Свято-пантелеимонов монастырь

В помощь паломникам

Для въезда на Афонскую гору нужна виза, она выдается только на 4 дня. Ее можно получить, имея справку, подтверждающую род занятий. Туристам из России можно получить рекомендательное письмо из Российского консульства.

Добраться до нужного монастыря можно, пройдя пункты:

  • Салоники;
  • Уранополис;
  • нужный монастырь.

До Уранополиса можно добраться на такси или автобусом, далее нужно купить диамонитирион за 25 евро, чтобы добраться до Афона на пароме.

Свято-Пантелеимоновский монастырь находится на четвертой остановке, до монастырей, находящихся внутри полуострова, нужно пройти 5 км.

По дорогам Афона ездят маршрутки, но их рейсы очень редки, так что лучше рассчитывать на свои ноги или забронировать машину.

https://youtube.com/watch?v=Rm1nWPyDhUc

Документальный фильм «Русская лампада на Афоне»

Подворья и скиты

Подворье монастыря в Москве

Также монастырю Святого Пантелеимона в разное время принадлежали:

  • Старый Нагорный Руссик. Ныне в нём проживает один монах Иона.
  • Андреевский скит. После смерти последнего русского насельника перешёл к монастырю Ватопед.
  • Скит Новая Фиваида. В этом скиту подвизался с братией иеромонах Рафаил (Берестов).
  • Скит Крумица (Кормилица). Находится практически на границе Афона, недалеко от городка Уранополис. Вокруг скита расположены многочисленные виноградники монастыря. Скит являлся монастырской здравницей, во времена расцвета в нём было несколько сотен монахов. На данный момент скит восстанавливается несколькими насельниками, отправленными из Пантелеимонова монастыря. Во время большого пожара на Афоне в августе 2013 года скит чудом уцелел. Примечательно, что огонь подошёл к скиту в ночь на память святителя Пантелеимона, и, хотя вокруг выгорела под корень вся растительность на многие километры, скит и виноградники остались нетронуты пламенем.
  • Ильинский скит. Основан Паисием Величковским, ныне приписан к монастырю Пантократор.
  • Скит Богородицы Ксилургу (Древодела). Древнейшая русская обитель в мире, в 2016 году в скиту отметили 1000-летие русского православия на Афоне.

Монастырь имеет подворья в Москве (Храм Никиты Мученика на Швивой горке за Яузой) и в Санкт-Петербурге, а также подворье в Стамбуле (в районе Каракёй).

Киевское подворье

Бывшее подворье (2012—2017), Киев

21 октября 2012 года в Киеве при храме святителя Михаила было открыто подворье Пантелеимонова монастыря.

19 июня 2014 года решением Синода УПЦ скит преподобного Силуана Афонского, открытый 5 января 2013 года в селе Загребля Житомирской области, был присоединён к Киевскому подворью Свято-Пантелеимонова монастыря.

27 января 2017 года настоятель Пантелеимонова монастыря архимандрит Евлогий (Иванов) обратился к митрополиту Онуфрию (Березовскому) с просьбой о приостановке деятельности подворья.

5 апреля 2017 года Синод УПЦ приостановил деятельность афонского подворья в Киеве.

История

Место для строительства монастыря было выбрано в 1875 году по поручению афонских старцев. Вскоре монахами монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона было начато строительство монастырского комплекса. Объём работ был колоссальным — для расчистки площадки необходимо было срезать часть горы и вывезти десятки тысяч тонн земли и горной породы. Задача усложнялась тем, что место будущего монастыря находилось на значительном возвышении и не имело удобных подъездных путей.

Во время Русско-турецкой войны (1877—1878) монастырь подвергся разорению и разграблению.

В 1880 году было начато восстановление обители, продолжавшееся 20 лет. В восстановлении монастыря принимал участие император Александр III. В частности, его подарком являются музыкальные куранты самой высокой башни (колокольня в центре западного корпуса) монастыря. Пожертвования на строительство собирались на подворье Ново-Афонского монастыря, строительство которого было полностью профинансировано Пантелеимоновой Афонской обителью. Строительство было завершено к 1900 году. 28 сентября 1900 года состоялось освящение обители.

Монастырь был построен у древнего храма апостола Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи. Неподалеку от храма находится пещера, в которой, по преданию, уединялся и молился Симон Кананит. Пещера эта в 1884 году освящена водосвятием, и в ней поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона, именем которых она называется с незапамятных времен.

До революции 1917 года Ново-Афонский монастырь был одним из главных духовных центров Кавказа.

В 1924 году монастырь был закрыт советскими властями за «контрреволюционную агитацию». Некоторое время обитель была заброшена, использовалась под склады. В период грузино-абхазского конфликта 1992—1993 гг. в монастыре размещался военный госпиталь. Возвращён верующим в 1994 году.

10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование.

Подвижники, реликвии и сокровища

Монастырь отмечен подвигами ряда русских насельников, наиболее известный из которых — старец Силуан, скончавшийся здесь в 1938 году.

Сокровище монастыря — библиотека, сильно пострадавшая во время пожара 1959 года, и несколько бесценных святынь, среди которых мощи Святого Пантелеимона, стопа Андрея Первозванного, честная глава апостола Луки, мощи Иоанна Предтечи, апостолов: Петра, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика Стефана, Исаакия Далматского, Дионисия Ареопагита, бессребренников Космы и Дамиана, Кирилла Иерусалимского, Трифона и многих других. Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Иерусалимская», икона св. Иоанна Предтечи, древняя икона св. великомученика и целителя Пантелеймона и икона священномученика Харалампия.

Монастырская библиотека содержит более 20 000 книг и рукописей.

В XIX веке колокола монастыря считались самыми большими в Греции.

По состоянию на 2006 год братия монастыря составляла около 50 монахов и послушников.

Возрождение

Первое посещение Афона Русским патриархом в лице Пимена состоялось в 1972 году.

В 1974 году только двум монахам из Советского Союза было дано разрешение на поселение в святой обители, однако, прибыл на Святую гору только архимандрит Иеремия, который ныне является настоятелем Свято-Пантелеимоновского монастыря.

К лету 1976 года в нем прожила 13 монахов, которые прибыли из разных монастырей СССР.

С 1976 года Русская православная церковь дважды в год отправляет делегацию на Афонскую землю на праздник Воскресения Господнего и престольный праздник монастыря в честь целителя Пантелеимона.

С 1978 года число насельников увеличивается еще на 5 монахов, прибывших с России, а в апреле 1985 года Кинотом выдано разрешение на въезд еще 6 монахам.

К посещению Святой горы в 1992 году Патриархом Московским и всея Руси Алексием ІІ число насельников было 40 человек.

В 2005 году Афон был посещен президентом России Владимиром Путиным.

Ныне восстановленный и процветающий монастырь святого Пантелеимона на Афоне насчитывает 70 монахов из разных стран бывшего Советского Союза.

Домыслы и история

В уникальной истории некоторых монастырей Афона однажды наступил момент, когда вековая память была утрачена и появилась необходимость написания летописи их становления и дальнейшего развития. Такого рода летописи впервые стали появляться в начале XIV века, а в XVI веке распространились под общим названием «Патриа». По прошествии многих лет ход истории и событий восстановить было достаточно трудно, и вследствие этого пусто́ты заполнялись домыслами и придуманными историями, далёкими от реальности. Ситуация усугублялась тем фактом, что некоторые монастыри пытались датировать своё основание как можно более ранним периодом.

То же самое наблюдается в попытке установления происхождения названий некоторых монастырей. Например, монастырь Каракал часто связывали с именем римского императора Каракалла, несмотря на то, что тот поклонялся языческим богам, так как память о возможном византийском основателе монастыря Каракалле была утрачена. Монастырь Ватопед обязан своим названием равнине (πεδιάς) с малиновыми кустами (βάτος), но слово «равнина» в греческом языке созвучно со словом «дитя», и удивительная история о спасении сына императора Феодосия I в этих краях звучала более уместно для такого значимого монастыря. Монастырь Стравоникита не обладал благозвучным названием (στραβός в переводе на русский означает «косой»), которое по этой причине было изменено на Ставроникита (σταυρός — крест). Никому не известный Кастамонит уступил своё место императору Констанда, и монастырь Кастамонит стал называться Констамонит.

Очевидно, что в общей схеме присвоения названий прослеживается тенденция их соотношения с императорской семьёй: основание Константином Великим, разрушение при Юлиане, восстановление при Феодосии I и его династии. Вполне логично, что другой период массовых разрушений приходится на эпоху иконоборчества. Развитие монашества в регионе принято считать заслугой епископа Климента, пришедшего в эти края с данной целью из самого Иерусалима. Изучение истории императорских домов и Константинополя того времени показывает, что монархи действительно основали ряд монастырей, но по бо́льшей части в столице Византии, а не на отдалённом полуострове.

Другие предания, освящённые в летописях, имеют отношение к аватону Святой Горы. Традиционно считается, что Пресвятая Богородица и Евангелист Иоанн оказались на Афоне в результате сильнейшего шторма, вынудившего их причалить к его берегам. Несмотря на языческие верования местных жителей, Богородица, восхитившись красоте здешних мест, обратилась к своему Сыну с просьбой передать ей эти земли в дар. Глас, раздавшийся с небес, возвестил: «Да будет эта земля твоей судьбой и раем и причалом спасения для всех спасения страждущих». С тех самых пор Святая Гора считается Садом Божьей Матери — единственной женщины, которой здесь есть место.

История

Монастырь был основан несколькими монахами Киевской Руси в 11 веке, поэтому он известен как «Россикон». В определенные периоды своей истории он был заселен преимущественно русскими монахами. Он был признан отдельным монастырем в 1169 году.

Русский паломник Исайя подтверждает, что к концу 15 века монастырь был русским.

Монастырь процветал в XVI и XVII веках, щедро спонсируемый царями Московскими и сербскими князьями Кратовскими , но в XVIII веке он резко упал до такой степени, что к 1730 году осталось только два русских и два болгарских монаха.

Строительство нынешнего монастыря на новом месте, ближе к берегу моря, велось в течение первых двух десятилетий девятнадцатого века при финансовой помощи правителя Молдо-Валахии Скарлатоса Каллимахоса. Русских монахов насчитывалось 1000 в 1895 году, 1446 в 1903 году и более 2000 к 1913 году. Во время татарского ига в России большинство монахов были греками и сербами . Монастырь занимает девятнадцатое место в иерархии двадцати афонских монастырей. Это общежитие (т. Е. Общинная монашеская жизнь). Он также содержит четыре скита .

В 1913 году монастырь стал местом ожесточенного богословского спора ( имяславия ) среди русских монахов, который привел к вмешательству царской России и депортации примерно 800 монахов, проигравших споры.

Монастырь Святого Пантелеймона неоднократно подвергался пожарам, самые известные из которых — в 1307 году (когда каталонские наемники подожгли его) и в 1968 году. Первым российским лидером, посетившим монастырь, был президент Владимир Путин 9 сентября 2005 года.

Доклады:

М.В. Бибиков

Афонская историографическая традиция о начале русского монашества: «Афониада» (1848–1865) Иакова Неаскитиота *

/Научно-практическая конференция «Монашество в истории. Актуальные проблемы и новые методы в исследованиях»

Т. А. Исаченко

Русь и Святой Афон в забытых «сказаниях» паломников конца XVII века

/Русь – Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства

К.И. Стреза (Румыния)

Святая Гора – священный мост между землей и Небом и между православными народами

/Русь – Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства

М.Г. Талалай (Италия)

Русский Афон и Католическая Церковь: сближения и расхождения

/Русь – Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства

Е. Остапчук (Польша)

Влияние Святой Горы Афон на духовную жизнь православных верующих в Польше

/Русь – Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства

М.И. Якушев

«Греко-русский Пантелеимоновский процесс» на Афоне

/Русь – Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства

М.В. Бибиков

Афонская историографическая традиция о начале русского монашества: «Афониада» (1848–1865) Иакова Неаскитиота *

/Научно-практическая конференция «Монашество в истории. Актуальные проблемы и новые методы в исследованиях»

Т. А. Исаченко

Русь и Святой Афон в забытых «сказаниях» паломников конца XVII века

/Русь – Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства

К.И. Стреза (Румыния)

Святая Гора – священный мост между землей и Небом и между православными народами

/Русь – Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства

М.Г. Талалай (Италия)

Русский Афон и Католическая Церковь: сближения и расхождения

/Русь – Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства

Е. Остапчук (Польша)

Влияние Святой Горы Афон на духовную жизнь православных верующих в Польше

/Русь – Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства

М.И. Якушев

«Греко-русский Пантелеимоновский процесс» на Афоне

/Русь – Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства

История

Приблизительно в одиннадцатом столетии на этой величественной местности появились первые поселения российских священнослужителей. А в 1169 году ему присвоили статус храма. Хоть Свято – Понтелеимонов храм строил российский народ, однако на протяжении многих годов русские голоса не слышны были здесь.

Главная хроника храма припала на нелёгкие времена девятнадцатого века. Спокойная и размеренная жизнь наступила в Пантелеимоновском монастыре после окончания Адрианопольского мира. Однако всех своих земель повернуть не получилось, так как их забрали за долги соседние обители.

Пантелелеимонов храм даже хотели исключить из списка монастырей, однако допустить этого не позволил Константий первый.

После смерти руководителя монаха Арсения в 1846 году к отцу Иерониму перешёл статус – настоятеля величественного храма на возвышенности Афон. Этот статус он обрёл благодаря его опыту и постоянному участию в жизни монастыря.

Святыни Ватопедского монастыря

  • крест-реликварий с частицей мощей Животворящего Древа Господня и мощами святых
  • Честные главы: святого Григория Богослова, святого Иоанна Златоуста, великомученика Меркурия, великомученика Иакова Персянина, чудотворца Евдокима, основателей монастыря — Николая и Афанасия,преподобного Анапия, преподобного Иоакима Папулакиса, преподобного Никодима
  • частицы мощей святых: Григория Богослова, Андрея Критского
  • нога апостола Варфоломея
  • глава святого Андрея Критского
  • большая кость руки мученика Трифона
  • чудотворная рука мученицы Марины
  • крест императора Константина
  • трость от Страстей Господних
  • перст Иоанна Предтечи
  • десница апостола Андрея
  • мощи великомучеников Пантелеимона, Димитрия Солунского, Феодора Стратилата, Параскевы, Кирика, Сергия и Вакха, священномученика Харалампия,Трифона, Иоанна Милостивого, архидиакона Стефана

Бронировать отель на Афоне, Греция

Также монастырь Ватопед славится чудотворной иконой-фреской «Увещание» (Парамифия), написанной в XIV веке. Некогда она находилась в правом конце внешнего притвора соборного храма, но после произошедшего чуда (образ предупредил монахов о том, чтобы они не открывали ворота обители, потому что монастырь могут захватить пираты; по преданию, чудо произошло 21 января 1320 года) фреска «Парамифия» перенесена в особый придел.

Ватопедский монастырь хранит ещё одну православную реликвию — честную главу Иоанна Златоуста с нетленным ухом. С ней связаны интересные факты.

По некоторым сведениям, в середине XVII века эта святыня по просьбе российского царя Алексея Михайловича была привезена из Ватопедского монастыря на святой горе Афон в Москву.

Это были трудные времена для афонских монастырей, тяжело им жилось в том числе и с точки зрения финансов. В знак признательности за поддержку православной церкви и за определённые денежные пожертвования(и немалые) честная глава Иоанна Златоуста была передана российскому царю и хранилась в специальном ковчеге в Успенском соборе Московского Кремля. Так же оказались в Успенском соборе и перст святителя Василия Великого, и глава святителя Григория Богослова. Хранились они в том же ковчеге.

Греки имели намерение со временем вернуть святыни на Афон. Но после кончины царя Алексея Михайловича мощи на Святой Афон, вопреки обещанию покойного, не вернули. Вместо реликвии послали грамоту, в ней было сказано, что царь «изволил оставить» святыни у себя, в Москве, «лет на двадцать или менши, на сколько лет доведетца», к грамоте приложили материальное вспомоществование (деньги и соболя, в целом на 1800 рублей). Далее Ватопетскому монастырю тоже продолжали поступать крупные финансовые пожертвования из Москвы, от русских царей-последователей, святыню не возвращали.

В наше время среди святых мощей Ватопеда тоже есть глава св. Иоанна Златоуста. Почему же так случилось и как такое можно объяснить?

Афонские монахи утверждают, что по ошибке ещё во времена Алексея Михайловича в Россию была отправлена голова святителя Андрея Кесарийского. Российская же православная церковь считает, что афонисты намеренно придумали миф о подмене, надеясь когда-нибудь вернуть оригинал на Святую Гору (кстати сказать, в качестве компенсации Ватопед получил от российских царей за всё время пребывания честной главы Иоанна Златоуста в Москве около 1,5 млн. долл. — в царских рублях).

В 2006 году ковчег с честной главой Иоанна Златоуста перенесли во вновь построенный Храм Христа Спасителя, где святыня находится и сейчас (слева от Алтаря).

В этом же ковчеге находятся:

  • частица мощей Александра Невского
  • частица мощей св. апостола Андрея Первозванного
  • част. мощи Кн. Михаила Черниговского и преподобной Марии Египетской
  • част. свт. Митрополита Московского Петра и свт. Митрополита Московского Ионы

Р.S.

Структурируя сведения о святынях Ватопедского монастыря, мы наткнулись ещё на один малопонятный и загадочный факт:

на хранении у Католической церкви находится ещё две головы Иоанна Златоуста: одна — в ризнице собора во Флоренции (найдена в запасниках городского собора Санта-Мария дель Фьоре), другая — в бюст-реликварии в кафедральном соборе города Майнц (Германия).

Также существуют предания о том, что частицы главы Златоуста хранятся и в монастыре-дворце Эскориал (предместье Мадрида) и в г. Пеша (Тоскана, Италия).

Но верующие люди знают, что все вышеупомянутые главы — подлинные: по вере приходящих к ним…

Узнайте больше:

Паломничество

Монашеская республика на Афоне

— Сегодня, в рамках празднования 1000-летия русского присутствия на Святой Горе, нет опасения, что Афон станет модным трендом в ущерб отечественным монастырям? Еще Серафим Саровский неохотно благословлял поток пожертвований и паломничеств на Афон —говоря о том, что и в России остается много поля для делания.

— Такая тенденция, безусловно, есть — многие едут на Святую Гору из праздного любопытства, рассматривают ее как моду, как вид духовного туризма. Однако Афон — это не то место, где все человеческие планы срабатывают. Я знаю немало случаев, когда человек ехал за легким увеселением, но на Афоне судьба сводила его с такими людьми, что он полностью пересматривал свою жизнь: атеисты становились верующими людьми, а некоторые решали даже остаться на Афоне.

Совет, который можно дать паломникам: если уж едешь на Афон, то там надо жить жизнью, максимально приближенной к монашеской — ходить на богослужения, соблюдать принятый распорядок дня.

— Насколько сами монахи дружелюбны к паломникам?

— Монастыри — разные. Есть обители более молитвенного настроя — это не значит, что они чураются людей, но атмосфера там другая: они больше нацелены на молитвенное правило, на тишину и исихию. А есть обители типа монастыря Дохиар, где ты сразу становишься частью братии: они полностью пускают тебя в свою жизнь — вплоть до того, что какие-то вопросы монастырской жизни игумен обсуждает на трапезе при всех, не боится посторонних ушей. Возникает полое ощущение, что ты — один из братии.

— Русская православная церковь подняла вопрос о возможной канонизации русских афонских подвижников Иннокентия (Сибирякова) и Тихона (Голенкова). Насколько приветствуют эту инициативу на Афоне?

— Отношение к русским святым на Святой Горе очень трепетное. Все на Афоне знают и почитают Серафима Саровского, Луку Войно-Ясенецкого — почитание последнего в Греции приобрело какой-то невиданный размах: Святитель Лука являлся многим, люди получали от него чудеса исцеления. Вместе с этими подвижниками каждый афонский монах знает имена Сергия Радонежского, Иоанна Кронштадского, на Афоне сильно почитание царской семьи.

Почитание святого Силуана Афонского, который тоже был русским, можно назвать по-настоящему общеафонским. При этом святогорцы чтят и его ученика Софрония (Сахарова) — он еще не прославлен в лике святых, но есть информация, что Константинополь готовит документы по его канонизации. Поэтому отношение к прославлению русских афонитов самое позитивное.

— Как миру узнавать о новых афонских подвижниках? Ведь если бы не отец Софроний (Сахаров), биограф святого Силуана, возможно, мир не узнал бы о нем?

— Это интересная проблема. Я бы сказал, что это всегда происходит по Божьей воле: если Богу угодно, то люди об этом узнают. Потому что сами старцы не хотят, чтобы о них узнали, не хотят этого почитания — вплоть до того, что некоторые завещают себя похоронить в таком месте, где не будет возможностей для паломничества.

В ряде случаев старцы раскрывались сами — после того, как им было явление Господа, призывавшего на какое-то дело. Иногда их «раскрывали» ученики. Но сейчас такое время, что утаить информацию тяжело — есть интернет. Бывает, что человек попадает к какому-то старцу, и почти всегда старец просит о нем не рассказывать — но потом этот человек скажет родственникам, потом кто-то опубликует это в интернете, и вот уже поток паломников растет.

Возрождение

Первое посещение Афона Русским патриархом в лице Пимена состоялось в 1972 году.

В 1974 году только двум монахам из Советского Союза было дано разрешение на поселение в святой обители, однако, прибыл на Святую гору только архимандрит Иеремия, который ныне является настоятелем Свято-Пантелеимоновского монастыря.

К лету 1976 года в нем прожила 13 монахов, которые прибыли из разных монастырей СССР.

С 1976 года Русская православная церковь дважды в год отправляет делегацию на Афонскую землю на праздник Воскресения Господнего и престольный праздник монастыря в честь целителя Пантелеимона.

С 1978 года число насельников увеличивается еще на 5 монахов, прибывших с России, а в апреле 1985 года Кинотом выдано разрешение на въезд еще 6 монахам.

К посещению Святой горы в 1992 году Патриархом Московским и всея Руси Алексием ІІ число насельников было 40 человек.

В 2005 году Афон был посещен президентом России Владимиром Путиным.

Ныне восстановленный и процветающий монастырь святого Пантелеимона на Афоне насчитывает 70 монахов из разных стран бывшего Советского Союза.

Период развития

С второй половины девятнадцатого столетия храм начали реставрировать. Императорский двор являлся спонсором в строительстве этого сказочно красивого монастыря.

В 1861 году Арсения Минина отправили в Россию для сбора пожертвований. А в 1867 году он привёз в Богоявленский храм несколько икон, фрески и прочие священные вещи.

В 1875 году архимандрита Макария установили иегументом Пантелеимонова храма. Русская братия с того момента начала расти. Священнослужители стали требовать, чтобы монастырь получил официальный статус русского руководства.

В двадцатом столетии Свято – Пантелеимонов храм попал под российский контроль к Святейшему Синоду. Хоть и не имелось документов о церковной принадлежности, однако его считали русским монастырём и входил он в группу священных мест РПЦ.

Православный Афонский Календарь

Православный Афонский Календарь — уникальный в своём роде проект, где собрана вся
информация об афонских праздниках и панигирях. Здесь вы сможете узнать о празднованиях и
богослужениях, посвященных чудотворным иконам и дням памяти афонских святых. Существующие
православные календари не учитывают особенностей Святой Горы, а потому информацию о соборных
празднованиях обителей монашеской республики — панигирях — приходится собирать по крупицам.
Православный Афонский Календарь объединил их воедино.
Проект постоянно развивается: в дальнейшем здесь будут описаны литургические особенности
богослужений, проводимых на Афоне, жития афонских святых, истории чудотворных икон, молитвы и
акафисты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector