Земной поклон в православии как делать видео

Содержание:

Каждение

Существует уже устоявшаяся традиция, когда во время каждения настоятелем церкви прихожане отвлекаются от богослужебной молитвы, начинают передвигаться из одной стороны к другой, приковывая все свое внимание к приближающемуся священнику, создавая шум, встают спиной к алтарю, что недопустимо. Во время каждения прихожане должны расступиться и пропустить священника, после чего – тихо встать на место и вернуться к молитве. Если священник начинает кадить людей, то необходимо поклониться и вернуться к богослужению, а не искать глазами священника в течение всего этого священнодействия

Может показаться, что весь этот список слишком сложен и утомителен для запоминания, однако он может помочь каждому верующему освоиться в действах богослужений

Если священник начинает кадить людей, то необходимо поклониться и вернуться к богослужению, а не искать глазами священника в течение всего этого священнодействия. Может показаться, что весь этот список слишком сложен и утомителен для запоминания, однако он может помочь каждому верующему освоиться в действах богослужений.

Как делать земной поклон по правилам?

Все молитвы и песнопения, после которых осуществляют коленопреклонение, обязательно должны сопровождаться осенением себя крестным знамением. Одновременное проведение действ неправильно.

Важно! Земной поклон необходимо класть медленно, с внутренней молитвой и сосредоточением. Встают выпрямившись, перекрещиваются, опускаются на колени, положив руки на пол и прикоснувшись его лбом

Затем поднимаются и при необходимости повторяют поклон. При этом необходимо взывать с молитвой «Господи, помилуй» или другой, обращенной к Божьей Матери, Ангелу или святым

Встают выпрямившись, перекрещиваются, опускаются на колени, положив руки на пол и прикоснувшись его лбом. Затем поднимаются и при необходимости повторяют поклон. При этом необходимо взывать с молитвой «Господи, помилуй» или другой, обращенной к Божьей Матери, Ангелу или святым.

Земные поклоны после Причастия

В первые века нового времени перед Святым Причащением не совершали великих поклонов. Христиане перед принятием Крови и Плоти Спасителя поклонялись до пояса и накладывали на себя крестное знамение. Это до сих пор наблюдается в византийских церквях.

Сейчас православные верующие преклоняются перед Чашей, даже если не участвуют в Евхаристии.

В день Причащения Святых Христовых Таин нельзя поклоняться ниц. Преклонения выражают покаянное чувство, боль о своих грехах. Причастник должен соединиться с Господом в процессе Таинства и пребывать в духовном благоговении.


Поклоны в храме нужно осуществлять неторопливо и своевременно

После Причащения необходимо воздать Господу благодарственные молитвы, которые читают по окончании богослужения, или помолиться самостоятельно дома.

Земные поклоны на литургии

На Божественной Литургии необходимо поклоняться так:

  • три поклона до пояса при чтении и пении молитвы «Святый Боже», «Приидите, поклонимся», «Буди имя Господне благословенно отныне и до века», после трехкратного «Аллилуйя»;
  • три преклонения на псалом 118;
  • малый поклон и крестное знамение на возгласах батюшки, при пении «Господи, помилуй», «Подай, Господи»;
  • поясное поклонение на молитвах, стихирах, только после слов «Припадем», «Поклонимся», «Молимся»;
  • земное преклонение при первом и втором явлении Святых Даров;
  • земное поклонение после слов «Благодарим Господа», после завершения песнопения «Тебе поем»;
  • малый поклон делается перед и после чтения Евангелия;
  • поясной поклон при чтении акафиста, на кондаке и икосе.

Можно ли совершать от Пасхи до Троицы земные поклоны

В дни от праздника Воскресения Господа Иисуса Христа до Святой Троицы великие поклоны осуществлять запрещено. Но при выносе Чаши опуститься на колени для воздания благодарения Богу не возбраняется.

Важно! Дома можно совершать коленопреклонения после чтения кафизм, молитв. Христианин должен стремиться к ознакомлению с церковным порядком, иметь духовное образование и деятельную веру

Не нужно делать замечания прихожанам, а стоит углубляться в себя, молиться

Христианин должен стремиться к ознакомлению с церковным порядком, иметь духовное образование и деятельную веру. Не нужно делать замечания прихожанам, а стоит углубляться в себя, молиться.

Земной поклон в исламе

Саджда (земной поклон) является одним из обязательных элементов намаза. Человек, совершающий намаз, после выпрямления из поясного поклона, совершает земной поклон, касаясь земли лбом и носом, выражая тем самым свое почтение перед Аллахом. В каждом ракате намаза совершается два саджда, друг за другом. Если во время саджда коснуться земли только лбом, не касаясь носом, то такое саджда разрешено, однако при отсутствии уважительной причины такое саджда является макрухом.

Если же во время саджда человек касается земли только носом и не касается лбом, то, по мнению имама Абу Ханифы, такое саджда допустимо, тогда как, по мнению имама Мухаммада и Абу Юсуфа, без уважительной причины такое саджда не разрешено. Касаться земли во время саджда подбородком или щекой нельзя.

Если человек не может коснуться земли лбом и носом, то он выполняет саджда кивком головы. По мнению ученых ханафитского мазхаба, касаться земли ладонями и коленями во время саджда является сунной, тогда как, по мнению имама Зуфара, Шафии и Ахмада, это является фардом. Недопустимо совершать саджда, не касаясь земли пальцами ног.

Если место саджда будет на пол аршина (двенадцать пальцев) выше того места, где находятся ноги, то саджда будет разрешено, если же это место будет гораздо выше, то в этом случае совершение саджда будет недопустимо.

По причине большого количества людей, можно совершать саджда на колени или на спину впереди молящегося. Если саджда совершается на чем-то мягком, на шерсти, сене или на снегу, если под этим чувствуется твердая поверхность, то в этом случае саджда будет разрешенным.

Если же лицо утопает в этом, и не ощущается твердости, то саджда будет недозволенным. Саджда можно совершать на всем, что постелено на землю, при условии, что это является чистым. Наличие нечистот на этом месте не нанесет вреда, при условии, что у нечистот отсутствует запах и объем.

Саджда – это самый важный элемент намаза и наиболее яркое выражение смирения перед Аллахом и Его возвеличивания. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Человек ближе всего к своему Господу во время саджда. Во время саджда делайте много дуа» (Муслим, Салят, 215).

Коленопреклонения на литургии в православии

В православном храме продолжительные коленопреклонения во время богослужения совершаются только

  • в праздник Пятидесятницы,
  • на великой вечерне, которая служится сразу после Литургии.

В это время священник читает несколько длинных молитв и сам, вместе со всем народом, стоит на коленях.

В остальное время на церковных службах могут совершаться земные поклоны.

Коленопреклонений на Литургии не полагаетсяВ православных храмах в Белоруссии, Украине и Литве под влиянием католической церкви возникла местная традиция совершать коленопреклоненные молитвы. По сути это земные поклоны, для совершения которых верующие становятся на колени.

Особые правила земных поклонов

Делать коленопреклонение нужно строго по правилам. Прежде чем встать на колени, осените себя крестным знамением. Затем опуститесь ниц, коснувшись головой и руками пола. Если вы хотите приложиться к святыне, дважды перекреститесь, поклонитесь, после чего вновь сотворите крестный знак и совершите поклонение.

Священнослужители призывают выполнять поклоны правильно: не торопясь, искренне, в нужный момент. Действие свершают по окончании ектении или молитвенного песнопения. Во время самого прочтения делать это категорически запрещено Церковным Уставом. Также нельзя креститься одновременно с преклонением.

Когда нельзя делать

Земные поклоны можно класть не всегда. Так, коленопреклонения запрещены в такие периоды:

  • со дня Великой Пасхи до Пятидесятницы;
  • от Рождества Христова до Крещения Господня;
  • во время воскресных богослужений, за исключением литургии (поклонение совершается после эпиклезы и при выносе Чаши со Святыми Дарами);
  • в красные даты православного календаря;
  • на Яблочный Спас;
  • во время первого причастия.

Когда можно совершать

Как уже говорилось выше, земные поклоны не воспрещается класть во время воскресной литургии. Совершают их трижды:

  • во время входных молитв перед престолом;
  • при возложении Святых Даров;
  • перед самой евхаристией.

Не страшно, если вы выполните коленопреклонение в непозволительный для такого действа период – это не является великой ошибкой.
Совет автора
Отличия земных и поясных поклонов

Священнослужители рекомендуют заранее изучить традиции и Устав храма, куда вы идете на службу. Иногда утвержденные каноны претерпевают некоторые изменения, характерные для отдельного прихода. Если вас мучают сомнения по поводу правильности ваших действий, не бойтесь попросить у церковников разъяснений.

Другой способ сделать все правильно – просто наблюдать за действиями других прихожан. Чтобы не попасть в неловкую ситуацию, не нужно отказываться от помощи или игнорировать советы знающих людей. А вот повторять за монахинями, которые часто присутствуют на службе, не стоит – они руководствуются своими, отличными от общепринятых, правилами.

Когда креститься с земным поклоном

Согласно Церковному Уставу осенять себя крестным знамением с коленопреклонением нужно в следующих случаях:

  • трижды в начале литургии и столько же после нее;
  • на словах «Благодарим Господа»;
  • по окончании песнопения «Тебе поем»;
  • после фразы «И сподоби нас, Владыко»;
  • во время обоих явлений Чаши со Святыми Дарами.

Во время коленопреклонения часто осеняют себя крестным знамением

Опускаясь ниц перед Богом, вы показываете Ему свое смирение, искореняете гордость, совершаете акт покаяния

Видя это, Всевышний непременно обратит на вас Свое внимание, благословит и подарит милосердие

О покло­нах во время Боже­ствен­ной Литур­гии

За всеми екте­ни­ями на всех про­ше­ниях — по поклону; исклю­че­ние: на про­ше­ниях, пред­на­зна­чен­ных для молитвы огла­шен­ных, как то: «Помо­ли­теся, огла­шен­нии, Гос­по­деви» и «Огла­шен­нии, главы ваша Гос­по­деви при­к­ло­ните» поклон тво­рить не сле­дует;

  • на всех иерей­ских воз­гла­сах — по поклону;
  • после малого входа, во время пения «При­и­дите, покло­нимся» — поклон;
  • на воз­гласе «Яко Свят еси, Боже наш» — крест­ное зна­ме­ние без поклона;
  • на «Гос­поди, спаси бла­го­че­сти­выя» – поклон;
  • на воз­глас диа­кона «И во веки веков» — поклон без крест­ного зна­ме­ния;
  • на Три­свя­том – 3 поклона;
  • на «Слава Тебе, Гос­поди…» перед чте­нием Еван­ге­лия и после него – по поклону;
  • при вели­ком входе, когда свя­щен­ник воз­гла­шает «Вас и всех пра­во­слав­ных хри­стиан» — поклон без крест­ного зна­ме­ния;
  • по окон­ча­нии Херу­вим­ской песни, во время пения «Алли­луиа» – 3 поклона;
  • в начале Сим­вола веры – крест­ное зна­ме­ние без поклона;
  • в конце Сим­вола веры, на «…чаю вос­кре­се­ния мерт­вых…» – поклон;
  • на «Мило­сти мира», на каждом воз­гласе диа­кона или свя­щен­ника — пояс­ной поклон;
  • на воз­гласе «Бла­го­да­рим Гос­пода», при пении «Достойно и пра­ведно есть покла­ня­тися…» – земной поклон;
  • при Гос­под­них словах: «При­и­мите, ядите…» и «Пийте от нея вси…» — по глу­бо­кому пояс­ному поклону;
  • по освя­ще­нии Св. Даров (т. е. перед пением «Достойно есть» или Задо­стой­ника) – земной поклон;
  • после «Достойно есть» или Задо­стой­ника – поклон;
  • на «Отче наш», в начале — земной поклон;
  • на «Отче наш» в конце (при словах «…избави нас от лука­ваго») — поклон;
  • на воз­гласе «Святая святым» — 3 поклона или земной поклон;
  • при первом явле­нии Св. Даров, на воз­гласе «Со стра­хом Божиим…» — земной поклон;
  • после чтения молитвы ко При­ча­стию «Верую, Гос­поди, и испо­ве­дую…», все при­част­ники, прежде того как подойти к Св. Чаше, — земной поклон, а непри­ча­ща­ю­щи­еся – пояс­ной;
  • при втором явле­нии Святых Даров, на воз­гласе «Всегда, ныне и присно…» все непри­ча­щав­ши­еся – земной поклон, а при­ча­щав­ши­еся – пояс­ной;
  • при чтении заам­вон­ной молитвы стоять с пре­кло­нен­ной голо­вой.

Молитвенные жесты

Главный молитвенный жест в православии, как и во всем христианстве, — это крестное знамение.

Кроме него, в церковном богослужении священники пользуются жестом благословения.

О крестном знамении в православии: сила, значение и суть

В Церкви с апостольских времен принято осенять себя крестным знамением, или, как еще говорят, креститься.

Крестное знамение — это напоминание о Кресте, на котором был распят Господь Иисус Христос. Налагая на себя такой символический крест, мы призываем благодать Святого Духа.

Церковь учит, что крестное знамение оберегает христианина, потому что сила Креста Христова побеждает всякое зло.

Как совершать крестное знамение?

Крестное знамение совершается неторопливо и всегда правой рукой.

Сначала складывают пальцы:

  • большой, указательный и средний пальцы складываются вместе,
  • безымянный и мизинец остаются согнутыми.

Сложенными таким образом пальцами нужно коснуться

  • сначала лба, освящая свои мысли,
  • затем живота — во освящение сердца и чувств,
  • затем правого плеча
  • и, наконец, левого плеча — во освящение телесного здоровья и поступков.

После этого должен следовать наклон головы или поклон.

Нельзя кланяться, не закончив крестного знамения.

Перстосложения: двоеперстие и троеперстие в православии

Для крестного знамения в современном православии используется троеперстие.

Для этого жеста

  • большой, указательный и средний пальцы правой руки складывают вместе,
  • мизинец и безымянный прижимают к ладони.

Сложенные три перста символизируют Святую Троицу — Отца, Сына и Святого Духа, безымянный и мизинец напоминают о двойной природе Господа нашего Иисуса Христа – божественной и человеческой.

В древности пользовались двоеперстием: крестное знамение совершали вытянутыми указательным и средним пальцем, в то время как большой, безымянный и мизинец были сложены вместе.

Указательный и средний пальцы символизировали две природы Христа, большой, безымянный и мизинец — три Лица Святой Троицы.

После реформ патриарха Никона в православии стало использоваться троеперстие. Из-за этого произошел старообрядческий раскол. Только в XIX веке Церковь вновь разрешила креститься двоеперстием и использовать другие элементы старого обряда, и некоторые старообрядцы смогли воссоединиться с Церковью. Их общины называются единоверческими.

Что означает земной поклон

Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что Иисус Христос взывал мольбы, припадая на колени, и мы должны брать пример со Спасителя, если имеются для этого телесные силы.


Обычай совершать поклоны пришел с древних библейских времен

Земное поклонение, по словам святых отцов, означает грехопадение человеческого естества, а поднятие с колен символизирует оставление прегрешений.

Азы Православия. О поклонах и крестном знамении

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.

Креститься без поклонов

следует:

  • В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу…» три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза.
  • В начале пения или чтения «Верую».
  • На отпусте «Христос, истинный Бог наш…».
  • В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном

следует:

При входе в храм и при выходе из него — три раза.
При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
При возгласах «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Твоя от Твоих…».
При словах «Честнейшую Херувим…».
При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».
Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом — по три раза.
Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.
При окончании пения или чтения каждой стихиры.
На литии после каждого из первых двух прошений ектении — по три поклона, после двух остальных — по одному.

Креститься с земным поклоном

следует:

В пост при входе в храм и при выходе из него — три раза.
В пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем».
На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть…».
По окончании пения «Тебе поем…».
После «Достойно есть…» или задостойника.
При возгласе «Святая святым».
При возгласе «И сподоби нас, Владыко…» перед пением «Отче наш».
При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно…».
В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице…» — на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся…» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.
В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего…».
В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона.

Поясной поклон без крестного знамения

кладется:

При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», «И да будут милости Великаго Бога…».
При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

Не допускаются земные поклоны :

В дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения.
При словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви приклоните» все молящиеся приклоняют головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно (то есть про себя), а на литии велегласно (громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, приклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, в котором воздается слава Святой Троице.

На коленях, сердечный и поясной поклон: в каких случаях русские должны были так кланяться

Еще в первобытную эпоху поклон – преклонение головы и тела к земле – практиковался как ритуальное действие во время отправления культа божеству, выражающее смирение и благоговение перед высшими силами.

Большое значение поклоны имели и в традиционной культуре России.

За века своего существования традиция бить поклоны претерпевала многократные изменения, обрастая новыми смыслами, часть из которых сохраняется в Русской православной церкви до сегодняшнего дня.

Наследие Золотой Орды

Древнейшей формой поклона было падение ниц, лицом к земле. Не разделяя власти земной и небесной, древние люди падали ниц не только во время молитвы, но и перед государственными правителями, символически признавая тем самым, сакральность их власти. На Русь традиция падать ниц пришла вместе с татаро-монгольским нашествием.

Позаимствовавшие эту традицию у Китая, татарские ханы принуждали русских князей во время официального приема соблюдать весь принятый у ордынцев церемониал, включавший непременное падение ниц и целование ковра перед ханским троном.

Закрепившись в русской придворной культуре, падения ниц совершались перед русским царем во время официальных мероприятий вплоть до XVI века.

Церковная традиция

В то же время в христианской традиции, в соответствии с библейскими указаниями, появляется земной, или, по-другому, великий поклон – положение, когда молящийся, стоя на коленях и опираясь на руки, касается лбом земли.

Придя на Русь вместе с православием, христианский земной поклон одновременно изменяет символический смысл прикосновения к земле, существовавший прежде у славян.

Если изначально в русском язычестве целование земли считалось источником силы и благодати, то с установлением христианства земной поклон начинает символизировать обращение себя в прах.

Так, например, по древним русским уставам земной поклон непременно полагалось класть на молитве «Достойно есть» или во время Пасхи на задостойник «Светися, светися». Молиться, касаясь земли коленями и лбом, на Руси было принято до церковных реформ патриарха Никона, а старообрядцы сохранили эту традицию до наших дней.

В знак особого благоговения последователи старообрядчества кладут земные поклоны при поклонении святыням или во время главных моментов богослужения, причем вне зависимости от того, будничный это день, воскресный или праздничный.

В то же время после реформ патриарха Никона в Русской православной церкви богослужебные традиции начинают изменяться, приобретая более «византийские» формы.

Так троекратные земные поклоны остаются в традиции Русской православной церкви на Великий пост или назначаются в качестве епитимьи, накладываемой священником на раскаивающегося грешника.

На смену же земным поклонам приходят поклоны малые, или поясные. Они совершаются во время всех храмовых и домашних молитвах и на богослужении.

Светская традиция

Если коленопреклонение осуществлялось русскими только в особо торжественных случаях, при большой народной беде или при лобызании высокочтимых чудотворных икон, то поясной поклон в дореволюционной России использовался не только во время молитвы, но и являлся основной формой учтивого приветствия в обществе. Поясным поклоном чествовали родителей и выражали почтение обществу, простолюдины также кланялись «в пояс» представителям духовенства, дворянам и царю. В случаях особой признательности или почитания использовался также сердечный поклон – при поясном поклоне правую руку прижимали к сердцу.

Земные поклоны и коленопреклонённые молитвы

Очень интересно дела обстоят с коленопреклонёнными молитвами, в отношении которых есть различные мнения. Совершать их не рекомендовалось ещё на Первом и Шестом Вселенских соборах — это отражено в 20-м правиле Первого и 90-м Шестого. Священник Михаил Желтов, богослов и литургист, член Синодальной богослужебной комиссии Русской Православной Церкви считает, что эти запреты относятся к коленопреклонённым ектениям, во время которых в древней Церкви народ Божий длительно молился на коленях. В наши дни мы так молимся в день Пресвятой Троицы. Видимо, в древности народ был покрепче, вера у него была потвёрже, вот люди и молились на коленях намного больше. К слову, призыв «Премудрость, прости» был как раз призывом встать с колен, это дословный перевод греческих слов «станьте прямо».

Таким образом, можно сделать вывод, что Вселенские соборы осуждали длительные молитвы на коленях в воскресные и праздничные дни. Однако это напрямую не относится к земным поклонам, которые человек может совершить быстро. У Церкви нет строгого запрета на земные поклоны в воскресные дни. Это скорее рекомендация, сопряжённая с традициями и уставом.

Поясные и земные поклоны

Итак, на любом богослужении положено:

  • Три малых поклона при прочтении и пении: «Святый Боже», «Придите, поклонимся», «Буди имя Господне благословенно», трехкратного «Аллилуйя».
  • Три малых поклона на стих из 118 псалма.
  • Малый поклон и крестное знамение на всех ектеньях (возгласах священника), при пении «Господи, помилуй» и «Подай, Господи».
  • Малый поклон на молитвах и стихирах, только после слов «припадем», «молимся», «поклонимся».
  • Малый поклон всегда перед и после чтения Евангелия «Слава Тебе, господи».
  • Малый поклон при чтении акафиста, на каждом кондаке и икосе, на 13 кондаке, трижды читаемом – поясной поклон или земной поклон, в зависимости от дня.
  • Малый поклон в конце службы после песнопения «Честней Херувим» и слов молитвы «Именем Господним благослови, Отче».
  • Малый поклон с освящением себя крестным знамением после слов священника: «Мир всем» и ответа хора: «И духови твоему».
  • Малый поклон с обязательным крестным знамением при осенении Евангелием, Крестом или иконой.
  • Малый поклон без крестного знамени при благословении рукой священника, осенении свечами или при каждении. Только вот при каждении на Пасху на приветствие «Христос Воскресе», крестясь, отвечают: «Воистину Воскресе».
  • Малый поклон без выполнения крестного знамения на отпустах при благословении священника рукой и поясной поклон с выполнением крестного знамения при благословении крестом.

Земные поклоны в воскресные дни — нельзя или всё-таки можно?

Традиционно класть земные поклоны в воскресные и праздничные дни не положено, потому следует этого правила придерживаться из уважения к Церкви и той традиции, которая в ней сформировалась. Запрет совершать земные поклоны не строгий ещё и потому, что даже священник в алтаре во время литургии по современной традиции делает несколько земных поклонов: при входе в алтарь, в начале Божественной литургии, во время Евхаристического канона. Отмечу, что совершать земные поклоны не рекомендуется и по причине заботы об окружающих, что особенно актуально, если храм небольшой, а прихожан в нём много. Тогда такие поклоны даже технически выполнить сложно. В таких случаях лучше совершать земные поклоны в будние дни, когда это поощряется делать даже на Божественной литургии.

Почему совершать земные поклоны в воскресный день нет смысла? — потому, что это день радости, прообраз будущего воскресения, нового мира, который настанет после Второго Пришествия. Тогда не надо будет каяться, это день радости и свободы от всего, что нам мешало жить.

Особое время для земных поклонов — период Великого Поста, когда верующим о необходимости их совершения на службах напоминают звоном специального колокольчика. Однако если человек вне поста имеет особую нужду в усиленной молитве, выражает особое благоговение и почтение к святыне, он имеет возможность совершить земной поклон и в воскресенье — главное, чтобы это никому не мешало. Это можно сделать в углу храма или за колонной — то есть тайно, а Господь, видя тайное, воздаст ему явно.

Коленопреклонение

Большое количество коленопреклонений характерно в период Великого Поста . Святитель Василий Великий объясняет это тем, что коленопреклонение является символом падения человека во грехе и его восстания – Бог прощает его по своей великой милости.

Как правильно совершать сорок земных поклонов? Их можно делать в любой период времени, за исключением особых дней. В иные дни необходимо отставить лень и добровольно ввергнуть себя в поклон. Это будет означать собственное падение в бездну покаяния в надежде, что Бог примет и благословит эти скромные труды.

Стать курьером сервиса Яндекс.Еды прямо сейчас (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

То, сколько поклонов вы совершите, ни на что не влияет, главное – это очищение души и сердца от дурных помыслов и перемены в лучшую сторону. Человек, который будет искренне раскаиваться, непременно получит протянутую Божью десницу.

  • Правило от осквернения Василия Великого;
  • Читайте тут как правильно исповедаться в церкви;
  • Как правильно причаститься и исповедаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector