Богородице-рождественский монастырь во владимире
Содержание:
Храмы
Рождественский храм
Церковь в честь Рождества Христова с трапезной — единственная уцелевшая после советского периода церковь обители. Это представительный храм эпохи эклектики с декором в стиле барокко, навеянным убранством соседних архиерейских палат. Храм был первоначально устроен в XVII веке как тёплая церковь на месте холодной деревянной. В первом этаже сохраняются части построек XVII века, в том числе старой надвратной церкви. Однако, в целом здание датируется 1864-1866 годами, когда оно было перестроено в виде гражданского здания по проекту архитектора Н. А. Артлебена. Храм был закрыт с 1918 года, после чего в нём размещался танцевальный зал, а в 1924-1927 годах — картинная галерея и спортивный зал УКГБ.
К вытянутому двухэтажному зданию, выходящему северным фасадом на красную линию улицы, с востока и запада примыкают стены монастыря. Композиция складывается из трех прямоугольных в плане объемов, расположенных друг за другом под небольшими углами: повышенный центральный покрыт скатной кровлей, два боковых, более низких и примерно одинаковой длины — вальмовыми кровлями. Уличный фасад повышенной части завершен тремя фронтонами: треугольными по сторонам и лопастно-килевидными — в центре. За фронтонами в центре сохранилось квадратное в плане основание барабана. С востока к зданию примыкают пониженные ворота. В 2002 году в процессе ремонтных работ храм получил одноглавое позолоченное луковичное завершение, в интерьере появились настенные росписи.
Уличный и дворовый фасады аналогичны по структуре и декору. В средней повышенной части в семь осей выделены фланги в две оси (под треугольными фронтонами) и центр — в три оси (здесь, в свою очередь, выделена средняя ось под фигурным фронтоном). Боковые части здания расчленены на два (восточная) и три (западная) прясла. Эти членения в первом этаже зафиксированы короткими лопатками с квадратными ширинками, во втором — филенчатыми лопатками. Этажи разделены карнизом с поребриком, продолжающим карниз стен монастыря. Повышенная часть завершена развитым антаблементом, включающим карниз с дентикулами. В поле среднего неполного фронтона помещено круглое окно в профилированной рамке. Все окна первого этажа — небольшие, с лучковыми перемычками и рамочными наличниками; окна второго этажа боковых частей — арочные, частью ложные, со скромными рамками. Барочные наличники высоких арочных окон второго этажа повышенной части отличаются очень высокими сандриками (лучковыми на многочастных горизонтальных основаниях, с ушами-волютами). По верху боковых объемов проходит карниз с сухариками. Интересны порталы арок ворот и входа (в центре западного объема): перспективные обрамления проёмов, пилоны с фасками по сторонам и опирающиеся на них сильно вынесенные килевидные архивольты-козырьки с круглыми нишами в тимпанах.
В восточной части в первом этаже сохранилась планировочная структура двухпролетных древних ворот. Бывший проезд перекрыт коробовыми сводами на подпружных арках. В повышенном объеме (в первом этаже) крупное помещение в восточном торце и комната у южного фасада перекрыты сводиками по балкам, в остальных комнатах — плоские перекрытия. Проход в средней части первого этажа западного объема имеет перекрытие из сводиков по балкам, как и удлиненное помещение слева от него. Во втором этаже восточный объем (здесь находилась ризница, а ранее — старая надвратная церковь) поделен на четыре комнаты, перекрытых купольными сводами. Центральный объем занимает крупный зал церкви с зеркальным сводом. Здесь на стенах сохранились крупные пилястры, архивольты окон, сливающиеся в аркаду и переходящие на торцовые стены, круглые ниши. В западной части лестница ведет в два протяженных помещения, предваряющих церковь.
Приписные
На осень 2012 года приписными к монастырю состояли знаменитый храм Покрова на Нерли; Никольский храм в селе Семёновском-Красном Суздальского района; Суздальские Царе-Константиновский и Скорбященский храмы .
История монастыря
В 1386 году вдова серпуховского князя Андрея Ивановича — Мария Константиновна приняла монашеский постриг под именем Марфа и создала новый монастырь. По главному собору его стали называть «Рождество Богородицы на Рву». Выполняя желание княгини, обязанности духовника обители взял на себя Сергий Радонежский.
Относительно места, в котором первоначально располагался монастырь, мнения историков расходятся. Одни из них считают, что он стоял в центре Кремля, а другие уверены, что обитель находилась возле Кучкова поля, на крутом левобережье реки Неглинки.
По преданию, Мария Константиновна решила основать обитель в благодарность, что ее сын вернулся живым после кровопролитной Куликовской битвы. Чтобы увековечить память о судьбоносном сражении, на храмах установили кресты с полумесяцами, а первыми насельницами монастыря стали вдовы, матери, сестры и дочери солдат, которое пали на Куликовом поле.
В 30-е годы XV века здесь приняла постриг жена князя Владимира Храброго — Елена. Перед этим она подарила обители село Косино со Святым озером и несколько деревень, а после смерти инокиню погребли на монастырском кладбище.
Вид монастыря со стороны Рождественского бульвара
При Иоанне III началась масштабная реконструкция кремля. Женский монастырь решили вывести из великокняжеской резиденции, и в 1484 году обитель переехала на то место, на котором располагается сегодня.Дорога, проходящая вдоль монастыря, связывала Кремль и Кучково поле, и вскоре за ней закрепилось название «Рождественка» или «церковная» улица.
В начале XVI века в монастыре появился каменный собор Рождества Богородицы. Красивый одноглавый храм построили в лучших традициях раннего московского зодчества и он стал архитектурной репликой одной из самых старых московских церквей — Спасского собора Андроникова монастыря. Известно, что в 1505 году на освящении нового храма побывал сам Иоанн III.
В середине XVI столетия Москва пережила страшный пожар. Огонь не пощадил Рождественку и стоявший здесь женский монастырь. Особенно сильные повреждения получил соборный храм. Деньги на его выделила жена Иоанна IV Грозного — царица Анастасия Романовна, а по указу царя к нему пристроили каменный Никольский придел. От многочисленных переделок собор стал выглядеть тяжеловесно и перестал напоминать устремленную вверх свечу.
Церковь Казанской иконы Божией Матери
В 1670-е годы в монастыре построили усыпальницу для русских князей Лобановых-Ростовских, которые очень гордились тем, что вели свой род от самого Рюрика. Поначалу здание имело один этаж, а потом было достроено вторым этажом, и там стали хранить монастырскую ризницу. Благодаря вкладам Лобановых-Ростовских, монастырь обзавелся храмом Иоанна Златоуста, шатровой колокольней и оградой со Святыми воротами и четырьмя башнями.
В 1764 году по инициативе императрицы Екатерины II в России прошла церковная реформа. Как и многие другие монастыри, Рождественский лишился части своих земель, однако стал получать деньги из казны на содержание храмов и монашескую общину.
В 1812 году, перед приходом французов игуменья успела спрятать то, что хранилось в монастырской ризнице. Наполеоновские солдаты ворвались в обитель, но не нашли сокровищ и принялись грабить храмы. В монастыре поселился один из французских генералов, и по его распоряжению трапезная была превращена в конюшню.
К началу прошлого века женский монастырь процветал. На его территории стояло четыре храма и трехэтажные каменные корпуса. При обители работала церковно-приходская школа, и существовал приют для девочек-сирот.
Церковь Иоанна Златоуста
С приходом советской власти судьба всех монастырей Москвы круто переменилась. В 1921 году Рождественскую обитель закрыли. Во время кампании по изъятию церковных ценностей из монастыря вывезли 17 пудов серебра — все серебряные ризы и ценную богослужебную утварь. Часть икон успели перенести в другие московские храмы, а другие просто выкинули.
В 1922 году сестры продолжали жить в монастыре, но с них стали брать арендную плату. В пустующих здания разместился Всероссийский комитет помощи воинам и концентрационный лагерь, а потом здания отдали милиции и курсантам. На следующий год монахинь выгнали. Церковь Иоанна Златоуста была переделана под клуб, а трапезную Казанского храма превратили в столовую. В последующие годы монастырские постройки занимали разные организации, научные и учебные заведения. Бывшие кельи использовались, как коммунальные квартиры.
В начале 1990-х годов здания вернули верующим. Спустя два года в соборном храме прошли первые богослужения, а еще через год был возрожден женский монастырь.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Забытые усадьбы
Старинные усадьбы расположены на всей территории Владимирской области. Многие из них заброшены и ждут возрождения. В Камешковском районе располагается усадьба Безобразовых. Находится она в селе Патакино. К роду Безобразовых территория перешла в конце XVIII века. Из построек усадьбы до наших дней дошли развалины господского дома, водонапорная башня и Троицкая церковь, построенная в 1824 году.
Располагаются на территории нашей области и развалины замка. Он был выстроен по приказу Владимира Храповицкого в конце XIX века. Усадьба Храповицкого была оснащена всеми техническими новинками того времени, её украшали оранжереи, фонтаны, конюшня и лодочный павильон. Сейчас от былого величия остались только руины. Они находятся в посёлке Муромцево Судогодского района.
Архитектурные памятники
Прямоугольная территория окружена каменной оградой с башнями. Центральное место на ней занимает старинный Рождественский собор, который был построен в 1501-1505 годах.
Во время проведенных реставрационных работ исследователи обнаружили древнюю белокаменную кладку и пришли к выводу, что собор был возведен на фундаменте более древней каменной церкви.
Четырехстолпный храм венчает высокий барабан со шлемовидной главой. В соборной трапезной сохранились надгробные доски XVII-XVIII веков. С юго-восточной стороны к зданию примыкает старинная усыпальница Лобановых-Ростовских.
С юга от Рождественского собора расположена большая церковь святителя Иоанна Златоуста. Первый храм на этом месте был деревянным, но в 1670-1680-е годы его перестроили в камне. Теплая церковь возведена в лучших традициях посадских храмов XVII века. Она имеет пять глав и просторную трапезную. В наши дни храм хорошо отреставрирован и открыт для верующих.
Колокольня с церковью Евгения Херсонского
С севера от Рождественского собора можно увидеть длинный трехэтажный корпус, над которым возвышается пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери. Эта церковь была построена в начале прошлого века архитектором П. А. Виноградовым. Живописное краснокирпичное здание выполнено в традициях ретроспективизма и украшено затейливыми наличниками, колонками и ширинками. В годы советской власти купола храма снесли, а внутри занимались студенты Московского архитектурного института.
Церковь Евгения Херсонского находится под трехъярусной колокольней, которая стоит возле входных ворот, со стороны улицы Рождественка. Первый храм был построен по проекту архитектора Н. И. Козловского в 30-е годы XIX века, однако, спустя 100 лет по решению властей его разрушили. Та церковь, которую можно увидеть сегодня, появилась взамен утраченной в 2005 году.
Фото и описание
Богородице-Рождественский монастырь находится в центре Владимира, на холме над долиной протекающей в южном направлении от него реки Клязьма. В средневековье располагался на границе Печернего города, вал и ров которого с восточной стороны примыкали к его территории. С запада он ограничен ансамблем Николо-Кремлевского храма, с севера выходит на улицу Большая Московская
Обитель выполняет важное градостроительное значение, также определяет силуэт Владимира, неплохо просматривается с низкой речной поймы
По легенде, мужской монастырь был образован в 1175 году владимирским князем Андреем Боголюбским. В 1192 году князем Всеволодом Юрьевичем здесь же было основано общежительство, и возведен в 1192-1196 годах белокаменный собор, представляющий собой 4-ехстолпный трехапсидный одноглавый храм в традициях владимиро-суздальской архитектуры конца XII века (не сохранился). До 1219 года в соборе проводились еще какие-то работы, потому что именно в этом году храм был освящен.
С 1230 года в обители бытовала архимандрия. Затем обитель стала центральным монастырем всей Северо-Восточной Руси. В 1263 году в монастырском соборе был упокоен великий князь Александр Невский (его мощи были открыты в 1381 году).
Роль первого монастыря Владимирской (а затем Московской) митрополии принадлежал Богородице-Рождественскому монастырю до 1561 года, когда он стал вторым после Троице-Сергиевой лавры.
В середине XVII века в монастыре снова было начато каменное строительство: в 1654 году была возведена колокольня в виде высокого 8-мигранного столпа с шатром, в 1659 году – казенные кельи. В 1667 году обитель стала ставропигиальной. При архимандрите Викентии в 1678-1685 годах к собору были пристроены каменные палатки, тогда же появился братский корпус. Во II половине XVII века был построен каменный надвратный Рождественный храм с примыкающей трапезной, а к юго-восточному углу казенных келий был пристроен еще один объем. Какие-то постройки XVII столетия были на месте Архиерейских палат.
В 1724 году по указу Петра Великого мощи Александра Невского были перевезены в петербургскую Александро-Невскую лавру.
В первой половине XVIII века зона монастыря была обнесена каменными стенами с башнями. С 1744 года здесь располагался Архиерейский дом Владимирской епархии, по причине чего в 1748 году по инициативе епископа Платона возводятся каменные Архиерейские палаты. Примерно в этот период были организованы изменения декора палаток и паперти у собора.
В 1828-1831 годах была осуществлена перестройка фасадов и интерьера казенных келий, возможно, с утратой декора XVII века. В 1831-1840 годах под управлением губернского архитектора Е.Я. Петрова были реконструированы Архиерейские палаты.
Следующим этапом в изменении облика ансамбля являлся период, связанный с приказом Александра II о реконструкции и восстановлении собора и монастыря. В 1859-1869 годах по плану архитектора Н.А. Артлебена храм был полностью перестроен в кирпиче, в формах, близких к изначальным, но более дробных и сухих. В 1859 году была сооружена каменная пристройка к братскому корпусу, весьма меняется его интерьер и декор. В 1867 году было перестроено здание казенных келий, к нему была сделана еще 1 пристройка, изменен декор. В 1866-1867 годах по замыслу того же Артлебена был серьезно перестроен надвратный Христорождественский храм и трапезная. Тогда же снова немного изменен декор Архиерейских палат.
В 1930 году собор и колокольня были разрушены, позднее подверглись изменениям отдельные интерьеры. В дальнейшем постройки монастыря многократно ремонтировались. Здесь было возведено несколько новых зданий. Все исторические постройки исполнены из кирпича, оштукатурены и покрыты краской.
Свято-Успенский Косьмо-Яхромский монастырь
Рекомендовать место
8
3
Свято-Успенский Косьмо-Яхромский мужской монастырь расположен в старинном поселке Небылое. Изначально был возведен каменный храм посвященный иконе Успения Божьей матери, где под спудом пребывают мощи Преподобного Косьмы Яхромского. Вскоре игумен Митрофан начинает строительство целого монастырского комплекса, в который входят: Успенский собор, каменный трапезный храм Спаса Нерукотворного, Никольский храм, размещенный над Святыми вратами, построены каменные кельи для игуменов.
Благодаря постоянному ремонту всех частей храма Спаса Нерукотворного, он сумел сохранить свое обличье до наших дней. Храм Святого Николая возвели при входе в монастырь. Позже, его соединили с корпусом келий и трапезной храма Спаса Нерукотворного. Комплекс был огражден сначала деревянной оградой, а потом ее сменила ограда из кирпича.
К Святыням Свято-Успенского Косьмо-Яхромского мужского монастыря относятся – старинные иконы XVI-XVIII веков, мощи Преподобных Германа Зосимовского, Митрофана Воронежского, старцев Оптинских.
В 1995 году возрождается монастырская жизнь: братия из 12 человек проводит утреннюю и вечернюю молитву, облагораживает территорию монастыря.
Настоятели и наместники
- Свт. Симон (1206 — 1214)
- Сщмч. Митрофан (1219 — 1227)
- Свт. Кирилл (? — 1231)
- Сщмч. Пахомий (? — 1238)
- Геннадий (Богоявленский) (? — 1517)
- Евфимий (? — 1572/73)
- Захария (после 1572/73 — 1578)
- Иоаким (1578/79 — ?)
- Варлаам (Рогов) (1583 — 1584)
- Иона (Думин) (1585 — 1588)
- Свт. Серапион (Сысоев) (8 июля 1634 — 1637)
- Иоасаф (1654 — 25 апреля 1656)
- Филарет (ноябрь 1659 — 1672)
- Гавриил (Русской) (ок. 1730 — 1731)
- Платон (Петрункевич) (9 мая 1742 — 1748)
- Владимирские владыки (с 1748)
Наместники
- Свт. Афанасий (Сахаров) (20 января 1920 — 1 июля 1921)
1921 — 1991 — обитель закрыта и разорена - Нил (Сычёв) (17 июля 2001 — 16 июля 2013)
Кирилл (Сурков) (16 июля 2013 — 25 июля 2014)
Неслучайность посвящения
Так и повелось из древности – Богородице-Рождественский Анастасов мужской монастырь. Посвящение главного престола Рождеству Пресвятой Богородицы связано с Куликовской битвой, произошедшей в день этого праздника, когда русские войска одержали победу над полчищами Мамая. Тогда, в XIV веке Одоев был пограничным городом, расположенным по соседству с Польско-Литовским княжеством. И именно у Одоева станом встал князь Ягайло, направлявшийся на подмогу Мамаю. Князья Одоевские, выйдя в ночи с факелами, устроили «показательные выступления», демонстрируя недюжинную силу и многочисленность войска. Пораженный увиденным, Ягайло решил поворотить вспять. Вскоре его настигла весть о разгроме войска Мамая на Куликовом поле. Предполагают, что именно на месте покинутого стана впоследствии и был устроен Анастасов монастырь. Поэтому посвящение Рождеству Богородицы совершенно не случайно.
Монастырь располагается на высоком берегу реки Упы. Здесь открывается потрясающий вид, в котором – ощущение простора необъятной Родины. Эта красота и покорила однажды и навсегда отца Парфения, нынешнего настоятеля Богородице-Рождественского Анастасова монастыря.
Он прибыл сюда в феврале 2002 года. От древнего монастыря на тот момент сохранился только каменный храм, возведенный по проекту известного в здешних местах игумена Ионы в 1673 году. При игумене Ионе случился и расцвет обители. Игумен Иона построил храм такой красоты, что одоевские жители упросили его возвести подобный и на своем городище, что и было устроено. Правда, та церковь в честь Воскресения Христова в ХХ веке была взорвана. А собор в честь Рождества Богородицы Анастасова монастыря устоял. При секуляризации церковных земель в царствование Екатерины II монастырь упразднили, храм стал действовать как приходской.
Говорят, что в 30-е годы прошлого века для взрыва собора потребовалось слишком большое количество взрывчатки, так как толщина храмовых стен в некоторых местах достигает 2, 5 метров. Поэтому его решено было оставить. По другой версии местный председатель колхоза возмутился, что ему негде будет хранить зерно или картошку. Так в советский период храм служил овощехранилищем.
Сейчас братия Анастасова монастыря насчитывает 24 человека. С Божьей помощью привели в порядок не только собор-памятник, но и братские корпуса, гостиницу для духовенства, а также трапезную. Все здания, в том числе и хозяйственные постройки, выдержаны в стиле XVII века и составляют единый архитектурный ансамбль, который особенно гармонично смотрится с противоположного берега Упы.
А когда сюда из Оптиной пустыни приехал отец Парфений, он застал здесь полную разруху.
– В 2002 году указом Святейшего Патриарха Алексия II меня грешного, тогда иеромонаха Парфения, назначили сюда, чтобы начать монашескую жизнь в возрождающейся обители. Храм был без крыши, дверей, окон. Своды в некоторых местах полностью разрушены. Небо было видно. Сосульки такие страшные свисали. Все было разбито, загажено. Даже жить было негде. Но этот вид, тишина, безмолвность… все мне пришлось по душе. Само место наполняло душу какой-то радостью. И руины храма не пугали. Мы были тогда еще молоды. Но Бог дал нам построить…
– Вы много сделали!
– А мне кажется, что мало. Потихонечку еще строимся… Будем замыкать монастырское каре, – отец Парфений показывает на недостроенную стену. – Еще корпус будет, угловая башня, и туда стена пойдет…
Человек состоит из души и тела. И обе эти части должны трудиться в равной степени. Молитва – работа души, физический труд – работа тела. Перекос в одну из сторон – нарушение гармонии. Монах, который много работает и молится, – личность гармоничная, – говорит отец настоятель, ведя нас в храм.
Летнее утро в монастыре
Солнечным июньским утром в монастыре очень красиво. Храмы, сверкающие на солнце кресты на фоне голубого неба, прекрасные розы, пионы, ирисы и другие цветы на монастырских цветниках — все это напоминает о Творце всего и располагает к молитве.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет о значении утреннего времени для молитвенного делания: «Ловите же утренние часы, это — часы как бы новой, обновленной временным сном жизни. Они указывают нам на то состояние, когда мы встанем обновленные в общее утро невечернего дня воскресения или когда разрешимся от этого смертного тела…»
В утренних молитвах мы просим благословения у Господа на грядущий день. И всякое дело в течение дня, начинаемое с молитвы, приносит свои плоды. Таким образом, при добром, смиренном устроении молящегося, молитва становится основанием всего доброго в нашей жизни.
» Грешнику не должно оставлять молитвы из-за грехов своих, ибо если думаешь, что ныне недостоин приступать к Богу с молитвой, то когда будешь достоин? Когда это достоинство будет? Когда себя освятишь, оправдаешь и чем? Откуда святость и правда наша? Христос оправдает. Кто праведен пред Богом? «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3, 23). Кто был Манассия? Великий грешник. Что же, отвержен ли молящийся? Нет, он помолился со смирением и получил милость.
Кто жена, плакавшая при ногах Христовых? Блудница, грешница. Отринута ли Христом? Нет. Услышала сладкий голос: «прощаются грехи её многие… вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7, 47, 50). Недостоинство твое ничем не может повредить тебе. Единое требуется, чтобы оставил ты прихоти свои и прибегнул с покаянием к Отцу Небесному», — рассуждает святитель Тихон Задонский.
«Молитесь усердно Господу Богу, — призывает преподобный Антоний Оптинский, — и холодное сердце свое разогревайте сладчайшим именем Его, поскольку Бог наш огонь есть. Это призывание и нечистые мечтания истребляет. И сердце согревает ко всем заповедям Его. А посему молитвенное призывание сладчайшего имени Его должно быть дыханием души нашей, должно быть чаще биения сердца нашего».
«…Ничего лучшего вам пожелать не умею, как: держите молитву, а для этого ничего не ожидайте от себя, от своей мудрости и усилий, а все от Господа», — пишет святитель Феофан Затворник.
Да поможет всем нам Тот, Кто дарует молитву молящимся!
17 июня 2021 г.
Цитаты приводятся по источникам: https://azbyka.ru/svyatye-otcy-o-molitve
https://svyatye.com/otcy/O-molitve/2.html
Фотогалерея:
Исторические сведения об основании
Основание мужского монастыря во Владимире стало точкой отсчета для Лаврентьевской летописи. Городской Владимирский кремль в 1191 году по указу князя Всеволода Большое Гнездо был дополнен одноглавым белокаменным собором, освященным в честь Рождества Пречистой Божьей Матери.
Богородице-Рождественский мужской монастырь во Владимире
Время основания мужской обители указано приблизительно, основываясь на найденной табличке, где было сказано, что Рождественская церковь основана в 699 году. Об игумене мужской обители впервые упоминается в летописи 1206 года.
- Летописец 1212 года, указывает, что после смерти князя Всеволода остался монастырь и при нем церковь Рождества Святой Богородицы.
- Благодатное для служения место стало ступенькой для многих игуменов, которые позже были рукоположены в епископский сан.
- До 1227 года настоятелями владимирской святыни были игумены, после настоятельство перешла к архимандритам.
- 1238 год стал временем разорения от рук татар, захвативших Владимир, обитель была впоследствии сожжена, ее настоятеля священномученика архимандрита Похожия и иноков убили.
- В 1263 году Рождественский собор во Владимире был свидетелем отпевания святого князя Александра Невского, который был похоронен на юго-западной стороне.
- В 1561 году первенство от Рождественского монастыря переходит к Троице-Сергиевской обители.
По летописанию 1599 года Богородице — Рождественский монастырь на то время занимает по значимости второе место среди русских святынь.
Богородице-Рождественская мужская обитель во Владимире неоднократно была посещаема Патриархами:
- 8 мая 1629 года — Филаретом;
- 30 января 1643 года — Иосифом;
- 23 января 1653 года — Никоном.
В 1667 году архимандрит Филарет приобретает право носить архиерейский посох и именуется Преподобнейшим.
В 1697 году мощи Александра Невского перекладываются в новую раку, покрытую серебром и золотом, в 1724 году переносят останки в Александро-Невскую обитель Санкт-Петербурга.
В начале 1701 года количество монахов, живущих в обители, насчитывало 72 человека, а через сорок лет здесь обитали более ста человек, насельники, служащие при храме, среди которых проживали и отставные военные.
Богородице-Рождественский собор монастыря
Открытие в 1722 году цифирной школы для обучения мальчиков стало значимым событием для города.
В 1744 году согласно указу царицы Елизаветы Рождественская обитель становится резиденцией архиерея Владимирского.
Важно! Собрание летописей, древних рукописных книг в монастырской библиотеке являются уникальной исторической ценностью для всего русского православия. В летописи 1763 года упоминается церковь Рождества Христова, в 1814 г
— придел Александра Невского
В летописи 1763 года упоминается церковь Рождества Христова, в 1814 г. — придел Александра Невского.
При церкви Рождества Христова в 1825 году проведено освящение придела Иверской иконы Богородицы архиепископом святителем Феофаном Затворником.
После посещения древней Рождественской церкви в 1858 году императором Александром ІІ было дано повеление об ее восстановлении, на это царем было пожертвовано более сорока тысяч рублей, столько же поступило от частных лиц, а десять тысяч было передано Святейшим Синодом.
Архитектором-реставратором Николаем Артлебеном было принято решение о снесении домонгольской церкви и строительстве нового собора. Освящение новой церкви состоялось в 1869 году.
Случившийся в 1896 году пожар повредил иконостас в этом приделе, при восстановлении иконостас обновили, а деревянное покрытие заменили каменным.
Владимир: с XIX в. до наших дней
Богородице-Рождественский мужской монастырь во Владимире. Фотография от проекта lestni.ca
Рождественский монастырь (Владимир, ул. Большая Московская, 68, корпус 1). Расположен в юго-восточном углу Кремля. Основан в 1191 году князем Всеволодом III. До 1744 года существовал как мужской монастырь. На протяжении почти четырех столетий играл заметную роль в государственной жизни страны. С середины XIII века до 1323 года являлся резиденцией русских митрополитов. До середины XVI века числился первым по рангу среди русских монастырей.
В XIII—XIV веках был одним из крупнейших центров русского летописания. Здесь создавались Лаврентьевская, Троицкая и Воскресенская Летописи. Одним из авторов выдающегося произведения древнерусской литературы «Кие-по-Печерского патерика» являлся епископ монастыря Шмон.
В 1263 году в соборе монастыря был похоронен великий русский полководец Александр Невский, прах которого и 1723 году по указу Петра I перенесли в Александро-Нев-скую лавру в Петербург.
С середины XVIII века монастырь был превращен в архиерейский дом. Здесь находились уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг, богатейшая коллекция произведений русского прикладного искусства и иконописная мастерская.
К сожалению, самые древние сооружения монастыря не сохранились. В 1192—1197 годах на его территории был возведен белокаменный собор Рождества богородицы, созданный в традициях владимиро-суздальского зодчества. ,’-)то был четырехстолпный, трехаспидный, одноглавый храм. В середине XIX века он был «из-за ветхости» разобран и в 1869 году вновь сложен на старом месте в прежних формах по проекту архитектора Н. А. Артлебена. В 1654 году возле собора была выстроена шатровая восьмигранная трехъярусная колокольня.
Лишенный в настоящее время этих архитектурных вертикалей, ансамбль монастыря утратил прежнюю художественную выразительность.
Из существующих каменных построек самой приметной является Христорождественская церковь XVII века, перестроенная в 1864—1866 годах по проекту архитектора II. А. Артлебена. Она поставлена на северной стороне ансамбля. Ее архитектура несет на себе следы влияния позднего барокко.
С востока к этой церкви примыкают святые врата начала XVII века, изменившие в настоящее время свой облик. До 1808 года над ними находилась церковь Александра Невского:
Далее на этой же линии расположен корпус казенных келий, построенный во второй половине XVIII века. Проект реставрации, разработанный архитектором Л. С. Филипповой, восстанавливает первоначальный вид этого интересного сооружения, имевшего на фасадах красивые наличники, а внутри — сводчатые перекрытия.
Неподалеку от него, с востока, находится здание так называемой семинарии (по учебному заведению, расположенному в нем в XVIII веке). Построено оно в конце XVII века, а в 1850-е годы «обновлено».
Внутри монастыря, на западной его стороне, находятся двухэтажные архиерейские палаты с каменными флигелями по сторонам. Они построены в середине XVIII века в формах раннего барокко, о чем свидетельствуют своеобразный декор фасадов и «колпаковая» кровля.
Под углом к архиерейскому дому, в южной части монастыря, расположен корпус братских келий. Он возведен в конце XVII века и перестроен в 1856 году. Когда-то рядом с этим зданием находилась соборная площадь с белокаменной церковью и высокой колокольней с курантами.
Вокруг территории монастыря возвышается каменная ограда с 4 башнями. Возведение ее началось еще в конце XVII века, а окончилось в XVIII веке,., Наиболее древние участки стен находятся на северной и восточной сторонах. Южная и восточная стороны возведены на месте древних валов XII века. Общая протяженность ограды свыше одного километра.
Пройдитесь вдоль юго-восточной стороны монастыря. Отсюда открывается великолепный вид на широкие просторы заклязьменских далей
Отсюда прекрасно виден и Ветшаный город, где внимание сразу же привлекает нарядный храм, красиво поставленный на южной бровке холма. Это церковь Успения богородицы
Наш путь к ней.
Фото от проекта lestni.ca
Старец Анастасий из Анастасова монастыря
Последние десять лет своей жизни в Анастасовом монастыре подвизался архимандрит Анастасий (Швецов-Загарский), в схиме схиархимандрит Аверкий. Родившийся в 1915 году в семье священника, он прожил удивительно долгую жизнь, прошел две войны, попал в плен, иммигрировал в США. Почти 60 лет прослужил настоятелем православного собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско, а в 96 лет принял решение вернуться в Россию. И стал насельником Рождества Богородицы Анастасова монастыря, где провел свои последние годы. Батюшка отошел ко Господу на 103 году жизни. Он много исповедовал, никому не отказывал и в добром слове и совете. Часто говорил о том, что не мог не поехать в Россию, ведь отец Парфений его позвал и ждал!
– Мне рассказали про отца Анастасия, который уже в преклонном возрасте мечтал вернуться в Россию, на Родину. Как-то один мой знакомый спросил, не знаю ли я места, где он мог бы пребывать. А я и ответил, что лучшего места для отца Анастасия, чем Анастасов монастырь не найти. И он приехал! Ему было 96 лет. К нему потянулись люди, и он был очень рад своей нужности. Последние годы жизни смог потрудиться на Родине, в древнем монастыре…
Отец Парфений рассказывает нам, стоя на высоком крыльце перед входом в храм
Тут же он обращает наше внимание на величественный поклонный крест, установленный на месте предполагаемого захоронения Никиты Лупповича Колупаева, который в период Смутного времени не присягнул захватчикам и был сброшен с башни Одоевской крепости. Неизвестный герой… нет его имени в учебниках истории, а в древнем монастыре его поминают и рассказывают о подвиге, о жизни, отданной Отечеству…