Канон молебный ко пресвятой богородице

Структура канонов

Канон (греч. ) — это «норма, правило». Есть два значения этого слова:

  • Канон — это список положений Православной церкви.
  • Канон – особая песня, которая прославляет Православный праздник или праведника.

Он существует с VIII столетия.  Состоит из девяти песен. Каноны могут быть большими и маленькими.

Песни канонов состоят из стихов. Первый стих, которым начинается каждая песня имеет название ирмос. Последующие называются тропари. Пред каждым стихом читается запев, что соответствует канону.

Любой канон включает в себе 4–7 тропарей. Вторая песня, как правило, отсутствует. Точнее она произносится лишь в праздничные дни

При чтении важно не забывать о совершении земных и поясных поклонов

Приготовление к Причащению требует чтения 3 канонов. При этом есть причастные каноны на русском языке, включая молитвы до и после ритуала. Они объясняют смысл ритуала, подготавливают наше тело и душу к Причастию Святых Христовых Тайн. Потому и необходима телесная чистота, которая достигается постом, а для очищения души нужны молитвы.

Песнь 6

Ирмо́с: Молитву пролию ко Господу, и
Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися, и
живот мой аду приближися, и молюся яко Иона: от тли,
Боже, возведи мя.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Смерти и тли яко спасл есть, Сам Ся
издaв смерти, тлением и смертию мое естество, ято
бывшее, Дево, моли Господа и Сына Твоего, врагов
злодействия мя избaвити.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Предстaтельницу Тя живота вем и
хранительницу тверду, Дево, и напaстей решaщу молвы, и
налоги бесов отгоняющу; и молюся всегда, от тли страстей
моих избaвити мя.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Яко стену прибежища стяжaхом, и душ
всесовершенное спасение, и прострaнство в скорбех,
Отроковице, и просвещением Твоим присно рaдуемся: о,
Владычице, и ныне нас от страстей и бед спаси.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

На одре ныне немощствуяй лежу, и несть
исцеления плоти моей: но, Бога и Спaса миру и Избaвителя
недугов рождшая, Тебе молюся, Благой: от тли недуг
возстaви мя.

Молитвы ко Пресвятой Богородице

Пресвятая Богородице, спаси мя.

Царице моя преблагaя, надеждо моя
Богородице, приятелище сирых и странных предстaтельнице,
скорбящих рaдосте, обидимых покровительнице! Зриши мою
беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя
яко стрaнна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко
не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстaтельницы,
ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомaти, яко да
сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

К кому возопию, Владычице? К кому
прибегну в горести моей, aще не к Тебе, Царице Небесная?
Кто плач мой и воздыхaние мое приимет, aще не Ты,
Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам,
грешным? Кто пaче Тебе в напaстех защитит? Услыши убо
стенaние мое, и приклони ухо Твое ко мне, Владычице Мaти
Бога моего, и не презри мене, требующаго Твоея помощи, и
не отрини мене, грешнаго. Вразуми и научи мя, Царице
Небесная; не отступи от мене, раба Твоего, Владычице, за
роптaние мое, но буди мне Мaти и заступница. Вручaю себе
милостивому покрову Твоему: приведи мя, грешнаго, к
тихой и безмятежной жизни, да плaчуся о гресех моих. К
кому бо прибегну повинный аз, aще не к Тебе, уповaнию и
прибежищу грешных, надеждою на неизреченную милость Твою
и щедроты Твоя окриляемь? О, Владычице Царице Небесная!
Ты мне уповaние и прибежище, покров и заступление и
помощь. Царице моя преблагaя и скорая заступнице! Покрый
Твоим ходaтайством моя прегрешения, защити мене от враг
видимых и невидимых; умягчи сердца злых человек,
возстающих на мя. О, Мaти Господа моего Творцa! Ты еси
корень девства и неувядaемый цвет чистоты. О,
Богородительнице! Ты подaждь ми помощь немощствующему
плотскими страстьми и болезнующему сердцем, едино бо
Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога нашего имам
заступление; и Твоим пречудным заступлением да избaвлюся
от всякия беды и напaсти, о пренепорочная и преслaвная
Божия Мaти Марие. Темже со уповaнием глаголю и вопию:
радуйся, благодaтная, радуйся, обрaдованная; радуйся,
преблагословенная, Господь с Тобою.

Псалом 50

Помилуй мя, Боже, по велицей милости
Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие
мое. Наипaче омый мя от беззакония моего, и от греха
моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знaю, и грех мой
предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукaвое
пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех
Твоих, и победиши внегдa судити Ти. Се бо, в беззакониих
зачaт есмь, и во гресех роди мя мaти моя. Се бо, истину
возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил
ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и
пaче снега убелюся. Слуху моему дaси рaдость и веселие;
возрaдуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех
моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди
во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не
отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святaго не
отыми от мене. Воздaждь ми рaдость спасения Твоего и
Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем
Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избaви мя от
кровей, Боже, Боже спасения моего; возрaдуется язык мой
правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и устa моя
возвестят хвалу Твою. Яко aще бы восхотел еси жертвы,
дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух
сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да
созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву
правды, возношение и всесожигaемая; тогда возложaт на
олтaрь Твой тельцы.

Таинство Покаяния

Православная Церковь учит, что к Таинству Причащения каждый христианин должен подходить подготовленным. Для этого необходимо очистить свою совесть и молитвенно настроиться. Поэтому исповедь дополняет каноны ко Святому Причащению. Покаяние является спасительным мостом, брошенным над пропастью греха, которая отделяет людей от Бога.

Через Таинство Покаяния (Исповедь) верующие христиане, открыв свои прегрешения священнику, получают прощение грехов от Иисуса Христа. Священники получили такое право прощать грехи от самих апостолов. Те, в свою очередь, приняли власть отпускать грехи от Господа (Евангелие от Иоанна, 20:22-23).

Песнь 6

Ирмос: Молитву пролию ко Господу, и Тому
возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися, и живот
мой аду приближися, и молюся яко Иона: от тли, Боже,
возведи мя.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Смерти и тли яко спасл есть, Сам Ся
издав смерти, тлением и смертию мое естество ято бывшее,
Дево, моли Господа и Сына Твоего, врагов злодействия мя
избавити.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Предстательницу Тя живота веем и
хранительницу тверду, Дево, и напастей решащу молвы, и
налоги бесов отгоняющу; и молюся всегда, от тли страстей
моих избавити мя.

Слава:

Яко стену прибежища стяжахом, и души
всесовершенное спасение, и пространство в скорбех,
Отроковице, и просвещением Твоим присно радуемся: о
Владычице, и ныне нас от страстей и бед спаси.

И ныне:

На одре ныне немощствуяй лежу, и несть
исцеления плоти моей; но, Бога и Спаса миру и Избавителя
недугов рождшая, Тебе молюся, Благой: от тли недуг
возстави мя.

Тому — Ему. Исполнися — наполнилась.
Живот мой аду приближися — жизнь моя приблизилась к аду.
От тли — от погибели. Смерти и тли яко спасл есть — так
как Ты спас от смерти и погибели. Издав — предав.
Ято
бывшее
— объятое. Врагов злодействия — здесь: от
злодейства врагов (под врагами подразумеваются духи
злобы, демоны). Предстательницу Тя живота веем — знаю,
что Ты заступница жизни (веем -знаю, ведаю). Напастей решащу молвы — (что Ты) освобождаешь от волнения
искушений (молва — смятение, беспокойство; решати -разрешати — развязывать, освобождать;
напасть
нападение; здесь: нападение бесовское, искушение).
Налоги — нападения (ср. слово налегать). От тли — от
погибели. Яко стену прибежища стяжахом — мы получили
(Тебя) как стену, за которой укрываемся (стена прибежища
— та крепостная, городская стена, за которой скрываются
люди во время нападений и осады). Пространства
простор. Просвещением Твоим присно радуемся — всегда
радуемся Твоему свету (просвещением Твоим — дательный
падеж множественного числа: сияниям Твоего света; присно
— всегда). Несть — нет. Недуг — недугов (родит. падеж
мн. числа).

Песнь 9

Ирмо́с: Воистинну Богородицу Тя
исповедуем, спасеннии Тобою, Дево чистая, с безплотными
лики Тя величaюще.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Тока слез моих не отвратися, Яже от
всякаго лица всяку слезу отъемшаго, Дево, Христа рождшая.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Радости мое сердце исполни, Дево, Яже
радости приемшая исполнение, греховную печаль
потребляющи.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Пристaнище и предстaтельство к Тебе
прибегaющих буди, Дево, и стена нерушимая, прибежище же
и покров и веселие.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Света Твоего зарями просвети, Дево, мрак
неведения отгоняющи, благоверно Богородицу Тя
исповедающих.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

На месте озлобления немощи смирившагося,
Дево, исцели, из нездрaвия во здрaвие претворяющи.

Таинство исповеди и причастия

Утром, после чтения канонов и молитв, следует отправиться в Храм для участия в богослужении

Важно помнить, что до окончания Исповедания и Священного Причастия, нельзя ни есть ни пить. Обязательно нужно отстоять всю службу, внимательно слушая и воспринимая каждое слово священнослужителя

Как только служба будет окончена, можно обратиться к батюшке за исповедью.

Богу следует изложить все свои грехи и еще раз раскаяться в них. Именно Богу, ведь священник лишь посредник и дарует прощение исключительно от лица Господа Нашего.

Примирившись с собой и Богом, следует также обязательно поблагодарить его за прощение и попросить сил вести жизнь честную и православную. После того как вы исповедались, можно приступать к причастию.

Когда читается канон Пресвятой Богородице

Среди богослужебных песнопений широко распространены каноны ко Пресвятой Богородице. Многие каноны написаны к различным иконам Божьей Матери. Например, каноны Пресвятой Богородице пред иконой «Казанская», “Владимирская”, “Одигитрия”. Также существует канон благодарственный и покаянный ко Пресвятой Богородице. Но среди всех прочих особое место занимает молебный канон ко Пресвятой Богородице, составленный монахом Феостириктом.

Изначально канон молебный Богородице являлся частью богослужения, позднее вошел в молитвенное правило. Также канон составляет неотъемлемой частью подготовки к Причастию. Он читается вместе с Покаянным каноном ко Господу нашему Иисусу Христу и каноном Ангелу Хранителю.

Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу

Начинается с Песни 1. Ирмос: воспевание Богу победной песни, когда по суше прошли израильтяне, а фараоны утонули в море. Просьба о помиловании, покаянная молитва Господу.

  • Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
  • И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
  • Обращение к Матери Божьей с просьбой избавления от сетей тьмы. И наставления на Путь покаяния.

Песнь 3. Ирмос: хвала Господу святому и милосердному. Покаяние души до суда страшного.

  • Слава. Молитва-покаяние души человека, делами и мыслями оскверненного, жестокосердного.
  • И ныне. Молитва-покаяние и просьба о помиловании Богородице.

Седален. Раскаяние в делах лукавых при мысли о страшном дне, просьба к Господу о помиловании.

  • Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
  • И ныне. Молитва о помощи и спасении к Царице Небесной.

Песнь 4. Ирмос: воспевание Господа Святой Церковью. Путь праведника узок, а сладострастника широк и удобен – призыв оберегаться от второго. Покаяние.

  • Слава. Призыв искать на земле Царства Божьего, нежели богатств материальных, которые тленны.
  • И ныне. Просьба-молитва к Богородице о помиловании, укреплении добродетели, сопровождении до Царства Божьего.

Песнь 5. Ирмос: утренняя молитва-просьба к Господу наполнить душу человека Божественным Светом, Любовью, Светлым стремлением. Покаяние в делах грешных.

  • Слава. Господь принимает грешников раскаявшихся, как блудницу и разбойника в земной жизни.
  • И ныне. Просьба о помощи и очищении души к Матери Божьей.

Песнь 6. Ирмос: воззвание к Господу о спасении от погибели в море житейском, где полно искушений.

  • Слава. Молитва покаяния и милосердия. Просьба о помощи освобождения от греха.
  • И ныне. Просьба к Богородице сохранить от видимого и невидимого зла человека.

Кондак. Обращение к душе согрешившей покаяться перед Господом.

Икос. Просьба к душе о покаянии прежде смерти.

Песнь 7. Ирмос: воспевание печи, сотворенной Ангелом, окропляющей росою святых отроков и Божьим повелением Халдеев, что даже мучитель-царь воскликнул благословение Богу. Воззвание к душе человека не надеяться на тленное богатство и красоту внешнюю.

  • Слава. Призыв душе вспомнить о вечной жизни для праведников и мучениям для недостойных.
  • И ныне. Молитва Матери Божьей о скорой помощи и помиловании.

Песнь 8. Ирмос: превознесение Христа за совершенные Им Святые Дела. Просьба к Господу о покаянии и помиловании.

  • Слава. Вера в Господа и просьба о покаянии прежде смерти.
  • И ныне. Молитва о покаянии к Пречистой Богородице.

Песнь 9. Ирмос: молитва человека к Царице Небесной, Ангелам и Архангелам избавления от муки вечной.

  • Слава. Молитва к святым мученикам, пустынникам, праведникам обратиться к Господу о помиловании человека.
  • И ныне. Просьба к Матери Божьей помолиться о человеке Господу, помиловать его во время суда.

Стихиры, глас 2-й

Высшую небес и чистшую светлостей
солнечных, избaвльшую нас от клятвы, Владычицу мира
песньми почтим.

От многих моих грехов немощствует тело,
немощствует и душа моя; к Тебе прибегaю, Благодaтней,
надеждо ненадежных, Ты ми помози.

Владычице и Мaти Избaвителя, приими
моление недостойных раб Твоих, да ходaтайствуеши к
Рождшемуся от Тебе; о, Владычице мира, буди Ходaтаица!

Поем прилежно Тебе песнь ныне, всепетой
Богородице, рaдостно: со Предтечею и всеми святыми моли,
Богородице, еже ущедрити ны.

Вся aнгелов воинства, Предтече
Господень, апостолов двоенадесятице, святии вси с
Богородицею, сотворите молитву, во еже спастися нам.

Что такое “канон”

Православная Церковь славится наполненными духовностью мелодичными, проникновенными песнопениями. Они обращены к Богу, Богородице, святым, архангелам и ангелам. Одним из распространенных жанров богослужебной гимнографии является канон, в том числе канон Пресвятой Богородице.


Молитва Богородице

“Канон” с греческого языка переводится как правило или норма. В нем прославляются церковные праздники, Сам Господь, Богородица, святые. Установить точное время появления канонов сложно. По одной из версий, канон как жанр появился в VII-VIII веках в Палестине. Одним из создателей канона как жанра церковных песнопений считается преподобный Андрей Критский (660-740). Также вклад в первоначальное развитие канонов внес преподобный Иоанн Дамаскин (VII в. – до 754). Канон Андрея Критского и в современной Церкви читается в первые дни Великого поста.

В данной статье вы прочитаете полный текст канона ко Пресвятой Богородице и узнаете о его истории, структуре и значении.

Канон Ангелу Хранителю перед Причастием

Из представленного выше указания чтения правил по неделям легко заметить, что канон покаянный ко Ангелу Хранителю (или просто канон) повторяется практически каждый день. Также обязателен он и перед подготовкой ко Причащению.

https://youtube.com/watch?v=qG6b-fSSPEw

Обязательное включение правила к хранящим нас Ангелам при подготовке к Евхаристии появилось неспроста. Объясняется это ролью духовного покровителя в жизни каждого человека. Об этом подробнее мы поговорим ниже, а пока коснемся вопроса о самом каноне.

Канон (в переводе с греческого это «правило», «порядок») — это молитвенное гимнографическое произведение, построенное по определенным правилам.

Канон к хранящему нас Ангелу традиционно в себя включает:

  • 8 песен;
  • ирмосы перед каждой песней;
  • запев перед каждым тропарем;
  • тропари (обычно 2−3);
  • один седален после 3 песни;
  • один кондак после шестой песни;
  • икос после кондака;
  • молитвы после песней.

Канон членится всего на восемь песен, хотя произведение имеет девятую песнь. Это объясняется тем, что вторая песнь в таких церковных молитвословиях пропускается, а читается лишь в некоторых канонах Великого поста или в произведениях, отражающих особо важные или трагичные церковные события.

Состав

Ирмос представляет собой предваряющее песнопение, распеваемое на один из основных напевов (гласов). Этим объясняется частая пометка «глас такой-то». Это произведение предназначено для церковного (коллективного) исполнения, где чаще всего имеется хор, поэтому пометка номера гласа имеет значение в основном для певчих. Если вариантов распевов у ирмосов много, то тексты этого песнопения не меняются. В них чаще всего вспоминаются ветхозаветные события, хотя это и необязательно. Ирмос играет роль связки между песнями.

Запевы представляют собой краткое молитвенное воззвание к Хранителю и звучат примерно так: «Ангеле Божий, Хранитель мой святый, помилуй мя». Буква «е» в слове «ангеле» — это старинная форма слова, равно как и окончание -ый в слове «святый». Это не следует расценивать как ошибку и изменять на современный лад.

Тропари — это основная смысловая часть произведения. В них выражаются все основные чувства души верующего человека:

  • Сокрушение о своем недостоинстве (ведь люди, как и ангелы, призваны к духовному совершенству, но в большинстве своем мало к этому стремятся),
  • Благодарность служителю Богу за постоянное и добровольное нахождение рядом и безотказную помощь, когда требуется,
  • Надежда на помощь в нелегком деле спасения собственной души,
  • Выражается также просьба о молитвенной помощи и поддержке в дальнейшем.

Существует отдельный тропарь Ангелу Хранителю — неизменяемое песнопение, специально ему посвященное. Для него установлен и один из тропарных гласов — шестой, минорный и молитвенный.

Заключительный тропарь каждой песни посвящен Пресвятой Богородице. Перед предпоследним тропарем всегда учитывается обычное прославление Господа «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и читается предпоследний тропарь, а перед завершающим песнь — обычное окончание «и ныне и присно и во веки веков». Добавляют «Аминь» и читают тропарь Богородице.

По завершении третьей песни зачитывают седален. Во время его чтения разрешено сидеть тем, кто не имеет силы молиться стоя. Для немощных и болящих можно сидеть на протяжении всего чтения.

После шестой песни следует кондак и икос. Кондак представляет собой небольшой текст. Он заключает в себе объяснение, почему и с какой целью написано это произведение. В данном случае это будет обращение к самому Ангелу с просьбой о молитве к Богу.

Икос — это текст, который по смыслу повторяет кондак, но более развернуто поясняет его содержание.

После окончания девятой песни зачитывается развернутая молитва к Хранителю. По благочестивому обычаю христиан она чаще всего является коленопреклоненной.

В состав молитвенного правила ко Святому Причащению входят не все тропари канона к Хранителю, а лишь некоторые из них. Вместе с покаянным правилом ко Иисусу Сладчайшему и молебным ко Пресвятой Богородице канон к Ангелу довершает обязательную часть подготовки к принятию Святых Христовых Таинств.

Песнь 3

Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче
Господи, и Церкве Зиждетелю, Ты мене утверди в любви
Твоей, желаний краю, верных утверждение, едине
Человеколюбче.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Предстательство и покров жизни моея
полагаю Тя Богородительнице Дево: Ты мя окорми ко
пристанищу Твоему, благих виновна, верных утверждение,
едина Всепетая.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Молю, Дево, душевное смущение и печали
моея бурю разорити: Ты бо, Богоневестная, начальника
тишины Христа родила еси, едина Пречистая.

Слава:

Богородителя рождши добрых виновнаго,
благодеяния богатство всем источи; вся бо можеши, яко
сильнаго в крепости Христа рождши, Богоблаженная.

И ныне:

Лютыми недуги и болезненными страстьми
истязаему, Дево, Ты ми помози; исцелений бо неоскудное
Тя знаю сокровище, Пренепорочная, неиждиваемое.

Желаний краю — предел желаний. Окорми — управь, путеводи (ср. слово кормчий).
Благих виновна
причина, виновница благ (ср. далее: добрых виновнаго —
виновника всяческого добра). Начальника — источник,
начало. Вся бо можеши — потому что Ты можешь все.
Неиждиваемое — неистощимое.

Небеснаго круга Верхотворче Господи, и
Церкве Зиждителю…
В этих словах Господь предстает как
Строитель и небесного свода (и всей видимой вселенной),
и Церкви. Замечательно выражение Небеснаго круга
Верхотворче; более точным переводом с греческого было бы
«небесного свода»; верхотворец — верховный, высший
строитель, но также и тот, кто выкладывает верх свода,
купола.

Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, яко
вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимей стене и
предстательству.

Призри благосердием, всепетая
Богородице, на мое лютое телесе озлобление, и исцели
души моея болезнь.

Призри — воззри, обрати взор; призри благосердием — воззри милосердно.
Лютое телесе
озлобление
— тяжкое телесное страдание.

Что такое “канон”

Православная Церковь славится наполненными духовностью мелодичными, проникновенными песнопениями. Они обращены к Богу, Богородице, святым, архангелам и ангелам. Одним из распространенных жанров богослужебной гимнографии является канон, в том числе канон Пресвятой Богородице.

Молитва Богородице

“Канон” с греческого языка переводится как правило или норма. В нем прославляются церковные праздники, Сам Господь, Богородица, святые. Установить точное время появления канонов сложно. По одной из версий, канон как жанр появился в VII-VIII веках в Палестине. Одним из создателей канона как жанра церковных песнопений считается преподобный Андрей Критский (660-740). Также вклад в первоначальное развитие канонов внес преподобный Иоанн Дамаскин (VII в. – до 754). Канон Андрея Критского и в современной Церкви читается в первые дни Великого поста.

В данной статье вы прочитаете полный текст канона ко Пресвятой Богородице и узнаете о его истории, структуре и значении.

Молитвы перед исповедью и причастием

Пост и покаяние в грехах хоть и наиболее важны, но не являются окончательным этапом подготовки к раскаянью. Подготовка к таинству требует чтения молитв. С тем, какие молитвы читать перед исповедью и причащением, следует изначально ознакомиться, прежде чем приступать к соблюдению поста. Каждый этап очищения сопровождается определенными молитвами или канонами, которые следует обязательно прочесть с верой в прощение вас Господом.

Молитвой называют личное обращение человека к Богу. Она помогает обратиться к Господу с просьбой об искуплении и прощении греховных действий и мыслей. Искренне раскаявшись и произнеся молитву, люди просят о даровании сил на борьбу с греховными страстями и пороками, а также о милости в простых людских потребностях.

При подготовке к Исповеди и Причастию человек в дни поста обязательно должен читать соответствующие молитвы, при этом читают их и утром, и перед отходом ко сну. Помимо молитв, к ежедневному чтению обязателен хотя бы один из канонов.

Песнь 8

Ирмо́с: Царя Небеснаго, Егоже поют вои
aнгельстии, хвалите и превозносите во вся веки.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Помощи яже от Тебе требующия не презри,
Дево, поющия и превозносящия Тя во веки.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Неможение души моея исцеляеши и телесныя
болезни, Дево, да Тя прослaвлю, Чистая, во веки.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Исцелений богатство изливaеши верно
поющим Тя, Дево, и превозносящим неизреченное Твое
рождество.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Напaстей Ты прилоги отгоняеши и страстей
находы, Дево: темже Тя поем во вся веки.

Значение в православии

Прежде чем приступить к зачитыванию канонов, необходимо ознакомиться с их значением в православной вере. Каноны в православии называют последовательностью просьб, которые могут быть обращены к Божией Матери или к самому Господу. Священнослужители советуют зачитывать их перед причастием, чтобы исповедоваться, очиститься перед Богом и наполниться силами. Также покаянный может зачитывать каноны, чтобы защититься от влияния темных сил или дурных мыслей. Помимо этого, прочитанный канон к святой Богоматери способен:

  • помочь мысленно и душевно настроиться на дальнейшее общение с Господом;
  • восстановить силы и здоровье, чтобы можно было посетить исповедь;
  • очиститься от всех грехов, совершенных в течение жизни;
  • восстановить внутренние силы и направить их на дальнейшую борьбу со злыми силами и защиту от сглазов.

Если канон зачитывать регулярно, то он способен на многое:

  • избавление от гнева и злобы;
  • решение семейных проблем, сопровождающихся постоянными ссорами и руганью;
  • избавление от жадности;
  • улучшение настроения.

В истории есть немало примеров, как после прочтения канонов у людей случались благоприятные события в жизни. Поэтому если нужна Божья помощь, надо регулярно молиться, так как молебен считается дверью к Господу. Приоткрыв ее, он услышит мольбы нуждающихся и поможет им справиться с их проблемами.

***

  • Акафист Пресвятой Богородице
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Абалацкая»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Аз есмь с вами и никтоже на вы»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Акафистная»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Ахтырская«
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Балыкинская»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Барская»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Белыничския»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Благодатное Небо»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Боголюбской»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Бояновская»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Браиловская»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Валаамская»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «В родах Помощница»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Всецарица»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Всех скорбящих Радосте»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Воспитание»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Владимирская»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Взыскание погибших»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «В скорбех и печалех Утешение«
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Грузинская»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Державная»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Донская»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Достойно есть» («Милующая»)
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Живоносный источник»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Знамение» Курская Коренная
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Знамение» Новгородская
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Иверская»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Избавительница«
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Казанская»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Калужская»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Козельщанская»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Косинская» («Моденская»)
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Леснинская» (Леснянская)
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Млекопитательница»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Муромская»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Неопалимая Купина»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Неувядаемый цвет»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Неупиваемая чаша»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Нечаянная радость»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Выдропусская Одигитрия»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Одигитрия»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Отрадо» (Утешение)
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Песчанская»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Помощница в родах»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Почаевская»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Прибавление ума»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Семистрельная»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Скоропослушница»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Спорительница хлебов»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Споручница грешных»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Тихвинская»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Трех радостей»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Троеручица»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Умиление» Псково-Печерской
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Умиление» Серафимо-Дивеевская
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Умягчение злых сердец»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Утоли моя печали»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Целительница»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Феодоровская»
  • Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Экономисса»

Таинство Причащения

После Воскресения Спасителя христиане стали регулярно собираться для совместного «преломления хлеба» (Таинства Причащения). Со временем трапеза-вечеря преобразовалась в богослужение. Это Таинство (называемое по-гречески Евхаристия — Благодарение) — не только воспоминание Тайной Вечери накануне Распятия Иисуса Христа. Для соответствующей подготовки к этому Таинству были составлены каноны ко Святому Причащению.

По православному учению, Святые Тело и Кровь Христовы — это не только духовная пища для верующих, но и Лекарство Бессмертия. Через евхаристические Вино и Хлеб, становящиеся Телом и Кровью Христа, верующие принимают Христа. По Его собственным словам: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Евангелие от Иоанна, 6:55-56).


Перед Причащением

Благодаря этому все христиане образуют «единый организм» — Тело Христа, которым является Церковь.

Преподобный Амфилохий Макрис, 1889-1970:

Песнь 1

Ирмос: Воду прошед яко сушу, и
египетского зла избежав, израильтянин вопияше:
Избавителю и Богу нашему поим.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Многими содержимь напастьми, к Тебе
прибегаю, спасения иский: о Мати Слова и Дево, от тяжких
и лютых мя спаси.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Страстей мя смущают прилози, многаго
уныния и исполнити мою душу; умири, Откровице, тишиною
Сына и Бога Твоего, Всенепорочная.

Слава:

Спаса родшую Тя и Бога, молю, Дево,
избавитися ми лютых; к Тебе бо ныне прибегая, простираю
и душу и помышление.

И ныне:

Недугующа телом и душею, посещения
Божественнаго и промышления от Тебе сподоби, едина
Богомати, яко благая, Благаго же Родительница.

Спасения иский — ища спасения. От тяжких
и лютых
— от всего тяжкого и лютого, от всяких бедствий.
Прилози — нападения, приступы. Исполнити — наполнить; в
данном же случае — наполняющие (многим унынием мою
душу). Лютых — зол, бедствий.

Три совмещенные канона ко Причастию

Каноны разрешено читать не все сразу, а к примеру, один за вечер. Подобная подготовка дома необходима каждому верующему человеку и должна стать обязательной для него. Вечером, накануне Причастия, желательно произнести все три канона. Можно один за одним прочесть их, можно и совместить. Нельзя самому совмещать тексты канонов, нужно попросить о помощи священнослужителя или же текст совмещенного канона перед причастием можно отыскать в молитвеннике.

Вообще при совмещении, разрешается чтение всех песен, но при этом необходимо исключить тропарь перед каноном Богородице и Ангелу Хранителю и гимнографические тексты, что идут в конце канона Богородице. Чтобы правильно совместить каноны, нужно обратиться к молитвослову.

Что такое канон

Канон — слово с множеством значений даже в рамках православной традиции. Но в нашем случае подразумевается гимнографический канон. Это молитвенное песнопение. Оно бывает двух видов:

прославление святого, ангела или Всевышнего;

рассказывает о каком-то важном для христианства событии.

Хотя канон — это цельное произведение, состоит оно из мелких частей — песен. Чаще всего их девять.

Вторую песнь чаще всего в каноне пропускают. Дело в том, что традиционно она побуждает к покаянию и уместна по настроению в дни Великого поста. Поэтому используют эту песнь лишь в некоторых канонах. Например, в Постной Триоди.

В канон входят тропари, псалмы, молитвы и др. Коротко разберём значимые термины.

  • Ирмос — это фрагмент в начале каждой песни. Он указывает на ветхозаветный прообраз текста, а также выступает стилистическим образцом для последующей песни.
  • Тропарь — это короткое песнопение. Оно тоже носит гимновый характер и обычно приурочено к какому-либо церковному празднику. А может и просто прославлять святого, ангела или Господа. В церковной традиции есть правила исполнения тропаря, но в домашней молитве его принято просто читать.

Когда речь идёт о каноне, то тропарем называют строфы, которые в нём содержатся. Последний тропарь обычно прославляет Богородицу.

Тропарь отличаются от других текстов ещё и тем, что он не взят из Писания, как, например, псалмы.

  • Псалом — это песнопение, которое взято из Псалтыри.
  • Седален — песнопение, при исполнении которого нужно сесть. В прошлом было распространено и приходилось на третью песнь.
  • Кондак — это длинный гимн. Со временем уменьшился. Сейчас кондак встречается после шестых песней канонов.
  • Стихира — песнопение, имеющее стихотворный размер.

Кто автор канона молебного ко Пресвятой Богородице

Канон молебный ко Пресвятой Богородице написал Феостирикт Пеликитский. Он жил в VIII веке в Вифинии, это государство, которое некогда добровольно стало Римской провинцией. Затем, когда империя разделилась, превратилось в область Византии. В те годы и родился будущий монах Феостирикт.

Он принял монашество в Пеликитском Иоанно-Богословском монастыре, практически ровеснике Феостирикта. Впоследствии монах стал там игуменом. Это было неспокойное время. Набирало силу иконоборческое движение. За почитание икон Феостирикта обожгли кипящей смолой.

Феостирикта, как и других иноков, подвергли пыткам за почитание икон. Его обожгли кипящей смолой. Но монах выжил и скончался намного позже, в глубокой старости. Таких людей в православной традиции называют преподобноисповедниками. День памяти Феостирикта — 29 февраля.

Наиболее известен этот игумен Феостирикт своими духовными сочинениями. Чаще всего его упоминают, как автора канона молебного ко Пресвятой Богородице.

  • Канон молебный ко Пересвятой Богородице читают в скорбях, либо перед причастием.
  • Молебный канон советуют читать в глубокой скорби. Богородица помогает вернуть в жизнь радость, дарит утешение.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector