Вселенская родительская суббота. избранные службы триоди постной — богослужения великого поста

Прокимны утрени

На утрене, за редким исключением, бывает только чтение Евангелия в воскресные и праздничные дни, а также в дни памяти некоторых святых. Эти чтения и предваряются прокимном.

В двунадесятые и храмовые праздники, даже при их совпадении с воскресением, поётся прокимен праздника (из Минеи или Триоди). В воскресения, не совпадающее с двунадесятыми и храмовыми праздниками, поётся воскресный прокимен рядового гласа (о системе осмогласия — смотри Октоих):

  • Глас 1: «Ны́не восстану, говорит Господь, поставлю в безопасность того, кого уловить хотят » (Пс. ).
  • Глас 2: «Пробудись для меня на суд, который Ты заповедал, сонм людей станет вокруг Тебя » (Пс. ).
  • Глас 3: «Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется » (Пс. ).
  • Глас 4: «Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей » (Пс. ).
  • Глас 5: «Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, ибо Ты царствуешь во веки » (Пс. ).
  • Глас 6: «Господи, воздвигни силу Твою и прииди спасти нас » (Пс. ).
  • Глас 7: «Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных Твоих до конца » (Пс. ).
  • Глас 8: «Господь будет царствовать вовеки, Бог Твой, Сион, в род и род » (Пс. 145).

На утренях Великих понедельника, вторника, среды, четверга и пятницы Евангелие читается, но прокимнов перед ним не полагается, на утрене Великой субботы — полагается два прокимна: перед паремией и апостольским чтением.

Глас 7

Про­ки­мен: Госпо́дь кре́пость лю́дем Свои́м даст, / Госпо́дь благослови́т лю́ди Своя́ ми́ром.

Пере­вод: Гос­подь силу наро­ду Сво­е­му даст, / Гос­подь бла­го­сло­вит народ Свой миром (Пс.28:11).

Стих: Принеси́те Го́сподеви сы́нове Бо́жии, принеси́те Го́сподеви сы́ны о́вни.

Пере­вод: При­не­си­те Гос­по­ду, сыны Божии, при­не­си­те Гос­по­ду моло­дых овнов (Пс.28:1).

Алли­лу­иа: Бла́го есть испове́датися Го́сподеви и пе́ти И́мени Тво­е­му́, Вы́шний.

Пере­вод: Бла­го есть сла­вить Гос­по­да и петь име­ни Тво­е­му, Все­выш­ний (Пс.91:2).

Стих: Возвеща́ти зау́тра ми́лость Твою́, и и́стину Твою́ на вся́ку нощь.

Пере­вод: Воз­ве­щать ран­ним утром милость Твою и исти­ну Твою во вся­кую ночь (Пс.91:3).

Что такое Литургия и из каких частей она состоит

Содержние Литургии восходит к раннему христианству. Не зря ее второе название – Бескровная жертва. Во время богослужения перечисляются все события жизни Спасителя до Вознесения, а момент Причастия символизирует Божественную жертву во искупление всех грехов. Поэтому каждый, кто искренне принимает Святые Дары, освобождается от грехов, очищая душу и тело.

Последовательность Литургии неизменно и состоит из нескольких частей:

Часы

Непосредственно перед началом Литургии алтарником читаются 3-й и 6-й часы – краткие молитвословия, вспоминающие о сошествии Святого духа на апостолов и распятии Господа Иисуса Христа. Они призваны обратить мысли прихожан к Господу Богу.

Проскомидия

Повествует о земной жизни Христа. В этот момент подготавливаются и разрезаются просфоры. Алтарь во все время первой части Литургии остается закрытым, а Проскомидия читается на Жертвеннике.

Литургия оглашенных

Эта часть службы посвящена тем, кто готовится к принятию Причастия. Дьякон произносит короткие молитвы о больных, страдающих, пребывающих в горе, о мире и излечении больных, о Православной Церкви и Патриархе.

После этого идет Великая ектения, во время которой делается ряд прошений к Господу о мире и благополучии, о котором молятся все прихожане.

Далее читается первый, второй и третий антифон, между которыми провозглашаются малые ектении. Открываются царские врата Алтаря. Священник выносит Евангелие, и крестит им собравшихся, после чего возвращается обратно и читает текст из Евангелия, который прихожане слушают стоя.

После этого алтарник выходит с книгой и читает прокимен и отрывки из послания апостолов. Порядок чтения апостола зависит от дня года.

Завершается вторая часть Литургии чтением Ектении об Оглашенных.

Литургия верных

Перед третьей частью открываются царские врата Алтаря и хор исполняет Херувимскую песнь. Священник в это время читает тайные молитвы, в которых просит Бога очистить его душу от греховных побуждений.

После этого совершается Великий вход — вносятся Святые Дары – хлеб и вино, читается просительная ектения, и наиболее важная из молитв всей Литургии «Символ веры», которую произносят все молящиеся в церкви.

Священник благодарит Господа за искупление, а хор отвечает: «Аминь». И, наконец, совершается кульминационная часть всего богослужения – переложение хлеба и вина в Тело Христово, прославление Богородицы и общее чтение молитвы «Отче наш», после чего начинается Причащение. Во время Причастия хор исполняет «Тело Христово приимите..», по окончании поют «Аллилуиа».

Завершается таинство провозглашением Отпуста, когда священник дает прихожанам крест для целования и молитвой благословляет покинуть храм.

Глас 6

Про­ки­мен: Спа­си́, Го́споди, лю́ди Твоя́ / и бла­го­сло­ви́ достоя́ние Твое́.

Пере­вод: Спа­си, Гос­по­ди, народ Твой / и бла­го­сло­ви насле­дие Твоё (Пс.27:9).

Стих: К Тебе́, Го́споди, воз­зо­ву́, Бо́же мой, да не премолчи́ши от Мене́.

Пере­вод: К Тебе, Гос­по­ди, я воз­зо­ву. Боже мой, не про­мол­чи, пре­зрев меня (Пс.27:1).

Алли­лу­иа: Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся.

Пере­вод: Живу­щий помо­щью Все­выш­не­го под кро­вом Бога небес­но­го водво­рит­ся (Пс.90:1).

Стих: Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́.

Пере­вод: Ска­жет Гос­по­ду: «Заступ­ник мой Ты и при­бе­жи­ще моё, Бог мой и упо­ваю на Него» (Пс.90:2).

Еже­днев­ные про­кимны Вечерни

На Вечерне про­ки­мен поётся после «Свете тихий» и нико­гда не опус­ка­ется. Про­ки­мен Вечерни опре­де­лён для каж­дого дня недели и не изме­ня­ется.

  • Вос­кре­се­нье: «Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся » (Пс. 92)
  • Поне­дель­ник: «Се ны́не благослови́те Го́спода, вси раби́ Госпо́дни » (Пс. 133)
  • Втор­ник: «Госпо́дь услы́шит мя, внегда́ воззва́ти ми к Нему́ » (Пс. 4)
  • Среда: «Ми́лость Твоя́, Го́споди, пожене́т мя вся дни живота́ моего́ » (Пс. 22)
  • Чет­верг: «Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя и в си́ле Твое́й суди́ ми » (Пс. 53)
  • Пят­ница: «По́мощь моя́ от Го́спода, сотво́ршаго не́бо и зе́млю » (Пс. 120)
  • Суб­бота: «Бо́же, Засту́пник мой еси́ Ты, и ми́лость Твоя́ предвари́т мя » (Пс. 58)

Все эти про­кимны поются на 2,5 стиха (самый рас­про­стра­нён­ный вари­ант), а вос­крес­ный — на 4,5, то есть по чину вели­кого про­кимна. Если суб­бота сов­па­дает с празд­ни­ком, вече­ром кото­рого пола­га­ется петь вели­кий про­ки­мен, то вели­кий про­ки­мен пере­но­сится на другой день.

Исклю­че­ния из выше­из­ло­жен­ного пра­вила:

  • Вели­кие про­кимны — см. ниже.
  • В будние дни Вели­кого поста вечерня соеди­ня­ется с Часами, на кото­рых чита­ется Псал­тирь. Про­кимны Вечерни в эти дни выби­ра­ются из псал­мов, про­чи­тан­ных до этого на часах, и, в связи с этим, изме­ня­ются еже­дневно. Поскольку в эти дни на Вечерне чита­ется две паре­мии, каждая из них пред­ва­ря­ется своим про­ким­ном. Таким обра­зом, на вели­ко­пост­ных вечер­нях поются два про­кимна, меня­ю­щи­еся еже­дневно.

Великие прокимны вечерни

Великим прокимном называется прокимен вечерни, исполняющийся не 2,5 стиха (как обычный), а на большее количество стихов. Великих прокимнов в современном православном богослужении четыре:

  • Вечером праздников Светлого Воскресения, Фомина Воскресения, Пятидесятницы и Рождества Христова: «Кто Бог ве́лий, я́ко Бог наш; Ты еси́ Бог, творя́й чудеса́ » (Пс. ),
  • Вечером праздников Богоявления, Преображения, Вознесения и Воздвижения Животворящего Креста Христова: «Бог наш на небеси́ и на земли́ вся, ели́ка восхоте́, сотвори́ » (Пс. 113)
  • Вечером в Прощёное воскресенье, второе и четвёртое воскресения Великого поста: «Не отврати́ лица́ Твоего́ от о́трока Твоего́, я́ко скорблю́, ско́ро услы́ши мя: вонми́ души́ мое́й и изба́ви ю » (Пс. ),
  • Вечером в первое, третье и пятое воскресения Великого поста: «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди » (Пс. ).
  • Вечером во всю Светлую седмицу, также поются великие прокимны.
  • В Светлый понедельник: «Бог наш на небеси́ и на земли́ вся, ели́ка восхоте́, сотвори́ » (Пс. 113), в
  • В Светлый вторник: «Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, гла́сом мои́м к Бо́гу, и вня́т ми́» (Пс. 76),
  • В Светлую среду: «Внуши́ Бо́же моли́тву мою́, и не пре́зри моле́ния моего́» (Пс. 54),
  • В Светлый четверг: «Возлюблю́ Тя Го́споди кре́посте моя́, Госпо́дь утверже́ние мое́» (Пс. 17),
  • В Светлую пятницу: «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди » (Пс. ).

В дни, когда по уставу полагается петь великий прокимен, на вечерне обязательно бывает вечерний вход духовенства (даже, если вечерня вседневная, как вечерами воскресений Великого поста) и отменяется рядовой прокимен дня недели. Исключение из этого правила: совпадение такого дня с субботой, в этом случае на вечерне поётся прокимен воскресения, а великий прокимен переносится на один день раньше.

Глас 2

Про­ки­мен: Кре́пость моя́ и пе́ние мое́ Госпо́дь, / и бысть мне во спасе́ние.

Пере­вод: Кре­пость моя и пение моё Гос­подь, / и Он мне во спа­се­ние (Пс.117:14).

Стих: Наказу́я нака­за́ мя Госпо́дь, сме́рти же не пре­да­де́ мя.

Пере­вод: Настав­ляя, нака­зал меня Гос­подь, смер­ти же не пре­дал меня (Пс.117:18).

Алли­лу­иа: Услы́шит тя Госпо́дь в день печа́ли, защи́тит тя и́мя Бо́га Иа́ковля.

Пере­вод: Да услы­шит тебя Гос­подь в день печа­ли, да защи­тит тебя имя Бога Иако­ва (Пс.19:2).

Стих: Го́споди, спа­си́ царя́ и услы́ши ны, во́ньже а́ще день призове́м Тя.

Пере­вод: Гос­по­ди, спа­си царя и услышь нас в день, когда мы при­зо­вём Тебя (Пс.19:10).

Преподобному Ферапонту Белоезерскому, Можайскому, Лужецкому чудотворцу (тропарь, кондаки и молитва)

Тропарь, глас 4:

Житие́м чи́стым просвети́вся,/ в моли́твах и посте́х пусты́ни яви́лся еси́ до́брое прозябе́ние/ и, духо́вному твоему́ учи́телю после́дствуя,/ ум свой к Небе́сным упра́вль,/ ста́ду твоему́ наста́вник был еси́,/ тем тя мо́лим, о́тче Ферапо́нте,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 4:

Преблаги́й Спас наш Христо́с/ умно́жил есть ми́лость Свою́ к нам,/ дарова́в нам в засту́пника и цели́теля/ преподо́бнаго отца́ на́шего Ферапо́нта,/ и́же просвеща́ет нас о́бразом свята́го жития́ своего́/ и ны́не моли́твами свои́ми огражда́ет храм свой от враго́в и от разруше́ния,/ страну́ сию́ от гла́да и напра́сныя сме́рти,/ чту́щих же па́мять его́ всех// от боле́зней и от лю́тых страсте́й.

Ин кондак, глас 8:

Христо́вым жела́нием распали́вся,/ стра́сти плотски́я воздержа́нием оттря́с,/ по́стническое стяжа́в жи́тельство, преподо́бне,/ сего́ ра́ди Госпо́дь труды́ твоя́ ви́дев,/ да́ром чуде́с обогати́ тя,/ источа́еши бо исцеле́ния и мо́лишися о нас к Бо́гу,/ мы же, ра́дующеся, вопие́м ти:// ра́дуйся, Ферапо́нте, о́тче наш.

Молитва

О всечестны́й и преблаже́нный о́тче наш Ферапо́нте! Тебе́ даде́ся благода́ть моли́тися о нас, и ве́мы, я́ко, предстоя́ Престо́лу Го́спода, при́сно явля́еши любо́вь твою́ к нам непреста́нными о нас твои́ми хода́тайствы. Но поне́же мы ежеча́сно умножа́юще грехи́ на́ша, кра́йняго твоего́ отвраще́ния досто́йни сотвори́хомся, сего́ ра́ди в покая́нии, со слеза́ми припа́дающе, мо́лим тя: не премени́ твое́й ми́лости к нам на гнев за нече́стия и скве́рны на́ша, яви́ у́бо нам ми́лость твою́ до конца́ и согреша́ющих нас очи́сти твои́ми моли́твами, возведи́ к покая́нию, укрепи́ на дела́ блага́я, сохрани́ в Правосла́вии и во вся́кой святы́ни. Да́руй нам пребыва́ти в ми́ре, тишине́ и братолю́бии, испроси́ нам времена́ безмяте́жна и изоби́лие плодо́в земны́х, изба́ви от огня́, и от потопле́ния, и от лю́тых боле́зней, и от смертоно́сныя я́звы. Посли́ тружда́ющимся благи́й успе́х, путеше́ствующим путь безпреткнове́нный, в мо́ри пла́вающим приста́нище ти́хое, плене́нным осла́бу и освобожде́ние, си́рым по́мощь и заступле́ние, во́инству на́шему ве́рность, му́жество и побе́ду и всем нам вся поле́зная ко вре́менней и ве́чней жи́зни. Да, любо́вию твое́ю огражде́ннии, благода́рственная всегда́ пое́м просла́вившему тя Го́споду Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва и честь со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Назад к списку

Ежедневные прокимны вечерни

На вечерне прокимен поётся после «Свете тихий» и, по своему смыслу, должен предварять чтение паремий. Хотя паремии на вечернях читаются не всегда, прокимен никогда не опускается. Прокимен вечерни определён для каждого дня недели и не изменяется в зависимости от праздников, дней памяти святых (об исключениях — ниже). Прокимны на вечерни каждого дня недели таковы (следует отметить, что богослужебный день начинается с вечерни, и, таким образом, вечерня понедельника совершается в воскресение, вторника — в понедельник и т. д.):

  • Воскресенье: «Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся » (Пс. )
  • Понедельник: «Се ны́не благослови́те Го́спода, вси раби́ Госпо́дни » (Пс. 133)
  • Вторник: «Госпо́дь услы́шит мя, внегда́ воззва́ти ми к Нему́ » (Пс. )
  • Среда: «Ми́лость Твоя́, Го́споди, пожене́т мя вся дни живота́ моего́ » (Пс. )
  • Четверг: «Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя и в си́ле Твое́й суди́ ми » (Пс. )
  • Пятница: «По́мощь моя́ от Го́спода, сотво́ршаго не́бо и зе́млю » (Пс. 120)
  • Суббота: «Бо́же, Засту́пник мой еси́ Ты, и ми́лость Твоя́ предвари́т мя » (Пс. )

Все перечисленные прокимны поются на 2,5 стиха (самый распространённый вариант), а воскресный — на 4,5, то есть по чину великого прокимна, хотя по букве таковым не является. Таким образом, особенный прокимен воскресенья выделяет этот день из числа прочих дней седмицы. Более того, если суббота совпадает с одним из тех праздников, вечером которых полагается петь особенный великий прокимен, то великий прокимен, в соответствии с Типиконом, переносится на другой день ради того, чтобы сохранить на своём месте обязательный прокимен воскресенья.

Исключения из вышеизложенного правила:

  • Великие прокимны — см. ниже.
  • В будние дни Великого поста вечерня соединяется с часами, на которых читается Псалтирь. Прокимны вечерни в эти дни выбираются из псалмов, прочитанных до этого на часах, и, в связи с этим, изменяются ежедневно. Поскольку в эти дни на вечерне читается две паремии, каждая из них предваряется своим прокимном. Таким образом, на великопостных вечернях поются два прокимна (а не один), меняющиеся ежедневно (а не фиксированные на каждый день недели).

Прокимны Утрени

Единственным чтением на Утрене бывает чтение Евангелия в воскресные и праздничные дни, а также в дни памяти некоторых святых. Это чтение и предваряется прокимном.

В двунадесятые и храмовые праздники, даже при их совпадении с воскресеньем, поётся прокимен праздника (из Минеи или Триоди). В воскресенья, не совпадающие с двунадесятыми и храмовыми праздниками, поётся воскресный прокимен рядового гласа:

На утренях Великих Понедельника, Вторника, Среды, Четверга и Пятницы прокимна перед Евангелием не полагается. На утрене Великой Субботы — полагается два прокимна (перед паремией и апостольским чтением).

Прокимен: что это такое?

С греческого слово «прокимен» переводится как «вперед поставляемый, впереди лежащий». Это название относится к стиху из псалма, который соответствует определенному дню или празднику. Прокимен отцов, как и любой прокимен, произносится чтецом или диаконом, а клирос повторяет его.

Традиция петь псалмы с припевами к каждому стиху относится к 4-5 веку. Такое пение было более легким и удобным для молящихся верующих. На Лаодикийском Соборе (около 360 года) было установлено особое пение

Прокимны как раз и являются таким промежуточным пением между псалмами.

Для Православной Церкви характерно следующее исполнение прокимнов.

Во время исполнения прокимна первый стих псалма произносит чтец или диакон. Певчие на клиросе с пением повторяют его. Затем чтецом или диаконом читаются последующие стихи (второй, третий, четвертый), а хором поется первый стих. Потом чтецом или диаконом производится первая половина первого стиха. Вторую половину заканчивает хор.

Прокимны праздников и Литургии

На Божественной Литургии прокимен поется перед чтением Апостола.

Следует заметить, что в Православной Церкви богослужебный день начинается с вечера. Накануне воскресенья на вечерней службе положен прокимен дня, то есть прокимен вечера субботы. На Литургии — прокимен Апостола, то есть прокимен по гласам, предваряющий чтение Апостола.

Бывают Прокимны Богородицы, пророку, апостолу, Святым Отцам Вселенских соборов, святителю, мученику, священномученику и так далее. В Богородичные праздники на литургии читается прокимен Богородицы:

В день памяти святых мучеников поется прокимен:

Глас 1

Про­ки­мен: Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, / я́коже упова́хом на Тя.

Пере­вод: Да будет, Гос­по­ди, милость Твоя на нас, / как мы упо­ва­ем на Тебя (Пс.32:22).

Стих: Ра́дуйтеся, пра́веднии, о Го́споде, пра́вым подоба́ет похвала́.

Пере­вод: Радуй­тесь, пра­вед­ные, о Гос­по­де – пра­вым подо­ба­ет хва­ла (Пс.32:1).

Алли­лу­иа: Бог дая́й отмще́ние мне и покори́вый лю́ди под мя.

Пере­вод: Бог совер­ша­ет мще­ние за меня и поко­ря­ет наро­ды мне (Пс.17:48).

Стих: Велича́яй спасе́ния царе́ва и творя́й ми́лость хри­сту́ Сво­е­му́ Дави́ду и се́мени его́ до ве́ка.

Пере­вод: Вели­че­ствен­но спа­са­ет царя и тво­рит милость пома­зан­ни­ку Сво­е­му Дави­ду и семе­ни его наве­ки (Пс.17:51).

Богослужебные указания

В ежегодно выпускаемом Московской патриархией руководстве “Богослужебные указания на каждый год” содержится полный порядок богослужений. Он составлен в соответствии с Богослужебным Уставом и учитывает разнообразие богослужений. Например, на 31 мая 2020 года приходится 7-я неделя по Пасхе. В этот день Церковь вспоминает память 318 святых отцов Первого Вселенского Собора (325). В Указаниях отмечено, что воскресная служба должна совершаться вместе со службами попразднства Вознесения и святых отцов по богослужебной книге Триоди. Описан порядок чтений Священного Писания. Также отмечен прокимен дня, прокимен Отцов, стихиры, воскресные тропари, тропарь отцов.

Для «непросвещенного» прихожанина церкви эти указания непонятны. Что такое прокимен? Почему он бывает разным? Разберемся в этом.

Православный храм во время богослужения

История возникновения и развития

Прокимен восходит к обычному для древней Церкви респонсорному пению псалмов, при котором псалом пелся целиком, но после каждого стиха добавлялся рефрен — наиболее важный или известный стих этого же псалма. В IV веке Лаодикийский собор зафиксировал сложившуюся традицию, в соответствии с которой псалмы не пелись непосредственно один за другим, но разделялись чтениями. Так был заложен обычай библейских чтений, разделённых пением псалмов. К концу IV века из поющихся на богослужении псалмов стал выделяться один стих: по выражению Иоанна Златоуста «стих сильный, заключающий в себе высокое учение

». Из обычая народного пения этого только одного стиха из псалма и возник прокимен. В своём виде, близком к современному, прокимен зафиксирован уже в VI веке в рассказе Иоанна Мосха и Софрония Иерусалимского о посещении ими Нила Синайского.

В латинских богослужебных обрядах схожее с прокимном исполнение псалма называется респонсорий. В мосарабском обряде схожим образом поётся Psallendo

(буквально «для пения») — стих читается и затем поётся (он, в узком смысле, и называетсяpsallendo ), затем читается второй стих (versus ), потом первая половина первого стиха читается, а вторая — поётся.

В западно-сирийский литургии Апостола Иакова чтение Апостола предваряется целым псалмом, а не прокимном (в отличие от иерусалимского варианта той же литургии). Таким образом, у яковитов, отделившихся от Православной церкви после Халкидонского собора, процесс превращения псалма в прокимен так и не завершился.

В последующих частях рассказывается о прокимнах православного богослужения.

Великие прокимны

Великих прокимнов в Православии четыре, каждый относится к определенному празднику.

Во время вечернего богослужения накануне праздников Воскресения Христова, Фомина Воскресения (следующее воскресение после Пасхи), Пятидесятницы (пятидесятый день после Пасхи) и Рождества Христова (7 января по новому стилю) на звучит прокимен:

На Вечерни праздников Крещения Господня (19 января), Преображения (19 августа), Вознесения (сороковой день после Пасхи) и Воздвижения Животворящего Креста Христова (27 сентября) исполняется прокимен:

На вечерней службе перед Прощеным воскресеньем (перед началом Великого поста), перед вторым и четвертым воскресеньем Великого поста поется прокимен:

Для первого, третьего и пятого воскресенья Великого поста установлен прокимен:

На Светлой недели после Пасхи также произносятся великие прокимны.

Для Светлого Понедельника — «Бог наш на небеси́ и на земли́ вся, ели́ка восхоте́, сотвори́» (113 Псалом). 

Для Светлого Вторника — «Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, гла́сом мои́м к Бо́гу, и вня́т ми́» (76 Псалом)

В Светлую Среду — «Внуши́ Бо́же моли́тву мою́, и не пре́зри моле́ния моего́» (54 Псалом).

Для Светлого Четверга — «Возлюблю́ Тя Го́споди кре́посте моя́, Госпо́дь утверже́ние мое́» (17 Псалом).

Для Светлой Пятницы — «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди» (60 Псалом).

Согласно Уставу, во время пения великого прокимна на вечернем богослужении совершается вечерний вход духовенства. Соответственно, отменяется прокимен дня недели. Исключение бывает, если такой день совпадает с субботой. Тогда произносится воскресный прокимен, а пение великого прокимна совершается днем ранее.

Как проходит Литургия в православной церкви

Обычно Литургия совершается в воскресные или праздничные дни, но в больших храмах может проходить ежедневно.

Чаще всего для Евхаристии выбирается утреннее время (в отдельные праздники существуют и дневные службы). Продолжительность службы примерно 1,5-2 часа.

Чинопоследование Литургии совершается по Иерусалимскому Уставу, и ее полная схема доступна лишь для служителей Церкви. Но знание общего порядка действий и пояснений к этапам богослужения желательно каждому христианину для того, чтобы правильно понимать духовное богатство, накопленное за века.

Сейчас в церквях в разное время совершается 4 литургических чина:

  • святителя Иоанна Златоуста – совершается вседневно, а в Постную Триодь – по субботам и в Вербное воскресенье;
  • святителя Василия Великого – служится в Сочельник, Четыредесятницу и на Страстную Седьмицу;
  • святителя Григория Двоеслова – во время Великого поста, кроме выходных дней;
  • Апостола Иакова – совершается в день памяти мученика.

Так же отличается большей торжественностью и продолжительностью архиерейская Литургия.

Глас 4

Про­ки­мен: Я́ко возвели́чишася дела́ Твоя́, Го́споди, / вся прему́дростию сотвори́л еси́.

Пере­вод: Как вели­че­ствен­ны дела Твои, Гос­по­ди, / всё пре­муд­ро­стью Ты сотво­рил (Пс.103:24).

Стих: Бла­го­сло­ви́, душе́ моя́, Го́спода, Го́споди Бо́же мой, возвели́чился еси́ зело́.

Пере­вод: Бла­го­слов­ляй, душа моя, Гос­по­да! Гос­по­ди Боже мой, воз­ве­ли­чен Ты весь­ма (Пс.103:1).

Алли­лу­иа: Наля­цы́ и успева́й, и ца́рствуй, и́стины ра́ди и кро́тости, и пра́вды.

Пере­вод: Укре­пись, и про­цве­тай, и цар­ствуй ради исти­ны, и кро­то­сти, и прав­ды (Пс.44:5).

Стих: Возлюби́л еси́ пра́вду и возненави́дел еси́ беззако́ние.

Пере­вод: Ты воз­лю­бил прав­ду и воз­не­на­ви­дел без­за­ко­ние (Пс.44:8).

Прокимны литургии

На литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого всегда читается Апостол и Евангелие. Чтение Апостола предваряется прокимном. Правила выбора прокимна для литургии сложнее, чем для утрени или вечерни. Например, при совпадении воскресенья с Богородичным праздником поются два прокимна (воскресный рядового гласа и богородичный), в будние дни, на который выпала память святого, поются два прокимна (дня и святого) и проч. В воскресные дни, если они не совпадают с двунадесятыми Господскими праздниками, поётся прокимен рядового гласа (система осмогласия — смотри Октоих):

  • Глас 1: «Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, я́коже упова́хом на Тя» (Пс. ),
  • Глас 2: «Кре́пость моя́ и пе́ние мое́ — Госпо́дь, и бысть мне во спасе́ние» (Пс. 117),
  • Глас 3: «По́йте Бо́гу на́шему, по́йте; по́йте Царе́ви на́шему, по́йте» (Пс. ),
  • Глас 4: «Я́ко возвели́чишася дела́ Твоя́, Го́споди; вся прему́дростию сотвори́л еси́» (Пс. 103),
  • Глас 5: «Ты, Го́споди, сохрани́ши ны и соблюде́ши ны от ро́да сего́ и во век» (Пс. ),
  • Глас 6: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́» (Пс. ),
  • Глас 7: «Госпо́дь кре́пость лю́дем Свои́м даст, Госпо́дь благослови́т лю́ди Своя́ ми́ром» (Пс. ),
  • Глас 8: «Помоли́теся и воздади́те Го́сподеви Бо́гу на́шему» (Пс. ).

Задать вопрос

17 Октябрь 2017

галина спрашивает:
какого числа были проводы Масленицы в 1930

Андрей Х отвечает:
Сыропустная неделя (воскресенье) в 1930 году выпала на 23 февраля. Сырная седмица (Масленица) проходила с 24 февраля по 1 марта.

13 Октябрь 2017

Наташа спрашивает:
Спаси Вас Господи!

Андрей Х отвечает:
Во славу Божию.

13 Октябрь 2017

Сергей спрашивает:
Можно ли принимать душ на день покрова

Андрей Х отвечает:
Принимать душ правила не запрещают.Нельзя в большие праздники посещать бани.

12 Октябрь 2017

Наташа спрашивает:
Где можно посмотреть богословский анализ праздника Сретенье и дать толкование содержание 9-ой песни канона праздника

Андрей Х отвечает:
Наташа, к сожалению, я не знаю.

11 Октябрь 2017

Татьяна спрашивает:
Спаси Господи!

Андрей Х отвечает:
Во славу Божию!

11 Октябрь 2017

Татьяна спрашивает:
У нас в храме во вторник служится молебен с акафистом муч.Иоанну Воину. На Бог Господь после тропарей И.Воину какой Богородичен? Брать из Октоиха отпустительный Богородичен вторника?

Андрей Х отвечает:
В данном случае берется Богородичен из числа воскресных, 3 приложение.

10 Октябрь 2017

Катерина спрашивает:
Есть ли отдельно схема Архиерейского Богослужения ? Если да,то где можно посмотреть?

Андрей Х отвечает:
Катерина, насчет схемы не знаю. А порядок архиерейских богослужений можно посмотреть здесь
http://deacon.ru/library/bogoslugenie-ukazaniya/54-ostrovsky.html

05 Октябрь 2017

Роман спрашивает:
Заменяется ли пение Взбранной Воеводе после отпуста 1 часа на кондак праздника во дни попразднества двунадесятых праздников? И зависит ли это от знака праздника (бдение, полиелей, славословие…)?

Андрей Х отвечает:
Да, такой обычай существует, на двунадесятый праздник и до его отдания вместо «Взбранной Воеводе» поется кондак этого праздника. Праздничный знак других служб при этом не имеет значения.

02 Октябрь 2017

Наталия спрашивает:
Сегодня у нашего настоятеля, о.Игоря, именины. И он вчера вечером благословил служить всенощное бдение князю Игорю. У нас возникло затруднение, какие отпустительные тропари петь перед благословением хлебов, т.к. еще и попразднство. В итоге, спели тропарь праздника, «Богородице Дево…» и тропарь князю. Было ли это правильно для бденной службы седмичного дня в период попразднства?

Андрей Х отвечает:
В данном случае поется тропарь святого дважды и тропарь праздника.

02 Октябрь 2017

наталья спрашивает:
расскажите о приложениях

Андрей Х отвечает:
Наталья, я не совсем понял суть вопроса. О каких приложениях идет речь и что именно рассказать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector