Засыпанная сибведом москва: церковь всех святых на кулишках. китай город
Содержание:
- Режим работы и расписание богослужений
- Интересные факты
- Святыни храма
- Архитектурные особенности храма
- Архитектурные особенности
- Бес Игнашка
- Интересные факты из истории Храма Всех Святых на Кулишках
- Возвращение церкви Всех Святых на Кулишках в лоно РПЦ
- Улицы Китай-города
- Укрепления Китай-города
- Примечания
- Повседневная жизнь храма
- Где находится, как доехать?
- Появление церкви Всех Святых на Кулишках
- История появления
Режим работы и расписание богослужений
дни седмицы | время работы | богослужения |
воскресенье | с 8:00 до 18:00 | 09:00 (часы, литургия, водосвятный молебен перед святыми мощами, лития) 15:00 (акафист Божией Матери)
Вечерни нет |
понедельник | с 8:00 до 20:00 | 8:30 (часы, литургия, молебен, лития) 17:30 9-й час. Вечерня. Утреня. Молебен всем святым с акафистом. Исповедь |
вторник | с 8:00 до 20:00 | 8:30 (часы, литургия, молебен, лития) 15:00 (водосвятный молебен, акафист святому Николаю, архиепископу Мир Ликийских, Чудотворцу)
17:30 (молебен с акафистом святому Серафиму Саровскому перед мощами; исповедь) |
среда | с 8:00 до 20:00 | 8:30 (часы, литургия, молебен, лития) 17:30 (акафист перед Киккской иконой Богородицы, вечерня, утреня, исповедь) |
четверг | с 8:00 до 20:00 | 8:30 (часы, литургия, молебен, лития) 15:00 (водосвятный молебен, акафист святому Николаю, архиепископу Мир Ликийских, Чудотворцу)
17:30 (9-й час, вечерня, утреня, исповедь) |
пятница | с 8:00 до 20:00 | 8:30 (часы, литургия, молебен, лития) 17:30 (вечерня, акафист перед иконой Божией Матери «Всецарица», исповедь) |
суббота | с 8:00 до 20:00 | 8:30 (часы, литургия, молебен, панихида) 17:30 (9-й час, всенощное бдение, исповедь) |
Интересные факты
Есть гипотеза о связи поговорки «у черта на куличках» с отдаленностью «кулишек» от центра Москвы. Слово со временем получило значение очень удаленного места. Связь основана на мистических происшествиях, которые подтверждаются митрополитом Суздальским и священником Илларионом.
В 17 столетии в Ивановском монастыре завелась нечистая сила, которая не давала спокойствия насельницам. Попытки выгнать нечисть не приносили результата, пока император Алексей Романов не обратился к иноку Иллариону. Он помолился в монастыре, окропив его святой водой, затем дьявол завершил свои козни.
В 1770 г. в Москве начался Чумной бунт, который затронул храм всех Святых. Столичные жители особо почитали Боголюбский образ Богоматери. Икону установили на Варварской башне, старом сооружении, сохранившемся в Китай-городе. Каждый год в день праздника в честь образа его спускали с башни людям для поклонения только на три дня.
При эпидемии в Москве пошел слух, будто заболевание началось из-за отсутствия необходимого почитания иконе. Возле Варварских ворот собралось большое количество людей, которые пытались взобраться к образу.
Большое скопление прихожан в одном месте угрожало распространению чумы. Митрополит Амвросий приказал отправить образ в окраинный храм на Кулишках и запретил собирать пожертвования. Разъяренная этим толпа расправилась со священником, оттащив Амвросия за стены Донской церкви.
Бунтовщики пошли к особняку генерала Еропкина, считая, что он является сообщником убитого митрополита, но генерал спрятался в Кремле. Словесные обещания не дали успеха — народ кидал в генерала камни, пытался пройти за стены. Войска подавили восстание через 2 дня.
Екатерина Вторая присвоила Еропкину должность генерал-губернатора, наградила 20 тысячью рублей и хотела отдать 4 тыс. крепостных, но он не принял. В 1841 г. чудотворную Боголюбскую икону Богоматери передали храму всех Святых.
Всехсвятская церковь признана архитектурным и историческим культурным достоянием. Нахождение Александрийского подворья при храме указывает на плотную духовную взаимосвязь русских христиан с африканской автокефалией
Но самое важное заключается в том, что церковь на Кулишках — это напоминание об огромной силе православной веры и русского духа
https://youtube.com/watch?v=l2PXR2JvI9A
https://youtube.com/watch?v=CJu-Py0Ny_c
Святыни храма
Настоятелем привезены почитаемые православными святыни с острова Кипр.
В храме помещены частицы мощей:
- святителя Николая Чудотворца
- святого преподобного Серафима Саровского.
В большом храмовом мощевике помещены частицы святых:
- апостолов Филиппа и Филимона
- священномучеников: Антипы Пергамского, Харалампия Магнезийского, Поликарпа Смирнского;
- преподобномученицы Параскевы Римской;
- великомучеников: Артемия Антиохийского, Мины Котуанского, Маманта Кесарийского;
- мучеников Трифона и Саввы Стратилата
- преподобного Онисифора
Особо почитается список Киккского образа Пресвятой Богородицы. Древняя икона «Милостивая» по преданию была написана святым евангелистом Лукой и отправлена в Египет. В X веке образ перевезли в Византию, поместив в царском дворце.
При императоре Алексии I Комнине (1082-1118), по молитвам старца Исайи, от иконы чудесно исцелилась царская дочь и кипрский наместник. Старец открыл волю Богородицы о передаче иконы на Кипр. Император, не желавший расставаться с чудесным образом, повелел написать точный список. Старцу указала на подлинник пчела, севшая на образ.
По указанию Матери Божией, явившейся Алексею Комнину, икону перевезли на Кипр. На одной из гор возвели монастырь. От иконы происходили многочисленные чудеса, а списки с иконы стали писать с изображением пчелы.
Сегодня о чудесной иконе известно по всему миру, в монастыре не иссякает поток паломников. Лица Богородицы и Христа закрыты пеленой. Считают, что такого было распоряжение императора Алексея.
В благословение из афонской обители Ватопед передан список с иконы Богородицы «Всецарица». Чудотворный образ особо почитается как дарующий исцеление от онкологических заболеваний. Священники совершают молебны и акафисты перед мощами угодников и святыми иконами.
Архитектурные особенности храма
За многовековую историю Всехсвятский храм неоднократно перестраивался и приобрёл современный вид в конце семнадцатого века. Двухъярусное почти квадратное в плане здание с одной полукруглой апсидой венчает единственный золотой купол на глухом барабане, украшенном снизу четырьмя кокошниками. На красных фасадах выделяются белые филёнчатые пилястры и барочные наличники окон. Резной фриз аналогичен декору на соборе Василия Блаженного.
Четырёхъярусная колокольня, возведённая в девятнадцатом веке, выполнена по схеме восьмерик на четверике. Каждое ребро восьмигранника украшено колоннами с элементами декора. Особенностью башни является наклон в сторону Кремля. Осевая линия строения отходит от вертикали на 1 градус.
Подклет храма служил как усыпальница. В этом помещении обнаружены надгробные плиты из белого камня, датируемые началом семнадцатого века. Ниже уровня фундамента археологи обнаружили четыре яруса погребений в дубовых долблёных колодах, относящихся к четырнадцатому веку. Учёные предполагают, что это и есть захоронение павших на Куликовом поле русских воинов.
В конце девяностых годов прошлого столетия известковый фундамент заменили бетонным основанием. Под нижний ярус храма подвели железобетонную плиту, что предотвратит образование трещин в несущих стенах.
Архитектурные особенности
Храм всех святых на Кулишках в сегодняшнем виде отстроен к началу XVII века на основании прежней церкви времен Дмитрия Донского. Старое здание дополнили элементами в стиле русского барокко. Классический куб окружили галереями с подвальными этажами.
Исполнение сводчатых подклетов даёт представление об изначальной архитектуре древней церкви. Сохранились галереи, устроенные по сторонам четверика, с распалубками. С южной стороны апсиды алтаря освятили придел пророка Наума.
Произведенные в XX веке археологические и строительные работы подтвердили наличие древнего фундамента и каменной кладки XIV века. Барочные изменения в облике храма, произведенные в XVIII веке, существенно не изменили архитектурной самобытности. Появились окна, украшенные в манере, характерной барокко.
Храм всех Святых на Кулишках в разрезе
Двухсветный однокупольный храм выстроен в комплексе с четырехъярусной колокольней. С западной стороны к галерее пристроена паперть. Стены храма до карниза отделаны пилястрами.
Оформление окон, нишевые арки, образуют объемный, нарядный пояс. Оригинально исполнены алтарный фриз, брустверы паперти и галерей. Наличники окон колончатые, с большими белыми кокошниками.
Покрытие плоское, четырехстороннее. Барабан без окон, с мощными кокошниками у основания, увенчан главой. Центральная часть трапезной возвышена и завершается главкой. Колокольня восьмиугольная, трехъярусная, углы смягчены белыми колоннами.
Рост числа прихожан требовал расширения храма. Придел, освященный в честь святого Николая Чудотворца, возвели в 1662 году с юго-восточной стороны. Уничтоженные пожаром 1688 года части здания реконструировали. Тогда же пристроены колокольня и зимний храм, разобраны галереи. Строительные работы в разных объемах продолжались до XIX века.
Современные кресты и главы церкви восстановлены по сохранившимся аналогам XVII века. Изначально выбеленные стены храма покрыли красной краской с возведением колокольни. Внешние элементы исполнены в красном и белом цветах, характерных русскому барокко. Стиль привнес в церковную архитектуру светскую пышность, нарядность.
В 1785 году приход храма принял решение нанести росписи стен, заменить деревянный настил полов на каменные плиты. Расширили проёмы окон верхнего света. Проведены восстановительные работы в алтаре.
Хорошо сохранились подземные помещения храма, продолжительное время служившие усыпальницей. На верхнем ярусе расположен двойной алтарь с древним приделом южной стороны. Своды каждого придела вписаны в общий полукруг под кровлей. Придел пророка Наума снаружи завершался главкой. На сводах верхнего яруса и основного храма под поздними покрытиями найдены росписи XVIII-XIX века.
Бес Игнашка
Произошла эта загадочная история в 1666 году. В те годы неподалёку от храма Всех Святых на Кулишках располагалась богадельня Иоанно-Предтеченского монастыря.
Именно в ней, согласно легенде, и завелась нечистая сила: некий бес стал учинять беспорядки и проказничать в богадельне и близлежащих церквях: сталкивал старух с лавок, выкрикивал бранные слова, пугал людей громким стуком и необъяснимыми звуками. Иконы в церквях выпадали из окладов, а свечи резко затухали — в общем, выражаясь современным языком, на Кулишках словно завёлся полтергейст.
Вид на Иоанно-Предтеченский монастырь из Старосадского переулка
Местные священники пытались изгнать злого духа молитвами, но у них это не получилось. После их попыток бес не только не унимался, но и начинал наводить страх ещё сильнее, а в отместку пытавшимся изгнать его священникам он стал обличать их самих в беззакониях и греховном поведении.
Говорят, известия о творившемся на Кулишках безобразии дошли до царя Алексея Михайловича, и тот повелел московским священникам разобраться с бесом. Тогда для борьбы с ним из Флорищевой пустыни призвали иеромонаха Илариона (будущего митрополита Суздальского и Юрьевского), который обладал даром побеждать нечистую силу молитвой.
Молитвы Илариона дали результат: ему открылось, что проказничающий дух — это душа некого княжеского сына Игнатия, который был проклят своей матерью. Целых семь недель Иларион с двумя иноками провели в молитвах, и в итоге «Игнашка», как прозвали его в народе, исчез. Однако, бес успел напроказничать напоследок: перед тем, как окончательно сгинуть, он забрался на колокольню Всехсвятской церкви, отчего та накренилась, но устояла.
Так бес Игнашка и испортил колокольню.
Улица Забелина, вид от стен Иоанно-Предтеченского монастыря на купола храма Всех Святых на Кулишках
Интересные факты из истории Храма Всех Святых на Кулишках
- Считается, что храм был возведен в 1380 году по указанию Великого князя Дмитрия Донского как память погибшим на поле Куликовской битвы воинам. Хотя многие историки склоняются к мнению, что деревянная церковь стояла на этом месте еще до этих событий.
- В 1488 году он был полностью исполнен в камне. Храм пострадал в лихолетье Смутного времени и восстановлен лишь к концу XVII века. После этого он неоднократно перестраивался и обновлялся.
- Оказался храм в центре трагических событий во время Чумного бунта. По городу распространился слух, что чума наслана за недостаточное преклонение перед иконой Божией Матери Боголюбской, которая находилась на Варварской башне, и принадлежала приходу Храма Всех Святых. Тысячи москвичей устремились на стены, чтобы приложиться к образу, и духовенство решило спрятать икону в храм во избежание столпотворения, которое только усиливало эпидемию. Разразился бунт, в ходе которого был убит архиепископ и пострадали многие горожане.
- Храм мирно просуществовал до первых годов Советской власти, а 1930-х был закрыт. Его даже запланировали к сносу, но передали органам госбезопасности под спецнужды. О том, что это были за нужды, стало ясно, когда в 1990-х годах в подвале обнаружили человеческие останки со следами огнестрельных ранений.
- В 1980-х годах была окончена реставрация храма.
- В 1990-х годах храм возвращен приходу, в нем вновь начали проводить богослужения.
- В 1998 году в Храме Всех Святых было размещено подворье Александрийской Православной Церкви.
- В храме проходят регулярные богослужения, находятся ковчеги с частицами святых мощей, хранятся особо почитаемые иконы, среди которых Божией матери Тихвинской, пресвятой Богородицы «Знамение», Божией Матери «Милостивая».
Возвращение церкви Всех Святых на Кулишках в лоно РПЦ
После распада Советского Союза значительная часть церковных помещений, реквизированных для народных нужд в 20-х – 30-х годах, была возвращена Русской православной церкви.
В их число вошла и церковь Всех Святых около станции метро Китеж-град. Изначально храм не работал, но постепенно его стали восстанавливать, появился новый приход
Особенно значение храма выросло, когда в него перенесли подворье Александрийской православной церкви из Одессы.
Несмотря на реставрационные работы после передачи церкви в руки музея, в недавнем прошлом храм вновь подвергся ремонту. В ходе новой реставрации были восстановлены убранные советскими мастерами церковные элементы. Включая роспись стен послепетровского времени.
Современная жизнь храма на Китай-городе и расписание богослужений
Более подробную информацию об последнем можно найти на официальном сайте храма. Также на нем можно ознакомиться с расписанием богослужений в храме Всех Святых на Кулишких и информацией, как доехать до церкви личным и общественным транспортом.
+7 495 623‑75-66, +7 495 623‑47-57.
Адрес: 109074 г. Москва, Славянская площадь, д. 2
Храм открыт ежедневно с 8:00 до 20:00 (в воскресенье с 8:00 до 18:00).
Сейчас храм на Китай-городе посвященный Всем Святым функционирует в штатном режиме. Регулярно проводятся богослужения и прочие таинства. Имеется своя благотворительная деятельность
Улицы Китай-города
Третьяковский проезд
- Никольская торговая улица;
- дорога на Ярославль и Ростов;
- с XVII века — аристократическая;
- название по Николо-Греческому монастырю;
- ранее находился Государев Печатный двор, позднее — Синодальная типография.
Ильинка
имела посольское значение;
стоял главный Посольский двор 1,5 тыс. человек;
торговали мехом, серебром, шелком;
названа по церкви Ильи Пророка;
в 1803 г. — строительство здания Гостиного Двора;
с XIX века — «Московский Сити»
самая богатая улица (банки, конторы);
крупные магазины;
1879 год — здание Биржи;
Новотроицкий трактир.
Варварка
существует с XIV века;
расположена в Зарядье;
названа по церкви Святой Варвары;
Палаты бояр Романовых.
Великая, позднее — Мокринский переулок (не сохранилась)
находилась на месте Москворецкой набережной;
улица-порт;
Мытный двор;
церковь Николы Мокрого.
План Китай-городских торговых рядов на Красной площади, 1743 год
Укрепления Китай-города
Основная статья: Китайгородская стена
План Китай-города Аполлинарий Васнецов. Улица в Китай-городе. XVII век.
В 1394 году в ожидании нашествия Тамерлана вокруг посада стали спешно рыть ров по линии нынешнего Большого Черкасского-Владимирского-Псковского переулков. На протяжении более чем столетия он был единственной защитой посада. При Елене Глинской было принято решение построить каменные укрепления. Весной 1534 года был вырыт новый ров, защищавший уже большую площадь (закончен 20 мая), причём в работе участвовали все москвичи, кроме наиболее знатных и видных.
16 мая 1535 года состоялась торжественная закладка каменной стены, причём первые камни в фундамент заложил митрополит Даниил. Строительством стены руководил итальянец Петрок Малый Фрязин, который строил её по последнему слову тогдашней фортификационной науки, рассчитанной на развившуюся артиллерию, что особо бросается в глаза при сравнении с кремлёвскими укреплениями: стены Китай-города были ниже, но зато толще, с площадками, рассчитанными на орудийные лафеты.
Никольские ворота и церковь Владимирской Богоматери. 1840-е гг.
Стена, законченная в 1538 году, имела длину 2567 м и 12 башен. Первоначально было устроено четверо ворот, носивших названия: Сретенские (с начала XVII века именовались Никольскими), Троицкие (заложены в конце XVII века), Всехсвятские (с XVII века — Варварские) и Космодемьянские (заложены уже к 1616 году). Ильинские ворота впервые упоминаются в 1583. В 1692 Никольские ворота были заложены в связи с постройкой рядом церкви в честь Владимирской иконы Богоматери; взамен в стене рядом с башней были пробиты ворота, получившие по церкви название Владимирские. Никольскими позже стали именоваться проломные ворота у Малого Черкасского переулка.
На Красной площади имелись двойные ворота — Спасские с юга и Воскресенские с севера. Последние были известны также как Иверские, по приделанной к ним часовне Иверской Божьей Матери (с 1669 г.).
В течение XVIII—XIX веков для удобства москвичей в стене, потерявшей былое оборонительное значение, были проломаны несколько ворот. Наиболее известны среди них Третьяковские. Участки стены, примыкающие к Кремлёвской стене, были снесены в начале XIX века.
Китайгородская стена была (кроме небольших участков) снесена в 1934 году. В настоящее время от древних укреплений остался только участок стены на площади Революции и фрагмент белокаменного фундамента Варварской башни в подземном переходе станции метро «Китай-город». В конце 1990-х годов Воскресенские ворота и отдельные участки стены в районе Театральной площади и Третьяковского проезда были воссозданы, хотя не совсем в том виде, который они имели до сноса.
Панорама Китай-города, 1887 год. Вид (справа налево) от Ильинских ворот к Варварским. Между ними глухая Граненая (Многогранная) башня. За Ильинскими воротами видна церковь Николы Большой Крест, близ Граненой башни — церковь Троицы в Никитниках, правее — каланча Городской полицейской части
Примечания
- Кита́й-го́род (англ.). Электронный «Орфографический академический ресурс АКАДЕМОС» . Институт русского языка имени В. В. Виноградова Российской академии наук. Проверено 13 декабря 2020.
- МОСКВА • Большая российская энциклопедия — электронная версия. bigenc.ru. Проверено 13 декабря 2020.
- Пример безграмотного путеводителя
- Китай-город // Словарь современных географических названий / Рус. геогр. о-во. Моск. центр; Под общ. ред. акад. В. М. Котлякова. Институт географии РАН. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
- (сравн. совр. укр. «китиця» (кытыця)). В частности, «кита» означало косичку, жгут, султан из перьев, часть воинского обмундирования, в частности, русского. Например, гусары носили киты — высокие султаны на шапках. Привычное сегодня слово «султаны» — это уже более позднее название кит, а в XVII в. они ещё назывались по-старому — китами. Это видно, например, из следующей цитаты, взятой из источника второй половины XVII в., где описывается воинское обмундирование: «Конь ездной, седло на нём гусарское… чапрак шит золотом, кита, перье то же (то есть кита из того же пера)». Автор XVII века пишет: «У шапок имели киты». Таким образом, «кита» означала часть воинского снаряжения. Слово «кита» — с тем же смыслом — существует и в других славянских языках, например, в польском как kita (см. там же; в современном польском kita=хвост , то есть в том же смысле).
- Москва: Архитектурный путеводитель / И. Л. Бусева-Давыдова, М. В. Нащокина, М. И. Астафьева-Длугач. — М.: Стройиздат, 1997. — С. 25. — 512 с. — ISBN 5-274-01624-3.
- Китай-город, часть Москвы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ 12Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. — М, 1983.
- Воротникова И.А., Неделин В.М. Кремли, крепости и укрепленные монастыри Русского государства XV-XVII веков. Крепости Центральной России. — М. : БуксМАрт, 2012. — С. 777-779. — 888 с. — ISBN 978-5-906190-01-7.
- ↑ 12 BBC Russian — Россия — Власти огородили район Китай-города в центре Москвы
Повседневная жизнь храма
С 1999 года в храм из Одессы перенесено подворье Александрийской церкви. Прихожане имеют возможность обучаться в воскресной школе при церкви. Обучение проводят по трём основным направлениям: богословские основы, литургика, духовная жизнь. Действует греческий хор, школа византийской музыки, танцевальный ансамбль.
Для детей и взрослых доступно изучение современного греческого языка, истории, и культуры, по пятилетней программе. Преподавание осуществляют европейские и отечественные ученые.
Подворье сотрудничает с греческой общиной, международными организациями, консульством. Среди известных прихожан храма — бизнесмены, культурная и научная интеллигенция.
За праздничными богослужениями исполняются богослужебные гимны византийским распевом на греческом и церковнославянском языке. В связи с тем, что настоятелем подворья при церкви является александрийский митрополит Афанасий, совершаются богослужения архиерейским чином. Владыка Афанасий родился на Кипре в 1959 году. Пострижен в монашество в Киккском монастыре.
Окончил Афинский университет, Сорбонну, Греческую Национальную консерваторию. В духовном сане с 1976 года. 7 лет посвятил преподаванию в Духовной семинарии. Обучал Закону Божьему школьников Кипра. В сан епископа возведен в 1999 году, с 2009 года — митрополит.
Где находится, как доехать?
Адрес: Славянская площадь, 2
Как добраться до церкви Всех Святых на Кулишках: ст. метро Китай-город.
Документальные свидетельства существования местности Кулишки принадлежат к 14 веку, но известно, что освоена людьми она была задолго до Куликовской битвы. Уже тогда Кулишки прилегали к Посаду. Именно на этих фактах основывается версия о существовании древнего храма, который могли построить для себя древние местные жители.
Название куличики, кулижки, кулишки – до сих пор не находит у ученых однозначного толкования. Одно из значений этого слова – топкое, болотистое место. Существует предание, что в старину здесь было болото, населенное птицами-куликами, по названию которых, возможно, и получила прозвание местность.
Удивительно, но и в наше время этот район Москвы в сравнении с другими центральными улицами довольно слабо заселен, несмотря на очень выгодное расположение. Меньше всего сторонников среди историков находит версия, что Кулишики стали называть так после того, как Дмитрий Донской со своим войском дважды прошел здесь: отправляясь на Куликовскую битву и возвращаясь с победой.
Возвратившись князь повелел построить здесь церковь в память о павших, а местность будто бы приказал называть Кулишками в честь Куликовской битвы.
В 1488 году деревянную Всехсвятскую церковь заменили каменной. Этот храм значительно пострадал во время русско-польской войны, когда в 1632 году шла битва за Москву. Церковь Всех Святых на Кулишках, которую мы имеем возможность увидеть, была построена в 1687-1689 годах на основе фундамента и начальных кирпичных рядов кладки 1488 года.
Церковь еще несколько раз перестраивали. В 1737 году причиной перестройки стал пожар, нанесший ущерб зданию, а последний раз храм подвергся перестройке в конце 19 века. В 1689 году к Всехсвятской церкви на Кулишках была пристроена колокольня.
Поначалу церковь белили, а после того, как рядом появилась колокольня вишневого цвета, храм тоже стали красить в красный цвет, на фоне которого ажурно выделялись беленые и белокаменные элементы.
Вспоминая события из истории этой церкви, обязательно нужно рассказать о самом трагическом периоде, связанном с Чумным бунтом 1771 года. В те годы на Варварской башне Китайгородской стены находилась икона Боголюбской Богоматери. Принадлежавшая Всехсвятской церкви.
В наши дни фрагмент фундамента башни можно увидеть в переходе со Славянской площади на Варварку. Каждый год 18 июня в день чествования этой иконы, ее спускали вниз на три дня, чтобы москвичи могли поклониться святому образу. Когда на Москву обрушилась эпидемия чумы, горожан охватила паника, вылившаяся в ужасный Чумной бунт.
Возможно, чтобы привлечь внимание к церкви, эту историю стал распространять и священник Всехсвятского храма. Не понадобилось много времени, чтобы возбужденные народные массы обрушились на Варварские ворота
Все ринулись наверх, к иконе, пытаясь поцеловать чудотворный образ, но в период эпидемии, во время карантина, такое скопление людей лишь способствовало распространению инфекции, и тогда архиепископ Амвросий принял решение убрать икону, и запечатал кружки для сбора пожертвований на свечу. Эти действия вызвали бурю негодования. Москвичи в панике начали бить в Набат на Кремлевской башне.
16 сентября начался Чумной бунт. Архиепископ Амвросий пытался укрыться от разъяренной толпы в Донском монастыре, но бунтовщики убили его прямо на месте.
Два дня войска под руководством генерала Еропкина усмиряли бунтовщиков. За подавление бунта Императрица Екатерина II щедро наградила Еропкина. Он был назначен генерал-губернатором Москвы, получил голубую Андреевскую ленту, а также сумму в 2 тысячи рублей.
Императрица хотела пожаловать Еропкину еще и 4 тысячи крепостных, но он отказался, сказав, что детей у него с женой нет, они достаточно состоятельны, и лишнего им не нужно. Государыня лично посетила дом генерал-губернатора, а после приказала вырвать язык у Набатного колокола, звоном которого испокон веков поднимали москвичей в случае опасности.
Церковь Всех Святых на Кулишках была действующей вплоть до революции 1917 года. В годы советской власти церковь закрыли, но не разрушили. До 1990 года в ее здании размещались различные учреждения. Сейчас Всехсвятская церковь отреставрирована и возвращена верующим.
Появление церкви Всех Святых на Кулишках
Церковь на Кулишках в Китай-городе имеет давнюю и славную историю. Однако точной даты постройки храма никто не знает. Первое упоминание церкви датировано 1364 годом. В том году в Москве случился страшный пожар в результате которого погибло много людей и выгорела большая часть города.
1364
в этом году впервые упоминается церковь на Кулишках
Также там упоминается, что церковь была деревянной и вроде, как почти не пострадала от пожара. Интересно, что тогда всю Москву окружала стена, которая нынче известна, как Китеж-град и в то время храм стоял в самом удаленном месте города.
Из других источников, датированных восемнадцатым веком, выдвигается предположение о символическом построение храма. По этом сведениям, церковь воздвигли в честь воинов, павших 8 сентября 1380 в ходе Донского побоища.
Это сражение стало первой удачной попыткой отбиться от Золотой Орды (части ее) и более известно сейчас как Куликовская битва. В месте впадения реки Непрявда в Дон состоялось генеральное сражение объединенных русских сил под командованием Дмитрия Донского с частью Золотой Орды под руководством Мамая.
Именно с этого момента началось освобождение Руси от татаро-монгольского ига
И именно тогда Москва стала постепенно становиться столицей земель русских, постепенно объединяя разрозненные княжество в страну более известную сейчас как Российская Федерация.
Изначально церковь была выполнена из дерева и так продолжалось почти сто лет. В 1488 году храм разобрали и полностью отстроили из камня. Перестройка в камне говорит о том, что в Московской Руси стали появляться свободные деньги.
1488
в этом году на месте разобранного воздвигли новый, каменный храм
Это связано с сильным ослаблением остатков Золотой Орды и снижение выплачиваемой дани. В момент первого вторжения монгол на Русь была наложена такая дань, что долгие столетия никто не мог помыслить о строительстве каменного храма.
Второй раз церковь обновили в конце семнадцатого века. Привычные формы ранних славянских храмов переросли в стиль московского барокко.
Вот так выглядел храм Всех Святых в середине девятнадцатого века. Фотография выполнена Найденовы. Фото: upload.wikimedia.org
История появления
Основание церкви датируется 14 столетием. Согласно легенде, собор был возведен по приказу князя Дмитрия Донского. В 1379 г. при Куликовской битве объединенные княжьи дружины с большими потерями разбили войско Орды. В честь погибших солдат была освящена не одна церковь, в частности храм всех Святых на Кулишках в Москве.
По реконструкциям современных историков, битва происходила на площади около 3 км2 в сегодняшнем Воловском районе Тулы. Св. Сергий Радонежский дал благословение князю на битву, предрекая победу, и пополнил ряды дружины несколькими иноками из бывших солдат. Победа княжеского войска над Мамаем являлась началом освобождения от ордынского ига.
Сражение выдалось тяжким, князя с трудом отыскали после битвы без сил, находящимся на земле. Церковь всех Святых на Кулишках в Москве была освящена в честь русских воинов при Куликовском сражении. Солдаты, которые отличились храбростью, были погребены возле стен нового храма.
Существует еще одна версия, по которой церковь была сооружена до Куликовского сражения. Предместье Москвы быстро разрасталось.
https://youtube.com/watch?v=5vwXFpqTlAQ
Происхождение названия
Всехсвятскую церковь построили восточней Кремля, возле Васильевского луга. Тут в Средние века проходили дороги из Москвы в Коломну, Рязань, Владимир. Пересечение рек на этом участке было удобным для переправы. Здесь в древние времена находились торжища, поселения и брод при переходе «из варяг в греки».
Этимология непосредственно «кулишки» расшифровывается по-разному:
- сенокосная пойма возле речных лугов;
- заболоченный участок, топь (от этого «кулики» — птицы, которые обитают в болотной местности);
- от названия Куликовского сражения в связи со строительством церкви в качестве памятника победы;
- от слова «кульки» (границу селения «Яузские ворота» до этого называли «Кошели»);
- место вырубки леса.
Первые упоминания
Впервые о храме упоминается после большого пожара в Москве 1487 г. Летописец указывает на колоссальное бедствие, которое едва не дошло от столицы до собора. Деревянные здания Москвы не редко горели.
Всехсвятская церковь не являлась исключением. В 1494—1548 гг. она повреждалась огнем, а в конце 18 столетия пожар полностью уничтожил приходские помещения. Собор и прилегающие сооружения обновляли и реставрировали.
Храм выгорел в пожаре 1811 г. и восстанавливался 18 лет, после был приписан к приходу Св. Иоанна и Кира. Статус самостоятельной церкви был заново присвоен в конце 19 столетия. Приход и священники много жертвовали на строительство соборов, содержание погорельцев, бедных людей, сирот.
В 1865 г. арки и оконные проемы были сделаны из мрамора, украсили икону Богоматери «Боголюбская». В 20 столетии при храме находилось училище. Во времена гонения на церковь в 1932 г. богослужения были запрещены. Планы по сносу церкви не были осуществлены из-за исторического сражения. В храме находилась база органов государственной безопасности.
Сегодняшние времена
В советские времена церковь неоднократно восстанавливалась. В 1992 г. храм вернули прихожанам, начали заново проводить богослужения.
Стараниями священнослужителей были выполнены капитальные восстановительные работы церкви и сооружений, построены дом причта, здание духовенства и архиерейский дом. Известняковый фундамент заменили на железобетонное основание. Так прекратилось образование трещин на поверхностях стен и было остановлено разрушение колокольного помещения.
Сегодня на входе в основную часть церкви установлена монументальная арка. Роспись икон регулярно реставрируется. Восстановлена потолочная живопись, заново был позолочен иконостас.
На западной стене установлены ростовые статуи святых Кирилла и Афанасия Александрийских. По левую сторону от алтаря расположена Киккская икона Богоматери.