Как родился праздник крещения господня

Терминология

Церковнославянское слово креще́ние — калька с греческого слова βάπτισμα, имеет несколько значений:

  1. омовение:

«оставльше бо заповедь Божию, держите предания человеческая, крещения чваном и сткляницам, и ина подобна» — вы, забыв Божий завет, храните человеческие установления: омовения (βαπτισμούς) кружек и чаш, и другие подобные вещи (Мк. 7, 8);

крещение, очищение:

  • «крещение Иоанново откуду бе; с небесе ли, или от человек;» — Иоанново крещение откуда было: с неба или же от людей? ();
  • «проповедая крещение покаяния во оставление грехов» — возвещая очищение покаяния для прощения грехов ();

Крещение, церковное таинство

«исповедую едино крещение, во оставление грехов» — исповедую одно крещение в отпущение грехов (Никео-цареградский символ).

Первое связывает его со словом крест и с обрядом «первого знаменования» (primo signatio) в котором язычник, осеняемый крестным знамением перед началом началом огласительных молитв, причислялся к официально закрепленному в Восточно-Римской империи разряду «некрещеных христиан». Первое возложение крестного знамения обозначало готовнось последовать Господу принятием своего креста () и вначале среди славян воспринималось не только как первый, но возмоно и главный шаг вступления в Церковь .

Другой взгляд связывает слово «крещение» с наименованием Христа, согласно Евангельскому «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (). В ранних славянских текстах слово «христианин» передавалось как крьстиянъ, крьстиянинъ, а в некоторых случаях «Христос» и «крест» — одним и тем же крьстъ, что свидетельствует о наложении этих понятий .

В синоптических евангелиях

Марк, Матфей и Лука описывают крещение в параллельных отрывках. Во всех трех евангелиях Святой Дух изображается как нисходящий на Иисуса сразу после его крещения в сопровождении голоса с Небес, но в рассказах Луки и Марка записывается, что этот голос обращался к Иисусу, говоря: «Ты мой возлюбленный Сын, в котором я доволен », а в Евангелии от Матфея голос говорит:« Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение »(от ).

Синоптические евангелия после крещения описывают искушение Иисуса , когда Иисус удалился в Иудейскую пустыню, чтобы поститься сорок дней и ночей.

Мэтью

В Матфея 3:14 , встретившись с Иисусом, Иоанн сказал: «Мне нужно креститься от тебя, и ты придешь ко мне?» Тем не менее, Иисус убеждает Иоанна крестить его. Матфей записывает, что голос с небес говорит: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором я очень доволен», но не указывает, к кому обращаются.

отметка

Повествование Марка примерно параллельно , что от Матфея, за исключение Матфея 3:14 — описывающего Джон первоначального нежелания и в конечном итоге согласия крестить Иисус, которая не описана Марком. Марк использует необычное слово для обозначения открытия небес по-гречески: σχιζομένους, шизоменозный , что означает «раздирающий» или «раздирающий» (Марка 1:10). Он образует словесную нить ( Leitwortstil ) с разрывом (ἐσχίσθη, eschisthē ) Храмовой завесы в Марка 15:38, предлагая сравнить эти два эпизода.

Люк

Луки 1 начинается с рождения Иоанна Крестителя, о котором его отцу Захарии объявил ангел Гавриил . Шесть месяцев спустя Гавриил является Деве Марии с объявлением о рождении Иисуса в Благовещении . В то же время Гавриил также объявляет Марии о грядущем рождении Иоанна Крестителя, ее родственнице Елизавете, жене Захарии. Мэри немедленно отправляется навестить свою родственницу Элизабет и остается с ней до рождения Джона. Лука резко противопоставляет реакции Захарии и Марии на эти два рождения; и жизни Иоанна и Иисуса переплетены.

Лука уникальным образом изображает Иоанна, проявляющего общественную доброту к сборщикам налогов и поощряющего раздачу милостыни бедным (как в ). Лука записывает, что Иисус молился, когда Небеса открылись и на него сошел Святой Дух. Лука поясняет, что дух спустился в «телесной форме» голубя, а не просто «спустился как» голубь. В служение Иисуса описывается как следующее «крещение, которое проповедовал Иоанн».

Как простая вода становится святой?

Вода освящается не потому, что в нее погружается крест и она приобретает «ионы серебра», как писалось в антирелигиозных советских брошюрах. Вода освящается потому, что ее однажды освятил Христос в Своем крещении, и, в ответ на молитвы Церкви, продолжает делать это, посылая Святого Духа. Вода становится святой потому, что по молитве Церкви с ней соединяется Божия благодать.

Священнику дана власть испрашивать в особых молитвах и священнодействиях ниспослания на воды благодатных даров Божиих. В молитвах на освящение воды говорится: «О еже освятитися водам сим силою и действием, и наитием Святаго Духа, Господу помолимся». Святой Дух входит в обычную воду и делает ее необычной, делает ее святыней, которая, в свою очередь сообщает благодать всему, что соприкасается с нею. Сначала священник освящает обычную воду, читая над нею молитвы и погружая в нее крест. А затем уже сама эта вода сообщает благодать тому, что священник окропляет ею.

Поздравления

  • С Крещением Господним поздравляю!Пускай очистит праздник мысли и сердца. Пускай омоет тело и залечит раныОсвященная молитвами вода.

    Пускай развеет разум все плохие мысли,Сознанье станет, словно чистый лист.Желаю с попутным ветром идти вам по жизни,Пусть путь ваш будет легок, не тернист!

  • Крещение Господне безгрешною водою Сегодня через тело омоет душу пусть. Чтоб никогда на свете не встретиться с бедою, Чтоб не терзали сердце разлука, боль и грусть.

    Тепло пускай подарят крещенские морозы, Здоровье и удачу, и Божью благодать. Пускай от счастья только в глазах искрятся слезы, Пусть Бог тебе поможет по жизни побеждать!

Страшный приказ Ирода

Всего лишь полгода прошло, как Елисавета стала матерью. И тут над головой ее маленького сына Иоанна вдруг сгустились тучи. Злобный и подозрительный иудейский владыка Ирод узнал от приезжих магов, что в его владениях родился будущий Царь Израиля. И действительно, в городе Вифлееме у девы Марии, родственницы Елисаветы, тогда родился обещанный ангелом сын Иисус. Его рождение было тихим и почти никому неизвестным, потому что мама родила его в чужом городе, где была в это время проездом. Ни родственников, ни друзей у нее в Вифлееме не было.

Ирод тоже не знал, о каком именно младенце сказали ему приезжие маги. Но очень испугался, что будущий Царь Израиля отнимет у него власть, когда вырастет. И тогда Ирод отдал своим воинам страшный приказ — убить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Тысячи ни в чем не повинных детей погибли в те дни. Даже птицы перестали петь в окрестностях Вифлеема. Лишь горький плач несчастных матерей слышался над окровавленным городом. И все же погубить Иисуса царю-убийце так и не удалось. Ангел предупредил семью Иисуса о готовящемся побоище, и они успели бежать из Вифлеема далеко, в другую страну.

Но был в Иудее еще один необычный младенец. Его не нужно было разыскивать, потому что с самого рождения слава о нем прошла по всей Иудее. Это был Иоанн, сын священника Захарии. «Ведь не зря же о нем говорят, что родился он по предсказанию ангела. Быть может, это и есть будущий Царь?» — думал Ирод, все еще не утоливший своей злобы. И на всякий случай он послал отряд воинов в Хеврон, чтобы убить еще и маленького Иоанна. Из окна своего дворца царь-убийца смотрел на мчащихся по пыльной дороге всадников и думал, что уж теперь-то его власти ничего не угрожает.

Сакральный смысл иконы на крещение Господне

В историческом смысле икона Богоявления констатирует факт участия Христа в обряде крещения. Как известно, Иоанн Креститель на протяжении некоторого времени пребывал в пустыне Мохерон, где крестил иудеев. Народ Израиля доверял пророку и ходил креститься для того чтобы избавиться от грехов.

Пришел к водам Иордана и сам Спаситель и просил Иоанна о крещении, но тот отверг просьбу, сказав: «Мне самому нужно креститься у тебя». Христос возразил и призвал Иоанна исполнить пророчество.

Таким образом, на глубинном уровне икона говорит о смирении Христа перед предначертанным. Господь сам укреплял его известными словами: «Ты есть сын мой возлюбленный..». Также смиряется и Иоанн, который прикасается своей правой рукой к Господу и омывает его водой, совершая обряд.

Это интересно

На иконе Крещение Господне запечатлевается свершение предначертанного Господом, то есть его воли, то есть истины. Соответственно, наблюдатель оказывается не только сопричастным святому таинству, но и высшей истине.

Также интересна символика двух берегов Иордана:

  • там где стоит Иоанн – называется «тот» берег;
  • там, где ангелы – «этот» берег.

Христос в свою очередь становится своеобразным связующим звеном между ними. Однако также икона Богоявление Господне делает таким звеном и само таинство крещения.

Там, где стоят ангелы, располагается Израиль – святая земля. Соответственно, переход через Иордан символически означает переход на Святую землю.

Как видите, сакральный смысл иконы Крещение Господне глубок и многогранен, тут каждая деталь пребывает с остальными в глубоком единстве, создавая в итоге завершенную композицию, которая повествует о христианской вере. Именно поэтому данный сюжет включен в различные богослужения. Молитва перед этим образом помогает укрепиться в вере и продвинуться на духовном пути.

Установлено точное место крещения Иисуса: сегодня воды там нет

«…В те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Так описывает это событие евангелист Марк.

Самая общая географическая привязка, известная всем – Иордан, к которому христиане всего мира относятся, как к священной реке. Но ведь берега иорданские протянулись на многие-многие километры. Где же конкретно Господь входил тогда в речные воды?

Вот какую информацию сообщили нам сотрудники пресс-центра Спасо-Богородицкого Одигитриевского женского монастыря, находящегося на территории Смоленской области.

«В Евангелии от Иоанна называется место, где проповедовал и крестил Иоанн Креститель. По словам этого евангелиста, оно находилось недалеко от селения Вифавара за Иорданом. Однако данный ориентир неоднозначен. Ведь в Палестине того времени было несколько селений с таким названием.

Долгое время считалось, что «крещенская» Вифавара располагалась на территории нынешнего Израиля, недалеко от местечка Каср-Эль-Яхуд, что в 4 километрах от того места, где река Иордан впадает в Мертвое море. Но лишь в конце прошлого века исследователям стало окончательно ясно расположение места, где крестился Спаситель и случилось чудо Богоявления.

Определить его помогла мозаика на полу в храме Святого Георгия, находящегося в Иорданском городе Мадаба. Это мозаичное изображение размером 15х6 метров, датируется VI в. нашей эры и представляет собой хорошо сохранившуюся и довольно точную карту Святой Земли, с указанием на ней всех христианских Святынь. Судя по карте, место крещения Иисуса Христа в реке Иордан находится не на территории Израиля, а на противоположном берегу этой реки, на территории современной Иордании в местечке Вади эль-Харар.

Примечательно, что в том месте, где 2 тысячи лет назад происходил обряд Крещения, воды давно уже нет. За столь огромный промежуток времени река сменила русло при впадении в Мертвое море и теперь протекает на несколько десятков метров ближе к Израилю.

Чтобы подтвердить или опровергнуть «подсказку», данную мозаичной картой из Георгиевского храма, в 1996 году археологи провели раскопки в Вади эль-Харар. В итоге там были обнаружены руины трех византийских церквей, а главное – мраморная плита-основание, на которой, как предполагают, стояла колонна с крестом, установленная во времена раннего христианства на месте Крещения Иисуса Христа. Именно эта колонна часто упоминается в письменных свидетельствах паломников византийской эпохи, посетивших Святые места.

После бурных дебатов, ученые всего мира и лидеры ведущих христианских конфессий пришли к выводу, что именно Вади эль-Харар является местом крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан.

Весной 2000 года папа Иоанн Павел II посетил эти места. Визит понтифика закончился официальным признанием Ватиканом того факта, что Вади эль-Харар является одной из величайших христианских Святынь – местом Крещения Господа нашего Иисуса Христа. Данный факт признан и Русской Православной церковью. В знак этого РПЦ приняла участие в строительстве на территории Вади эль-Харар православного храма в честь Иоанна Крестителя. Храм основан на том самом месте, где по преданию Иисус Христос оставил свою одежду, прежде чем окунуться в воды библейской реки.»

Одна из икон Крещения была написана в 5 веке и представляет собой Равеннские мозаики

Также не стоит, не сказать о том, что существует икона Крещение Господне. Из самых ранних, изображение Крещения Господня представляет Равеннские мозаики 5 — 6 века.


Самая первая мозаика в честь праздника Крещения Господня, написана в 5 веке

В куполе Православного баптистерия Крещения имеет довольно сложную иконографию. На ней Спаситель представлен обнаженным, в бородой и опущенными вниз руками. Он стоит по пояс в воде Иордана, в сверху на него спускается Дух Святый в виде голубя.

Рядом стоит Иоанн Предтеча, левая рука его держит четырехконечный крест на высоком древке, а правая рука возливает из сосуда на главу Спасителя воду.

Чуть правее мы можем видеть некого бородатого старца, в руках которого покрывало и тростниковая ветвь.

Центральная же композиция представлена апостолами, первыми принявшими Крещение. В руках они несут короны, которые собираются вручить Господу.


Более поздняя фреска Крещения Господня, которая была составлена согласно византийским памятникам

Древние иконописные подлинники, которые составлены согласно византийским памятниках, дают описание Крещения более кратко.

Так выглядит более древнее описание подлинника иконы Крещения Господня. На фото ниже можно в этом убедиться.

Стали появляться и другие иконы Крещения Господня.

Поздние тексты дают более подробное описание:


Икона 6 века, которая была создана с более подробным описание Крещения Господня

Заметьте, на иконах нет Пресвятой Богородицы. Но о Ней напоминает та багряница, которую подносят Ангелы Господу, после того, как Он выходил из реки Иордан.

Если обратить внимание, то с течением времени, на иконе всегда присутствовало две основные фигуры — это Иоанн Креститель и Святая Троица. Несмотря на то, что икон большое множество, они все же имеют общие детали

На одной из древней мозаики, Иисус изображен полностью в реке Иордан, что указывает на то, что Господь принимает на себя все грехи мира, каждого человека

Несмотря на то, что икон большое множество, они все же имеют общие детали. На одной из древней мозаики, Иисус изображен полностью в реке Иордан, что указывает на то, что Господь принимает на себя все грехи мира, каждого человека.

Основным на иконе является Иоанн Крестить, все же Господь считается главным в действии.

Как видим, согласно древней традиции, Господь изображен в наготе, что говорит о его уничижении. В Крещении Господь берет на себя наготу Адама, становясь можно сказать новым Адамом, при этом одевая все человечество в одежды нетления.

Традиции[ | ]

Подробнее см. Водокрещи

Водосвятие на Неве в день Крещения Господня. Гравюра из книги «Нынешняя Россия. Рисунки и изображения из всех частей европейского царства» (Лейпциг, 1876) Традиция поиска креста на Богоявление в Греции (Миконос) Йордановден в Болгарии

Согласно определению Московского собора 1667 года, освящение воды происходило дважды: накануне Богоявления — в храмах, а в сам праздник — «на иордани», то есть на природных водоёмах.

6 (19) января, в праздник Крещения, проходил молебен водосвятия. Над вырубленной (часто — в виде креста) полыньёй, или «иорданью», устраивалась выносная часовня. Она получила название «иорданской сени», хорошо известной на Руси в XVI—XVII веках: «В Суздале в день Богоявления на реку Каменку совершался крестный ход для освящения воды в Иорданской сени. Впереди процессии в сопровождении псаломщика шёл священник и окроплял путь. За ним следовали хоругвеносцы, несшие хоругви и большой пятиглавый фонарь перед выносным крестом с частицей мощей. Следом несли большие выносные иконы, перед каждой из которых четыре массивных одноглавых фонаря. Далее следовали женщины с малыми иконами из собора и монастырей. За ними шли попарно священники со всего города, соблюдая порядок чинопочитания. Процессию завершали богомольцы города и ближайших селений. Напрестольный крест для освящения воды на Иордань нёс священник (протоиерей или архиерей) на голове от самого собора до проруби, которая вырубалась во льду в виде креста. Иордань на реке устанавливалась недалеко от моста. Ниже по течению, где была бельевая прорубь, происходило купание людей, но только в тот момент, когда священнослужитель погружал напрестольный крест в иорданскую прорубь».

В 1890—1910 годах в Санкт-Петербурге, во льду против Зимнего дворца вырубалась прорубь (Иордань), над ней сооружалась сень, вышиною около четырёх саженей, представлявшая собой храм, с куполами и крестами, украшенный вызолоченными изображениями ангелов и образами, обнесённый вокруг открытой галереей. В храме служили молебен. По галерее помещали знамёна гвардейских полков для окропления их святою водою. От Иорданского подъезда Зимнего дворца ко льду и далее по льду устраивали сходни и мостики, украшенные флагами и гирляндами. Вдоль них выстраивались шпалерами гвардейские части в зимней парадной форме без шинелей, солдаты без перчаток — такова была традиция.

После обедни во дворце высшее духовенство выходило на Иордань служить молебен с водосвятием по традиции с петровских времён. На лёд выходила и царская семья.

Митрополит опускал крест в воду, и в это время давался 101 выстрел из пушек Петропавловской крепости. «По представлению верующих, вода в Неве мгновенно делалась святою, и все по очереди подходили испить её. Несмотря на то, что санитарная инспекция уже тогда запрещала пить сырую невскую воду ввиду её загрязнения сточными водами». После водосвятия царь принимал Крещенский парад — мимо него проходили церемониальным маршем войска, присутствовавшие на Иордани.

По словами протоиерея Георгия Рощина, «купание в полынье — „Иордани“ на Богоявление — это не исконная, как принято думать, а сравнительно недавняя российская традиция, ей всего несколько лет. Прежде, до революции, совершались крестные ходы на „Иордани“ с освящением воды, но массовое купание этому не сопутствовало». Более того, обычай купания в реках в Крещение осуждался до революции в «Настольной книге для священно-церковно-служителей» духовного писателя С. В. Булгакова:

В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем.С. В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей»

Крещение Господне — история праздника

Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление.

Начиная с конца IV века (в разных местностях по-разному) Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения — в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями.

В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных (их называли оглашенными), поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах.

KONSPEKTY.NET

Известно, что Иисус Христос родился в семье простой иудейской женщины, Марии, от непорочного зачатия, после того, как ангел принес благую весть ей о появлении ребенка. Свое детство по разным версиям Иисус провел, как обычный сын плотника, умело мастерив заказы вместе с отцом, взращивание спокойствие и любовь в своем сердце.

Иисус Христос был двоюродным братом Иоанна Крестителя, который получил приписку к своему имени такую именно благодаря крещению Иисуса в реке Иордан, которое после совершения самого события вошло в евангельское писание, как святое действо.

Понятное дело, что в кругу родственных связей Иисус Христос имел уже какие-то представления о взглядах Иоанна, однако, самостоятельно он пришел к этому только в зрелом возрасте, когда ему исполнилось тридцать лет.

Иоанн Креститель задолго до совершения обряда крещения проповедовал о пришествии мессии. Появившись на берегу реки Иордан, Иисус вызвал в нем небывалого восторга чувства, после чего Иоанн Креститель произнес такие слова: «Мне ли тебе крестить или у тебя креститься?», которые отображали прямое отношение Иоанна к личности, которая стояла перед ним, уже раскрывая тайны отношения к Иисусу, как к пророку или хотя бы, как к необычному человеку. Иисус Христос не заставил ждать Иоанна с ответом и произнес: «нам надобно свершить эту правду». Как известно по преданию, во время крещения Иисуса Христа в реке Иордан, с неба снизошел Святой Дух, в телесном обличии, в виде голубя, после чего последовал небесный глас, принадлежавший по мнению одного из ученика Иисуса, Луки, в евангелии которого мы и встречаем данное изречение (Лк. 3:21-22): «Сын мой Возлюбленный, в тебе есть мое благословление». Данный факт должен был развенчать миф о том, что Иоанн злословил и выказать истинную природу Христа всем, кто желал его познать.

Именно благодаря процессу крещения, было ознаменовано мессианское предназначение христианства – ученики должны активно проповедовать учение Христово и нести его людям, чтобы те, очистившись от скверны путем омовения, или же крещения, приходили к Богу-Отцу.

После крещения, Святой Дух указал Иисусу Христу другую дорогу, которая должна была испытать его дух. Как известно, около 40-ка дней Иисус Христос провел в пустыне, терзаемый искушениями дьявола, после чего, выдержавший все их с достоинством, вернулся проповедовать в свой родной город, где его встречали почетно, словно императора.

В нынешнем церковном календаре есть праздник Крещения Господне, который отмечается точно также, как и рождение Иисуса Христа, что ставит его в ряд со всеми важными датами культово-церковного обряда

Отмечается в двух ответвлениях христианской церкви он по-разному, на что повлияла специфика принятия разных календарей за основу летоисчисления православной и римо-католической церкви, но это никоим образом не влияет на специфику самого события, таинства крещения и праздника церковной традиции, который знаменует обновление духа Христова в его важном витке жизненного пути к Богу

Скачать данный материал:

Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)

(Пока оценок нету) Loading…

  • В каком году родился Уинстон Черчилль?
  • В каком году Александр Македонский стал царем?
  • Биография Иисуса Христа кратко
  • В каком возрасте умер Альберт Эйнштейн?
  • Сколько апостолов было у Христа?
  • В каком году умер Джордж Вашингтон?
  • В каком году родился Чарльз Дарвин?
  • Где находится статуя Христа Спасителя?
  • В каком году Луи Дагер изобрел фотоаппарат?
  • Как Иуда предал Христа?
  • В каком возрасте умер Галилео Галилей?
  • В какой день недели распяли Иисуса Христа?
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector