Значение имени христос, мужское греческое имя

Содержание:

Что означает имя Иисус Христос?

Имя Иисуса Христа несет в себе глубочайший смысл, являясь своеобразным кратким символом христианской веры. Иисус – греческая форма еврейского слова «Иешуа», что значит помощь Бога, или Спаситель. Христос – греческое слово, означающее «Помазанник», на еврейском звучащее как Машиах – Мессия.

В древнем Израиле помазанниками называли царей, первосвященников и пророков, ввиду того, что они помазывались на служение особым освященным миром. Помазание было лишь внешним обрядовым действием. Тем не менее, считалось, что через это священнодействие на человека низводятся Божьи благословения.

Совершая Свое общественное служение, Христос действовал и как Царь, и как Первосвященник, и как Пророк. Как Царь Он проявлял власть над стихиями, изгонял демонов, совершал чудеса и знамения. Как Первосвященник — принес Себя в Жертву на Кресте, а как Пророк — возвещал волю Божью, обличал зло, посвящал в тайны грядущего. Однако в отличие от ветхозаветных помазанников Христос был помазан не вещественным миром, а непосредственно Духом Святым, в Нём обитала «полнота Божества телесно» (Кол. 2:9).

использование

Слово Христос (и похожие варианты написания) встречается в английском и большинстве европейских языков . Англоговорящие теперь часто используют «Христос», как если бы это было имя, часть имени «Иисус Христос», хотя изначально это был титул («Мессия»). Его использование в «Христе Иисусе» подчеркивает его природу как титула. Сравните использование слова «Христос».

Правописание Христос в английском языке стало стандартизированным в 18 веке, когда в духе Просвещения написание некоторых слов изменилось, чтобы соответствовать их греческому или латинскому происхождению. До этого писцы, писавшие на древнеанглийском и среднеанглийском языке, обычно использовали правописание Cristi произносилось либо как , что сохранялось в названиях церквей, таких как St Katherine Cree , либо как сокращенное , сохранившееся в современное произношение « Рождества ». Правописание «Христос» на английском языке засвидетельствовано с 14 века.

В современном и древнем использовании, даже в светской терминологии, «Христос» обычно относится к Иисусу, основываясь на многовековой традиции такого использования. С апостольского века , то

Объективная и субъективная стороны спасения

Однако, как мы понимаем, не все будут спасены и награждены. Апостол Павел в своих довольно известных словах (1 Кор. 2, 9) указывает, что Господь уготовил невероятные дары «любящим Его». И проблема здесь не в том, что кого-то Бог не наградит по собственному произволению, а в том, что Божественную любовь еще нужно принять в ответном действии любви. Насильно любить невозможно, потому нелюбящие Господа сами откажутся от даров и попросту будут неспособны их впустить в себя. Поэтому в деле спасения человека нужно выделять объективную и субъективную стороны. Объективная – заключается в том, что Бог уже сделал все возможное для нашего спасения, ее я и стараюсь раскрыть в этой статье. Субъективная же сторона зависит от самого человека, от желаний, устремлений и, как следствие, тех или иных действий, выстилающих дорожку либо к вечной жизни, либо к вечной погибели.

Почему Христос назван Спасителем?

Ответив на элементарные вопросы, перейдём к тем, ответ на которые и вовсе очевиден. Почему Иисус Христос назван Церковью Спасителем? Надо сказать, что очевидность ответа здесь напрямую зависит от того, читает ли человек Библию. Священное Писание рисует нам очень ясную картину грехопадения первых людей. Главным последствием падения стала смерть. И пусть прародители не умерли сразу, а, напротив, прожили после изгнания из рая без малого тысячу лет. Смерть, безусловно, постигла их, только эта смерть – духовная. В телесной смерти душа оставляет тело, в смерти духовной душа разлучается с Богом. Заметьте: Адам и Ева, прежде разговаривавшие с Богом лицом к лицу, согрешив, прячутся от Него. Зло, совершённое человеком, зло, обитающее в человеке, становится непреодолимым барьером между человеком и Богом. А между тем, явившись Моисею в Синайской пустыне, Бог недаром назвал себя «Тем, Кто есть», «Сущим». Только Один Бог обладает бытием, все сотворённые существа имеют бытие от Бога, Который является источником всеобщего бытия. Таким образом, грехопадение стало для прародителей духовной смертью, а в их лице и для всего человечества. Рождавшиеся с семенем зла в душе, люди проживали с ним всю жизнь и, не имея возможности избавиться от него, после смерти сходили в ад. Христос Своей Крестной смертью, сошествием во ад, освобождением праведных душ и воскресением из мёртвых воскресил духовно мёртвый человеческий род. Другими словами, спас человека от духовной смерти. Поэтому спросить «почему Иисуса Христа называют Спасителем» будет примерно тем же, что задать вопрос «почему Иисуса Христа называют Богом»? Потому, что Он Им является. И никак иначе.    

Двенадцать первых учеников

В период своей земной жизни Христос избрал среди людей 12 человек, которые согласились следовать за ним. Он учил их Божьим законам, передавал свои знания, в какой-то мере отождествлял земную часть себя с ними.

Есть мнение, что 12 учеников стали называть апостолами, так как Иисус часто посылал их с разными миссиями и проповедями в далекие земли. Отсюда и перевод слова, означающий «посланник».

Еще апостолы были живыми проводниками воли Бога на земле. Они были посланы нести свет нового учения в сердца людей. Иногда учеников Христа именуют апостолами от двенадцати. Рассмотрим их имена:

Данные имена хорошо известны в библейской истории. Именно их и считают первыми апостолами Божьими. Духовные подвиги этих людей подробно описаны в Евангелии, а также во множестве других рукописей и книг.

В древнем еврейском языке также встречалось слово «апостол». И там оно означало то же, что и в греческом. Такая схожесть значений позволяет думать, что апостолов можно соотносить именно с посланниками Господа, наделенными великой миссией. Ведь сам Иисус выбрал этих учеников. И выбор его пал на обычных рыбаков и крестьян, в которых он увидел немалый потенциал. И во многих из них он действительно не ошибся.

Значение слова «христос»

ХРИСТО́С, Христа́, м. (с прописной буквы). Название Иисуса, который в церковном учении является основателем христианства и культ которого лежит в основе христианской религии.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ХРИСТО’С, , та́, м. . Название мифического лица, Иисуса, культ к-рого лежит в основе христианской религии. ◊

христо́с

1. религ. праведник у хлыстов — христоверов, духовных христиан — как воплощение христа

2. религ. помазанник, мессия ◆ Госпо́дь взы́де на небеса́ и воз­гремѣ́: то́й су́дитъ конце́мъ земли́, пра́веденъ сы́й, и да́стъ крѣ́пость царе́мъ на́шымъ и воз­несе́тъ ро́гъ христа́ сво­его́. Библия, 1-я книга Царств, 2:1–10, церковнославянский перевод

Христо́с

1. религ. сокращение от Иисус Христос, основатель христианства, по представлениям христиан — Богочеловек, Сын Божий, помазанник, мессия, чья жизнь и учение описаны в Новом Завете ◆ Можно сказать, что воплощение Христа совершилось в момент, когда архангел Гавриил обещал Деве Марии рождение Сына и Она ответила: Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему… митрополит Антоний (Блум), «О браке, о детях», 1995 г. (цитата из НКРЯ) ◆ И поэтому если мы хотим быть членами Церкви, учениками Христа, друзьями Христа, то вступает в силу момент верности. митрополит Антоний (Блум), «О молитве», 1995 г. (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова флегматический (прилагательное):

Ради чего явился Хри­стос?

Как известно, Благой Бог «создал чело­века для нетле­ния и соде­лал его обра­зом веч­ного бытия Своего» (Прем.2:23). Но чело­век вос­про­ти­вился воле Созда­теля, и «грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим.5:12). В резуль­тате гре­хо­па­де­ния порча кос­ну­лась не только чело­ве­че­ской сове­сти, но и самой чело­ве­че­ской сущ­но­сти. Чело­век уже не мог порож­дать святых и без­греш­ных потом­ков, сде­лался склон­ным ко злу, удо­бо­пре­клон­ным к воз­дей­ствию падших духов: «О, что сделал ты, Адам? Когда ты согре­шил, то совер­ши­лось паде­ние не тебя только одного, но и нас, кото­рые от тебя про­ис­хо­дим» (3Ездр.7:48). Гре­хо­па­де­ние «извра­тило все силы души, осла­бив ее при­род­ные вле­че­ния к доб­ро­де­тели» (св. Гри­го­рий Синаит).

Изба­виться же от власти греха чело­век мог не иначе как только особым вме­ша­тель­ством Все­мо­гу­щего Бога. И вот, являя Свое бес­пре­дель­ное чело­ве­ко­лю­бие, Бог посы­лает в мир Своего Сына (Ин. 3:16).

Чому Христос названий Спасителем?

Відповівши на елементарні питання, перейдемо до тих, відповідь на які і зовсім очевидні. Чому Ісус Христос названий Церквою Спасителем? Треба сказати, що очевидність відповіді тут прямо залежить від того, чи читає людина Біблію. Святе Письмо малює нам дуже ясну картину гріхопадіння перших людей. Головним наслідком падіння стала смерть. І нехай прабатьки не померли відразу, а, навпаки, прожили після вигнання з раю без малого тисячу років. Смерть, безумовно, спіткала їх, тільки ця смерть — духовна. У тілесній смерті душа залишає тіло, в смерті духовній душа розлучається з Богом. Зауважте: Адам і Єва, розмовляли з Богом лицем до лиця, але після вчиненого гріха ховаються від Нього. Зло, вчинене людиною, зло, що живе в людині, стає нездоланним бар’єром між людиною і Богом. А між тим, з’явившись Мойсеєві в Синайській пустелі, Бог недарма назвав себе «Тим, Хто є», «Сущим». Тільки Один Бог володіє буттям, всі створені істоти мають буття від Бога, Який є джерелом загального буття. Таким чином, гріхопадіння стало для прабатьків духовною смертю, а в їх особі і для всього людства. Народжуючись з насінням зла в душі, люди жили з ним все життя і, не маючи можливості позбутися від нього, після смерті сходили в пекло. Христос Своєю Хресною смертю, зішестям у пекло, звільненням праведних душ і Воскресінням з мертвих воскресив духовно мертвий людський рід. Іншими словами, врятував людину від духовної смерті. Тому запитати «чому Ісуса Христа називають Спасителем» буде приблизно тим же, що задати питання «чому Ісуса Христа називають Богом»? Тому, що Він Ним є. І ніяк інакше.

Собирательный образ слова «апостол»

«Апостол» — это ученик Господа, избранный им. Среди задач такого ученика можно встретить обязанности записывать проповеди Христа. Еще апостолы должны были разносить Благую весть, активно проповедовать, стойко сносить лишения. И верить своему Учителю во всем. А также оставаться верными религии и самому Иисусу Христу.

Помимо проповедей, апостолы были способны исцелять душевные и телесные недуги. Согласно легендам, они могли воскрешать мертвых, творить чудеса, и помогать страждущим. В каком-то смысле учеников Божьих можно считать проводниками его воли и силы. Они были в постоянном контакте с Богом. Понимали его лучше других. И несли свет его учения людям.

Поэтому перевод слова в значении «посланник» несколько шире, чем простое понятие «посол». Ведь апостолов посылали не только для информирования и путешествия, но и для свершения благих дел.

В церкви слово «апостол» имеет первостепенное значение. Так как на учениях апостолов строится вся религия христианства. Их послания значимы и весомы, а догмы непоколебимы и проверены временем. Еще апостолами можно назвать тех, в ком стремление проповедовать Евангелие сильнее, чем страх за собственную жизнь. Изначально первые 12 учеников Иисуса подвергались истязаниям и гонениям, но не отступили от веры своей. И многие из них мученически погибли за свою пламенную веру.

Все апостолы, включенные в полный список, являются создателями иерархии и канонов христианства. Именно к их наставлениям священнослужители обращаются для решения сложных вопросов. Потому что они являются наиболее авторитетными.

Ветхозаветные пророчества: специфичные, как система ключ-замок

Ветхозаветные предсказания специфичны, они обращены в будущее, и это делает Ветхий Завет необычной книгой. Его можно сравнить с дверным замком. Как замок имеет определенную конструкцию, и поэтому есть только один конкретный ключ, который к нему подходит, так и Ветхий Завет имеет свой уникальный ключ. Об этом можно прочитать в статьях Авраам: как Господь усмотрит, Обратный отсчет и Знамение Песаха, времена Моисея. Псалом 132 оглашает условие, а именно: Христос должен происходить из рода Давидова. И здесь уместен вопрос: является ли Иисус тем самым единственным подходящим «ключом», которым открываются пророчества?

Значение некоторых библейских имен

Вообще, Бог часто вкладывал смысл в имена, даваемые людям в Библии. В книге Осии, например, мы можем видеть, что Бог просит Осию назвать своих детей Лорухама, что означает «непомилованная» и Лоамми, что означает «не Мой народ». Бог сказал Осии жениться на блуднице и назвать детей «непомилованная» и «не Мой народ», чтобы через это показать, что Бог имеет что-то против Своего избранного народа. В этих поступках и именах заключается очень большой смысл.

Когда Бог решил через Аврама исполнить Свою миссию, то дал ему новое имя. Он назвал его Авраам (с двумя буквами «а»). Его новое имя значило теперь — «отец многих народов».

В словаре Даля

м. Иисус Христос, Богочеловек, Сын Божий, Господь во плоти. Вольно Христу добро доспеть. Христа ради невест не выдают (не отдают): отв. неотвязчивой свахе, которая упрашивает. Храстарадничать, просить милостыни, подаяния ради Христа, побираться Христовым именем, нищенствовать, ходить с сумою, по миру. -радник, -ница, нищий; укорн. клянча, канюка, кто выпрашивает что можно или что увидит. Христианин, -нка, верующий во Христа, исповедник Евангелия; человек крещеный, над кем совершен обряд крещенья. Христианское ученье или терпенье, — любовь. Христианство, состоянье христианина, самая вера и ученье это; | совокупность всех христиан. -вовать, исповедовать веру эту; -вованье, действ. или сост. по глаг. Христов, Христу принадлежащий. — день, Светлое Христово воскресенье, Пасха, Святая. Христовы онучи ряз. в день Вознесенья пекут дрочену, блинцы и лесенки, пируют в леске, на воле, и покидают там дрочену, на снедь Христу; блины, Христу на онучи; лесенки, чтобы самому взойти на небо. Христов человек, милосердый, добрый. Христовник костр. праздничная одежда, кафтан, шелковый сарафан и пр. Христовское яйцо, первое, полученное на Пасху, христосуясь; оно тушит пожар (поверье). Христовушка об. вологодск. милый, сердечный, болезный, дорогой мой. Христовщина, -щинский толк, раскольники, избирающие среди себя представителей: Христа, Богородицы, апостолов и еще старую девку, св. Пятницу. | Христовщина, пск. сбор духовенством масла, сыру и яиц на Святой неделе. Христосики м. мн. тул. кур. обувь Христова человека; лапотки. -тосоваться, -саться, целоваться радостно по трижды со встречными, на праздник Пасхи, приветствуя словами: Христос воскрес!, на что тот отвечает: воистину воскрес! -сованье, новг. -ванье, действ. по знач. глаг. Беззаконные христианогубцы, — губители агаряне. Христоборный, -наступный, -ненавистный, что относится до сопротивленья Христу и ученью Его. -борец, -наступник, -ненавистник, противник Христу. Храстонаступник Пугачев, заняв станицу Берды, сел на церковный престол, слышав, что царь сидит на престоле. -именное или -именитое воинство, христианское, носящее св. имя это. -любивые посетители церкви. -мученик, -ница, пострадавший за Христа. -носный, -носец, носящий Христа в сердце своем. -отступный, -ник, -ница, вероотступник, переметчик, отрекшийся от своей, христианской, веры. -подобный сподвижник. -поборный и поборник, застоя, ратоборствующий за веру Христову, -подражатель, -ница, идущий по стопам Спасителя. — проповедник, -ница, проповедующий Св. Евангелие. Христослав, -славец, -славщик сиб. кто в праздник Рождества Христова ходит по домам славить Христа. -продажный, -продавец, -продажничество Иуды, корыстное служенье алтарю.

Христология

Христология, буквально «понимание Христа», — это изучение природы (личности) и работы (роли в спасении) Иисуса в христианстве . Он изучает человечность и божественность Иисуса Христа, а также взаимосвязь между этими двумя аспектами; и роль, которую он играет в спасении .

Самые ранние христианские сочинения дали Иисусу несколько титулов, таких как Сын Человеческий , Сын Божий , Мессия и Кириос , все они были взяты из еврейских писаний. Эти термины были сосредоточены вокруг двух тем, а именно: «Иисус как предсуществующая фигура, которая становится человеком, а затем возвращается к Богу » и «Иисус как создание, избранное и« усыновленное »Богом».

Со второго по пятый века отношения человеческой и божественной природы Христа были основным предметом споров в ранней церкви и на первых семи экуменических соборах . Халкидонский в 451 издала формулировку ипостасного союза двух природ Христа, одного человека и одного божественных, «объединенную с ни смятением , ни разделением». Большинство основных ветвей западного христианства и восточного православия придерживаются этой формулировки, в то время как многие ветви восточных православных церквей отвергают ее, придерживаясь миафизитства .

Согласно Summa Theologica от Фомы Аквинского , в единственном случае Иисуса, слово Христа имеет двоякое значение, которое обозначает «как Божество помазания и мужественность помазан». Это происходит из двоякой человеко-божественной природы Христа ( диофизитство ): Сын Человеческий помазан в результате Его воплощенной плоти, а также Сын Божий является помазанием в результате « Божественности, которую Он имеет с Отцом» (СТ III , кв.16, а. 5).

Кто такой Иисус Хри­стос?

1) Иисус Хри­стос — воче­ло­ве­чив­шийся Сын Божий, одно из Лиц Пре­свя­той Троицы, Бог Слово. По Своей Боже­ствен­ной при­роде Сын рож­да­ется в веч­но­сти (вне усло­вий вре­мени) от Бога Отца (по ана­ло­гии: как от ума рож­да­ется слово, от света — сияние, от тумана — роса).

Во испол­не­ние воли Отца Сын Божий вос­при­нял в Свою Ипо­стась чело­ве­че­ское есте­ство (1Ин. 4:9). Вос­при­я­тие чело­ве­че­ского есте­ства Богом Словом про­изо­шло в самый момент сверхъ­есте­ствен­ного зача­тия, в утробе Пре­бла­го­сло­вен­ной Марии. Тогда же оду­шев­лен­ная разум­ной душой плоть Иисуса Христа полу­чила свое бытие. Так, через соеди­не­ние двух природ, Боже­ской и чело­ве­че­ской, в едином Лице, Сын Божий, не пере­ста­вая быть Богом, стал Совер­шен­ным Чело­ве­ком, во всём подоб­ным нам, за исклю­че­нием греха (Евр.4:15).

Боже­ствен­ное и чело­ве­че­ское есте­ства соеди­нены в Ипо­стаси Иисуса Христа нес­литно, непре­ложно, нераз­дельно и нераз­лучно. Это значит, что ни Боже­ствен­ное, ни чело­ве­че­ское есте­ство, в резуль­тате соеди­не­ния, не пре­тер­пело ни малей­ших изме­не­ний; они не сли­лись и не обра­зо­вали нового есте­ства; нико­гда не раз­де­лятся. Поскольку Сын Божий — не только Бог, но и Чело­век, постольку Он обла­дает и двумя волями: Боже­ствен­ной и чело­ве­че­ской. При этом Его чело­ве­че­ская воля во всём согласна с Боже­ствен­ной.

2) По Своему чело­ве­че­скому есте­ству Иисус Хри­стос — Сын Пре­свя­той Бого­ро­дицы, пото­мок царя и про­рока Давида. Его зача­тие осу­ще­стви­лось без уча­стия семени мужа и без нару­ше­ния дев­ства Марии, кото­рое Она сохра­нила и при Рож­де­нии, и после Рож­де­ния Сына.

Символы

Chi-Rho

Распятие Икона Синай 12 век, показывая использование ΧϹ диграфа на паспортной табличке

Использование «Χ» в качестве сокращения для «Христа» происходит от греческой буквы Chi (χ) в слове Christós ( греч . Χριστός ). Ранняя христограмма — это символ Чи Ро , образованный наложением первых двух греческих букв в Христе, чи (Χ) и ро (Ρ), чтобы получить . Многие иконы византийского стиля используют орграф ΧΣ в качестве аббревиатуры, часто используя заглавную или ( Ϲ ) для заключительной сигмы как ησοῦς, так и Χριστός.

Многовековое английское слово Χmas — это английская форма χ-mas, которая сама по себе является аббревиатурой от Christ-mas. Оксфордский словарь английского языка ( КДИ ) и Дополнение КДИ процитировали обычаи «Х-» или «XP-» для «Christ-» еще в 1485 термины «Xpian» и «Xren» ВГА была использована для «христианской» , «Xst» для «Христа», «Xρofer» для Кристофера и Рождества, Xstmas и Xtmas для Рождества. КДИ далее приводит использование «христианству» для «христианства» от 1634 Согласно Словарь английского языка Использование Merriam-Webster , большинство доказательств этих слов приходит из «образованных англичан , которые знали , что их греческий».

Декабрь 1957 года Новости и мнения, опубликованные Церковной лигой Америки , консервативной организацией, основанной в 1937 году, подвергли критике использование Рождества в статье под названием «X = Неизвестное количество». Джеральд Л.К. Смит подхватил эти утверждения позже, в декабре 1966 года, в котором говорилось, что Рождество было «кощунственным упущением имени Христа» и что «X» считается символом неизвестного количества ». Совсем недавно американский евангелист Франклин Грэм и бывший CNN вкладчик Роланд С. Мартин публично выразил озабоченность. Грэм заявил в интервью, что использование «Рождества» убирает «Христа из Рождества» и назвал это «войной против имени Иисуса Христа». Роланд Мартин связывает использование «Рождества» со своей растущей озабоченностью по поводу увеличения коммерциализации и секуляризации того, что, по его словам, является одним из самых высоких святых дней христианства.

Почему Христос назван Спасителем?

Ответив на элементарные вопросы, перейдём к тем, ответ на которые и вовсе очевиден. Почему Иисус Христос назван Церковью Спасителем? Надо сказать, что очевидность ответа здесь напрямую зависит от того, читает ли человек Библию. Священное Писание рисует нам очень ясную картину грехопадения первых людей. Главным последствием падения стала смерть. И пусть прародители не умерли сразу, а, напротив, прожили после изгнания из рая без малого тысячу лет. Смерть, безусловно, постигла их, только эта смерть – духовная. В телесной смерти душа оставляет тело, в смерти духовной душа разлучается с Богом. Заметьте: Адам и Ева, прежде разговаривавшие с Богом лицом к лицу, согрешив, прячутся от Него. Зло, совершённое человеком, зло, обитающее в человеке, становится непреодолимым барьером между человеком и Богом. А между тем, явившись Моисею в Синайской пустыне, Бог недаром назвал себя «Тем, Кто есть», «Сущим». Только Один Бог обладает бытием, все сотворённые существа имеют бытие от Бога, Который является источником всеобщего бытия. Таким образом, грехопадение стало для прародителей духовной смертью, а в их лице и для всего человечества. Рождавшиеся с семенем зла в душе, люди проживали с ним всю жизнь и, не имея возможности избавиться от него, после смерти сходили в ад. Христос Своей Крестной смертью, сошествием во ад, освобождением праведных душ и воскресением из мёртвых воскресил духовно мёртвый человеческий род. Другими словами, спас человека от духовной смерти. Поэтому спросить «почему Иисуса Христа называют Спасителем» будет примерно тем же, что задать вопрос «почему Иисуса Христа называют Богом»? Потому, что Он Им является. И никак иначе.    

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Перевод имени Иисус

Как уже сказано выше, так звали некоторых библейских личностей. Иисус – имя, представляющее собой русскую транслитерацию такой греческой формы, как Ιησούς. Под транслитерацией понимают точную передачу знаков какой-либо письменности посредством знаков другой. При этом каждый из знаков (или их последовательность), принадлежащих к одной системе письма, передают соответствующим знаком (их последовательностью) из другой системы.

В свою очередь, греческая форма является транслитерацией еврейского имени Иисуса, которая выглядит, как ישוע, а читается, как «Яшуа». Последнее – это краткая форма יהושע, русское написание которой «Яхошуа». В него входят два корня. Первый переводится, как «Яхве», а второй, как «спасение».

Чтобы лучше разобраться в значении имени Иисус, рассмотрим каждый из этих корней подробнее.

Что значит «Христос»?

Что же касается того, почему Иисус назван Христом, то перво-наперво следует заметить, что назван Он так не родителями и не в детстве или отрочестве. Если Иисус – это имя Спасителя, то Христос – Его Божественный титул. Само это слово означает «Помазанник». Помазание же в библейской традиции предшествовало выходу на ответственное служение, к примеру, царское или пророческое. Служение Иисуса – спасение рода человеческого – служение наивысшее. И помазание на это служение принадлежит Ему как Богу. Впрочем, и в глазах людей, от верующих до простых обывателей, Иисус из Назарета был вовсе не простой странствующий проповедник. В Нём видел пророка, воскресшего Предтечу, вновь пришедшего Илию. Иисус Христос и Царь Израильский, и обещанный Мессия… Потому нет ничего удивительного в том, что современники называют Иисуса «Христос» настолько часто, что даже Пилат говорит о Нём как «Иисусе, называемом Христом».

Как Христос совершил избавление человека от власти греха, тления смерти и диавола?

Выйдя на проповедь в возрасте тридцати лет Христос учил словом и примером. Подтверждая Свое Божественное посланничество и достоинство, Он не раз совершал чудеса и знамения, в том числе — исцеления от болезней и воскрешения. Апогеем служения стало принесение Себя в Жертву на Кресте во искупление грехов: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились». (1Пет.2:24-25)

Добровольно приняв Крестные Страдания и смерть, Сын Божий сошел душой во ад, сковал сатану, извел души праведников и, поправ смерть, воскрес. Затем Он неоднократно являлся Своим ученикам и на сороковой день вознесся на Небо, проложив путь в Царство Божие всем, кто последует за Ним. В День Пятидесятницы на апостолов сошёл Святой Дух, который с тех пор непрерывно присутствует в Церкви. Приобщаясь к Церкви Христовой и живя активной церковной жизнью, человек сближается с Богом, освящается, обоживается, в силу чего удостаивается вечной блаженной жизни на Небесах.

Теории искупления

Разговор, почему Иисус Христос именуется Спасителем, был бы неполным без обращения к существующим теориям искупления, которыми обозначаются наиболее систематизированные попытки истолкования совершенного Им подвига. Итак, традиционно выделяют три теории:

  1. юридическую;
  2. нравственную;
  3. органическую.

Автором юридической теории искупления является западнохристианский схоласт Ансельм Кентерберийский. Родился он в 1033 году, так что формально еще до Великого раскола 1054 года. В принципе, юридический подход к вопросам веры среди латинян прослеживает уже с IV века, потому идеи Ансельма здесь не стали чем-то из ряда вон выходящим. Суть его теории сводится к следующим положениям: своим грехопадением человек совершил преступление, нарушив тем самым установленный Богом справедливый порядок и нанеся Господу оскорбление. Степень оскорбления определяется рангом оскорбленной стороны. Величие Божье бесконечно, соответственно, и вина преступника бесконечна. Человек, будучи сотворенным существом неспособен удовлетворить бесконечную Божью справедливость и принести удовлетворение за содеянное, поэтому и понадобилось Воплощение и Вочеловечение Второго Лица Святой Троицы, дабы Искупительным подвигом принести за человека надлежащий выкуп. Думаю, даже те, кто не был с данной теорией знаком ранее, понимает ее «сухость» и в некоторых положениях несоответствие Священному Писанию. Однако положительной ее стороной является ясное подчеркивание мысли, что человек неспособен спастись одним лишь собственными силами.

Нравственная теория искупления была создана как реакция на крайности теории юридической. Свое завершение она находит в трудах митр. Антония (Храповицкого). Акцент данной теории ставиться на преодолении Христом всех искушений, чем Он проявляет полнейшее послушание Отцу, тем самым, являя нам величайший пример. По мнению владыки Антония, спасения было совершено во время Гефсиманского борения, а Крест нужен для раскрытия, демонстрации силы и глубины душевных мук Спасителя. Отрицательные стороны данной теории также лежат на поверхности, как минимум в ней принижается значение Страданий и Смерти Христа. Хороша же нравственная теория своей критикой теории юридической, низводящей отношения человека и Бога, к безжизненным правовым категориям.

Основными сторонниками органической теории искупления были такие богословы эмиграции как прот. Георгий Флоровский и В. Н. Лосский и пр. Здесь нужно сказать, что христианская сотериология (учение о спасении) является одной из наименее догматически разработанных разделов. Так вот, в лице русских богословов эмиграции, в данной теме, была осуществлена попытка синтеза святоотеческой мысли. Для них искупление, прежде всего, заключается в исцелении и обожении больной человеческой природы. Акцент здесь делается не только на Голгофе, Гефсимании или Гробе, но на всей жизни Христа. Кончено, Страдания, Крест и Воскресение остаются важнейшими действиями вочеловечшегося Сына Божия в деле спасения, но им предшествует Его воплощение и прохождение всех стадий человеческого развития, обретение некой полноты человеческих возрастов. Поэтому все, что говорил и делал Христос (учение, пророчества, чудеса и т. д.), имеет отношение к нашему спасению.

Органической теория названа не потому, что в ней органически (гармонично) все сложено, но потому что она раскрывается в категориях природы, как Божественной, так и человеческой. Грех здесь воспринимается не только как нарушение закона, не только как безнравственный поступок, но прежде всего, как болезнь. Поэтому спасение – это исцеление от болезни, освобождение от рабства, преображение человека и в конечном итоге  обожение. Через человека спасение даруется и миру как сотворенному ради него. Поэтому Христос – не только Спаситель человека, но и Спаситель мира.

Что значит «Христос»?

Что же касается того, почему Иисус назван Христом, то перво-наперво следует заметить, что назван Он так не родителями и не в детстве или отрочестве. Если Иисус – это имя Спасителя, то Христос – Его Божественный титул. Само это слово означает «Помазанник». Помазание же в библейской традиции предшествовало выходу на ответственное служение, к примеру, царское или пророческое. Служение Иисуса – спасение рода человеческого – служение наивысшее. И помазание на это служение принадлежит Ему как Богу. Впрочем, и в глазах людей, от верующих до простых обывателей, Иисус из Назарета был вовсе не простой странствующий проповедник. В Нём видел пророка, воскресшего Предтечу, вновь пришедшего Илию. Иисус Христос и Царь Израильский, и обещанный Мессия… Потому нет ничего удивительного в том, что современники называют Иисуса «Христос» настолько часто, что даже Пилат говорит о Нём как «Иисусе, называемом Христом».

Сын Сирахов

Известно о нем довольно мало. Проживал он в Иерусалиме и оставил после себя собрание мудрых изречений житейского характера. Они написаны на еврейском языке. Краткое название сборника – Книга Сирахова. Подлинник этой книги не сохранился, но есть ее греческий перевод, который сделал внук автора. Последний переселился в Египет около 235 г. до н. э. во время царствования Птолемея Эвергета. В русской Библии присутствует ее перевод с греческого.

Он помещен после книг Соломоновых, с которыми у него обнаруживается ближайшее родство. Несмотря на то, что сочинение несет на себе следы греческого влияния, в нем обнаруживается близкое знакомство автора с законами Моисея, с пророками. Ее пронизывает их дух, который сын Сирахов стремится внести в семейные и общественные отношения народа.

Положительная и отрицательная стороны искупления

Обозначенное понимание искупления это, можно сказать, отрицательная его сторона, но не в том смысле, что оно носит какой-то негативный характер, а в том, что оно указывает лишь на восполнение утраченного, устранение преград. Положительная же сторона искупления, по мнению многих и святых отцов, и современных богословов заключается в том, что, помимо выкупа, Господь еще и примиряет человека с Собой, усыновляет нас. Это акт безграничной любви Бога к человеку. У свт. Иоанна Златоуста есть прекрасные слова на этот счет. Он говорит, что благодаря спасительному подвигу Христа, Господь нас не просто не накажет за грехопадение, но и наградит такими дарами, будто мы совершили большое количество добрых дел.

Как Хри­стос совер­шил избав­ле­ние чело­века от власти греха, тления смерти и диа­вола?

Выйдя на про­по­ведь в воз­расте трид­цати лет Хри­стос учил словом и при­ме­ром. Под­твер­ждая Свое Боже­ствен­ное послан­ни­че­ство и досто­ин­ство, Он не раз совер­шал чудеса и зна­ме­ния, в том числе — исце­ле­ния от болез­ней и вос­кре­ше­ния. Апо­геем слу­же­ния стало при­не­се­ние Себя в Жертву на Кресте во искуп­ле­ние грехов: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, изба­вив­шись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исце­ли­лись». (1Пет.2:24–25)

Доб­ро­вольно приняв Крест­ные Стра­да­ния и смерть, Сын Божий сошел душой во ад, сковал сатану, извел души пра­вед­ни­ков и, поправ смерть, вос­крес. Затем Он неод­но­кратно являлся Своим уче­ни­кам и на соро­ко­вой день воз­несся на Небо, про­ло­жив путь в Цар­ство Божие всем, кто после­дует за Ним. В День Пяти­де­сят­ницы на апо­сто­лов сошёл Святой Дух, кото­рый с тех пор непре­рывно при­сут­ствует в Церкви. При­об­ща­ясь к Церкви Хри­сто­вой и живя актив­ной цер­ков­ной жизнью, чело­век сбли­жа­ется с Богом, освя­ща­ется, обо­жи­ва­ется, в силу чего удо­ста­и­ва­ется вечной бла­жен­ной жизни на Небе­сах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector