Константин слепинин: азы православия
Содержание:
- Как «поймать» священника?
- История религии
- Православие и современность
- Отношение православия к различным сторонам повседневной жизни
- Церковь — цепочка, которая ведётся от апостолов
- О посте
- Православие и католицизм (основные различия)
- Смерть Иисуса Христа — жертва ради спасения душ
- Поведение в Храме
- Православие и семья
- Самое главное для православия — вера в триединого Бога
- Дети узнавать о православной жизни должны постепенно, а родитель должен быть примером
- Как и сколько молиться?
- Чудеса
- Основы православия изложены в Символе Веры
- Ссылки
- О крестном знамении и поклонах
- Самые полезные уроки Христианства
- Что следует запомнить
Как «поймать» священника?
Сейчас все священники в конце каждого богослужения дают объявления о том, какие службы будут совершены в храме в течение недели. По этому объявлению, как по дорожной карте, и нужно ориентироваться. В храме у любой свечницы или человека в облачении можно спросить, в какое время заканчивается Божественная литургия (утром) или вечернее богослужение. Если к священнику подойти после окончания службы, ему будет проще найти время для беседы с вами. Особенно удобно подойти для беседы после вечерней службы.
Не нужно ничего бояться! Отвечать на вопросы новоначальных — прямая задача любого священнослужителя. Не представляю среди них такого, кто отказал бы во внимании воцерковляющемуся человеку.
История религии
До 1054 года все христианство было единым, разделения на православие и католицизм не существовало. Само учение восходит к апостольским временам или к I веку. Оно сфомировалось на основании Вселенских Соборов — собраний епископата, на котором решались важные вопросы.
Для православия значение имели следующие Соборы:
- 325 год — Первый (Никейский). Был составлен Никейский Символ веры (признаны единосущными все 3 ипостаси — Бог Отец, Сын и Святой Дух), осуждены верования, которые отрицали его.
- 381 — Второй. Утверждено равенство всех трех ипостасей, оформлена окончательная редакция Никейского Символа.
- 431 — Третий (Ефесский). Дева Мария начала именоваться Богородицей, осуждены ереси Пелагия и Нестория.
- 451 — Четвертый (Халкидонский). Принят догмат о том, что Христос — истинный Бог и человек, подобный людям, но без греха. Осуждены некоторые ереси.
- 553 — Пятый. Осуждены ряд учений и их учителей, а также некоторые ученые, в том числе последователи Александрийской богословской школы (Платон, Ориген и другие).
- 680 — Шестой. Осуждены ереси. Из-за усиления упадка дисциплины и благочестия одновременно был созван еще один собор, который принял 102 канона для Церкви на Востоке. Оба Собора заседали в одном месте (дворцовой зале со сводами — трулле), из-за чего их объединили в один Трулльский Собор.
- Середина VIII — не нумерован. Созван ради «Точного изложения Православной веры» — первой систематизации учения, которую составил Иоанн Дамаскин.
- 787 — Седьмой. Иконопочитание вновь возвращено. Принято, что поклоняющиеся иконе поклоняются личности, которая изображена на ней. Это поклонение переходит к написанному святому.
- Март 843 — Торжество православия. Церковные торжества, состоявшиеся после Константинопольского Собора, на котором было восстановлено почитание икон. На сборе еретики преданы анафеме.
- 879 — Восьмой (Поместный). На патриарший престол вновь возвращен патриарх Фотий I, осуждены любые изменения в Символе веры.
Сегодня самой крупной автокефальной православной церковью является РПЦ (Русская православная церковь) или Московский патриархат. Это российский центр, который является носителем философии и традиций религии.
Православие и современность
Наше время дало церкви свободу и оказывает ей поддержку. За последние 20 лет количество верующих, а также тех, кто относит себя к православному вероисповеданию, возросло. Вместе с тем нравственная духовность, которую подразумевает эта религия, наоборот, упала. Огромное количество людей выполняет обряды и посещает церковь механически, то есть без веры. Возросло число храмов и церковноприходских школ, которые посещают верующие. Увеличение внешних факторов только частично влияет на внутреннее состояние человека. Митрополит и другие священнослужители надеются, что все-таки те, кто сознательно принял православное христианство, смогут духовно состояться.
Отношение православия к различным сторонам повседневной жизни
Настоящая православная вера не может быть полностью оторвана от обычной повседневной деятельности человека.
Христианин остается христианином везде — и в храме, и на работе, и в дома.
Ежедневно мы все сталкиваемся с массой житейских бытовых вопросов, которые, на первый взгляд, не имеют никакого отношения к православию. Но если взглянуть глубже, становится ясно — Господь есть везде. Для того чтобы не потерять присутствие Бога в бытовой суете каждого дня, читайте статьи в этом разделе.
- О гадании
- О празднике Ивана Купала: праздновать или нет
- Православие и буддизм
- Об усыплении животных
- НЛО и внеземная жизнь во Вселенной
- Православие и католицизм
- О целительстве и экстрасенсах
- Грех рукоблудства
- О татуировках
- Совместимо ли православие и йога
- Почему гомосексуализм является грехом
- Православие и интернет
- Социальные сети
- Можно ли православным брать кредиты
- О празднике Хэллоуин
- О празднике 8 Марта
- Православные сайты знакомств
- Можно ли православным смотреть телевизор
- О депрессии и унынии
- О грехе винопития (пьянства)
- О дне святого Валентина
- О толерантности
- О тибетской медицине
- Православная церковь о театре и актерстве
- Православная церковь о Деде Морозе
- Православие о либерализме
- Православие о динозаврах
- Православие и баптизм
- Православие и алкоголизм
- Православие и гражданский брак
- Православие и ЗОЖ
- Православие и заговоры
- Православие и астрология
- Православие и секс
- Православие и наука
- Православие и гипноз
- Экзорцизм в православии
- Православие и эвтаназия
- Православие и эволюция
- Православие и Ванга
- Православие и Распутин
- Православие и гомеопатия
- Православие и внематочная беременность
- Должен ли христианин подавлять свои эмоции
- Православие и политика
- Православие и многодетность
- Православие и язычество
- Православие и кремация
- Православие и прививки
- Православие и чайлдфри
- Православие и ислам
- Православие и танцы
- Православие и иудаизм
- Православие и секта
- Православие и торги на бирже
- Православие и протестантизм
- Православные и церкви других религий
- О числе 666
- Церковь о романе “Мастер и Маргарита”
- Православная церковь о фильме “Матильда”
- Православие и самоубийцы
- Православие о животных
- Православие о телегонии
- Православие о курении
- Православие о домовых
- Православие об ИНН
- Православие о бесплодии
- Православие и аутисты
Церковь — цепочка, которая ведётся от апостолов
После смерти Иисуса Христа апостолы продолжили Его дело: они проповедовали и обращали в христианство всё больше людей.
Тех, кто принимал учение Христа, признавали частью Церкви Божьей — то есть совокупности всех верующих праведников.
12 апостолов. Апостолы продолжили дело Иисуса Христа: они проповедовали и обращали в христианство всё больше людей
Земная Церковь — это лишь материальное выражение Церкви духовной. И книга Откровения Иоанна Богослова предупреждает человечество, что в некий момент земная Церковь утратит свои духовные качества.
Но до той поры Церковь — это многочисленные верующие христиане и священнослужители, которые ведут свою историю от первых апостолов.
О посте
Церковь Христова заповедает своим чадам вести умеренный образ жизни, особо выделяя дни и периоды обязательного воздержания — посты. Постились ветхозаветные праведники, постился и Сам Христос (Мф. 4). Еженедельными постными днями (за исключением «сплошных» недель) является среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Христа Иудой, а в пятницу — ради крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни запрещено вкушать мясную и молочную пищу, яйца, рыбу (по Уставу от Фомина воскресения до праздника Св. Троицы рыбу и постное масло вкушать можно), а в период от Недели всех Святых (первое воскресенье после праздника Троицы) до Рождества Христова по средам и пятницам следует воздержаться от рыбы и постного масла.
Многодневных постов в году четыре. Самый длительный и строгий – Великий Пост, который длится семь недель перед Пасхой. Самые строгие из них – Первая и последняя, Страстная. Этот пост установлен в память сорокадневного поста Спасителя в пустыне.
Близок по строгости к Великому Успенский пост, но он короче – с 14 по 27 августа. Этим постом Святая Церковь почитает Пресвятую Богородицу, Которая, предстоя пред Богом, неизменно молится за нас. В эти строгие посты рыбу можно вкушать только три раза – в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), Входа Господня в Иерусалим (за неделю до Пасхи) и Преображения Господня (19 августа).
Рождественский пост продолжается 40 дней, с 28 ноября по 6 января. В этот пост рыбу вкушать разрешается, кроме понедельника, среды и пятницы. После праздника святителя Николая (19 декабря) рыбу можно вкушать лишь по субботам и воскресеньям, а период со 2 по 6 января надо проводить по полной строгости.
Четвертый пост – Святых апостолов (Петра и Павла). Он начинается с Недели всех Святых и заканчивается ко дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла – 12 июля. Устав о питании в этот пост такой же, как и в первый период Рождественского.
Днями строгого поста являются крещенский сочельник (18 января), праздники Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября). Некоторое послабление в строгости поста допускается больным, а так же занятым тяжелым трудом, беременным и кормящим женщинам. Это делается для того, чтобы пощение не привело к резкому упадку сил, и христианин имел силы на молитвенное правило и необходимый труд. Но пост должен быть не только телесным, но и духовным. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост, — учит святитель Иоанн Златоуст, — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Тело постящегося, не отягощаясь пищей, становится легким, укрепляется для принятия благодатных даров. Пост укрощает желание плоти, смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, устраняет невоздержание. Постясь, как говорит святой Василий Великий, постом благоприятным, удаляясь от всякого греха, совершаемого всеми чувствами, мы выполняем благочестивый долг православного христианина. Наверх
Православие и католицизм (основные различия)
Католицизм и православие имеют ряд отличий. Католицизм – ветвь христианского учения, возникшая, как и православие, в 1 в. н.э. в западной Римской империи. А православие — это направление в христианстве, которое зародилось в восточной Римской империи. Вашему вниманию представлена сравнительная таблица:
Православие | Католицизм | |
Отношения с властью | Православная церковь, на протяжении двух тысячелетий, то находилась в сотрудничестве со светской властью, то в ее подчинении, то в изгнании. | Наделение Папы Римского властью как светской, так и религиозной. |
Дева Мария | Богородица считается носителем первородного греха, потому что ее природа человеческая. | Догмат о непорочности Девы Марии (нет первородного греха). |
Святой Дух | Дух Святой идет от Отца через Сына | Дух Святой исходит и от Сына, и от Отца |
Отношение к греховной душе после смерти | Душа совершает «мытарства». Земная жизнь определяет вечную. | Существование Страшного Суда и чистилища, где происходит очищение души. |
Священное Писание и Священное Предание | Священное Писание — часть Священного Предания | Равноценны. |
Крещение | Тройное погружение (или обливание) в воду с причащением и миропомазанием. | Окропление и обливание. Все таинства после 7 лет. |
Крест | 6-8-ми конечный крест с изображением Бога-победителя, ноги прибиты двумя гвоздями. | 4-х конечный крест с Богом-мучеником, ноги прибиты одним гвоздем. |
Единоверцы | Все братья. | Каждый человек – уникален. |
Отношение к обрядам и таинствам | Совершает Господь через священнослужителей. | Совершает священнослужитель, наделенный божественной силой. |
В наши дни очень часто встает вопрос о примирении между церквями. Но в силу существенных и мелких различий (например, католики и православные не могут договориться о применении дрожжевого или бездрожжевого хлеба в таинствах) примирение постоянно откладывается. О воссоединении в ближайшее время вообще не может быть и речи.
Смерть Иисуса Христа — жертва ради спасения душ
По православному учению, грешные души попадают в ад. Это не место, где всё горит, а демоны пытают людей. Это просто мрачная темница, где обречённые души дожидаются Страшного Суда.
Страшный Суд — это последнее событие в истории человечества, после которого прощённые души обретут вечную жизнь в Царстве Божием, а грешники попадут в геенну огненную.
Православие учит, что уйти от этой Божией кары никто не может сам.
Грех искупается одним единственным способом — смертью для жизни вечной.
Но Бог из любви дал верующим шанс спастись: Он добровольно умер на кресте в облике Иисуса Христа. Теперь любой грешник может сделать следующее:
- Раскаяться в грехах;
- Признать Иисуса Христа своим Спасителем;
- Начать праведную жизнь.
В этом случае Божья кара воплощается, но переносится с грешника на Иисуса Христа. Он сам страдает и умирает за грехи человека. Такова Его любовь. Таким образом, «формально» грешник умирает для греха, но воскресает для Церкви Иисуса Христа.
Поведение в Храме
Православный храм — это место особенного присутствия Бога на Земле. Вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни, не навлечь на себя гнев Божий. Приходить к службе надо заблаговременно, за 5-10 минут. Входя, перекреститься и сделать поясной поклон. При входе мужчины снимают головные уборы. Женщины входят в храм с покрытой головой и одетыми соответственно своему полу, стерев губную помаду. Одежда должна быть пристойной и опрятной. В храме нельзя говорить громким голосом, держать руки в карманах, жевать резинку. Без нужды не следует ходить по храму. Ставить свечи и прикладываться к иконам нужно так, чтобы не помешать другим молящимся. Разговоры в храме нужно ограничить до предела. Знакомых кратко поприветствовать, отложив беседы на потом. Придя в храм с детьми, нельзя позволять им бегать, шалить и смеяться. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, следует выйти с ребенком из храма. Подпевать хору можно только очень тихо. При общенародном пении не допускать «бесчинных воплей». Сидеть в храме дозволяется только по причине болезни или сильного утомления. Нельзя сидеть, закинув ногу на ногу. Если все молящиеся встают на колени, нужно присоединиться к ним. На церковной паперти нельзя курить. Нельзя входить в храм с животными или птицами. Недопустимо ходить и разговаривать во время чтения Евангелия, пения «Херувимской» и Евхаристического канона на литургии (от Символа Веры до «Отче наш»). В это время также нежелательно ставить свечи и прикладываться к иконам. Сделать замечание ближнему, который нарушил правила благоповедения, нужно негромко и деликатно. Лучше вообще воздержаться от замечаний, если, конечно, не имеет места наглое, хулиганское действие. Наконец, нужно оставаться в церкви до полного окончания богослужения. Уходить раньше времени можно лишь по немощи или серьезной необходимости. «Брат», «сестра» — наилучшее обращение к мирянам. Мы все — дети Единого Бога и потомки Адама и Евы. «Батюшка» или «отец» — так называют священников как совершителей таинств, чрез которые люди рождаются к жизни духовной. Обычно после слов «отец» добавляют имя, например, «отец Петр». К диакону можно обращаться «отец диакон», к настоятелю храма «отец настоятель». Наверх
Православие и семья
Семья в христианстве — это Малая Церковь, это великое и богоугодное служение. Иметь крепкую верующую семью — большое счастье, которое даруется Богом. Но и сам человек должен много трудиться для того, чтобы суметь построить счастливую семью.
В этом разделе вы найдете ответы на самые насущные вопросы о семейной жизни, деторождении, отношениях между мужем и женой.
Ознакомившись со статьями раздела, вы сможете понять, допустимы ли интимные отношения в пост, как православие относится к ЭКО, как правильно воспитывать детей и прививать им веру, как избегать семейных конфликтов и решать возникшие недоразумения.
- Обряд развенчания в православной церкви: можно или нет
- Обязанности и наставления для мужа и жены в православной семье
- Все о контрацепции
- Православная церковь об абортах
- Все о таинстве венчания в православной церкви
- Венцы для венчания
- Можно ли ставить иконы в спальне
- Иконы в подарок на свадьбу
- Брак с неверующим или иноверцем
- Апостол Павел о любви
- Половая жизнь в Пост
- Икона для благословения молодых перед свадьбой
- Патриархальная семья в православии
- Целомудрие в православии
Самое главное для православия — вера в триединого Бога
В православии Бог не такой, как в других религиях. Он — это Троица. Тем, кто знаком с индуизмом, не нужно отождествлять Троицу и Тримурти.
Тримурти — это всё же три разных божества в едином образе, а Троица — это именно Триединый Бог.
Православный Бог триедин
Триединство — странное и непонятое для человека состояние. Оно парадоксально. Но парадоксы невозможны только с точки зрения материального мира.
Православные Христиане просто принимают как факт, что Бог одновременно один, но в то же время в Нём три элемента:
Бог-Отец — в ветхозаветной традиции Его именуют Яхве или Элохим, но никто не знает, насколько точно реставрировано первое имя и насколько уместно второе, так что в рамках православного вероучения Его называют просто: Господь, Бог, Саваоф и т.д. Это не личные имена, а титулы, но такой подход считается достаточным. Представление о имени Иегова — ошибка, возникшая вследствие небрежной реставрации еврейского произношения.
Один
именно столько Богов есть в христианстве, Троица — это не три Бога, а один
- Сын Божий — это Иисус Христос. Его рассматривают как богочеловека, то есть создание, которое сочетает в Себе две природы. Христос — центральная фигура христианства. В богочеловеческом облике Он, согласно Библии, пришёл на землю, чтобы заключить с людьми Новый Завет.
- Святой Дух — можно образно сказать, что это энергия, которая исходит от Бога. Но понятия «энергия» нет в православии. Скорее было бы правильно сказать, что Святой Дух — это проявление Бога, как свет — проявление Солнца. Одно без другого невозможно. Нельзя сказать, что есть Солнце без света или солнечный свет без самого Светила. Так и Святой Дух — третий аспект Бога, который наделён сознанием. Его обычно изображают в виде голубя.
А что же такое вера в Бога? Это не просто вера в Его существование, как, например, можно верить в пришельцев. Вера — это полное доверие Богу, любовь к Нему, отношение как к заботливому родителю.
Дети узнавать о православной жизни должны постепенно, а родитель должен быть примером
Нет ничего хорошего в том, чтобы навязывать ребёнку какие-то идеи. Если верующий христианин хочет воспитать ребёнка таким же, как он, то родитель сам должен приложить все усилия, чтобы Церковь Христова стала осознанным выбором его чада.
Верой нужно заинтересовать. Для начала лучше всего познакомить ребёнка с библейскими историями:
- про Данила;
- про Христа;
- про потоп.
Нельзя заставлять ребёнка быть православным, это может быть только его выбор.
А вот тащить в Церковь на причастие и заставлять соблюдать посты — это абсурд и издевательство.
Популярное издание Детской Библии
Родитель сам должен стать для ребёнка примером христианского благочестия, чтобы тот захотел стать таким же.
Единственное, чем действительно стоит озадачиться, — это воспитанием праведного человека. Для этих целей полезны поучительные сказки, мультфильмы и, конечно, библейские сказания. Лучший вариант их изложения представлен в детской Библии.
Как и сколько молиться?
Порой люди невоцерковлённые решают, что могут сами определить для себя молитвенное правило, но тут есть опасность, с одной стороны, не молиться вообще, с другой — наложить на себя бремена неудобоносимые. Для определения размеров правила в первую очередь надо обратиться к священнослужителю. Он порекомендует молитвы, которые не только наполнены смыслом, но и богодухновенны — с таких начинается утреннее и вечернее правило. Они дают не столько информацию, сколько духовные силы.
Как младенцу мы предлагаем сначала молоко, а потом твёрдую пищу, так и новоначальному — духовному младенцу — нужно предложить молитвы, которые безусловно усваиваются душой. Только спустя время можно перейти к длинным канонам и последованию ко Причастию: когда он уже поймёт, что молитва — это прямое общение с Богом, Божией Матерью и святыми.
Чудеса
Христианство, как ни одна другая религия, изобилует большим количеством чудес и чудесных явлений.
Они даются нам Господом для укрепления в вере, для борьбы с унынием и для того, чтобы люди не забывали — Бог всегда рядом с нами.
Для того же Церковь чтит и большое количество праздников — все они установлены в какие-либо памятные для христианства дни. Вспоминая те или иные значимые события, мы имеем прекрасную возможность укрепить свою веру и утвердится в ней.
- Туринская плащаница Господа нашего Иисуса Христа
- Чудеса и помощь Божией Матери
- Честной пояс Пресвятой Богородицы
- Чудеса в православии
- Чудеса схождения Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме
- Масло Матроны Московской
- Цветы Матроны Московской
- Хлеб Матроны Московской
- Стояние Зои
- Десница Спиридона Тримифунтского
- Барнаульское чудо
- Мощи преподобного Серафима Саровского
- История и места хранения мощей святителя Николая Чудотворца
- Мощи святой Елизаветы Федоровны
- Мощи святых Петра и Февронии
- Мощи святой Матроны Московской
- Мощи святой блаженной Ксении Петербуржской
- Мощи святого Александра Свирского
- Мощи святого Иоанна Кронштадского
- Мощи святого Пантелиймона Целителя
- Мощи святого Луки Крымского
- Мощи святого Александра Невского
- Мощи святого Иоанна Шанхайского
- Мощи святого Гавриила Ургебадзе
- Мощи святого Феодора Ушакова
- Мощи святого Андрея Первозванного
- Мощи святителя Тихона Задонского
- Мощи Спиридона Тримифунтского
- Мощи Сергея Радонежского
- Мощи князя Владимира
- Мощи княгини Ольги
- Мощи Амвросия Оптинского
- Мощи Илии Муромца
- Мощи Иоанна Крестителя
- Предсказания Лаврентия Черниговского
- Пророчества святого Космы Этолийского
Основы православия изложены в Символе Веры
Если совсем коротко описать суть учения Русской православной церкви, то это безупречно делает «Символ веры»:
«Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь».
В этой короткой молитве изложены все основы православного христианства. Но, пожалуй, будет справедливо не оставить читателя одного с этим фактом, а разобрать основные представления этой молитвы. Этим мы и займёмся дальше.
Ссылки
Вера в Викисловаре |
Вера в Викицитатнике |
Вера на Викискладе |
Вера в Викиновостях |
- А. И. Осипов. Путь разума в поисках истины // Глава IV, § 1.
- О вере и неверии Православная энциклопедия «Азбука веры»
- Кураев А. В., Кураев В. И. Религиозная вера и рациональность // Исторические типы рациональности / Отв. ред. В. А. Лекторский. — Т.1. — М.:ИФРАН, 1995. — 350 с. (С. 74-95.) ISBN 5-201-01891-2
- А. В. Кураев. О вере и знании
- Кураев А. В. О вере и знании — без антиномии // Вопросы философии, 1992. — № 7 — С.45-63.
- Л. И. Корочкин, чл.-корр. РАН. О роли науки и роли религии в формировании мировоззренческой парадигмы
- Карен Армстронг. История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе = A history of God. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2021. — 500 p. — 2000 экз. — ISBN 978-5-91671-541-5.
О крестном знамении и поклонах
Еще святитель Василий Великий писал: «В Церкви все благообразно и по чину да бывает». Крестное знамение — видимое свидетельство нашей веры. Чтобы узнать, православный перед тобой или нет, надо просто попросить его перекреститься, а по тому, как он это сделает и сделает ли вообще, все станет ясно. Вспомним евангельское: «Верный в малом и во многом верен» (Лк. 16, 10).Внешне молитвенное чувство проявляется в осенение себя крестом (по-славянски «крестным знамением», т.е. изображением, знаком креста), в коленопреклонении и поклонах — малых (поясных) и великих (земных, касаясь земли коленями, руками и головой).Крестное знамение совершается правой рукой. Для этого соединяем первые три перста(пальца) вместе, а два остальных — безымянный и мизинец — пригибаем к ладони. Тремя соединенными перстами прикосаемся ко лбу, ко груди, к правому и затем к левому плечу, изображая крест на себе, и, опустив руку, кланяемся.Соединение трех перстов означает нашу веру во Святую Троицу: Бога Отца, Бога сына и Бога Духа Святого; два же пригнутые перста означают нашу веру в Сына Божия Иисуса Христа: что Он имеет два естества – есть Бог и человек, и ради нашего спасения сошел с неба на землю.Крестное знамение полагаем на чело, чтобы освятить телесные силы и призвать благословение на дела рук наших. Крестное знамение символизирует призывание имени Божия и славословие Бога, поэтому оно совершается обычно при словах «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» или при любом другом начале молитвы, и словах «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» или при другом каком-нибудь славословии и в конце молитвы.Как не подобает призывать имя Божие всуе, т.е. без надобности и неблагоговейно, так и крестное знамение не следует творить часто и поспешно, а тем более небрежно.Когда священник благословляет, произнося «Мир всем», надо поклониться, не совершая крестного знамения; при осенении же крестом полагаем и мы на себя крестное знамение.Поклонами мы выражаем благоговение наше к Богу и покаянные чувства. Земные поклоны, столь частые в дни покаяния и поста, особенно Великого поста перед Пасхой, не принято совершать в дни общей духовной радости – в воскресные дни, в великие праздники, от Пасхи до дня Святой троицы и от Рождества до Богоявления.Причастившись Святых Христовых Таин, не делаем земных поклонов в тот день.Коленопреклонение, т.е
стояние на коленях, бывает в храме во время чтения особых коленопреклонных молитв.Молиться нужно благоговейно и неспешно, со вниманием и не суетясь, ибо молитва – это беседа с Богом
Если времени мало, лучше прочесть одну-две молитвы, отложив остальные на удобное ближайшее время.Если при чтении книги важно не столько прочитать ее, сколько поразмыслить над ней, если в обычной беседе важно не только сказать, но и выслушать другого, то тем более, читая молитву, следует подумать над словами ее и, произнеся молитву Богу, нужно выслушать и ответ Его.Настоящая молитва создает особую настроенность жизни христианина и определяет его поступки, его поведение, и в этом – результат молитвы, ибо не напрасно сказал Господь: «Не всякий, говорящий Мне: Господи,Господи! – войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». (Мф.7,21).
(Мф.7,21).
Самые полезные уроки Христианства
Итак, в прошлый раз мы уже обсудили, что Библия создана, или как минимум, очень подходит для максимально эффективного убеждения неразумных людей, действовать разумно и подавлять свои животные инстинкты и потребности (которые идут от дьявола), всячески поощряя правильные и разумные поступки и мысли (божественные).
То есть, тем, что Христианство утверждает и учит, что человек сотворён по Божественному образу и подобию, значит он изначально разумен, способен на все, и главное, способен на полный контроль своего поведения.
Просто в человеке одновременно борются 2 сущности (дьявольская и божественная), то есть, его разумная сущность (интеллект и знания) и животные инстинкты (если им следовать вырастут, рога, хвост и копыта).
И от того, кто победит в этом противоборстве в каждом отдельном человеке и зависит, будет ли человек при жизни счастлив или несчастен (начало пути в рай или ад).
Поэтому на одном плече всегда сидит ангел, а на другом демон, как две части головного мозга, рептильная и более разумная. Если следовать животным инстинктам, то попадешь в ад, а государство развалиться и погибнет, как Содом и Гоморра, или как древний Рим.
Что следует запомнить
Есть слова Священного Писания и молитвы, которые желательно знать наизусть.1. Молитва Господня «Отче наш» (Мф. 6, 9-13; Лк. 11, 2-4). 2. Основные заповеди Ветхого Завета (Втор. 6, 5; Лев. 19,18). 3. Основные евангельские заповеди (Мф. 5, 3-12; Мф. 5, 21-48; Мф. 6, 1; Мф. 6, 3; Мф. 6, 6; Мф. 6, 14-21; Мф. 6, 24-25; Мф. 7, 1-5; Мф. 23, 8-12; Ин. 13, 34). 4.Символ Веры. 5.Утренние и вечерние молитвы по краткому молитвослову. 6. Число и значение таинств. Таинства нельзя смешивать с обрядами. Обряд есть любой внешний знак благоговения, выражающий нашу веру. Таинство — это такое священнодействие, во время которого Церковь призывает Духа Святаго, и Его благодать нисходит на верующих. Таковых таинств семь: Крещение, Миропомазание, Причащение (Евхаристия), Покаяние (Исповедь), Брак (Венчание), Елеосвящение (Соборование), Священство (Рукоположение).
Как помочь ближнему на смертном одреПути Господни неисповедимы. Случается так, что человек, всю жизнь проживший без Бога, на пороге смерти обретает веру, желает принять Крещение — то самое Таинство, о котором сказал Спаситель: «Кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Но нет рядом священника… В такой ситуации долг всякого православного христианина — совершить Крещение «страха ради смертнаго». Для этого нужно освященной или даже обычной водой трижды омыть (окропить) болящего, произнося при этом: «Крещается раб Божий (полное православное имя), во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Это Крещение считается действительным, и если больной выздоравливает, оно восполняется уже в храме таинством Миропомазания. Крестить человека, находящегося в бессознательном состоянии, против его воли, пользуясь его телесной слабостью, ни в коем случае нельзя. Цель не оправдывает средства. Бывает и так, что крещеный, но далекий от Церкви человек на пороге смерти хочет покаяться в грехах. И здесь каждый православный христианин, конечно, если совсем невозможно позвать священника, обязан принять исповедь умирающего. Спросить о тяжких грехах — убийствах, абортах, супружеских изменах, разврате во всех формах, воровстве, пьянстве, участии в сектах, связи с сатанинскими силами посредством астрологов, экстрасенсов и знахарей. После исповеди, тайну которой надо сохранять до гроба, вознести Богу горячую молитву о том, чтобы Он помиловал кающегося. А если есть мало-мальская возможность призвать к одру смерти священника, нужно, невзирая ни на какие трудности, совершить это доброе дело.
За что Господь попускает болезни?Господь попускает нам болезни, в первую очередь, за грехи — для их искупления, для изменения порочного образа жизни, осознания этой порочности и понимания того, что земная жизнь — это краткий миг, за которым стоит вечность, а какой она будет у каждого, зависит от его жизни на земле. Часто дети болеют за грехи родителей, чтобы горе сокрушило их бездумную жизнь, заставило задуматься и измениться, очиститься от страстей и пороков. Болеем мы и для нашего смирения и недопущения к злым и гибельным поступкам. Однажды Иисус Христос шел с учениками, и апостолы увидели человека, безногого от рождения. Он сидел у дороги и просил милостыню. Ученики спросили: «Почему у него нет ног?» Христос ответил: «Если бы у него были ноги, огнем и мечем прошел бы он всю землю». Зачастую Господь вырывает нас болезнью из обычного хода жизни, сберегая от серьезной беды, малой неприятностью избавляет от большей. Многие болезни возникают от действия нечистых духов. При этом симптомы демонических нападений бывают очень сходны с естественной болезнью. Из Евангелия ясно, что исцеленная Господом скорченная женщина (Л к. 13, 11-26) не была бесноватой, но причиной ее болезни было действие духа нечистого. В таких случаях врачебное искусство бессильно, и исцеление подается только силой Божией, изгоняющей духа злобы. Христианское отношение к болезням заключается в смиренном принятии воли Божией, в осознании своей греховности и тех грехов, за которые попущена болезнь; в покаянии и изменении жизни. Молитва, пост, милостыня и другие добродетели умилостивляют Господа, и Он ниспосылает нам исцеление. Если же мы идем к врачам, то просим благословения Божия на лечение и доверяем им тело, но не душу. Наверх