Что такое канон
Содержание:
- Канон и фанон
- ОТП
- Семипоклонный начал
- В словаре Энциклопедии
- Фанфики по «Наруто»
- Как читать канон
- Что значит канон? Сравнение с акафистом
- Иконописный канон
- Церковный (дисциплинарный) канон
- Сравнение
- Общие сведения о понятиях
- Spanish[edit]
- Что такое каноны и акафисты?
- Общественные каноны
- В словаре Д.Н. Ушакова
- Светские каноны
- Канон в искусстве
Канон и фанон
Узнав ответ на вопрос, канон в фанфиках – это что такое, стоит рассмотреть и такое важное понятие, как фанон. Это так называемый фанатский канон
То есть совокупность информации о выдуманном мире, которую его поклонники считают верной, однако она не всегда является таковой, по мнению автора.
Фаноны часто являют собою попытки объяснить различные сюжетные дыры или недосказанности. Кстати, случается, что фаноны могут стать канонами.
К примеру, когда вышла книга «Гарри Поттер и Принц-Полукровка», в ее финале профессор Снейп убивает Дамблдора и присоединяется к Волан-де-Морту.
Однако фанаты этого персонажа сочли его поступок ловкой интригой, чтобы уничтожить Темного мага. Это стало фаноном для большинства из них. И когда был опубликован следующий роман «Гарри Поттер и Дары Смерти», в нем эта теория и этот фанон стал каноном. Фанфики по «Гарри Поттеру» (посвященные этой теме) после этого тоже стали относится к каноническим.
В последние годы при работе над сиквелами или приквелами сценаристы часто используют фаноны, установленные фикрайтерами.
Один из самых свежих примеров – телесериал HBO «Игра престолов». Как известно, Джордж Мартин (по книгам которого и снимается этот проект) выпустил пока только 5 томов. И, работая над сценарием следующих сезонов (6 и 7), создателям телепроекта пришлось самим придумывать, как будет дальше развиваться сюжет. Чтобы облегчить эту задачу, в сценарии использовались идеи многих фанфиков. Кроме того, некоторые фаноны поклонников были превращены в каноны сериала (оставаясь фанонами для книг Джорджа Мартина).
Так что, несмотря на то что официальное литературоведение и кинематография относится к фанфикам и создаваемым ими фанонам как к второсортному явлению, они не стесняются использовать лучшие их наработки для собственных интересов, причем безвозмездно.
ОТП
OTP — аббревиатура от английского Only True Pairing («Один единственно возможный пейринг»). Так называют самую популярную пару любовных персонажей художественного произведения.
Различают канонические пары и придуманные. Если отношения между персонажами имеют место в самом произведении, то этот пейринг — канон. Например, в серии книг про Гарри Поттера каноном является связь Рона и Гермионы. А вот отношения Гарри и Гермионы, которых хотелось бы многих фанатам, это просто шиппинг. Но поскольку этого не случилось в оригинале, поклонники выдумали эту связь. Таким образом, ОТП — это выбор каждого фаната, его самая любимая выдуманная пара в произведении.
В некоторых случаях прогнозы шипперов сбываются. И к концу сериала персонажи действительно сходятся.
Семипоклонный начал
В старообрядческой церкви в начале всякого молитвенного правила, а также богослужения, издревле использовались особые молитвы с поклонами, получившие наименование «семипоклонного начала». После реформы патриарха Никона эти молитвы были убраны из богослужения, однако в некоторых полных молитвословах для мирян они присутствуют, поскольку не являются канонически неверными, а следовательно, — могут употребляться при совершении келейного (домашнего) молитвенного правила перед вышеописанными начальными молитвами. В равной мере это относится и к тому случаю, когда ты собираешься читать каноны и акафисты.
Поклоны могут быть поясными либо земными. Подробнее о том, когда и как делать поклоны ты можешь прочитать здесь.
В словаре Энциклопедии
в изобразительном искусстве — система стилистических и иконографических норм , господствующая в искусстве какого-либо периода или направления; произведение, служащее нормативным образцом.—форма многоголосной музыки, основанная на строгой имитации — проведении во всех голосах той же мелодии, в каждом последующем голосе вступающей до того, как она закончилась в предыдущем. Обычно применяется как элемент других форм (фуга).—жанровая форма литургической поэзии, вид церковной поэмы-гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4-6) — тропарями. Пришел на смену кондаку в 8 в. («Великий канон» Андрея Китского).—(канун) , струнный щипковый музыкальный инструмент; тип трапециевидной цитры. Распространен в странах Ближнего и Среднего Востока, Армении.—(от греч. kanon — норма, правило), свод положений, имеющих догматический характер: 1) библейский канон — совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными», применяемых в богослужении в качестве «Священного писания». Канон православной, католической, протестантской церквей несколько различаются составом произведений; 2) церковный канон — правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон; 3) (перен.) все, что твердо установлено, стало общепринятым.
Фанфики по «Наруто»
Узнав более подробно о фанфиках и их канонах, стоит рассмотреть практические примеры подобных произведений.
Несколько лет назад одним из самых популярных аниме был «Наруто», основанный на одноименной манге. Он рассказывал о приключениях мальчика Наруто (стремящегося стать ниндзя) и его товарищей: Саскэ Утиха и красавицы Сакуры Харуно.
Хотя эта история больше посвящена дружбе и борьбе, многих поклонников истории волновала именно ее любовная часть. Поэтому многие фанаты спорили о сердечных предпочтениях Сакуры. А поскольку ни манга, ни аниме, не давали однозначного ответа на этот вопрос, то и сегодня неизвестно, какая пара канонична: Наруто/Сакура или Саске/Сакура.
В любом случае каждой из пар посвящено немало ФФ. О первой из них повествуют такие произведения, как «Любое место. И баня тоже…», «Парень напрокат», «Я верю в тебя», «Полюби меня сквозь преграды», «Перспективы» и т.п. Стоит отметить, что в подобных сочинениях часто описывает не только дружеские или романтические, но и сексуальные отношения между Сакурой и Наруто.
Немало есть фанфиков по канону о Сакуре и Саске. Самые известные из них это: «Опасная связь», «Странная эта штука – любовь!», «Я тебя научу», «Любовь, боль, надежда», «Цветущая Сакура и Темный Принц» и т. п.
Однако не только любовным отношениям посвящены ФФ по этому аниме. Так, среди наиболее удачных русскоязычных произведений фанфик по «Наруто» «Такой разный канон…». Автором его является некто под псевдонимом Козырь. Его история сконцентрирована не на любовных отношениях, а непосредственно на приключениях.
Публикуется фанфик по «Наруто» «Такой разный канон…» на Фикбуке (популярный русскоязычный сайт, где все различные фикрайтеры могут выложить и обсудить свои творения).
О чем данная история? О попаданце (герой из другой реальности, измерения, времени и т. п.) из человеческого мира во вселенную японского мангаки.
На данный момент фанфик «Такой разный канон…» еще не закончен. На 13 января 2021 г. написано 90 глав из заявленных 91-й.
Кстати, данный ФФ создан на основе канона аниме, а не манги. Эта история не является каноничной из-за наличия в ней нового персонажа, которого нет ни в аниме, ни в манге.
Как читать канон
Во время домашнего чтения канона берут традиционное начало и окончание молитв. И если эти произведения читаются вместе с утренним или вечерним правилом, то никаких других молитв дополнительно читать не нужно.
Важно: Нужно читать так, чтобы уши слышали произносимое устами, чтобы содержимое канона ложилось на сердце, с ощущением присутствия живого Бога
Читать со вниманием, сосредотачиваясь умом на читаемом и, чтобы сердце внимало мысли, устремленные к Господу
Самыми читаемыми в домашних условиях канонами считаются:
- Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу.
- Канон молебный ко Пресвятой Богородице.
- Канон Ангелу Хранителю.
Эти три Канона читаются при подготовке человека к Таинству Причащения. Иногда эти три канона объединяют в один для простоты и легкости восприятия.
Святитель Андрей Критский. Фреска церкви святителя Николая. Афонский монастырь Ставроникита, 1546 год
Все мы в жизни бываем немощны и больны, или наши родные нуждаются в нашем внимании и помощи в выздоровлении, тогда читаем Канон за болящего.
Самый великий и значимый канон — Канон Святого Андрея Критского. Он — полный, вмещает все девять песней, а в каждую входит до тридцати тропарей. Это действительно колоссальный шедевр.
Весь покаянный смысл произведения — это обращенность не только к Богу, но и к самому молящемуся. Человек настолько погружается в свои переживания при чтении канона, будто направляет свой взор внутрь своей души, говорит сам с собой, со своей совестью, прокручивает события своей жизни и скорбит о тех ошибках, которые были им совершены.
Критский шедевр — не просто зов и призыв к покаянию. Это возможность вернуть человека к Богу и принять Его любовь.
Для усиления этого ощущения автор использует популярный прием. Он берет за основу Священное Писание: примеры и великих грехопадений, и великих духовных подвигов. Показывает, что всё в руках человека и по совести его: как можно упасть до самых низин, и вознестись до вершин; как грех может взять в плен душу и как вместе с Господом можно его одолеть.
Андрей Критский уделяет внимание и символам: одновременно они поэтичны и точны по отношению к поднимаемым проблемам. Великий Канон — это песнь песней живого, истинного покаяния
Спасение души — не механическое и заученное исполнение заповедей, не привычное творение добрых дел, а возвращение к Отцу Небесному и ощущение той самой благодатной любви, которая была утрачена нашими прародителями
Великий Канон — это песнь песней живого, истинного покаяния. Спасение души — не механическое и заученное исполнение заповедей, не привычное творение добрых дел, а возвращение к Отцу Небесному и ощущение той самой благодатной любви, которая была утрачена нашими прародителями.
Важно! В первую и последнюю седмицу Великого поста читается Покаянный канон. На первой седмице он наставляет и направляет на покаяние, а на последней седмице Великого поста спрашивает о том, как душа поработала и ушла от греха
Стало ли покаяние действенной переменой в жизни, которая повлекла за собою изменение поведения, мышления, мироощущения.
Но современный ритм жизни, особенно в больших городах, не всегда позволяет работающему человеку побывать на богоугодных службах с пением Канона Андрея Критского. К счастью, найти этот удивительный текст не трудно.
Хоть раз в жизни желательно каждому прочесть вдумчиво это творение, которое поистине может перевернуть сознание человека, даст возможность ощущения того, что Господь всегда рядом, что нет между Ним и человеком расстояний. Ведь любовь, вера, надежда не измеряется никакими мерками.
Это милость, которую Бог дарит нам каждую минуту.
Посмотрите видео о трех православных канонах
Что значит канон? Сравнение с акафистом
Эти молитвословия были сложены по определённым правилам. Например, канон зачастую состоит из 9 песен, которые начинаются ирмосом, а заканчиваются катавасией. Но есть и произведения, имеющие всего восемь песен. Истинно верующие знают, что канон покаянный Андрея Критского относится к таким.
Лучшая статья для Вас, переходите: Иезекииль глава 25 стих 17
Главным отличием двух произведений является то, что каноны писались исключительно святыми отцами, а вот некоторые акафисты были написаны простыми мирскими людьми. Тем не менее, эти произведения получили распространение в богослужебной практике и были одобрены духовенством.
Что такое канон и когда его читают? В церкви их читают постоянно. С этим произведением проходят утренние, повечерние и полуночные службы. Для чего читают каноны? Потому что это определено уставом Храма или Церкви. Их еще могут исполнять в молебнах или читать в тихой домашней обстановке.
А вот акафисты никогда не были включены в суточный богослужебный круг. Его могут читать только в период пятой недели Великого поста. Зачитывают, как похвала Пресвятой Богородице. Однако, они заслужили свое место на молебнах. И верующие люди чаще их читают в домашней обстановке, потому что они более легкие, понятные и проще запоминаются.
В старые временя произведения святых отцов всегда пелись полностью. На сегодняшний день это правило упускают. Зачастую читаются только тропари. Также могут петь ирмос под мелодию, которая соответствует текущей недели. От выбора мелодии зависит также глас. Их всего восемь и они постоянно чередуются. Акафисты же гласу не подчинены.
Еще одним отличием этих произведений является то, что каноны исполняются на протяжении всего года, а акафисты зачастую только во время Великого Поста. В период Великого Поста эти молитвословия не читается по воскресеньям. Тем не менее, произведение как раз соответствует спокойному и тихому настроению мирских будней.
Чем отличается канон от акафиста
- Акафист воспевает более поздние богослужебные события, которые включают Новый завет. Произведение святых отцов же больше ориентировано на ветхозаветный период, хотя некоторые события переплетаются;
- Акафист верующий выбирает самостоятельно и по своему усмотрению. Песнопение — произведение определенное уставом;
- У акафиста есть вступление, второй же имеет простое начало;
- В акафисте постоянно встречается слово «Радуйся»;
- Канон исполняется в церкви постоянно, практически ежедневно. Второй же обязателен только при похвале Богородицы, который читается один раз в год. Все остальные используются в домашних молитвах или при молебнах в храмах;
- Акафист простой по структуре и по пониманию, более легок для восприятия;
Лучшая статья для Вас, переходите: История Адама и Евы
Иконописный канон
Что означает канон иконописи? Он подразумевает все утверждённые Церковью правила и приёмы написания икон. Такие нормы не следует считать жесткими рамками, которые ограничивают возможности иконописца. Следование этим правилам вовсе не исключает оригинальности и творческой свободы. Каноны являются духовным стержнем иконы, включающем не только эстетические, но и богословские аспекты. Каноны помогают иконописи свидетельствовать об Истине и не превращаться в обычное рисование.
Последствия пренебрежения иконописными канонами наглядно выражает католическая живопись. Эстетическая составляющая в ней заметно преобладает над духовной. Образы здесь по-мирскому привлекательны, а роскошные интерьеры и пейзажи слишком детализированы. Игнорирование канонов привело к утрате западным религиозным искусством своего священного характера. Православная же икона своим богословием более подобна книге, чем картине.
Православная иконопись основана на Византийском иконописном каноне Седьмого Вселенского Собора 787 года. На нём, например, было установлено, что иконописные образы должны выражать не земную, а духовную, божественную суть. Так, святые, как правило, изображаются в анфас, в статическом положении, слегка вытянутыми, словно устремлёнными в небеса, то есть к Богу. Также в иконописи широко распространён приём обратной перспективы. Предметы и образы на переднем плане изображаются более мелкими, чем на заднем плане. Значимость образа подчёркивается его размерами. Всё это выражает главенство духовного мира над материальным, физическим.
Церковный (дисциплинарный) канон
Что значит канон в Православии? Так называют главные правила, нормы церковный жизни. Например, внутреннее устройство Церкви, требования дисциплины и так далее. Например, одно из апостольских правил предписывало епископам каждой области устраивать собрания (соборы) дважды в год. Однако в 7 веке Трулльский Собор постановил делать это лишь один раз год. Такое изменение канона было продиктовано внешними обстоятельствами, в том числе набегами варваров. Также каноном именуют единый свод всех церковных правил. В церковной лексике «канонический» – это то же самое, что и «законный», «общепринятый». Каноны составлялись церковными Соборами, а также отдельными Отцами Церкви, среди которых и апостолы.
Примером церковного канона является, например, указание, что епископы должны избираться другими епископами определённой территории и утверждаться митрополитом. Запрет на вступление христиан в брак в близком родстве, запрет на создание общих для мужчин и женщин монастырей, запрет на самовольный переход монахов в другие монастыри – всё это тоже канонические определения Церкви.
Протоиерей Дмитрий Пашков, отвечая на вопрос «что такое канон в Церкви?» говорит, что правила необходимы там, где
И Церковь, как общество единоверцев, не является исключением.
Сравнение
Каноны и акафисты составлены по определенному правилу. Канон состоит из девяти песен, начинающихся ирмосом и заканчивающихся катавасией. Как правило, в каноне только 8 песен. Вторая поется лишь в Покаянном каноне Андрея Критского. В первую неделю Великого Поста и в некоторые дни Пятидесятницы читаются более короткие каноны из двух, трех или четырех песен. Песни состоят из 4-6, а иногда и больше, тропарей. Перед ними исполняются соответствующие запевы (припевы). Акафист состоит из 25 строф, чередующихся между собой кондаков и икосов. Кондаки более краткие, икосы – пространные. Они объединены в пары. Все строфы читаются по одному разу. Запевов перед ними нет. Кондак 13-й, который является молитвенным обращением ко святому, не имеет в паре икоса и читается трижды. После него еще раз прочитывается 1-й икос и 1-й кондак.
Каноны составлены святыми отцами. В истории церкви были случаи, когда акафисты писали обычные миряне. Одобренные высшим духовенством, эти произведения получили распространение в богослужебной практике.
После прочтения третьей и шестой песни канона священник произносит малую ектению. Вслед за этим поются или читаются седальны, икос и кондак. На каноне утрени после прочтения восьмой песни, за редким исключением, поется песнь Пресвятой Богородице. Одновременно может прочитываться несколько канонов. Строфы акафиста не разделяются ектениями. Одновременно может прочитываться только один акафист.
Каноны читаются на каждой утрени, повечерии и полунощнице. Это определено Уставом Церкви. Каноны исполняются также на молебнах. Благословляется читать их и в домашней обстановке. Акафисты не включены в суточный богослужебный круг. По Уставу только в пятницу на пятой неделе Великого Поста на утрени полагается читать Акафист Похвале Богородицы. Читаются акафисты на молебнах, а также дома. Каноны дня Уставом четко определены. Акафист, который он желает заказать, человек выбирает сам.
В былые времена каноны полностью пелись. Теперь, как правило, тропари прочитываются. Ирмос поется на мелодию, соответствующую гласу текущей недели. Гласов всего восемь, они чередуются. Акафисты гласу не подчинены.
Каноны исполняются на протяжении всего года. Акафисты не принято читать во время Великого Поста, за исключением воскресных дней, хоть к этому и не существует канонического запрета. Однако радостно-торжественный характер произведения мало соответствует тихому и спокойному настрою великопостных будней.
Каждая песня канона связана с каким-то библейским событием. Прямо об этом в тексте может быть и не указано, но косвенно присутствие той или иной темы обязательно ощущается. Акафист, в отличие от канона, более прост для восприятия. Его лексика русифицирована, синтаксис прост, а текст дискретен. Акафист легок, это то, что исходит из сердца, лучшее, что обычный человек хочет сказать Богу.
Общие сведения о понятиях
Православные христиане, обращаясь к Богу, Пресвятой Богородице и святым угодникам, читают молитвы. С самого зарождения христианской веры святыми отцами писали каноны, которые были пропитаны особым богословствованием и проникновенностью. Сложный церковный язык, которым писались многострофные произведения, не всегда был понятным и легким в восприятии для обычного, невоцерковленного человека.
Однако согласно церковному писанию, в котором сказано, что «всякое дыхание хвалит Господа», церковные служители разрешили мирянам читать «народные молитвы». В XVI столетии в православном христианстве начали появляться «народные молитвы», именуемые акафистами.
Акафист – это благодарственная ода, хвалебное песнопение, исполняемое верующими христианами в честь Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых великомучеников и архангелов. В дословном переводе с греческого языка «акафист» означает «неседальная песнь», поэтому данная молитва произносится стоя.
Прихожане, присутствующие в церкви во время проведения службы и знающие наизусть текст акафиста, могут принимать участие в хвалебно-благодарственном песнопении. Особенность «народной молитвы» заключается в том, что ее можно читать не только в храме во время богослужения, но и дома.
Акафист состоит из 25 песен, отличающихся проникновением, глубоким смыслом и легким стилем написания: 13 кондаков и 12 икосов. Каждый кондак заканчивается восклицанием «Аллилуиа», что в переводе с еврейского языка означает «хвалите Бога», а икос – «Радуйся».
Канон – это особый жанр церковной гимнографии, представляющий собой сложное многострочное произведение. Написанные священнослужителями молитвы, прославляющие церковные праздники и святых, входят в состав утрени, повечерия и полунощницы. Ветхозаветные события отражаются в новозаветных.
Сложное многострофное произведение состоит из песен, каждая из которых, в свою очередь, делится на ирмос и несколько тропарей. Зачастую количество тропарей варьируется от 2 до 6, но бывают и такие церковные многострофные песни, где количество тропарей достигает 30. Ирмос выступает связующим смысловым элементом между основной темой канона и содержанием библейской истории.
Spanish[edit]
Spanish Wikipedia has an article on:canon
Wikipedia es
Etymologyedit
Borrowed from Latin , from Ancient Greek (kanṓn, “measuring rod, standard”) (compare (kánna, “reed”)), perhaps of Semitic origin.
Nounedit
canon m (plural )
-
(principle, literary works, prayer, religious law, music piece)
- Synonyms: , ,
- tax, fee
Related termsedit
Referencesedit
- Coromines, Joan; Pascual, José A. (1983–1991) Diccionario crítico etimológico castellano e hispánico (in Spanish), Madrid: Gredos, →ISBN
“canon” in Diccionario de la lengua española, Vigésima tercera edición, Real Academia Española, 2014.
Что такое каноны и акафисты?
В богослужебной православной традиции существует несколько видов особых молитвенных последований. К ним относятся более традиционные каноны, а также получившие большее распространение в Русской Церкви в 19-20 веках — акафисты.
Канон — церковный гимн, посвященный прославлению Господа нашего Иисуса Христа, Святой Троицы, Пресвятой Богородицы, какого-либо праздника или святого. В храмовом богослужении каноны входят в состав утрени, повечерия, полунощницы и других служб.
Канон составлен из песен, каждая из которых, в свою очередь, состоит из ирмосаИрмо́с — первая строфа в каждой песне канона, в которой прославляются священные события или лица. Ирмос служит мелодико-метрическим образцом для последующих тропарей данной песни. Тексты ирмосов в основном — парафразы Священного Писания. На богослужении ирмосы поются хором соответственно недельному гласу и нескольких тропарейТропа́рь – краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой (святые). Тропарь праздника раскрывает его сущность и воспевает его. Тропарь святому, раскрывает особенности подвига святого, прославляет его житие и святость (обычно от двух до шести, но есть особыеНапример Великий покаянный канон преп. Андрея Критского, читаемый во дни Великого поста каноны, где их может быть до 30). Темой каждой песни являются библейские песни, которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста.
В каноне может быть 2, 3, 4, 8 и 9 песен. Трех- и четырех-песенные каноны обычно читаются на богослужениях Великого поста и Пятидесятницы. Девяти-песенный всего один — Великий канон св. Андрея Критского. Двух-песенный — тоже единственный, читаемый в Великий Вторник. Обычно же каноны восьми-песенные. На самом деле это девяти-песенные каноны, в которых пропущена вторая песнь.
Ирмос связывает по смыслу библейскую песнь и тропари, раскрывающие основную тему канона. Перед девятой песнью канона на богослужении утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа…» и припев, прославляющий Богородицу, — «Честнейшую Херувим…». В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения.
В традиции богослужений Русской Церкви ирмосы обычно поются, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется полностью. В византийской традиции каноны пелись полностью.
Первые каноны были написаны свв. Андреем Критским и Иоанном Дамаскиным в VII в.
Акафист — форма церковной поэзии, близкая к древним кондакамКонда́к — жанр церковной византийской гимнографии в форме стихотворной повествовательной проповеди, посвященной тому или иному церковному празднику — особое хвалебное песнопение в честь Спасителя, Божией Матери или святых.
Акафист состоит из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: одного основного кондака с определенным окончанием или припевом и 12 кондаковЗдесь: краткая хвалебная песнь, чередующихся с 12 икосамиИкос — пространная песнь. Икосы заканчиваются восклицанием “Радуйся”, а кондаки – “Аллилуйя” (на еврейском – “хвалите Бога”).
При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки — припевом «Аллилуия».
Это интересно: Что такое целомудрие и что оно значит в православии
Общественные каноны
Канон как направление общественной мысли связан в первую очередь с влиянием вездесущей религии, ненавязчиво проникающей в светскую жизнь и исподтишка внедряющей свои догмы практически во все внецерковные сферы.
И хотя существует понятие канонического права как системы норм, включенных в действующее церковное законодательство, сегодня церковь достаточна мудра, чтобы отказываться от канонического формализма.
Возможно, основанием для такой «лояльности» послужила идея, что поскольку каждый человек индивидуален, в его духовном мире немаловажное место должно занимать общение с духовником. Именно он, опираясь на канонические правила и зная человека, сможет его направить, удержать от греха, укрепить его веру
Что ж, это не менее резонно, как и то, что понятие общественного канона связано со сводом правил, установленных государством: нормами права и неким сценарием жизни общества – нормами морали.
В словаре Д.Н. Ушакова
КАНО́Н, канона, ·муж. (·греч. kanon).1. Правило или установление церкви в той или иной области (богослужения, обрядов, иерархических отношений и т.п.), утвержденное какой-нибудь верховной церковной инстанцией (церк.).2. Совокупность художественных приемов или эстетических правил, господствующих в ту или иную эпоху (иск.). Романтики были разрушителями классического канона.3. Список, а также собрание книг, признанных церковью в качестве ·т.н. священного писания (церк.). Библейский канон. Новозаветный канон.4. перен. Проверенный и окончательно установленный текст произведений какого-нибудь писателя, совокупность его произведений, не внушающих сомнения относительно авторства (неол. лит.). Пушкинский канон.5. Церковное песнопение в похвалу святого или праздника (муз. церк.). Пасхальный канон.6. Повторение музыкальной темы разными, последовательно вступающими друг за другом голосами в виде непрерывной имитации (см. имитация в 3 ·знач.; муз.).
Светские каноны
Латинская церковь
В Латинской Церкви , члены главы о наличии собора ( кафедрального собора ) или в коллегиальной церкви (так называемые после главы) каноны. В зависимости от названия церкви на нескольких языках используются определенные названия, например, на немецком языке Domherr или Domkapitular in a Dom (т. Е. Собор), Stiftsherr в прелатуре, имеющей статус Stift (особенно при князе церкви ) .
Одна из функций собора главы в Латинской Церкви было избрать викарием капитула (ныне имени администратора епархиальный) служить в течение Седе vacante периода епархии . После пересмотра Кодекса канонического права 1983 года эта ответственность принадлежит коллегии консультантов , если только национальная конференция епископов не решит, что функции, которые каноническое право возлагает на коллегию консультантов, включая эту, должны быть возложены на собор. глава.
Институт Христа Царя Суверенный Священник , который является католическим обществом апостольской жизни , посвященный традиционной латинской мессе , практика правила жизни в целом , основываясь на исторических светских канонов. Они называют своих священников канониками, используют стиль преподобного Канона и носят особую хоровую одежду .
Церковь Англии
Все каноны англиканской церкви были светскими со времен Реформации , хотя отдельный каноник также может быть членом религиозного ордена. Однако в основном они рукоположены, то есть священники или другое духовенство. Сегодня система канонов сохраняется почти исключительно в отношении соборных церквей. Каноник — это член главы (по большей части) священников, возглавляемой деканом , который отвечает за управление собором или некоторыми другими церквями, которые называются коллегиальными церквями . Декан и капитул являются официальным органом, несущим юридическую ответственность за собор и за избрание епископа.
Канон в искусстве
Каждая эпоха диктовала свои условия для эволюции искусства. Так же, как и формировала его каноны. Появление норм и правил в искусстве связывают с возникновением первых цивилизаций.
Так, в скульптуре Древнего Египта использовался модульный принцип – канон пропорций тела человека
А архитекторы Древней Греции первыми обратили внимание на гармоничность расположения воспринимаемых двумя глазами объектов и вывели «правило золотого сечения», ставшее одним из первых канонов красоты
В эпоху «Темного Средневековья» каноны в сфере искусства формировались исключительно в религиозных рамках. К примеру, художнику отводилась чаще лишь техническая функция, в то время как «изобретение» культовых образов было задачей церкви. И лишь к началу «Светского Возрождения» канон в искусстве устанавливает правила построения идеальных пропорций человеческого тела.
В XVI в. появляется особая музыкальная форма – канон, – которая предполагает использование канонической имитации. Термин «художественный канон» появляется только спустя три столетия, в самый разгар эпохи Просвещения.
И тем более удивительно, что уже через несколько десятков лет, во времена расцвета постмодерна, художники разрушают все ранее предписанные стандарты, устанавливая доминирование смысла над формой.