святому праведному Филарету Милостивому.

Святейший Патриарх Алексий I чтил и установил в Московских Духовных школах день памяти митрополита Филарета и его покровителя.

Сила иконы святого Филарета

Образ святого изображен по пояс, в традиционном одеянии для патриархов. Прекрасный длинный саккос на нем считается элементом верхней одежды. На голове преподобного одета митра белого цвета, на плечах красивый омофор. В левой руке у праведного Филарета находится Священная Книга, правой — он благословляет двуперстным жестом.

Икона, изображающая лик Филарета, глубоко почитаема среди верующих. Его образ, написанный посмертно, и по сей день вершит чудеса.

Искренние молитвы перед ликом способны;

  • значительно улучшить жизнь;
  • поправить физическое здоровье;
  • обрести душевное равновесие.

Самые сильные молитвы святителю

Православный святой продолжает и после смерти поддерживать людей и уберегать их от несчастий. Он дает верующим силу для продолжения своего пути, помогает обрести веру тем, кто ее утратил.

Верующие молятся праведнику:

  • при разных трудностях;
  • проблемах и несчастьях.

Наиболее известны и распространены 5 молитв святому Филарету Милостивому:

  • «О деньгах и благополучии»;
  • «Об удачном замужестве дочери»;
  • «Избавлении от нищеты»;
  • «Об укреплении веры»;
  • «Благодарственная молитва».

Все они имеют огромную силу и помогают людям в том, о чем они молятся.

Святость жизненного подвига патриарха и его заслуги перед Отечеством привели к его канонизации Русской Церковью в 1994 году.

Это интересно: Молитва Господу и Пресвятой Богородице — излагаем во всех подробностях

Православные тексты

Митрополиту посвящено множество текстов. Во имя Филарета написаны акафист и канон. Для самостоятельного обращения к святителю используют текст традиционной молитвы.

Тропарь

Ду́ха Свята́го благода́ть стяжа́в,/ богому́дре святи́телю Филаре́те,/ и́стину и пра́вду ра́зумом просвеще́нным/ лю́дем пропове́дал еси́,/ мир и ми́лость се́рдцем умиле́нным/ стра́ждущим яви́л еси́,/ я́ко учи́тель ве́ры и страж неусы́пный/ па́ству росси́йскую жезло́м пра́вости сохрани́л еси́./ Сего́ ра́ди ко Христу́ Бо́гу дерзнове́ние име́я,/ моли́ дарова́ти Це́ркве утвержде́ние,// и душа́м на́шим спасе́ние.

Кондак

Я́ко и́стинный подража́тель преподо́бнаго Се́ргия,/ доброде́тель измла́да возлюби́л еси́,/ богоблаже́нне Филаре́те./ Я́ко па́стырь пра́ведный и испове́дник непоро́чный,/ по святе́м преставле́нии/ от безбо́жных поруга́ние и поноше́ния прия́л еси́,/ Бог же зна́меньми и чудесы́ тя просла́ви// и засту́пника Це́ркве на́шея яви́.

Хиротония[править | править код]

В Святителя (уже в сане иеродиакона) перевели в Петербург, в том же году совершилось рукоположение во иеромонаха. В , в сане архимандрита, назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной академии; оставался в должности до ; радикально модернизировал программу преподаваемых дисциплин.

Зимой заболел родитель. Филарет горячо молился о нём. Но вот, как рассказывал сам свт. Филарет, «нечто неведомое» подало ему весть о смерти отца. Вскоре из Коломны пришло подтверждение. 18 января скончался протоиерей Михаил Дроздов.

— Письмо Филарета матери.

Родитель святителя был похоронен на Петропавловском кладбище Коломны.

Детство и образование[править | править код]

Василий Дроздов родился 26 декабря по старому стилю в семье диакона Богоявленского собора (впоследствии настоятель Успенского собора в Коломне. Все предки его по отцу и матери были духовного звания. Мать, Евдокия Никитична, вышла замуж 10 января , когда ей ещё не было и 16 лет. Василий Дроздов, нареченный в честь свт. Василия Великого, родился на 2 недели ранее срока; крещён в Богоявленской церкви 1 января .

20 декабря , 9-и лет, отдан учиться в Коломенскую семинарию. В , в одно время с упразднением Коломенской епархии, закрыта была и Коломенская семинария. Бывшим её учеником было дозволено поступить в духовные учебные заведения Московской епархии. По совету отца, Василий Дроздов сдал испытательный экзамен и в марте зачислен в философский класс Троицкой Лаврской семинарии в Сергиевом Посаде.

Вскоре, проявив изрядные способности в изучении языков и риторики, обратил на себя внимание устроителя и патрона семинарии митрополита Платона (Левшина), который проявлял к Дроздову явное благоволение и покровительство. Окончил семинарию в ноябре и был назначен преподавателем греческого и еврейского языков

В Дроздов стал учителем поэзии; с  — высшего красноречия и риторики.

В августе Василию Михайловичу представился случай побывать в родном городе. В Коломенском Успенском соборе заканчивалась роспись, и туда ожидали на обновление храма Митрополита Платона.

— Один из составителей биографии святителя Филарета.

С августа 1806 года Василий Михайлович был назначен проповедником.

Епископ — труженик и интеллектуал

Мальчика назвали Василием в честь святителя Василия Великого, и во многом святитель Филарет был подобен своему небесному покровителю.


Святитель Василий Великий

Владыка обладал выдающимися интеллектуальными способностями, острым умом, умением проникать в самую суть вещей, но самое основное — потрясающей работоспособностью. Согласно жизнеописанию святого, он часто трудился по 18 часов. Сам Владыка свидетельствовал, что отдыхом для него служит смена деятельности.

О трудоспособности святителя Филарета Дроздова свидетельствует то количество дел, которое он неизменно, изо дня в день, выполнял:

  • занятия с викарными епископами;
  • личное и письменное общение с духовенством по консистории и епархии;
  • встречи с ректорами и инспекторами духовных учебных заведений;
  • общение с настоятелями женских и мужских монастырей;
  • переписка с частными лицами, наместником Троице-Сергиевой лавры и епископами;
  • дела и переписка с Синодом;
  • совершение служб;
  • освящение храмов;
  • приготовление проповедей;
  • встречи с царственными особами;
  • участие в экзаменационных испытаниях в духовных учебных заведениях;
  • посещение светских учебных заведений.

Об отношении Владыки к своим обязанностям говорит такой факт его биографии: за время преподавания в духовной академии г.Санкт-Петербурга, Владыка лично подготовил полный конспект лекций по каждому из предметов полного курса богословских и церковно-исторических наук — гомилетика, каноническое право, патрология, и т.д. Владыка Филарет первым в Петербургской Академии стал читать лекции на русском языке. 

Рабочий день Филарета Дроздова начинался задолго до рассвета с молитвенного правила и богослужения. После чая начинались повседневные дела: до двух часов прием посетителей и служащих, затем обед и один-два часа отдыха, во время которого святитель Филарет читал. Читательские интересы Владыки были чрезвычайно разнообразны: творения античных и немецких философов, труды западных богословов и религиоведов, книги по эстетике, — это малая часть интересов Филарета Дроздова. 

Из поучений свт. Филарета

Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, — не для тебя посланы Апостолы, — ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобой будет.

Когда темнеет на дворе, усиливай свет в доме. Береги Россия и возжигай сильнее свой домашний свет.

Свобода есть способность и невозбранность разумно избирать и делать лучшее. Она есть достояние каждого.

Стыдно видеть, что в соблюдении воскресного дня неправославные лучше православных. Иногда беспорядок сей становится неисправим человеческими средствами: надобно страшиться исправительных мер с Неба, более сильных, нежели какие уже испытываем.

Христианин! Будь, а не кажись: вот одно из важнейших для тебя правил.

Детство и юность

Родился Василий Михайлович Дроздов в Коломне 26 декабря (по старому стилю) 1782 года. В роду и по материнской, и по отцовской линии почти все предки имели духовное звание. Отец Михаил Федорович Дроздов на момент рождения сына служил диаконом Успенского собора. Мать Евдокия Никитична Филиппова, как и все жены священников и диаконов, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. Маленького Василия крестили 1 января 1783 года в Богоявленском соборе Коломны и назвали в честь Василия Великого, память которого совершается в этот день.

Когда мальчику исполнилось 9 лет, он стал семинаристом, учился в Коломенской духовной семинарии. После ее упразднения переведен был в Троицкую семинарию Сергиева Посада

За годы учебы он показал себя весьма прилежным учеником, и на это обратили внимание его преподаватели. Особых успехов он достиг в изучении греческого и еврейского языков

Закончил обучение в семинарии в ноябре 1803 года. По настоянию ректора семинарии митрополита Платона (Левшина), который любил своего талантливого ученика и покровительствовал ему, остался там работать преподавателем.

Литература

  • Русский биографический словарь: В 25 т. /А.А. Половцов. — М.,1896-1918. — Т. «Фабер — Цявловский». — C. 77
  • Сергий (Василевский), архим. Высокопреосвящ. Филарет, в схимонашестве Феодосий, митр. Киевский и Галицкий и его время, в 3-х томах. Казань, 1888.
  • Леонид, иером. История церк. в пределах Калуж. губ. и калуж. иерархия. Калуга, 1876, с. 196, 203.
  • Благовещенский И., прот. Архиеп. Евгений (Казанцев). М., 1875, с. 50-51.
  • Бочкарев Две могилы, с. 16 и 17 и прим.
  • Геронтий, архим. Источ. опис. Волоколамского монастыря, с. 115.
  • Захарченко М.М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 100, 106, 112, 118, 194, 210, 287.
  • Никанор (Каменский), архим. Казанский сборник статей. Казань, 1909, с. 483, 484, 516-517.
  • Орлов Г. Филарет Амфитеатров; митр. Киевский, как проповедник. М., 1908.
  • Чернавский Н. Оренбургская епархия, вып. X. Оренбург, 1903, с. 133-135.
  • Поселянин Е. Русские подвижники 19 в., изд. 3 доп., с. 207, 208, 226. СПб, 1910.
  • Его же На молитве. Петроград, 1916, с. 470.
  • Его же Идеалы христ. жизни, с. 202.
  • Савва, архиеп. Хроника моей жизни, 1901, т. III; 1902, т. IV; 1904, т. V; 1906, т. VI; 1911, т. IX.
  • Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 20.
  • Гатцук Календарь на 1883 г., с. 135.
  • Голубинский, с. 578.
  • Толстой Ю., № 233.
  • Булгаков, с. 1401, 1403, 1411, 1418.
  • Денисов, с. 292, 307, 474, 633.
  • Списки архиереев, № 233.
  • Записки Трубецкого С.П., СПб, 1906, с. 210 и прим. 97, 101.
  • Житие Филарета, митр. Киевского. Киев, 1858.
  • Юбилейный сборник, с. 7, 1, 4, 5, 233-251, 527, 606, 607, 696.
  • Письма Филарета, митр. Московского к высоч. особ. и др. лицам. Тверь, 1888, с. 15-18, 132, прим. 3; ч. II, с. 57, прим. 1.
  • Юбилейный сборник: речи, слова и беседы Иоанникия, митр. Киевского и Галицкого. СПб, 1899.
  • Летопись Е. А., с. 827.
  • Обозрение епархии Ионафаном, еп. Яросл. и Рост. Ярославль, 1881, с. 82.
  • Калуж. еп. вед., 1884, № 6-11, 14, 17-19.
  • Владим. еп. вед., 1865, № 18 и 24.
  • Древн. и Новая Россия, 1876, т. II.
  • Киевлянин, 1884, № 185.
  • Дух. беседа, 1858, т. II, № 16.
  • Север. пчела, 1858, № 71.
  • Приб. к Ц. В., 1907, № 50, с. 2215-2221.
  • Душеп. размышл., 1884, с. 366-367.
  • -«- 1885, с. 321.
  • -«- 1898, с. 304.
  • Воскр. чтение, 1857-1858, ч. XXI, 42, 45, 50, 52.
  • -«- 1865, кн. 10.
  • -«- 1895, ч. III, с. 518.
  • Душеп. собес., 1898, вып. X, с. 304.
  • Истор. вестн., 1883, сентябрь, с. 542, 544, 547, 552, 554-555.
  • -«- 1892, сентябрь, с. 654.
  • -«- 1895, февраль, с. 639.
  • -«- 1896, апрель, с. 182.
  • -«- 1900, сентябрь, с. 365-368.
  • -«- 1906, январь, с. 326; апрель, с. 265.
  • Прав. собес., 1867, январь, с. 64.
  • -«- 1876, июль, с. 1-24.
  • -«- 1879, февраль, с. 83-110.
  • -«- 1897, декабрь, с. 118.
  • -«- 1899, июнь, с. 354.
  • -«- 1907, сентябрь, с. 40, прил.
  • -«- 1908, май, с. 622.
  • -«- 1909, март, с.
  • -«- 1915, октябрь
  • Изв. Казан. еп., 1876, № 11, с. 342-344.
  • -«- 1878, № 8, с. 198.
  • -«- 1879, № 20, с. 588.
  • -«- 1883, № 6, с. 188 п/с.
  • -«- 1885, № 22, с. 822-823.
  • -«- 1888, № 23, с. 536.
  • -«- 1897, № 1, с. 32.
  • -«-1907, № 44, с. 1366; № 47, с. 1482-1492.
  • -«- 1908, № 6, с. 186-189, 216-223.
  • Прав. обозрен., 1868, декабрь, с. 371.
  • Рус. инок, 1912, вып. 59, с. 37-38.
  • Рус. старина, 1873, январь, с. 111.
  • -«- 1876, май, с. 157-158.
  • -«- 1880, май, с. 117; июль, с. 609.
  • -«- 1881, ноябрь, с. 581.
  • -«- 1882, август, с. 295; февраль, с. 336.
  • -«- 1885, октябрь, с. 159 п/с. 4.
  • -«- 1886, июнь, с. 710.
  • -«- 1904, февраль, с. 276; сентябрь, с. 661.
  • Христ. чтение, 1872, май, с. 71-150; июнь, с. 183-229; ноябрь, с. 377-419.
  • Труды К. Д. А.,1884, май, с. 69-102.
  • -«- 1885, июль, с. 435.
  • -«- 1890, август, с. 610, 615.
  • -«- 1901, № 12, с. 418-419.
  • -«- 1908, № 21, с. 866.
  • Вестн. Европы, 1873, т. 6, с. 252.
  • Рус. архив, 1887, кн. 2-я, с. 458 (Филарет, архиеп. Черниговский); кн. 3-я, с. 288 (К истории правосл. в Прибалт. крае).
  • -«- 1893, кн. 2-я, с. 149 («Из писем А.Н. Муравьева к С.Д.Нечаеву»).
  • -«- 1895, кн. 2-я, № 6, с. 142; № 7, с. 277-278.
  • -«- 1899, кн. 1-я, № 3, с. 417; № 4, с. 669; кн. 2-я, № 6, с. 204-208, 212 п/с. 6, 215 п/с. 1.
  • -«- 1898, кн. 1-я, с. 304 п/с. 5 («Два письма архим. Виталия Щепетова к архим. Филадельфу Пузыне»); кн. 3-я , с. 58 п/с. 1, (Дневник М.С. Ребелинского); с. 85 («Памятные записки игум. Евгении Озеровой»).
  • Рус. архив, 1900, кн. 3-я, № 10, с. 26, 236.
  • -«- 1903, кн. 1-я, № 3, с. 378.
  • -«- 1904, кн. 1-я, № 4, с. 648-649.
  • -«- 1910, кн. 3-я, № 12, с. 589.
  • Ж. М.П., 1945, № 12, с. 44-45.
  • -«- 1954, № 4, с. 47.
  • -«- 1958, № 2, с. 19, 52-56.
  • Ж. П. Б., т. I, с. 212; т. III, с. 149, 221, 223, 229-231; доп. том II, с. 370-387; т. IV, с. 296; т. VII, с. 37-46, 51; т. XI, с. 97-110, 509; доп. I, с. 596-600; т. XII, с. 519-520; 576-822; доп. II, с. 551-553.
  • БЭЛ, т. VII, с. 716-717; т. VIII, с. 111; т. X, с. 608-609.
  • БЭС, т. II, с. 1139, 1164, 1330, 1973, 2233, 2404.
  • ЭС, т. 35-а, с. 737-738.
  • РБС, т. XXI, с. 77-79.
  • Н. Д., с. 16, 24, 36, 50, 69.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector