Схема суточного круга богослужения, особенности и что собой представляет

Богослужения. Недельный круг: история, описание действия, значение

Значение православного богослужения в жизни каждого христианина чрезвычайно велико. Оно и учит верующих, и назидает, и духовно воспитывает, давая им богатейшую духовную пищу для ума и для сердца. Годичный круг богослужения излагает в живых образах и поучениях почти всю библейскую историю, а также историю Церкви.

Богослужение раскрывает догматическое учение Церкви, наполняющее душу благоговением перед величием Творца, преподает нравственные уроки подлинно христианской жизни в живых образах и примерах святых, память которых прославляется почти ежедневно.

Кто внимательно слушает богослужение, кто сознательно участвует в нем умом и сердцем, не может не почувствовать мощного призыва Церкви к святости. Через богослужение святая Церковь всех нас пытается оторвать от всяких земных привязанностей и пристрастий и сделать теми «земными ангелами» и «небесными человеками», которых воспевает она в своих тропарях, кондаках, стихирах и канонах.

Первым шагом к такому возвышению становится осознанное участие каждого христианина в богослужении. Для этого следует очень четко представлятьть структуру его. Отвечая на вопросы пользователей, представляем описание богослужебных кругов.

Структура православного богослужения

Церковные молитвословия, употребляющиеся в богослужении, связаны или с временем дня, в которое богослужение совершается, или с днем недели (по церковному седмицы), или с днем года (определенным месяцем и числом). Так, различаются три круга богослужения: 1) суточный круг, 2) недельный, или седмичный и 3) годовой.

Богослужебные круги

А) Дневной – состоит из 7 служб

Б) Недельный – совершается по книге Октоих, которая состоит из восьми гласов, расписанных на каждый день недели, в которые поминаются: 1) в воскресенье – Воскресение Господа нашего Иисуса Христа 2) в понедельник – Св. бесплотные Силы 3) во вторник – Св. Иоанн Предтеча 4) в среду – Пресвятая Богородица и крестные страдания Господа нашего Иисуса Христа 5) в четверг – апостолы и св. Николай чудотворец 6) в пятницу – крестные страдания Господа нашего Иисуса Христа 7) в субботу – все святые и поминание усопших Недельные круг (и каждый глас вместе с ним) начинается с воскресенья

1) круг годовых церковных праздников – начинается с 1 сентября по ст.стилю (хотя в церковном календаре с 1 января по ст.стилю). Определяется богослужебной книгой Минея.

2) пасхальный годовой круг – начинается с недели сыропустной, когда вспоминается изгнание Адама из рая, заканчивается неделей мясопустной, когда вспоминается Страшный суд. Определяется богослужебной книгой Триодь.

Из соединения этих трех элементов – дневного, недельного и годового круга – и составляется богослужение каждого данного дня. Структуру дневного круга богослужения рассмотрим подробнее.

Дневной круг церковного богослужения

Дневной круг включает 7 служб:

2) утреня с первым часом

При этом необходимо помнить, что богослужебный день начинается с вечера. Литургия находится над дневным кругом, поскольку она есть самое главное таинство. Один священник может совершить в день только одну литургию.

Виды Божественной литургии

1) Литургия св. Иоанна Златоустого – совершается круглогодично

2) Литургия св. Василия Великого – совершается 10 раз в год (преимущественно в Великий пост)

3) Литургия св. Григория Двоеслова (Преждеосвященных Даров) – совершается в среду и пятницу, а также в важные церковные праздники, выпавшие на будние дни Великого поста (кроме Благовещения Пресвятой Богородицы, когда служится Литургия св. Иоанна Златоустого)

Существует также литургия Иакова, брата Господня – служится один раз в год в некоторых храмах.

Средние праздники

Средние праздники установлены в честь нерукотворного образа Иисуса Христа, икон Божией Матери, Небесных Сил бесплотных (ангелов) и святых. Могут быть бденными (со всенощным бдением), более торжественными, и полиелейными (с полиелеем). Их количество точно не определено. Согласно Типикону (Уставу), средние праздники со всенощным бдением (в некоторых случаях бдение по желанию настоятеля) совершаются в честь:

  • апостола и евангелиста Иоанна Богослова;
  • святителя Иоанна Златоуста;
  • трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста;
  • равноапостольных Кирилла и Мефодия;
  • равноапостольного князя Владимира;
  • преподобного Саввы Освященного (по желанию настоятеля);
  • святителя Николая Мирликийского (по желанию настоятеля);
  • преподобного Антония Великого (по желанию настоятеля);
  • преподобного Евфимия Великого (по желанию настоятеля);
  • великомученика Георгия Победоносца (по желанию настоятеля);
  • перенесения из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Иисуса Христа (по желанию настоятеля).

К средним праздникам со бдением также относятся праздники храмовые (престольные праздники) и в честь святых, чьи мощи находятся в храме. Согласно Уставу, также по желанию настоятеля всенощное бдение может совершаться в честь Димитрия Солунского, Собора Архангела Михаила, святителя Григория Богослова, пророка Илии.

Особенности в синодальный период

В Православной российской церкви в календарь ежегодных торжеств (вплоть до падения монархии 2 марта 1917 года) заносились следующие виды особых праздников:

  • Царские дни , которые подразделялись на:Высокоторжественные — дни восшествия на престол, венчания на царство и пр. Императора, Императрицы, Наследника, в которые накануне полагалось бдение тем святым, память которых случалась в соответствующий день, а в сам день праздника по окончании литургии — молебен со звоном;
  • Торжественные — дни рождения и тезоименитств прочих Особ Царствующего Дома;

Кавалерские дни — дни памяти святых, имя которых носил тот или иной кавалерский орден, по юлианскому календарю: 3 февраля, 30 августа, 22 сентября, 8, 24, 26 и 30 ноября;

Викториальные — в ознаменование побед или заключения мира, например, 27 июня — в память о победе «под Полтавою» в 1709 году.

Кроме того, до 10 мая 1904 года законом запрещалось производство публичных работ в воскресные, праздничные и торжественные дни, причём ряд ограничений в отношении общественных развлечений и увеселений действовал и позднее.

Годовый круг

Этот цикл не имеет собственных служб. Тексты годового круга вставляют в суточные церемонии. Годовой цикл включает Месяцеслов и Пасхалию.

Каждый день

Ежедневно читают неизмененные тексты обрядов, составляющих Суточный круг. В церемонию включаются измененные молитвословия из недельного, годового круга. Каждый Божий день посвящен какому-то значимому в православии событию.

Пасха

В такой день прославляется Воскресение Христово. Важнейшее торжество, не приуроченное к какой-то определенной дате. Относится к подвижным. Отмечается не ранее 4 апреля и не позднее 8 мая.

Двунадесятые праздники

Важнейших праздничных событий всего 12. Их называют двунадесятыми, они бывают подвижными (зависящими от Пасхи) или неподвижными (с точно установленной датой). К ним не относят Пасху.

Неподвижные:

  • Рождество Богородицы (21 сентября);
  • Воздвижение Креста Господня (27 сентября);
  • Вход в храм Пресвятой Богородицы (4 декабря);
  • Рождество Христово (7 января);
  • Крещение Господне (19 января);
  • Сретение Господне (15 февраля);
  • Благовещение Богородицы (7 апреля);
  • Преображение Господне (19 августа);
  • Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).

Подвижные:

  • Вход Господень в Иерусалим;
  • Вознесение Господне;
  • Пятидесятница.

Великие святые и ангелы

Ежедневно вспоминают великомучеников, отдавших свою жизнь во славу Всевышнему. Описание и перечень всех значимых праздников, посвященных святым великомученикам и ангелам, обязательно печатается в церковном календаре.

Классификация

Праздничные церковные события группируются и классифицируются. На службах, проводимых ежедневно на протяжении двенадцати месяцев, читаются тексты, предписанные Уставом, а также молитвословия по случаю выпавших на определенную дату праздников. По особо торжественным дням ритуал проведения службы несколько изменяется.

Неподвижные и подвижные

Месяцеслов состоит из неподвижных праздников, каждый из которых сопоставим с точно установленным числом месяца. Начинается месяцеслов с начала церковного года, то есть с 1 сентября. Главные неподвижные праздники называют двунадесятыми (их всего девять). К месяцеслову относят 3 поста.

Пасхалия — система подвижных праздничных событий. Прежде всего, — это Пасха. Пасхалия не привязывается к какой-то точной дате, зато ежегодно празднуется и зависит от дня, на который выпадает Пасха. Перед Воскресением Христовым идет Великий Пост, который длится шесть недель. На Пасхалию приходится 3 двунадесятых праздника. Начинается Пасхалия за 3 недели до Великого поста. Заканчивается — Неделей всех Святых, которую празднуют после Пятидесятницы.

По торжественности

Главным праздником считается Пасха. Она не принадлежит ни к какому разряду. В такой день проводится Пасхальное богослужение — церемония, на которой все тексты, в основном, поются.

Великие

К разряду великих относятся Двунадесятые, всего их 12. Верующие торжественно отмечают все события из земной жизни Всевышнего, а также связанные с его божественным Воскрешением. Великими также считаются 5 недвунадесятых дат.

Средние

Такие празднества установлены в честь святых, икон Пренепорочной Девы или важных для Церкви событий. Их количество никому не известно.

Малые

Дни в православии приурочены великомученикам или святым, преданно служившим вере, а также событию из церковной жизни.

БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ

принятое в литургике наименование временны́х циклов богослужений. В христ. Церкви существуют 4 Б. к.- суточный, седмичный и 2 годовых (подвижный и неподвижный).

В суточный круг богослужения входят службы, к-рые должны совершаться ежедневно в определенное время (напр. вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы). Христ. система молитв, приуроченных ко времени суток, восходит к I в.: апостолы ходили в иерусалимский храм к утреннему и вечернему жертвоприношениям (см. в ст. Ветхозаветное богослужение), уединенно молились в определенные часы дня и ночи (Деян 3. 1; 5. 21; 10. 9); в «Дидахе» (посл. треть I в.?) к троекратной молитве в течение дня призываются все верующие. К III в. набор суточных служб был уже близок к совр. (см. Bradshaw P. F. Daily Prayer in the Early Church. L., 1981). В правосл. традиции основной книгой, где изложены последования служб суточного круга, является Часослов, состав к-рого в основном сформировался к IX в.

В состав ежедневно совершаемых служб суточного круга в зависимости от наличия или отсутствия праздника включаются песнопения и чтения 3 др. Б. к.: седмичного и годовых подвижного и неподвижного.

Годовой подвижный круг богослужения сформировался вокруг праздника Пасхи. Поскольку дата христ. Пасхи связана с евр. лунным календарем, праздники и памяти подвижного цикла выпадают в разные годы на разные даты солнечного календаря, принятого в древности в Римской империи, а впосл. и во всем мире. В христ. богослужении за мн. века его развития сложился целый комплекс воспоминаний, приуроченных к периоду Великого поста, служащего приготовлением к Пасхе и следующему за ним периоду Пятидесятницы. В правосл. традиции книгами, содержащими тексты годового подвижного круга, являются Триоди, Постная и Цветная.

Годовой неподвижный круг богослужения представляет собой цикл воспоминаний, привязанных к различным календарным датам в течение года. В основе лежит рим. календарная система. Его формирование началось во II-III вв. с почитания дней памяти мучеников, а также праздников Богоявления и Рождества Христова. После IV в. число памятей этого Б. к. стало быстро увеличиваться. В совр. правосл. традиции (так же, как и во мн. др.) число памятей годового неподвижного круга настолько велико, что нет ни одного дня без воспоминания к.-л. святого или праздника, мн. дни имеют даже неск. памятей, поэтому была создана система обозначений степени праздничности каждой памяти (см. ст. Знаки праздников месяцеслова). В правосл. богослужении основными книгами, содержащими песнопения и чтения годового неподвижного круга, являются служебные Минеи. Соединение песнопений и чтений, относящихся к разным Б. к., регулируется богослужебным уставом (см. Типикон).

Богослужения седмичного круга

Также как Божественная Литургия, творимая в воспоминание Спасителя, а особенно Его крестной смерти и воскресения, является центром дневного богослужебного круга, так и воскресный день — первый день седмицы, — называемый Господним днем и посвященный великому событию воскресения Христа, есть центр седмичного богослужебного круга. Воскресенье — торжественнейший и святейший из всех дней седмицы. Он считается «малой Пасхой» и является тем же для круга седмичного, чем сама Пасха — для круга годового. Воскресный день называется неделею (теперь это название перешло на всю седмицу) и соответствует ветхозаветной субботе, обозначая собой неделание мирских дел, покой от них и посвящение этого дня на служение Богу.

В мистическом богословии воскресенье также является и восьмым днем, соединяя в себе начало и конец (первый и восьмой день одновременно). Число «8» является числом Вечности. Православные мистики считают, что после Второго пришествия Христа и конца света наступит вечное Воскресение, вечная Пасха в Царствии Божием, начало которой положил Христос Своим воскресением на земле в историческом времени.

Таким образом, все воскресные дни являются как бы маленькими, залитыми золотым нездешним светом оконцами в Вечность и в Царствие Божие, сквозь которые Церковь призывает нас в эти светлые дни, отрешась от суеты земной жизни, заглянуть туда — в жизнь будущую.

Православная Церковь воспоминанию воскресения Христова придает столь высокое и торжественное значение, что не отменяет этого воспоминания и в том случае, если в день воскресения случится праздник (кроме праздников Рождества Христова, Богоявления, Преображения и Воздвижения Креста, в которые воскресная служба опускается).

Все последующие дни седмицы Церковь тоже посвящает воспоминанию и прославлению определенных священных событий (но если на какой-либо день седмицы придется праздник, то седмичное содержание дня опускается).

Понедельник посвящен бесплотным силам — ангелам, архангелам, херувимам и серафимам. Во вторник вспоминаются ветхозаветные пророки, между которыми Церковь особенно чтит честного и славного пророка — Предтечу и Крестителя Господня Иоанна. В ряду дней всей седмицы понедельник и вторник представляют как бы времена ветхозаветные. Вступая затем во времена новозаветные, Церковь со средой и пятницей связывает историческое воспоминание о предании Иисуса Христа на страдания и смерть, о самих страданиях и смерти и воздает в эти дни особенное поклонение Кресту, послужившему орудием страданий и искупительной смерти Христа. В четверг вспоминаются апостолы и один из самых почитаемых святых — Николай Мирликийский (Николай-чудотворец, как называют его на Руси). В субботу, по учению Церкви, закончилось дело мироздания, в субботу же почил Иисус Христос. Поэтому суббота является днем покоя в единении с Богом. Этот день Церковь посвящает воспоминанию и прославлению святых, как уже наслаждающихся блаженством в небесных обителях Отца, и поминовению всех усопших в вере и чающих покоя со святыми.

Матерь Божия вспоминается и прославляется во все дни седмицы, но особенно в неделю (воскресенье), среду и пятницу.

Службы седмичного круга также состоят из Литургии и вечерних служб (Всенощное бдение, если нет праздника, служится только на воскресенье), которые имеют все ту же неизменяемую последовательность. Но эти службы содержат также свои особые песнопения (стихиры, тропари, кондаки, ирмосы), в которых вспоминаются события и святые, соединенные с конкретным днем седмицы. Службы седмичного круга совершаются по Октоиху, где они расположены по дням седмицы и по порядку гласов.

В музыкальном плане седмичное (будничное) и воскресное богослужения резко отличаются друг от друга. Испокон веков в любом монастыре, а также на клиросе любого храма употреблялись разные распевы — будничные и праздничные, — позволявшие петь основные неизменяемые песнопения служб по-разному, в зависимости от торжественности служб.

Позднее, когда традиция антифонного пения двумя хорами стала приходить в упадок, «обязанности» двух хоров как бы разделились: один из них (более искусный) стал петь по воскресным дням и праздникам — это так называемый «правый» хор, а второй — «левый» хор — превратился в будничный. Первоначально же оба хора пели за каждым богослужением попеременно (антифонное пение), были равноправны, а «правым» и «левым» назывались по месту расположения относительно алтаря.

В современной практике в храмах, где обычно имеется только один хор, по будням поют малым составом и по преимуществу простое обиходное пение, а в воскресные дни и праздники собирается полный состав хора, и тогда поются особо торжественные праздничные песнопения.

Великие праздники

Великими называются значимые праздники с торжественным богослужением. К ним относятся все двунадесятые праздники, а также некоторые другие (в Русской православной церкви — пять). В Типиконе, в Минеях и в Следованной Псалтири отмечаются знаком красного креста в круге .

Двунадесятые праздники

Двунадесятые праздники могут быть господскими (владычными) и богородичными.

В порядке их следования в течение церковного года, который начинается 1 (14) сентября:

непереходящие двунадесятые праздники:
  • Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября (богородичный праздник);
  • Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября (господский праздник);
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря) (богородичный праздник);
  • Рождество Христово — 25 декабря (7 января) (господский праздник);
  • Крещение Господне — 6 (19) января (господский праздник);
  • Сретение Господне — 2 (15) февраля (богородичный праздник, с некоторыми богослужебными элементами господских праздников);
  • Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля) (богородичный праздник);
  • Преображение Господне — 6 (19) августа (господский праздник);
  • Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа (богородичный праздник);
переходящие двунадесятые праздники:
  • Вход Господень в Иерусалим — Неделя 6-я Великого поста, ваий; воскресенье перед Пасхой (господский праздник);
  • Вознесение Господне — четверг 6-й седмицы по Пасхе; 40-й день после Пасхи (господский праздник);
  • День Святой Троицы — Неделя 8-я по Пасхе; 50-й день после Пасхи (господский праздник).

Современный русский Типикон не определяет явно переходящие двунадесятые праздники как великие.

Недвунадесятые великие праздники

Кроме двунадесятых праздников, к великим относятся:

  • Покров Пресвятой Богородицы (в Русской церкви) — 1 (14) октября;
  • Обрезание Господне и память свт. Василия Великого — 1 (14) января;
  • Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи) — 24 июня (7 июля);
  • День святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня (12 июля);
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи — 29 августа (11 сентября).

Кроме того, в дониконовских (и в современных старообрядческих) уставах к великим праздникам относились также дни памяти апостола Иоанна Богослова (26 сентября, 8 мая), преподобного Сергия Радонежского (25 сентября) и все переходящие двунадесятые праздники.

Богослужебные особенности великих праздников

Устав службы Господских и Богородичных двунадесятых праздников несколько различается. Так, например, воскресная служба полностью отменяется, если в воскресный день случается Господский двунадесятый праздник. Если же случается Богородичный двунадесятый, соответствующие службы (праздника и воскресная) соединяются, причём приоритет отдаётся воскресной службе.

Великие праздники в честь святых не имеют прибавления канона Божией Матери к канонам святых на утрене, в отличие от средних праздников.

Пасха, двунадесятые праздники и некоторые другие (например, Преполовение) имеют предпразднство, попразднство и отдание.

Предпра́зднство — это богослужебный период подготовления верующих к встрече праздника. Поэтому в богослужение вместе с молитвословиями дня и святых, поминаемых в этот день, включаются и молитвословия предстоящего праздника. Двунадесятые праздники имеют 1 день предпразднства, за исключением Рождества Христова (имеющего 5 предпразднственных дней), Богоявления (4 предпразднственных дня), а также Входа Господня в Иерусалим, Вознесения Господня и Дня Святой Троицы, не имеющих предпразднства. У Пасхи определённого предпразднства также нет. Один день предпразднства имеет недвунадесятый малый праздник Происхождение честных древ Животворящего Креста.

  • Попра́зднство — это богослужебный период продолжения воспоминания великого праздника после дня самого праздника. Церковь прославляет в течение этих дней само событие и его участников. Чаще всего попразднство продолжается неделю. Зависит оно от приближения одного праздника к другому или к дням поста. Попразднство Пасхи продолжается 40 дней.
  • Отда́ние праздника — это последний день попразднства. Он характеризуется большей торжественностью богослужения, чем во все остальные дни, но меньшей, чем в сам день праздника. Молитвословия на богослужении во многом повторяют первый день праздника.

У великих недвунадесятых праздников в Типиконе нет обозначенных предпразднств, попразднств и отданий, хотя на следующие дни после праздников Рождества Предтечи и Усекновения его честной главы приводятся службы Предтече, а на следующий день после Дня Петра и Павла празднуется Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.

См. также .

Печатные издания

С появлением типографии окончательный вид кодифицированного святогорского новосавваитского устава суточного богослужебного круга выходит в свет в первых литургических изданиях.

Часослов первый раз будет издан в 1509 году в типографии Захарии Каллиергиса в Венеции по инициативе и попечительству самих издателей. Во второй половине XVI века за этим изданием последует, по крайней мере, 26 переизданий, и до 1600 года число страниц будет колебаться от 350 до 560.

Новосавваитский Типикон принят повсюду. Первое печатное издание будет осуществлено в Венеции в 1545 году. Диатаксис патриарха Филофея будет включен в печатные Евхологии XVI века, а печатные Минеи будут адаптированы под него и будут включать в себя указания из Типикона святого Саввы.

В конце XVIII – начале XIX века будет описан способ применения Типикона святого Саввы на константинопольских приходах, а также возникающие проблемы в богослужении. И тут мы доходим до знаменитых Типиконов протопсалтов «Великой Церкви», которые гармонизируют и применяют Типикон святого Саввы (новосавваитский извод) в приходской богослужебной практике Константинополя XIX века:

1. Константина Византия (1838);

2. Георгия Виолакиса (1888) – известный как Устав Великой Церкви.

В XIX веке ученый клирик с Имброса Варфоломей Кутлумушский в своем письме от 26 декабря 1831 года к Вселенскому патриарху Константину I, родом из Синая (1830–1834) просит разрешения и благословения приступить к изданию Часослова, делая таким образом попытку исправить рассогласования в его содержании.

Часослов, разделенный на три части, будет издан под редакцией Варфоломея в типографии Франциска Андреолы в 1832 году в Венеции. В той же типографии он будет переиздан в 1634 году, а в типографии «Финикос» будут выпущены его переиздания 1841, 1845 и так вплоть до 9-го переиздания 1860 года.

Наконец, Церковный комитет, который был собран в 1900 году патриархом Константинопольским для издания богослужебных книг, одобрил издание Варфоломея и опирался на это издание при издании в этом же году Константинопольского часослова. За этим изданием последовали, как правило, все последующие издания XX века до наших дней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector