Богородице-алексеевский монастырь (>kikjk;ney-glytvyyfvtnw bkugvmdj,)

Настоятели

  • Ефрем (Березовский) (1605 — 1663) строитель
  • Варлаам (упом. 1648)
  • Исаия (1660 — 1668) схиигум.
  • Варлаам (1668 — 1698)
  • Иона (1698 — ?) архим.
  • Павел (1703 — 1705) строитель
  • Мартиниан (1705 — 1706) архим.
  • Савватий (1706 — 1711) архим.
  • Иосиф (1711) иером.

Василид (1711 — 1722) архим.
Сильвестр (1722) архим.

Дионисий (1723) иером.

Порфирий (Боровский) (12 июня 1723 — 1733)
Рафаил (1733 — 1738) иером.
Лаврентий (1738 — 1744) архим.
Авксентий (1744 — 1746) иером.
Герасим (1746 — 1750) иером.
Исаия (Русанович) (1750)
Феодосий (1760 — 1769) архим.
Нафанаил (1769 — 1774) игум.
Прокопий Петров (1774) прот.
Филофей (1775 — 1777) игум.
Виктор (Калиновский) (1777 — 1780)
Алексий Михайловский (1780) прот.
Иннокентий (1781 — 1786) игум.
Палладий (Флоровский) (1787 — 1798)
Даниил (Черкасов) (1798)

Григорий Стефановский (1805 — 1807) прот.

Феофилакт (1807 — 1818) архим.
Иероним (Кириллов) (1818 — 1829)
Иоанникий (Агишев) (1829 — 1836)
Амфилохий (Свешников) (1836 — 1839)
Виктор (Лебедев) (1839 — 1883)

Лазарь (Генерозов) (1883 — 31 августа 1897 ) и.о.

Иннокентий (Солодчин) (31 августа 1898 — 9 февраля 1899)
Сергий (Титов) (июль — 6 октября 1899 ) игум.
Иона (Изосимов) (1901 — 27 июля 1908)

1908 — нач. 1920-х — см. список епископов Барнаульских

Гавриил (Воеводин) (14 сентября 1921 — не позднее 1923)

Святыни

в синодальный период

  • ковчег с частью Гроба Господня и частицами мощей 26 святых
  • запрестольная местночтимая Казанская икона Божией Матери, утрачена в советское время
  • деревянное резное распятие (высота — 3 аршина 14 вершков, ширина — 1 аршин 19 вершков), выполненное в Кузнецке в 1662 году по заказу строителя Исаии

в настоящее время

  • мощи святого праведного старца Феодора Томского, в Алексиевском приделе монастырского храма
  • Казанская икона Божией Матери, приобретена у одного из московских коллекционеров, перенесена в монастырь в ноябре 2004 года
  • икона преподобного Алексия Человека Божия с частицей его мощей, лежит на аналое в правом приделе монастырской церкви. Икона написана томским иконописцем Юрием Родионовым, частица мощей передана монастырю одним из московских храмов
  • ковчег с частицами мощей 12 Оптинских старцев
  • ковчег с частицами мощей двадцати святых: Иоанна Предтечи, Лазаря Четвертодневного, сщмч. Игнатия Богоносца, вмч. Евфимии Всехвальной, свтт. Феодосия Черниговского, Никиты Новгородского, Тихона и Митрофана Воронежских, Димитрия Ростовского, Филарета Московского, Иннокентия Московского, прпп. Иова Почаевского, Нила Столобенского, блжж. Василия Христа ради юродивого и Матроны Московской, благоверного князя Олега Брянского, праведных Артемия Веркольского и Симеона Верхотурского
  • икона с мощами свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
  • новописанная икона Живоначальной Троицы, явившая чудо мироточения Великим Постом 2004 года

Обитель в настоящее время

В 1992 году Казанский храм был возвращен в ведение Томской епархии, в нем начали проводить регулярные богослужения. Келейный корпус постепенно начали восстанавливать. В июле 1995 года на месте разрушенной часовни были найдены мощи Федора Томского, которые стали одной из главных монастырских реликвий. Спустя два года часовня была восстановлена.

В 2010 году в бывшем здании архиерейского дома, а ныне келейном монастырском корпусе, освятили домовую церковь во имя Трех Святителей. В ней установили новый иконостас, выполненный из мрамора. Церковь декорирована в византийском стиле.

В 2012 году было принято решение о реставрации Казанского храма, который к тому времени обветшал. Министерство культуры, по специальной программе, выделило средства из бюджета для этих целей. В настоящее время все работы завершены, и храм радует верующих и паломников своим обновленным внешним видом и внутренним убранством.

Казанская церковь является одной из самых почитаемых в Томске. Здесь ежедневно можно встретить большое количество прихожан. В большие православные праздники в храм приезжают тысячи паломников, чтобы помолиться и прикоснуться к мощам Св. Феодора Томского. Помимо духовной ценности, монастырь является памятником архитектуры храмового барокко.

История

Старый Алексеевский монастырь был основан в 1358 году святителем Алексием, митрополитом Киевским и всея Руси, на митрополичих землях на Остожье (ныне территория Московского Зачатьевского монастыря), первой игуменьей монастыря стала преподобная Иулиания. Это был первый женский монастырь в городе. В XVI веке монастырь был перенесен поближе к Кремлю на урочище Чертолье (ныне территория Xрама Христа Спасителя). Затем ему пришлось ещё раз переехать — в Красное Село; 17 октября 1837 года состоялась «встреча в Красном Селе крестного хода с особо чтимыми иконами Алексеевского монастыря в связи с перемещением монастыря и строительством на его месте храма Христа Спасителя». В 1842 году с разрешения святителя Филарета (Дроздова) на территории монастыря было открыто кладбище.

В обители располагались разнообразные мастерские: золотошвейная, иконописная, рукодельная. Количество строений монастыря к началу XX века достигло 42 в том числе четыре храма: Крестовоздвиженский храм, Храм преподобного Алексия, Человека Божия с приделами в честь Грузинской иконы Божией Матери и преподобного Павла Латрийского, Храм Всех Святых с приделом Казанской иконы Божией Матери и больничный храм в честь Архистратига Михаила. Из них сохранились только храмы в честь преподобного Алексия, человека Божия и Всех Святых.

В 1871 году при монастыре было открыто первое в России женское училище для выходцев из южнославянских стран — Сербии, Болгарии, Черногории. Спустя несколько лет в монастыре учредили училище-приют для девочек-сирот из бедных семей. В 1907 году в Ново-Алексеевской обители проживали 51 монахиня и 24 послушницы.

В 1926 году монастырь был уничтожен. На его месте пролегла автодорога. Крестовоздвиженская церковь была скрыта за строениями Института рыбного хозяйства. Больничный храм был разрушен. К концу 1930-х годов было окончательно ликвидировано кладбище. Последним священнослужителем монастыря был протоиерей Алексий Афонский.

В 1991 году при сохранившемся храме Всех святых был учреждён приход. В 2010 году при нём было создано сестричество во имя святого Алексия, человека Божия. В 2012 году оно было преобразовано в монашескую общину, которая к 2013 году насчитывала около 20 сестёр.

16 июля 2013 года решением Священного Синода Русской православной церкви монастырь был возрождён как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь с храмом в честь Всех святых. Алексеевская церковь осталась приходской (не монастырской).

С 16 июля 2013 года монастырь имеет свой скит с храмом Тихона Задонского в парке Сокольники. Ранее этот храм имел статус приписного к Приходу храма Всех Святых, что в Красном Селе, а с 16 июля 2013 года получил статус приписного к Алексеевскому женскому ставропигиальному монастырю.

История

До середины 18 века Богородице-Алексиевский монастырь владел обширными землями и богатым рыбным промыслом. В его стенах была устроена первая в округе больница и создано «Русское духовное училище».

Царь Алексей Михайлович присылал в монастырь колокола, иконы, книги, церковное облачение. Царь Федор Алексеевич лично покровительствовал обители.

В 1776 г. в монастыре заложили каменный храм с главным престолом Казанской иконы Божией Матери и двумя боковыми приделами: во имя преподобного Алексия, человека Божия, и во имя святых Флора и Лавра. Позже церковь украсили колокольней.

Осенью 1836 г. в Сибири появился человек по имени Феодор Кузьмич, удивительно похожий на императора Александра I. Он был отлично образован, легко рассуждал о дворцовой жизни и войне 1812 г. Страждущие шли к праведнику Феодору за помощью и получали ее. Погребли старца в любимом им монастыре. В начале 20 века рядом с могилой возвели часовню, но уже спустя 30 лет ее разрушили, а заодно с ней — и колокольню. В 1984 г. Феодор Томский был причислен к лику сибирских святых, а в 1995 г. произошло обретение его мощей.

История

Сведения о времени основании монастыря расползаются — по одним источникам он был основан в 1605, по другим — в 1622 году. Понятно, что монастырь точно существовал в 1630-е годы. Настолько преждевременное возникновение монастыря в только-только основанном городке А. Латышев разъясняет правительственными указами, а не огромным количеством возможных насельников, мечтающих удалиться от мира. Первоначальное население Томска состояло из разгульных казаков, корыстолюбивых промышленников, зарубежных искателей богатства, высланных поляков, сосланных каторжан, местных татар, «которых обычаи нравились русским, и многоженство отыскало и подражателей». «Правительство лицезрело, как нужно в таком краю заведение благочестивое, подающее пример христианских добродетелей…»

В 1630—1650-х годах Богородицкий монастырь находился у впадении реки Киргизки в Томь (Усть-Киргизский монастырь). В 1658 году перенесен на Юрточную гору. При строительстве были устроены подземные склады и ходы к реке Ушайке (на кирпичный свод натолкнулись рабочие, производившие земельные работы сначала ноября 1888 года во дворе столоначальника томской казенной палаты В. Б. Орлова, жившего в конце тянувшейся от монастырской ограды к реке Ушайке улицы).

В 1663 году освящена церковь во имя Св. Алексея, человека Божия, монастырь стал называться Богородице-Алексеевским.

Из Богородице-Алексеевского монастыря производилось управление иными восемью сибирскими монастырями, входившими в Томский разряд. Монастырь до 1764 года был единственным в Томской губернии обладателем 400 крепостных фермеров, также обладал земляными угодьями на реках Томи и Оби. В XVII веке при монастыре была открыта поликлиника, а в 1746 году 1-ая томская школа — Томское российское духовное училище (в 1762 году преобразовано в русско-латинское). Также при монастыре с 1858 года действовала духовная семинария с широкой библиотекой.

Монастырь, как и другие сибирские обители, был местом ссылки нарушителей монастырских уставов. Также в нём содержались и светские лица.

Основным монастырским храмом является Казанская церковь, имеющая также приделы в честь Алексия, человека Божьего и святых Флора и Лавра. Вначале постройка была древесная, не один раз сгорала. В 1789 году было выстроено современное каменное церковное здание в стиле сибирского барокко. В церкви находился особо почитаемый образ Божией мамы «Неопалимая купина».

В 1830-е годы монастырь окружили каменными стенками и башнями-часовнями (проект томского конструктора К. Г. Турского). На местности находились сад, озеро, летние кельи и кладбище, а к югу от монастыря — монастырская роща, сохранявшаяся до начала XX века.

Культурное наследство Русской Федерации, объект № 7000138000 объект № 7000138000

Могочинский монастырь основали иеромонах Иоанн (Луговских) и монахиня Ирина (Селивёрстова)

Могочинский монастырь основан года. Именно тогда в только что открывшийся Никольский приход приехал иеромонах Иоанн (Луговских) с монахиней Ириной (Селивёрстовой).

Они оборудовали под храм деревенский дом, кроме того также приобрели три близлежайших дома. Это стало основой территории будущего монастыря.

Свято-Никольский монастырь в посёлке Могочино. Матушка Ирина Селивёрстова. Матушка Ирина — одна из основательниц Свято-Никольской обители в Могочино. Фото: radiologos.ru

Обитель строилась без централизованного финансирования, исключительно за счёт пожертвований. Основатели монастыря связывают его появление подвигом невинно сосланных сюда в период репрессий.

Кроме того, они также хотели принести христианскую веру в древнюю языческую местность. Именно поэтому строительство монастыря шло в тяжелейших условиях, так как в селе, которому 270 лет, никогда не было церкви и дорог. Все необходимое сюда завозили по реке.

Иоанн Луговских в 1998 году стал духовником Могочинского Свято-Никольского женского монастыря.

В это местности суровой климат: зимой морозы достигают -50 градусов Цельсия, летом стоит жара, снег выпадает уже в конце сентября. Строительный сезон, поэтому длится иногда всего 3-4 месяца. Стройматериалы нужно доставлять или по реке, или на грузовиках через паромную или ледовую переправу.

Архимандрит Иоанн (Луговских), наместник Преображенского Большеволоцкого мужского монастыря, духовник Свято-Никольского Могочинского женского монастыря Томской митрополии. Основатель и строитель этих монастырей. Фото: iskitimeparhia.ru

Большую роль в строительстве могочинского Свято-Никольского монастыря сыграл игумен Иоанн (в миpy Василий Михайлович Луговских). В 35 лет был призван на церковное служение услышанными словами Богородицы: «Приходи ко Мне работать». Отец Иоанн построил немало церквей.

В апреле 1993 года указом епископа Новосибирского и Барнаульского Тихона отец Иоанн утвержден наместником мужского Преображенского монастыря в бывшем поселке Большой Волок в 14 километрах от Могочино, а в мае того же года епископом Тихоном батюшка возведен в сан игумена.

В 1998 году по благословению епископа Томского и Асиновского Аркадия игyмен Иоанн назначен духовником Свято-Николъской обители.

Это интересно: Свято-Никольский казачий собор в Омске: объясняем досконально

История обители

Богородице-Алексеевский монастырь (Томск) – это православная мужская обитель, которая была основана, по одной версии в 1605 году, а по другой — в 1622 году. Доподлинно известно, что монастырь существовал в 30-е годы XVII века.

Такое раннее появление обители в только что отстроенном и основанном городе некоторые ученые объясняют изданным правительственным указом о строительстве монастыря, а не большим количеством монахов.

Изначально население города Томска состояло из разгульных казаков, корыстных промышленников, иностранных авантюристов, мечтающих быстро разбогатеть, каторжан, высланных поляков и местных татар. С учетом сложившейся ситуации правительством было принято решение о возведении Богородице-Алексеевского монастыря в Томске.

Монастырский некрополь

Могила Фёдорвея Кузьмича (фото начала XX века) Очень возможно, существовал с первых лет основания монастыря на Юрточной горе, другими словами с 1663 года. На картах Томска некрополь в монастыре обозначен только с конца XIX века. На карте 1898 года занимает значимый участок к северу и востоку от церкви. На картах 1930-х годов уже не обозначается.

В 1864 году на монастырском кладбище был похоронен старец Фёдорвей Кузьмич, отождествляемый в легендах с царем Александром I. В 1904 году над его могилой по проекту конструктора Викентия Оржешко была построена часовня.

На монастырском кладбище были похоронены известные обитатели Томска, тут были могилы и «тех благочестивых лиц», которые занесли при жизни вклады на благо монастыря — золотопромышленник И. Д. Асташев, боец с злоупотреблениями местных чиновников губернатор Н. В. Родзянко (посреди городских обывателей прогуливалась легенда, по которой из могилы ещё длительно раздавался истошный вопль: «Я вас, канальи, по 3-му пункту»), скоропостижно скончавшиеся в Томске губернаторы И. И. Красовский (через год перезахоронен по завещанию в Троице-Сергиевой лавре) и А. И. Лакс (также перезахороненный из Томска), действительный статский советник А. В. Дуров , историк и краевед К. Н. Евтропов и др.

В русское время некрополь был уничтожен, последнее захоронение тут было произведено в 1925 году, в 1929 году было принято решение о ликвидации некрополя и устройстве на его месте парка.

На данный момент некрополь восстанавливается, проведены раскопки, позволившие атрибутировать некие захоронения.

Монастырский некрополь

Могила Фёдора Кузьмича (фотография начала XX века) Весьма вероятно, существовал с первых лет основания монастыря на Юрточной горе, то есть с 1663 года. На картах Томска некрополь в монастыре обозначен только с конца XIX века. На карте 1898 года занимает значительный участок к северу и востоку от церкви. На картах 1930-х годов уже не обозначается.

В 1864 году на монастырском кладбище был похоронен старец Фёдор Кузьмич, отождествляемый в легендах с императором Александром I. В 1904 году над его могилой по проекту архитектора Викентия Оржешко была построена часовня.

На монастырском кладбище были похоронены известные жители Томска, здесь были могилы и «тех благочестивых лиц», которые внесли при жизни вклады на благо монастыря — золотопромышленник И. Д. Асташев, борец с злоупотреблениями местных чиновников губернатор Н. В. Родзянко (среди городских обывателей ходила легенда, по которой из могилы ещё долго раздавался истошный крик: «Я вас, канальи, по 3-му пункту»), скоропостижно скончавшиеся в Томске губернаторы И. И. Красовский (через год перезахоронен по завещанию в Троице-Сергиевой лавре) и А. И. Лакс (также перезахороненный из Томска), действительный статский советник А. В. Дуров , историк и краевед К. Н. Евтропов и др.

В советское время некрополь был уничтожен, последнее захоронение здесь было произведено в 1925 году, в 1929 году было принято решение о ликвидации некрополя и устройстве на его месте парка.

Сейчас некрополь восстанавливается, проведены раскопки, позволившие атрибутировать некоторые захоронения.

Монастырский некрополь[ | ]

Могила Фёдора Кузьмича (фотография начала XX века) Весьма вероятно, существовал с первых лет основания монастыря на Юрточной горе, то есть с 1663 года. На картах Томска некрополь в монастыре обозначен только с конца XIX века. На карте 1898 года занимает значительный участок к северу и востоку от церкви. На картах 1930-х годов уже не обозначается.

В 1864 году на монастырском кладбище был похоронен старец Фёдор Кузьмич, отождествляемый в легендах с императором Александром I. В 1904 году над его могилой по проекту архитектора Викентия Оржешко была построена часовня.

На монастырском кладбище были похоронены известные жители Томска, здесь были могилы и «тех благочестивых лиц», которые внесли при жизни вклады на благо монастыря — золотопромышленник И. Д. Асташев, борец с злоупотреблениями местных чиновников губернатор Н. В. Родзянко (среди городских обывателей ходила легенда, по которой из могилы ещё долго раздавался истошный крик: «Я вас, канальи, по 3-му пункту»), скоропостижно скончавшиеся в Томске губернаторы И. И. Красовский (через год перезахоронен по завещанию в Троице-Сергиевой лавре) и А. И. Лакс (также перезахороненный из Томска), председатель томского губернского суда Евгений Барщевский, действительный статский советник А. В. Дуров , историк и краевед К. Н. Евтропов и др.

В советское время некрополь был уничтожен, последнее захоронение здесь было произведено в 1925 году, в 1929 году было принято решение о ликвидации некрополя и устройстве на его месте парка.

Сейчас некрополь восстанавливается, проведены раскопки, позволившие атрибутировать некоторые захоронения.

Святыни

в синодальный период

  • ковчег с частью Гроба Господня и частицами мощей 26 святых
  • запрестольная местночтимая Казанская икона Божией Матери, утрачена в советское время
  • деревянное резное распятие (высота — 3 аршина 14 вершков, ширина — 1 аршин 19 вершков), выполненное в Кузнецке в 1662 году по заказу строителя Исаии

в настоящее время

  • мощи святого праведного старца Феодора Томского, в Алексиевском приделе монастырского храма
  • Казанская икона Божией Матери, приобретена у одного из московских коллекционеров, перенесена в монастырь в ноябре 2004 года
  • икона преподобного Алексия Человека Божия с частицей его мощей, лежит на аналое в правом приделе монастырской церкви. Икона написана томским иконописцем Юрием Родионовым, частица мощей передана монастырю одним из московских храмов
  • ковчег с частицами мощей 12 Оптинских старцев
  • ковчег с частицами мощей двадцати святых: Иоанна Предтечи, Лазаря Четвертодневного, сщмч. Игнатия Богоносца, вмч. Евфимии Всехвальной, свтт. Феодосия Черниговского, Никиты Новгородского, Тихона и Митрофана Воронежских, Димитрия Ростовского, Филарета Московского, Иннокентия Московского, прпп. Иова Почаевского, Нила Столобенского, блжж. Василия Христа ради юродивого и Матроны Московской, благоверного князя Олега Брянского, праведных Артемия Веркольского и Симеона Верхотурского
  • икона с мощами свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
  • новописанная икона Живоначальной Троицы, явившая чудо мироточения Великим Постом 2004 года

Свято-Никольский женский монастырь — достопримечательность села Могочино Томской области

Село Могочино расположено в Томской области на правом берегу реки Обь. Это обычное село в сельской российской глубинке, но необычным его делает находящий здесь Свято-Никольский женский монастырь.

Его адрес: Россия, Томская область, Молчановский р-н, пос. Могочино.

Для того чтобы посетить обитель, необходимо сначала доехать до села Нарга (221 км от Томска), затем сесть на паром и переправиться на другой берег реки Обь. Зимой по льду от Нарги ходит автобус. Других свободно доступных путей в село нет.


Могочинский Свято-Никольский женский монастырь в период строительства. Обитель построена в память ссыльнопоселенцев, живших здесь в сталинские времена. Фото: azbyka.ru

Село основано в 1726 году. Период его активного развития пришелся на 20-е годы 20 века. Именно тогда здесь построили крупное деревообрабатывающее предприятие.

В советское время Могончино — это место проживания ссыльных поселенцев, кулаков, депортированных немцев.

После закрытия в 1990-е годы деревообрабатывающего предприятия, район стал бесперспективным, и его покинула молодежь. В наше время основная часть местных жителей представлена пенсионерами. Численность населения села с трудом достигает 3000 человек.

1 октября 1989

дата основания Могочинского Свято-Никольского женского монатыря

Фактически Могочино не может называться ни селом, ни рабочим поселком, так как на его территории отсутствуют промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Центром, вокруг которого теплится жизнь в селе, в наше время признан православный Свято-Никольский женский монастырь.

Он основан 1 октября 1989 года и строили его исключительно за счет пожертвований. Строительство столь масштабного монастыря в глубинке связывают с подвигом невинно сосланных в село за время репрессий.


Село Могочино Томской области во время паводка. Большинство жителей села Могочино из него уехало. Теперь центр жизни в нём — Свято-Никольский женский монастырь. Фото: i.ucrazy.ru

Кроме того, основатели монастыря преследовали цель очищения древних языческих мет, еще не встречавшихся с церковной благодатью. Вокруг монастыря с момента его образования существует что-то, напоминающее православную общину, в которой живут церковники-волонтеры.

В Могочино съезжаются люди со всей страны, монастырь ежегодно собирает сотни паломников. При обители построена гостиница для них.

Храмы

Казанский храм

Каменный храм был заложен в 1776 году по благословению свт. Варлаама (Петрова), архиепископа Тобольского и всея Сибири. В 1779 году были освящены боковые приделы храма, посвященные святым мученикам Флору и Лавру (северный) и преподобному Алексию человеку Божию (южный). И лишь через 10 лет, в 1789 году, был освящен главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери.

Подлинным украшением монастыря стала колокольня храма, построенная в 1860 году. В 1863 году на нее был поднят «Торжественный» 303-пудовый колокол. Сначала во втором ярусе колокольни хотели разместить престол во имя св. прав. Лазаря Четверодневного, но впоследствии здесь были устроены архив и хранилище древностей монастыря.

После закрытия монастыря храм продолжал действовать как приходской. 17 декабря 1929 года решением Сибирского крайисполкома в г. Томске церковь была закрыта. Со временем она была частично разобрана.

В начале 1980-х годов храм, по отзывам корреспондентов местных газет, представлял собой «…обрубок старинного здания с остатками купола». Ко времени начала воссоздания монастыря в конце века не сохранились колокольня, апсида, завершения и покрытия самого храма.

В начале 1990-х годов были проведены масштабные реставрационные работы, в результате которых храм был полностью восстановлен.

Часовня прав. Феодора Томского, Богородице-Алексеевский монастырь г. Томска, нач. XX в.

Часовня св. Феодора Томского В 1904 года над могилой всенародно почитаемого старца св. Феодора, расположенной по его завещанию в ограде монастыря, была построена каменная часовня. На главной часовенной иконе были изображены св. блгв. кн. Александр Невский – небесный покровитель Императора Александра I и св. Феодор Стратилат – покровитель старца Феодора Кузьмича.

В советское время была разобрана на кирпичи для сооружения светских зданий.

В 1997 — 1998 годах часовня-памятник была восстановлена по первоначальному проекту на прежних фундаментах.

Трехсвятительский храм

Построен в конце — начале XXI века.

Храм при вратах

Построен в конце XX — начале XXI века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector