Житие преподобной марии египетской и особенности ее почитания в христианстве

Икос 12

Поюще надгробное пение, богомудрый Зосима, нозе твои честныя слезами омываше, и много молився тебе, покрыв тело твое землею, наго сущее и ничтоже имеющее, точию ветхую мантию, юже исперва тебе даде, радостию и страхом многим одержим, величию Божию дивяся, стояше, зовый к тебе таковая:

Радуйся, яко чадо света сущи, прешла еси к Свету невечернему; радуйся, яко дух твой с веселием прияша селения святых.

Радуйся, яко тело твое упокоися в могиле, юже лев от пустыни тебе ископа; радуйся, яко тобою показа мне Господь, колико отстою от меры совершенства.

Радуйся, о всем мире к Богу ходатаице; радуйся, постников высото, преподобных славо, страдальцев красото.

Радуйся, чудо милосердия Божия, Марие равноангельная.

Јкосъ }

ВсS былA є3си2 въ бз7э, мRjе всебогaтаz, є3гдA зwсjма, њбходS пустhню, ви1дэти тS спод0бисz. Заклинaю тS, џтче, спcтелэмъ бGомъ, да никомyже речeши, ћже слhшалъ є3си2 t менE, д0ндеже бGъ t земли2 в0зметъ мS, вэщaла є3си2 томY, нhнэ съ ми1ромъ thдиши, въ постЁ же грzдyщагw лёта причасти2 мS сhхъ хrт0выхъ тaинъ на брeзэ їoрдaнстэмъ. То рeкши, ѓки г0рлица пустыннолюби1ваz и3 неудержи1маz, t џчію стaрца скрhласz є3си2, т0й же поклони1всz до земли2 и3 цэловA мёсто, и3дёже стоsсте ст0пы н0гъ твои1хъ, зовhй таковaz:
Рaдуйсz, ћкw њбнажи1вшисz стyда грэх0внагw, пaче снёга ўбэли1ласz є3си2. Рaдуйсz, ћкw пaче лучeй с0лнечныхъ просвэти1ласz є3си2. Рaдуйсz, ћкw всS грэхи2 твоS забвeнны и3 прощeнны сyть ў бGа. Рaдуйсz, ћкw чaсть твоS со сhми. Рaдуйсz, ћкw мздA твоS мн0га на нб7сёхъ. Рaдуйсz, ћкw первёе блудни1ца, днeсь невёста хrт0ва сотвори1ласz є3си2.
Рaдуйсz, чyдо млcрдіz б9іz, мRjе равноaгGльнаz.

Значение преподобной Марии Египетской в православии

Марию Египетскую иногда путают с Марией Магдалиной, жившей на 5 столетий раньше. Мария Египетская была египтянкой, крещеной в христианство. В 12 лет она ушла из дома и стала блудницей. Ей нравились свободные отношения с мужчинами, вкусная еда, вино. На протяжении 17 лет Мария вела развратный образ жизни.

Однажды она от скуки решила примкнуть к группе христиан, направлявшихся в Иерусалим на празднование Воздвижения Креста Господня. Мария хотела войти вместе с другими христианами в церковь, но не смогла. Женщина поняла, что грехи тяжким камнем лежат на ее душе и не пускают помолиться.

В церковном притворе была икона Божьей Матери. К ней с покаянной молитвой воззвала блудница, после чего смогла войти в церковь и поклониться Кресту, на котором был распят Иисус Христос. На выходе она снова помолилась Богородице и услышала голос, указавший путь к спасению.

Икос 4

Слышавше глас, издалеча глаголющ: ащи Иордан прейдеши, добре покой обрящеши, на колена падши пред Приснодевою, рекла еси: о Владычице! Не гнушается девственная чистота Твоя моея недостойныя молитвы, буди мне спасения Учительница, руководствующая на путь покаяния! Тем убо Ангели Божии, написующе исповедание твое, возглашаху тебе в той час сицевая:

Радуйся, от тьмы греха к чистому свету покаяния преходящая; радуйся, неистовство страстей и любовь плотскую отринувшая.

Радуйся, вся узы и сети врага растерзавшая; радуйся, тяжкое бремя студныя работы диавола во благое и легкое иго Христово пременившая.

Радуйся, от смерти греховныя к вечному животу возстающая; радуйся, от врат погибели к вратам рая восходящая.

Радуйся, чудо милосердия Божия, Марие равноангельная.

Тексты

Перед молитвой обязательно изучают молитвенные тексты, с помощью которых обращаются к святой.

Молитва

«Великая угодница Христова, преподобная Мария! Перед Небесным престолом Божьим предстоящая, на земле с нами любовью пребывающая, по данному тебе дерзновению взывать к Господу моли о спасении детей Божьих (имя), к тебе с любовью пришедших. Проси Всесильного Владыку, Господа нашего, дать нам непорочное соблюдение веры, от голода и пагубности нас избавить, утешить скорбящих, исцелить немощных, поднять упавших, укрепить заблуждающихся, благословить преуспевающих в благих делах, заступиться за сирот и вдовиц, усопшим дать вечный покой, чтобы всем нам в день Страшного суда услышать блаженный голос Иисуса, милостивого и строго Судьи и Спасителя: придите, благословенные Отцом Моим, чтобы наследовать Царство, уготованное вам от создания мира и там пребывать по веки веков. Аминь».

Тропарь

«В тебе, мати, известно спасеся, еже по образу, приимши бо крест, последовала еси Христу и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо прилежати же о души вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой».

Кондак

«Греха мглы избежавши, покаяния светом озаривши твое сердце, славная, пришла еси ко Христу, Сего Всенепорочную и святую Матерь Молитвенницу милостивную принесла еси. Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление и со Ангелы присно срадуешися».

Акафист

Акафист Египетской Марии состоит из нескольких кондаков и икосов.

Кондак

«Избранной от Господа во образ спасения всем грешным и отчаянным, из глубины греха востекшей на высоту безстрастия, похвальная пения приносим ти, мати преподобная, ты же, яко имея дерзновение к щедрому Богу, молитвами твоими настави на стезю твоего покаяния любовию тебе зовущих:

Радуйся, чудо милосердия Божия, Марие равноангельна».

Икос

«Ангела во плоти узрев тя в пустыни Иорданской великий Зосима, на воздусе стоящую и о мире молящуюся, со удивлением и ужасом одержим весь трепетом быв, слезами обливаяся, вопияше тебе таковая:

Радуйся, благодати и света исполненная; радуйся, прозрения даром украшенная.

Радуйся, в молитвах твоих к Богу на воздусе вземлемая; радуйся, пустынное сокровище, от мира утаенное.

Радуйся, безплотных сожительнице; радуйся, Духа Святаго селение.

Радуйся, чудо милосердия Божия, Марие равноангельная».

Кондак

«Видяще старца благоговейнаго ужаса исполнена, тихим гласом рекла еси тому преподобная: не бойся, авво Зосимо, несмь дух, но земля, прах, и пепел, и всячески плоть, ничтоже духовное когда помыслившая и ни единыя добродетели имущая. Жена есмь грешница, недостойная взирати на небо, и со страхом грешными усты зову Богу: Аллилуиа».

Икос

«Разумети ища дивную тайну, в тебе сокровенную, старец паде пред ногама твоима, глаголя: заклинаю тя именем Господа нашего Иисуса Христа, Егоже ради наготу носиши сию, не скрый от мене жития твоего, да величия Божия яве сотвориши. С нимже и мы дерзаем ублажити тя сице:

Радуйся, смирения светлая высото; радуйся, дарований духовных богатство неисчерпаемое.

Радуйся, любве ради Божия тело свое умертвившая; радуйся, в пустыни непроходней едина, с единым Богом пребывшая.

Радуйся, райскою красотою сияющая; радуйся, безстрастия светом озаренная.

Радуйся, чудо милосердия Божия, Марие равноангельная».

Кондак

«Силою Вышняго укрепляема, исповем ти, человече Божий, грехи и беззакония моя, — отвещала еси Зосиме, — стыжуся, отче, прости мя, но понеже тело мое наго видел еси, обнажу ти и дела моя, обаче молю тя первее: не бежи от мене, не терпя слышати безместная, яже аз содеях; но, милосердствуя о мне, молися за мя, блудную, и Богу, не возгнушавшуся мною, зови: Аллилуиа».

Икос

«Имея милосердие неизреченное, с мытари и грешники вечерявый, Той и мне, в глубину погибели падшей, простре руку Свою Божественную, егда бо возжелах аз внити в храм Господень, некая сила возбрани ми вход, сердца же моего коснувыйся свет разума, показа ми тину дел моих; и начат плакатися о гресех, в перси биющи и горько рыдающи; мы же, покаянию твоему веселящеся, пение приносим ти сицевое:

Радуйся, яко нощи прешедшей возсиявает ти заря спасения; радуйся, яко глас Христов призывает овча заблуждшее от дебрей далеких греха.

Радуйся, яко слезными токи омываеши вся твоя скверны; радуйся, яко слезами твоими очищаеши одеяние души твоея.

Радуйся, яко Отец щедрот объятия Своея любве тебе отверзает; радуйся, яко ведый твоя тайная рукописания грехов твоих раздирает.

Радуйся, чудо милосердия Божия, Марие равноангельная».

«Величаем тя, преподобная мати Марие, и чтим святую память твою, наставнице монахов и собеседнице Ангелов».

Икос 7

Новый человек, по Богу созданный, явилася еси, преподобная, умертвив бо всеконечно ветхаго человека, во Христа облеклася еси, всечудная, седмьнадесят лет безчисленныя беды пострадах. Зосиме рекла еси: «Оттолеже и до днесь сила Божия грешную мою душу и тело смиренное соблюде». Приими убо и от нас, недостойных, похвалы сицевыя:

Радуйся, яко умертвила еси страстей взыграния; радуйся, яко самое естество победила еси.

Радуйся, яко всякий грех от души и плоти твоея потребила еси; радуйся, яко в сердце и умерщвленных удесех твоих носиши Иисуса, тобою любимаго.

Радуйся, яко облеклася еси в одежду веселия духовнаго; радуйся, яко вошла еси в вечный покой Сына Божия.

Радуйся, чудо милосердия Божия, Марие равноангельная.

Преподобная Мария Египетская. Иконы

Согласно традиции преподобная Мария Египетская на иконах изображается обнаженной или полуобнаженной, завернутой в часть гиматия, данного ей Зосимой. Преподобная может быть изображена с руками, скрещенными на груди, с жестом говорения или с двумя раскрытыми ладонями. На иконе с изображением преподобного Алексия Человека Божия и Марии Египетской из Сретенского монастыря в Москве мы видим  традиционный для риторики жест говорения, при котором указательный и средний палец слегка перекрещены, а большой, безымянный и мизинец сомкнуты, заимствованы из античной культуры. Этими жестами святые обращались с покаянной молитвой к Богу и ко всем людям, пришедшим в храм.

Преподобные Мария Египетская и Алексий, человек Божий. Из Сретенского монастыря в Москве. Москва, музей им. Андрея Рублева. Середина XVII века

В русской иконописи середины — второй половины XVII века были распространены патрональные изображения преподобной Марии Египетской и Алексия, человека Божия — небесных покровителей царя Алексея Михайловича и его первой супруги Марии Милославской. Милославская считала ее своей небесной покровительницей. Часто преподобная Мария Египетская изображается со святым Зосимой в эпизодах, которые описаны в иконописном подлиннике следующим образом: «…стоит Мария нагая, а Зосима дает мантию, зрит назад. В другом месте дает Зосима причастие Святых Таин, стоят у реки Иордана, гора низка вохра над Иорданом, около их деревца, приличныя пустынным местам, изображена» (Филимонов. Иконописный подлинник.).

Преподобные Зосима и Мария. Икона-таблетка. Русь. XVI векСвятитель Алексий Человек Божий и преподобная Мария Египетская. Весна 1648 г. Икона написана к бракосочетанию царя Алексея Михайловича с царицей Марией ИльиничнойЭпизоды из Жития преподобной Марии Египетской. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 1 апреля (фрагмент). Русь. Конец XVI — начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову

Известна икона с житием преподобный Марии Египетской второй половины — конца XIV веков из ризницы монастыря Хиландар на Афоне, все ее поле занято шестнадцатью клеймами, в которых иллюстрируются отдельные сцены жития преподобной.

На Руси житийные иконы Марии Египетской получают распространение в XVII веке, что связано, как говорилось выше, с тем, что Преподобная была патрональной святой царицы Марии Ильиничны Милославской.

Икона преподобная Мария Египетская с житием. XVII век

Помимо поясных и ростовых изображений преподобной Марии Египетской широкое распространение в византийском и древнерусском искусстве получил сюжет причащения Марии преподобным Зосимой. В византийской живописи сложилась устойчивая иконографическая схема данного сюжета. Старец Зосима и преподобная Мария Египетская изображаются в рост, обращенными вполоборота друг к другу. Святой Зосима облачен в монашескую рясу, мантию и куколь, снятый, обычно, с головы. В одной руке он держит чашу со Святыми Дарами, в другой — лжицу, которую подносит к устам Марии. Преподобная Мария изображается с непокрытой головой, одетой в рубище. Ее худые руки крестообразно сложены на груди или в молитвенном жесте протянуты к Святой Чаше.

Причащение преподобной Марии. Фреска. Церковь св. Андрея на Треске в Македонии. Сербская Православная Церковь. 1388 — 1389 годыПреподобная Мария. Дионисий. Фреска. Ферапонтово. 1502 годПреподобная Мария Египетская с житием. Рождественский собор на Рогожском кладбище в Москве

На миниатюрах рукописей история Зосимы и преподобной Марии стала предметом для иллюстрации Псалтыри. Например, в Киевской Псалтыри (1397 г.) соединены два события: встреча в скалах (Зосима отворачивается, протягивая Марии свою верхнюю одежду); ниже — на берегу Зосима причащает Марию.

Встреча преподобных Зосимы Палестинского и Марии Египетской. Миниатюра из Киево-Печерской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 175 об.)

И мужчины, и женщины могут молиться от блуда святителю Евфимию Новгородскому

Этого святого мужа ещё при жизни люди просили избавлять их от похотливых желаний. У него был такой дар. Теперь к Евфимию Новгородскому можно обратиться в такой молитве:

Отче святителю Евфимие! Ты от юности Твоея Христа возлюбил еси,

и благодатию Его укрепляем,

вся плотская мудрования умертвил еси,

чистым же житием и кротким нравом Господеви угодил еси,

и по благодати Его на престоле святительства подвизаяся,

явился еси, пастве Христове Великаго Новограда пастырь добрый,

душу твою о стаде твоем полагаяй.

Темже и по смерти твоей прослави тя Пастыреначальник Христос подаянием чудес,

от тебя истекающих, образ добродетельнаго жития в тебе нам показуя.

Темже и аз грешный и унылый,

к раце мощей твоих припадая, молюся тебе усердно:

даждь ми руку помощи, воздвигни мя молитвами твоими из глубины греховныя:

се бо волнами страстей плотских и иными тьмочисленными житейскими треволнении обуреваюся.

Буди убо мне многогрешному теплый ко Христу предстатель и молитвенник, да и аз,

от потопления греховнаго избавлен, ко пристанищу непорочнаго жития благодатию Христовою достигну,

и чистым житием прославлю Спасителя моего,

кровию Своею мене искупившаго:

и тако жития скончав, получу жизнь вечную во Царствии Небеснем, идеже славится Пречестное и Великолепое Имя Отца,

и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и вовеки веков. Аминь.


Евфимий Новгородский встал на угли, чтобы преодолеть блудные желания, теперь он помогает тем, кто ему молится

Краткое житие

Дни памя­ти 1/14 апре­ля, в Неде­лю 5‑ю Вели­ко­го поста

Моло­дые годы про­ве­ла в Алек­сан­дрии, уто­пая в раз­вра­те. При­став к палом­ни­кам, еду­щим на покло­не­ние свя­ты­ням в Иеру­са­лим, не была допу­ще­на в храм Вос­кре­се­ния Боже­ствен­ной силой. Пока­яв­шись и горь­ко опла­кав свой грех, уда­ли­лась в пусты­ню, где про­бы­ла одна в лише­ни­ях, посте и молит­ве почти 50 лет. Суро­вы­ми подви­га­ми и пока­я­ни­ем прп. Мария совер­шен­но иско­ре­ни­ла в себе все гре­хов­ные жела­ния и соде­ла­ла серд­це свое чистым сосу­дом Свя­то­го Духа. Помощ­ни­ца в бра­ни с блу­дом, настав­ни­ца в цело­муд­рии и воз­дер­жа­нии, пода­тель­ни­ца пока­ян­но­го чувства.

Минея. 1‑е апреля.

  • Глас в Словаре.
  • Ака­фист пре­по­доб­ной Марии Египетской.
  • Канон пре­по­доб­ной Марии Египетской.

Икос 12

Поюще надгробное пение, богомудрый Зосима, нозе твои честныя слезами омываше, и много молився тебе, покрыв тело твое землею, наго сущее и ничтоже имеющее, точию ветхую мантию, юже исперва тебе даде, радостию и страхом многим одержим, величию Божию дивяся, стояше, зовый к тебе таковая:

Радуйся, яко чадо света сущи, прешла еси к Свету невечернему; радуйся, яко дух твой с веселием прияша селения святых.

Радуйся, яко тело твое упокоися в могиле, юже лев от пустыни тебе ископа; радуйся, яко тобою показа мне Господь, колико отстою от меры совершенства.

Радуйся, о всем мире к Богу ходатаице; радуйся, постников высото, преподобных славо, страдальцев красото.

Радуйся, чудо милосердия Божия, Марие равноангельная.

Молитвословия

День памяти святой Марии Египетской приходится на 25 марта и 14 апреля по новому стилю. В это время отмечают именины те Марии, Дни Рождения которых наиболее близки к этим числам.

Великий покаянный канон читается дважды в году: на первой и на пятой неделях Великого поста. На первой неделе эту длинную службу раскладывают на четыре вечера, а на пятой неделе прочитывают зараз на утрене четверга. Мариино стояние нельзя пропустить. На этой службе – особенной и нелегкой даже для живущих в церкви многие годы, не то что для новоначальных, подается обильное духовное лекарство.

Усиленные труды – физическое и душевное напряжение, земные поклоны, сама обстановка темного храма, множества коленопреклоненных людей, продолжительность службы, слышание чудесного рассказа о преображении человека из грешника в святого, — все это обостряет чувства, бередит совесть, заставляет как-то сдвинуться с мертвенной точки глухости к своим грехам. Заставляет затрепетать душу в страхе:

«Душе моя, воста́ни, что спи́ши? Коне́ц приближа́ется»! А потом уловить спасительный луч надежды в призыве: «…и и́маши смути́тися. Воспряни́ у́бо, да пощади́т тя Христо́с Бог, везде́ сый и вся́ исполня́яй»….

И дальше — с великим страхом Божиим, с трепетом и благодарностью ожидать Светлого Воскресения.Суточный богослужебный круг в церкви начинается с вечера, поэтому утреня четверга в храме — это вечером в среду, т.е. накануне.

Интересный факт

О первых моментах Творения Божиего, когда только-только появился в мире Свет, в начале книги Бытия сказано: «…и был вечер, и было утро — день один» (Быт. 1 , 5). Так что, по традиции день в Церкви начинается с вечера.

Эта утреня становится особенной. Сменяя друг друга, выходят в центр храма все священники с зажженными свечами, и по очереди читают песнь за песней, ирмос за ирмосом все стихи, перемежающиеся покаянными припевами хора: «помилуй мя Боже, помилуй мя».

Служба продолжается по 5-7 часов. Многие приносят с собой тексты (молитвословы с каноном), чтобы следить

Но что бы понять многие стихи, нужно немного почитать, подготовиться, обратить внимание на ссылки в тексте канона на Священное Писание и прочитать толкование. Библейские параллели, приводимые автором и исторические примеры бывают трудны для понимания

В любом случае необходимо двигаться, читать, разбираться, спрашивать у священников. Не надо стоять на одном месте, особенно молодым, надо разбираться в Священном Писании, учиться. Пост это как раз удобное время немного отложить житейские заботы и отдать время молитве и покаянию. Для примера, чтобы мы извлекли урок – что такое покаяние (покаяние и исповедь – это разные понятия), для наставления всех нас в истинной вере Богу, Церковь приводит нам на этой службе потрясающий пример перемены вектора и исправления жизни человека – преподобной Марии.

Интересный факт

Покаянный канон Андрея Критского состоит из 250 тропарей, принято совершать земной поклон на каждом из них. А если добавить еще и поклоны на молитве Ефрема Сирина, да на «Отче наш…». А если, при усердии, еще и не по одному на тропарь. Это нелегко. За службу по старинным уставам совершали до 1000 метаний (поклонов).

Блудная жизнь и раскаяние Марии Египетской

Мария Египетская родилась в середине V века в Египте. Когда ей было 12 лет Мария ушла из дома и стала блудницей, она покинула родителей и отправилась в Александрию, где стала блудницей.

12

во столько лет Мария покинула родительский дом и стала блудницей

Так она провела семнадцать лет своей жизни, пока однажды не встретила паломников, направляющихся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня.

Присоединившись к ним из греховных побуждений, Мария прибыла в Иерусалим. Мария попыталась войти в храм Гроба Господня, но ей не удалось переступить и порог, так как некая сила не пускала ее.

Тогда Мария, осознав свое падение и грех, в котором жила, стала молиться перед иконой Богородицы в притворе храма. Только после этого ей удалось войти в храм и поклониться Животворящему Кресту.

Уходя, Мария вновь обратилась с молитвой к Богородице и вдруг услышала голос, который сказал ей:

47

столко лет провела Мария в пустыне в полном одиночестве

Приняв причастие, Мария перешла Иордан и поселилась в пустыне в полном уединении, где провела 47 лет. Первые 17 лет Марию не отпускали воспоминания о грехе и блудные страсти, в которых она жила.

Единственным человеком, видевшим Марию в пустыне, был иеромонах Иорданского монастыря Зосима.


Иеромонах Зосима и святая Мария Египетская. Зосима был единственным человеком, встретившим Марию в пустыни

Первая встреча с Зосимой: чудесное цитирование Писания Марией Египетской

Однажды в пустыню на время Великого поста удалился иеромонах Иорданского монастыря Зосима. Встретив Марию, Зосима отдал ей часть своего гиматия, чтобы та прикрыла свою наготу.

Во время молитвы святая наизусть цитировала Писание, что восхитило Зосиму и исполнило его благоговением. Иеромонах попросил Марию рассказать о своей жизни. Рассказав, она попросила Зосиму вернуться спустя год и причастить ее. Мария попросила монаха не переходить Иордан, а ожидать на другой стороне.

Вторая встреча. Причастие святой

Спустя год, Зосима пришел к Иордану в Великий четверг. Увидев Марию на другом берегу, монах долго думал, как же она сможет перейти реку без лодки.

К удивлению Зосимы, преподобная Мария пошла по воде как по суше.

Зосима причастил Марию. После причастия она попросила его прийти через год на первое место их встречи. Попрощавшись, святая ушла обратно в пустыню, вновь перейдя Иордан по воде.

Третья встреча. Смерть и похороны Марии

Зосима, как и просила Мария, через год пришел к первому месту их встречи. Придя, монах увидел бездыханное тело святой. Рядом с телом на песке была написана последняя ее просьба:

Зосима понял, что после причастия Мария чудом перенеслась в этом место, до которого он шел 20 дней, и умерла.

Не сумев вырыть могилу, монах увидел рядом с телом льва. Тогда Зосима сказал ему:

Лев послушал Зосиму и вырыл могилу для преподобной. Так тело Марии Египетской, удалившейся 47 лет назад в пустыню, было погребено в песках.

Вернувшись в монастырь, Зосима рассказал историю святой другим монахам. Предание о преподобной Марии передавалось в устной форме вплоть до VII века, пока не было записано Софронием Иерусалимским.

Молитва 2‑я

Аудио:

Свята́я и вели́кая уго́днице Христо́ва Мари́е, Анге­лы удиви́вшая безприме́рным по́двигом свои́м! Мо́лим тя, блаже́нная, пред­стоя́ ны́не у Престо́ла Всесвяты́я Тро́ицы, умо­ли́ Го́спода, обре́тшая ве́лие дерзнове́ние пред Ним, да сподо́бит Он и нас подо́бно тебе́, пока́ятися в тмочи́сленных согреше́ниях на́ших, и да прости́т нас, и да наказа́в ны зде по Сво­е­му́ человеколю́бию, не погуби́т и нас в бу́дущем ве́це. Моли́, свята́я Мари́е, Пресвяту́ю твою́ Спору́чницу, укрепи́вшую тя в по́двизе твое́м тя́жцем, да укрепи́т о́на́ и нас, Всесвята́я, всеси́льною по́мощью Свое́ю, на сем земно́м терни́стом пути́, и я́ко ты, облобыза́в с ве́рою и любо́вию Всечестны́й Крест Христо́в, восприя́ла еси́ благода́ть Его́ Всеси́льную в борь­бе́ со диа́волом, ми́ром и пло́тию и до́блестию разруши́ла еси́ вся ко́зни сата­ны́, та́ко да сподо́бимся и мы по́мощию Животворя́щаго Дре́ва Кре­ста́ Госпо́дня разруши́ти вся прегра́ды гре­ха́ к достиже́нию го́рняго Ца́рствия, и удосто́ившись ве́чныя жи́зни, вку́пе с тобо́ю вы́ну воспева́ти Пресвяту́ю Тро́ицу во Еди́нем суще­стве́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Чудеса по молитвам к Марии Египетской

В православии Мария Египетская почитается уже достаточно давно, а молитвенное слово ей считается самой сильной женской молитвой, помогающей в сложных жизненных ситуациях, которые связаны с проблемами греховности и морали.

Жила преподобная ещё в VI веке и уже тогда прославилась своей глубокой верою и огромной силою, подаренной ей Господом. Её история трагична и величественна одновременна: она открывает душу и учит покаянию – всему тому, чего порой так сложно достигнуть обычному человеку. Даже на святом лике Мария Египетская изображена в образе измождённой пожилой женщины, тело которой едва прикрывают лохмотья. Зачастую рядом с ней стоит другой святой в полном облачении священника.

Акафист же, посвящённый преподобной уже через столетия после её ухода на Небеса, даёт человеку верующему возможность постигнуть не только её великий подвиг, но и всю ценность Божьей милости по отношению к грешникам. Читать его можно разрешается даже во время поста.

При жизни святая, будучи молодой, вела блудный образ жизни, продавая своё тело не ради нужды, а для собственного удовольствия. И однажды она оказалась на корабле с моряками, которые направлялись в Иерусалим, и там предалась греху и разврату. По прибытии ей стало интересно посмотреть величественную архитектуру старого города, среди которой был очень красивый храм. Но она не смогла зайти в него, так как вход ей перегородил Ангел.

И вдруг, внезапно осознав всю горечь своего морального падения, она начала истинно молиться, прося милости и помощи у Богородицы. После чего смогла зайти в храм Гроба Господня, приложится к Кресту и принять причастие. Потом твёрдо решила отправиться в пустыню, где провела целых 40 лет в строгом посте и покаянии.

Из некоторых исторических свидетельств известно, что святая могла совершать настоящие чудеса, помогая тем самым людям, которые “запутались” в жизни и “потеряли” себя из-за пагубных грехов и страстей.

С тех пор и до сегодняшнего дня молитва, обращённая к преподобной, дарит человеку просящему надежду обрести духовное, истинное, праведное, дабы исцелить душу от злого и неверного, имея главное – глубокую веру.

Јкосъ }

ВсS былA є3си2 въ бз7э, мRjе всебогaтаz, є3гдA зwсjма, њбходS пустhню, ви1дэти тS спод0бисz. Заклинaю тS, џтче, спcтелэмъ бGомъ, да никомyже речeши, ћже слhшалъ є3си2 t менE, д0ндеже бGъ t земли2 в0зметъ мS, вэщaла є3си2 томY, нhнэ съ ми1ромъ thдиши, въ постЁ же грzдyщагw лёта причасти2 мS сhхъ хrт0выхъ тaинъ на брeзэ їoрдaнстэмъ. То рeкши, ѓки г0рлица пустыннолюби1ваz и3 неудержи1маz, t џчію стaрца скрhласz є3си2, т0й же поклони1всz до земли2 и3 цэловA мёсто, и3дёже стоsсте ст0пы н0гъ твои1хъ, зовhй таковaz:
Рaдуйсz, ћкw њбнажи1вшисz стyда грэх0внагw, пaче снёга ўбэли1ласz є3си2. Рaдуйсz, ћкw пaче лучeй с0лнечныхъ просвэти1ласz є3си2. Рaдуйсz, ћкw всS грэхи2 твоS забвeнны и3 прощeнны сyть ў бGа. Рaдуйсz, ћкw чaсть твоS со сhми. Рaдуйсz, ћкw мздA твоS мн0га на нб7сёхъ. Рaдуйсz, ћкw первёе блудни1ца, днeсь невёста хrт0ва сотвори1ласz є3си2.
Рaдуйсz, чyдо млcрдіz б9іz, мRjе равноaгGльнаz.

Икос 6

Возсия мирови от пустыни Иорданской свет великих подвигов твоих, Марие приснославная, многия бо лета, аки адамант тверд и столп непоколебим, пребыла еси, яко со зверьми лютыми, с похотьми твоими борющися и оружием креста отражая разжженныя стрелы лукаваго, сего ради дивящеся пачеестественному терпению твоему, любовию зовем ти:

Радуйся, яко злострадания и труд в пустыни четыредесят и осмь лет понесла еси; радуйся, яко солнечнаго зноя опаление, наготу и мраз нощный претерпела еси.

Радуйся, яко гладом и жаждою истаявала еси; радуйся, яко всякое пожелание плоти конечно умертвила еси.

Радуйся, яко в борьбе со грехом, в тебе живущим, до крове подвизалася еси.

Радуйся, чудо милосердия Божия, Марие равноангельная.

Молитва от блуда: как она помогает в борьбе со страстью

Как бы ни согрешил человек, Господь ждёт от него покаяния. Христос не осудил и отпустил приговорённую к смерти падшую женщину. Он лишь призвал её не возвращаться к греху (Ин.8:11). Святитель Феофан Затворник отмечает:

Святые Отцы наставляют, что побороть блудную страсть возможно, лишь подчинив плоть душе и освятив своё естество спасительной Божественной благодатью. Необходимо уклоняться от соблазнов, укрощать тело постом и физическими трудами. Следует своевременно отсекать в зародыше нечистые помыслы, регулярно исповедоваться, причащаться и, конечно, молиться. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин учит:

Приведём также наставление преподобного Ефрема Сирина:

Искренняя горячая молитва соединяет человека со Всевышним, призывает Его благодать, освящает и преображает душу. Следует помнить, что для Бога важен настрой нашего сердца, вера и покаяние. А не автоматическое проговаривание священного текста. Это касается и тех случаев, когда читается молитва от блуда мужа.

Помощи для борьбы с блудом просят у Господа, Богородицы и святых. Традиционно покровителями страдающих от этой страсти почитаются преподобные Мария Египетская, Иоанн Многострадальный, Моисей Угрин, мученица Фомаида. Обращаться можно и к любому другому святому, в том числе своими словами. Например, некоторыми читается молитва Матронушке от блуда.

Преподобный Моисей Угрин

Преподобный Моисей Угрин (Печерский), по происхождению венгр, состоял на службе у святого благоверного князя Бориса. Моисей, после гибели князя в 1015 году на реке Альте, скрывался в Киеве. Когда польский король Болеслав захватил город, преподобный вместе с другими пленниками был отведен в Польшу.

Молодой и статный пленник очень понравился одной богатой польке-вдове, воспылавшей к нему страстным желанием. Женщина собиралась выкупить Моисея и сделать своим мужем, но тот решительно отказался, так как давно уже знал, что хочет стать монахом.

Полька все же выкупила преподобного, после чего всячески пыталась того совратить, используя для этого не только свои женские чары, но и обширные богатства. Все это святой отвергал. И когда через те места проходил один Афонский иеромонах, Моисей был пострижен в иноки.

Полька, узнав об этом, приказала бить преподобного палками. Более того, она испросила у Болеслава разрешение делать с пленником все, что посчитает нужным. Ежедневно святой получал по сто ударов, а потом был оскоплен. После внезапной смерти короля, воздвигшего гонение на монахов, и гибели вдовы, убитой во время мятежа, Моисей, оправившись от ран, пришел в Киево-Печерский монастырь.

Один брат, одержимый блудной страстью, обратился к преподобному за помощью. У святого подвижника с собой всегда была палка, без которой он не мог передвигаться из-за полученных в плену ран. Этой палкой Моисей ударил в грудь попросившего о помощи инока, давшего обет никогда не разговаривать с женщинами, после чего тот освободился от искушения. После кончины преподобного (примерно в 1043 году), к его мощам с усердной молитвой стали прибегать монахи Киево-Печерского монастыря, жаждущие исцеления от плотских искушений.

День памяти преподобного Моисея – 26 июля/8 августа.

Преподобной Марии Египетской (тропарь, кондаки и молитвы)

Тропарь, глас 8:

В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу,/ прии́мши бо крест, после́довала еси́ Христу́/ и, де́ющи учи́ла еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́ ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бная Мари́е, дух твой.

Кондак, глас 4:

Греха́ мглы избежа́вши,/ покая́ния све́том озари́вши твое́ се́рдце, сла́вная,/ пришла́ еси́ ко Христу́,/ Сего́ Всенепоро́чную и святу́ю Ма́терь/ Моли́твенницу ми́лостивную принесла́ еси́./ Отону́дуже и прегреше́ний обрела́ еси́ оставле́ние,// и со А́нгелы при́сно сра́дуешися.

Ин кондак, глас 3:

Блуда́ми пе́рвее преиспо́лнена вся́ческими, / Христо́ва неве́ста днесь покая́нием яви́ся, / а́нгельское жи́тельство подража́ющи, / де́мона креста́ ору́жием погубля́ет. // Сего́ ра́ди Ца́рствия неве́ста яви́лася еси́, Мари́е пресла́вная.

Молитва первая

О вели́кая Христо́ва уго́днице преподо́бная Мари́е! На Небеси́ Престо́лу Бо́жию предстоя́щи, на земли́ же ду́хом любве́ с на́ми пребыва́ющи, име́ющи дерзнове́ние ко Го́споду, моли́ спасти́ рабы́ Его́, к тебе́ с любо́вию притека́ющыя. Испроси́ нам у Великоми́лостиваго Влады́ки и Го́спода ве́ры непоро́чное соблюде́ние, градо́в и ве́сей на́ших утвержде́ние, от гла́да и па́губы избавле́ние, скорбя́щым утеше́ние, неду́гующым — исцеле́ние, па́дшим — возста́ние, заблу́ждшым — укрепле́ние, в дела́х благи́х преспе́яние и благослове́ние, сирота́м и вдови́цам — заступле́ние и отше́дшим от сего́ жития́ — ве́чное упокое́ние, всем же нам в день Стра́шного Суда́ одесну́ю страны́ о́бщники бы́ти и блаже́нный глас Судии́ Моего́ услы́шати: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам Ца́рствие от сложе́ния ми́ра, и та́мо пребыва́ния во ве́ки получи́ти. Ами́нь.

Молитва вторая

О вели́кая Христо́ва уго́дница, преподо́бная ма́ти Мари́е! Услы́ши недосто́йную моли́тву нас, гре́шных (имена), изба́ви нас, преподо́бная ма́ти, от страсте́й, вою́ющих на ду́ши на́ша, от вся́кия печа́ли и находя́шия напа́сти, от внеза́пныя сме́рти и от вся́каго зла, в час же разлуче́ния души́ от те́ла отжени́, свята́я уго́дница, вся́кую лука́вую мысль и лука́вые бе́сы, я́ко да прии́мет ду́ши на́ша с ми́ром в ме́сто све́тло Христо́с Госпо́дь Бог наш, я́ко от Него́ очище́ние грехо́в, и Той есть спасе́ние душ на́ших, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва третья

О равноа́нгельная и всесве́тлая Мари́е преподо́бная, убели́вшая ри́зу ду́ши своея́ в Кро́ви А́гнчей и зря́щая ны́не на небеси́ невече́рний свет Ца́рствия Небе́снаго Христо́ва, помяни́ мя, гре́шнаго и убо́гаго ра́ба твоего́, в Богоприя́тных твои́х к Бо́гу моли́твах и защити́ мя от ловле́ния врага́, ве́си бо его́ ко́зни и лю́тую в сем житии́ на ны брань, да́руй ми сле́зы покая́ния, омыва́юще душе́вную мою́ скве́рну, испроси́ ми оставле́ние грехо́в и жития́ исправле́ние, изба́ви мя от злых мои́х обы́чаев, ле́ности и нераде́ния, научи́ мя постоя́нству и кре́пости в бо́рьбе с мои́ми грехо́вными на́выками, напечатле́ти в се́рдце мое́м и уме́ пресве́тлый о́браз тобо́ю люби́маго Христа́, уязви́ мою́ ду́шу Его́ всепроща́ющею любо́вию, да не оскорблю́ милосе́рдие Его́ но́выми греха́ми, умоли́ о мне и ми́лостивую спору́чницу твою́, Пречи́стую Де́ву Богоро́дицу, да и мне, недосто́йному, да́рует всеси́льную Свою́ по́мощь и наста́вит на стезю́ спасе́ния, во исхо́де же от сего́ ми́ра, о ма́ти преподо́бная, сподо́би мя причаще́ния Святы́х Боже́ственных Тайн: в стра́шный час сме́рти помози́, на возду́шных мыта́рствах заступи́ и предста́тельством твои́м отве́рзи ми две́ри Небе́снаго Ца́рствия, иде́же по труде́х и по́двизех ны́не водворя́ешися, зря и прославля́я пресла́дкаго Искупи́теля твоего́, прише́дшаго в мир гре́шныя спасти́ и Боже́ственною Свое́ю Кро́вию омыва́ющаго нас от вся́каго греха́. Ему́же сла́ва, честь и поклоне́ние со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пречи́стым и Животворя́щим Ду́хом в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.

Назад к списку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector