Рождественский монастырь в москве
Содержание:
Говорите правильно
Спасо-Андроников монастырь — это сакральная обитель в сакральном уголке Москвы. На территории есть храм, где проходят богослужения. Но монастыря нет — здесь Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Создан Сталиным в 1947 году, распахнул двери в 1960-м. Тогда его коллекция насчитывала несколько сотен экспонатов. А сегодня 13 тысяч раритетов, одних икон 4,5 тысячи. Согласно преданию Спасо-Андроников мужской монастырь был основан в 1350-е годы. Митрополит Алексий возвращался из Константинополя с византийской иконой Спаса Нерукотворного (отсюда первое слово в названии). В Черном море он попал в шторм и дал зарок в случае спасения построить монастырь. Первым игуменом стал любимый ученик Сергия Радонежского инок Андроник (второе слово в названии).
С точки зрения предков, мы сегодня неправильно произносим название обители. В Средневековье в имени Андроник ударение ставили на последний слог. Но у каждой эпохи свои правила.
Литература[ | ]
- Московский летописный свод, 1389 г.
- Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908.
- Ильенкова Н.В. Собор Рождественского монастыря в Москве: Исследования и реставрация // Охрана и реставрация памятников архитектуры: Опыт работы мастерской № 13. М., 1981. С. 82 — 88.
- Ликвидация Рождественского монастыря // Известия. 1923. 16 мая.
- Токмаков И.Ф. Краткий исторический очерк Московского Рождественского женского монастыря. — М., 1881. — 16 с.
- Фуфаев А.С. Собор Московского Рождественского монастыря // Архитектурные памятники Москвы XV — XVII вв.: Новые исследования. М., 1947. С. 55 — 75.
- Паламарчук П.Г., авт.-сост. Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов…. Москва. 1992.
- Судариков В.А., Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов… 2-е изд.. Москва. 1995.
- Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. Москва, 1996.
- Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов.. Москва. Изд-во Братства Святителя Тихона. 1999 . 256 с.
- Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М.. Издательство братства святителя Тихона. 2001.
- Русские монастыри. Том 1. Центральная часть России. М., Изд-во Троица, 1995
- 10 монастырей Москвы. Путеводитель. М., Вечерняя Москва, 2012
- Монастыри и храмы Русской Православной Церкви. Святые места России. Белорусский Экзархат, 2005
Современное состояние монастыря
Богородице-Рождественская мужская обитель во Владимире полностью восстановлена. Восточную часть монастырского комплекса украшает Рождественская церковь, узнаваемая по шатровой колокольне, выполненной в стиле барокко эклектической эпохи.
29 октября 2000 года состоялся крестный ход для перенесения мощей священноисповедника Афанасия (Сахарова) во Владимирский монастырь из храма князя Владимира.
С восточной стороны церкви находятся Святые ворота и церковь Александра Невского. Далее следуют келейные корпуса и здание духовной семинарии.
Внутреннее убранство монастыря
Ныне Владимирский фонд культуры активно проводит духовно-просветительскую работу среди населения города, возобновлена издательская деятельность.
Взрослые и дети получают духовное образование в воскресной школе.
Настоятельницы
- Анисия (1547)
- Марфа (Смывалова-Жеребина) (1634,1638)
- Марфа (Смывалова-Жеребина) (1642 — 1655)
- Марфа (Смывалова-Жеребина) (1659)
- Ираида (1666)
- Вера (Колычева) (1669)
- Таисия (1677 — 1678)
- Марфа (1685 — 1690)
- Александра (1697 — 1699)
- Евпраксия (Стуколова) (1702 — 1707)
- Аполлинария (Хвицких) (1708 — 1711)
- Памфилия (Водорацкая) (1711 — 1729)
- Евстолия (Лодыгина) (1730)
- Капитолина (Жукова) (1731 — 1739)
- Александра (1762 — 1773)
- Евфрасия (1773 — 1782)
- Паисия (1792)
- Есфирь (1812 — 1815)
- …
- Афанасия (Шипова) (1840 — 29 января 1865)
- Евфросиния (Кашкадамова) (1 декабря 1866 — 18 июня 1878)
- Серафима (Фон-Лескен) (26 июня 1878 — 1887 )
- Ювеналия (Ловенецкая) (октябрь 1902 — 1922)
- 1922 — 1993 обитель закрыта
Викторина (Перминова) (с 16 июля 1993)
Святые и подвижники
Святитель Тихон Задонский, на века прославивший обитель, был одним из сонма подвижников связанных с монастырём в XVIII-XIX веках. Наиболее чтимые из них находили упокоение в усыпальнице под алтарём трапезного Вознесенского храма, над пещерой затворника Георгия. Здесь часто служили панихиды и были засвидетельствованы многочисленные случаи чудесной помощи, исцелений и заступничества. После закрытия обители в 1920-х годах останки одиннадцати чтимых Задонских подвижников были вывезены на городское Тюнинское кладбище. В октябре года место захоронения было найдено и останки были возвращены в монастырь, где рядом с мощами святителя Тихона по благословению митрополита Воронежского Мефодия (Немцова) была устроена мраморная гробница, перед которой стали служить панихиды по «Задонским старцам» в дни их памяти. В сонм «Задонских старцев» вошли:
- Евсевий (Евфимий II), схиигум. (+ 1745)
- Агапит (Болховитинов), иеросхим. (+ 1825)
- Антоний (Соколов), архиеп. Подольский (+ 1827)
- Георгий Машурин, в монашестве Стратоник, затворник (+ 1836)
- Павел, иером. (+ 1837)
- Нафанаил (Остапов), иеросхим. (+ 1849)
- Антоний Монкин, Христа ради юродивый (+ 1851)
- Авраамий, иеросхим. (+ 1852)
- Ириней, иером. (+ 1863)
Святые
Александр Невский (ок.1220 – 14.11.1263) – государственный деятель, полководец, великий князь владимирский с 1252 г., сын Ярослава Всеволодовича. Победами над шведами (Невская битва 1240) и немецкими рыцарями (Ледовое побоище 1242) укрепили безопасность западной границы Руси. Заключил первое мирное соглашение между Русью и Норвегией (1251), совершил успешный поход в Финляндию против шведов (1256). В отношениях с Золотой Ордой решительно пресекал попытки неповиновения монголо-татарам, пытаясь дипломатическим путем получить возможные льготы для народа. Добился освобождения русских от повинности выступать войском на стороне ханов в их военных походах. Умер в Городце на Волге, возвращаясь из 4-й поездки в Орду. Перед смертью принял схиму с именем Алексий. Был похоронен во Владимире в Рождественском монастыре. Церковь причислила Александра Невского к лику святых в чине благоверного великого князя (местная канонизация во 2-й половине XIII в., общерусская – в 1547 г.). Дни памяти: 30 авг. (12 сент.), 23 нояб. (6 дек.), 23 мая (5 июня). В к. XIII в., как полагают, во владимирском Рождественском монастыре митрополитом Кириллом, или при его участии, было составлено житие Александра Невского, в котором он представлен идеальным князем-воином, защитником Русской земли. В 1724 г. по приказу Петра I останки Александра Невского перенесены в Петербург в Александро-Невскую Лавру. 21.5.1725 г. утвержден орден св. Александра Невского. В годы Великой Отечественной войны 29.7.1942 г. учрежден одноименный советский военный орден.
Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров) – (10 (22). 1. 1815, с. Чернавское Елецкого у., Орловской губ. – 6 (18). 1. 1894, Вышенская Успенская пустынь (ныне Рязанская обл.) – епископ, богослов, духовный писатель. В 1863-66 – епископ Владимирский и Суздальский, положил начало изданию Владимирских епархиальных ведомостей (1865), по его инициативе открыто епархиальное женское училище (1865). В Мстере открыл Богоявленское православное братство (1865). В 1866 г. удалился в Вышенскую Успенскую пустынь, где с 1872 г. жил в затворе. Продолжал литературную и переводческую деятельность, вел обширную переписку. Перевел с греческого «Добротолюбие» (т.1-5, М., 1877-89). В 1994 г. его имя присвоено Владимирской духовной семинарии. Канонизирован в 1988 г. в чине святителя. День памяти 10 (23) янв.
Епископ Афанасий (в миру Сергей Григорьевич) (Сахаров) – (2 (14). 7. 1887, Кирсановский уезд Тамбовской губ. – 28.10. 1962, пос. Новые Петушки, ныне г. Петушки) – епископ Ковровский, викарий Владимирской епархии. Родился в семье служащего, детство провел во Владимире. Окончил Шуйское духовное училище (1902), Владимирскую духовную семинарию (1908) и Московскую духовную академию (1912). В 1912 г. пострижен в монашество. С 1913 г. преподавал во Владимирской духовной семинарии. В 1920 г. наместник Богородице-Рождественского монастыря во Владимире, затем Боголюбском монастыре. С 1921 г. епископ Ковровский. С 1922 г. после ареста и высылки в Нижний Новгород митрополита Сергия Страгородского фактически возглавил Владимирскую епархию. Неоднократно подвергался арестам, провел в тюрьмах и ссылках более 25 лет. Сроки заключения отбывал в Коми АССР, Красноярском крае, Омской области. Находясь в заключении, составил несколько церковных служб, написал ряд богословских трудов. Афанасия считали своим главой священники, не принявшие декларации митрополита Сергия в 1927 г. и совершавшего служение на квартирах и в тюрьмах. В 1955 г. освобожден и до кончины жил в Петушках. Похоронен на Князь-Владимирском кладбище во Владимире. К 30-летию со дня кончины над могилой поставлена часовня.
История монастыря
В 1386 году вдова серпуховского князя Андрея Ивановича — Мария Константиновна приняла монашеский постриг под именем Марфа и создала новый монастырь. По главному собору его стали называть «Рождество Богородицы на Рву». Выполняя желание княгини, обязанности духовника обители взял на себя Сергий Радонежский.
Относительно места, в котором первоначально располагался монастырь, мнения историков расходятся. Одни из них считают, что он стоял в центре Кремля, а другие уверены, что обитель находилась возле Кучкова поля, на крутом левобережье реки Неглинки.
По преданию, Мария Константиновна решила основать обитель в благодарность, что ее сын вернулся живым после кровопролитной Куликовской битвы. Чтобы увековечить память о судьбоносном сражении, на храмах установили кресты с полумесяцами, а первыми насельницами монастыря стали вдовы, матери, сестры и дочери солдат, которое пали на Куликовом поле.
В 30-е годы XV века здесь приняла постриг жена князя Владимира Храброго — Елена. Перед этим она подарила обители село Косино со Святым озером и несколько деревень, а после смерти инокиню погребли на монастырском кладбище.
Вид монастыря со стороны Рождественского бульвара
При Иоанне III началась масштабная реконструкция кремля. Женский монастырь решили вывести из великокняжеской резиденции, и в 1484 году обитель переехала на то место, на котором располагается сегодня.Дорога, проходящая вдоль монастыря, связывала Кремль и Кучково поле, и вскоре за ней закрепилось название «Рождественка» или «церковная» улица.
В начале XVI века в монастыре появился каменный собор Рождества Богородицы. Красивый одноглавый храм построили в лучших традициях раннего московского зодчества и он стал архитектурной репликой одной из самых старых московских церквей — Спасского собора Андроникова монастыря. Известно, что в 1505 году на освящении нового храма побывал сам Иоанн III.
В середине XVI столетия Москва пережила страшный пожар. Огонь не пощадил Рождественку и стоявший здесь женский монастырь. Особенно сильные повреждения получил соборный храм. Деньги на его выделила жена Иоанна IV Грозного — царица Анастасия Романовна, а по указу царя к нему пристроили каменный Никольский придел. От многочисленных переделок собор стал выглядеть тяжеловесно и перестал напоминать устремленную вверх свечу.
Церковь Казанской иконы Божией Матери
В 1670-е годы в монастыре построили усыпальницу для русских князей Лобановых-Ростовских, которые очень гордились тем, что вели свой род от самого Рюрика. Поначалу здание имело один этаж, а потом было достроено вторым этажом, и там стали хранить монастырскую ризницу. Благодаря вкладам Лобановых-Ростовских, монастырь обзавелся храмом Иоанна Златоуста, шатровой колокольней и оградой со Святыми воротами и четырьмя башнями.
В 1764 году по инициативе императрицы Екатерины II в России прошла церковная реформа. Как и многие другие монастыри, Рождественский лишился части своих земель, однако стал получать деньги из казны на содержание храмов и монашескую общину.
В 1812 году, перед приходом французов игуменья успела спрятать то, что хранилось в монастырской ризнице. Наполеоновские солдаты ворвались в обитель, но не нашли сокровищ и принялись грабить храмы. В монастыре поселился один из французских генералов, и по его распоряжению трапезная была превращена в конюшню.
К началу прошлого века женский монастырь процветал. На его территории стояло четыре храма и трехэтажные каменные корпуса. При обители работала церковно-приходская школа, и существовал приют для девочек-сирот.
Церковь Иоанна Златоуста
С приходом советской власти судьба всех монастырей Москвы круто переменилась. В 1921 году Рождественскую обитель закрыли. Во время кампании по изъятию церковных ценностей из монастыря вывезли 17 пудов серебра — все серебряные ризы и ценную богослужебную утварь. Часть икон успели перенести в другие московские храмы, а другие просто выкинули.
В 1922 году сестры продолжали жить в монастыре, но с них стали брать арендную плату. В пустующих здания разместился Всероссийский комитет помощи воинам и концентрационный лагерь, а потом здания отдали милиции и курсантам. На следующий год монахинь выгнали. Церковь Иоанна Златоуста была переделана под клуб, а трапезную Казанского храма превратили в столовую. В последующие годы монастырские постройки занимали разные организации, научные и учебные заведения. Бывшие кельи использовались, как коммунальные квартиры.
В начале 1990-х годов здания вернули верующим. Спустя два года в соборном храме прошли первые богослужения, а еще через год был возрожден женский монастырь.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Становление обители
Обитель стали посещать богомольцы из Никольска, ближних и дальних деревень Уссурийского края, из Маньчжурии, Хабаровска, Владивостока. Вскоре были построены и странноприимница и небольшой домик на пасеке. Возникла школа для девочек, взятых на воспитание. Из-за необходимости постоянно ездить по делам в город, в городе было выстроено монастырское подворье близ кладбища. В мае года было начато, а в июне года закончено строительство небольшого настоятельского корпуса с домовой церковью, торжественно освященной во имя Нерукотворного Образа Спасителя владыкой Евсевием 24 октября года. Дом, в котором раньше жила игумения с несколькими сестрами, был обращен в рукодельную мастерскую, где сестры занимались вышивкой на полотне и по бархату шелком и золотом, шитьем священных облачений, одежды и белья. Обувь тоже шили себе сами. 8 сентября года, в престольный праздник обители, совершилось первое пострижение двух рясофорных послушниц.
Хозяйство монастыря было признано образцово-показательным. Монастырская земля во время тайфунов и разливов реки часто затоплялась, и зачастую обитель теряла скошенное сено. Пахотную землю и луга монастырь часто обрабатывал своими силами, но главным образом отдавал в аренду. В году сестры-монахини впервые подняли и засеяли 4 десятины нови, а к году под посевами было уже около 30 десятин, из которых 9 обрабатывалось корейцами, остальные же были подняты и обработаны трудами сестер. Только последние 2 года они в страдную пору нанимали рабочих в помощь. В монастыре возделывалось 26 видов огородных культур: картофель, капуста, свекла, брюква, редька, бобы, горох, дыни, арбузы, тыквы, помидоры, шпинат, морковь, горчица и др. В садах разводили сливы, вишни, груши, яблони, крыжовник, малину, смородину, клубнику, яблони-райки — всего около 300 фруктовых деревьев и 1000 ягодных кустов. У обители было 3 стада, пожертвованных для монастыря — крупный скот, лошади и мелкий рогатый скот. С года сестры занимались и пчеловодством, к году количество ульев дошло до 100. Сеяли медоносные травы и гречиху. Имелся у монастыря и лесной надел о выделении которого неоднократно ходатайствовала мать Павла.
В году заботами престарелой игумении Павлы на монастырском кладбище была выстроена деревянная довольно красивой архитектуры часовня пророка Илии. В году мать Павла преставилась и следующей игуменией стала мать Сергия. Из сохранившихся документов видно, что к году в обители было хорошо развитое крупное хозяйство, велась широкая миссионерская деятельность.
Зимой года в монастыре произошел сильный пожар, уничтоживший все деревянные постройки, в том числе и корпус с храмом. В году началось строительство каменного корпуса и уже 27 сентября года архиепископом Евсевием был освящен храм во имя Спаса Нерукотворного. Работа над корпусом была завершена к году.
Последней дореволюционной настоятельницей монастыря была схиигумения Олимпиада. При ней в монастыре начала работать иконописная мастерская, обеспечивавшая иконами многие храмы .
Самые красивые церкви Владимира
Церковь Михаила Архангела
Церковь Михаила Архангела во Владимире
Быть может самый оригинальный храм Владимира – это Храм Михаила Архангела. Его основали в 1891 году, на средства капитана Ф. Г. Архангельского, оставленные им в завещании. Название храма отражает и фамилию благодетеля и имя одного из главных христианских ангелов — Архангела Михаила. Сама архитектура храма представляет собой большую ценность, она живописна и выразительна! Жаль только что не дожили до наших дней глава с крестом, венчавшая храм и колокольня. Что интересно, не так давно в храме завели голубей, отвели место под голубятню. Теперь в храм Михаила Архангела приходят молодожёны, чтобы отпустить в небо пару голубков на счастливую и долгую жизнь.
Внутреннее убранство церкви Михаила Архангела во Владимире
Костёл святой Розарии Пречистой Девы Марии
Костёл святой Розарии Пречистой Девы Марии во Владимире
Костёл святой Розарии Пречистой Девы Марии был основан в 1891 году. Специально для полка поляков и литовцев, согласно правительственному указу высланного во Владимир. Название для костёла подобрали не случайно, а в честь католического праздника приходящегося на седьмое октября – дня святой Розарии Пречистой Девы Марии. Нигде больше во владимирских землях нет костёлов. Так же он стал первым возведённым в России и возрождённым в постсоветские годы католическим культовым объектом.
Церковь святого Никиты мученика
Церковь святого Никиты мученика во Владимире
Если вы находитесь около Золотых Ворот и хотите посмотреть на старинную церковь в стиле раннего барокко, то отправиться на прогулку к церкви святого Никиты мученика – ваш выбор! Прямо от Золотых ворот к ней ведёт Никитинская улица.
Эта церковь похожа скорее на гражданское, чем на культовое строение и расположена на месте прежней деревянной церкви 17 столетия. Нынешнюю церковь воздвигли в 1762-1765 годы в честь Переяславского столпника – мученика Никиты. Благодаря сей церкви было установлено празднование 6-го июня. Это типичный пример постройки трапезных церквей.
Церковь выделяется своей красотой и высоким стройным станом. В прежние времена она служила ориентиром для владимирцев, возвышаясь над окружающим её деревянным городом. Самым красивым местом в ней является иконостас. По форме своей он походит на иконостас Успенского собора и выполнен согласно видению прекрасного эпохи Екатерины Второй. Закрытая ещё в 1938 году, в наши дни она вмещает в себя управление учреждения «Владимир реставрация».
Троицкая церковь
Троицкая церковь близ Золотых Ворот во Владимире
Троицкая церковь или же «Красная церковь» интересна своей относительной молодостью и самобытной красотой. Годы возведения храма – 1913-1916. Это последняя старообрядческая церковь, отстроенная в предсовесткий период. Создаваемая в псевдо византийском стиле, Троицкая церковь состоит из двух соединённых между собой частей – основного здания церкви, увенчанного одним шлемовидным куполом и присоединённой к ней несколько меньшей колокольни. Украшает храм крестовая кладка кирпича, а так же изящные поребрики и пояски, придающие церкви шарм и изящество.
В 1928 году храм закрыли, чудом он был сохранён в советские годы – для расширения площади его предлагалось снести! Сейчас внутри него расположена выставка хрусталя, лаковой миниатюры и вышивки, принадлежащая Владимиро-Суздальскому музею.
Современное состояние
Описание
Внутреннее убранство Храм является памятником архитектуры. Построен артелью костромских зодчих на месте временной деревянной церкви. Имеет три яруса кокошников и пять глав. С севера и с юга к главному объему храма примыкают одноглавые кубические приделы. В конце XVII века пристроена двустолпная палата — трапезная часть храма, а в начале XVIII века барочная колокольня и паперть. Три иконостаса храма также созданы костромским мастером (Сергий Рожков) в 1678 году. В 1735 году по распоряжению Анны Иоанновны иконы поновлены (цеховым иконописцем Ф. Пискулиным), а в середине XIX века иконостасы и киоты украшены резьбой.
Деятельность прихода
Воскресная школа
Воскресная школа открыта по благословению настоятеля протоиерея Леонида Ролдугина в сентябре 1991 года.
8–499–164–28–77 (храм), 8 – 499 –166–18–20 (дом).
В Воскресной школе 5 возрастных групп. Общее число учащихся 33 человека.
Основные занятия проходят по воскресениям с 14.30 до 16.50.
Занятия кружков для детей проводятся по субботам.
Социальная работа
В храме Рождества Христова в Измайлово социальная работа проводится по следующим направлениям:
- Патронажная помощь
- Взаимодействие с лечебными заведениями, расположенными на районной территории прихода
- Оказание транспортных услуг особо нуждающимся прихожанам
- Оказание социальной и гуманитарной помощи прихожанам храма (многодетным семьям, матерям-одиночкам, малоимущим и инвалидам)
- Правовая и юридическая помощь
Вся деятельность осуществляется силами прихожан и клириками нашего храма на безвозмездной основе.
Братство Трезвости
Братство «Трезвение» во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца при храме Рождества Христова в Измайлово г. Москвы. Электронная почта
,телефон : 8(910) 424-90-63.
История Рождественского монастыря
Рождественский монастырь в Москве был сооружен в честь победы русских на Куликовском поле. Купола данного монастыря можно видеть издалека, так как они возвышаются над остальными постройками данной улицы и даже над деревьями.
Сооружение посвятили Рождеству Богородицы. Первыми жительницами монастыря стали женщины, которые пострадали от данного сражения. Это были матери, вдовы, дочери тех, кто участвовал в битве и остался на поле боя навечно.
Икона рождение Богородицы
Сооружение было решено строить на холме, который прилегал к реке Неглинной. Рядом пролегала дорога, которая вела к стенам Кремля. Это дорога пролегала здесь с незапамятных времен. Первые строения этого монастыря были деревянными. Монастырь был выполнен в дереве вплоть до начала шестнадцатого века, когда его перестроили в камне.
Река Неглинка в Москве
В те времена Москва, практически полностью состоящая из дерева, страдала от пожаров. Огонь наносил повреждения всем без разбора постройкам, том числе и церковным сооружениям. В середине шестнадцатого века столицу постиг огромный пожар, он развернулся на внушительной территории и нанес немыслимые убытки. Во время этого бедствия пострадала и данная обитель. Были сожжены постройки и главное сооружение. После этих разрушений собор восстанавливала жена Ивана Грозного по имени Анастасия.
Следующие разрушения настигли обитель в начале семнадцатого века, когда возле неё были сражения с польскими войсками. Битва подошла вплотную к стенам монастыря, те воины, которые положили свою жизнь в этой битве, остались на монастырском погосте. Во время войны с Наполеоном, в начале девятнадцатого века, французы ограбили храмы этой обители.
княгиня Лобанова-Ростовская.
В семидесятых годах семнадцатого века на данную обитель выделила денежные средства сама княгиня Лобанова-Ростовская. На эти денежные средства возвели собор Иоанна Златоуста. Территорию, принадлежащую этому собору, защитили каменным забором. Стоит сказать, что эта ограда позже перестраивалась несколько раз.
Рекомендуем прочитать:
Достопримечательности Хайнаня
Стены Рождественского монастыря видели и войну с французами. На самом деле, осталось достаточно мало сведений об этом периоде. Есть рассказы о том, как игумения Есфирь прятала ценности. Согласно информации, она положила все, что хотела сберечь в три разных ямы. В результате французы не нашли себе добычи в стенах этого сооружения. Так как воины все равно были настроены решительно, они обыскали все помещения и ограбили храм, сняв все украшения с икон.
Рождественский монастырь Москва
Говорят, в те года в монастыре даже жил одни из генералов Наполеона. Кроме того, французы устроили конюшню в трапезной. Постройки и привычный ритм был восстановлен сразу после победы над Наполеоном. Кроме того, были возведены новые постройки.
В начале двадцатого века при монастыре существовал приют для девочек, здесь могли найти дом те, кто лишился родителей. Кроме того, на территории обители действовала церковно-приходская школа. В эти же года был приглашен архитектор для обустройства Рождественского монастыря. Главной задачей было возведение трапезной.
Годы советской власти для данной обители, как и для остальных религиозных построек, были очень сложными. На втором десятке века монастырь закрыли, иконы ограбили, сняв серебряные оклады и ризы. Кроме того, иконы не оставили в этом соборе, их перенесли в другие помещения. Территория монастыря использовалось для необходимых властям целей. К примеру, там, где жили монахи, сделали коммунальные квартиры, соответствующие духу времени, но не целям, для которых строились. Кроме того уничтожили часть каменной ограды и монастырский погост. Основной собор пострадал в основном от перестроек. Последние проводились с целью приспособления помещения для необходимых нужд.
Светлое время наступило в семидесятых годах двадцатого века, когда власти пришли к выводу о ценности данного сооружения и организовали в нём музей-заповедник. Два десятка лет спустя в этих сооружениях были восстановлены церкви.
Рекомендуем прочитать:
Поведение в экстренной ситуации
Настоятели и наместники
- Свт. Симон (1206 — 1214)
- Сщмч. Митрофан (1219 — 1227)
- Свт. Кирилл (? — 1231)
- Сщмч. Пахомий (? — 1238)
- Геннадий (Богоявленский) (? — 1517)
- Евфимий (? — 1572/73)
- Захария (после 1572/73 — 1578)
- Иоаким (1578/79 — ?)
- Варлаам (Рогов) (1583 — 1584)
- Иона (Думин) (1585 — 1588)
- Свт. Серапион (Сысоев) (8 июля 1634 — 1637)
- Иоасаф (1654 — 25 апреля 1656)
- Филарет (ноябрь 1659 — 1672)
- Гавриил (Русской) (ок. 1730 — 1731)
- Платон (Петрункевич) (9 мая 1742 — 1748)
- Владимирские владыки (с 1748)
Наместники
- Свт. Афанасий (Сахаров) (20 января 1920 — 1 июля 1921)
1921 — 1991 — обитель закрыта и разорена - Нил (Сычёв) (17 июля 2001 — 16 июля 2013)
Кирилл (Сурков) (16 июля 2013 — 25 июля 2014)
Время разрушений и гонения
1918 год — начало гонений и разрухи. Войска чрезвычайного комитета занимают основные помещения монастыря. Архиерей и служители переселяются в помещения Успенского собора.
Осенью 1918 года в крестильной церкви устраивают зал для танцев, в августе 1920 года все здания монастыря переходят в собственность советской власти, ограду разбирают на кирпичи, колокола отправляют на переплавку.
К 1930 году, несмотря на протесты архитекторов, доказывающих архитектурную и историческую ценность храмовых построек, здание собора и церквей разобрали на кирпичи.
Крестильная церковь оставалась нетронутой благодаря тому, что в ней размещалась музейная библиотека, клуб любителей шахмат, на втором этаже занимались спортсмены.