Чин чтения акафистов
Содержание:
- Псалом 50
- Кто пишет тексты для акафистников?
- Чтение акафиста по дням недели
- Зачем читают акафист?
- Порядок чтения акафистов.
- Ежегодные молебны
- Зачем читать акафист 40 дней
- Окончание акафиста общее
- Акафисты в христианстве
- Пред чтением акафиста на это нужно испросить благословение священника
- Как правильно читать акафисты и в какое время?
- Структура акафиста
- Что такое акафист в Православии?
- Что такое акафист в Православии?
- Каноны и акафисты
Псалом 50
Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя; я́ко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. Тебе́ Еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти. Се бо, в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся; омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́ныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н; се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая; тогда́ возложа́т на oлта́рь Твой тельцы́.
Кто пишет тексты для акафистников?
Это – сборник текстов песен, прославляющих Бога, его Матерь и святых:
- Первый такой хвалебный гимн, названный Великим Акафистом, во имя Богородицы, написал святой Роман Сладкопевец, однако существуют и другие мнения, причисляющие к авторам Георгия Писиду и патриарха Сергия Константинопольского. Ориентировочное время появления – 626 год;
- В России они стали очень популярны с 18 века. Авторами их были не только священнослужители разного ранга, но и миряне: как мужчины, так и женщины. Пишутся они по традиции на церковнославянском языке;
- Теоретически написать их может любой человек, обладающий знаниями в области истории, владеющий языком написания, знанием богословских традиций стихосложения подобных произведений и, разумеется, обладающий талантом поэта;
- В настоящее время церковью рассматривается необходимость утверждения новых текстов ее Высшим руководством, так как данные песнопения стали очень распространены в храмах.
Чтение акафиста по дням недели
С характерной для церковной жизни упорядоченностью на каждый день недели предусмотрено чтение акафиста с обращением:
- по понедельникам – к Ангелу-Хранителю либо Архангелу Михаилу – главе Небесного воинства;
- по вторникам – к Иоанну Крестителю (Предтече);
- по средам – акафист Иисусу Сладчайшему;
- по четвергам – св. Николаю Угоднику (Чудотворцу);
- по пятницам — Животворящему Кресту Господнему;
- по субботам – Богоматери;
- по воскресеньям – в честь Светлого Воскресения Спасителя.
Можно читать акафист и какому-либо иному святому или же иконе, если вы ощущаете в этом сердечную потребность; тогда об этом нужно сказать, обращаясь к батюшке за благословением на чтение акафиста. Текст нужных вам молитв можно найти в молитвослове.
Зачем читают акафист?
Фото: Бого.рф
Обычно христиане восхваляют или благодарят Иисуса Христа, Его Пресвятую Мать, просят милости и защиты в жизни у Небесных угодников:
- о помощи в зачатии долгожданного дитя;
- о скором и легком разрешении беременности;
- о счастье детей и внуков;
- о быстром истреблении недугов;
- об избавлении от зависимостей: алкоголизма, наркомании, игромании;
- о завершении военных действий и возвращении защитников домой живыми;
- о прекращении мучительной душевной скорби;
- об избавлении от бедности;
- о достойном выходе из сложных ситуаций (в жизни, на работе, в семье).
Верующие замечают, что после чтения акафиста с ними происходят «волшебные» вещи:
- при обращении ко Христу душа светлеет, ее покидает чернота и груз проблем, она наполняется радостью и счастьем, а сам человек готов петь и летать от легкости, посетившей его;
- при каждодневном чтении акафиста молящийся быстрее понимает текст молитвы, Библейские события;
- после чтения (пения) славословия уходят все сомнения о благополучном исходе задуманного дела.
Порядок чтения акафистов.
Чтение акафистов отдельно от утреннего и вечернего молитвенного правила.
Начало чтения обычно предваряют начальные молитвы:
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды, с крестным знамением и поясными поклонами).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй (трижды).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех. Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй (12 раз).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон).
Приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу (поклон).
Приидите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).
Псалом 50.
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззакония моя аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавая пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твой. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
Символ веры
Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Затем акафист (читается после 6-й песни канона).
По завершении чтения канона – молитва ко Господу Иисусу Христу или Божией Матери, святому – соответственно смыслу акафиста. Затем:
Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога Нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй (трижды).
Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, святаго (имя святого, которому читался акафист, если Господу или Богородице, то ничего не произносим) и всех святы́х, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь.
Если Кресту — силою Честнаго и Животворящего Креста
Если Ангелам — Честных Небесных Сил Бесплотных
Ежегодные молебны
Новолетие — особое последование, совершающееся в церкви на гражданский Новый Год, на Новый Год по старому стилю.Благодарственный молебен на Рождество Христово — служится в память победы в Отечественной войне 1812гВеликое освящение воды — праздник Крещения Господня. Главный из водосвятных молебнов.Благодарственный в первое воскресенье Великого Поста (Торжество Православия) — в честь восстановления почитания икон в 9 веке. Этому событию христиане обязаны множеством чудотворных икон и возможностью молиться перед образами дома.Освящение меда (Медовый Спас) — молебен, совершающийся 14 августа, в память «изнесения Древ Креста Господня». Во время свирепствующих летом эпидемий в 7-8 веках в Византии принято было обходить города со святыней — частицами Креста Господня, испрашивая у Господа избавления от болезни. Это событие не имеет отношения к меду, но поскольку к середине августа на Руси начинался сбор меда, то начатки урожая приносили для благословения и пожертвования в церковь. На водосвятном молебне, отправляющемся в этот день, читается молитва на освящение меда.Освящение плодов ( Яблочный Спас), 19 августа — относится к празднику Преображения Господня. В этот день служится водосвятный молебен с чтением молитв на освящение плодов. Отдельно читается молитва на освящение винограда, этот плод особо почитается в Церкви, из него делается вино для Причастия.Ореховый Спас — праздник в память чуда, совершенного Господом по просьбе царя Авгаря. Желая иметь у себя портрет Христа, царь послал живописца, чтобы тот нарисовал Его. Взяв у художника холст, Господь приложил его к лицу и на нем отобразился Пречистый Лик. В этот день, по случаю созревания орехов, совершается освящение первого урожая.Начало учения отроков — особый молебен, служащийся по поводу начала учебного года. Подаются записки с именами школьников и студентов. Такие молебны совершаются также в учебных заведениях.
На любой из перечисленных молебнов можно подавать записки о здравии.
Зачем читать акафист 40 дней
Иисус Христос молился и постился 40 дней в пустыне, на земле до Вознесения Христос находился 40 дней, 40 дней на земле шёл дождь, когда Ной находился в ковчеге…
Число 40 в православии наделено особым значением. Согласно Библии многие важные события длились 40 дней или 40 лет.
Это число означает полноту, завершение и совершенство. На такой молитвенный труд нужно брать благословение священника.
Читать акафисты можно в любое время, когда просит душа, и не обязательно именно 40 раз. Можно самостоятельно выбрать хвалебный гимн — кому вы хотите молиться. Главное, чтобы слова проходили через сердце, мысли были чистыми, а вера крепкая.
Не стоит так же забывать о том, что нагромоздить на себя можно много самостоятельно, все таки рекомендуется брать благословение и совет у священника, который подскажет, как правильно поступить и увидит, полезен ли вам будет этот молитвенный труд.
Окончание акафиста общее
По прочтении акафиста и молитвы святому, чти:
Досто́йно есть я́ко вои́стинну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, / без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.
Таже: Сла́ва, и ны́не: Го́споди, поми́луй, трижды.
И отпуст.
Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди
Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, святаго (имя святого, емуже читался акафист) и всех
святы́х, спаси́ и помилуй мя, гре́шнаго, яко Благ и Человеколюбец.
Акафисты в христианстве
Церковные акафисты не считаются обязательными богослужениями, кроме посвященного Богородице акафиста «Возбранная воевода» (в субботу на пятой седмице Пасхального поста). На греческом слово «акафист» обозначает «неседальное пение». Это славословие и гимн Господу, Богоматери, святым и архангелам. Акафистное пение всегда исполняется стоя, послабление разрешено только тяжело больным людям. Акафисты воспевают в любые дни, кроме Великого поста. Их исполняют в соборах и дома, но только по благословению батюшки.
Акафисты строятся из 25 хвалебных гимнов, разделенных на два вида — кондаки (хвалебное песнопение) и икосы (пространное песнопение). Кондаки (их 13) рассказывают о том, для кого предназначено славословие, икосы (их 12) поясняют суть акафиста. Икосы и первый кондак заканчиваются восклицанием «радуйся», 11 кондаков заканчиваются восклицанием «аллилуйя». Последний кондак воспевается троекратно.
Перед исполнением акафистного пения произносят предначинательную молитву, обращенную к святым или Богородице. Затем воспевают сам гимн, а в конце его — молитву.
По каким случаям воспевают акафистные гимны:
- в благодарность за помощь;
- в дни чествования святого;
- для наполнения души покоем;
- если нужно попросить святого о вспоможении в делах;
- для исцеления от заболеваний — телесных и душевных;
- при земных скорбях и нуждах;
- для защиты от соблазнов греха;
- при финансовой неурядице;
- в иных трудных случаях.
Акафист Богородице «Возбранная воевода» воспевают для:
- исцеления от заболеваний;
- освобождения от алкоголизма и наркомании;
- вспоможения в родах;
- помощи в воспитании детишек;
- избавления от преследующих врагов;
- в иных бытовых проблемах.
Акафисты иным образам Богородицы:
- «Всецарица» — от зависимостей, тяжелых болезней, оккультизма;
- «Млекопитательница» — за младенцев, для родовспоможения;
- «Неопалимая купина» — от возгораний, в защиту невинно осужденным;
- «Неупиваемая чаша» — для избавления от зависимости винопития, табакокурения, наркотиков;
- «Казанская» — для излечения, для сохранения супружеских уз, от врагов;
- «Скоропослушница» — для излечения от недугов;
- «Семистрельная» — для примирения враждующих;
- «Целительница» — для освобождения от болезней.
Акафисты святым:
- Пантелеймону целителю — от любых недугов;
- преп. Сергию Радонежскому — для успешной учебы, усмирения гордыни;
- блаж. Ксения Петербуржская — при любых бытовых проблемах, для исцеления;
- великомученнику Георгию Победоносцу — для защиты от врагов, для защиты от нападения диких зверей, для сохранности домашних питомцев;
- св. Иоанну Крестителю — для обретения или укрепления веры, о покаянии, для урожая;
- св. Вонифатию — от алкоголизма и обжорства;
- пророку Илии — в любых нуждах;
- чудотворцу Иоанну воину — от грабежа и покражи;
- свв. Киприану и Устинии — от оккультизма и колдовства;
- богоотцу Иоаким и праведной Анна — от бесплодия.
Акафист Спиридону Тримифунтскому
Эта акафистная песнь читается 40 дней подряд для решения квартирного вопроса, финансовой помощи и вспоможения в любых нуждах. Святой чудотворец при жизни изгонял бесов, исцелял недужных, воскрешал мертвых.
Также акафисты читают:
- Иисусу сладчайшему — для обретения душевной гармонии и божьей благодати;
- Ангелу хранителю — при любых проблемах;
- св. Михаилу архангелу — при переезде в новое жилое помещение.
Акафисты по дням недели:
- воскресенье — чествование воскресения Иисуса Христа;
- понедельник — ангелу хранителю и архангелу Михаилу;
- вторник — Иоанну Предтече;
- среда — Иисусу Христу сладчайшему;
- четверг — Николаю угоднику;
- пятница — Животворящему Кресту;
- суббота — Богоматери.
Как правильно заказать акафист в храме или монастыре? Необходимо подать церковную записочку и указанными именами (в родительном падеже). Также можно заказать требу онлайн в монастыре или соборе, которые имеют свой сайт в интернете.
При записи имен используйте крестильные имена, записывайте их правильно: не Дмитрия, а Димитрия. Иван на церковнославянском — Иоанн, а Татьяна — Татиана. Также можно указать статус человека: болящего Иоанна, младенца Димитрия, отроковицы Татианы, воина Георгия. Фамилия и отчество в записках не указываются.
Пред чтением акафиста на это нужно испросить благословение священника
Чтение акафиста — это азбука православной веры. Читая хвалебный гимн, православный подготавливается к молитве и богослужению. Недавно воцерковлённый же человек, таким образом, изучает азы православия. Именно поэтому православные должны знать и понимать для чего читают акафист.
Чтение акафиста Пресвятой Богородице. Храм в честь Воздвижения Креста Господня, село Большое Акулово, 2015 год. Акафисты в некоторых случаях читают во время богослужения
При этом необходимо помнить, что прежде чем возложить на себя какие-то молитвенные правила, необходимо первоначально посоветоваться с духовником или же священником. Дело в том, что можно взвалить на себя непосильную ношу и не выполнить возложенные на себя обеты.
Кроме того, среди верующих может даже проявиться гордыня и нездоровая конкуренция кто больше прочитает акафистов. Это относится к тем случаям, когда некоторые читают такие гимны целыми днями и даже месяцами.
Акафисты читают на разные жизненные случаи. Так к Пресвятой Богородице и святым обращаются в следующих случаях:
- в случае тяжести на душе;
- в случае сомнения;
- для дарования помощи в мирских делах;
- для исцеления душевных и физических недугов.
Видеоролик Акафист Святым Благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским. Святым читают акафист на укрепление брачных уз и о благословении на брак.
Какой акафист читать зависит о того, что просит верующий. Богородицу просят помощи в воспитании детей, родовспоможении, о победе над врагами и т.д. Божии Угодники могут помочь при переезде в новый дом, в случае материальных затруднений, при скорбях, нуждах и т.д.
Существуют акафисты на каждый день недели, поэтому в случае необходимости можно всегда обрести небесную помощь, обратившись к тому или иному святому с молитвой.
Как правильно читать акафисты и в какое время?
– Как правильно читать акафисты и в какое время?
На вопрос отвечает протоиерей Андрей Рахновский.
– Апостол Павел учит нас: «Непрестанно молитесь». Он этой фразой показывает идеал, к которому мы должны прийти, когда сердце христианина всегда наполнено молитвой, обращением к Богу. Это идеал молитвенной жизни, не всегда для нас достижимый, например, сегодня и сейчас.
Есть время для утренней молитвы и для вечерней молитвы. Утро мы начинаем с обращения к Богу, восстав от сна. Вечером мы завершаем день, за все благодарим Господа. Поэтому утренние и вечерние молитвы в самих своих текстах содержат тему: утро или вечер. По смыслу они относятся к соответствующему времени суток.
Что касается акафистов и других молитвословий: их мы можем читать тогда, когда мы захотим и когда у нас есть время. На самом деле время, в которое совершается молитва, не влияет на эффективность молитвы.
Знаю, что в православной среде есть убеждение, что молитвы нужно читать в определенное время, а ещё лучше, если несколько человек читают это в определенное время
На самом деле здесь важно согласие нескольких или множества людей молиться о чем-либо, молиться друг за друга. А в какое время это происходит, в один и тот же час они начали эту молитву или нет, на суть молитвы, на её силу это не влияет
Для молитвы на самом деле важно насколько в момент обращения к Богу ум и сердце обращены к Богу. Насколько перед этим мы простили своих недругов, тех, кто сделал нам что-то не так. Насколько мы благодарим Бога, а не только просим. Вот это имеет значение для молитвы. А время молитвы значения не имеет.
Правда святитель Феофан Затворник предупреждает: людям новоначальным, которые не достигли ещё хотя бы приближения к бесстрастию, ещё не преодолели в себе страсти, он категорически не советует ночную молитву. Это может отрицательно повлияет на человека и в физическом и в психологическом плане. Поэтому здесь нужно быть осторожными. И прежде чем брать на себя какое-либо молитвенное обязательство, правило, лучше подойти к своему духовнику, который вас знает, и с ним посоветоваться.
Мы молимся чужими молитвами — может поэтому нас не слышат?
Структура акафиста
В структуру акафиста входят 12 икосов и 13 кондаков, чередующихся между собой. Икосы содержат 12 хайретизмов (приветствий, начинающихся с греческого слова «χαῖρε» —»радуйся), которые следуют после небольшой вводной части основного текста. Необходимо отметить, что русский перевод «радуйся» — это не буквальный призыв к радости. Смысл этого слова в данном случае как приветствие. Предваряют чтение молитвы перед акафистом.
В икосе ярко выражен ритмический рисунок. Хайретизмы объединены по 6 пар таким образом, что в каждой паре одна строка зеркально отображает другую. В них присутствует парная рифма: каждому слову в одной строке зарифмовано соответствующее ему слово в другой.
Короткий икос в славянской традиции именуется кондаком. В конце него поется припев «Аллилуйя» («хвалите Бога»). Сам текст кондака раскрывает смысл праздника. Так, в акафисте Пресвятой Богородице в кондаке 2 поется:
Что такое акафист в Православии?
Отсутствуют исторически подтвержденные сведения об авторе первого акафиста. Как, по Преданию, благочестивое желание христиан написать красками образ Божией Матери исполнил апостол Лука. Кому-то надлежало исполнить и зародившееся в душах верующих желание воздать хвалу Пресвятой Богородице благодарственным гимном. Церковные историки в качестве возможного автора называют преподобного Романа Сладкопевца (6 век).
Как гласит Предание, по особому небесному вдохновению он написал первый кондак в честь праздника Рождества Христова. Накануне праздника Рождества Христова преподобному Роману в Константинополе в сонном видении явилась Божия Матерь. Она повелела съесть пергаментный свиток. Когда преподобный проснулся, то, взойдя на амвон (возвышенное место в храме), начал возглашать:
Спустя столетия (13 век) подобные песнопения были написаны ко Господу, различным иконам Божией Матери, Ангельским силам и святым угодникам Божиим. Так акафист превратился в особый жанр церковных песнопений.
Авторы древних акафистов зачастую неизвестны. Новые хвалебные песнопения пишутся вплоть до настоящего времени. Стремление выражения чувств посредством акафиста свидетельствует о потребности христианской души приносить хвалу и благодарение за оказанную помощь.
Что такое акафист в Православии?
Отсутствуют исторически подтвержденные сведения об авторе первого акафиста. Как, по Преданию, благочестивое желание христиан написать красками образ Божией Матери исполнил апостол Лука. Кому-то надлежало исполнить и зародившееся в душах верующих желание воздать хвалу Пресвятой Богородице благодарственным гимном. Церковные историки в качестве возможного автора называют преподобного Романа Сладкопевца (6 век).
Как гласит Предание, по особому небесному вдохновению он написал первый кондак в честь праздника Рождества Христова. Накануне праздника Рождества Христова преподобному Роману в Константинополе в сонном видении явилась Божия Матерь. Она повелела съесть пергаментный свиток. Когда преподобный проснулся, то, взойдя на амвон (возвышенное место в храме), начал возглашать:
«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог».
Спустя столетия (13 век) подобные песнопения были написаны ко Господу, различным иконам Божией Матери, Ангельским силам и святым угодникам Божиим. Так акафист превратился в особый жанр церковных песнопений.
Авторы древних акафистов зачастую неизвестны. Новые хвалебные песнопения пишутся вплоть до настоящего времени. Стремление выражения чувств посредством акафиста свидетельствует о потребности христианской души приносить хвалу и благодарение за оказанную помощь.
«Благодарение приемлющего дары поощряет Дающего дары к подаянию еще других даров, больших, нежели первые. Дары только тогда остаются без преумножения, когда нет за них благодарения» (святитель Игнатий Брянчанинов, 1807-1867).
Каноны и акафисты
Канон — церковный гимн в прославление Спасителя, Богородицы, Святой Троицы; прославление также может относиться к священному или церковному празднику. Первые каноны были созданы в 7 веке. Каноны составляют важнейшую часть богослужений, но православные христиане могут читать их в частном порядке, то есть дома. Некоторые каноны необходимо прочитать при подготовке к причастию.
В ней в поэтической форме воспеваются важнейшие моменты жизни Спасителя, Богородицы или святого, которому она посвящена. С греческого акафист переводится как «петь, не садясь», однако часто делается исключение для больных и тех, кто молится в глубокой старости. Чтение стоя не позволяет расслабиться и снизить интенсивность молитвы, поэтому дома нужно делать стоя.
Акатиста, обращенная к святым с молитвенной просьбой, часто читается верующими, но сначала вы должны получить на нее церковное благословение, даже если вы читаете ее дома, а не в церкви. Лучше всего читать по православному молитвеннику. Как правило, акатиста или канон читается в конце утренней или вечерней молитвы, в конце перед молитвой «достоин вкушения», но возможно и отдельное чтение акафиста.
Следует помнить, что вначале перед чтением акатиста необходимо произнести особые молитвы, а если речь идет о каноне, то перед чтением канона соответствующие молитвы .