Храм трех святителей на кулишках
Содержание:
- По следам классицизма
- Святитель Василий Великий
- Облик храма в XIX столетии
- Эклектика как поиски единого стиля
- Святитель Иоанн Златоуст
- К 19 веку состав прихода поменялся, разоренные дома дворян после войны, купили купцы-ремесленники
- На Кулишках был монастырь, который дал название холму — Ивановская горка
- Примечания
- Лютеранская церковь в Москве
- Последним священником, которому пришлось отдать храм советским властям — был Василий Степанович Пятикрестовский
- История постройки
- Храм находится в историческом центре Москвы, который когда-то называли русским старинным словом «Кулижки»
- Перестройка храма в последующем веке
По следам классицизма
Архитектурный облик квартала церкви Трех Святителей весьма разнообразный. Классические здания соседствуют с домами в стиле «эклектика», а постройки модерна отсылают к средневековой готике. Характерен для исторической застройки Нижнего и народный стиль: его элементы в виде глухой и сквозной резьбы можно увидеть почти на каждом здании.
Угловой дом на улице Студеная, 48 — практически единственный образец классицизма, сохранившийся в чистом виде. Каменный дом 1855 года постройки принадлежал когда-то нижегородской мещанке Марии Чужестранцевой. В середине XIX века предписывалось строить по образцовым проектам: их составляли российские зодчие и утверждали высочайшие архитекторы. Строитель дома Чужестранцевой Шуменский-Глицевич не отступал от канонов: классический декор, рамочные наличники, низкие фронтоны, нечетное количество световых осей (окон), полуциркульные окна в них — все выдает принадлежность классицизму. Сейчас здание нежилое, в нем располагаются коммерческие организации. Дом не имеет охранного статуса, но является ценным объектом градостроительной среды.
Фото: Мария Носырева
В квартале церкви трех Святителей есть еще несколько похожих объектов, но уже не чисто классического стиля. Так, дом по улице Студеной, 45 возведен по канонам классицизма: об этом свидетельствуют низкий фронтон, три световых оси. Однако имеется отступление — декор, выполненный в народном стиле. Это глухая резьба и ее традиционный элемент — плетенка.
Первым владельцем этого дома был Н. В. Ивениус. Он принадлежал к семье обрусевших немецких аптекарей и врачей Ивениусов. Точная дата постройки неизвестна — приблизительно это 70-е годы XIX века. Именно тогда архитекторам уже разрешили отступать от предписанных образцов. Русские мастера начинают возводить дома в традициях народного зодчества. В то же время резчики, якуши и плотники из деревень привносят свою эстетику в город.
Фото: Мария Носырева
Расположенный по соседству объект на улице Студеной, 47 является образцом более позднего классицизма. Изначально этот дом принадлежал губернскому секретарю Я. Л. Флоренскому. В 1876 году его построил архитектор Кострюков по классическому проекту. И все же здесь присутствуют элементы народного зодчества в виде резных наличников. Сейчас обе постройки по улице Студеной, 45 и 47 — нежилые, расселены и дожидаются своих инвесторов. Обе имеют статус выявленных ОКН.
Фото: Мария Носырева
Более радостная судьба у их «собрата» по улице Новой: дом № 22а жилой, в этом году его отреставрировали в рамках фестиваля «Том Сойер Фест». Это тоже яркий образец классицизма с тремя окнами и низким фронтоном. Однако наличники выдают народный стиль: видна все та же сквозная резьба. Хозяевами является семья Начинкиных, а само здание выявлено как ОКН.
Фото: Мария Носырева
А вот другой красивейший объект деревянного зодчества на улице Студеной, к сожалению, утрачен: дом с резными наличниками и фронтоном снесли несколько лет назад.
Фото: Станислав Дмитриевский
Святитель Василий Великий
День памяти 1 января (14 января по старому стилю).
Святой Василий родилсся в 330 году в Кесарии Каппадокийской, в семье понтийского ритора (адвоката того времени) Василия и Эмилии. В семье, кроме Василия было ещё 8 детей. В один день с Василием Великим церковь чтит память всей семьи:
- Святого Василия Старшего (отец)
- Преподобной Емилии (мать)
- Григория Нисского (брат)
- Святителья Петра (брат)
- Праведного Навкратия (брат)
- Преподобной Макрины (сестра)
- Блаженной Феосевии (сестра).
После получения начального образования, Василия отправили в Византию для продолжения учёбы. В 351 году юноша отправился в Афины, где процветали наука и искусство. Здесь он изучал риторику, философию, астрономию, геометрию, медицину, физику и многое другое. Во время учёбы в Афинах, Василий Великий подружился с Григорием Богословом и эта дружба продолжалась всю жизнь.
Святитель Василий Великий
После Афин Святитель вернулся в Кесарию, где занимался риторикой, как и его отец. Вскоре он отправился в паломническое путешествие в Египет, Палестину, Месопотамию и Сирию, чтобы поближе познакомиться с монашеством — «наукой из наук» монашеством. Строгий, аскетический образ жизни пришёлся Василию по душе, так, что он даже отправился на Понт и в течение пяти лет (357-362) монашествовал.
Василий намеревался остаться в уединении навсегда, но смерть епископа Кесарийского Евсевия изменила ход событий. Народ Кесарии просил Василия занять место епископа и после своего избрания, он был вынужден вернуться в Кесарию. Святитель оставался епископом Кесарийским в течение девяти лет, а дела совершённые им за это время послужили примером для будущих поколений. Он основал благотворительные общества по уходу за бедными и больными, известные как «Василиады».
Василий Великий внес решающий вклад в формулировку догмата о Святой Троице. Отдельного внимания также заслуживает написанная Святителем Божественная литургия («Литургия Василия Великого»).
Его работы делятся на догматические, антиарианские, аскетические, практические, беседы и послания.
Всю свою недолгую жизнь он боролся за единство христианской церкви, которая в те времена изнывала от разных ересей. Умер Василий Великий 1 января 379 года в возрасте 49 лет.
Облик храма в XIX столетии
После изгнания захватчиков Трёхсвятительскую церковь освятили заново, а через несколько лет, объявив среди прихожан подписку, полностью восстановили её внутреннее убранство. Параллельно с этим произвели реконструкцию фасадов, придав им черты модного в то время стиля ампир. На протяжении последующих десятилетий XIX века здание храма неоднократно перестраивалось и подновлялось, что накладывало отпечаток на его облик.
К середине столетия облик всей Ивановской горки значительно изменился. Из уединённого аристократического района она превратилась в густонаселённую часть города. Соответственно изменились и жители близлежащих улиц. Если прежде в их число входили исключительно представители обеспеченных слоёв общества, то теперь соседями Трёхсвятительской церкви стали рядовые обыватели, среди которых особо выделялись завсегдатаи печально известного Хитрова рынка с его бесчисленными притонами и ночлежками (фото приводится выше).
Эклектика как поиски единого стиля
Ближе к концу XIX века, когда отменили образцовое проектирование, архитекторам предоставили творческую свободу. В это время зарождается новое архитектурное направление — эклектика, или попросту смешение всех стилей.
Один из его ярких примеров — усадьба Гусевых: три дома по улице Славянской — 4а, 4б, 4а/б. Главное здание и два флигеля принадлежали когда-то отставному фельдфебелю И. Е. Гусеву и его жене. Первоначально хозяева заказали уже известному архитектору Левкову дом в стиле модерн с двумя эркерами и лестничной клеткой. Однако, судя по всему, в процессе его постройки выяснилось, что у Гусевых не хватает денег на декор. И они остановились на самом простом варианте оформления «а-ля рус»: подлинная обшивка, проволочными гвоздями приделаны эркера. Сейчас все здания усадьбы нежилые, но имеют статус выявленных ОКН.
К типичной академической эклектике можно отнести и усадьбу Лемке. Это несколько домов по улице Короленко: 11/21, 11а, 11. Главный из них, № 11/21, на углу улицы, принадлежал когда-то городовому архитектору В. М. Лемке. В доме № 11а одно время жил писатель В. Г. Короленко, а по соседству с ним, в доме № 11, — М. А. Горький. В последнем собиралась вся литературная общественность, а однажды в гости к Горькому приехал Ф. И. Шаляпин. Каждый вечер певец выходил на балкон, и вся улица слушала его раскатистый бас.
Если говорить о стиле самой усадьбы, то он вырос из классицизма: колонки, висячие гирлянды, миандровые пояски сильно намельчены, фасад расшит древесиной — как раз-таки эклектика. Сейчас усадьба Лемке — это многоквартирные жилые дома со статусом объектов культурного наследия федерального и регионального значения.
Дом городового архитектора П. А. Домбровского по улице Новой, 31 необычен на вид. Низ отсылает к европейской архитектуре, а сверху — кубоватое завершение с чешуей. В основе эркера лежит сруб, а фасады обшиты под паркет. По словам Стаса Дмитриевского, это махровая эклектика. В настоящее время у дома также имеются хозяева, а само здание является ОКН регионального значения.
Святитель Иоанн Златоуст
День памяти 13 ноября (26 ноября по старому стилю).
Иоанн Златоуст родился в 347 году. Его отец умер вскоре после рождения сына, так что забота о воспитании легла полностью на мать Иоанна — Анфусу. Юноша обучался риторике у крупнейшего учителя позднеантичной эпохи — Либания. Учитель настолько высоко ценил Иоанна за его внушительные успехи, что в последние годы своей жизни, на вопорс, кому он поручил бы школу, Либаний ответил: «Златоусту, если бы его не похитили христиане» (Либаний был чужд христианской веры и поэтому был глубоко огорчён тем, что многие из его учеников, в том числе и Иоанн Златоуст, обратились в христианство).
По завершении учебы Святитель некоторое время уделил юридической практике в Антиохии. После кончины матери Златоуст принял монашество, которое называл «истинной философией» и на 4 года удалился в пу́стынь.
Святитель Иоанн Златоуст
В 381 году он вернулся в Антиохию и был рукоположен в дьяконы а затем и в пресвитера (386 г.)
За время своей священнической деятельности Святитель особое внимание уделял толкованию Священного Писания и проповеди. Вскоре его репутация вышла за пределы Антиохии, и в конце 397 года он был вызван в Константинополь, где Архиерейский Собор избрал его в Архиепископы Константинополя (26 февраля 398 года)
Его главной целью была реорганизация Церкви, так как Златоуст считал, что моральному возрождению общества должно предшествовать духовное очищение духовенства и знати.
Его проповеди обличали распущенность нравов императорского двора и общества в целом, призывая к необходимости вернуться к принципам христианской жизни. Святитель не стеснялся выступать и против императрицы Евдоксии, из-за чего был дважды сослан.
Иоанн Златоуст скончался 14 сентября 407 года в возрасте 60 лет, во время второго изгнания, по пути в Пицунду (Абхазия).
Иоанн Златоуст признан величайшим церковным писателем. Его работы впечатляют своим объемом и богословской глубиной.
К 19 веку состав прихода поменялся, разоренные дома дворян после войны, купили купцы-ремесленники
К середине 19 века поменялся состав прихода. Усадьбы дворян, которые были заброшены и разорены, купили купцы-ремесленники. Здесь поселились такие известные люди, как Кирьяковы, Усковы и другие. Новые прихожане храма также поспособствовали его дальнейшему процветанию.
Старосты храма, которые также сыграли особую роль, были Андрей Сидорович, Александр Андреевич и Андрей Александрович Карзинкины.
Александр Карзинкин долгое время был старостой храма Трех Святителей на Кулишках
В 1858 году был перестроен верхний ярус колокольни, которая стала шатровой. Архитектором проекта был Д. А. Корицкий.
В 1884 году крыльцо с лестницей в верхний храм перенесли с северной на южную сторону. Тогда была разобрана ампирная ограда и вновь построена новая.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Кули́шках. Верхний ярус колокольни
Тогда на церковной земле стоял каменный дом причта, которые был построен в несколько этапов, начиная с 1820 года по 1896 годы. А также были построены деревянный дом и сарай.
Храм тогда дал название двум переулкам — Большому и Малому. Рядом с церковью находились особняки горожан, полицейская часть, Хитров рынок.
Так выглядел Хитров рынок, вдали после которого виднеется храм Трех Святителей
В то время храм кормил и купцов, и жильцов, полицейские части и многих других, которые давно потеряли человеческий облик хитрованцев.
На Кулишках был монастырь, который дал название холму — Ивановская горка
На Кулишках был основан монастырь во имя Рождества Иоанна Предтечи, который и дал название холму — Ивановской горке.
В числе прихожан храма Трех Святителей были известные мастера-ремесленники и представители знати — Шуйские, Глебовы, Акинфовы.
В 1670 году на средства прихожан был построен новый каменный храм с очень редким для Москвы архитектурным приемом. Колокольня была поставлена на углу.
Изображение первоначального храма Трех Святителей на Кулишках, где колокольня построена на самом углу, считалась новым архитектурным приемом в Москве
На нижнем этаже храма располагались теплые приделы. Трехсвятительский с южной стороны, а Флоролаврский с северной. На верхнем этаже был устроен холодный храм, летний во имя Святой Живоначальной Троицы.
Красивая одноглавая церковь увенчала Ивановскую горку. Фасады храма украшены узорными наличниками и порталами.
На стенах храма были сохранены белокаменные плиты с надписями захороненных людей.
Среди них известные люди с фамилиями Владикины, Паюсовы. Среди них также была найдена плита священника Филиппа.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках. Придел Флора и Лавра
Придел Флора и Лавра размещался в малой северной апсиде, поэтому был, как бы изолирован от других частей храма. Он также имел отдельный вход с улицы. Здесь находился и домовой храм М. И. Глебова, который имел усадьбу прямо напротив погоста.
Его сын и внук поддерживали этот храм и содержали в нем особый притч для служения каждодневных богослужений с поминовением предков.
Глебовы проживали в Малом Трехсвятительском переулке почти до 1830 годов. Они все также продолжали заботиться о храме и после того, как он был упразднен.
Граф Остерман — один людей, который проживал вблизи Трехсвятительской церкви в 18 веке
В 18 веке вблизи храма Трех Святителей находились такие известные люди, как графы Толстые, Граф Остерман, Лопухины и многие другие.
Именно на их средства храм перестраивали в 1770 годах. Была разобрана шатровая колокольня в углу и построена новая с западной стороны. Были сбиты некоторые убранства фасадов 17 века, был также протесан дополнительный ряд окон.
Храм приобрел более классицистический облик. В 1711 году было упразднено приходское кладбище.
Примечания
- [https://dedushkin1.livejournal.com/236827.html «На Кулижках»]
- ↑ 1 2 3 4 [https://www.trisvyat.orthodoxy.ru/hist1.php История храма] Трёх Святителей на Кулишках
- [https://www.pravoslavie.ru/news/34027.htm Митрополит Волоколамский Иларион совершил Великое освящение храма во имя Трех святителей на Кулишках]
- [https://kliros.org/ Сайт МПРК]
- [https://feb-web.ru/feb/tyutchev/lt-abc/lt1/lt1-0173.htm?cmd=0&url=/hl/tyutchev?url=Feb/tyutchev/lt-abc/lt1/lt1-0173.htm&mime=text/html&reqtext=%28%28div%23class%3D%22text%22+%5B%CE%F1%F2%E5%F0%EC%E0%ED%5D%29+%7C+%28div%23class%3D%22footnotes%22+%5B%CE%F1%F2%E5%F0%EC%E0%ED%5D%29%29&text=%28%28div%23class%3D%22text%22+%5B%CE%F1%F2%E5%F0%EC%E0%ED%5D%29+%7C+%28div%23class%3D%22footnotes%22+%5B%CE%F1%F2%E5%F0%EC%E0%ED%5D%29%29&&hldoclist=http%3A//localhost%3A90/tyutchev%3Findexname%3Dtyutchev%26febroot%3D%252Ffeb%252F%26tree%3D1%26srchtp%3D0%26text%3D%2528%2528div%2523class%253D%2522text%2522%2B%255B%25CE%25F1%25F2%25E5%25F0%25EC%25E0%25ED%255D%2529%2B%257C%2B%2528div%2523class%253D%2522footnotes%2522%2B%255B%25CE%25F1%25F2%25E5%25F0%25EC%25E0%25ED%255D%2529%2529%26lex%3D%25CE%25F1%25F2%25E5%25F0%25EC%25E0%25ED%26aut%3D%26tit%3D%26dat%3D%26srchzn%3D0%26how%3Dauthorx%26numdoc%3D25 Метрические записи церкви Трех святителей в Кулишках]
- [https://www.znamenie-hovrino.ru/node/288 Сорок сороков. Храм Трёх Святителей Вселенских, что на Кулишках]
Лютеранская церковь в Москве
Лютеранская церковь в Москве расположена в Старосадском переулке, 7/10. Там находится главный собор Евангелическо-лютеранской церкви России — Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла.
Здание, которое вы видите на фото, построено в 1819 году. В советское время в соборе был открыт кинотеатр, потом здесь размещалась студия «Диафильм», а сам зал был разбит на несколько этажей. Интерьеры были уничтожены, шпиль разобран. На данный момент проведены масштабные работы по восстановлению и реставрации, в том числе двора и построек, относящихся к данному комплексу. В 2010 году был полностью восстановлен шпиль и высота собора достигла 62 метров. В алтарной части восстановлены витражи:
Отдельного упоминания заслуживают предметы интерьера, вырезанные из дерева светлых пород: алтарь со шпилями и стрельчатыми арками, подвесная кафедра с балдахином, балюстрада и прочая утварь. Это работа рижских резчиков по дереву, смотрится очень впечатляюще: эффектно, строго и благородно.
Из дуба светлого оттенка выполнены скамьи для прихожан. За спиной слушателей, напротив алтаря размещается оргАн. Кстати, в этой Лютеранской церкви в Москве бывают регулярные органные концерты, расписание можно узнать на сайте собора.
На стене Лютеранской церкви в Москве висит вот такая витрина со сменными цифрами. Как нам объяснили, на ней указывается номер исполняемого в этот день песнопения, т.к. для лютеранских богослужебных собраний характерно хоровое исполнение гимнов или хоралов.
Последним священником, которому пришлось отдать храм советским властям — был Василий Степанович Пятикрестовский
Самым последним известным священником, который служил в Трехсвятительской церкви, был Василий Степанович Пятикрестовский. Он служил с 1839 года, также был духовником благочиния и возведен в сан протоирея в 1910 году.
Но именно на него легла такая ответственность, как передать храм представителям советской власти, которые однажды пришли ее закрыть.
После 1917 года полицейская часть была переделана в тюрьму, а Ивановский монастырь в концентрационный лагерь.
В храме Трех Святителей находился склад и мастерские. Вскоре администрация тюрьмы стала требовать, чтобы храм вовсе закрыли. Отец Василий собрал множество подписей в защиту церкви, но, к сожалению, это не помогло.
Здание храма Трех Святителей с его толстыми стенами весьма подходило «тюремщикам» под склад и мастерские
Храм все же закрыли. Из него были вывезены утварь и иконы. Многие оказались в музеях, некоторые разошлись по другим храмам, а многие просто остались невыясненными. Также следует отметить, что исчезла местночтимая икона Божией Матери «Прозрение очес».
Вскоре храм обезглавили, снесли шатер колокольни. В 1930 годы территория храма была отдана в ведение НКВД, которые после построили здесь больницу.
В здании храма хотели устроить общежитие для персонала, и его после разгородили на несколько клетушек. Но, для медперсонала было найдено другое место для проживания, а в храме сделали обычную коммуналку.
Так выглядел храм после того как его забрали советские власти и обустроили в нем больницу, а затем склад и мастерские
В 1950 годы была разрушена ограда. В 1960 годах храм освободили от жильцов, и использовалась для нужд разных контор.
Реставрацией храма стало заниматься всесоюзное общество. Архитектор А. И. Окунев выбрал самый максимальный путь воссоздания первоначального вида храма.
Также была восстановлена колокольня на углу, главы, декор фасада 17 века.
В 1987 году здание храма снова заняли. Это была мультипликационная студия «Пилот».
История постройки
С Храмом Святителя Николая связана довольно занятная история, о которой стало известно не так давно. Дело в том, что в годы советской власти в храме служил в чине регента Александр Александров, прославившийся впоследствии как автор гимна Советского Союза.
Храм Святителя Николая на Трех Горах, Москва
Стоит заметить, что таких удивительных фактов о жизни храма довольно много. Сегодня Храм Николая на Трех Горах является архитектурной достопримечательностью 19 века. Построен был в 18 веке в урочище «Три Горы» в том месте, где в Новом Ваганьково когда-то уже был храм.
Постепенно храм расстраивался и приобретал вид, отличный от изначального, более того, к концу 19 века храм и прихрамовая территория была увеличены в несколько раз. Каменный храм имел уже три престола, и к началу 20 века к нему была пристроена большая трапезная и новая колокольня.
Интересно! По той причине, что появившиеся новые строения изрядно отличались от архитектуры церкви, в начале 20 века решено было в очередной раз перестроить ее полностью. Проект нового храма был разработан Георгием Кайзером, и в 1902 церковь была полностью отстроена и освящена.
Однако участь вновь воздвигнутого храма была предрешена — в 20-е годы церковь была разграблена, а самое ее здание перестроено таким образом, чтобы его можно было использовать для нужд общества. Была полностью разрушена колокольня и купола храма, на долгие годы в этом намоленном месте стал размещаться клуб, а затем Дом культуры для детей имени Павлика Морозова.
Храм находится в историческом центре Москвы, который когда-то называли русским старинным словом «Кулижки»
Трехсвятительская церковь находится в историческом центре Москвы, который раньше называли Кулишки, но более правильное название «Кулижки».
Кулижки — это довольно старинное русское слово, во многих источниках его смысл расшифровывается по-разному. Среди множества вариантов можно найти, что Кулижки — это топкое, болотистое место или лес после обрубки.
Старинный район Кулижки был расположен в месте слияния реки Москвы и реки Яузы. Особо интересный рельеф здесь придавала пересекавшая холм речка Рачка.
Все склоны холмов были заняты великокняжескими садами, рядом с которыми также находились государевы конюшни. На самом конном дворе был построен деревянный храм во имя святых мучеников Флора и Лавра.
Флор и Лавр — святые мученики, именно в честь них был построен первый храм на конном дворе в Кулишках
В начале 15 века в садах была построена великокняжеская загородная резиденция с храмом Святого Владимира. Около конюшен поместили загородный митрополичий двор.
К храму Флора и Лавра был пристроен домовой митрополичий храм как раз во имя Трех Святителей Вселенский.
Вскоре в 16 веке юго-восточная часть Белого города стала очень активно заселяться. Усадьбу перенесли в село Покровское. Церкви стали приходскими, при них же были образованы погосты.
После сложилась сеть улиц и переулков, которые и сейчас сохранились до наших дней.
Перестройка храма в последующем веке
Во второй половине XVIII века территория Ивановской горки вошла в число наиболее престижных районов Москвы и заселялась главным образом представителями высшей знати, немало способствовавшей благополучию и процветанию воздвигнутых там храмов. Достаточно сказать, что среди прихожан Трёхсвятительской церкви (так стал именоваться в народе храм Трёх Святителей) были князья Волконские, Лопухины, Мельгуновы, графы Толстые, Остерман и многие другие царедворцы.
Благодаря щедрости этих именитых сановников, в 1770-х годах здание храма было перестроено и обрело классический вид. Однако, чтобы достичь желаемого эффекта, строителям пришлось пожертвовать многим из того, что составляло оригинальность его прежнего облика. В частности, была разобрана прежняя, помещавшаяся в угловой части здания шатровая колокольня, и с западной стороны сооружена новая, в большей степени отвечавшая духу времени. Кроме того, уничтожили лепной декор фасадов и прорубили в них новые окна.