Иезуиты в россии и в мире

Монахи-солдаты

Организационное устройство и внутренние правила ордена тщательно обдуманы во всех подробностях. Каждому иезуиту положено пройти многолетний “искус” – несколько степеней посвящения. За это время проверяются его качества и способности. Здесь все рассчитано так, чтобы до пределов развить в молодом иезуите фанатизм, самообладание, физическую выносливость и так далее.

Вступление в орден начинается долгой муштрой в специальных учебных заведениях. Лишь немногие члены ордена, зарекомендовавшие себя как самые отъявленные враги науки, культуры и всякого прогресса, могут достичь звания професса. Но и эта отборная иезуитская верхушка делится на разряды: переходя во второй, последний разряд, професс по примеру первых иезуитов в дополнение к обычным монашеским обетам дает особый обет – повиноваться папе.

Переход члена ордена от одной степени посвящения к другой возможен лишь при том условии, что начальники в совершенстве знают и одобряют все его помыслы и склонности и убеждены в его преданности иезуитскому делу. Отбору надежных для продвижения на высшую ступень помогают внушаемое иезуитам доверие, а также система обязательного шпионажа и доносов всех на всех.

Орден объединяет вокруг себя своих многочисленных приверженцев – “светских иезуитов”. Находятся они в разных слоях общества, действуют в условиях строгой конспирации и потому, как правило, не знают друг друга. Что касается внутреннего управления ордена, то во главе его стоит генерал избираемый верховным советом или конгрегациею пожизненно и утверждаемый папою. Деятельность главы ордена заключается в непрерывном руководстве и контроле всех действий членов.

Для удобства управления деятельностью иезуитов, разбросанных по разным странам, орден разделил весь мир на особые районы – провинции. Во главе каждой из них стоит так называемый провинциал, которому подчиняется местная орденская иерархия. Провинции объединены в ассинстенции, начальники которых являются своего рода министрами при главе иезуитов.

Первым генералом иезуиты избрали Лойолу. Сначала он счел нужным публично показать пример смирения и отказаться от должности. Лишь после нескольких голосований он соблаговолил дать согласие.

По уставу генерал зависит от своего тайного совета – “генеральной конгрегации”, состоящей из ближайших его помощников. Члены этого совета формально вправе при известных обстоятельствах даже низложить генерала и избрать нового. Но за всю историю иезуитского ордена такого случая не было. Необходимо добавить, что генерал властен сместить любого члена конгрегации и самостоятельно изменить статьи устава, обеспечивая себе полную безнаказанность.

Источник – А.А. Быков “И. Лойола, его жизнь и общественная деятельность” (1890 г.), Д.Е. Михневич “Очерки из истории католической церкви (Иезуиты)”,(1953 г.), С.Г. Лозинский “История папства”, (1986 г.)

M

Жак Маркетт, французский миссионер-иезуит, основавший первое европейское поселение в Мичигане.

  • Мариус Макрионитис , архиепископ Афинский
  • Джек Махони , специалист по этике и моральный теолог
  • Луи Маймбург
  • Джозеф Марешал , бельгийский трансцендентальный философ
  • Хуан де Мариана
  • Жак Маркетт , французский исследователь районов Миссисипи и Северного Мичигана
  • Джеймс Мартин , автор книг « Моя жизнь со святыми» и «Путеводитель иезуитов по (почти) всему» ; Культура Редактор Америки журнала
  • Малачи Мартин , автор шестнадцати книг, имел три доктора философии, говорил на десяти языках.
  • Игнасио Мартин-Баро , мученик Сальвадора
  • Мартино Мартини , итальянский миссионер в Китае, лингвист, опубликовавший первый китайский атлас и первую древнюю историю и хронику татарской войны.
  • Кардинал Карло Мария Мартини , итальянский знаток священных писаний, почетный архиепископ Милана
  • Уильям Фрэнсис Мастерсон, американский педагог на Филиппинах ; ( Атенео Manila University , Xavier University — Атенео Кагаян ), основатель Ксавье университета — Атенео Кагаян сельскохозяйственный колледж
  • Святой Леон Игнанс Манжен , замученный в Китае
  • Хуан Франсиско Масдеу , историк
  • Блаженный Жюльен Монуар , миссионер 17-го века среди бретонцев
  • Блаженный Руперт Майер , Слуга Божий , оказал сопротивление нацистам
  • Джон МакЭлрой , один из двух первых католических капелланов в армии . Капеллан во время американо-мексиканской войны , основатель Литературного института Св. Иоанна, средней школы Бостонского колледжа и Бостонского колледжа.
  • Гораций МакКенна , основатель So Others Might Eat и защитник кооператива Sursum Corda
  • Джон Маклафлин , американский политический обозреватель; покинул иезуитов после неудачной попытки занять место в Сенате в Род-Айленде
  • Доминго Патрисио Мигер , испанский писатель и профессор университета ирландского происхождения
  • Энтони де Мелло , индийский духовный наставник и писатель
  • Эверард Меркуриан , бельгиец, 4-й генеральный настоятель Общества Иисуса
  • Брис Мелеман , бельгиец, второй архиепископ Калькутты (ныне Калькутта )
  • Святой Пауло Мики , японский мученик
  • Хорхе Лоринг Миро , испанский иезуит
  • Игнасио Моларха , исследователь и миссионер в Новой Испании
  • Сегундо Монтес , мученик Сальвадора
  • Святой Генри Морс , английский мученик
  • Симон Ле Мойн , французский исследователь Нового Света
  • Рид Муллан , американский академик и президент университета
  • Джозеф Энтони Мерфи , ирландский миссионер, епископ и апостольский викарий Белиза, Центральная Америка
  • Джон Кортни Мюррей , американский теолог, которому приписывают разработку проекта Декларации Второго Ватиканского Собора о свободе вероисповедания.

Петрус Канисиус, богослов, которому приписывают восстановление католицизма в Германии после Реформации

Т

Тейяр в 1955 году

  • Джоэл Табора , филиппинский философ и президент Университета Атенео де Давао
  • Гай Тачард , два важных посольства в Сиаме
  • Андре Такке , фламандский математик, чьи работы способствовали открытию исчисления.
  • Микеланджело Тамбурини , итальянский четырнадцатый настоятель Общества Иисуса
  • Пьер Тейяр де Шарден , французский палеонтолог , теолог и писатель
  • Франческо Лана де Терци , создатель первых реалистичных технических чертежей дирижабля
  • Ричард Тимелби , английский священник-миссионер 17 века, ректор колледжа Святого Омера
  • Антуан Томас , бельгийский астроном в Китае
  • Витус Георг Тоннеманн , немецкий священник, который был единственным духовником императора Франции Карла VI с 1711 по 1740 год.
  • Джироламо Франческо Торниелли , итальянский проповедник и писатель
  • Косме де Торрес , современник Фрэнсиса Ксавьера
  • Диего де Торрес Белло , пионер провинции Парагвай
  • Паскаль Този , итальянский соучредитель миссии на Аляске
  • Николя Триго , ранний миссионер в Китае
  • Майкл Альфонсиус Шен Фу-Цунг , первый китаец, говорящий на мандаринском диалекте, ставший иезуитом
  • Джон Непомук Чупик , австрийский проповедник

Иезуиты в Индии

Исследователь религиозной жизни Европы немец Генрих Бемер, оставил описание того, как проник в Индию и охмурял в ней брахманов иезуит Роберт де Нобили: «С этой целью он сам превратился в синиази, или кающегося брахмана. Он купил себе шапку огненно-красного цвета, покрывало, красно-жёлтую одежду из муслина и деревянные башмаки кающегося синиази. Затем он обрил себе голову, украсил уши огромными серьгами, выкрасил лоб жёлтой мазью из сандалового дерева, являющейся отличительным признаком брахманов, и поселился в землянке, где жил в уединении в течение целого года, питаясь овощами и водой.

Этим путём ему удалось обратить на себя внимание брахманов, и те, в конце концов, стали посещать его. Уверив их клятвой в древней знатности римских брахманов, он достиг полного успеха в своём притворстве

Он говорил так же, как брахман, писал работы на тамильском языке, в которых христианство, странным образом перемешанное с индийской мудростью, приняло вид совершенно индусского учения». Даже спустя 20 лет после смерти Роберта-Татувы в Южной Индии, где он миссионерствовал, остались его последователи — 250 000 индусов-католиков!

Официальная версия истории ордена Иезуитов в России

История отношений ордена с Россией началась в XVI веке, во время Ливонской войны (1558-1583) иезуиты помогали королям Сигизмунду II Августу и Стефану Баторию в борьбе против России, наградой членам общества Иисуса были щедрые пожалования в виде земель и ценностей, изъятых из православных храмов и монастырей.

Известно, что иезуиты пытались склонить Ивана Грозного к церковной унии, и разработали план по усилению католического влияния в России. Во времена Смуты, иезуиты, если и не создали, то способствовали продвижению такого проекта как «Лжедмитрий I». Самозванец обещал широкую поддержку этому ордену.

В 1686 году после заключения Вечного мира с Польшей, иезуиты получили разрешение на пребывание в России. Несмотря на запрет миссионерской деятельности, они занимались прозелетизмом и переманили в католичество некоторое количество москвичей. Их деятельность пресекалась, иезуитов не раз высылали из страны, но в годы нахождения в России, случаи «совращения в католицизм» (фраза из указа Петра I от 18 мая 1719 года) и плетение прочих интриг не прекращались.

Иезуиты действовали против России и за ее пределами, так они выступали против русского присутствия в Китае, конкретно против Русской духовной миссии в Пекине, из-за иезуитов в Китай не пустили святителя Иннокентия (Кульчицкого), он должен был возглавить миссию и Пекинскую кафедру.

Особое покровительство ордену оказывала императрица Екатерина II. Она не поддержала католических монархов Европы, которые вынудили папу Климента XIV в 1773 году ликвидировать орден. И в течение 40 лет, до восстановления ордена в 1814 году, Россия оставалась единственной страной, в которой иезуиты существовали легально.

И это при том, что на территориях, вошедших в состав Российской империи в 1772 году, иезуиты вели неприкрытую войну против православного духовенства и мирян. Как пишет историк Петр Знаменский, католическая молодежь, подстрекаемая иезуитами, совершала «набеги на православные церкви и монастыри, разбивала похоронные и другие процессии православных, причем нечестиво ругалась над святынями, топтала ногами кресты, рвала облачения». Подобным образом сегодня действуют радикалы на Украине, на православные храмы Московского Патриархата их натравливают украинские раскольники.

Время расцвета для иезуитов наступило при Павле I, глава ордена Габриэль Грубер сделался «домашним человеком во дворце». В столице иезуиты завладели имениями и доходами местных католических общин и выпросили себе ряд привилегий.

Свою деятельность они продолжили и в первые годы правления Александра I, количество членов ордена значительно выросло, развились его структуры.

Перемена в отношении ордена произошла после папской буллы 1814 года, восстанавливающей орден, российским правительством иезуиты стали рассматриваться как агенты иностранного влияния.

Иезуиты и на самом деле зарвались. В 1815 г. иезуитский епископ Баландре на проповеди в петербургском храме святой Екатерины открыто заявил о превосходстве католической Церкви над Православной, а летом этого же года иезуиты переманили в католичество А.А. Голицына, племянника обер-прокурора Синода Александра Голицина и родственника фельдмаршала Михаила Кутузова. Племянника с помощью мудрого пастыря и богослова святителя Филарета, митрополита Московского вернули в Православие, а всех иезуитов выслали из столицы (указ от 20 декабря 1815 года).

Когда иезуиты, продолжили вести пропаганду из Полоцка, их окончательно выдворили из страны. Указ Александра I предписывал: «Иезуитов, как забывших священный долг не только благодарности, но и подданической присяги и потому недостойных пользоваться покровительством российских законов, выслать под присмотром полиции за пределы государства и впредь ни под каким видом и наименованием не впускать в Россию».

Историки считают, что главная роль в появлении указа принадлежит императору, «который все более тяготел к строгому православию».

ЧАС

Джерард Мэнли Хопкинс, английский поэт, новообращенный католик и священник

  • Юрай Хабделич , хорватский писатель и лексикограф
  • Уолтер Хэллоран , помощник в экзорцизме, вдохновившем роман и фильм Экзорцист.
  • Джон Хардон , написал Католический катехизис и многие другие работы.
  • Петер Хасслахер , немецкий проповедник
  • Ирэнэ Хаушерр , эльзасский специалист в области греческой святоотеческой и монашеской духовности
  • Бернхард Хавештадт , немецкий миссионер в Чили
  • Тимоти Хили , поздно президент Джорджтаунского университета и президент Нью — Йоркская публичная библиотека системы
  • Мартин Хайдеггер , немецкий философ, некоторое время бывший иезуитским послушником.
  • Раймонд Хелмик , американский теолог и писатель
  • Дэниел С. Хендриксон , 25-й президент Крейтонского университета
  • Дэвид Фрэнсис Хики , американский миссионер-епископ Белиза, Центральная Америка
  • Роберт Луи Ходапп , американский миссионер-епископ Белиза, Центральная Америка
  • Иоанн Креститель Хоффманн , немецкий апостол мунд в Индии
  • Фердинанд Августин Халлерстайн , миссионер в Китае, сделавший мандарин.
  • Кристофер Холивуд , ирландский священник Контрреформации
  • Эдуардо Хонтиверос , филиппинский философ, теолог и композитор духовной и литургической музыки
  • Фредерик К. Хопкинс , английский миссионер в Белизе, Центральная Америка; епископ и викарий апостольский
  • Джерард Мэнли Хопкинс , известный английский поэт
  • Иоганн Батист Хорват , венгерский / словацкий профессор физики 18-го века и автор учебников
  • Винсент Хоудри , проповедник и писатель
  • Джерард В. Хьюз , шотландский священник-иезуит и духовный писатель
  • Франц Хунольт , немецкий священник и писатель
  • Святой Альберто Уртадо , социальный реформатор в Чили

Иезуиты в Китае

В 1583 году в Китай прибыл учёный-иезуит Маттео Риччи (1552-1610), и китайцы-католики, наравне со сторонниками других религий Китая, свободно проводили богослужение там и основывали свои школы.

Миссионер и «блистательный иезуит» Маттео Риччи проник в хоромы высших сановников, одевался в халат мандарина, «уверовал» в конфуцианство, объявив его логическим завершением христианства (католического толка, разумеется), знакомил азиатцев с картографией, техническими и научными достижениями Запада и готовил сановников Империи к приезду из Европы «специалистов» по истории.

До появления в Китае М. Риччи, никаких династических хроник в Китае не писали! Т. е. «скелета», по которому можно было «набросать» хотя бы в черновике историю Китая, не существовало. Она всё-таки была написана, но только прибывшими вслед за Риччи поколениями иезуитов, на что у них и ушли многие десятилетия.

Развитие и продвижение организации

Возвращаясь к истории Ордена, отметим, стремительный рост числа его членов. Из исторических документов тех лет известно, что в 1565 году их количество исчислялось 2000 человек. В 1615 году их было уже более 13000. В этот же год герб Ордена иезуитов впервые увидели за океаном. Его члены вплотную занялись христианизацией Нового света. Была создана так называемая «редукция» Парагвая. Больших успехов удалось достичь и их миссионерам, посланным в Японию. В 1614 году более миллиона жителей этой страны были обращены в Христову веру. В Китае посланцы Рима, благодаря своим знаниям астрономии, математики и ряда других наук, приобрели авторитет у императора и получили официальное право вести проповедническую деятельность.

B

Папа Франциск

Блаженный Ян Бейзим , миссионер на Мадагаскаре

Тадеуш Бжозовский (1749-1820) первый после реставрации генерал

  • Якоб Бальде , немецкий латинист , придворный капеллан Максимилиана I
  • Джон Баллард , английский священник-иезуит, казнен за участие в попытке убийства королевы Англии Елизаветы I.
  • Ганс Урс фон Бальтазар , теолог 20-го века, иезуит с 1928 по 1950 год, когда он оставил орден, чтобы основать новую общину с Адриенн фон Спейр
  • Бальтазар из Лойолы , марокканский принц, принявший христианство и ставший иезуитским священником
  • Чиприано Бараче , испанский миссионер и мученик
  • Игнасио Мартин-Баро , мученик в Сальвадоре
  • Педро Баррето , кардинал Перу, провозглашенный Папой Франциском в 2018 году.
  • Огюстен Баррюэль , французский писатель
  • Флориан Бауке , силезский и чешский миссионер-иезуит в Южной Америке
  • Мишель Бодуэн , генерал-настоятель миссии Луизианы (1749-1763)
  • Джозеф Байма , написал «Молекулярную механику» в 1866 году.
  • Августин Беа , немецкий кардинал, экуменист на Ватиканском соборе II
  • Николя-Игнас де Бобуа , французский миссионер в Квебеке
  • Ян Беккс , бельгийский генерал-настоятель (1853-1887)
  • Франц Йозеф ван Бек , голландский богослов, преподававший в США.
  • Йооп Бик , голландский и индонезийский педагог и советник президента по политическим вопросам
  • Иоганн Адам Шалл фон Белл , немецкий миссионер в Китае; астроном
  • Святой Роберт Беллармин , итальянский кардинал и богослов, доктор церкви
  • Алоизий Беллеций (1704-1757), писатель-иезуит-аскет
  • Святой Иоанн Берхманс , иезуитский семинарист из Бельгии
  • Хорхе Марио Бергольо , аргентинец, первый иезуит, избранный Папой (2013)
  • Томас В. Бермингем , американский ученый, работавший над «Экзорцистом».
  • Проспер Бернард , канадский миссионер в Китае, убит японцами
  • Хоакин Г. Бернас , филиппинский конституционалист
  • Дэниел Берриган , американский политический деятель, поэт и профессор Фордхэмского университета
  • Сен- Жак Бертье , французский священник-иезуит, миссионер и первый блаженный мученик Мадагаскара
  • Блаженный Ян Бейзим , польский миссионер для больных проказой на Мадагаскаре
  • Джузеппе Бьянкани , очень ранний селенограф
  • Якоб Бидерманн , теолог и драматург — вдохновил Иоганна Вольфганга Гете
  • Жак де Билли , корреспондент Пьера де Ферма , многие ранние вклады в теорию чисел
  • Эрвин Бишофбергер , шведский иезуит и практикующий врач
  • Леопольд Бивальд , австрийский профессор физики 18-го века и автор учебников
  • Святой Андрей Бобола , польский миссионер, замученный казаками
  • Николас Бок , российский дипломат, впоследствии ставший иезуитским священником.
  • Майкл Бордт , немецкий философ и академик
  • Святой Франциск Борджиа , третий генеральный настоятель Общества
  • Руджеро Боскович , хорватский ученый, внесший большой вклад в физику и астрономию.
  • Джованни Ботеро , итальянский мыслитель, уволен из Общества в 1579 г.
  • Йоахим Буве , ранний миссионер в Китае и ведущий член Figurist движения
  • Луи Бурдалу , французский проповедник и оратор
  • Уильям С. Боудерн , экзорцист , вдохновивший на создание романа и фильма «Экзорцист».
  • Грег Бойл , директор и основатель Homeboy Industries
  • Никлаус Бранчен , швейцарский мастер дзен , автор и основатель Lassalle-Institut
  • Сен- Жан де Бребёф , франко- канадский миссионер и мученик 17-го века
  • Святой Александр Бриант , английский мученик
  • Фрэнк Бреннан , кавалер Ордена Австралии за заслуги перед аборигенами Австралии
  • Франц Брентано , философ, основавший собственную школу мысли, Школу Брентано.
  • Джон Бриньон , переводчик религиозных произведений на французский язык
  • Питер Михаэль Брильмахер , немецкий проповедник во время Контрреформации
  • Жан де Бризасье , полемист и противник янсенизма
  • Святой Иоанн де Брито , португальский мученик и миссионер в Мадуре , Индия (современный Тамил Наду )
  • Стивен Браун (иезуит) , основатель Центральной католической библиотеки
  • Тадеуш Бжозовский , польский ученый, обеспечивший его преемственность во время подавления Общества до его восстановления, избрал двадцатым Генеральным настоятелем Общества Иисуса и его первым всемирным генералом.
  • Клод Баффье , стремящийся открыть высший принцип знания, воспетый Вольтером
  • Иоаннес Бусей , теолог из Университета Майнца , писавший в защиту введения григорианского календаря в Германии.
  • Уильям Дж. Байрон , президент Университета Скрэнтона (1975-1982), президент Католического университета Америки (1982-1992), временный президент Университета Лойола в Новом Орлеане (2003-2004), президент Подготовительной школы Св. Иосифа ( 2006-2008)

F

  • Святой Петр Фабер , ранний соратник Игнатия Лойолы , соучредителя Общества Иисуса; миссионер в Германии
  • Оноре Фабри первым объяснил, почему небо голубое
  • Жан-Шарль делла Фай , первым определивший центр тяжести сектора круга
  • Томас Фолкнер , английский миссионер-иезуит
  • Леонард Фини , ультраконсервативный американский теолог
  • Вольфганг Фенеберг , немецкий иезуит, принявший евангелическое лютеранство
  • Ричард Майкл Фернандо , филиппинский священник-иезуит, миссионер в Камбодже и Слуга Божий
  • Джозеф М. Финотти , пастор прихода Святой Марии в Александрии, Вирджиния ; пастор прихода Святого Игнатия в Оксон-Хилл, штат Мэриленд ; библиотекарь Джорджтаунского университета в Вашингтоне, округ Колумбия
  • Пьер-Рене Флоке , священник из Квебека, сочувствующий американцам во время американской войны за независимость.
  • Жан де Фонтани , миссионер в Китае
  • Бальтазар Франколини , профессор- диетолог Григорианского университета , написавший в 1707 году Clericus Romanus Contra Nimium Rigorismum Munitus против янсенизма.
  • Луис Фройс , португальский миссионер в Японии; автор истории Японии
  • Фабиан Фукан , японский брат-иезуит, перешедший в дзен-буддизм
  • Джон Фуллер , врач, известный своей работой с больными СПИДом

“Это перст божий!”

На римском престоле в это время был Павел III. Он, разумеется, одобрял фанатическое рвение последователей Лойолы, которые к тому времени уже успели отличиться в словесной борьбе с протестантизмом.
Известно даже, что, прочитав набросок устава затеянного ими ордена, Павел воскликнул: “Это перст божий!” – тем не менее он еще долго колебался, и орден иезуитов был официально утвержден лишь 27 сентября 1540 года.

Учредить орден папу побудил все возраставший страх перед успехами протестантизма и не прекращавшимися вспышками народных движений. Ватикан собирал для решительного контрудара все реакционные силы, способные поддержать церковь и авторитет папской власти. В планах Лойолы Павел III увидел возможность исполнить свое давнишнее желание – создать нечто вроде отряда папских янычар, которые безоговорочно служили бы своему повелителю в борьбе с ересями и с церковниками, требовавшими ограничить власть пап. Он считал важным то, что Лойола с товарищами отдавали себя в его полнейшее распоряжение, и не упустил указать это в учредительной булле, где подчеркнул, что они “посвятили свою жизнь на вечное служение… Христу, нам и преемникам нашим – римским первосвященникам”.

Именно поэтому, решившись утвердить новый орден, названный “Обществом Иисуса”, Павел III заспешил и даже не стал дожидаться, пока будет окончательно написан устав. Лойола только начал составлять устав почти через год. Надо было писать по-латыни, но так как он не смог выучиться официальному языку католической церкви, то сочинял по-испански, а другие переводили на латынь.

Случайность, изменившая историю

Основатель будущего ордена — молодой баскский дворянин Игнатий де Лойола. Он мечтал о рыцарских подвигах и прекрасной даме. Кровь кипела в его жилах, и он, как и его славные предки, считал своим долгом защищать Испанию и крестить неверных. В 1521 году он даже не подозревал, что будет делать это всю свою оставшуюся жизнь не мечом, а крестом.

Основатель Ордена иезуитов мечтал стать рыцарем

1521 год изменил его судьбу до неузнаваемости. Во время обороны одного из замков Наварры от французов храбрый Лойола был ранен в ногу. Кость раздробило. Даже после двух операций и тренировок на специально изготовленном приспособлении, которые причиняли невыносимую боль, одна нога Игнатия оставалась короче другой. О карьере рыцаря можно было забыть. В замке, где он остановился, чтобы восстановиться после ранения, не было ни одного рыцарского романа, и Лойоле пришлось читать церковные книги. На отчаявшегося дворянина сошло озарение: он продолжит дело Франциска и Бенедикта, увековечив свое имя благочестием и смирением.

После нескольких лет строжайших изнурительных постов, самобичеваний и семичасовых молений Лойола стал походить больше на побирающегося старца, чем на молодого дворянина знатного происхождения. Он собрал вокруг себя единомышленников, и в 1534 году в соборе Сен-Дени они отслужили первую мессу будущих иезуитов. Желая отправиться в Иерусалим крестить неверных, они обратились к Папе Римскому с просьбой об учреждении их особого ордена. Так, в 1540 году началась официальная история Общества Иисуса.

Орден иезуитов на политической арене

В мировую политику иезуиты вмешались как организаторы и вдохновители феодально-католической реакции. К оружию ландскнехтов, опустошавших районы антифеодальных и антикатолических движений, к топорам и ударам палачей они присоединили крест, ухищрения пробабилизма и человеконенавистническую проповедь. Все это должно было освятить кровавый разгул карателей, придать ему легкий “возвышенный” смысл.

Однако в католическом мире не было полного единства в отношении к папской политике. Даже среди церковников не существовало общих взглядов. Духовенство некоторых стран стремилось создать национальные церкви, часть церковников требовала подчинить пап воле соборов.

Пытаясь укрепить международные позиции Ватикана, папы одновременно хотели навести строгие порядки в собственном, церковном доме. Требовалось прежде всего связать руки той части духовенства, которая желала ограничить власть пап.

Это было сделано во второй половине XVI века, и сделали это иезуиты. Полем битвы стал церковный собор, созванный папой Павлом III в 1545 году в тирольском городе Триденте. На соборе столкнулись резко противоположные точки зрения.

Император Карл V хотел, чтобы собор произвел церковную реформу, а папы рассчитывали с помощью того же собора поднять свой авторитет и свою власть. В противовес многочисленным сторонникам императорской политики, стремившимся умерить вражду между католическим и протестантским лагерями, папы выдвинули требование решительно искоренить протестантизм.

Личный вывод

         Что можно сказать в итоге? Конечно, мы не можем, как православные христиане, поддерживать идею ордена иезуитов о переходе в католичество. Также стоит подвергать критике крайние проявления их деятельности – имеются ввиду различные заговоры, тайные операции, сопряжённые порой с убийствами несогласных, как это было в те времена, когда у ордена были власть и могущество.

С другой стороны, мы должны осознавать, что успех деятельности иезуитов был вызван во многом потому, что они очень большой упор делали именно на образование, вкладывая в него огромные силы и средства, продумывая все до мелочей.

Также нам, православным, стоит осознавать, что крах, который потерпели в конце концов иезуиты, был вызван, во-многом, их скрытностью, отчужденностью от общего числа верующих, созданием ореола таинственности и всемогущества своей организации, чрезмерной погруженностью в политические, денежно-финансовые вопросы и неразборчивостью методов борьбы. Уверен, что мы, внимательно взглянув на историю ордена иезуитов, можем сделать выводы и для себя чтобы не повторять их ошибок.

Игнатий Лойола, св [http://catholic.ru]. – URL: http://catholic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=3174 (дата обращения: 05.07.2020)

Теодор Гризингер. Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего времени. Т. 2 / Перевод со второго немецкого издания, Спб, 1869. С. 38.

Там же. С 57-58.

Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 218

Там же.

Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 218.

Андреев А.Р. История ордена иезуитов. Иезуиты в Российской империи. XVI — начало XIX века. М, 1998. С 83.

Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 218.

Там же. C. 221

Андреев А.Р. История ордена иезуитов. Иезуиты в Российской империи. XVI — начало XIX века. М, 1998. С 91-92.

Там же. С 93.

Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 243.

Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 243.

Там же.

Неоуния во второй речи посполитой [http://gomel-deanery.cerkov.ru]. – URL: http://gomel-deanery.cerkov.ru/2019/04/19/neouniya-vo-vtoroj-rechi-pospolitoj/ (дата обращения: 12.10.2020).

Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 244.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector