Храм флора и лавра на павелецкой

Содержание:

Время Советской власти стало черным в истории храма Флора и Лавра

После Октябрьской революции начались гонения на православную церковь. Храмы разрушали, имущество разворовывали, священнослужители подвергались репрессиям.

Стоявший на окраине Москвы храм святых мучеников Флора и Лавра оборудовали под склад церковной утвари. Сюда привозили святыни из разрушенных церквей, в том числе и из взорванного большевиками храма Христа Спасителя.

В 1922 году экспроприации ценностей подвергся и сам склад.

В ведомости изъятия — двадцать восемь пудов, двадцать четыре фунта, шестьдесят шесть золотников конфискованного имущества.

Настоятель храма протоиерей Николай был арестован за «антисоветскую агитацию» в 1933 году, а в 1937 году — расстрелян.

В 2000 году Русской православной церковью отец Николай Виноградов причислен к лику святых.

1950 год стал черным в истории храма. С него демонтировали главу и взорвали купол. Здесь устроили мастерскую металлографии для производства штемпельных изделий.

В 1960 году здание признали историческим наследием и памятником архитектуры и поставили под государственную охрану. Но это не помешало Советской власти использовать храм в производственных целях.

Внутреннее убранство Храма Флора и Лавра

8 января 1991 года принимается решение о передаче здания Русской православной церкви. Для богослужений расчищают один из производственных цехов и 6 апреля, на Пасху, под звук вентиляторов и работающих станков, возглашается первая литургия.

Производство же свернули в августе того же года из-за нарушения пожарных и экологических норм. Отходы штемпельного производства сливались прямо под фундамент храма. Под алтарем святых мучеников Флора и Лавра пришлось снимать более двух метров загрязненного грунта.

Роспись стен в храме на Зацепе

В 1997 году восстанавливается барабан и купол, над куполом возводится глава, проводятся реставрационные работы. Достраиваются верхние ярусы колокольни, мозаикой украшаются фасады.

Сейчас у храма три престола. Главный — иконы Божией Матери «Всех скорбящий Радость», придел во имя апостолов Петра и Павла и в честь святых мучеников Флора и Лавра. Святыня храма — ковчег с мощами 38 угодников Божиих и церковными реликвиями. В храме традиционно действует воскресная школа.

В одном из русских поверий Флор и Лавр вышли из колодца живыми

На Руси бытовало множество поверий, связанных мучениками Флором и Лавром. По одному из них святые рыли колодцы на Орловщине.

Однажды колодец обвалился, и братья заживо оказались погребены под землей. Из обвала начала просачиваться вода и образовалась большая лужа.

Приходила к ней напиться худая лошадка — выздоровела и раздобрела.

Слава о целебном источнике разлетелась по округе. Стали мужики пригонять больной и старый скот к водопою. Испивший воды, поднимался скот, и поправлялся.

Тогда решили местные вырыть на этом месте колодец, и произошло чудо. Живыми и невредимыми обнаружились Флор и Лавр с лопатами в руках.

Архангельская область

Сретения Господня, церковь (с приделом Флора и Лавра)Флора и Лавра, часовняФлора и Лавра, часовняФлора и Лавра, церковьФлора и Лавра, часовняФлора и Лавра, часовняФлора и Лавра, часовняВознесения Господня, церковь (с приделом Флора и Лавра)Флора и Лавра, колокольня церквиВладимирской иконы Божией Матери в Белой Слуде, церковь (с приделом Флора и Лавра)Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Флора и Лавра)Сретения Господня, церковь (с приделом Флора и Лавра)Троицкий Антониев Сийский мужской монастырь. Церковь Сергия Радонежского (с приделом Флора и Лавра)Флора и Лавра, церковьНиколая Чудотворца, церковь (с приделом Флора и Лавра)Александра Невского, церковь (с приделом Флора и Лавра)Флора и Лавра, церковьИлии Пророка, церковь (с приделом Флора и Лавра)

История появления

Основание церкви датируется 14 столетием. Согласно легенде, собор был возведен по приказу князя Дмитрия Донского. В 1379 г. при Куликовской битве объединенные княжьи дружины с большими потерями разбили войско Орды. В честь погибших солдат была освящена не одна церковь, в частности храм всех Святых на Кулишках в Москве.

По реконструкциям современных историков, битва происходила на площади около 3 км2 в сегодняшнем Воловском районе Тулы. Св. Сергий Радонежский дал благословение князю на битву, предрекая победу, и пополнил ряды дружины несколькими иноками из бывших солдат. Победа княжеского войска над Мамаем являлась началом освобождения от ордынского ига.

Сражение выдалось тяжким, князя с трудом отыскали после битвы без сил, находящимся на земле. Церковь всех Святых на Кулишках в Москве была освящена в честь русских воинов при Куликовском сражении. Солдаты, которые отличились храбростью, были погребены возле стен нового храма.

Существует еще одна версия, по которой церковь была сооружена до Куликовского сражения. Предместье Москвы быстро разрасталось.

https://youtube.com/watch?v=5vwXFpqTlAQ

Происхождение названия

Всехсвятскую церковь построили восточней Кремля, возле Васильевского луга. Тут в Средние века проходили дороги из Москвы в Коломну, Рязань, Владимир. Пересечение рек на этом участке было удобным для переправы. Здесь в древние времена находились торжища, поселения и брод при переходе «из варяг в греки».

Этимология непосредственно «кулишки» расшифровывается по-разному:

  • сенокосная пойма возле речных лугов;
  • заболоченный участок, топь (от этого «кулики» — птицы, которые обитают в болотной местности);
  • от названия Куликовского сражения в связи со строительством церкви в качестве памятника победы;
  • от слова «кульки» (границу селения «Яузские ворота» до этого называли «Кошели»);
  • место вырубки леса.

Первые упоминания

Впервые о храме упоминается после большого пожара в Москве 1487 г. Летописец указывает на колоссальное бедствие, которое едва не дошло от столицы до собора. Деревянные здания Москвы не редко горели.

Всехсвятская церковь не являлась исключением. В 1494—1548 гг. она повреждалась огнем, а в конце 18 столетия пожар полностью уничтожил приходские помещения. Собор и прилегающие сооружения обновляли и реставрировали.

Храм выгорел в пожаре 1811 г. и восстанавливался 18 лет, после был приписан к приходу Св. Иоанна и Кира. Статус самостоятельной церкви был заново присвоен в конце 19 столетия. Приход и священники много жертвовали на строительство соборов, содержание погорельцев, бедных людей, сирот.

В 1865 г. арки и оконные проемы были сделаны из мрамора, украсили икону Богоматери «Боголюбская». В 20 столетии при храме находилось училище. Во времена гонения на церковь в 1932 г. богослужения были запрещены. Планы по сносу церкви не были осуществлены из-за исторического сражения. В храме находилась база органов государственной безопасности.

Сегодняшние времена

В советские времена церковь неоднократно восстанавливалась. В 1992 г. храм вернули прихожанам, начали заново проводить богослужения.

Стараниями священнослужителей были выполнены капитальные восстановительные работы церкви и сооружений, построены дом причта, здание духовенства и архиерейский дом. Известняковый фундамент заменили на железобетонное основание. Так прекратилось образование трещин на поверхностях стен и было остановлено разрушение колокольного помещения.

Сегодня на входе в основную часть церкви установлена монументальная арка. Роспись икон регулярно реставрируется. Восстановлена потолочная живопись, заново был позолочен иконостас.

На западной стене установлены ростовые статуи святых Кирилла и Афанасия Александрийских. По левую сторону от алтаря расположена Киккская икона Богоматери.

Появление церкви Всех Святых на Кулишках

Церковь на Кулишках в Китай-городе имеет давнюю и славную историю. Однако точной даты постройки храма никто не знает. Первое упоминание церкви датировано 1364 годом. В том году в Москве случился страшный пожар в результате которого погибло много людей и выгорела большая часть города.

1364

в этом году впервые упоминается церковь на Кулишках

Также там упоминается, что церковь была деревянной и вроде, как почти не пострадала от пожара. Интересно, что тогда всю Москву окружала стена, которая нынче известна, как Китеж-град и в то время храм стоял в самом удаленном месте города.

Из других источников, датированных восемнадцатым веком, выдвигается предположение о символическом построение храма. По этом сведениям, церковь воздвигли в честь воинов, павших 8 сентября 1380 в ходе Донского побоища.

Это сражение стало первой удачной попыткой отбиться от Золотой Орды (части ее) и более известно сейчас как Куликовская битва. В месте впадения реки Непрявда в Дон состоялось генеральное сражение объединенных русских сил под командованием Дмитрия Донского с частью Золотой Орды под руководством Мамая.

Именно с этого момента началось освобождение Руси от татаро-монгольского ига

И именно тогда Москва стала постепенно становиться столицей земель русских, постепенно объединяя разрозненные княжество в страну более известную сейчас как Российская Федерация.

Изначально церковь была выполнена из дерева и так продолжалось почти сто лет. В 1488 году храм разобрали и полностью отстроили из камня. Перестройка в камне говорит о том, что в Московской Руси стали появляться свободные деньги.

1488

в этом году на месте разобранного воздвигли новый, каменный храм

Это связано с сильным ослаблением остатков Золотой Орды и снижение выплачиваемой дани. В момент первого вторжения монгол на Русь была наложена такая дань, что долгие столетия никто не мог помыслить о строительстве каменного храма.

Второй раз церковь обновили в конце семнадцатого века. Привычные формы ранних славянских храмов переросли в стиль московского барокко.

Вот так выглядел храм Всех Святых в середине девятнадцатого века. Фотография выполнена Найденовы. Фото: upload.wikimedia.org

Вологодская область

Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Флора и Лавра)Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Флора и Лавра)Происхождения Честных Древ, церковь (с приделом Флора и Лавра)Воздвижения Креста Господня, церковь (с приделом Флора и Лавра)Илии Пророка, церковь (с приделом Флора и Лавра)Параскевы Пятницы, церковь (с приделом Флора и Лавра)Покрова Пресвятой Богородицы на Красной горе, церковь (с приделом Флора и Лавра)Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Флора и Лавра)Покрова Пресвятой Богородицы в Ямской Слободе, церковь (с приделом Флора и Лавра)Димитрия Солунского, церковь (с приделом Флора и Лавра)Илии Пророка, церковь (с приделом Флора и Лавра)Георгия Победоносца в Нижней Водлице, церковь (с приделом Флора и Лавра)Флора и Лавра, церковьВоскресения Христова, церковь (с приделом Флора и Лавра)Спаса Преображения, церковь (с приделом Флора и Лавра)Рождества Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Флора и Лавра)Илии Пророка, церковь (с приделом Флора и Лавра)Флора и Лавра, церковьПокрова Пресвятой Богородицы в Глухораменье, церковь (с приделом Флора и Лавра)Илии Пророка, церковь (с приделом Флора и Лавра)Николая Чудотворца, церковь (с приделом Флора и Лавра)Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Флора и Лавра)Флора и Лавра, часовняФлора и Лавра, часовняФлора и Лавра, церковьФлора и Лавра, часовняВоскресения Христова, церковь (с приделом Флора и Лавра)

Нижегородская область

Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (с приделом Флора и Лавра)Смоленской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Флора и Лавра)Казанской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Флора и Лавра)»Знамение» иконы Божией Матери, церковь (с приделом Флора и Лавра)Флора и Лавра, часовняСерафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Ломовский скит. Церковь Флора и ЛавраМакария Унженского и Желтоводского в Притыках (деревянная), церковь (с приделом Флора и Лавра)Воскресения Христова, собор (с приделом Флора и Лавра)Макария Унженского и Желтоводского, церковь (с приделом Флора и Лавра)Церковь Николая Чудотворца (с приделом Флора и Лавра)Казанской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Флора и Лавра)Николая Чудотворца, церковь (с приделом Флора и Лавра)Воздвижения Креста Господня, церковь (с приделом Флора и Лавра)Михаила Архангела, церковь (с приделом Флора и Лавра)Зачатия Иоанна Предтечи, церковь (с приделом Флора и Лавра)

Свердловская область

«Знамение» иконы Божией Матери, церковь (с приделом Флора и Лавра)Флора и Лавра, церковьФлора и Лавра, часовняНиколая Чудотворца, церковь (с приделом Флора и Лавра)Михаила Архангела, церковь (с приделом Флора и Лавра)Флора и Лавра, церковьПокрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Флора и Лавра)»Знамение» иконы Божией Матери, церковь (с приделом Флора и Лавра)Флора и Лавра, часовняРождества Иоанна Предтечи, церковь (с приделом Флора и Лавра)Николая Чудотворца, церковь (с приделом Флора и Лавра)Флора и Лавра, церковьСретения Господня, церковь (с приделом Флора и Лавра)

Использованные источники

  1. Свв. мучч. Флора и Лавра // Жития святых, чтимых православною российскою церковию, а также чтимых греческою церковию, южнославянских, грузинских и местно чтимых в России. — № 7–8: июль — август / Д.И. Протопопов. — М. : Д.И. Преснов, 1885. — С. 289–291.
  2. Романюк С.К. Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты. М., 2021. С. 259–260.
  3. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. — Т. 12: Война и мир. Т. 4. — М. : Художественная литература, 1940. — С. 47–48.
  4. ЦГАМ: Ф.179. Оп. 20. Д. 2570. Л. 20.
  5. Решение исполнительного комитета Московского городского совета трудящихся №1016 от 19.05.1940. ЦГАМ. Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 623, Л. 114.
  6. Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. Москва, 1980. С. 68.
  7. Решение исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов № 1225 от 22.06.1989. ЦГАМ: Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 6430, Л. 210–211.
  8. Решение исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов № 27 от 08.01.1991. ЦГАМ: Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 6627, Л. 368–369.

Документы предоставлены Главным архивным управлением города Москвы.

Где находится, как доехать?

Адрес: Славянская площадь, 2

Как добраться до церкви Всех Святых на Кулишках: ст. метро Китай-город.

Документальные свидетельства существования местности Кулишки принадлежат к 14 веку, но известно, что освоена людьми она была задолго до Куликовской битвы. Уже тогда Кулишки прилегали к Посаду. Именно на этих фактах основывается версия о существовании древнего храма, который могли построить для себя древние местные жители.

Название куличики, кулижки, кулишки – до сих пор не находит у ученых однозначного толкования. Одно из значений этого слова – топкое, болотистое место. Существует предание, что в старину здесь было болото, населенное птицами-куликами, по названию которых, возможно, и получила прозвание местность.

Удивительно, но и в наше время этот район Москвы в сравнении с другими центральными улицами довольно слабо заселен, несмотря на очень выгодное расположение. Меньше всего сторонников среди историков находит версия, что Кулишики стали называть так после того, как Дмитрий Донской со своим войском дважды прошел здесь: отправляясь на Куликовскую битву и возвращаясь с победой.

Возвратившись князь повелел построить здесь церковь в память о павших, а местность будто бы приказал называть Кулишками в честь Куликовской битвы.

В 1488 году деревянную Всехсвятскую церковь заменили каменной. Этот храм значительно пострадал во время русско-польской войны, когда в 1632 году шла битва за Москву. Церковь Всех Святых на Кулишках, которую мы имеем возможность увидеть, была построена в 1687-1689 годах на основе фундамента и начальных кирпичных рядов кладки 1488 года.

Церковь еще несколько раз перестраивали. В 1737 году причиной перестройки стал пожар, нанесший ущерб зданию, а последний раз храм подвергся перестройке в конце 19 века. В 1689 году к Всехсвятской церкви на Кулишках была пристроена колокольня.

Поначалу церковь белили, а после того, как рядом появилась колокольня вишневого цвета, храм тоже стали красить в красный цвет, на фоне которого ажурно выделялись беленые и белокаменные элементы.

Вспоминая события из истории этой церкви, обязательно нужно рассказать о самом трагическом периоде, связанном с Чумным бунтом 1771 года. В те годы на Варварской башне Китайгородской стены находилась икона Боголюбской Богоматери. Принадлежавшая Всехсвятской церкви.

В наши дни фрагмент фундамента башни можно увидеть в переходе со Славянской площади на Варварку. Каждый год 18 июня в день чествования этой иконы, ее спускали вниз на три дня, чтобы москвичи могли поклониться святому образу. Когда на Москву обрушилась эпидемия чумы, горожан охватила паника, вылившаяся в ужасный Чумной бунт.

Возможно, чтобы привлечь внимание к церкви, эту историю стал распространять и священник Всехсвятского храма. Не понадобилось много времени, чтобы возбужденные народные массы обрушились на Варварские ворота

Все ринулись наверх, к иконе, пытаясь поцеловать чудотворный образ, но в период эпидемии, во время карантина, такое скопление людей лишь способствовало распространению инфекции, и тогда архиепископ Амвросий принял решение убрать икону, и запечатал кружки для сбора пожертвований на свечу. Эти действия вызвали бурю негодования. Москвичи в панике начали бить в Набат на Кремлевской башне.

16 сентября начался Чумной бунт. Архиепископ Амвросий пытался укрыться от разъяренной толпы в Донском монастыре, но бунтовщики убили его прямо на месте.

Два дня войска под руководством генерала Еропкина усмиряли бунтовщиков. За подавление бунта Императрица Екатерина II щедро наградила Еропкина. Он был назначен генерал-губернатором Москвы, получил голубую Андреевскую ленту, а также сумму в 2 тысячи рублей.

Императрица хотела пожаловать Еропкину еще и 4 тысячи крепостных, но он отказался, сказав, что детей у него с женой нет, они достаточно состоятельны, и лишнего им не нужно. Государыня лично посетила дом генерал-губернатора, а после приказала вырвать язык у Набатного колокола, звоном которого испокон веков поднимали москвичей в случае опасности.

Церковь Всех Святых на Кулишках была действующей вплоть до революции 1917 года. В годы советской власти церковь закрыли, но не разрушили. До 1990 года в ее здании размещались различные учреждения. Сейчас Всехсвятская церковь отреставрирована и возвращена верующим.

В одном из русских поверий Флор и Лавр вышли из колодца живыми

На Руси бытовало множество поверий, связанных мучениками Флором и Лавром. По одному из них святые рыли колодцы на Орловщине.

Однажды колодец обвалился, и братья заживо оказались погребены под землей. Из обвала начала просачиваться вода и образовалась большая лужа.

Приходила к ней напиться худая лошадка — выздоровела и раздобрела.

Слава о целебном источнике разлетелась по округе. Стали мужики пригонять больной и старый скот к водопою. Испивший воды, поднимался скот, и поправлялся.

Тогда решили местные вырыть на этом месте колодец, и произошло чудо. Живыми и невредимыми обнаружились Флор и Лавр с лопатами в руках.

Храм назывался Зацепским, потому что был построен на Московской таможне за цепью

Храм Флора и Лавра на Павелецкой богат не только своим убранством, но как все старинные церкви — историей и событиями. Название «на Зацепе» приросло к нему с тех времен, когда по территории Ямской Коломенской слободы, проходила граница Москвы и таможня.

Николай Телешов

писатель

Писатель Николай Телешов рассказывал:

Поперек улицы была натянута цепь, и после проверки груза на таможне, специальные люди снимали цепь и пропускали телеги через границу.

После 1722 года границы Москвы расширились, таможня съехала, но улицы, площади и проезды носили название Зацепских, а церковь Флора и Лавра — на Зацепе. После Октябрьской революции улицу переименовали в Дубининскую в честь революционера Ивана Дубинина.


Так сегодня выглядит храм Флора и Лавра на Павелецкой, построенный впервые более пяти веков назад

Исцелив сына жреца, Флор и Лавр обернули в христианство триста строителей языческого храма

В житийных писаниях Флор и Лавр были родными братьями, с молодости уверовавшие во Христа. Жили они в Византии во II веке, а потом переехали в Иллирию.

Работали братья камнетесами, этому ремеслу, а заодно и богоугодной вере научили их христиане Максим и Прокл. Правитель Иллирии как-то послал Флора и Лавра на строительство языческого храма, в соседнюю область.

Тяжело трудились братья, заработанные деньги раздавали бедным, а сами молились и соблюдали строгий пост.

Однажды подошел к стройке сын местного жреца Мамертина. Отскочивший осколок камня попал ему в глаз и сильно повредил. Пообещали разгневанному Мамертину святые братья, что исцелят его сына. Забрали они юношу к себе, молились над ним и наставили вере во Христа.

Исповедал юноша Христа Истинным Богом и исцелился его глаз.

Увидев такое чудо, жрец также уверовал в Господа всем сердцем.

Многие строители стали христианами после произошедшего чуда. И когда храм был достроен, собрались они, сокрушили и сожгли языческих идолов. А в восточной части нового храма поставили святой крест.

Узнав об этом, правитель велел сжечь на костре жреца Мамертина с сыном и всех христиан, а было их на стройке триста душ. Флора и Лавра выслал в Иллирию, где они были заживо кинуты в колодец и засыпаны землей.

Спустя много лет, мощи святых братьев были обретены нетленными и перевезены в Константинополь.

В житии упоминается, что сразу после обретения святых мощей мучеников Флора и Лавра, прекратился падеж домашнего скота.

На Руси эти святые считались покровителями лошадей. С Балкан пришло придание, что братья были обучены управлять лошадьми самим Архангелом Михаилом. На иконах святых мучеников было принято изображать с лошадьми.

История храма Флора и Лавра проходит более чем через пять веков

Впервые в исторических документах упоминается деревянная церковь, построенная в Коломенской Ямской слободе в честь святых Флора и Лавра в 1625 году.

Однако, известно и то, что духовенство церкви получало выплаты из государственной казны еще до прихода к власти династии Романовых, до 1613 года.

В 1628 году переосвящается главный престол в честь апостолов Павла и Петра, а еще через время во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Храм уже по традиции называется Флоро-Лавровским.

Годом ранее существовал придел Святителя Николая, позже придел был упразднен.

Церковь в 1738 году сгорела, но уже через год священник Сергий с приходом получили разрешение на возведение нового здания. Через шесть лет строительство закончилось, уже с приделом святых апостолов Петра и Павла.

В 1829 году приход подает прошение в Московскую консисторию о возведении новой, каменной церкви с пристройкой трапезной на место ветхой деревянной, но получает отказ.


Потолочная роспись в храме Флора и Лавра

Священник церкви Алексий с причтом подают повторное прошение о возведении каменного здания в июле 1833 года, но теперь уже к Митрополиту Московскому и Коломенскому.

Когда он рассмотрел прошение, одобрил план на строительство и выдал разрешительную грамоту.

Закончилось строительство нового каменного сооружения с тремя престолами в 1839 году. Главный престол воименован иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость», приделы – в честь апостолов Петра и Павла, и святых мучеников Флора и Лавра.

В 1861-62 годах разбирают главный четверик храма, здание перестраивают в ныне существующую церковь иконы Божией Матери.

В 1909 году производится наружный ремонт и внутренние реставрационные работы. Обновляются иконостасы, настенная живопись, меняется позолота куполов, добавляются западные пристройки.


Доска на стене храма, означающая его принадлежность к памятникам архитектуры города Москвы

Исцелив сына жреца, Флор и Лавр обернули в христианство триста строителей языческого храма

В житийных писаниях Флор и Лавр были родными братьями, с молодости уверовавшие во Христа. Жили они в Византии во II веке, а потом переехали в Иллирию.

Работали братья камнетесами, этому ремеслу, а заодно и богоугодной вере научили их христиане Максим и Прокл. Правитель Иллирии как-то послал Флора и Лавра на строительство языческого храма, в соседнюю область.

Тяжело трудились братья, заработанные деньги раздавали бедным, а сами молились и соблюдали строгий пост.

Однажды подошел к стройке сын местного жреца Мамертина. Отскочивший осколок камня попал ему в глаз и сильно повредил. Пообещали разгневанному Мамертину святые братья, что исцелят его сына. Забрали они юношу к себе, молились над ним и наставили вере во Христа.

Исповедал юноша Христа Истинным Богом и исцелился его глаз.

Увидев такое чудо, жрец также уверовал в Господа всем сердцем.

Многие строители стали христианами после произошедшего чуда. И когда храм был достроен, собрались они, сокрушили и сожгли языческих идолов. А в восточной части нового храма поставили святой крест.

Узнав об этом, правитель велел сжечь на костре жреца Мамертина с сыном и всех христиан, а было их на стройке триста душ. Флора и Лавра выслал в Иллирию, где они были заживо кинуты в колодец и засыпаны землей.

Спустя много лет, мощи святых братьев были обретены нетленными и перевезены в Константинополь.

В житии упоминается, что сразу после обретения святых мощей мучеников Флора и Лавра, прекратился падеж домашнего скота.

На Руси эти святые считались покровителями лошадей. С Балкан пришло придание, что братья были обучены управлять лошадьми самим Архангелом Михаилом. На иконах святых мучеников было принято изображать с лошадьми.

Рязанская область

Успения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Флора и Лавра)Николая Чудотворца, церковь (с приделом Флора и Лавра)Флора и Лавра, церковьВведения во храм Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Флора и Лавра)Воскресения Словущего (Воскресения Христова), церковь (с приделом Флора и Лавра)Богоявления Господня, церковь (с приделом Флора и Лавра)Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Флора и Лавра)Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Флора и Лавра)Спаса Преображения, церковь (с приделом Флора и Лавра)Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Флора и Лавра)Димитрия Солунского, церковь (с приделом Флора и Лавра)Покровский женский монастырь. Церковь Богоявления Господня (с приделом Флора и Лавра)Флора и Лавра, часовняПокрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Флора и Лавра)Николая Чудотворца, церковь (с приделом Флора и Лавра)Николая Чудотворца, церковь (с приделом Флора и Лавра)

Популярность на Руси

Флора и Лавра очень уважали крестьяне и ямщики. В день поминовения святых на лошадях не работали, кормили их досыта, купали и чистили. Хозяйки пекли особое печенье с изображением конского копыта. Лошадей украшали цветами и лентами и приводили к церкви, где священники кропили их святой водой. Известны русские поговорки: «Умолил Фрола и Лавра — жди лошадям добра»; «Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр» .

О народной любви к этим святым можно судить и по художественной литературе. Например, молитва героя романа-эпопеи «Война и мир» солдата Платона Каратаева звучала так: «Господи, Иисус Христос, Никола-угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола-угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос — помилуй и спаси нас! — заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому» . Другой пример из классики, уже советской: священник отец Фёдор, персонаж романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», служил в церкви Флора и Лавра.

Но главный показатель популярности святых — число сооружений, носящих их имя. По некоторым данным, в начале XX века в России насчитывалось около 250 часовен, церквей и храмов, освящённых в их честь или имеющих приделы Флора и Лавра. Только в Москве их было пять:

— две с приделами — церковь Трёх Святителей на Кулишках (Малый Трёхсвятительский переулок, дом 4/6) и церковь Троицы Живоначальной при Ермаковской богадельне (улица Короленко, дом 2/23; сейчас не действует);

— три именных — церковь Флора и Лавра при Ермаковском техническом училище (Пречистенская набережная, дом 11), церковь Флора и Лавра у Мясницких ворот (разрушена в 1935 году) и церковь Флора и Лавра на Зацепе, в Замоскворечье (улица Дубининская, дом 9, строение 1).

Существует легенда, что церковь Флора и Лавра стояла и у стен Кремля, поэтому и ворота назывались Фроловскими. В Мясницкую слободу церковь перенесли якобы по приказу Ивана Грозного, а в середине XVII века над воротами разместили икону Спаса Нерукотворного, и царь Алексей Михайлович велел называть их Спасскими. А от церкви в Мясниках Москве остался на память Фролов переулок.

Использованные источники

  1. Свв. мучч. Флора и Лавра // Жития святых, чтимых православною российскою церковию, а также чтимых греческою церковию, южнославянских, грузинских и местно чтимых в России. — № 7–8: июль — август / Д.И. Протопопов. — М. : Д.И. Преснов, 1885. — С. 289–291.
  2. Романюк С.К. Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты. М., 2021. С. 259–260.
  3. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. — Т. 12: Война и мир. Т. 4. — М. : Художественная литература, 1940. — С. 47–48.
  4. ЦГАМ: Ф.179. Оп. 20. Д. 2570. Л. 20.
  5. Решение исполнительного комитета Московского городского совета трудящихся №1016 от 19.05.1940. ЦГАМ. Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 623, Л. 114.
  6. Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. Москва, 1980. С. 68.
  7. Решение исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов № 1225 от 22.06.1989. ЦГАМ: Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 6430, Л. 210–211.
  8. Решение исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов № 27 от 08.01.1991. ЦГАМ: Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 6627, Л. 368–369.

Документы предоставлены Главным архивным управлением города Москвы.

Время Советской власти стало черным в истории храма Флора и Лавра

После Октябрьской революции начались гонения на православную церковь. Храмы разрушали, имущество разворовывали, священнослужители подвергались репрессиям.

Стоявший на окраине Москвы храм святых мучеников Флора и Лавра оборудовали под склад церковной утвари. Сюда привозили святыни из разрушенных церквей, в том числе и из взорванного большевиками храма Христа Спасителя.

В 1922 году экспроприации ценностей подвергся и сам склад.

В ведомости изъятия — двадцать восемь пудов, двадцать четыре фунта, шестьдесят шесть золотников конфискованного имущества.

Настоятель храма протоиерей Николай был арестован за «антисоветскую агитацию» в 1933 году, а в 1937 году — расстрелян.

В 2000 году Русской православной церковью отец Николай Виноградов причислен к лику святых.

1950 год стал черным в истории храма. С него демонтировали главу и взорвали купол. Здесь устроили мастерскую металлографии для производства штемпельных изделий.

В 1960 году здание признали историческим наследием и памятником архитектуры и поставили под государственную охрану. Но это не помешало Советской власти использовать храм в производственных целях.


Внутреннее убранство Храма Флора и Лавра

8 января 1991 года принимается решение о передаче здания Русской православной церкви. Для богослужений расчищают один из производственных цехов и 6 апреля, на Пасху, под звук вентиляторов и работающих станков, возглашается первая литургия.

Производство же свернули в августе того же года из-за нарушения пожарных и экологических норм. Отходы штемпельного производства сливались прямо под фундамент храма. Под алтарем святых мучеников Флора и Лавра пришлось снимать более двух метров загрязненного грунта.


Роспись стен в храме на Зацепе

В 1997 году восстанавливается барабан и купол, над куполом возводится глава, проводятся реставрационные работы. Достраиваются верхние ярусы колокольни, мозаикой украшаются фасады.

Сейчас у храма три престола. Главный — иконы Божией Матери «Всех скорбящий Радость», придел во имя апостолов Петра и Павла и в честь святых мучеников Флора и Лавра. Святыня храма — ковчег с мощами 38 угодников Божиих и церковными реликвиями. В храме традиционно действует воскресная школа.

Храм назывался Зацепским, потому что был построен на Московской таможне за цепью

Храм Флора и Лавра на Павелецкой богат не только своим убранством, но как все старинные церкви — историей и событиями. Название «на Зацепе» приросло к нему с тех времен, когда по территории Ямской Коломенской слободы, проходила граница Москвы и таможня.

Николай Телешов

писатель

Писатель Николай Телешов рассказывал:

Поперек улицы была натянута цепь, и после проверки груза на таможне, специальные люди снимали цепь и пропускали телеги через границу.

После 1722 года границы Москвы расширились, таможня съехала, но улицы, площади и проезды носили название Зацепских, а церковь Флора и Лавра — на Зацепе. После Октябрьской революции улицу переименовали в Дубининскую в честь революционера Ивана Дубинина.


Так сегодня выглядит храм Флора и Лавра на Павелецкой, построенный впервые более пяти веков назад

Подведем итоги

По преданию, первый деревянный храм Всех святых был построен великим князем московским Дмитрием Донским в память о воинах, павших в Куликовской битве (8/21 сентября 1380 года). Однако в русских летописях церковь Всех святых упоминается уже в 1365 году: в ней вспыхнул пожар, получивший название Всехсвятского.

Нынешнее здание церкви было возведено после очередного пожара в 1488 году, а современный облик в стиле московского барокко возник после масштабной перестройки 1687—1689 годов. В архитектурном облике сохраняются признаки архитектуры как XV века (двухапсидный алтарь, трапезная), так и XVII века (двухъярусный четверик, трехъярусная восьмиугольная колокольня, пышный барочный декор, пояс ложных кокошников).

В советский период церковь закрыли (в 1930 году), но не стали разрушать из-за ее культурно-исторического значения.

В 1994 году здание было возвращено верующим, а в 1998 году в этот храм перенесли подворье Александрийской православной церкви, ранее находившееся в Одессе.

По преданию, первый деревянный храм Всех святых был построен великим князем московским Дмитрием Донским в память о воинах, павших в Куликовской битве (8/21 сентября 1380 года). Однако в русских летописях церковь Всех святых упоминается уже в 1365 году: в ней вспыхнул пожар, получивший название Всехсвятского.

Нынешнее здание церкви было возведено после очередного пожара в 1488 году, а современный облик в стиле московского барокко возник после масштабной перестройки 1687—1689 годов. В архитектурном облике сохраняются признаки архитектуры как XV века (двухапсидный алтарь, трапезная), так и XVII века (двухъярусный четверик, трехъярусная восьмиугольная колокольня, пышный барочный декор, пояс ложных кокошников).

В советский период церковь закрыли (в 1930 году), но не стали разрушать из-за ее культурно-исторического значения.

В 1994 году здание было возвращено верующим, а в 1998 году в этот храм перенесли подворье Александрийской православной церкви, ранее находившееся в Одессе.

Интересные факты о Храме Всех Святых на Кулишках

  • В 1978—1979 годах, когда готовилось празднование 600-летия Куликовской битвы, в районе храма были проведены археологические раскопки и исследования, в результате которых отыскались остатки фундамента первоначального храма XIV века.
  • В 90-е годы во время восстановительных работ в подвале храма были обнаружили останки расстрелянных органами госбезопасности. В память о безымянных жертвах установлен крест.
  • Во время чумы 1771 года в храме недолгое время пребывала чудотворная Боголюбская икона Божией Матери, прежде находившаяся на Варварской башне: сюда ее приказал перенести архиепископ Амвросий, опасавшийся распространения заразы в многолюдных очередях к иконе. После этого начался Чумной бунт, в результате которого владыка Амвросий был растерзан толпой в Донском монастыре. Восстание удалось подавить только с помощью военного вмешательства властей.

https://youtube.com/watch?v=EXHvycnbP7U

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector