Спасо-андроников мужской монастырь в москве
Содержание:
Архитектурные особенности храма
Древний собор Спаса Нерукотворного Образа — это крестово-купольный храм с одной главой и 4 внутренними опорами, образец раннего московского зодчества. Композиционная особенность собора выражается в динамичной напряженности силуэта, торжественной устремленности всей конструкции ввысь.
Спасский собор Андроникова монастыря сложен из прямоугольных известняковых блоков со шлифованной лицевой поверхностью. Белый камень для строительства добывали рядом с монастырем, из такого же известняка возводились кремлевские постройки.
Основной объем в виде небольшого куба установлен на высокую подклеть. В верхней части строение оформлено декоративным каскадом: одним рядом закомар в виде полукруга с заострением над серединой дуги и двумя рядами кокошников. Световой барабан завершается полусферическим куполом, увенчанным крестом.
С трех сторон храмовая конструкция дополнена крытыми пристройками с перспективными входными порталами. Завершения порталов и узких окон имеют стрельчатую форму. Белокаменные лестницы, ведущие к порталам, подчеркивают стройность силуэта молитвенного здания.
В восточной части к основе храма примыкают три алтарные полукруглые апсиды, перекрытые полукуполами. Фасады разделены выступающими столпами (пилястрами), которые совпадают с внутренними выступами и интерьерными арками.
Над западным входным порталом расположен круглый медальон с изображением Спаса Нерукотворного образа. Живописная картина выполнена в ходе реставрации инновационными фосфатными красками, стойкими к неблагоприятному влиянию климатических условий. Рисунок воспроизводит утраченную фреску «Спас Нерукотворный», нарисованную в 15 столетии Андреем Рублевым.
Спасский собор с его архитектурной индивидуальностью и совершенством линий стал вдохновенным образцом для зодчих 15-16 столетий. Андроников монастырь посещали мастера со всех русских земель, чтобы увидеть величественный храм, и потом воспроизвести его архитектурные особенности в новых церковных сооружениях.
Известная копия Спасского собора — Собор Рождества Богородицы (1505 г.), расположенный в Богородице-Рождественском московском монастыре.
История
По свидетельству агиографических источников, монастырь был основан в 1357 году. После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, на месте современного собора был выстроен деревянный Спасский собор с полом из плинфы, фрагмент которого был обнаружен при раскопках в 1993 году. Существует предположение, что сохранившиеся белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению, свидетельствуют о существовании на территории монастыря каменного храма, построенного между 1360—1380 годами. Между 1390 и 1427 годами Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. Представляет собой однокупольный четырехстолпный трехапсидный храм. В росписи собора участвовали Андрей Рублёв и Даниил Чёрный (от первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты растительного орнамента на откосах окон).
Опись 1763 года говорит о существовании в соборе паперти с ризничной в ней палатой, налево от западных дверей. В 1779 году архитектор Яковлев доносил о необходимости возобновления стенописи и поправки иконостаса в соборе, а также находил нужным пробить окно с западной стороны и два окна внизу между церковью и папертью и пристроить с северной стороны паперть, подобную той, которая уже окружала храм с южной и западной сторон.
В XIX веке собор подвергся значительным изменениям, начавшимся с частичного восстановления разрушений, происшедших в 1812 году, о которых тогдашний настоятель монастыря, архимандрит Феофан сообщал следующее:
«В соборном монастырском храме, созданном около 1360 года святителем Алексием митрополитом, по ограблении оного, зажжен иконостас и прочее; от чего своды с главою упали внутрь храма…».
В 1813 году под надзором архитектора Жукова в соборе были исправлены своды и устроена железная кровля, в 1818—1820 годах — сделан новый иконостас; в 1837 году живописец Л. Жуков расписал собор внутри и снаружи, а в 1846—1850 годах, по проекту архитектора П. Герасимова, были перестроены паперти, устроены два придела с севера и юга от собора, устроен шатровый верх над ним и произведены значительные переделки внутри здания.
В 1934 году, в связи с предполагаемым сносом всего Спасо-Андроникова монастыря, памятник был обмерен, обследован архитектором П. Н. Максимовым, и составлен проект реставрации. Опубликованная в 1940 году Академией архитектуры работа об этом памятнике дала наконец всем ясное представление об архитектурной ценности Спасского собора.
В 1959—1960 гг. здание собора было реконструировано в первоначальных формах по проекту Л. А. Давида и С. С. Подъяпольского. Однако спорной остаются реконструкция утраченных верхней части храма (количество кокошников у основания барабана, форма купола, пропорции барабана) и предпортальных лестниц.
С 1993 года ведутся археологические раскопки, в результате которых обнаружены древний престол Спасского собора и древнейшие захоронения, атрибутированные основателям Спасо-Андроникова монастыря — Андронику Московскому и Савве Московскому.
Существуют храмы (например, собор Рождества Пресвятой Богородицы Рождественского монастыря в Москве) построенные по подобию Спасского собора Андроникова монастыря. Данные аналогии позволяют датировать Спасский собор либо началом 1390-х годов, либо периодом 1425—1427, то есть либо первым, либо последним в ряду стилистически и конструктивно сходных московских храмов. Отсутствие упоминания о каменном строительстве в житие своё Сергия Радонежского позволяет считать даты 1425—1427 наиболее вероятными.
Настоятели
- прп. Андроник (ок. 1357 — ок. 1373)
- прп. Савва (ок. 1373 — ок. 1410)
- прп. Александр (ок. 1410 — после 1427)
- Ефрем
- Исаак
- Иоанн (1474)
- …
- Митрофан (1504 — 1507)
- Симеон (Стремоухов) (1507 — 21 августа 1509)
- Сергий (1509 — 12 февраля 1517)
- Игнатий (сентябрь 1519)
- Ефрем (февраль 1525)
- Зосима (1531 — 1534)
- Авраамий I (1547 — 1548)
- Иосиф I (февраль 1555 — 1566)
- Феодосий (Вятка) (август 1566 — 1570)
- Евфимий I (1571 — 1581)
- Феодосий (? — 20 июля 1584)
- Гурий (упом. май 1589)
- Вассиан (1598)
- Авраамий II (1606)
- Сергий (1612 — 14)
- Геннадий (1625 — 1626)
- Евфимий II ( январь 1627 — 26 октября 1628)
- Серапион 8 июля 1634)
- Макарий (1635 — 1636)
- Порфирий (1637 — 1640)
- Иосиф II (1641 — 1648)
- Сильвестр (1648 — 10 июля 1653)
- N… N… ( сентябрь 1653 — 1654)
- Гермоген (1654 — 1656)
- Дионисий (1656 — 1660)
- Пафнутий (1661 — 1668)
- Пахомий I (упом. июнь 1669)
- Никандр (1672)
- Макарий (? — 29 августа 1674)
- Симеон (Милюков) (14 сентября 1674 — 9 апреля 1676)
- Никон (1676 — 1679)
- Иосиф III (февраль 1681)
- Никифор (1681 — 26 июня 1681)
- Авраамий (Юхов) (1681 — 1684)
- Пахомий II (1685)
- Авраамий (? — 1687)
- Арсений (Костюрин) (9 января 1687 — 12 января 1692)
- Трифиллий (Инихов) (1692 — 4 мая 1695)
- Феодосий (4 мая 1695 — 30 июля 1709)
- Геннадий (Беляев) (1709 — 20 мая 1714)
- Серапион (1714 — 1722)
- Антоний (1722 — 12 апреля 1722)
- Дионисий (1722 — 15 июня 1724)
- Иосиф IV (Саввин) (1724 — 31 октября 1725)
- Герасим (23 марта 1726 — ?)
- Иларион (1728)
- Клеоник (27 августа 1731 — октябрь 1732)
- Киприан (Скрипицын) (18 января 1733 — 3 мая 1736)
- Герман (Барутович) (1737 — 1743)
- Иона (Лещинский) (18 апреля 1744 — 7 ноября 1761)
- Варлаам (Гловацкий) (5 декабря 1760 — 7 ноября 1761) и.о.
Варлаам (Гловацкий) (7 ноября 1761 — 2 мая 1776)
Симон (2 мая 1776 — март 1785)
Иосиф V (Быков) (март 1785 — 22 февраля 1788)
Сильвестр (Страгородский) (22 февраля 1788 — 19 октября 1802)
Феофан (Некрасов) (1803 — 25 августа 1817)
Авраам (Шумилин) (20 декабря 1817 — 1818)
Гермоген (Сперанский) (19 августа 1818 — 18 июня 1845)
Гавриил (22 сентября 1845 — 13 августа 1848)
Платон (16 сентября 1848 — 28 января 1863)
Иннокентий (Орлов) (3 июня 1863 — 9 февраля 1870)
Модест (Куховский) (21 октября 1870 — ?)
Сергий (Спасский) (28 октября 1880 — 1882)
…
Григорий (Воинов) (1892 — 1 августа 1896)
Нафанаил (Соборов) (с 14 ноября 1896 — 29 апреля 1907)
Сильвестр (Братановский) (1907 — 1910)
Владимир (Соколовский-Автономов) (18 марта 1910 — 1918)
Как доехать
Путешественникам и паломникам удобно начинать свой путь к монастырскому комплексу от станции московского метрополитена «Площадь Ильича». От железнодорожной платформы до монастырских врат 890 м, которые можно преодолеть за 10 мин.
Маршрут: от станции повернуть налево, пройти вдоль улицы Сергия Радонежского до Андроньевской площади, на площади повернуть направо, пройти по дорожке сквера мимо памятника Рублеву к входной группе монастыря. Можно облегчить свой путь, и до площади проехать одну остановку на 55-м, 125-м, 40-м автобусе или 45-м троллейбусе.
Альтернативные маршрутные варианты начинаются от «Римской» и «Марксистской» станций метрополитена.
Станция метро | Расстояние | Как добраться | Время в пути |
Площадь Ильича | 890 м | Пешком | 10 мин |
Римская | 1 км | Пешком | 12 мин |
Марксистская | 1,4 км | Автобус 567 Остановка – «Андроньевская площадь» | 3 остановки – 5 мин., далее 330 м пешком – 4 мин. Весь путь займет 9 мин. |
Внутреннее убранство
4 основных столба разделяют внутреннее пространство собора на 3 вытянутых помещения (нефа). Цилиндрический свод, поддерживаемый столбами, в пересечении осевых линий образует под куполом крест. Стены храма оформлены вертикальными плоскими и узкими выступами, которые визуально увеличивают высоту молитвенного помещения.
В храме отсутствуют княжеские хоры, скрадывающие пространство. 8 окон барабана, оконные проемы основного объема и световые прорези центральных закомар создают три регистра источников дневного света, что способствует равномерности освещения и привносит в интерьер ощущение прозрачности и рациональной организованности.
Храмовую стенопись кисти прославленных живописцев Андрея Рублева и Даниила Черного в 18 веке почти целиком счистили, и больше собор фресками не украшали. Сохранились небольшие фрагменты от расписных полотен легендарных живописцев. В обрамлении окна церковного алтаря проглядывается цветочный орнамент на сочном синем фоне, заключенный в соединяющиеся между собой круги одинакового размера.
В 90-х годах 20 века, во время реставрации здания, сконструировали систему отопления и освещения, преобразили интерьер храма: заново оформили возвышение алтаря и престол. В ходе ремонтных работ было обнаружено около десятка белокаменных блоков, украшенных резным декором.
Есть предположение, что из рельефных, декоративных камней в изначальном храме была сложена алтарная преграда. Сейчас образцы древнего каменного декора служат экспонатами монастырского музея древнего искусства.
Соборный иконостас претерпевал изменения в течение всего периода существования храма. В конце 18 века иконы располагались в 4 яруса, конструкция обладала пышным, дорогим декором.
Иконостас до реставрации
В начале следующего столетия алтарная перегородка в классическом стиле отличалась изысканной строгостью, композиционным доминированием центрального фрагмента. В середине 19 века ее сменил роскошный золоченый иконостас с фигурным резным декором.
Современный деревянный иконостас наделен лаконичностью и простотой. Стены собора украшают иконы нового написания. Их немного. На одной из стен расположено уникальное изображение третьего игумена монастыря преподобного Александра, при котором возводился каменный Спасский храм. Икону с его образом больше нигде не увидишь.
Святыни
Главной святыней монастыря является икона основания — Образ Спаса Нерукотворного, перед которым святитель Алексий дал обет во время бури на строительство обители. Около восьми десятилетий образ считался утраченным, и только в 1999 году был обретен в запасниках Исторического музея в Новодевичьем монастыре. В настоящее время в Спасском соборе имеется список этой святыни.
Образ Спаса Нерукотворного
С возрождением прихода была обретена икона преподобных Андроника и Саввы Московских Чудотворцев. Настоятель собора протоиерей Вячеслав Савиных, просматривая в библиотеке Свято-Данилова монастыря рукописный журнал «Андрониковский сборник» конца 1920-х годов, нашел в нем фотографию той самой иконы с пометкой «Церковь Иерусалимского подворья». Автор «Сборников» священник Сергий Дубровин, впоследствии архимандрит Андроник, подписывал свои статьи как «Настоятель церкви Иерусалимского подворья». Настоятель Спасского собора и прихожане обратились в храм Воскресения Словущего Иерусалимского подворья на Арбате и в его хранилищах обнаружили икону первых игуменов Спасо-Андроникова монастыря. Скорее всего, отец Сергий в свое время спас не одну икону разоренной обители, перенеся их в храм Воскресения Словущего, который никогда не закрывался. 17 ноября 1996 года икону торжественно передали общине Спасского собора. После реставрации она заняла свое место в храме.
В арках алтарных окон сохранились детали фресок времен преподобного Андрея Рублева.
Особенно следует отметить обретение шести святых мощей при раскопе в алтаре Спасского собора. В 1993 году при проведении строительных работ по устройству фундамента престола обнаружили основание древнего престола с частицей нетленных мощей в истлевшем деревянном ковчеге и две пары параллельных захоронений. Два гроба находились ближе к фундаменту северной стороны апсиды, а две выдолбленные колоды — ближе к фундаменту южной стороны. По свидетельству очевидцев о святости мощей свидетельствовало чудесное благоухание, которое при открытии колод волнами то появлялось, то исчезало. Люди, не знающие что за алтарной преградой в раскопе происходило открытие мощей, заметили благоухание у входа в храм и обратились к археологам с вопросом: «Какое масло вы там пролили?»
Вместе с мощами сохранились принадлежности монашеского облачения: параман (плетеный кожаный крест, опоясующий тело монаха), плесницы (кожаная обувь), кожаный пояс с металлической пряжкой.
Андрей Рублев
Спасо-Андроников монастырь тесно связан с именем великого иконописца. Здесь Андрей Рублев долго работал, здесь и умер в 1427, 1428 или 1430 году (Википедия указывает точную дату, однако в изданиях Музея Андрея Рублева последовательно указываются несколько возможных дат смерти). Поразительно, но место погребения Рублева «под старой колокольней» было забыто уже к XVII веку.
Недавно прозвучала научная сенсация: да, найдены мощи великого художника («Известия науки»), однако в самом музее говорят об этом более осторожно. Тем не менее, факт остается фактом: погребен великий художник был именно в Спасо-Андрониковом монастыре
А канонизирован в лике преподобного только в 1988 году.
Тем не менее, факт остается фактом: погребен великий художник был именно в Спасо-Андрониковом монастыре. А канонизирован в лике преподобного только в 1988 году.
Вместе с Рублевым работал другой известный художник-инок — Даниил Черный. Оба иконописца умерли приблизительно в одно время, вероятно, во время морового поветрия — если считать годом смерти 1428. На данный момент считается, что найдены и останки Даниила. Но главные исследования и выводы — впереди.
Известно, что Андрей Рублев расписывал Спасский собор монастыря («Также и другому старцу его именем Андрею иконописцу преизрядну… И сътвори съвет благ со братиею и Богу помогающу создаста в обители своей церковь камену зело красну и подписаниемь чуднымь своима руками украсиша…»). Росписей Андрея Рублева в монастыре сохранилось мало — только небольшие фрагменты орнамента. История монастыря была непростой, переживал он много бед и напастей. Однако сейчас часть монастырского комплекса является Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Музей в монастыре был создан в 1947 году на волне патриотических настроений после победы в войне и в честь 800-летия Москвы. Работники музея буквально по крохам собирали экспозицию, реставрировали иконы — это был подвижнический труд в условиях полной разрухи и известного «остаточного принципа» на культуру. Результат — достаточно большой музей, прекрасная экспозиция и множество спасенных уникальных икон. Среди них, например, «домонгольская» икона Христос Вседержитель (Пантократор), «Спас Нерукотворный» XV века и многие другие.
Чуть пониже Кремля
У обители потрясающая летопись. Здесь принял иночество Андрей Рублев: писал иконы и расписывал храмы, здесь и похоронен. Эти камни помнят Сергия Радонежского, Дмитрия Донского и еще много знаковых личностей.
Когда мы сегодня говорим о Спасо-Андрониковой обители как о московском монастыре, надо помнить, что во времена его основания Москва была где-то вдали. Изначально место для монастыря выбрали не без военного умысла: высокий берег Яузы, стык двух стратегических дорог: на Владимир и через Рязань — в Орду.
Остановить орды варваров его стены не могли, но с ролью дозорного пункта монахи справлялись: предупреждали москвичей о беде. А сами не раз становились жертвой нападения. Например, в 1571 году обитель разорил пришедший из Крыма хан Девлет-Гирей.
Много раз горел, пережил чуму.
Но самые черные времена настали в 1918 году: монастырь закрыли. 101 год назад у Русской православной церкви отняли почти все, что у нее было. До 1922-го в обители разместили концлагерь: здесь держали врагов Советской власти, здесь же их расстреливали. С 1922 по 1928 год — колония для беспризорников. Затем стала общежитием для рабочих .
За лапшой
…Ну а мы — в трапезную.
Их две. Легко нашел ту, о которой так много пишут. Называется «Хлебный домъ в Андрониках». Точнее — называлась. Закрыта, вывеска снята. Зато работает музейное кафе. Позиционируется как концептуальное кафе-трапезная.
По московским меркам цены лояльные. Кормят вкусно. Есть как постное меню, так и для непостящихся. Суп-лапша — 170 руб., суп-крем из грибов — 240. Тушеная капуста с шампиньонами — 170, паста с вялеными помидорами — 310, 600-граммовый чайник с чаем из облепихи с медом — 190.
Алкоголь в меню присутствует только так: за 0,5 литра «Крушовице» — 230 руб., бутылка грушевого сидра — 980.
Если все-таки отказаться от искушений в пост, то чек на двоих — наедитесь до отвала — до 1000.
По-моему, трапезная — это не самый тяжкий грех музейщиков в этой ситуации. Кстати, в трапезной нет и намека на обветшалость. Все здесь такое добротное, качественное. Но вот когда выходишь на улицу и опять упираешься в облезлые стены и битый кирпич…
Так что хозяин здесь нужен. У которого не только в трапезной и в музейных экспозициях полный порядок.
Монастырская колокольня должна была стать самой высокой в Москве. Ограничили высоту по приказу Павла I
Да, а тира и бани, о которых столько я читал и слышал, внутри периметра монастырских стен не нашел.
Дара Нострадамуса у меня нет, но все-таки сейчас наберусь смелости и предскажу будущее. Оно настолько очевидное, что каждый сможет. Уже в этом месяце представители РПЦ и минкультуры попытаются договориться. И рано или поздно — договорятся.
Детали договоренностей сейчас предсказать сложно, но результат, уверен, будет таким: и Церковь вернется в древнейшую обитель, и музей продолжит работу. Просто потому, что обществу нужны и музей, и церковь. Одним надо молиться, другим восторгаться древними раритетами. Третьим — и то, и другое.
А после того как все утрясется со Спасо-Андрониковой обителью, наступит черед других объектов и иных споров. Жизнь продолжается.
Конкретно
Обитель в советские времена
После революции (1917 г.) монастырь был закрыт, а через два года на его территории был организован один из первых лагерей ВЧК для политзаключенных. В период начавшейся борьбы с религией (с 1929 по 1932 годы) монастырская колокольня, которая была построена в XVIII веке, оказалась разрушена вместе с надвратной церковью. Уничтожен некрополь монастыря, один из самых древних в Москве. В нем были захоронены участники Куликовской битвы, Северной войны, Отечественной войны 1812 года.
В 1947 году появился новый музей в Москве. В Андрониковом монастыре был основан Музей-заповедник древнерусского искусства, которому присвоили имя Андрея Рублева. В 1993 году на территории монастыря начались археологические раскопки.
Архитектурный ансамбль обители включает:
- Белокаменный четырехстопный Спасский собор с элементами фресок, выполненных под руководством Даниилы Черного и Андрея Рублева.
- Одностолпную трапезную.
- Церковь Архангела Михаила, выполненную в стиле барокко, которая была восстановлена в 1960.
- Усыпальницу Лопухиных.
- Башни и стены (XVII).
- Братский корпус (XVIII).
- Здание духовного училища (1814 г.).
Где находится Спасский собор Андроникова монастыря
Андроников Нерукотворного Спаса монастырь основан, согласно исследованиям жизнеописаний святых людей, митрополитом Алексием в качестве митрополичьей резиденции. Заниматься устройством монастыря митрополит определил Андронику — ученику чудотворца Сергия Радонежского. Обитель Всемилостивого Спаса исторически унаследовала его имя.
Изначальный деревянный собор и монастырские стены были предположительно построены в 1357 – 1361 годах. Постройки возводились на великокняжеской земле в 7 верстах к востоку от кремлевских стен, вблизи от устья Яузы. В наши дни архитектурный ансамбль обители территориально вписан в Центральный административный округ столичного мегаполиса.
Монастырский комплекс числится строением №10 на Андроньевской площади. В стенах исторического сооружения работает Музей имени прославленного иконописца Андрея Рублева, собрание которого содержит бесценные объекты древнерусской живописи. В действующем соборе Нерукотворного образа Спасителя проводятся богослужения.
https://youtube.com/watch?v=7ujGoay0DJU
В гордом одиночестве
Спасо-Андроников монастырь не первый объект, который государство может вернуть Церкви. И не последний. Недавно РПЦ вернули храмы в Ферапонтовом и Кирилло-Белозерском монастырях. Скажите, вы помните, чтобы новостные выпуски уделяли этому событию приоритетное место? Обсудили, договорились, нашли устраивающее всех решение.
Почему Спасо-Андроников монастырь в эпицентре внимания?
Еду в обитель: надо увидеть своими глазами, обойти своими ногами, оценить своими чувствами. От метро «Площадь Ильича» до обители 10 минут шагом. На территорию вход свободный.
Проходя арку Святых врат упираешься в дизайнерски оформленный сборник пожертвований. И указатели: налево пойдешь — в трапезную попадешь. Прямо пойдешь — в музей войдешь.
Налево я пойду, но сначала — духовная пища. Обхожу территорию. Я бы написал, что бродил в гордом одиночестве, но взял в обитель жену. И похоже, что этим резко улучшил показатели посещаемости музея. Людей мало.
Недавно на экране телевизора появился директор музея им. Рублева. Сказал, что за год музей посещает 50 тысяч человек. Считаем: это до 140 человек в день.
Зайти на территорию можно ежедневно с 9.00 до 21.00. Таким образом, за один час в обители бывают 11 человек. Конечно, расчет грубый, летом больше, зимой меньше… Но за получасовую прогулку по обители мы встретили не больше дюжины человек.
В Спасском храме я был вообще один, если не считать женщины, торгующей в храмовой лавке. Вообще-то побыть наедине с древними иконами в храме, где можно увидеть два фрагмента росписи работы Андрея Рублева, — это невероятные ощущения.
Из уцелевших храмов Москвы он самый древний. Время постройки: 1420-1425 годы. Для сравнения: Успенский собор Московского Кремля Аристотель Фиораванти возвел примерно на полвека позже — в 1475-1479 годах.
Да, во время служб прихожан, уверен, здесь много. Но храм живет не только службами.
По-моему, в таком месте должны быть просто толпы людей. Как можно стоять в одиночестве на том самом месте, где в 1380 году Дмитрий Донской молился перед Куликовской битвой? И здесь же он благодарил Бога за победу…
Музейные экспозиции работают так: в понедельник, вторник, четверг — с 14.00 до 21.00, в пятницу и воскресенье — с 11.00 до 18.00. Билет для граждан РФ и стран СНГ стоит 299 рублей, гости из дальнего зарубежья платят 400 рублей. Пенсионеры, студенты — 150 руб., дети до 16 лет — бесплатно. Фотосъемка — 150 руб., видеосъемка — 500 рублей.
Директор музея рассказал журналистам: выручка от билетов — около 10 млн рублей в год. До 100 млн дает государство. Журналисты спросили: то есть на кону 110 млн, из-за них сыр-бор?
Говорит: есть еще спонсорские поступления. Но деньги не главное. Не только для Церкви это место сакральное. Для всех.
Согласен. Но при этом самое точное определение для столь сакральной территории — обветшалость. Штукатурка осыпалась, обнажая старые кирпичи. Везде стройматериалы: здесь куча плит, там гора песка. Как бы намек: скоро будет ремонт.
Ремонт — это правильно. Но аккуратно сложить по периметру стройматериалы в голову не приходит? Сюда же люди идут восторгаться фресками и иконами.
Святыни храма
Главная святыня храма — Спаса Нерукотворного Образ. Чтимая икона 14 века на протяжении долгого времени считалась утраченной реликвией. В последний год 20-го столетия ее обнаружили в запасниках Новодевичьего монастыря. В иконостасе собора Всемилостивого Спаса выставлен список со святого образа.
Храмовая святыня — икона «Преподобный Андроник и Савва», написанная в 19 веке, недавно обретена заново. Икона с изображением первых настоятелей была обнаружена в хранилище Воскресенской церкви на Арбате, и возвращена в храм.
В соборе на протяжении многих веков находилась свято хранимая реликвия — ковчег с мощами первых игуменов святой обители. В революционные годы тяжеловесное серебряное украшение ковчега украли, останки святых монахов исчезли. Однако есть надежда, что не бесследно.
Во время реставрации и изыскательных работ под соборным алтарем нашли старинную конструкцию престола и 4 захоронения, расположенные попарно. Появляющееся и исчезающее благоухание при открытии захоронения свидетельствовало о том, что обретенные останки — это мощи святых людей.
Найденные монашеские одеяния датированы началом 15 века. Неподтвержденное предположение — в захоронении открыты мощи первых четырех игуменов монастыря.
Дальнейшее исследование фундаментальной основы алтаря даровало новое открытие. Обнаружено захоронение двух монахов. Ученые предполагают, что найдены останки знаменитых иконописцев старцев Даниила и Андрея. Обретенные мощи шести святых подвижников переложены в заново созданные ковчеги, и выставлены в алтаре храма для поклонения.
Историческая значимость общины
На протяжении нескольких веков со дня своего существования общину использовали для заточения царских персон женского пола. Архитектура церковного комплекса, которая сложилась в период 16-17 столетья в последствии не претерпела каких-нибудь значительных изменений. Обитель является исключительным по сохранности моделью московского барокко за … Читать далее
На территории всей России находится большое количество святых мест. Есть несколько из них и в столице. Наиболее часто посещаемым считают Покровский монастырь в Москве Святой Матроны. В основном это связывают с тем, что большое количество паломников приезжают туда, чтобы приложится к мощам этой Святой. Ведь с 1998 года они хранятся именно здесь.