Иконоборчество сегодня
Содержание:
- Иконоборчество в Западной церкви[ | ]
- Первый период иконоборчества
- Иконоборческая полемика на Западе[править | править код]
- Последствия для Византии
- Провал реформации
- Потеря Италии
- Иконоборчество (иконоклазм) появилось как борьба с кумирами, эта традиция восходит к еврейской истории
- Литература
- Иконоборчество
- В Африке
- Иконоборчество в Нидерландах
- Иконоборчество в истории
- Литература
- Литература
- В период Реформации
Иконоборчество в Западной церкви[ | ]
См. также: Иконоборчество у франков
До конца VIII века не известно о сколько-нибудь значимых спорах о культе изображений у франков. Известные описи предметов меровингского искусства содержат упоминания о многочисленных живописных произведениях, однако практически все они не сохранились. Удовлетворительных объяснений этому явлению пока нет. Некоторые свидетельства хронистов могут быть указывать на наличие противоречивого отношения к поклонению изображениям в первой половине VIII века. В целом для этого периода не известно ни о носимых изображениях, которые могли бы быть названы иконами, ни о клятвах на таких изображениях, ни о видениях верующих. Единственным исключением являются выполненные на низком художественном уровне миниатюры из Евангелия Гундохина (754).
Под 767 годом Анналы королевства франков сообщают, что «началось исследование о святой Троице и об изображениях святых король Пипин собрал совет в поместье Жентильи, по поводу этого исследования провёл синод». В составленных в разное время версиях Анналов это сообщение несколько отличается: в более ранней редакции, датируемой примерно 790 годом, говорится о том, что Пипин созвал «великий синод», а не «совет», которое затем перешёл «синодом». Это изменение в представлении о статусе данного собрания произошло в конце царствования Карла Великого (768—814), когда спор об изображениях был в разгаре. Подробности об этом соборе и об упомянутом тут же «исследовании о Троице» не известны, исследователи связывают эти события с франко-византийскими отношениями того времени, сосредоточенными вокруг возможного заключения брачного союза между двумя дворами. В конечном счёте, союз не был заключен, возможно в связи с противодействием папства, опасавшегося за свои владения в Италии, которые могли оказаться под угрозой, если бы такой союз был заключен.
На Римском соборе 769 года, в котором приняли участие 12 франкских епископов, вопрос об изображениях не был основным, однако по политическим соображениям папе Стефану III (768—772) было важно предотвратить сближение Византии и государства франков. В связи с этим необходимо было показать, что иконоборческая политика византийских императоров того времени является еретической
По инициативе франков вопрос об изображениях был рассмотрен, и решением собора иконоборчество было осуждено, а Иконоборческий собор 754 года анафематствован.
В 825 году Людовик Благочестивый собрал с разрешения папы в Париже собор епископов и богословов, на котором вновь были осуждены постановления Второго Никейского собора. Парижский собор осудил как иконоборцев, так и иконопоклонников. По мнению Собора совершать поклонение (лат. λατρεία) подобает одному Богу, и запретил поклонение иконам, разрешив их почитание (лат. veneratio); неверно иконы приравнивать ко святому Кресту; иконы присутствуют не для поклонения, a для воспоминания благочестивой любви (лат. pro amoris pii memoria), являются украшением, a для невежд — научением, при таком отношении к ним они не вредят вере. На Парижском соборе, после тщательного рассмотрения, было решено, что изображения разрешаются, но они не важны для веры или богослужения. Было подтверждено прежнее решение, что изображения не следуют ни разрушать, ни поклоняться им.
На Константинопольском соборе 869—870 годов папские легаты подтвердили определения Второго Никейского собора. В западной церкви поклонение иконам не получило признания в качестве общеобязательного догмата, но теоретические обоснования иконопочитания в западном богословии в целом соответствовали Второму Никейскому собору. Разрушение изображений связано с еретическими течениями, в частности катарами и лоллардами.
Первый период иконоборчества
Борьбу с почитанием икон принято разделять на два периода. Первый длился с 730 г. по 787 г. Начался он во время нахождения у власти императора Льва III Исавра. Этот правитель, открыто говоривший о необходимости уничтожения икон, был осужден Папой Римским Григорием. Император, имевший репутацию безбожника, получил от него предупредительное послание с просьбой не пытаться изменить установленные издавна церковные правила.
Несмотря на разногласия с Церковью, Лев III Исавр продолжал вести агрессивную политику против святых образов. Сначала была снята икона Христа с ворот Халкопратии, в результате чего произошли серьезные столкновения между военными и местным населением. Далее последовало удаление священных ликов с других видных мест. Восстания недовольных иконопочитателей жестоко подавлялись. В этот период пострадало большое количество художественных произведений христианской тематики. Иконы не только снимали, но и сжигали, храмовые фрески и мозаики уродовали и сбивали.
Иконоборчество в Византии продолжил Константин V, приходившийся Льву III сыном и преемником. За безжалостное уничтожение многочисленных религиозных картин он получил прозвище «гноетезный», т. е. подобный гною. В 754 г. этот император инициировал иконоборческий собор, проигнорированный представителями Рима, Иерусалима, Александрии. После него вместе с иконами стали оскверняться и мощи святых.
После смерти Константина императором стал его сын Лев IV, получивший репутацию более умеренного иконоборца. Когда этот правитель умер, его наследник, Константин VI, был еще малолетним. Власть оказалась в руках его матери Ирины, благосклонно относившейся к иконам. Императрица организовала Седьмой Вселенский собор, установивший догмат о возобновлении иконопочитания в христианской церкви.
Иконоборческая полемика на Западе[править | править код]
Иконоборческие волнения не прошли бесследно и для Запада. Правда, они коснулись его только отчасти, стороною; но все же Запад не остался безучастным свидетелем происходившего на востоке движения и высказал свое мнение о спорном вопросе. В Италии иконоборчество постоянно находило себе резкий отпор в папах, при чем частые обращения борющихся партий к их посредству способствовали усилению их притязаний, а еретичество императоров, которым папы отказывались повиноваться, усилению независимости последних. Папы Григорий II, Стефан III и Адриан стали решительно на сторону защитников иконопочитания и, желая доказать свою независимость от придворной партии, смело опровергали доводы иконоборцев-императоров.
Но несколько иначе, чем Италия, отнеслась к делу Галлия. Спустя три года после второго Никейского собора, на западе появилось знаменитое сочинение, трактовавшее о спорном вопросе, так называемые Карловы Книги (Libri Carolini). Они составлены по инициативе и от имени Карла Великого кем-либо из богословов того времени и, вероятно, принадлежат перу его любимца и советника Алкуина. В этом сочинении, а также на франкфуртском соборе 794 г. и на парижском 825 г. был выражен взгляд, объявлявший всякое церковное служение перед иконами за идолопоклонство, но не отрицавший их значения, как украшения церкви и средства поддержания благоговения.
Последствия для Византии
В иконоборческий период был разрушен значительный культурный пласт, создаваемый талантливыми мастерами на протяжении нескольких столетий. В это время уничтожили немало шедевров изобразительного искусства, посвященных религиозной тематике. Бесследно исчезли многие роскошные мозаики, которые иконоборцы заменили аскетичными крестами. Пострадали скульптурные изображения святых, большинству из которых не удалось сохраниться даже частично.
Период борьбы с иконопочитанием, завершившийся несомненной победой христианской Церкви, также сыграл важную роль в истории Византии. После окончания этого этапа произошло укрепление государственности, полностью оформилось православие, были выработаны его основные каноны и эстетика. Между представителями государственной власти и духовенства установились гармоничные и продуктивные отношения, способствующие успешному развитию общества и дальнейшему процветанию страны.
Провал реформации
Хотя иконоборчество пыталось решить военные и экономические проблемы империи, оно их скорее увеличило. Империя фактически потеряла Италию и римских понтификов, которые перешли под покровительство Каролингов. Византия всё больше окукливалась в своих пределах, становясь из общеевропейского фактора региональным.
Первая реформация не удалась. Пытаясь сохранить фемное войско, василевсы атаковали церковь, но этим только озлобили население империи. Бунты, восстания и заговоры были вечными спутниками Исаврийской (717-802) и Аморийской (820-867) династий. А восстание Фомы Славянина вообще поставило империю на грань гибели. При этом василевсы так и не решили проблему обнищания мелких крестьян. Стратиоты уже были не в состоянии самостоятельно приобрести необходимую экипировку — им вновь стали выдавать оружие за государственный счёт.
Уже при Льве VI из новой Македонской династии одна только армия Востока поглощала до 40 процентов государственных расходов ежегодно. Военная и экономическая мощь империи оказалась сильно подорванной, а монастырские владения остались внутренним оффшором.
В 917 году византийскую армию разбили болгары под Ахелоем. Но даже это поражение не возродило идею иконоборчества.
Потеря Италии
Ещё до собора власти начали национализацию монастырского имущества. Активы монастырей отчуждались в казну, а затем жаловались военачальникам и приближённым императора. После собора отдельные акты национализации превратились в государственную политику. Начался массовый исход монашества. Как отмечал Ф. И. Успенский, только на юг Италии убежало до 50 тысяч монахов.
В Италии римские понтифики отнеслись благожелательно к беглым византийским монахам. Многие из них поселились в Вечном городе или рядом — и это было неспроста. Папа римский решил использовать церковные распри среди ромеев в свою пользу.
Казни монахов. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы(источник фото)
Лев III практически бросил свои итальянские владения на произвол судьбы, но при этом пытался выжать из них максимум налогов. Риму угрожали лангобарды, но понтифики тщетно слали одно письмо за другим в Константинополь — императоры были заняты. И тогда папа римский Григорий II обратился к франкским королям. Впрочем, франки тогда не сильно помогли. С лангобардами разобрался только Карл Великий во времена папы Адриана I, разгромив их последнего короля Дезидерия.
Однако в Риме сразу же поняли, что ветер истории явно подул в другие паруса и надо резко менять ставки. Папа Григорий II первым начал бороться с иконоборцами. С середины VIII века Византия не просто потеряла Италию — Константинополь потерял Рим. Это серьёзно сказалось во втором периоде иконокластии.
Затем маятник качнулся в другую сторону. В 787 году новый Вселенский собор, тоже седьмой, отменил решения собора 754 года. Иконопочитатели вздохнули свободно. Первый период длился около пятидесяти лет.
Иконоборчество (иконоклазм) появилось как борьба с кумирами, эта традиция восходит к еврейской истории
Идея о том, что нельзя делать изображения божеств, восходит к Библии. Мы встречаем её в двух редакциях Заповедей:
(Вторз: 5:8–9)
(Исх. 34: 12–14)
Скульптура богини Ашеры. Один из тех самых «кумиров», с которыми призывали бороться 10 заповедей. Примечательно, что евреи длительное время почитали Ашеру наравне с их Богом. Фото: upload.wikimedia.org
В оригинальном тексте использованы слова:
- «изображение» — pesel, существительное, однокоренное глаголу «pasal» (тесать камень). Образованное существительное обозначает готовые фигуры из камня или дерева. В Библии оно употребляется только по отношению к религиозным скульптурам богов, людей и животных. Таким образом, здесь идёт исключительно о статуях божества;
- «кумир» (samel) — по-видимому, тоже статуя божества, нечто близкое по значению к pesel;
- «очертание» — taḇnit Прообраз (идея) какого-либо объекта, либо реализация этой идеи. Выражаясь современным языком, это модель чего-либо. Слово есть в оригинале, но в синодальном переводе Заповедей не отражено и заменено на «никакого изображения». Интересно, что в Библии на еврейском встречается выражение «очертание кумира», то есть эти понятия можно объединять.
«Кумиры» из заповедей — не иконы, а статуи божеств, почитаемых врагами древних евреев
«Ашера» — имя богини, которую длительное время почитали среди евреев. В синодальном переводе её имя не всегда отраженно. Более адекватный перевод отрывка: «Разрушьте жертвенники их, сокрушите столпы их, ашеры их сожгите». Её почитали в виде столбов, скульптур и священных деревьев.
Подробнее на тему перевода Библии и верований древних евреев можно прочесть в книге исследователя Сергея Петрова «Вот б-ги твои, Израиль!».
Купить на ЛитРес:
В книге Левит в негативном контексте упомянуты столбы:
(Лев. 26:1)
Но так ли однозначны эти запреты на изваяния? Вряд ли.
(Ис.19:19)
Здесь в оригинале использовано слово «столб» (maṣṣeḇa) — сооружение, которое запрещала ставить книга Левит.
Ряд стихов из Ветхого Завета дают основания для осторожного предположения, что в Иерусалимском храме имелось изображение Бога. Например:. (4 Цар
19:14–15)
«Пляски вокруг золотого тельца», Никола Пуссен. Гнев Моисея на сотворение этой статуи — пример ветхозаветного иконоборчества. Фото: pravlife.org
(4 Цар. 19:14–15)
«Пляски вокруг золотого тельца», Никола Пуссен. Гнев Моисея на сотворение этой статуи — пример ветхозаветного иконоборчества. Фото: pravlife.org
Как известно, Телец был символом бога Эля и его сына громовержца Ваала. Позднее, как видно из Писания, и ветхозаветного Бога несколько раз отождествляли тельцом:
(3 Цар. 12:28)
а также Исх. 32:5, где тельца создают на праздник Господа.
Косвенные свидетельства Ветхого Завета и археологические находки позволяют утверждать, что в среде древних евреев продолжительное время почитали скульптуры божеств из разных материалов, священные деревья, а также столбы ритуального назначения.
Борьбу с изображениями следует воспринимать, как войну с чужими традициями.
Сакрализация образа Бога — явление более позднее, чем принято думать.
Ряд исследователей смело полагают, что точку в этом вопросе поставили уже на заре христианства, а до той поры ещё существовала полемика на тему допустимости изображения Божества.
Литература
- Chapman H. Iconoslasm and Later Prehistory. — Routledge, 2018. — 233 p. — ISBN 9781315177236.
- O’Connell M. The Idolatrous Eye. Iconoclasm and Theater in Early-Modern England. — Oxford University Press, 2000. — 198 p. — ISBN 0-19-513205-X.
- May N. N. Iconoclasm and Text Destruction in the Ancient Near East // Iconoclasm and Text Destruction in the Ancient Near East and Beyond. — The University of Chicago Oriental Institute Studies Seminars. — 2012. — Vol. 8. — P. 1—32. — ISBN 978-1-885923-90-5.
- Noble T. Images, Iconoclasm, and the Carolingians. — University of Pennsylvania Press, 2009. — 488 p. — ISBN 978-0-8122-4141-9.
- Sarró R. The Politics of Religious Change on the Upper Guinea Coast Iconoclasm Done and Undone. — 2009. — 239 p. — ISBN 978 0 7486 3515 3.
- Spraggon J. Puritan Iconoclasm during the English Civil War. — The Boydell Press, 2003. — 318 p. — ISBN 0 88115 895 1.
Иконоборчество
Интересно бывает заглянуть иногда в словарь и найти значение какого-нибудь слова, вроде бы давно тебе известного, и неожиданно обнаружить, что на самом деле о слове ты ничего не знаешь. Так, например, случилось со словом “иконоборчество”. Все, что я о нем помнил, что 8-9м веках в Византии какие-то сумасшедшие в борьбе с идолопоклонством целенаправленно уничтожали иконы, мозаики, фрески, статуи… Считается, что Айя-София потеряла в этой борьбе все свои мозаики, а те, что мы видим, появились позже. Как сравнить их с безвозвратно утерянными?
Так вот, возвращаясь к слову иконоборчество или иконоклазм по-гречески, что значит разрушение изображений — его предыстория началась в Месопотамии 4,5 тысячи лет назад. Археологи нашли там культовые статуи с отбитыми носами — кто-то надругался над чужими богами. Дальше — больше. Имя фараона-реформатора Эхнатона после его смерти было предано забвению, а его гробница разрушена. В Древнем Риме процедура забвения была введена в законодательную практику под названием damnatio memoriae, т.е. проклятие памяти. Римляне проклинали государственных преступников — вместе с их именами уничтожались любые материальные свидетельства их существования. Отдельный и огромный урон культурной памяти человечества нанесло христианство, как планомерным уничтожением языческих идолов, так и внутренними противоречиями. В качестве примера первых можно привести уничтожение изваяний Перуна и других богов при крещении Руси — князь Владимир, как говорят, повелел их тысячами сбрасывать в Днепр; вторые приводили к уже упомянутому иконоборчеству в Византии или в Европе в период Реформации, когда повсеместно проводилась зачистка церквей от предметов культа. Но не христианством единым — в Африке мусульмане уничтожали священные деревья, на Востоке талибы взрывали находившиеся под охраной Юнеско статуи Будды, исламисты — город Пальмиру. И не только религией — римское “проклятие памяти” возродилось в СССР под видом политической цензуры. Враги народа стирались не только с лица земли, но и, стараниями ретушеров, из групповых фотографий с теми, кого врагом еще не успели объявить.
Огромное число памятников культуры погибло во Вторую Мировую войну. И если немцы на первых порах как-то пытались соблюдать женевскую конвенцию, то английские и американские летчики с немецкими городами и памятниками архитектуры не церемонились. Дрезден и Гамбург были выжжены дотла.Надо заметить, что попытки ввести символическое разрушение чужих образцов культуры в законотворческие практики оказывались не очень успешными — мы помним и мужа царицы Нефертити Эхнатона, и разрушителя Рима императора Нерона, также в свое время подвергнутого принудительному забвению. Здесь же стоит упомянуть еще одну архитектурно-строительную практику по использованию элементов декора старых зданий в новых сооружениях. По этому принципу греки, например, строили базилику-цистерну в Константинополе. 360 колонн из разрушенных или заброшенных храмов было использовано при строительстве знаменитого водохранилища. Практика носит красивое латинское название spolia, но не будем обольщаться — spolium на латыни значит мародерство. То же со словом вандализм — словарь определяет его как светскую форму иконоборчества. И наоборот. Иконоклазм в сегодняшнем дискурсе включает в себя не только религиозные или политические акты разрушения объектов чужеродной идеологии, а вообще любые виды вандализма от закрашивания граффити Бэнкси до разрушения башен-близнецов в Нью-Йорке. Так что нет ничего нового в сегодняшней вспышке агрессии в отношении памятников конкистадорам и рабовладельцам. Древние ксенофобские инстинкты, цензура, вандализм и мародерство. Никакой эстетики.
Есть еще один любопытный аспект в вандализме. Часто разрушают не из мести или других символических причин, а из культурно-экономической несостоятельности. Крестьяне жгли усадьбы потому, что не могли ни жить в них, ни содержать. Грабили, что могли, но и то без нужды.
В Африке
Понятие иконоборчества распространяют также на культурные процессы в Африке. Таким образом характеризуют уничтожение священных деревьев народа бага в Гвинее в 1956—1957 годах. Мусульманский священник (мурабит) Асеку Сайон (Asekou Sayon) и его ученик Абдулайе Камара (Abdoulaye Camara) начали кампанию по разрушению традиционной религии и по обращению бага в ислам. Действуя в нескольких деревнях при поддержке местной молодёжи, срубали священные рощи и разрушали предметы культа бага (маски, скульптуры). Дополнительный урон культуре бага был нанесён после обретения страной независимости, когда президент Секу Туре провозгласил свою «программу демистификации». В попытках обретения новой национальной идентичности традиционные религиозные практики были объявлены незаконными, а их публичное отправление запрещено.
Иконоборчество в Нидерландах
Иконоборческие бунты в Нидерландах начались в 1566 году. В движении участвовали многотысячные массы простых людей, контролируемые кальвинистскими консисториями и дворянами-кальвинистами. Протест проходил как открытое вооруженное восстание, направленное против католической церкви, инквизиции, продажи индульгенций, жестокого преследования еретиков. Недовольство народа и дворянских кругов вызывала манера правления испанского короля Филиппа II, установившего жесткий контроль над нидерландскими провинциями.
Участники иконоборческого движения разгромили множество храмов и дворянских поместий, уничтожили немало икон, статуй и церковных документов, отнимали имущество у сторонников католицизма. Одновременно с погромами из мест заключения освобождались люди, объявленные ранее еретиками. На фоне таких событий Маргарита Пармская, исполнявшая обязанности испанской наместницы в Нидерландах, издала манифест от 23 августа 1566 г. В нем обещалось устранить инквизицию и суровые законы против еретиков, обеспечить большие свободы кальвинистам. Впоследствии ни одна из обозначенных в этом документе реформ так и не была реализована, поскольку представители власти преследовали совсем иные цели.
После выхода манифеста лидеры народного восстания стали отказываться от прежних идей и присягать на верность королю Филиппу II. Оставшись без прежнего руководства, иконоборцы были постепенно разгромлены испанскими войсками. Многих участников народных бунтов заключили в тюрьмы и подвергли пыткам. Власти, подавившие движение иконоборцев в Нидерландах, вновь установили прежний режим и восстановили безграничную власть Католической церкви.
Иконоборчество в истории
В Древнем мире
Начало исследованиям иконоборчества на Древнем Ближнем Востоке положил в 1980 году немецкий археолог Марк Брандес, обративший внимание на однотипные повреждения — отбитые носы и конечности — вотивных статуй раннединастического периода в Хафадже. В дальнейшем эти работы были продолжены другими исследователями.
В Античности и раннем христианстве
Императоры Каракалла и Гета на Арке аргентариев в Риме. Изображение Геты уничтожено
Несмотря на то, что в Древнем Риме и Древней Греции было создано множество прекрасных образцов визуального искусства, существовала и критика такой формы репрезентации. В Греции материальность скульптур осуждал Гераклит, а Ксенофану казалась смехотворной идея, что изображения богов напоминают смертных. Таким образом, критика относилась к тому, что материальная онтология изображений, их подверженность осквернению не соответствовала природе изображаемых ими сущностей. Также среди образованных греков существовало мнение, что духовное превосходит материальное, абстрактное — конкретное, воображаемое — визуальное. У римлян, кроме того, существовал страх, что красота предметов ослабит гражданскую и военную доблесть граждан.
Начиная со II века отношение христианства к изображениям становится сложным. Основой противоречий стали различные интерпретации второй заповеди (Исх. ). Разрушение христианами языческих изображений и святилищ не носило систематического характера и не может быть во всех случаях отнесено к рассматриваемому явлению. Различен также и масштаб разрушений — от обезглавливания статуй до полного уничтожения. В отношении лиц повреждены чаще всего глаза. Возможно, такая агрессия имела целью устранить или уменьшить метафизическую силу или присутствие объекта. Обломки языческих памятников во множестве находят, например, на территории, относившейся к Римской Британии. Разрушение не всегда имеет характер полного уничтожения, и археологи отмечают черты отбора элементов разрушенных предметов с целью образования новых композиций. В Средиземноморском регионе нередки случаи переиспользования языческих храмов и придания изображениям других черт.
Бо́льший уровень разрушений в некоторых регионах, в частности в Восточном Средиземноморье, может указывать как на разницу в процессе распространения христианства, так и на различие в уровне технологий, распространённости долговечных материалов. В связи с этим поднимается вопрос о распространении термина «иконоборчество» на священные деревья и рощи, а также в целом на более широкий ряд символических объектов. Таким образом, применительно к зороастризму в Персии иконоборчество характеризуется через погашение священных огней.
К иконоборчеству в период поздней античности также относят damnatio memoriae — политически обусловленное устранение памяти о каком-либо лице. В рамках сопутствующих мероприятий память о человеке устранялась путём уничтожения его изображений, посвящённых ему надписей и пр. Часто damnatio memoriae подвергались узурпаторы и тираны, но не только. В результате раскопок в Риме в 1887 году было обнаружено более 100 захоронений с уничтоженными эпитафиями и изображениями, предположительно принадлежащих солдатам XX легиона, который поддержал узурпаторов в III веке.
Византия
Религиозное движение, направленное против почитания икон, в Византии существовало в VIII — начале IX века. Иконоборцы считали священные изображения идолами, а культ почитания икон — идолопоклонством, ссылаясь на ветхозаветные заповеди («не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Исх. )). Законами 726 и 730 годов император Лев III Исавр запретил почитание икон. Иконоборчество было запрещено Вторым Никейским собором 787 года, возобновилось в начале IX века и подверглось окончательному запрету в 843 году. За более чем столетие деятельности иконоборцев были уничтожены тысячи икон, а также мозаик, фресок, статуй святых и расписных алтарей во многих храмах.
Литература
- Chapman H. Iconoslasm and Later Prehistory. — Routledge, 2018. — 233 p. — ISBN 9781315177236.
- O’Connell M. The Idolatrous Eye. Iconoclasm and Theater in Early-Modern England. — Oxford University Press, 2000. — 198 p. — ISBN 0-19-513205-X.
- May N. N. Iconoclasm and Text Destruction in the Ancient Near East // Iconoclasm and Text Destruction in the Ancient Near East and Beyond. — The University of Chicago Oriental Institute Studies Seminars. — 2012. — Vol. 8. — P. 1—32. — ISBN 978-1-885923-90-5.
- Noble T. Images, Iconoclasm, and the Carolingians. — University of Pennsylvania Press, 2009. — 488 p. — ISBN 978-0-8122-4141-9.
- Sarró R. The Politics of Religious Change on the Upper Guinea Coast Iconoclasm Done and Undone. — 2009. — 239 p. — ISBN 978 0 7486 3515 3.
- Spraggon J. Puritan Iconoclasm during the English Civil War. — The Boydell Press, 2003. — 318 p. — ISBN 0 88115 895 1.
Литература
- Chapman H. Iconoslasm and Later Prehistory. — Routledge, 2018. — 233 p. — ISBN 9781315177236.
- O’Connell M. The Idolatrous Eye. Iconoclasm and Theater in Early-Modern England. — Oxford University Press, 2000. — 198 p. — ISBN 0-19-513205-X.
- May N. N. Iconoclasm and Text Destruction in the Ancient Near East // Iconoclasm and Text Destruction in the Ancient Near East and Beyond. — The University of Chicago Oriental Institute Studies Seminars. — 2012. — Vol. 8. — P. 1—32. — ISBN 978-1-885923-90-5.
- Noble T. Images, Iconoclasm, and the Carolingians. — University of Pennsylvania Press, 2009. — 488 p. — ISBN 978-0-8122-4141-9.
- Sarró R. The Politics of Religious Change on the Upper Guinea Coast Iconoclasm Done and Undone. — 2009. — 239 p. — ISBN 978 0 7486 3515 3.
- Spraggon J. Puritan Iconoclasm during the English Civil War. — The Boydell Press, 2003. — 318 p. — ISBN 0 88115 895 1.
В период Реформации
Основоположники Реформации высказывали различные мнения относительно изображений. Если Жан Кальвин, исходя из буквальной интерпретации Второй заповеди, требовал их удаления из церквей, то Мартин Лютер проводил различие между изображениями и их восприятием. Наиболее радикальные группы иконоборцев действовали в южных областях Германии и Швейцарии. Одно из наиболее масштабных иконоборческих волнений произошло в Женеве, заметной была иконоборческая активность Ульриха Цвингли в Цюрихе. С иконоборческого восстания в 1566 году, в ходе которого уничтожались иконы и статуи святых в католических храмах и монастырях, началась революция в Нидерландах. Действия протестующих включали разрушение не только изображений и скульптур в церквях, но и прочих культовых объектов (канделябров, монстранций).
В Англии иконоборческие инциденты отмечались уже начиная с 1520-х годов. В 10 статьях, принятых Церковью Англии в июле 1536 года, разрешалось использование изображений как «напоминание о небесных вещах». Однако уже в августе отношение к ним стало более критичным, что обосновывалось защитой изображений от оскорблений и опасностью восприятия их как идолов. В 1537 году против изображений выступил Томас Кранмер, несколько лет спустя его поддержал Томас Кромвель. После падения Кромвеля в 1540 году ход реформы замедлился, но с восшествием на престол Эдуарда VI кампания против изображений стала проводиться с ещё большим рвением. В 1547 году был принят акт об уничтожении всех оскорбительных изображений, под которыми понимались относящиеся к поддельным чудесам, паломничествам, идолопоклонничеству и предрассудкам. Дальнейшие законы только расширили этот перечень. Некоторые радикальные епископы приказывали разрушать алтари в своих диоцезах. C возвращением в Англию протестантов, изгнанных при королеве Марии, влияние реформатских церквей Швейцарии, а вместе с ним направленность против изображений, усилились.
К пуританскому иконоборчеству относят также осуждение и борьбу с театром в конце XVI—XVII веках.