Кто был такой федор кузьмич

Жизненный путь Федора Кузьмича

Относительно подробные сведения о жизни российского старца датируются 30-ми годами 19-го века. О том, кем он был раньше, чем занимался, какую вел жизнь, есть только отдаленные намеки. Впервые имя Федора Кузьмича упоминается в документах, датируемых 1836 годом. В этом году на Красноуфимской переправе был задержан старец без каких-либо документов.

Внятно объяснить цель своей поездки мужчина не мог. На спине его были обнаружены следы от ударов плетьми, но определить, кем был этот человек и куда он направлялся, не представлялось возможным. В телегу странного путника был запряжен белый конь, который был бы явно не по карману простому нищему. Назвался мужчина Федором Кузьмичом Кузьминым.


Блаженный старец Федор Кузьмич

Пожилой мужчина имел приятный и величественный вид, был хорошо воспитан, держался вежливо и учтиво. Его дело разобрали в суде, и, несмотря на то, что судьи симпатизировали старцу, ему было назначено наказание в виде 20 ударов плетьми с последующей ссылкой в Сибирь. Таким было стандартное наказание за бродяжничество в те времена.

Старец не возражал против приговора и наказания, но, объявив себя неграмотным, поручил вместо себя расписаться другому человеку. Всем же присутствующим было ясно, что мужчина не только умеет писать, но и достаточно образован и начитан. Можно предположить, что Федор Кузьмич опасался, что документ с образцом его почерка будет передан властям.

Старец вызывал всеобщую симпатию и любовь. Он был единственным из всех заключенных, на кого не стали надевать кандалы перед отправкой в Сибирь. Солдаты, офицеры и заключенные полюбили старца Федора, словно родного отца. На ночевках ему выделяли отдельное место, с ним стремились завести беседу, просили его совета.

Важно! Почитание в народе Федор Кузьмич приобрел задолго до того, как распространились слухи о его знатном происхождении. Первые несколько лет своей ссылки Федор Кузьмич прожил в небольшом поселке Зерцалы

Затем один из жителей помог старцу построить уединенный домик в станице Белоярской, в котором он мог бы жить и молиться

Первые несколько лет своей ссылки Федор Кузьмич прожил в небольшом поселке Зерцалы. Затем один из жителей помог старцу построить уединенный домик в станице Белоярской, в котором он мог бы жить и молиться.

Местные жители быстро полюбили отшельника, старались помочь ему, приглашали за стол, угощали его лучшими блюдами. Старец с благодарностью принимал подношения в виде продуктов питания, чтобы после раздать их нищим. Денег Федор Кузьмич не брал ни у кого. Сам он всю жизнь прожил, соблюдая строгий пост, но не требовал этого от тех, кто приходил к нему за помощью.


Икона святого старца Феодора Томского

Дети из ближайших поселков приходили к старцу, и он обучал их грамоте. Позже старец сам начал ходить по поселениям. Он никого не поучал, не навязывал свое мнение о жизни и Боге, люди сами шли к нему за советом.

Беседовал Федор Кузьмич с крестьянами и о вере, и о Священном Писании, объяснял простыми словами то, что не объясняли людям местные священники. Жители ближайших поселков видели в нем доброго друга и мудрого советника.

Интересно знать! Люди, лично знавшие старца, редко видели его молящимся, но после кончины Федора Кузьмича обнаружилось, что колени мужчины выглядели как сплошные мозоли. Тяжело даже представить, сколько времени Федор Кузьмич проводил в молитвенных трудах, стоя на коленях.

Федор Кузьмич не выглядел изможденным и измученным. Высокий, голубоглазый, статный пожилой мужчина был похож на былинного богатыря, который своим нынешним образом жизни искупал грехи прошлого. Он совершенно не вызывал жалости, но весь его образ жизни вызывал глубокое уважение. Его любовь к Господу пронизывала все его существование, поэтому людям рядом со старцем было легко и спокойно

Легенда об императоре Александре I

Слава старца Федора Кузьмича была вызвана не только его подвижничеством, но и легендой том, что внезапная смерть императора Александра I в Таганроге была инсценирована. Народная молва утверждала, что замученный совестью за причастность к убийству отца, Павла I, император не умер, а тайно покинул двор и отправился инкогнито в Киев, чтобы «жить во Христе и давать советы теперешнему государю Николаю Павловичу для лучшего управления государством». На основании этой легенды быстро распространился слух о том, что загадочный старец Федор Кузьмич и есть не кто иной, как удалившийся от мира Александр I.

Первое упоминание о Федоре Кузьмиче датировано 4 сентября 1836 года, когда он был задержан в Пермской губернии. На его спине были следы от ударов кнутом, документов он при себе не имел, так что, негодный по возрасту для солдатской службы, задержанный за бродяжничество был приговорен к ссылке в Сибирь. Прожив пять лет при Краснореченском винокуренном заводе в уединенной келье, Федор Кузьмич странствовал по деревням Мариинского уезда, просвещая местную детвору. К тому времени старец уже начал ассоциироваться в народе с императором Александром. Последующие 10 лет старец прожил в селе Зерцалы Белоярской станицы, а затем обосновался под Томском. В келью Федора Кузьмича начал наведываться епископ Иркутский Афанасий и епископ Томский Порфирий. Ряд исследователей утверждает даже, что в зашифрованной переписке с Федором Кузьмичом состоял сам Николай I. Навещал старца, среди прочих, и Лев Толстой. Писатель, правда, впоследствии отрицал, что старец и Александр I одно лицо.

Сам же Федор Кузьмич никогда не давал прямых ответов о своем происхождении, в то же время давая немало поводов для того, чтобы слухи укрепились. Например, особо отмечал день памяти Александра Невского – небесного покровителя покойного императора, рассказывал о войне 1812 года, вспоминал Аракчеева, Кутузова и Суворова.

После смерти старца в 1864 году вера в его царское происхождение только укрепилась. Жители села Зерцалы утверждали, что у них хранятся якобы оставленные старцем Киево-Печерский образ Богородицы и бумажный вензель в виде буквы «А» с короной над ней. А благодаря купцу Семену Хромову, у которого Федор Кузьмич жил последние годы, стали известны загадочные записки подвижника, которые тот якобы передал ему перед смертью. Первая записка имела следующие зашифрованные записи: «Видишили накакое васъ бѣзсловесие счастие слово изнѣсе» и «Но егда убо а молчатъ п нѣвозвѣщаютъ». Вторая записка состояла из цифр и букв и содержала информацию о дате и месте ссылки Федора Кузьмича. Различные расшифровки записок говорят как против, так и за версию о происхождении старца. Так, например, исследователь В.В. Барятинский расшифровал записки так: «Видишь ли, на какое молчание вас обрекло ваше счастье и ваше слово»; «Но когда Александр молчит, то Павел не возвещает» (то есть, когда Александр хранит молчание, его не терзают угрызения совести из-за убийства отца); «Я скрываю тебя, Александр, как страус, прячущий свою голову под крыло». В то же время заключение графологической экспертизы, выполненной по приказу великого князя Николая Михайловича, отрицало, что записки написаны рукой Александра I. С 1909 года подлинники записок считаются пропавшими.

Расшифровка И.С.Петрова

Иван Петров, преподаватель
Санкт-Петербургского театрального училища,
заинтересовавшись записками, путём перестановки букв
подобрал ключ для прочтения «тайны» старца. Данной
расшифровкой заинтересовался великий князь Николай
Михайлович и привёл её в своей работе про Фёдора
Кузьмича:

Се Зевес И.Е.В. Николай Павлович

без совести сославший Александра

от его (чего) аз нынче так страдающь

брату вероломно вопию

Да возсия моя Держава

1837-го г. Мар. 26-го

Николай Михайлович пишет, что это —
 первая удачная попытка расшифровать записку, но всё же
эта расшифровка, сообщающая о том, что Александра сослал
его брат Николай, не соотносится с общим характером
легенды. Также он отмечает, что, по его мнению. «записка
есть плод воображения кого-то, кто видел и знал старца
и, будучи знаком с легендой, хотел ввести в заблуждение
всех тех, кому удалось бы разгадать смысл этой загадки».

Сходство предстоятеля Федора и царя Александра

Первым Государя Александра в старце узнал священник, который ранее был выслан в ссылку из Петербурга за какую-то оплошность. Отец Иоанн утверждал, что видел императора неоднократно и просто не мог не узнать его. Из-за слухов старцу пришлось покинуть станицу и отправиться в другой поселок.

Многие зажиточные крестьяне просили Федора остановиться у них, но свой приют он нашел в хлеву бедного крестьянина Ивана Малых. Из хлева они с хозяином соорудили келью, в которой Федор Кузьмич прожил около 10 лет.

Затем возле поселка Краснореченское один из крестьян возвел скромную избу, в которую переселился Федор Кузьмич. Здесь старца навестил архиерей, которым в те годы был Афанасий Иркутский. По свидетельствам очевидцев, отшельник и священник общались между собой на иностранном языке, предположительно — на французском.


Сходство Александра І и старца Феодора

На этом же языке Федор Кузьмич общался и с другими посетителями знатного происхождения. По рассказам крестьян, к старцу приезжал офицер с супругой, описание которого подозрительно точно подходит Николаю I.

Удивителен и тот факт, что Федор Кузьмич прекрасно знал историю русского государства, рассказывал о войне 1812 года уникальные подробности. После того, как до поселка дошла весть о смерти Николая I, старец не покидал своего дома, где слезно и горячо молился об упокоении души монарха.

Интересно знать! Многие из тех, кто знал Федора лично, догадывались о его происхождении. Ему часто задавали вопрос — не тяготит ли его нынешняя доля? Федор всегда с улыбкой отвечал, что именно сейчас он свободен и спокоен. Старец говорил, что ему нечего терять, а самое дорогое — Слово Божье и любовь к Спасителю — всегда останется при нем. Именно в этой ипостаси он обрел свободу духа и истинное счастье.

Чудотворения после смерти Феодора Томского

Старец Феодор Томский, которого многие считают инсценировавшим свою смерть в Таганроге в 1825 году императором Александром I, отошел ко Господу в январе 1864 года. Похоронили почившего, согласно его собственному желанию, в ограде Богородице-Алексиевского монастыря, северо-восточнее алтаря Казанского храма.

К старцу уже при жизни многие относились как к святому — благодаря его недюжинным духовным дарованиям. Это отношение укрепилось после чудес, сопровождавших его кончину, коим нашлось несколько свидетелей. С середины 1860-х годов могила Федора Кузьмича и келья в усадьбе купца С. Хромова, где жил святой, сделались местом паломничества; среди паломников встречались как совсем простые богомольцы, так и представители высшего общества (министры, крупные воинские чины, великие князья). Уже во второй половине XIX века записывались случаи благодатной помощи старца страждущим.

Почитание росло и требовало некоего материального воплощения. Таковое явилось в виде часовни, воздвигнутой над могилой святого Феодора. В августе 1904 года часовню освятили. При проведении строительных работ случайно повредили гроб старца. Устраняя повреждение, обнаружили мощи святого Феодора нетленными — тому сохранились свидетельства присутствовавших при этом.

Загадочная смерть Александра Благочестивого

Император скончался в 1825 году от непродолжительной болезни, во время похорон его гроб оставался закрытым. Место на царском престоле занял его младший брат Николай. Среди историков нет единого мнения насчет возможной инсценировки смерти монарха. Трудно с точностью сказать, мог ли Александр I бросить государственные дела, чтобы провести остаток жизни в уединении, или это всего лишь красивая легенда.

В период правления Александра I было проведено немало реформ, направленных на улучшение жизни простого народа. Победа в войне с Наполеоном подняла авторитет монарха в глазах простых людей, за что он был прозван Александром Благословенным.


Император Александр І

В отличие от отца, Александр Павлович пользовался любовью и уважением подданных, о чем говорят народные песни, сложенные в его честь. У монарха было впереди много времени, чтобы продолжать реформы и бороться за благополучие народа. Почему в таком случае он решился покинуть престол, если легенда о его отшельничестве — правда?

По свидетельствам очевидцев, Александра I тяготило участие в заговоре против своего отца, Павла I. Так случилось, что престол Александр I занял после невольного отцеубийства, хотя давал свое согласие лишь на отстранение от власти обезумевшего отца. Грех цареубийства не отпускал монарха даже спустя много лет.

В последнее время характер императора претерпел изменения, он стал смиренным и набожным, много времени посвящал молитвам, его часто можно было видеть стоящего на коленях перед иконостасом. Это послужило поводом думать, что император решил оставить престол и стать нищим странником.

Во времена царствования Александра III саркофаг самодержца был вскрыт и оказался пустым. Таким образом, слухи о подозрительной смерти императора нашли свое подтверждение. Возникло мнение, что после постановочных похорон Александр отправился в пустыню к самому Серафиму Саровскому, и тот принял его в ученики.

Интересно! Император взял себе новое имя — Федор и стал на путь отшельничества. Говорят, что Николай I лично ездил в Саровскую пустынь, и там встречался с Федором Кузьмичом.

Смерть Александра I

Появлению легенды о странствующем императоре, способствовала скоропостижная кончина царя и похороны в закрытом гробу. Умер Александр I в Таганроге в 1825 году от внезапной и непонятной болезни, а потом его тело было похоронено в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Церемония прощания проходила при закрытом гробе, на ней также отсутствовала и царица. Кроме того, спустя время, когда власти разрешили открыть гроб, тела там обнаружено небыло.

Смерть Императора Александра

Старец назвался Федором Кузьмичом и сказал, что ничего не помнит о своем происхождении и родне. За это он был выпорот плетями и сослан в Сибирь. Так как он был преклонного возраста, то старцу позволили странствовать по селам и обучать грамоте местных ребят. За свою работу Федор Кузьмич денег не брал, а довольствовался продуктами и возможностью получить кров над головой.

Он был начитан и набожен, поэтому считался праведным человеком большого ума. Спустя время казак Сидоров построил для Кузьмича избушку возле себя и уговорил там поселиться. Затем, случилось событие, которое вынудило старца покинуть свое жилище. Однажды с Сидорову приехал в гости друг, который служил в Петербурге и признал в старце царя Александра I, ему конечно не поверили, но слух распространился и начали появляться те, кто хотел все проверить, удостовериться.

Старца сослали в Томскую губернию за бродяжничество

4 сентября 1836

этим днем датировано первое упоминание о Федоре Кузьмиче

Достоверных сведений о ранних годах жизни старца не сохранилось. Первое упоминание о нем относится к 4 сентября 1836 года.

В тот день старец был задержан полицией как бродяга по донесению кузнеца, к которому обратился старец с просьбой подковать лошадь. События происходили в Кленовской волости Красноуфимского уезда Пермской губернии.

Документов при Федоре Кузьмиче не было, на спине были следы ударов кнутом. 10 сентября суд рассмотрел его дело. Старец назвался шестидесятилетним Федором Козьмичем Козьминым. По решению суда он получил двадцать ударов кнутом и ссылку в Сибирь.

Старец оказался доволен приговором. Странно, что роспись за него поставил мещанин Григорий Шпынев, так как по словам Федора Кузьмича он был неграмотным. Последующие факты о жизни старца опровергают его неграмотность.

13 октября 1836

старца отправили по этапу в Мариинский уезд

13 октября 1836 года старца отправили по этапу в Мариинский уезд Боготольской волости Томской губернии. Из всех арестантов Федор Кузьмич был единственным, кого не заковали в кандалы.

26 марта 1837 года партия ссыльных, в которой был старец, прибыла в Томск. Федора Кузьмича приписали к деревне Зерцалы, а поселили при Краснореченском винокуренном заводе, где он прожил пять лет. Старец не привлекался к работам из-за возраста.

Задокументирован факт, согласно которому местный казак Семен Сидоров построил Федору Кузьмичу келью-избушку в станице Белоярской.

Источники

Литература

  • Александр I = старец Фёдор Кузьмич? / Предисл. Г. Балицкого; К. Михайлова. — : «Захаров», 2010. — 352 с. — ISBN 978-5-8159-0960-1.
  • Адрианов А.В. Старец Фёдор Кузьмич / статья из книги: Город Томск. — Томск: Издание Сибирского товарищества печатного дела в Томске, 1912.
  • Баратянский В.В. Царственный мистик (Император Александр I — Феодор Козьмич). — СПб., 1912. Переиздание: — : «Сказ», 1990. — 154 с.
  • Бецкой П. Тайна Ф. К. . — : «ОЛМА-ПРЕСС», «Экслибрис», 2004. — 315 с.
  • Василич Г. Император Александр I и старец Феодор Кузьмич. . — : «Современник», 1991. — 155 с.
  • Васильев Н. Легенда о кончине Александра I, или Тайна сибирского старца Фёдора Кузьмича. — : Совместное советск.-амер. предприятие ТО «Старт», 1991. — 68 с.
  • Гурьев Н.А. Таинственный старец. — Томск, 1900.
  • Два монарха и таинственный старец Феодор Козьмич. — : «Скит», 1992. — 173 с.
  • Император-старец Феодор Кузьмич . — : «ПаломникЪ», 2002. — 245 с.
  • Кудряшов К.В. Александр Первый и тайна Фёдора Козьмича . — : НПО «Всесоюзная книжная палата», 1990. — 85 с.
  • Кузнецов-Красноярский И.П. Старец Феодор Козьмич // Исторический вестник. — СПб., 1895.
  • Легенды о кончине императора Александра Павловича (Из прошлого). — : «Е.З. ЗахаровЪ», 1897. — 8 с.
  • Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины XIX столетия. — : «Мысль», 1990. — 236 с. — ISBN 5-244-00406-9.
  • Михайлов К.Н. Император Александр I. Старец Феодор Козьмич. Историческое исследование. — СПб.: «Прометей», 1914. — 295 с.
  • Николаев В.А. Александр Первый — Старец Феодор Кузмич. — Ист. биогр. — Сан-Франциско (США): «Глобус», 1984. — 482 с.
  • Окунь С.Б., Белянчиков Н.Н. Существует ли «тайна Фёдора Кузьмича»? // Вопросы истории. — , 1967. — № 1. —Электронный ресурс : annales.info.
  • Привалихин В.И. Так был ли старец Фёдор Кузьмич императором Александром I? Историческое исследование. — Томск, 2004. — 130 с. — ISBN 5-9528-0022-X.
  • Романов Н.М. . Легенда о кончине императора Александра I в Сибири в образе старца Фёдора Козьмича. — СПб.: издатель А.С. Суворин, 1907. — 49 с.
  • Серебренников А.Н. Великая легенда: Император Александр I и старец Фёдор Кузьмич. — Сан-Франциско (США), 1967. — 48 с.
  • Сказание о жизни и подвигах великого раба Божья старца Феодора Кузьмича, подвизавшегося в пределах Томской губернии с 1837 по 1864 год. / 3-е изд., испр. и доп. — , 1894. Сказание о жизни и подвигах великого раба божия старца Феодора Кузьмича, подвизавшегося в пределах Томской губернии с 1837 года по 1864 год / . — Изд. 2-е, испр. и доп. — СПб.: Издание Елисея и сына его Антона Захаровых, 1892 (: Типография Дома призрения малолетних бедных). — 54 с., л. ил., портр., схем. — Электронный ресурс : elib.tomsk.ru.

Скворцов Г.В. Федор Кузьмич // Энциклопедия Томской области. Т.2: Н — Я. — Томск: Издательство Томского университета, 2009. — С. 863—864. — ISBN 978-5-7511-1917-1. —Электронный ресурс : vital.lib.tsu.ru.
Таинственный старец Феодор Козьмич в Сибири и император Александр Благословенный (Легенды и предания, собранные в городе Томске кружком почитателей старца Феодора Козьмича). — Саратов: Типография Союза печатного дела и продажи изданий, 1908. — 16 с.
Таинственный старец Феодор Кузьмич в Сибири и император Александр I / Составлено кружком почитателей старца Феодора Кузьмича. — Харьков, 1912.
Таинственный старец Феодор Козьмич в Сибири и император Александр I. — Калуга: «Золотая аллея», 1993. — 139 с.
Тайна томского старца: Неизвестные документы. — : Издательство «Водолей», 2001. — 47 с.

Файбисович В.М. Александр I и старец Фёдор Кузьмич. — : Эрмитаж IN BREVI, 2005. — 24 с. — ISBN 5-93572-174-0.
Феодор Козмич — пример русского Ноя. / С. Арутюнов, журналист // «ПравЧтение». Интернет-портал о православной литературе. — , 2021. — 14 октября. — Электронный ресурс : pravchtenie.ru.

Фёдоров В.И. Александр Благословенный — святой старец Федор Томский: историческое исследование. — Томск: «Сибирский издательский дом», 2001. — 325 с.
Фёдор Кузьмич // Томск от А до Я: Краткая энциклопедия города. / Под ред. д-ра ист. наук Н.М. Дмитриенко. — 1-е изд. — Томск: Изд-во НТЛ, 2004. — С. 394. — 440 с. — 3 000 экз. — ISBN 5-89503-211-7.

Черных Е. Зачем император Александр Первый «превратился» в томского старца Фёдора Кузьмича. Эксперты утверждают: легенда о фиктивной смерти самодержца очень похожа на правду // Комсомольская правда в Томске (газета). — Томск, 2015. — 1 августа. —Электронный ресурс : www.tomsk.kp.ru, илл.

Жизнь императора Александра I

Что касается жизни самого императора, то стоит отметить, что за время своего правления он провел много реформ в государстве, выиграл войну и получил прозвище Благословенный.

Атака русской кавалерии в войне с Наполеоном, под предвадительством Александра I

Императора не отпускал грех цареубийства, поэтому он стоял на коленях и молился, мечтал отказаться от престола и заниматься огородом.

Но мог ли себе это позволить, тот, кто взошел на русский престол? Царь приходил в отчаяние что не мог помочь простому народу. Александр I был чувствительным человеком и монаршей особой в одном лице. Поэтому его желание оставить все и уйти вполне объяснимы, как и невозможность их осуществления.

Вопрос остается открытым

Окончательно ответить на вопрос, имел ли старец Феодор какое-либо отношение к императору Александру, историки до сих пор так и не смогли. Никаких подлинных документов, содержащих сведения о Федоре Кузьмиче, за исключением материалов дела об аресте и ссылке в Сибирь, не сохранилось, а дошедшая до нас история болезни императора Александра, воспоминания его окружения и ряд официальных документов, подтверждающих его кончину Таганроге, значительно подрывают веру в легенду о старце. В то же время ни в советский период, ни сегодня серьезной научной проверки, способной подтвердить или опровергнуть легенду о Федоре Кузьмиче, не проводилось. Среди альтернативных версий о происхождении загадочного старца существует предположение, что подвижник, по церковному благословению, принял на себя искупление грехов покойного Александра I, чем и объяснялись некоторые особенности его поведения. В частности, этим можно объяснить и его возможные слова о том, что его «уже отпели».

Глава из книги Виктора Федорова «Император Александр Благословенный – святой старец Феoдор Томский»

После смерти великого русского писателя
Льва Николаевича Толстого в его личном архиве среди
множества бумаг, писем и набросков обнаружили
«неоконченное повествование» – «Посмертные записки
Федора Кузьмича, умершего 20 января 1864 года в Сибири,
близ Томска, на заимке купца Хромова». В феврале 1912
года эти «записки» были подготовлены к печати отдельным
номером журнала «Русское богатство». Но эти «записки»
были запрещены цензурой и конфискованы, а редактор
журнала В.Г.Короленко был предан суду. Впервые «записки
» были опубликованы уже при Советской власти в Москве в
1918 году. Следует так же заметить, что писатель даже и
не пытался при жизни опубликовать «посмертные записки».

Записки начинаются повествованием
великого писателя. «Еще при жизни старца Федора
Кузьмича, появившегося в Сибири в 1836 году и
проживавшего в разных местах двадцать семь лет, ходили
про него странные слухи о том, что это скрывающий свое
имя и звание, что это не кто иной, как император
Александр I; после же смерти его слухи еще более
распространились и усилились. И тому, что это был,
действительно, Александр I, верили не только в народе,
но и в высших кругах и даже в царской семье в
царствование Александра III. Верил этому и историк
царствования Александра I, ученый Шильдер.

Поводом к этим слухам было, во-первых,
то, что Александр умер совершенно неожиданно, не болев
перед этим никакой серьезной болезнью; во-вторых, то,
что умер он вдали от всех, в довольно глухом месте,
Таганроге; в-третьих, то, что, когда он был положен в
гроб, те, кто видели его, говорили, что он так
изменился, что нельзя было узнать его и что поэтому его
закрыли и никому не показывали; в-четвертых, то, что
Александр неоднократно говорил, писал (и особенно часто
в последнее время), что он желает только одного:
избавиться от своего положения и уйти от мира; в-пятых,–
обстоятельство мало известное, – то, что при протоколе
описания тела Александра было сказано, что спина его и
ягодицы были багрово сизо красные, что никак не могло
быть на изнеженном теле императора.

Что же касается до того, что именно
Кузьмича считали скрывшимся Александром, то поводом к
этому было, во-первых, то, что старец был ростом,
сложением и наружностью так похож на императора, что
люди (камер лакеи, признавшие Кузьмича Александром),
видавшие Александра и его портреты, находили между ними
поразительное сходство, и один и тот же возраст, и та же
характерная сутуловатость; во вторых, то, что Кузьмич,
выдававший себя за непомнящего родства бродягу, знал
иностранные языки и всеми приемами своими величавой
ласковости обличал человека, привыкшего к самому
высокому положению; в третьих, то, что старец никогда
никому не открыл своего имени и звания, а между тем
невольно прорывающимися выражениями выдавал себя за
человека, когда то стоявшего выше всех других людей;
в-четвертых, то, что он перед смертью уничтожил какие то
бумаги, из которых остался один листок с шифрованными
знаками и инициалами А.и П.; в-пятых, то, что, несмотря
на всю набожность, старец никогда не говел. Когда же
посетивший его архиерей уговаривал его исполнить долг
христианина, старец сказал: «Если бы я на исповеди не
сказал про себя правды, небо удивилось бы; если бы я
сказал, кто я, удивилась бы земля».

Все догадки и сомнения эти перестали
быть сомнениями и стали достоверностью вследствие
найденных записок Кузьмича. Записки эти следующие.
Начинаются они так:

«Тайна» Фёдора Кузьмича

Незадолго до своей смерти Феодор со
словами «В нём моя тайна» указал Хромову на мешочек,
висящий над кроватью старца. После кончины старца
мешочек был вскрыт, в нём обнаружились две записки —
узкие бумажные ленты, исписанные с обеих сторон. Кроме
этих записок сохранилась написанная старцем выдержка из
Священного Писания, датированная 2 июня 1849 года, и
конверт с надписью «Милостивому государю Семиону
Феофановичу Хромову».

Содержание записок было довольно
туманным и при желании позволяло интерпретировать их как
в качестве подтверждения, так и опровержения легенды об
императорском происхождении старца.

Попытки расшифровать данные записки
предпринимались неоднократно.

Подлинные записки считаются исчезнувшими
при неизвестных обстоятельствах в 1909 году. В настоящее
время сохранились лишь их фотокопии, причём не очень
хорошего качества, что значительно затрудняет
возможности по дальнейшей их идентификации и дешифровке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector